Инновационные образовательные технологии "Цветные палочки Кюизенера"

Попиченкова Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей и педагогов.

Примерные упражнения с цветными палочками Кюизенера:

Младший возраст

Игры на закрепление цвета.

1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.

2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.

4. Перечисли цвета всех палочек на столе.

5. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

Младший и средний возраст:

Игры на закрепление длины.

1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая)палочка? Или палочки одинаковы по длине?

2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.

3. Найди 2 палочки одинаковой длины (разной длины).

4. Выбери 2 палочки одной длины. Какого они цвета?

5. Возьми желтую и синюю положи, чтобы наверху оказалась короткая, а сверху длинная.

Старший возраст:

На ориентировку в пространстве.

1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочки. Какого цвета палочка вверху, внизу, посередине?

2. Составь поезд из бордового, оранжевого и красного так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного.

Старшие, подготовительные группы:

Знакомство с числом.

1. Возьми белую палочку. Она самая короткая. Это единица. Число 1.

2. Найди палочку, где белая палочка укладывается 2 раза. Найди такую же палочку, сколько их? (2). Розовая палочка – это число 2. (И так до 10).

Подготовительные группы:

1. Составь 2 поезда так, чтобы в одном из них было 3 розовых вагона, а другой, состоящий тоже из розовых вагонов, был на 1 (2) вагон длиннее.

2. Составь палочку, из одинаковых палочек разными способами.

(Состав числа).

Далее палочки используются для составления и решения задач.

Задание 1. Бабушка купила клубничного мороженого в количестве 3-х штук (розовая палочка) и 3шт. ванильного (белая палочка.) Поместится ли все мороженое в коробку (палочку) синего цвета? Ответ: да, поместится.

Какого мороженого по количеству больше: клубничного или ванильного? – (одинаковое количество). Какого мороженого по весу больше клубничного или ванильного? – (клубничного). Клубничного мороженого 6 грамм, а ванильного 3 грамма.

Задание 2. Мама испекла пирог (синяя палочка) и разделила его на три одинаковые части (голубые палочки). Кусочек съела сама, кусочек съела дочка. Сколько кусочков осталось? – (один). Пришел с работы папа, он разделил оставшийся кусочек на три равные части и поделился с мамой и дочкой. Сколько кусочков пирога осталось? – (ни одного).

Задание 3. Дети составляют самостоятельно, исходя из того, какую цель перед собой ставят и какие задачи хотят решить.

Примеры игр с палочками Кюизенера:

Игра «Назови число – найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход игры:

Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (пример: белая – один, розовая – два, голубая – три, красная – четыре и так далее). В начале называются числа и палочки показываются по порядку, а затем вразбивку.

Игра «Найди пару»

Варианты:

1. К палочке определенного цвета подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.

2. К палочке определенного цвета подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).

Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом вразбивку.

Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешочки, на которых изображена соответствующая цифра.



Предварительный просмотр:

Экспресс информация.

Эффективное применение в образовательной деятельности по ФЭМП палочек Х. Кюизенера для развития детей среднего дошкольного возраста

Воспитатель: Попиченкова О.Н.

Математические понятия часто носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Формирование количественных представлений у дошкольников - важная часть математического развития детей.

Другая предпосылка для формирования понятия о числе создается тогда, когда дети узнают, что определенное количество не меняется, несмотря на изменяющиеся условия его восприятия (например, пять конфет остаются пятью конфетами независимо от того, лежат ли они кучкой на столе или по одной). Это лежит в основе представлений о пространстве или сохранении количества. Оно образует предпосылку для усвоения понятия о количественных числительных.

С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентости и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет палочек и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка, естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» (счетных палочек Кюизенера) позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных счетных палочек Кюизенера, детей, также, легко подвести к осознанию отношений «больше-меньше на...», познакомить с транзитивностью, как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражняться в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя со счетными палочками Кюизенера, дети осваивают такие понятия, как «левое», «правое», «длинное», «короткое», «между», «каждый», «одна из...», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.



Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии «Цветные палочки Кюизенера»

Содержательная часть:

Задача современного дошкольного образования,не просто количественное накопление у детей знаний, а, в первую очередь, развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе актуальными являютсясовременные образовательные технологии. Одно из таких средств «Счетные палочки Кюизенера».

Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. «Цветные счетные палочки Кюизенера» называются еще числами в цвете, цветными линеечками, палочками для счета.

Этот яркий и привлекательный набор поможет дошкольникам научиться решать логические задачи, сделает процесс обучения веселым и занимательным.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Задачи, которые решаются при помощи палочек Кюизенера:

  1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов).
  3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  4. Осваивать прямой и обратный счет.
  5. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
  6. Усвоить отношения между числами (больше-меньше) и равенство множеств, пользоваться знаками сравнения: >, <, =.
  7. Помочь ов ладеть ар ифметическими де йствиями сл ожения, вы читания, ум ножения и деления.
  8. На учить де лить це лое на ча сти и из мерять объемы.
  9. Ра звивать тв орческие сп особности, во ображение, фа нтазию, сп особность к мо делированию и конструированию.
  10. По знакомить со св ойствами ге ометрических фигур.
  11. Ра звивать пр остранственные пр едставления (с лева, сп рава, вы ше, ни же и т.д.).
  12. Ра звивать ло гическое мы шление, вн имание, память.
  13. Во спитывать са мостоятельность, ин ициативу, на стойчивость в до стижении цели.

Па лочки Кю изенера – это 122 ра зличных по цв ету и ве личине па раллелепипедов, вы полненных из пластика. Дл ина их ко леблется от 1 до 10 сантиметров.

Эти па лочки де лятся на сл едующие се мейства:

  • се мейство бе лых чи сел об разует чи сло 1. Он пр едставлен бе лыми па лочками;
  • се мейство кр асных чи сел – чи сла, кр атные дв ум (2, 4, 8). Это па лочки ро зового (2 ), кр асного (4), ви шневого (8) цв етов;
  • се мейство си них чи сел – чи сла, кр атные тр ем (3, 6, 9). Оно пр едставлено па лочками го лубого (3 ), фи олетового (6 ), си него (9) цв етов;
  • се мейство же лтых чи сел – чи сла, кр атные пя ти (5, 10). Оно пр едставлено па лочками же лтого (5) и ор анжевого (1 0) цв етов;
  • се мейство че рных чи сел об разует чи сло 7. Это па лочки че рного цвета.

Гл авное пр еимущество па лочек Кю изенера – во зможность их пр именения при ра боте с ре бятами ра зного возраста. Для ма лышей это ув лекательный иг ровой ма териал, ко торый по зднее по может ос воить ма тематические за коны без ск учного заучивания. Он пр ивлекает св оей кр асочностью и многофункциональностью [1.3].

Па лочки мо жно пр едлагать де тям с 2-3 лет для вы полнения на иболее пр остых упражнений. Уп ражняться с па лочками де ти мо гут ин дивидуально или не большими подгруппами. Во зможно и фр онтальная ра бота со вс еми де тьми, хо тя та кая фо рма ра боты не ре комендуется в ка честве ведущей. Во спитатель пр едлагает де тям уп ражнения в иг ровой форме - это ос новной ме тод об учения, по зволяющий на иболее эф фективно ис пользовать палочки. За нятие с па лочками ре комендуется пр оводить си стематически, ин дивидуальные уп ражнения че редовать с коллективными.

На пе рвом эт апе де тей це лесообразно по знакомить с на бором па лочек, ра ссмотреть с ни ми, из че го он состоит. Мо жно пр едложить вы ложить па лочки на ст ол, пе ремешать их, по казать по оч ереди кр асную, си нюю и т.д. палочки. Вз ять в пр авую ру ку ст олько па лочек, ск олько ре бенок см ожет уд ержать, на звать цв ет ка ждой па лочки; вз ять в ле вую ру ку ст олько па лочек, ск олько ре бенок см ожет уд ержать и на йти ср еди вз ятых па лочек па лочки од инакового цв ета и т.д.

Па лочки Кю изенера в на чале ис пользуются как иг ровой материал. Де ти иг рают с ни ми, как с об ыкновенными ку биками и па лочками или как с ко нструктором, со здают ра зличные конфигурации. Их пр ивлекают ко нкретные об разы, а та кже ка чественные ха рактеристики ма териала – цв ет, ра змер, форма. Од нако, уже во вр емя иг ры с па лочками де ти от крывают не которые от ношения: од инаковость дл ины па лочек, од инаковость се чения и др.

На вт ором эт апе пр оводят иг ры, ко торые по могают де тям ос воить пр остранственно-качественные характеристики. От крыть их мо жно в со вместной де ятельности вз рослого и ребенка. При эт ом вз рослый не ог раничивается вн ешним по казом и пр очтением го товых ко нфигураций, а да ет во зможность ре бенку вы брать то де йствие, ко торое он сам хочет.

Ко гда де ти на чинают зн акомиться с ци фрами, они уз нают, что ка ждый цв ет мо жно об означить цифрой. Че рез иг ру де ти ус танавливают св язь ме жду чи слом и длиной.

Да лее де ти уч атся с по мощью па лочек Кю изенера ср авнивать чи сла и пр иходят к вы воду, что ка ждое сл едующее чи сло бо льше пр едыдущего на единицу.

Ос ваивая со став чи сла, де ти по степенно пе реходят к пр оцессу сл ожения и вычитания. Во спитатель пр едлагает от ыскать фи олетовую палочку, пр ибавить к ней розовую. За тем ну жно на йти па лочку, ра вную по су мме фи олетовой и розовой, т.е. по дв ум сл агаемым на ходят сумму. Но мо жно ре шить и об ратную за дачу, ко гда од ну палочку не обходимо за менить дв умя др угими, со хранив дл ину первой, т.е. по су мме на ходят два слагаемых.

Так как де ти уже ус тановили св язь ме жду чи слом, цв етом па лочек и дл иной, то их мо жно ис пользовать для из мерения дл ины ра зных пр едметов, пр иняв бе лую па лочку за мерку. Ср авнивая ко личество ис пользуемых па лочек для из мерения дл ины ра зных пр едметов, мо жно ср авнить пр едметы по длине.

До полнением к на бору «Ц ветные сч етные па лочки Кю изенера» яв ляются ал ьбомы «В олшебные до рожки», «На золотом крыльце…», и другие, в которых сформулированы задания для детей по возрастам.

Помощь воспитателя в процессе выполнения заданий должна носить косвенный характер: педагог предлагает ребенку еще раз подумать, попробовать другой вариант действий. Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их проверяли [2.36].

Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности воспитатель продумывает различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности. Игровые моменты выполняют мотивационную роль (построить будку для собачки, лестницу для куклы и т.д.). В старшем дошкольном возрасте уже можно заинтересовать детей соревнованием (составление на скорость цифр из палочек и т.п.). Но чтобы деятельность была результативной, проводить занятия нужно регулярно.

В результате введения в образовательный процесс технологии «Цветные палочки Кюизенера» это существенно разнообразило занятия по формированию элементарных математических представлений и заметно повысило интерес детей к образовательной деятельности.

Таким образом, технологию «Цветные палочки Кюизенера» целесообразно применять для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических представлений. Для закрепления дома знаний полученных в детском саду, необходимо, также, познакомить и родителей с этой технологией.

Список использованной литературы:

1. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера?: Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д – 2006, 64 с.

2. Чеплашкина И. Н., Кларина Л. М., Михайлова З. А., Разноцветные полоски. Играем в детском саду, дома и на улице, – СПБ, Мир искусства и Детство-Пресс 2007, 125 с.



Предварительный просмотр:

Станция «Игросити»

Мастер – класс «От простого к сложному»

Космическое путешествие  Цветных палочек.

На одной далекой планете жили-были разноцветные палочки. Их в коробке было очень много и вот однажды им стало скучно лежать без дела, да и места в коробке было маловато, и они решили отправиться в путешествие по вселенной.

Во время своего путешествия, они очень много узнали о себе: что с их помощью можно классифицировать по цвету; выполнять упражнения в сравнении предметов по высоте, длине, ширине; познакомить всех желающих с последовательностью чисел натурального ряда и с составом числа; освоить прямой и обратный счет; они узнали, что могут помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания; и даже научить делить целое на части и измерять объекты. Цветные палочки чувствовали себя очень важными и нужными. Они решили, что своими знаниями, которые они собрали во время путешествия, нужно срочно с кем-то поделиться.

И тут они попали на планету Земля и встретили одинокого путника. Звали его Джордж, а фамилия у него была  Кюизенер.  Джорджа поразили возможности цветных палочек, и он предложил им называться не просто цветными палочками, а цветными счетными палочками Кюизенера. Палочки с радостью согласились и с тех пор вся вселенная их знает, как «Цветные счетные палочки Кюизенера». Земляне, прослышав о необыкновенных возможностях палочек Кюизенера, пригласили их поселиться в детском саду, чтобы палочки играя с детьми, научили их всему, чему узнали сами. Палочки с удовольствием приняли приглашение и с тех пор они живут у нас в детском саду, и с радостью делятся всем, что знают сами со всеми желающими.

А вы хотите, чтобы цветные палочки и с вами поделились знаниями?

Закройте глаза и представьте, что вам всем сейчас по 2-3 года.

Задание (1-я младшая)

  1. Разложите палочки по цвету и длине.
  2. Выложите из палочек дорожки, заборчики, дома и все, все, все, что вы сами придумаете. Но не забывайте, что вам около 3-х лет.

(Закрываем глаза) А теперь вы подросли и вам уже 3-4 года.

Задание (2-я младшая)

  1. Выложите лесенку от самой маленькой палочки до самой большой и наоборот. Что у вас получилось? (Сериационный ряд).
  2. Назовите цвета всех палочек длиннее голубой, но короче черной.

(Закрываем глаза). Наш фантастический рост продолжается и нам уже по 4-5 лет.

Задание (средняя)

  1. Положите синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной и розовую справа от желтой.
  2. «Симметрия». Завершите замысел художника, выложите симметрично вторую часть предмета.

(Закрываем глаза). Продолжаем расти. И вот нам уже по 5-6 лет.

Задание (старшая)

1. Соотнесение цифры и палочки. Я называю цифру – вы мне показываете палочку, которая соответствует данной цифре. Далее я вам называю цвет палочки, а вы мне показываете цифру, которая эта палочка обозначает.

2. Перед вами рабочий лист. Как вы видите буквы фиксируют столбик, а цифра номер строчки. На поле выкладываем палочки… Цифра по вертикале показывает – сколько клеток слева надо отступить, а цветной квадратик – какого цвета палочку нужно положить в данной строчке. Цифра по горизонтали показывает, сколько клеток сверху надо отступить, а цветной квадратик – цвет палочки, которую надо положить в данном столбце. Рекомендую сначала выложить все в одном направлении (например, по столбцам), а потом в другом (по строчкам).

(Закрываем глаза). И вот мы уже выпускники детского сада, нам по 6-7 лет.

Задание (подготовительная)

1. Как вы думаете при помощи палочек Кюизенера можно решать задачи? Конечно можно!

Задача: В небе зажглось 7 звезд, а чуть позже зажглись еще 3 звезды. Сколько звезд всего зажглось на небе?

2. «Слуховой диктант». Возьмите пустое поле. Сейчас я вам буду диктовать сочетание цифра-буква-цвет, а вы будете выкладывать на поле. Будьте внимательны!

Ну вот, палочки и поделились с вами всем тем, что знают сами и вы уже готовы спуститься в Космический центр и принять участие в интеллектуальном марафоне вместе с другими участниками.



Предварительный просмотр:

Сказка на мастер-класс «От простого к сложному» для педагогов

«Космическое путешествие Цветных палочек».

СЛАЙД 1

На одной далекой планете жили-были разноцветные палочки. Их в коробке было очень много и вот однажды им стало скучно лежать без дела, да и места в коробке было маловато, и они решили отправиться в путешествие по вселенной.

СЛАЙД 2

Во время своего путешествия, они очень много узнали о себе: что с их помощью можно классифицировать по цвету; выполнять упражнения в сравнении предметов по высоте, длине, ширине; познакомить всех желающих с последовательностью чисел натурального ряда и с составом числа;

СЛАЙД 3

освоить прямой и обратный счет; они узнали, что могут помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания;

СЛАЙД 4

и даже научить делить целое на части и измерять объекты.

СЛАЙД 5

Цветные палочки чувствовали себя очень важными и нужными. Они решили, что своими знаниями, которые они собрали во время путешествия, нужно срочно с кем-то поделиться.

СЛАЙД 6

И тут они попали на планету Земля и встретили одинокого путника. Звали его Джордж, а фамилия у него была Кюизенер. Джорджа поразили возможности цветных палочек и он предложил им называться не просто цветными палочками, а цветными счетными палочками Кюизенера.

СЛАЙД 7

Палочки с радостью согласились и с тех пор вся вселенная их знает, как «Цветные счетные палочки Кюизенера».

СЛАЙД 8

Земляне, прослышав о необыкновенных возможностях палочек Кюизенера, пригласили их поселиться в детском саду, чтобы палочки играя с детьми, научили их всему, чему узнали сами.

СЛАЙД 9

Палочки с удовольствием приняли приглашение и с тех пор они живут у нас в детском саду, и с радостью делятся всем, что знают сами со всеми желающими.


Предварительный просмотр: