психологическая готовность к школе

параметры готовности к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_doshkolnogo_vozrasta_k_obucheniyu_v_shkole.pptx304.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Слайд 2

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе у него все будет хорошо. Учительница будет добрая и красивая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на одни пятерки. Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того , как ребенок подготовлен к школе.

Слайд 3

Психологи делят готовность к школе на три вида: Физическая Интеллектуальная Личностная

Слайд 4

Физическая - уровень физического развития в соответствии с возрастными нормами; - физическое здоровье; - развитие мелких мышц руки; - пространственная организация и координация движений ( в том числе координация «глаз-рука »); - готовность к учебным нагрузкам.

Слайд 5

Приёмы развития физического здоровья к систематическому обучению в школе: Приобщение к спорту, активный отдых; Разнообразное и полноценное питание; Соблюдение режимных моментов: ночной сон – не менее 10.5 часов; дневной сон; прогулки не менее 2.5 часов; непрерывная работа за компьютером не более 15 минут.

Слайд 6

Последствия физической неготовности к систематическому обучению Психосоматические расстройства; Возникновение хронических заболеваний и обострение уже имеющихся; Спад работоспособности, проблемы с вниманием, поведением, усвоением учебного материала; Негативное отношение к школе.

Слайд 7

Интеллектуальная готовность Умение думать, анализировать, делать выводы; Развитая речь, достаточный словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведенья о себе; Способность концентрации внимания, умение строить логические связи, развитая память и хорошая мелкая моторика.

Слайд 8

Личностная готовность Ребенок должен уметь общаться со сверстниками; Проявлять инициативу в общении и не ждать, когда его позовут другие ребята; Должен понимать и принимать принятые нормы поведения в обществе; Должен уметь учитывать интересы других детей или коллективные интересы, уметь отстаивать свое мнение; Чувствовать разницу в общении с детьми и учителем, другими взрослыми и родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Можно дать ему возможность ему самому устанавливать контакты с окружающими в поликлинике, в магазине, на детской площадке и пр.

Слайд 9

Волевая готовность (умение контролировать и сдерживать свое поведение) Способность управлять своим поведением; Способность сосредоточиться на выполнении задания не очень интересного, но очень нужного. Выдерживать напряжение в работе; Способность поставить «НАДО» выше «ХОЧУ»;

Слайд 10

Социальные страхи младших школьников Страх ошибки на уроках ( неправильно ответить, поднять руку, выйти к доске) Страх насмешек сверстников; Страх наказания и утраты расположения взрослых.

Слайд 11

«Портрет» первоклассника, неготового к обучению в школе: Чрезмерная игривость; Недостаточная самостоятельность; Импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность ; Неумение общаться со сверстниками; Трудность общения с незнакомыми людьми (стойкое нежелание контактировать, или наоборот непонимание своего статуса); Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции; Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие; Плохое развитие тонко координированных движений рук, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

Слайд 12

«Портрет» первоклассника, неготового к обучению в школе Недостаточное развитие произвольной памяти; Задержка речевого развития(это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои чувства).

Слайд 13

И вот...

Слайд 14

В сентябре ваш ребенок торжественно отправится в 1 класс. Пройдет несколько месяцев, и понемногу привыкнете к новой роли – мамы первоклассника. С какими же психологическими проблемами в школе вы можете столкнуться?

Слайд 15

Авторитет учителя В 1 классе достаточно высока зависимость ученика от учителя. В детском саду было 2 воспитателя, няня, логопед, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель и т.д., а в школе ребенок находится под абсолютным влиянием одного педагога. Сколько угодно примеров, когда первоклассник так сыплет дома: «Анна Петровна сказала, Анна Петровна велела …» Родителям же можно посоветовать, не мучиться бессмысленной ревностью, а попробовать сформировать у ребенка здоровый скепсис. Разумеется, нельзя игнорировать или высмеивать рекомендации учителя. Можно предложить ребенку выполнять их не слепо, рассуждая: чего от него хотели в том или ином случае, какова была цель того или иного распоряжения.

Слайд 16

Свое и чужое. В школе появляется довольно новое для ребенка понятие – личная собственность. В общем, это понятие существует и детском саду, но здесь оно не акцентируется: шкафчики не запираются, игрушки все общие. А у школьника появляется свой ранец, возможно, даже с замком, но нет шкафчика для вещей. На этом фоне проявляются особенности поведения, которые ошибочно расцениваются как детская клептомания (воровство). Ребенок может в раздевалке заглянуть в карманы чужого пальто, в портфель соседа, взять без спроса карандаш или ластик. Прежде, чем ругать ребенка или вести к психологу, следует выяснить, что стоит за таким поведением. Возможно, это происходит из-за домашней вседозволенности или неумения различать свою и чужую собственность – уважение как к своей, так и к чужой собственности закладывается в семье. Скорректировать подобное поведение на ранней стадии гораздо проще.

Слайд 17

Заяц в портфеле Иногда первоклассник носит с собой в портфеле игрушки. Как к этому относиться? Спокойно. Игрушка, из дома – «помощник» в адаптации ребенка к новым условиям. Роль игрушки очень значима: ребенок носит с собой как бы часть своего дома. Запрещать это совсем не стоит, так как, скорее всего ребенок продолжит класть игрушку в портфель – только тайно. Подобная привычка, как правило, исчезает к окончанию первого класса. Если же ребенок продолжает совать в портфель игрушку, будучи уже школьником со стажем, необходимо обратить внимание на то, все ли у него в порядке, как ему живется в школе, нет ли серьезных проблем.

Слайд 18

Трудотерапия. Малыш будет уставать в школе, поэтому взрослые будут стараться сделать все возможное, что бы он мог полноценно отдохнуть. К сожалению, многие родители освобождают детей от домашних обязанностей: - вытирать пыль; выносить мусор; мыть свою обувь и т.д. Но для развития личности ребенка очень важно, чтобы он продолжал выполнять хоть какие-то поручения по дому. Аргументы родителей, что малыш перезагружен в школе, несостоятельны. Обязанности дисциплинируют ребенка. И не следует забывать, что физический труд полезен для здоровья.

Слайд 19

Погода в доме. Большое значение для сохранения радости, которая возникает у детей, когда они только начинают учебу, имеет атмосфера, царящая в семье. Доброжелательные отношения между членами семьи положительно влияют на сохранение желания учиться у детей. Для ребенка очень важны: - радость матери; - доброе слово отца; - или похвала бабушки по поводу того, что он правильно выполнил то или иное задание. Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Это придаст ему уверенности в себе, подкрепит желание стать лучше, добиться хороших результатов в учебе.

Слайд 20

В добрый путь!