КИНЕЗИОЛОГИЯ В РАБОТЕ

Дзинзус Ольга Ильинична

Предварительный просмотр:

Возможности образовательной кинезиологии в работе по развитию познавательных процессов детей дошкольного возраста

Современная педагогическая наука «пестрит» различными здоровьезберегающими технологиями, с подробным описанием приемов и методов их внедрения в педагогическую практику. К здоровьезберегающим технологиям, в частности, относят образовательную кинезиологию. На мой взгляд, в работе с детьми дошкольного возраста ей следует уделить особое внимание. Программа образовательной кинезиологии направлена на развитие межполушарных связей и взаимодействий, синхронизацию работы коры головного мозга, что способствует развитию познавательных процессов ребенка. Учитывая, что у детей дошкольного возраста кора больших полушарий еще окончательно не сформирована внедрение кинезиологической практики в повседневную работу с детьми имеет большое значение для коррекции проблем и стимулирования развития скрытого потенциала ребенка. Целью данной статьи является ознакомление с возможностями кинезиологической науки в работе по развитию познавательных процессов и заинтересовать педагогов-практиков в использовании полученных знаний в своей повседневной работе.

Коснемся немного истории и терминологии. Образовательная кинезиология возникла как «ветвь» науки – кинезиология (от греческого «кинезис» – движение, «логос» – наука). Кинезиология – наука о развитии мозга через движение. Образовательную кинезиологию можно представить, как систему повышения возможностей детей, вне зависимости от возраста, путём вытягивания потенциала, заключённого в теле. Специально разработанные организованные движения, способствуют оптимизации деятельности головного мозга и получению доступа к скрытым ресурсам развития человека. Основали это направление американцы Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Педагог, доктор наук, Пол Денинсон, работал в Калифорнии в Центре группового учения для неуспевающих детей. Работая с детьми с 1970 по 1990 годы, педагог создал программу «Гимнастика мозга». Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, которые приносили пользу каждому обучающемуся вне зависимости от его проблемы, а также пробуждали систему "интеллект - тело" и приводили её в готовность к обучению. Особенно эффективной данная программа оказалась для детей, испытывающих сложности в обучении и диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты «Гимнастики мозга» были оценены экспериментальным путем. В эксперименте участвовали 19 учеников из специальной школы. Каждый из них делал упражнения из программы «Гимнастика мозга» по 10-15 минут ежедневно. За 1 год успеваемость учащихся, принимавших участие в эксперименте, повысилась на 50%. Повысилась также способность учащихся концентрироваться на выполнении задании. В этом же, 1987 году, в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. С этого времени «Гимнастика мозга» распространилась по всему миру и оказалась весьма результативной как в развитии детей общих, так и специальных образовательных учреждений. В ряде источников можно встретить название программы « Гимнастика мозга» как синоним названия «образовательная кинезиология».

Говоря о возможности образовательной кинезиологии в работе по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста, нужно отметить, чем привлекательны кинезиологические упражнения. Наряду со своей эффективностью, «Гимнастики мозга» привлекает простотой и практичностью. Работать по программе можно с детьми, начиная с 4 летнего возраста. Известно, что психическое развитие детей начинается еще в утробе матери, протекает соответственно своей генетически заложенной программе. Наиболее интенсивно развитие продолжается до 9 лет, пока кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Возрастной период с 3 до 9 лет можно назвать наиболее благоприятным для развития творческих и индивидуальных возможностей человека. Большую часть этого временного промежутка занимает дошкольное детство. Поэтому большая роль в воспитательно-образовательном процессе детских садов отводится развитию памяти, восприятия, мышления, внимания детей. Все движения комплексов программы «Гимнастика мозга» воздействуют на различные системы организма. Их можно разделить на три блока:

1. Упражнения, при выполнении которых, увеличивается тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек).

2. Упражнения, при выполнении которых, улучшаются возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера).

3. Упражнения, которые направлены на улучшение контроля и регуляции деятельности (движения и позы перекрёстного характера). Еще в 1960-ые годы движения перекрестного характера применяли для работы с детьми, имеющими мозговые нарушения. Характер движений вынуждает правое и левое полушарие работать одновременно. Взаимодействуя через мозолистое тело, функционируя вместе, они улучшают работу своеобразного моста между правым и левым полушарием.

Вникая в подробности сложных связей между мозгом и телом, ученные подтвердили постулат о том, что движение необходимо для учения. Тело человека выполняет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. Учение предполагает овладение рядом навыков, а навыки связаны с освоением движения мышц. Все умения - это часть работы наших мышц. Мышечная активность, в том числе координированные движения, стимулируют выработку нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличение числа нервных связей в мозге. Из вышесказанного вытекает главная идея кинезиологии – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под воздействием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. На уровень выше становится подвижность, сила, равновесие и пластичность нервных процессов. Более совершенной становится координирующая и регулирующая роль нервной системы. «Гимнастика мозга» позволяет проявиться скрытым способностям ребенка и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особую актуальность играет применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Выделим основные цели кинезиологических занятий с детьми дошкольного возраста. Целями занятий являются - развитие межполушарных связей(комиссуры); развитие межполушарного взаимодействия и межполушарной специализации; синхронизация работы полушарий; развитие познавательных процессов(памяти, внимания, мышления); развитие способностей, речи; снижение утомляемости; повышение произвольности; коррекция речевых нарушений (дислексии, дисграфии).

Положительным моментом кинезиологических упражнений является и то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект. Есть основное требование к использованию кинезиологических методов - точное выполнение всех приемов и движений. Планируя работу с детьми, педагогу необходимо самому освоить упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая время и сложность. При выполнении упражнений должна царить спокойная и доброжелательная атмосфера. Важно точное выполнение упражнений, поэтому рекомендуется уделять внимание каждому ребенку индивидуально.

Остановимся немного на моменте как вписать кинезиологические упражнения в работу с детьми. Выполнение кинезеологических упражнений можно включать в комплекс утренней зарядки, в ход плановых тематических занятий, либо проводить специальные занятиях по кинезеологии. Широко используются кинезиологические упражнения в коррекционно-развивающей работе. В частности, на основе знаний кинезиологии, создана программа автора А.Л. Сиротюка «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы глаз и т.д.

Приведу несколько примеров кинезиологических упражнений из книги А.Л. Сиротюка «Коррекция развития интеллекта дошкольников»:

«Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе».[4, с. 33]

«Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений».[4, с. 34]

«Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга».[4, с. 34]

«Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”».[4, с. 35]

«Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук».[4, с. 35]

В заключение хочется еще раз отметить, что использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста способствует повышению навыка целостного развития мозга, облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Система занимательных расслабляющих или повышающих энергию тела физических и дыхательных упражнений поддерживает и развивает нейрофизиологические связи между телом и мозгом. В процессе занятий удается эффективно выявлять причины и корректировать широкий круг проблем, связанных с умственным развитием, сохранением здоровья, активностью ребенка в детском возрасте.

Список литературы

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб, пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; Под ред. Л. С. Цветковой. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 296 с. – (Серия «Библиотека психолога»)

2. Деннисон Пол Е., Деннисон Гейл Е. "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей – М.: ИГ « Весь», 2015. –320с.

3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка – роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка / М.М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. – 142 с.

4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.



Предварительный просмотр:

 «Кинезиологические упражнения

в развитии интеллекта дошкольника»

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированости полушарий головного мозга, их взаимодействий. 

Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у дошкольников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Логическое мышление – это психическая функция, которая обеспечивает обучение и жизнедеятельность ребенка. Развитие мышления связано с пониманием функционального назначения тех или иных предметов, с формированием представления о различии и сходстве, с пониманием причинно-следственных связей. Используется следующая структура работы при развитии логического мышления:

1) Устанавливаем связь «рисунок – предмет – слово»;

2) Устанавливаем связь между рисунком и событием;

3) Учимся понимать смысл сюжетных картинок;

4) Учимся понимать серии сюжетных картинок.

Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Существует основное требование к использованию кинезиологических методов. Это точное выполнение всех приемов и движений. Прежде, чем обучать ребенка, педагог должен сам сначала освоить все упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая время и сложность от занятия к занятию.

Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии. Следовательно, именно гимнастика мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс обучения подростков , стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем эмоционального плана. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических  тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

В настоящее время учёные и педагоги в области кинезиологии, разработали специальные комплексы упражнений гимнастики мозга, цель которых:

-     развитие межполушарной специализации;

-     развитие межполушарного взаимодействия;

-     развитие моторики;

-     развитие способностей;

-     развитие памяти, внимания;

-     развитие речи;

-     устранение дислексии;

-     развитие мышления.

При создании этих комплексов совмещены два обучающих принципа:

- воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;

- воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций;

Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:


  1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

 Цель: повышение энергетики коры головного мозга.


         2. Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстно-латерального характера). 

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

3.Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера).

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Применение упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. Желательно, чтоб каждый дошкольник почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития подростка и переход её в зону актуального развития.

Если кинезиологические упражнения используются на предметных занятиях, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда дошкольникам предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария  и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в развитии.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Рекомендуется реализовать кинезиологический цикл:

  •  комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель). Перерыв (2 недели).
  •  комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель). Перерыв (2 недели).
  •  комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).


Примерные упражнения для дошкольников:

1. Колечко.Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
3. Лезгинка.Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. Змейка.Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
5. Ухо - нос.Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
6. Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.
Надеюсь, что эти несложные упражнения помогут Вам в более быстром восстановлении своего здоровья. Желаю Вам отличного самочувствия и помните - борьба с болезнью на физическом уровне - это движение.

Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии.



Упражнение для развития памяти
Открывайся, третий глаз,
Научи скорее нас.  массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память.
Вы проверьте это сами.  массажируем точки на висках
Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.

Пальчиковая гимнастика
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке

Точечный массаж
На полянке стоит дом.

В этом доме умный гном.  массажируем точку между бровей
Он в окошечки глядит,
Что увидит — говорит.  массажируем точки на висках

Упражнение перед психомышечным расслаблением
Уже круг, шире круг.

Видим руки. Нету рук.
Упражненье начинаем,
Руки выше поднимаем.
Кулачки зажали. Тихо посчитали:
1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Оказались за рулем —
Мы машину вдаль ведем.
Крепко руль держали. Ехали — устали.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
На корабль мы попали,
Волны сильно нас качали.
Чтоб случайно не упасть,
Ноги нужно напрягать.
1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Вот мы на велосипеде
Едем, едем, едем, едем.
Все проехали дороги,
Отдыхают наши ноги.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Набежала черная туча —
Мы глаза зажмурим лучше.
Все лицо мы напрягаем,
Теперь спокойно отдыхаем.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Дождь пошел и сильный ветер —
Задрожали наши дети.
Все наше тело в напряженье,
Очень трудно без движенья.
1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать.
Всем, конечно, очень нравится
Лечь, глаза закрыть, расслабиться.

Психомышечное расслабление «Цветные краски»
Вот сейчас закроем глазки
И окажемся мы в сказке.
В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.


Мишка
Мишка ложкой кушал мед.
Набрал он меда полный рот,
На пенечке он сидит
И тихонько говорит:
«Я мишутка косолапый,
Не хочу сосать я лапу,
В гости лучше я пойду,
Друга я себе найду».
Это будет ………
Катя, глазки закрывай:
Кто перед тобой — узнай.  задания подбираются в зависимости от цели и темы занятия

Массаж ладоней
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
Ласковое солнышко
Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко. Сразу стало холодно. Замерзают пальчики, руки, ноги. Мы стали как льдинки. Но вот из-за тучки показался солнечный луч. Он погладил нас по носику, но щечкам. И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце. Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки. Оно обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки. Согрелись и стали теплыми ноги. Потеплели плечи, грудка, живот. Мы стали спокойными, добрыми, ласковыми, как солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох — выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются. Мы можем управлять собой. Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись. Повернулись на бок. Встали.

Пальчиковая гимнастика «Новый год» 
Наступает Новый год!  хлопаем в ладоши
Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу
Висят на елке шарики, поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики. фонарики
Вот сверкают льдинки,  сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями
В гости дед Мороз идет, пальцы шагают по коленям или по полу
Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:  хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. по очереди массажируем каждый палец

Где вы, рыбки?
Рыбки, рыбки, где вы, где?
Рыбки плавают в воде.
Вы плывете, рыбки, сами?
Машете вы плавниками.
Что блестит, как жар горя?
На вашем теле чешуя.
Рыбки, рыбки, вы не спите.
Вы плывите! Вы плывите!
Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналy взрослого замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.
Рыбка — присесть.
Ночь — закрывают глаза, две сложенные руки вперед.
Червячок — руки, сложенные вместе, вверх.
Букет цветов
Посадили зернышко,  ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!  кисти сжимаем и разжимаем по очереди
Зернышко, расти — расти! ладони вместе, руки двигаются вверх
Появляются листочки,  ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно
Распускаются цветочки.  кисти сжимаем и разжимаем по очереди

Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук. возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза
Вот ладошечки шуршат, потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат.  потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей, хлопки
А теперь ты их согрей. ладони на щеки
К путешествию готовы? кулаки на коленях
Да! руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова: вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. руки вытянуты в стороны, ладони напряжены
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне. ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз
Едет поезд, ребром ладони двигаем по коленям или по столу
Колеса стучат. кулачки стучат по коленям или по столу
С поезда много веселых ребят (зверят). подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол
Перечислить имена детей (зверей). Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или по столу.

Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке»
Позвала нас в гости кошка, ладони на щеках, качаем головой
И пошли мы по дорожке. пальцы «шагают» по коленям или по столу
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Видим дерево высокое, наставляем кулачки друг над другом
Видим озеро глубокое. волнообразные движения кистями
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Птицы песенки поют ладони перекрестно — «птица»
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют, пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот
Никому их не дают. ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Это дом, «крыша»
А в нем окошко. «окно»
Нас встречают кот и кошка. хлопаем в ладоши
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Мы немножко погостим руки «здороваются»
И обратно побежим. пальцы «бегут» по коленям или по столу
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

 
«Гусеница»
Шла гусеница по дорожке.
У нее в ботинках ножки.
Ротик, нос, а глаза — два,
И большая голова.
Желтый, зеленый, красный, синий,
С улыбкой ты всегда красивый!  по ходу текста пальцем обводить контур гусеницы

Чики-чи, чики-чи.
Кто же это так стучит? левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот
Крепко глазки закрываем, дети закрывают глаза ладонями
Кто это стучит — узнаем. ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан, молоточек)
Ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет.

Магазин одежды
Открываем магазин, соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны
Протираем пыль с витрин. ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот
В магазин заходят люди, подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой
Продавать одежду будем. костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки
дети называют различную одежду
Магазин теперь закроем, фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони
Каждый пальчик мы помоем. массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки
Потрудились мы на «пять» — потираем ладон
Пальцы могут отдыхать. поглаживаем каждый палец

Найди животных
Мы тихонько в лес зайдем. пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Животных мы хотим найти. одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
дети по очереди называют диких животных
По деревне мы шагаем, пальцы шагают по столу (коленям)
Видим будки и сараи. одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Животных мы хотим найти. одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
дети по очереди называют домашних животных
В жарких странах оказались, пальцы шагают по столу (коленям)
Очень долго удивлялись. одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Тики-ти, тики-ти, два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Животных мы хотим найти. одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
дети по очереди называют животных жарких стран

Урожай

Овощи растут на грядке. скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы
Посчитай их по порядку: соединить по очереди пальцы на двух руках
Капуста, перец, огурец, кулак, ребро, ладонь
Я сегодня молодец. гладим себя по груди
На грядке овощи растут, скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать пальцы
Что же мы увидим тут? соединить по очереди пальцы на двух руках
Картофель, помидор, морковь, кулак, ребро, ладонь
Мы себя похвалим вновь. гладим себя по груди

Осень
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Погляди! ладони на щеки
Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
Шапки, куртки надеваем имитируем
И ботинки обуваем топаем ногами
Знаем месяцы: ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь

Зима
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй!ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь

Грибы да ягоды
Я в лесу нашел грибок.
Я сорвать его не смог: ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)
Дождь грибочек поливал, пальцы ласково глядят по щекам
И грибочек подрастал. руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг
называем грибы
Ягодка росла в лесу.
Я домой ее несу. кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем)
Солнце ягодку согрело, пальцы ласково гладят по щекам
Наша ягодка поспела. делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим, одновременно на двух руках
называем ягоды

Наши пальчики
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут, пальцы одной руки легко стучат по ладони другой
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут. то же другой рукой
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать. нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)
Помассировать по кругу, круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)
А теперь расслабить руку. легко пошевелить пальцами
Давим, крепко сжать кулаки
Тянем, напряженно вытянуть пальцы
Отдыхаем. расслабить кисть
Мы внимательными станем! скрестить руки на груди

Внимательный мишка
По полянке мишка шел пальцы одной руки шагают по ладони другой
И в бочонке мед нашел. царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал, надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки
Язычком его лизал.круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки
Нету меда! крепко зажать кулаки
Где же мед?выпрямить напряженные пальцы
Ищет мишка — не найдет. ладони на щеках, качаем головой
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным. указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы

Это звери
У зверей четыре лапы. поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках
Когти могут поцарапать. пальцы двигаются как коготки
Не лицо у них, а морда.соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз
Хвост, усы, а носик мокрый.волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа
И, конечно, ушки растираем ладонями уши
Только на макушке. массажируем две точки на темени



Предварительный просмотр:

«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»

Сухорукова А. В.

Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер.. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.

Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами.

Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.

Я предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы с ребенком у которого стоит диагноз СДВГ.

При организации коррекционно-развивающей работы как достаточно весемое дополнение я использовала нейропсихологическую коррекцию. Хочу обратить ваше внимание методы применяемые в нейропсихологической коррекции. Ознакомившись с ними мы увидим, что достаточно значимая их часть включает в себя элементы кинезиологии. Для сравнения давайте рассмотрим основные задачи решаемые в рамках этих направлений.

В нейропсихологии:

  • развитие ВПФ.
  • обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие,
  • нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.
  • обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности.
  • обеспечение качественного, процессуального анализа симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.

В кинезиологии:

  • Образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга», сенсорная интеграция – все это методы использующие движения, это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Это конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.

Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из составляющий нейропсихологической коррекции.

Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о 3 компонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.

  • Первичный дефект – нарушение функции непосредственно связанное с пострадавшим участком мозга.
  • Вторичный дефект – системное следствие первичного.
  • Третичный дефект – компенсаторные перестройки (позитивные и негативные).

В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ, в рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом:

  1. Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга — трудности вхождения в задание, ориентировки, планирования, концентрации, удержание программы.
  2. Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического характера из-за невнимательности, инертности.
  3. Нарушения поведения – роль шута для мальчиков, уход в мир грез, «витание в облаках» для девочек.

Не менее важно рассмотреть представления о 3 функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях.

I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации)

II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)

III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)

Работа этих блоков, идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований относящихся к III блоку, как мы видели в картине симптомокомплекса, вторично страдают образования всех 3 блоков.

Согласно этой концепции нам необходимо работать не только в рамках коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т.д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на II блок мозга. И конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на работу всех ВПФ.

Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие межполушарного взаимодействия (реципрокные движения ( «Прыжки на месте с одновременными движениями»«Я хороший»«Топор-пила»), перенос поз, визуализация «Визуализация Водопада»«Воспроизведение ощущений» и т.д.)).
  • Модально-неспецифические (дыхательные упражнения ( «Ветер»«Шарик»«Вни-и-и-и-з»), растяжки «Солнышко»«Струнка»«Кобра»), релаксация «Игра с песком»«Выключалочка»), массаж и самомассаж, развитие чувства ритма «Отработка ритмов»)).
  • Модально-специфические (развитие зрительного, аудиального, тактильного гнозиса).
  • Кинетический (развитие динамических процессов) и кинестетический (вестибулярно-моторные ( «Упражнения на мячах»«Прыжочки»«Цифры»«Слепой мешочек») и сенсомоторные взаимодействия «Восьмерки»«Крылья»)).
  • Произвольность и непроизвольность регуляции, самоконтроля, элиминации агрессивности – примеры упражнений (кричалки-шепталки-молчалки, «Говори»«Каратист» и т.д.).
  • Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.

Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.

Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.



Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики:

- улучшить концентрацию внимания, памяти, пространственные представления

 - снять стресс, нервное напряжение;

 - проработать внутренние трудности и препятствия

 - эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности

 - оптимизировать собственные резервы человека

 - повысить способность к произвольному контролю

1. Упражнения, пересекающие среднюю линию тела

Они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм  «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

Брюшное дыхание

1.  Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению.

 2.  Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.

 3. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех.

 4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.

  5. Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.

       

Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.

Перекрестные шаги

Для начала мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже. Она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

1.Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2.Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3.Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

Ленивые восьмерки

Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются людям носящим очки, так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить.
1.Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.

2.Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. 

3.Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

«Слон»

       1.Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки.

       2.Рисуем «ленивую восьмерку» всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука.

       3.Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние.

       4.Повторяем эти же движения другой рукой. Все тело движется как единое целое, без отдельных движений руки.

         Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память.

«Двойные рисунки »

Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.

Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. Упражнения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.

Упражнение интегрирует работу обоих полушарий, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и спорте, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.

2.Упражнения, повышающие энергию тела

Обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.

«Вода»

 Пейте воду! Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса.

      Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие. Для работоспособного и энергичного состояния необходимо пополнять свои водные запасы. Внимание! Соки, чаи и другие напитки не выполняют тех замечательных функций, которые несет вода.

«Думающий колпак»

Можно выполнять стоя и сидя.

1.Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

2.Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

3.Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

4.Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее и потяните вниз. Повторите упражнение 4 раза.

Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности (улучшает равновесие).«Думающий колпак» будет полезен школьникам перед началом уроков, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение хорошо выполнять перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

«Кнопки мозга»

       

       

       Такие движения обеспечивают приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма. 

       1. Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.2. Положите одну руку ладошкой на пупок.3. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться.4. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной. Поменяйте руки и повторите упражнение. После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала.

3.Упражнения, растягивающие мышцы тела.

Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

 

Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно обусловливающие, через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга и делают его радостным.

«Активизация рук»

1.Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.

2.Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой.

3.Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.

4.Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой!

5.Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать  или потрясти плечами.

Данное упражнение нормализует дыхание, снимает напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается контроль над работой  крупной и мелкой моторики. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк. 

Упражнение способствует концентрации и распределению внимания без напряжения. Оно помогает сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге.

«Сова»

   1.Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.

   2.Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.

   3.Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу.

   Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых).

4.Упражнения, углубляющие позитивное отношение

Упражнения влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

«Крюки Деннисона»

Данное упражнение стоит выполнять перед уроком, контрольной работой, экзаменом, публичным выступлением. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности.

Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей.

Часть 1

1.Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

2.Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.

3.Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.

4.Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть. 

Часть 2

1.Поставьте ступни параллельно.

2.Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.

3.Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного. По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.

«Позитивные точки»

       Можно выполнять стоя и сидя.1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации.

       При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

       Упражнение оказывает позитивное действие на овладение всеми учебными навыками. С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов.

Упражнения «Гимнастики Мозга» начинается с ритмирования. Ритмирование выполняется перед первым уроком

1.Упражнение «Вода»:

Начинаем  с приема воды. Все электрические и химические процессы мозга и центральной нервной системы зависят от проводимости электрических связей между мозгом  и сенсорными органами. Упражнение приводит к улучшению концентрации внимания, снижению стресса и повышению активности

2. Упражнение «Кнопки мозга»:

Активизация нужных точек приводит к получению мозгом большого объема кислорода. Что в свою очередь улучшает его деятельность, а также способствует достижению баланса между левой и правой половиной тела и включению его в общую работу по восприятию и усвоению информации.

3. Упражнение «Перекрестные шаги»:

Упражнение активизирует мозг для пересечения аудиально-визуальной-кинестетической и тактильной средней линии тела, что активизирует речевые и языковые центры мозга, «включает» в работу левое и правое полушария, способствует успешному интегрированному обучению.

4. Упражнение «Крюки Деннисона»:

Упражнение способствует концентрации внимания и освобождению тела от избыточного напряжения. Усиливает межполушарную интеграцию и улучшает координацию тонкой моторики. Используется для ослабления эмоционального стресса. Прикосновение языка к твердому небу стимулирует лимбическую систему для обеспечения связи эмоциональных процессов с более точными причинно-обуславливающими процессами, протекающими в лобных долях мозга.

Перед контрольными работами по математике:

«Кнопки мозга»

«Ленивые восьмерки»

«Думательный колпак»

«Вертикальные восьмерки»

«Кнопки балланса»

«Крюки Деннисона»

Перед диктантом по русскому языку:

«Кнопки мозга»

«Алфавитые восьмерки»

«Думательный колпак»

«Крюки Деннисона»

Перед концертным выступлением:

«Вода»

«Брюшное дыхание»

«Крюки Деннисона»

«Думательный колпак»

В стрессовой ситуации у многих из нас работает только одно полушарие мозга - если левое, то несмотря на сроки, мы педантично продолжаем работать над проектом в обычном режиме. А если правое - то мы вообще ничего не делаем, и притворяемся чайником. И то, и другое поведение разрушительно для "жизненной силы" (уровня энергии) - потому что проблема остается, и голова об этом помнит. :)

Три способа активизации обоих полушарий.

Первое - это читать стихи вслух!  Лучше брать стихи с простым четким ритмом.  Чтение поэзии включает в себя, собственно, речевой аппарат, который регулируется левым полушарием, и ритмичность, за которую отвечает правое полушарие. Проза не дает такого эффекта, равно как и пение.

Второе - смотреть на красочные пейзажи и морские темы. Рекомендует на работе хранить альбом с репродукциями.  Фотографии дают более слабый эффект.  Любоваться живой природой тоже можно, но только если вам комфортно, вы можете расслабиться, а также абстрагироваться от деталей пейзажа (например, фонарные столбы, или еще что-то "лишнее").

Третье - это ходьба с "размахиванием" рук - ну вроде как маршируешь.  Когда шагает правая нога, поднимается левая рука, и наоборот.  

Также в стрессовых ситуациях нужно воздержаться от упражнений, где требуется движение обеих рук или обеих ног одновременно, например гребля, штанга, подтягивание, прыжки на двух ногах.  

Если вам приходится много и часто разговаривать по телефону - прикладывайте трубку то к правому, то к левому уху!

Когда оба полушария активизированы (особенно во время стрессовой ситуации), то у нас повышается уровень "жизненной силы" (энергии).  Нам легче справится с задачей, так как мы пребываем в состоянии "творца".

Список литературы:

Из книги Джона Даймонда "Behavioral Kinesiology"

Гимнастика Мозга. Книга для педагогов и родителей. Деннисон П.И. и Деннисон Г.И. Москва. 1997г.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей. - Сфера, 2001. - 128 с. - Серия: Практическая психология

http://www.kineziolog.ru/


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиологическая сказка ДВА КОТЕНКА

Слайд 2

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок. (Показ правого кулачка).

Слайд 3

Упражнение «Кошка» Положить перед собой на стол кисти обеих рук ладонями вниз. Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»). Он очень любил прогуливаться по своему саду.

Слайд 4

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

Слайд 5

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться. Упражнение «Кошка» Положить перед собой на стол кисти обеих рук ладонями вниз. Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (правой рукой) со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка».

Слайд 6

и увидел, что на полянке бегает черный котенок. Упражнение «Кошка» Положить перед собой на стол кисти обеих рук ладонями вниз. Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (левой рукой) со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка».

Слайд 7

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться Упражнение «Кошка». Положить перед собой на стол кисти обеих рук ладонями вниз. Последовательно меняем два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) в быстром темпе. Котенка звали Уголек.

Слайд 8

Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки Упражнение «Кошка» (с одновременной сменой позиции) Положить перед собой на стол кисти обеих рук ладонями вниз. Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

Слайд 9

И тут Снежок нашел на траве колечко. Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, Упражнение «Колечко» поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!») но колечко оказалось ему велико.

Слайд 10

Тогда Уголек стал его примерять. Упражнение«Колечко» Из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

Слайд 11

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним Упражнение «Кошка» Положить перед собой на стол кисти обеих рук ладонями вниз. Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

Слайд 12

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиологическая сказка ДВА КОТЕНКА

Слайд 2

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру Упражнение «Ладушки-оладушки» Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, пожарим, повернем и опять играть начнем»).

Слайд 3

Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать Упражнение «Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

Слайд 4

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд. Упражнение«Лягушка» («Кулак – ребро – ладонь») Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Слайд 5

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой Упражнение «Кошка» Положить перед собой на стол кисти обеих рук ладонями вниз. Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка».

Слайд 6

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды Упражнение «Звездочки» Правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиологическая сказка ДВА КОТЕНКА

Слайд 2

Упражнение «Домик» Руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба». Вот они и дошли до дома

Слайд 3

Уставшие они улеглись на коврике Вытянуть пальцы из кулачка и уснули. и уснули .

Слайд 4

Интернет-ресурсы: http://ljrate.ru/post/151/1796308 - два котенка на дорожке http :// akmaya . ru / journalshowcomments . php ? jpostid =162393209& journalid =2269752& go = next & categ =1 – белый пушистый котенок http :// арлеттабритиш.питомники.рф / index / kartiny _ s _ koshkami /0-55 - котенок и цветущая герань http :// wallpapers - zone . ru / photo / painting / kartina _ dzhon _ ehtkinson _ grimshou _ noch _ luna /6-0-633- сад http://ljrate.ru/post/151/1796308 - черный котенок на траве http :// www . artscroll . ru / page . php ? al = Nazvanie _ Kartiny _ Neizvestno _000024_245079_ kartina – деревья и трава http :// www . liveinbox . ru / page /37/? s - котята играют http :// www . viki . rdf . ru - колечко http :// crosti . ru / pattern /34051/ - лягушка на кувшинке http :// www . liveinternet . ru / users / okluba / post 334899246/ - оладушки http :// mobil - photo . blogspot . ru /2012/10/ png . html - черный котенок http :// mobil - photo . blogspot . ru /2012/10/ png . html - белый котенок http :// wonise .5 bello . com /527/ - лягушка веселая http :// wonise .5 bello . com /527/ - тропинка к домику, ночное небо http :// domkartinok . ru / photo / doma _ i _ domiki _ kartinki / narisovannye _ doma /83-1-0-0-2 - домик http :// blogs . privet . ru / community / kachan /79806106/ -котята в корзинке

Слайд 5

Интернет-ресурсы (продолжение) : Кинезиологическая сказка « Два котенка » Шейко Н.А. http://festival.1september.ru/articles/618558/ Панина О.В. Пальчики играют - речь нам развивают. - http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-panina/palchiki-igrayut-rech-nam-razvivayut.html Шаблон: http :// elenaranko . ucoz . ru Презентацию составила: Иванова Валентина Михайловна, учитель-логопед ГБС(К)ОУ школы-интерната п. Паркового Краснодарского края


Предварительный просмотр: