СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дзинзус Ольга Ильинична

Хорошо, когда в процессе воспитания у родителей возникает великое множество вопросов. Если родители задумываются над тем, что будет, если в определенной ситуации мы поступим именно так, а не иначе- это очень хорошо, это означает, что родитель ответственно и творчески подходит к процессу воспитания ребенка.
Эта страничка для тех, кто хочет немного больше узнать о своем малыше. Применяя новые знания в практике воспитания, всегда нужно помнить, что  при решении сложных жизненных ситуаций необходимо обязательно прислушиваться к своей родительской интуиции. Ведь никакой педагог или психолог не знает вашего ребенка так хорошо, как знаете Вы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация в детском саду. Первые самостоятельные шаги.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным. Критериями успешной адаптации считаются:
•    Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость);
•    Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребёнка. Исследования психологов доказывают, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, а возможности их перестройки ещё нет.
После 2-х лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребёнка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшими.
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в  первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
-повышение температуры тела
-изменения характера стула
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.  Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному:  одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. Для успешной адаптации ребенка в новых условиях необходимо его подготовить.

ПАМЯТКА
для родителей по подготовке ребёнка к детскому саду.


1.    Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.
2.    Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло – осенью он сможет ходить сюда.
3.    Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок.
4.    Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает.
5.    Помните, что на привыкание ребёнка к ДОУ может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
6.    Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
7.    Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми.  Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
8.    В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
9.    Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
10.    Если через месяц ваш ребёнок ещё не привык к ДОУ, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
Что должны знать и уметь родители:
Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
В  первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке, в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленно на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
Необходимо:
- до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
- в  первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
- приблизить домашние условия к особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
Сразу хотим  заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хотим  Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений.  Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. С Вашей помощью воспитатель найдет ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.



Предварительный просмотр:

Если ребенок боится и тревожится.

Мир чувств ребенка не менее богат, чем мир чувств взрослого человека. Однако в отличие от взрослого ,который способен анализировать и контролировать свои чувства, ребенку сложно разобраться и справиться с миром своих эмоций. Задача взрослых- помочь разобраться в хаосе чувств, а иногда и преодолеть те эмоции, которые доставляют ребенку дискомфорт.

Тревожность и страх- это те эмоции, которые начинаясь в самом раннем детстве, часто сопровождают ребенка всю жизнь.

Тревожностью называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В и каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность. Но бывает, что тревожность становится устойчивой чертой личности. Тревожный ребенок постоянно находится настороже, мир воспринимается им как пугающий и враждебный.

Страх, в отличие от тревожности ,имеет четко выраженную направленность: предмет, вещь и т.д. Тревожность не имеет осознанной причины или источника. Она существует сама по себе в душе ребенка, не подкрепляясь конкретными реалиями нашего мира.

Прежде, чем сказать о методах преодоления тревожности, обозначим ее ПРИЧИНЫ. Возможно, некоторые из них легко устранить.

Тревожные дети чаще всего растут у тревожных родителей. Если вы заметили, что ваш ребенок тревожится, проанализируйте свои эмоции и поведение. Попробуйте проконтролировать повышенное проявление беспокойства.

Тревожными растут и те дети, к которым родители предъявляют повышенные требования. Если вы видите, что ребенок не может справиться. с поставленными вами задачами- снизьте планку. Помните, ребенок не должен стать вами, он должен стать  собой.

Часто ребенок тревожится в силу отсутствия достаточного количества информации. Отвечайте на вопросы ребенка- пусть информацию о мире он получает от вас.

Чтобы помочь тревожному ребенку- измените сначала себя:

  • Научитесь его слушать;
  • Повышайте его самооценку, хвалите в присутствии других людей;
  • Не сравнивайте результаты его труда с результатами труда других людей;
  • Не высмеивайте ребенка за его страхи;
  • Будьте последовательны в своих действиях, поощрениях и наказаниях;
  • Не предъявляйте повышенных требований, не вводите ребенка в роль неудачника;
  • Рассказывайте ему о своем детстве, о неудачах и победах;
  • Акцентируйте внимание на достижениях ребенка- заведите « Альбом достижений», в который можно помещать фотографии, рисунки;
  • Придумайте талисман, который можно подарить ребенку или сделать вместе с ним. Пусть ребенок все время носит его с собой. Это может быть что угодно( кулон, брелок, маленькая тряпичная куколка и т.д.)
  • Снизить тревожность помогут домашние любимцы. Присутствие животного в доме обеспечивает ребенку чувство психологического комфорта;

Для усмирения страха ребенка можно использовать такие методы:

  • Попросите его нарисовать свой страх или то, чего он боится, а потом предложите порвать рисунок на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро;
  • Предложите поиграть в « Кляксы». Пусть ребенок сам выберет краску, сделает ею кляксу, а потом согнет лист бумаги так, чтобы на второй стороне тоже получилась клякса. А потом вместе с ребенком придумайте, на что похожа ваша клякса. Через обсуждение « страшного» рисунка страхи и агрессия выходят наружу, ребенок освобождается от них.
  • Используйте метод десенсибилизации. Если ребенок боится собак, погладьте вместе с ним симпатичную болонку. Если темноты- поиграйте с ним дома в темноте с фонариком. Если воды- поиграйте с ним сначала с водой, а потом- на берегу в воде.

Главное помнить, страх и тревожность лучше не формировать, чтобы потом не бороться с ними.



Предварительный просмотр:

Кризис трех лет

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным! Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности.
В этом возрасте, мальчики уже четко осознают свою половую принадлежность, а девочки стремятся во всем подражать маме, как идеалу взрослой женщины. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет.

У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие. Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу. Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох.
Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу».
Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся. Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе?
В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру.
Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было.
После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется. Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.
Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?». Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка.
Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.
Кризис 3 лет и реакция родителей на эту возрастную особенность - очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу.
Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка. Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

Автор: психолог Наталия Смирнова



Предварительный просмотр:

От 2 лет  до 7 лет.  Коротко о главном

2 года: подражание
Поведение ребенка
Его действия становятся целенаправленными. Теперь главное для него – не то, что он делает с предметами, а результат. Игрушкам он предпочитает реальные предметы. Играя, все время кому-то подражает: так он старается понять окружающий мир.
Ваше поведение.
Не спешите помогать, если у него что-то не получается. Ребенку важно самому справиться с тем, что прежде не удавалось. Учите его играть, не пытаясь исправлять, поощряйте подражание.

3 года: борьба за независимость
Поведение ребенка.
Он знает, чего хочет, думает, что может этого достичь, и готов отстаивать это право. Зато он недоволен всем, что ему предлагаете вы, ссорится с вами и порой ведет себя очень агрессивно.
Ваше поведение.
Сохраняйте доброжелательное отношение к нему и самому себе. Не вступайте в бесконечные споры. Разрешайте все, что не опасно для него и других. Запрещайте жестко, но не слишком часто. Уважайте его замыслы и по возможности оставляйте выбор за ним.
 

4 года: эпоха «почему?»
Поведение ребенка.
Его главный интерес – поиск причин всего на свете. Чудесный возраст: дети засыпают нас вопросами, по-своему отвечают на них и выстраивают собственную картину мира, в которой легко уживаются волшебное и реальное. Сейчас для него главное – показать себя знающим, равным взрослому.
Ваше поведение.
Уважайте его выдумки, стимулируйте воображение, всегда отвечайте на вопросы.


5 лет: сплошные жалобы
Поведение ребенка.
Теперь ему интересны люди, их поступки, он хочет понять, что хорошо и что плохо. И постоянно на кого-нибудь жалуется.
Ваше поведение.
Его жалобы – способ освоить нормы жизни. Подтверждайте правила, говорите о неуместности жалоб, никогда не называйте «ябедой», пытайтесь понять, что его беспокоит на самом деле.

6–7 лет: возраст разума
Поведение ребенка.
Он знает много игр, выдумывает сюжеты для них, исполняет разные роли. Он хочет стать взрослее, больше знать, учиться в школе. Это время, когда теряется детская непосредственность.
Ваше поведение.

Поддерживайте его желание играть, создавайте условия для игры со сверстниками. Примите его взросление и проститесь навсегда с прежним малышом. Если что-то было упущено, на пороге школы самое время пересмотреть свои воспитательные позиции и начать все заново.



Предварительный просмотр:

Папочка, папуля

Почему-то многие родители убеждены, что пока ребенок маленький, не умеет ходить и разговаривать, ему вполне достаточно и мамы. Не мужское это дело - менять памперсы и « агукать». Вот подрастет немного, тогда и папа может участвовать в воспитании.

А если папа постоянно отсутствует, приходит поздно или садится возле компьютера (телевизора), как только приходит домой, это означает, что постепенно отец будет вытеснен на периферию семейной жизни. В такой семье ребенок будет любить отца из далека и считать себя недостойным отцовского внимания и любви. Невнимательность отца вызывает у ребенка неуверенность в своих достоинствах, силе и привлекательности.

Как не странно, но некоторые мамы поддерживают такое заблуждение и стремятся отгородить отца от « ненужных» забот. А хорошо бы было с первого момента появления ребенка дома, пригласит папу в детскую комнату и дать ему возможность качать, кормить, переодевать. На самом деле многие мужчины просто не уверены в своих силах, а совсем не отказываются от работы.

Отец- взрослый сознательный человек, который наверняка справится со своим ребенком. Время от времени маме стоит дать возможность пообщаться с ребенком наедине, почувствовать себя отцом.

Так чему же может научить отец своего ребенка в первые годы жизни? Первое и основное - любви. Если отец спокойный, рассудительный и  доброжелательный с мамой, ласковый с ребенком,- это означает, что своим поведением он преподносит ребенку первый самый важный урок познания устройства мира. Он расшифровывается маленьким человеком приблизительно так: «Мои родители добрые и хорошие. Они меня любят. Мир светлый и надежный».

Для сына или для дочки отец существует в разных ролях. Для девочки очень важно, чтобы отец не унижал ее, относился к ней с уважением, подчеркивал ее красоту и очарование. Отец для нее- модель будущего избранника. Для сына отец- модель идеального мужчины.

Что должен уметь хороший отец?

  • Оградить ребенка от опасностей.
  • Внимательно слушать, быть великодушным, справедливым и отзывчивым.
  • Предложить полезный совет.
  • Научить делать правильный выбор.
  • Научить уважать маму.
  • Хвалить за хорошие поступки.
  • Критиковать за непорядочные поступки.
  • Придерживаться правил, которые он прививает ребенку.


Предварительный просмотр:

 Хочу собачку… Несколько слов о потребности иметь домашнего питомца.

Маленькие дети начинают знакомиться с окружающим миром. Они с неподдельным интересом впитывают все новое. Тянутся к каждому листочку, камушку или травинке. Тем более их интересуют животные. Для ребёнка животные являются источником новых впечатлений, ощущений, переживаний, общение с ними раздвигает границы познания окружающего мира. Так малыш накапливает позитивный опыт, а его эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается на его психическом развитии и способствует более раннему становлению его как личности.
Почему ребёнок мечтает о питомце?
Психологи считают, что стремление приобрести домашнее животное обусловлено желанием ребенка о ком-то заботиться, опекать слабое, зависимое от него существо. Эту склонность проявляют чаще всего единственные в семье дети. Излишек внимания, оказываемого им взрослыми,- это своеобразная нагрузка, и дети как бы переносят часть ее на полюбившееся им животное.
Основные причины появления у ребенка потребности иметь домашнее животное:
•    стремление быть ответственным;
•    необходимость эмоциональной близости с кем-то;
•    недостаток общения;
•    слабо развитые коммуникативные способности (необщительный ребенок);
•    зависть к другим детям, у которых уже есть домашний питомец;
•    желание иметь сильного защитника.
Если вы все-таки решили завести домашнего питомца, следуйте рекомендациям:
1.    Если вы любите путешествовать, смело выбирайте собаку.
2.    Лучше не держать дома пресмыкающихся, если только ваш ребенок не собирается стать зоологом.
3.    Если вы собираетесь завести кошку, знайте, что общение с  кошками очень полезно для легко возбудимых, напряженных детей.
4.    Четко осознавайте, что животное будет ваше и все обязанности по уходу за животным лягут на ваши плечи. Для меленького ребёнка  животное – ещё одна игрушка, а уход за ним – игра.
5.    Если ребенок боится животных, то в ближайшее время заводить их не стоит.
6.    Если ребенок просит купить животное – задумайтесь, может, ребенок одинок? Может этот ребенок имеет и другие психологические трудности?
7.    Чтобы исключить аллергические реакции на данное животное, проконсультируйтесь с врачом.
Животные в доме, конечно, приносят всем большую радость. Естественно, их присутствие не решает проблемы воспитания у ребенка гуманного отношения к природе. Но ребенок может разделить вашу любовь, перенять ваше отношение, вместе с вами ощутить себя частью огромного мира природы, почувствовать свою ответственность за него.

Автор: Юникова Елена Александровна   



Предварительный просмотр:

Домашняя школа Монтессори

Всё просто и гениально в системе Монтессори. Максимально полезный минимум  того, что могут сделать родители дома в сборнике  К. Сумнительного директора МЦ Монтессори- здесь всё: принципы, метод, материалы
 "Домашня школа Монтессори"-развивающие игры Монтессори, 2-4 
года. Посмотрите, как, например, предлагается знакомить малышей с классификацией и расширять словарный запас.

Ты помнишь Ёжика, Мышку и Мишку-малышку? Вот раз уехали их папы и мамы по делам, а деток одних оставили. Стали зверята порядок наводить, вещи и игрушки по местам убирать. Подобрали очки, которые на пол упали, расчёску, щётку зубную -и в одну коробочку сложили. — Потому что это не игрушки, а вещи, которыми мы пользуемся, — сказал Ёжик. — А я все машинки, самолетики, кораблики тоже в одну коробочку сложил, потому что это транспорт, — сказал Мишка. — А я яблоко хочу к очкам и расчёске положить. Я им тоже пользуюсь, каждый день ем, -сказала Мышка. А ты как думаешь, в какую коробку яблоко положить?

Классификация предметов
Упражнения расширяют словарный запас, знакомят с классификацией предметов и слов по обобщающим категориям.
Материал: Три коробочки или корзинки с муляжами фруктов, животных и с тем, что использует человек в повседневной жизни: очки, расчёска, машинка, зубная щётка, карандаш и т.д. (содержимое последней коробочки можно постоянно менять, складывая туда то, что может быть определено общим понятием)
 Упражнение 1 Предложите малышу выложить из одной коробочки и назвать те предметы, которые он уже знает. Отложите их в сторону. Незнакомые предметы достаньте из коробочки сами и назовите их (не больше двух-трех предметов за одну игру). Например: кораблик, паровоз, вертолёт. Поиграйте некоторое время с новыми предметами, повторяя их название: «Дай мне паровозик», «Возьми себе кораблик», «Поставь вертолёт на окно» и т.д. В конце игры спросите у малыша, поочередно указывая на эти предметы: «Что это?» Когда ребёнок назовёт их, взрослый собирает все предметы вместе и даёт общее понятие: «Это транспорт». Повторяйте игру с муляжами овощей, фруктов, животных. В конце каждой игры давайте общее понятие.
 Упражнение 2 Ребёнок беспорядочно выкладывает предметы из трёх коробочек, называя уже знакомые ему предметы. Попросите его сложить в одну коробочку только то, чем пользуется человек, в другую то, что относится к растениям, в третью — животных. Предложите ребёнку самостоятельно повторить это и проверьте выполненную работу.

Источник материала: https://ncuxolog.ru/rasshirenie-slovarnogo-zapasa-klassifikatsiya - семейный сайт ncuxolog.ru



Предварительный просмотр:

"Ум ребенка на кончиках пальцев"

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и …. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкимипредметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Застегивание пуговиц, завязывание узелков,  рисование, вырезание – это всемелкая моторика.

Родители познакомились с играми, которые можно изготовить из подручных материалов, избегая при  этом больших материальных затрат.

Шнуровки. В магазинах большой выбор различных шнуровок, но все они стоят не мало. Ничем не хуже самодельные шнуровки:  картинка, распечатанная на цветном принтере. Для прочности ее можно наклеить на картон и обклеить скотчем. Сделать дыроколом или шилом отверстия.

Огромное разнообразие на рынке пособий для нанизывания. Они конечно, очень эстетичны и привлекательны, но чем хуже, скажем бусины от старых маминых бус. Или же обычные пуговицы. За не имением  того или другого можно использовать макароны. Из них получаются очень даже оригинальные бусы, особенно, если предварительно макароны раскрасить.

Для нанизывания я использую синельную проволоку. Она очень приятная на ощупь, гнется как угодно. Не смотря на то, что она выглядит объемной, на самом деле пролезет в любое отверстие.

Любимые детьми лабиринты. Их проходить можно не только при помощи карандаша, прорисовывая дорожку, но и выкладывать дорожку при помощи камушков, пуговиц и даже пластилином (скатывая колбаски или шарики). С этой целью я делаю себе многоразовые лабиринты, которые обклеиваю скотчем. Их потом легко можно протереть влажной салфеткой или тряпочкой.

Помпоны. Великолепный материал для творчества и для развития мелкой моторики. Их можно перекладывать при помощи пинцетов, выкладывать из них рисунок, узор.

Зубочистки. Казалось бы чего проще. При помощи зубочисток и пластилина мы создаем незатейливые композиции (посмотрите далее в презентации). Если взять раскраску или самостоятельно нарисовать контур какого-либо предмета, то по контуру при помощи зубочисток делаем дырки. На ковре. После этого посмотреть рисунок на просвет.

В каждом доме есть бумага. Даже если не найдется цветной бумаги, обычную белую можно предварительно раскрасить, дать ей высохнуть. Вот вам и цветная бумага. Из бумаги можно делать аппликацию, предварительно вырезав заготовки. Заготовки можно не вырезать, а просто нарвать бумагу на мелкие кусочки и сделать мозаичную аппликацию, заклеив контур рисунка. Или же просто рисуете на бумаге какой-либо узор или контур предмета и просите ребенка пальчиками оборвать по контуру. Всем известная техника оригами. Даже тот же банальный самолетик, который мы все умеем делать – из этой техники. Детям очень нравится, когда из обычного листа бумаги получается зверюшка, человечек или кораблик. А научиться это делать самостоятельно – высший пилотаж. Если у ребенка недостаточно развита моторика, то ему очень сложно сгибать лист пополам, уголок к уголку. Техника оригами способствует развитию более точных движений.

Аппликации можно также делать из цветного скотча.

Всем известно свойство пластилина развивать мелкую моторику. Из него не только лепим фигурки животных или предметы, но также делаем аппликации, Взять любую раскраску, для начала, чем картинка проще, тем лучше, и выкладывать пластилиновыми колбасками, шариками, завитушками. Очень интересная техника намазывания, когда пластилин просто размазывается пальчиками по контуру.

Мозаика. Это не обязательно должна быть покупная мозаика. Это могут быть картонные геометрические фигуры, пуговицы, пробки от бутылок. И если ребенку сложно выложить узор по собственному представлению, предложите ему образец.

Рисование манкой . Есть дети, которые не любят рисовать по той простой причине, что они боятся – вдруг не получится. Обычно это тревожные дети, не уверенные в себе. Рисование на крупе или песке уменьшает стресс от неудачи, потому что если даже что-то не получится всегда можно исправить.

Решетки для раковины. Банальная вещь для нас взрослых, но для детей не привычный материал, а потому притягательный. Нужно хорошо постараться, чтобы продеть ленточки в отверстия решетки.

Трафареты.  Здесь комментарии излишне. Трафареты есть трафареты. Их обрисовываем, после закрашиваем или заштриховываем.

Замечательное упражнение «Каплеграфия». Ребенок набирает пипеткой цветную воду и рисует капельками. Рисуя таким образом, у ребенка развивается внимание, движения становятся более координированными.

Коктельные трубочки. Тоже весьма доступный материал. Используем для нанизывания или аппликации (трубочки вдавливаются в пластилин)

Скрепки.  Из скрепок можно делать цепочки, скреплять бумагу. Даже развивать навыки счета Вы пишете на листочке пример, причем каждая цифра может быть разного цвета. Ребенок должен подобрать скрепки по цвету и по количеству и  подсчитать сумму. Или же собрать цепочку скрепок как на заданном образце. Здесь развивается не только мелкая моторика, но и мыслительные процессы, внимание.

Спички.  Рисовать полосочки на гранях спичек. На гранях первой спички – одну полоску, на гранях второй – две и т.д. Это задание по мимо мелкой моторики, развивает навыки счета, внимание.  Выкладываем картинки из спичек. Переносим спички двумя пальцами: мизинцем  и большим, указательным и большим. Игра «Ловкие пальчики»: берем в кулачок спички, высыпаем их на стол кучкой, затем вытаскиваем по одной спичке так, чтобы остальные не упали. В этой игре развивается также внимание и мышление, так как ребенку необходимо анализировать положение спичек относительно друг друга.

Ленты. Скручиваем ленты в рулончик. Можно устроить соревнования.

Нитки  для вязания. Найдутся почти в каждом доме. Выкладываем узоры, завязываем узелки, делаем аппликацию. Можно взять игрушечных насекомых, обмотать их нитками как паутиной, затем обратно смотать нитки в моток.

Грецкие орехи. На первый взгляд кажется, что катать между пальцами орехи просто (нужно менять орешки местами при помощи пальцев), но лишь немногие дети могут выполнить это упражнение с первого раза.


Салфетка. На ладонь кладут салфетку и ребенок сминает ее при помощи пальцев. То же самое двумя руками.

Крупа. Из крупы можно выкладывать узоры, картины. Очень хорошая игра «Золушка». Нужно смешать рис и гречку и ребенок сортирует крупы. Эта игра подойдет даже маленьким детям. Для старших как вариант – перебрать крупу закрытыми глазами.

Ножницы. Некоторые дети вообще не владеют ножницами. Даже держат их не правильно.  Поэтому, делая первые шаги в обучении ребенка работе с ножницами, предложите ему пластилин. Скатайте колбаску и разрежьте. Или слепите пластилиновый блин и сделайте надрезы. А чтобы лист бумаги не вертелся под ножницами (а это часто бывает, когда у ребенка нет навыков резанья), возьмите полоску бумаги такой ширины, чтобы ее можно было разрезать в несколько приемов. Приклейте к этой полоске пластилин на небольшом расстоянии – он будет утяжелять бумагу. Пусть ребенок разрежет бумагу между пластилиновыми колбасками. Или такое упражнение: львенку нарисовать гриву и разрезать. Или проще задание: нарисовать прямоугольник – «коврик», ребенок придумает орнамент и нарисует бахрому, затем эту бахрому разрежет.

Болты и гайки. Закручивать –раскручивать. На самом деле это не так уж и легко, пальчики не слушаются и понятия  «на себя» - «от себя» дается не сразу.

Бумажные тарелочки. Сделать дырочки и можно «шить».

Планшет. В двп вставляются канцелярские гвоздики и на эти гвоздики ребенок цепляет канцелярские резинки, создает рисунок.

Есть такая замечательная вещь как фигурные дыроколы. Эти предметы не из дешевых и чем больше объемом дырокол, тем он дороже. Но, если вы занимаетесь творчеством, он вам всегда пригодится, к тому же будет служить долгие годы. За  неимением фигурного дырокола можно использовать обычный офисный. При работе с дыроколом  развивается и сила руки, и, используя полученные кружочки, цветочки, бабочки можно сделать замечательную аппликацию

Автор: Елена Анцибор



Предварительный просмотр:

Психогимнастика

Что такое психогимнастика?

Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.

Психогимнастика помогает «включать» взаимопонимание и учит распознавать в невербальном поведении других эмоциональную составляющую.

Как психогимнастика помогает детям?

С помощью этого метода ребенок учится лучше чувствовать свое тело, выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей. И в то же время с помощью психогимнастики можно научить ребенка контролировать свои эмоции и управлять ими.

Психогимнастика – это способ снять эмоциональное напряжение, уменьшить агрессию и тревожность, избавиться от чувства неуверенности. Также этот метод помогает лучше почувствовать свое тело.

ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА

Вдох свободный, на выдохе звук «З-зз». Представляем, что пчелка села на нос, на руку, на ногу.

(Учит детей направлять дыхание и внимание на определенный участок тела).

ОСТРОВ ПЛАКС

Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

При этом головы подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание вздох без выдоха (3 – 5 мин).

(Происходит насыщение крови кислородом.)

ХОЛОДНО - ЖАРКО

Подул холодный северный ветер – дети съежились в комочки.

Выглянуло летнее солнышко – можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками (2-3 раза).

Напряжение и расслабление мышц туловища.

ШАРИК

Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением.

Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.

Напряжение в руках, мышцах шеи, лица достигает предела.

Шарик лопнул. И дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

ШАЛТАЙ-БАЛТАЙ

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают.

Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. (Можно при этом слегка ударять по пояснице в области почек).

          Шалтай-балтай

          Сидит на стене,

          Шалтай-балтай

          Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол.

ЗЕРНЫШКО

Ребенок калачиком свернулся, сжался, но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зернышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает ножки-корешки и ручки-росточки и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.

Автор: Елена Анцибор 



Предварительный просмотр:

Друзья детей

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в группе детского сада делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей - весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка - это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения. Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно критиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: «И что же, Петя тебя не подождал?», «А Таня с тобой поделилась?», чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отношения от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Как помочь ребенку в выборе друзей (обращение психолога к родителям )

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей - не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.



Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо поговорить с педагогами об отношениях своего ребенка со сверстниками, посмотреть, как себя ведет ребенок на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в группе, его отвергают.

Ребенок:

  • неохотно идет в детский сад  и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из детского сада подавленным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • никогда не упоминает никого из сверстников;
  • очень мало говорит о своей жизни в детском саду;
  • ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в детский сад;
  • одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в группе детского сада (обращение психолога к родителям)

Обязательно предупредите воспитателя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим требованиям. Если для занятий физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для педагога может быть и не важно, а дети станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки».

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с детьми вне детского сада. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Не следует приходить в детский сад лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность воспитателя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с детьми. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают - немедленно реагируйте. Разбираться с обидчиками - не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в  другую группу или другой детский сад. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Несколько слов об уверенности в себе

Если ребенка в группе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

- быть   готовыми   к   сотрудничеству   с  воспитателем   и психологом;

  • проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность;
  • и самое главное - оказать поддержку своему ребенку.

Часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенческие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: "Он неусидчив". Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, общаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего негативного прогноза. "Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча..." и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребенок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: "Опять ты говоришь, глупости!" Приклеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка - он именно такой: неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.

Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася», из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!». И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой. Если уж родители не принимают ребенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.

Вспомните сказки замечательной финской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, пристально вглядевшись в его «испуганные глаза-тарелки», признала, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла такие слова: «Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всегда, что бы ни случилось». В этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное - уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть...

Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ребенка моментальных

сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Как помочь своему ребенку стать увереннее

(обращение психолога к родителям)

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это - шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посалить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно сказать ребенку: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (обижаться) на тебя!».



Предварительный просмотр:

Как стоит себя вести родителям застенчивых детей

  • Не использовать авторитарный стиль воспитания.
  • Вести себя так, чтобы ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.
  • Хвалить и делать комплименты, повышая тем самым уровень самооценки.
  • Тренировать навыки общения.
  • Помочь найти то, в чем ребенок успешен, этой сильной стороной уравновесить слабую.
  • Привлекать к играм со сверстниками.
  • Не сравнивать ребенка с другими, только с самим собой. («Ты побил свой рекорд!»).
  • Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом упорством.
  • Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  • Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.
  • Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  • Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.
  • Помогайте раскрепощению эмоциональной сферы. (Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», и др.) .
  • Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Можно составить вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей. Например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.
  • Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей
  • Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла.
  • Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира.