Методическая копилка. История и обществознание.

Методическая копилка педагога содержит материалы, которые помогают в работе с детьми, над темой самообразования и педагогическом поиске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ

и другим предметам гуманитарного цикла

с учащимся, который обучается на дому

Пояснение:  Обучение на дому рекомендуется учащимся, имеющим ряд заболеваний, которые не позволяют заниматься в классе. При некоторых заболеваниях ребенок не может сидеть или находиться сидя долго, и требуется проведение во время занятия специальных процедур или обязательный перерыв. Урок может быть разбит на 2-3 части с перерывами до 10 минут.

Уроки гуманитарного цикла на некоторых этапах требуют слушания, и поэтому отдых ребенка может использоваться для чтения художественного текста по теме или документа, иллюстрирующего тему, вызывающего положительные  эмоции. Рекреационный эффект имеют также разгадывание кроссворда, загадок и т.п.

Вариант 1.

1.Приветствие, установление контакта с учащимся.                                                     1 мин.

2.Определение темы и изложение цели занятия. Постановка основных проблем. 3-4 мин. 3.Объяснение узловых моментов темы и трудных вопросов. ОУН (записи).

 Обмен мнениями, вопросы учащегося                                                                          3-5 мин..                                                                      

4.Работа с учебником. Задание на самостоятельную работу.  Поиск материала в учебнике,

рабочих тетрадях, атласе и т.п..  ОУН (записи, форма конспекта).                              5-8 мин.

Реабилитационный перерыв.                                                                                          5-10 мин.

5. Беседа по изученному материалу, работа по вопросам или выполнение теста       5-8 мин

6. Релаксация. Отзыв учащегося о самостоятельной работе, изучаемой теме и т.п.  1-2 мин.

7. Закрепление изученного материала с помощью обзора учебника или на другом материале (например, энциклопедия и т.п.). Дополнительный, в т.ч. иллюстративный материал, худ. литература.                                                                                                  4-мин.

8. Подведение итогов занятия. Самооценка и оценка (уровень, одобрение и т.п.) учителя. Отметка.                                                                                                                                 1 мин

Вариант 2.

1.Приветствие, установление контакта с учащимся.                                                     1 мин.

2. Предложение учащемуся определить цель занятия по теме  и выбрать                 3 мин.

 форму  конспекта. Помощь учащемуся. Здание на самостоятельную работу. ОУН (записи).

3. Работа с учебником. Объяснение трудных и проблемных вопросов темы.            8 мин

4.Релаксация. Обмен мнениями о значении темы, интересе к теме,  трудностях    2 мин

Реабилитационный перерыв.                                                                                          5-10 мин.

5. Работа с дополнительным материалом, документами, энциклопедией и т.п., просмотр иллюстраций.                                                                                                                      6 мин.

6. Беседа по ранее изученному материалу, повторение и закрепление, схема знаний по теме.                                                                                                                                      6 мин.

7. Подведение итогов занятия. Самооценка и оценка (уровень, одобрение и т.п.) учителя. Оценки.                                                                                                                                1 мин.



Предварительный просмотр:

                   Технология работы с детьми

 с особыми образовательными потребностями

   

   К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глухие), с слышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениях ни, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой  сферы. Технологию их образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика (дефектология).

Особыми потребностями таких детей являются:

         раннее выявление первичного нарушения в раз: с помощью медико-психологической и социально-педагогической  диагностики;

        применение специального обучения и психолого-педагогической поддержки сразу же после диагностики

        абилитация и реабилитация по индивидуальной программе;

        использование различных средств, «обходных путей» в обучении, применение такого содержания, которое не включается в образование нормального ребёнка;

        регулярный контроль, мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации;

        особые формы организации образовательной среды и жизненного пространства, адекватные нарушению и не нужные нормально развивающемуся ребёнку;

        интеграция усилий семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации;

        регулярный контроль, мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации; — особые формы организации образовательной среды и жизненного пространства, адекватные нарушению и не нужные нормально развивающемуся ребёнку;

        интеграция усилий семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации;

        дифференциация каждого из возрастных периодов;

        пролонгированное образование и его выход за рамки школьного

возраста.

    Специальное образование детей с особыми потребностями осуществляется в спецшколах и интернатах. Кроме специалистов-педагогов, к учебно-воспитательно-реабилитационному процессу подключается целая «команда» специалистов-реабилитаторов: медики, психологи, социальные педагоги.

Современная система специальных услуг по удовлетворению особых образовательных потребностей детей включает:

— психолого-медико-социально-педагогический патронаж, профилактику и комплексную помощь (ПМСП-центры, консультации);

— специальное образование (специальные образовательные учреждения);

— профессиональную адаптацию: ориентацию, образование, трудоустройство (реабилитационные центры, УПК, мастерские);

— социально-педагогическую помощь (социально-педагогические центры).

Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полного раскрытия реабилитационного потенциала, интеграции ребёнка в общество. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) методами специальной педагогики. В процессе обучения и воспитания происходит социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности.

Для успешной интеграции ребёнка с ограниченными возможностями в общество большое значение имеет трудотерапия,

Трудотерапия — широко применяемый универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными диагнозами и степенями нарушения психики или двигательных функций.

На занятиях по трудотерапии проводится работа по профориентации детей-инвалидов для дальнейшего трудоустройства (по возможностям ребёнка) и как минимум — обучение элементарному самообслуживанию в быту для будущей жизни. Детей учат приготовлению пищи, несложному ремонту одежды и обуви, домашней электро- и радиоаппаратуры, мебели, посуды и т.д.

Предтечи, разновидности, последователи

Ш Монтессори-педагогика. В области специальной педагогики М. Монтессори выдвинула и апробировала принципы: антропологический (идти от ребенка), условий свободы развития ребёнка («помоги ребёнку так, чтобы он сам мог помочь себе», «помоги мне это сделать самому»), концентрации внимания (активность рук под руководством ума), специально подготовленной обучающей среды (материал — орудие освоения мира), сензитивности, ограничения порядка, особого места педагога, социального воспитания и интеграции.

Ш Кэмпхиллское движение — форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями. Помогающий и нуждающийся в помощи живут рядом, учась друг у друга взаимопониманию, в условиях христианской общины.

Ш Система Глена Домана (США). Врач из Филадельфии использовал для лечения больных детей с тяжёлыми поражениями центральной нервной системы стимуляцию непоражённых «резервных» клеток головного мозга. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. После нескольких месяцев упражнений больные дети начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. Впоследствии эту методику стали использовать для раннего обучения здоровых детей, применяя карточки с различной информацией (изображениями, словами и т.д.).

Ш Лечебная педагогика А.А. Дубровского. В работе с детьми-инвалидами используются приёмы:

— отвлечение ребёнка от ухода в болезнь («учись быть активным, невзирая на болезнь, и она отступит!»);

— использование лечебного воздействия деревьев и растений;

— занятие гимнастикой, движение;

— включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов);

— внесение игры, романтики в жизнь больных детей (всем коллективом играть с детьми);

— пробуждение ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими (комнаты для размышления);

— помощь в занятиях творчеством;

— занятия по психотерапии.

Ш Включённое (интегрированное) образование (распространено в Европе). Понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:

а) посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;

б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;

в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные дели;

г) обеспечиваются необходимой поддержкой;

д) для диагностики и оценивания используются тесты со стобалльной шкалой, результат не имеет характера «ярлыка, маркера»;

е) получают психолого-педагогическую и социально-патронажную помощь (с приоритетом перед медицинской);

ж) включаются в систему разнообразной и гибкой социально-трудовой адаптации (специальные мастерские, центры дневного пребывания, образовательные учреждения, структуры надомного типа);

з) имеют различные льготы в трудоустройстве.

                     

 Рекомендуемая литература

Белкин Л.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000.

Вейс Т. Как помочь ребёнку? (Опыт лечебной педагогики в Кемпфил-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой. М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992.

Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

Грааданский кодекс РФ от 26.01.1996.

Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличе-вой, Н.А. Коробейникова, ГФ. Кумариной, М., 1995.

убровина Н.В. Рабочая книга школьного психолога. М, 1991.

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95.

Конвенция ООН о правах ребёнка. М., 1993.

Коррекционная педагогика (основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии) / Под ред. Б.Л. Пузанова. М., 1998.

Коррекционная педагогика; Учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 2001.

Марковская Н.Ф, Задержка психического развития. М., 1995.

Обучение в коррекционных классах. М, 1991.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога М., 2001.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. В. Дубровиной. М., 1998.

Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. М.: ТЕИС, 1997.

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.,2001.

Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. М., 2000.

Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

Шевченко С.Г, Коррекционно-развивающее обучение. М., 1999.

(Г.К. Селевко. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М, 2005).



Предварительный просмотр:

Моя методическая копилка

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения

Дифференциация обучения — это создание различных условий обучения для детей с различными способностями и проблемами путём организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Содержательная основа уровневой дифференциации — наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Учащимся с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

Перечислим преимущества:

— исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей;

— повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

— в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться;

— создаются щадящие условия для слабых;

— у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

— отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

— появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

— реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

— повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Выделяют следующие виды дифференциации:

— региональную — по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

внутришколъную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

внутриплатную, или внутрипредметную (группы в

составе класса).

Внутриклассную дифференциацию называют ещё «внутренней» в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.

К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы. При этом дети с проблемами выделяются в отдельную группу, с которой держится постоянный воспитательный контакт.

Индивидуальный подход это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные

особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.

Технологии компенсирующего обучения

Нет неуспевающих, есть неуспевшие.

Е.Н. Ильин

По данным статистических наблюдений, в настоящее время до 20% детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, которые без организации дополнительной психолого-педагогической помощи ученику приводят к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагогической дезадаптации.

Под компенсирующим обучением в общеобразовательных учреждениях РФ подразумевают обучение в специально создаваемых классах школьников, не имеющих отклонении в интеллектуальном развитии, но по различным причинам испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. У этих детей при сохранённых возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти и внимания, недостаточный теми психических процессов, не-сформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Эти школьники обладают низкими адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми перед воздействиями внешней среды и предрасположенными к патологическим реакциям па школьные перегрузки и стрессовые ситуации.

В связи с этим в общеобразовательных школах существуют классы компенсирующего обучения, где предусмотрены специальные диагностико-коррекционные программы, выявляющие и корректирующие дефекты развития детей, дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учащихся.

Компенсирующее обучение — это создание вокруг ребёнка реабилитирующего пространства, в котором предусматриваются компенсация недостатков школьного образования, семейного воспитания, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Необходимый компонент технологии компенсирующего обучения — создание динамического наблюдения (мониторинга) за состоянием и развитием каждого ребёнка.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь педагогическая любовь к ребёнку (забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками — сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:— обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов)',

- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

взаимообучение, диалогические методики;

дополнительные упражнения',

— оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Организация технологии компенсирующего обучения предусматривает:

— классы индивидуализированного обучения (I-IV), где занятия ведутся по учебным планам классов четырёхлетнего обучения и включают уроки по коррекции недостатков развития (логопедия, психокоррекция, физкультура и др.);

— классы выравнивания (1-1У);

— классы усиленной педагогической поддержки (У-1Х);

— разновозрастная группа среднего звена (все классы);

— центр индивидуального надомного обучения.

Классы усиленной педагогической поддержки. Коррекционные методы, применяемые на начальной ступени компенсирующего обучения, показывают, что целесообразно продолжать обучать этих детей в составе сложившегося классного коллектива, применяя следующие специальные приёмы:

тренинг вычислительных навыков, включающий материал начальной школы;

упражнения на развитие памяти;

— уменьшение (а не укрупнение) дидактических единиц (УДЕ);

опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному.

Разновозрастные группы (РВГ).  РВГ особая организационная форма, включающая различные виды обучения; группового, коллективного и индивидуального. В РВГ входят ученики У-1Х классов (разного возраста и уровня развития). Каждый ученик имеет право изучать материал в других классах (по одним предметам он может опережать свой класс, по другим — отставать). Занятия регламентируются не расписанием, а индивидуальными картами обучения по предметам, ученики посещают их по желанию и ориентировочным графикам.

Из методик внутри предметной дифференциации при меняются различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:        

опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы;

алгоритмы решения задачи или выполнения задачи (от аналогичного примера до логической схемы);

указание типа задачи, закона, правила;

подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли;

предупреждение о возможных ошибках; — разделение сложного задания на составляющие. Периодически, по прохождении тем и разделов, ученику предлагаются диагностические работы, чтобы определить уровень усвоения им материала и на этой основе наметить дальнейший путь развития. Ученик может на одном предмете задержаться, другой изучать в опережающем режиме.

Учитель работает с группой (микрогруппами) учащихся, но у него оказывается больше возможностей для индивидуализации обучения.



Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №7 г. Киржача

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №7:        Л.С.ЛОСЕВА.

«Основы государства и права»

8-9 классы.

(68 час.)

Программа факультативного курса

Составила – Гонышкова О.Г.

учитель истории и обществознания.

Киржач, 2014 г.

\ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса по Основам государства и права  составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень),  на основе авторской программы А.Ф.Никитина: Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2006. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в  8-9 классах, из расчета 1 час в неделю.

Дання программа рассчитана на учащихся, которые готовятся серьезно изучать данный курс и в случае успешного его изучения приступить к работе по программе аналогичного курса, рассчитанного на профильную подготовку.

Нормативно - правовая основа рабочей программы по праву:

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»  ( в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ);
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
  4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

Программы

Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф.Никитин. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2006. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

Ресурсное обеспечение рабочей программы

1.Правоведение: базовый уровень: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ А.Ф. Никитин. - М.: Просвещение, 2005.(Допущено министерством образования и науки Российской Федерации).

 Учебно-методическая литература

  1. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
  2. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
  3. Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
  4. Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
  5. Административный кодекс РФ. – М., 2002.
  6. Конституция Р.Ф. – М., 2008.
  7. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
  8. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
  9. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
  10. Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)

Место предмета в  учебном плане

Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов и является продолжением изучения правовой сферы в курсе обществознания в основной средней школе. При этом в ней предусмотрен резерв времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего  поколения.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям образовательной программы курса относятся следующие:

  • история государства и права, вопросы теории государства и права
  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
  • конституционное право, Конституция РФ;
  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
  • вопросы семейного и образовательного права;
  • имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Цели

Изучение права направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

В результате изучения права в данном курсе ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности;

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задача (на примерах конкретных ситуаций).    

Виды деятельности:  

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе основного   общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения факультативного курса «Основы государства и права» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной и правовой среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск правовой информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

 Содержание изучаемого факультативного 43курса

КТП. 1 год обучения (8 класс).

Тема

Количество час.

Время проведения

Раздел I

История и теория государства и права

9 час.

Тема 1

История государства и права  

4

1

Происхождение государства и права

1

сентябрь

2

Из истории российского права

1

сентябрь

3

Реформа российского права после 1991г.

1

сентябрь

4

Тест «История государства и права»

1

сентябрь

Тема 2

Вопросы теории государства и права

5

5

Что такое государство?

1

октябрь

6

Что такое право?  

1

октябрь

7

Что такое право?  

1

октябрь

8

Правовое государство

1

ноябрь

9

Творческая  работа «Государство и право»

1

ноябрь

Раздел II

Конституционное право

24 час

Тема 3

Конституция Российской Федерации

24

10

Понятие Конституции

1

ноябрь

11

Общая характеристика Конституции РФ

1

декабрь

12

Основы конституционного строя

1

декабрь

13

Основы конституционного строя

1

декабрь

14

Тест «Основы конституционного строя»

1

январь

15

Федеративное устройство

1

январь

16

Президент РФ  

1

январь

17

Федеральное Собрание

1

февраль

18

Федеральное Собрание

1

февраль

19

Правительство РФ

1

февраль

20

Судебная власть. Прокуратура.

1

февраль

21

Местное самоуправление

1

март

22

Права и свободы человека и гражданина

1

март

23

Международные договоры о правах человека

1

март

24

Гражданские права  

1

март

25

Политические права  

1

апрель

26

Экономические, социальные и культурные права

1

апрель

27

Тест «Права и свободы человека». Права ребенка  

1

апрель

28

Избирательное право  

1

апрель

29

Тест «Избирательное право». Избирательный процесс

1

май

30

Избирательный процесс

1

май

31

Консультирование по творческим работам

1

май

32-33

Защита творческих проектов

2

май

34

Резерв 

 1 час.

КТП. 2 год обучения (9класс).

Тема

Количество час.

Время проведения

Раздел III

Гражданское, налоговое и семейное право

16 час.

Тема 4

Гражданское право

8

1

Понятие и источники гражданского права

1

сентябрь

2

Обязательственное право  

1

сентябрь

3

Право собственности  

1

сентябрь

4

Гражданская правоспособность и дееспособность

1

сентябрь

5

Предпринимательство  

1

октябрь

6

Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда.

1

октябрь

7

Зачет «Гражданское право»

1

октябрь

8

Контрольная работа «Гражданское право»

1

октябрь

Тема 5

Налоговое право  

3

9

Налоговое право. Налоговые органы

1

ноябрь

10

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

1

ноябрь

11

Тест «Налоговое право»

1

ноябрь

Тема 6

Семейное право

5

12

Понятие и источники семейного права  

1

ноябрь

13

Брак, условия его заключения

1

декабрь

14

Права и обязанности супругов

1

декабрь

15

Права и обязанности родителей и детей

1

декабрь

16

Контрольная работа «Семейное право»

1

январь

Раздел  IV

Трудовое, административное и уголовное право

14 час.

Тема 7

Трудовое право  

5

17

Понятие и источники трудового права  

1

январь

18

Трудовой договор. Коллективный договор

1

январь

19

Оплата труда. Охрана труда.

1

февраль

20

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

1

февраль

21

Контрольная работа «Трудовое право»

1

февраль

Тема 8

Административное право

3

февраль

22

Административное право. Административные правонарушения

1

март

23

Административная ответственность

1

март

24

Тест «Административное право»

1

март

Тема 9

Уголовное право

6

25

Понятие и источники уголовного права

1

март

26

Преступления

1

апрель

27

Преступления

1

апрель

28

Уголовная ответственность

1

апрель

29

Тест «Уголовное право» 

1

апрель

30

Зачет «Отрасли  права»

1

май

Раздел  V

Правовая культура

2  час.

Тема10

Правовая культура

2

31

Содержание правовой культуры

1

май

32

Совершенствование правовой культуры

1

май

33-34

Защита творческих проектов

2 час

май

Содержание курса

Раздел I. История и теория государства и права (9 час.)

Тема 1. История государства и права- 4 час.  

Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.

Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли.  Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I.  Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России.

Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».

Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.

Тема 2. Вопросы теории государства и права - 5 час.

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

Раздел  II  Конституционное право (24 час)

 Тема 3. Конституция Российской Федерации- 24 час.

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления  государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства.  Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия

Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.

Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.

Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.

Судебная власть в РФ. Судебная  система: федеральные суды и суды субъектов  РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы  демократических выборов. Избирательное законодательство.

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.  

2 год обучения.

Раздел  III. Гражданское, налоговое и семейное право (16 час.)

Тема 4.  Гражданские право- 8 час.

Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности.

Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель  и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.

Тема 5.  Налоговое право- 3 час.

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые организации. Аудит.

   Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество.            

   Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и  

   уголовная ответственность.

 

Тема 6.  Семейное право- 5 час.

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.

Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов.

Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство.

Раздел  IV. Трудовое, административное и уголовное право (14 час.)

Тема 7. Трудовое право-5 час.

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.

Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора.

Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.

Тема 8. Административное право- 3 час.

Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания и их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Тема 9.  Уголовное право-6 час.

Понятие преступления. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категория преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.

Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство.   Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным судом РФ.

Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.

Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.

Профессиональной юридическое образование.  Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.

Раздел  V. Правовая культура (2 час.)

Тема 10.  Правовая культура- 2 час.

Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствование правовой культуры.


Календарно-тематический план, 1 год обучения (8класс).

урока

Наименование раздела программы.

Тема урока

Кол-во

час.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерителя

Дата-план

Дата

-

факт

Раздел I

История и теория государства и права.

9 час.

Тема 1

История государства и права

4 час.

1

Происхождение государства и права.

1

. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.

Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал .

Знать основные положения урока.

Самостоятельная практическая работа: составление таблицы.

Заполнение таблицы.

2

Из истории российского права

1

Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли.  

Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная.

Манифест 17 октября 1905г.

Основные государственные законы – конституционные законы России.

Советское право. «Сталинская» Конституция СССР1936 г.

Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».

Характеризовать развитие права в России.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал .

Знать основные положения урока.

Устный опрос, проблемные задания

3

Реформа российского права после 1991г.

1

Распад СССР. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.

Характеризовать реформу российского права после 1991г.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал .

Знать основные положения урока.

Практические задания по разбору проблемных вопросов

4

Тест « История государства и права»

1

Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права.

Развитие права в России до 19 века.

Советское право.

Реформа российского права после 1991г.

Знать основные понятия темы

«История государства и права».

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В;

Тестовая диагностическая работа

Тема 2

Вопросы теории  государства и права

5 час.

5

Что такое государство

1

Понятие государства.

Различные подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Знать понятие государства, признаки и функции, формы правления, государственного устройства и политического режима.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал

Самостоятельная практическая работа: составление таблицы.

Заполнение таблицы.

6

Что такое право?  

1

Понятие права. Система права. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права.

Знать понятие права, систему права, отрасли и институты права, признаки права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

7

Что такое право?  

1

Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Знать формы реализации (источники) права, виды норм права.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания.

Составление схемы.

8

Правовое государство

1

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

Знать понятие правового государства. Характеризовать признаки правового государства.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания.

Составление схемы.

9

Контрольная работа «Государство и право»

1

Развитие права в России.

Понятие государства.

Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права.

Виды норм права. Правовое государство,

его признаки.

Знать основные понятия раздела

«История и теория государства и права».

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам раздела.

Контрольная диагностическая работа

Раздел II

   Конституционное право

24 часа

Тема 3

   Конституция    Российской Федерации

24 часа

10

Понятие Конституции

1

Понятие конституции, ее виды.

Знать понятия: Конституция, виды конституций.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Самостоятельная практическая работа: составление таблицы.

Заполнение таблицы.

11

Общая характеристика Конституции РФ

1

Конституционное право России, его  источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Знать общую характеристику Конституции РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

12

Основы конституционного строя

1

Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Знать основы конституционного строя РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

13

Основы конституционного строя

1

Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления  государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Знать основы конституционного строя РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

14

Тест «Основы конституционного строя»

1

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Знать понятия: Конституция, основы конституционного строя.

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В;

Тестовая  диагностическая работа

15

Федеративное устройство

1

Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Характеризовать федеративное устройство РФ, виды субъектов.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

16

Президент РФ  

1

Президент Российской Федерации. Статус главы государства.  Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности.

Знать статус Президента  РФ, его полномочия.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

17

Федеральное Собрание

1

Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования.

Знать устройство Федерального собрания РФ. Состав и способ формирования  обеих палат парламента.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

18

Федеральное Собрание

1

Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.

Знать Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

19

Правительство РФ

1

Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.

Знать состав и порядок формирования Правительства РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

20

Судебная власть. Прокуратура.

1

Судебная власть в РФ. Судебная  система: федеральные суды и суды субъектов  РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

Характеризовать систему судебной власти в РФ, принципы судопроизводства, функции прокуратуры РФ.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

21

Местное самоуправление

1

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Знать структуру и формирование местного самоуправления.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

22

Права и свободы человека и гражданина

1

Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Знать содержание второй главы Конституции РФ, виды прав человека и гражданина.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

23

Международные договоры о правах человека

1

Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.

Знать Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

24

Гражданские права  

1

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести.

Знать гражданские права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

25

Политические права  

1

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей.

Знать политические права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

26

Экономические, социальные и культурные права

1

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Знать экономические, социальные и культурные права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

27

Тест «Права и свободы человека». Права ребенка  

1

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Знать права ребенка, Декларацию прав ребенка, Конвенцию о правах ребенка.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Тестовая  диагностическая работа

28

Избирательное право  

1

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы  демократических выборов. Избирательное законодательство.

Знать избирательные права граждан, принципы демократических выборов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа

29

Избирательный процесс

1

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Знать этапы избирательного процесса, основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

30

Тест «Избирательное право. Избирательный процесс».

1

Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Характеризовать особенности основных избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Тестовая  диагностическая работа

31

Зачет «Конституционное право»

1

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Все основные понятия по теме «Конституционное право».

Знать основные понятия по теме «Конституционное право», характеризовать сущностные особенности понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Устный индивидуальный опрос

32-33

Творческие работы.

1

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Все основные понятия по теме «Конституционное право».

Знать основные понятия раздела

«Конституционного  права».

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам раздела.

Урок-семинар

34

Резерв 

1

Календарно-тематический план, 2 год обучения(9 класс).

урока

Наименование раздела программы.

Тема урока

Кол-во

час.

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерителя

Дата-план

Дата

-

факт

Раздел III

Гражданское, налоговое и семейное  право

16 час.

Тема 4

Гражданское право

8 час.

1

Понятие и источники гражданского права

1

Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности.

Знать понятие, источники, субъекты гражданского права.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал .

Устный опрос, проблемные задания

2

Обязательственное право  

1

Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.

Характеризовать обязательственное право. Знать понятие сделки, договора.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Самостоятельная практическая работа: составление таблицы.

Заполнение таблицы.

3

Право собственности  

1

Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности.

Знать понятие собственности, виды собственности, правомочия собственника. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал .

Практические задания по разбору проблемных вопросов

4

Гражданская правоспособность и дееспособность

1

Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.

Знать понятия гражданской правоспособности и дееспособности. Эмансипация.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

5

Предпринимательство  

1

Предприниматель  и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Характеризовать особенности предпринимательской деятельности, знать виды предприятий.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

6

Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда.

1

Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.

Знать нематериальные блага, пути их защиты, понятие морального вреда.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические задания по разбору проблемных вопросов

7

Зачет «Гражданское право»

1

Понятие и источники гражданского права. Обязательственное право. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Предприниматель  и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты.

Знать понятия темы «Гражданское право».

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Устный индивидуальный опрос.

8

Контрольная работа «Гражданское право»

1

Понятие и источники гражданского права. Обязательственное право. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Предприниматель  и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты.

Знать понятия темы «Гражданское право».

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам темы.

Контрольная диагностическая работа

Тема 5

 Налоговое право

3 часа

9

Налоговое право. Налоговые органы

1

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые организации. Аудит.

Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество.            

   

Знать понятия налогового права, права и обязанности налогоплательщика, субъекты и объекты налоговых правоотношений, налоговые организации, аудит, виды налогов.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Самостоятельная практическая работа: составление таблицы.

Заполнение таблицы.

10

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

1

Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и     уголовная ответственность.

Характеризовать административную и     уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

11

Тест «Налоговое право»

1

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоги с физических лиц. Налоговые организации. Аудит.

Знать понятия по теме «Налоговое право».

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В;

Тестовая диагностическая работа

Тема 6

 Семейное право

5 час.

12

Понятие и источники семейного права  

1

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.

Знать понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ, понятие семьи, семейные правоотношения.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

13

Брак, условия его заключения

1

Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.

Знать понятие брака, условия его заключения. Порядок регистрации брака.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические задания по разбору проблемных вопросов

14

Права и обязанности супругов

1

Права и обязанности супругов. Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.

Характеризовать права и обязанности супругов, личные права, имущественные права и обязанности, личные права, имущественные права и обязанности.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические задания по разбору проблемных вопросов

15

Права и обязанности родителей и детей

1

Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство.

Знать права и обязанности родителей и детей.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

16

Контрольная работа «Семейное право»

1

Понятие и источники семейного права. Понятие семьи. Члены семьи. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав.

Знать понятия по теме «Семейное право».

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам темы.

Контрольная диагностическая работа

Раздел IV

Трудовое, административное и уголовное   право

14 час.

Тема 7

Трудовое  право

5 час.

17

Понятие и источники трудового права  

1

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.

Знать понятие и источники трудового права, трудовые правоотношения, права и обязанности работника и работодателя.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

18

Трудовой договор. Коллективный договор

1

Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора.

Знать понятие трудового договора, его виды, стороны и порядок заключения трудового договора.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Практические работа по изучению содержания документа.

19

Оплата труда. Охрана труда.

1

Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Характеризовать системы оплаты труда. Знать понятие охраны труда, особенности охраны труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

20

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

1

Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.

Характеризовать индивидуальные и коллективные трудовые споры. Знать понятие дисциплины труда, дисциплинарную и материальную ответственность работников.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

21

Тест  «Трудовое право»

1

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор. Коллективный договор. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Дисциплина труда. Дисциплинарная и материальная ответственность работников.

Знать понятия по теме «Трудовое право»

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам темы.

Контрольная диагностическая работа

Тема 8

Административное  право

3 час.

22

Административное право. Административные правонарушения

1

Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.

Знать понятие и источники административного права, виды административных правонарушений.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

23

Административная ответственность

1

Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные наказания и их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Знать виды административной ответственности, характеризовать

Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

24

Тест «Административное право»

1

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные наказания и их виды.

Знать понятия по теме «Административное право».

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В;

Тестовая диагностическая работа

Тема 9

Уголовное  право

6 час.

25

Понятие и источники уголовного права

1

Понятие уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.

Знать понятие уголовного права, принципы российского уголовного права, источники уголовного права.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

26

Преступления

1

Понятие преступления. Состав преступления. Категория преступлений. Неоднократность преступлений.

Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.

Знать понятие преступления, основные группы преступлений.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

27

Уголовная ответственность

1

Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.

Знать понятие уголовной ответственности, виды наказаний, ответственность несовершеннолетних.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

28

Процессуальное право

1

Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.

Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности.

Знать понятие процессуального права, особенности гражданского процесса и уголовного процесса, особенности профессиональной юридической деятельности.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

29

Тест «Уголовное право» 

1

Принципы российского уголовного права. Понятие преступления. Состав преступления. Категория преступлений. Основные группы преступлений. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Процессуальное право.

Знать понятия по теме «Уголовное право».

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В;

Тестовая  диагностическая работа

30

Зачет «Отрасли  права»

1

Отрасли материального и процессуального права.  Гражданское, налоговое, семейное, трудовое, административное, уголовное право. Источники, принципы, субъекты правоотношений.

Виды юридической ответственности.

Знать основные понятия по теме «Отрасли права», характеризовать сущностные особенности понятий. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Устный индивидуальный опрос

Раздел V

Правовая культура

2 час.

Тема 10

Правовая культура

 2 час.

31

Содержание правовой культуры

1

Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры.

Знать понятие правовой культуры, содержание правовой культуры.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

32

Совершенствование правовой культуры

1

Пути совершенствование правовой культуры.

Характеризовать пути совершенствование правовой культуры.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал.

Устный опрос, проблемные задания

33

Творческие работы.

1 час

Понятия гражданского, налогового, семейного, трудового, административного, уголовного права. Их источники. Субъекты права. Особенности материального и процессуального права.

Знать основные понятия сущностные особенности понятий по курсу «Право» в 11 классе.

Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В и С; давать развернутый аргументированный ответ по вопросам раздела.

Урок-сминар

34

Резерв 

1час



Предварительный просмотр:

Он-лайн Тест. Внешняя и внутренняя политика Бориса Годунова

Вопрос № 1 
Борис Годунов стал русским царем, потому что:

 имел право старшинства
 был избран на Земском соборе
 на этом настоял польский король
 был указан приемником в духовной грамоте (в завещании) Ивана Грозного
 по его приказу был убит законный престолонаследник

Вопрос № 2 
Укажите основные направления внутренней политики царя Бориса Годунова

 Приглашение иностранных мастеров в Москву
 Широкое строительство крепостей
 Укрепление поместного и вотчинного хозяйства
 Отправка дворянских детей на учебу в Польшу
 Массовые казни политических противников
 Утверждение патриаршества
 Поощрение всеобщего доносительства

Вопрос № 3 
Борис Годунов венчался на царство в...

 1591 году
 1598 году
 1599 году
 1600 году
 1601 году

Вопрос № 4 
Борис Годунов подписал в 1597 году указ...

 о заповедных летах
 о восстановлении права крестьян на переход в Юрьев день
 об увеличении платы за пожилое
 об урочных летах

Вопрос № 5 
Назовите имя первого патриарха на Руси

 Иов
 Кирилл
 Мефодий
 Гермоген
 Филарет

Вопрос № 6 
На какой срок в 1586 году было продлено перемирие Русского царства с Речью Посполитой

 На 16 лет
 На 15 лет
 До 1602 года
 До 1605 года