Классным руководителям

Уважаемые коллеги!

 На данной странице находится материал,  который поможет Вам в работе. Много полезного и интересного Вы так же сможете найти и на ГЛАВНОЙ странице!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Как помочь ребенку приготовить домашнее задание»

Содержание собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена "его величеству" – домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы: прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания; обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников; возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников.

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все "за" и "против".

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

2. Ознакомление всех присутствующих с результатами исследований, проведенных при подготовке к собранию, и обсуждение их вместе с родителями.

3. Выступления учителей-предметников.

4. Выступления и комментарии родителей по поводу требований педагогов к выполнению домашних заданий.

На заметку родителям

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

  • ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
  • домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
  • вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
  • выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

5. Заключение. Подводя итог собрания, педагог может рассказать об успеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями.

Анкетирование родителей

  1. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
  2. Какие предметы требуют больших затрат времени?
  3. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
  4. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

Анкетирование родителей

  1. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
  2. Какие предметы требуют больших затрат времени?
  3. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
  4. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

Анкетирование родителей

  1. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
  2. Какие предметы требуют больших затрат времени?
  3. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
  4. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?



Предварительный просмотр:

                                         

                                 Светофор и ребенок

                                 (памятка родителям)

Ваш малыш стал совсем большой и самостоятельный. Он ходит в школу и гордится

Этим. Но существует опасность, которая чаще других подстерегает ребят. Это движущийся транспорт.

Есть детские книжки, детский театр, детское кино, детские игрушки. Но нет и быть не может "детского дорожного движения".

Безопасному поведению на дороге надо учить. Но заученные, как стихи, Правила не уберегут ребенка от беды. Поэтому наряду с изучением Правил дорожного движения надо действовать личным примером.

Надо объяснять ребенку, что Зеленый сигнал светофора не означает, что дорогу можно переходить без оглядки.

Он лишь РАЗРЕШАЕТ переход дороги. Безопасность пешеход должен обеспечить себе сам. Для этого нужно узнать, как переходить дорогу по зеленому сигналу светофора и научиться это делать на практике.

Правила перехода дороги на регулируемом пешеходном переходе:

  •  Остановись на краю тротуара, не наступай на бордюрный камень.
  • Дождись зеленого сигнала. Если он мигает, переходить не следует, хотя переход и разрешен - можно попасть в опасную ситуацию.
  •  Посмотри по сторонам. Транспортные средства стоят и водители пропускают пешеходов? Переходи дорогу, придерживаясь правой стороны перехода.
  • Иди быстро, но не беги.
  • Если при подходе к середине проезжей части загорается красный сигнал, остановись. Не делай лишних шагов ни вперед, ни назад. Следи за проезжающим транспортом слева и справа.
  •  Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зеленый сигнал и транспортные средства стоят.

         

С сентября месяца у Вас, дорогие мамы и папы, начались весьма непростые испытания. Главным учителем безопасного поведения детей на проезжей части будет не школа, а именно Вы. Какие бы занятия с вашим малышом там ни проводили, школа может лишь закреплять те нравственные навыки, устойчивые привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, которые вы сформируете в семье.

Пока, к глубочайшему сожалению, педагоги вынуждены переучивать первоклассников или отучать от неправильных знаний и вредных привычек, привитых детям взрослыми. Главным в воспитании законопослушного гражданина, в том числе как участника дорожного движения, для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должно войти в привычку их соблюдать. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено правилами. Ваш пример будет куда более наглядным, чем сотни раз повторяемые слова «не ходи на красный свет».

Дорожное движение начинается не с проезжей части дорог и улиц, а с тротуара. Поэтому, отправляясь в школу с ребенком, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых шагов от подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и ненавязчивого показывайте наиболее опасные участки.

Если в первом классе большинство из вас провожают и встречают ребенка из школы, то во втором классе многие дети предоставлены сами себе, не научившись оценивать ситуацию и планировать свои действия. При этом они имеют весьма малый опыт самостоятельного перехода проезжей части дороги.

Социологические исследования, проведенные специалистами психологического центра МГУ показали, что:

  • - второклассники составляют самую большую группу риска, подвергающую свою жизнь опасности;
  • - именно среди второклассников самое большое количество ребят называют наиболее безопасным способом переход дороги без сопровождения взрослых;
  • - только ученики вторых классов считают, что безопасно переходить дорогу в любом месте.

РОДИТЕЛИ, ОБРАТИТЕ НА ЭТО ВНИМАНИЕ!!!

Вовремя дайте своим детям необходимые знания и умения, чтобы им не пришлось приобретать нужный опыт общения с дорогой самостоятельно.

 

Для родителей и педагогов

Информация для родителей,  педагогов  по   теме «Воспитываем  у детей   правила  личной безопасности  на   улице   и дороге»

Правила дорожного движения

     

Ежегодно на дорогах и улицах городов и сел совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения на государственном уровне, при всеобщем участии и самыми эффективными.

   Существует такая житейская аксиома: чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь.

   Начинать изучать ПДД и основы безопасности дорожного движения надо как можно раньше, т.е. в детских дошкольных учреждениях, а закреплять в школе – на практическом уровне. Формирование у детей особых навыков транспортного наблюдения и транспортных движений лучше всего происходит в семье, но до семьи достучаться – ой, как не просто. Детский сад, школа – «организует» родителей, они бывают там ежедневно и ежедневно проделывают с детьми путь из детского сада домой. Этот путь и должен стать тем «полигоном», где мамы, бабушки, отцы ежедневно будут приучать детей к грамотному транспортному поведению. Остается лишь, чтобы родители сами были готовы к этому. А чтобы были готовы родители, прежде других должны быть готовы воспитатели детских садов и школ!

   Школа особое внимание уделяет совместной работе по обеспечению безопасности дорожного движения педагогов и родителей,   цель  нашей   работы:  «Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах». Классные руководители, воспитатели  ведут  беседы   с  родителями  на собраниях,  с детьми  на  классных  часах,   уроках, занятиях. Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам хорошо разбираться в них и всегда последовательно следовать им на дороге.

Помните:

1.     Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

2.     Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.

3.     Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не на  перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара.

4.     Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.

5.     Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть.

6.     В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком).

7.     В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота.

Правила  катания на велосипеде (самокате, роликах) в черте  села

1.     На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.

2.     Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей).

3.     В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классный час «Школа самоуважения» для 5 класса

В период адаптации, при переходе от начальной школы к старшей, важной задачей для ребенка является сохранение самоуважения. Правовой и психологический аспекты этой темы нашли отражение в данном сценарии.

Основное содержание классного часа - создание ситуаций, которые дают детям возможность высказаться, сравнить свое поведение с поведением героев, сформулировать нравственные оценки поступков и характеров.

В сценарии использован и эпизод с «открытым микрофоном», который побуждает детей размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, уметь формулировать оценочные суждения о себе, о том, как они представляют себя в сравнении с другими учащимися, своим идеалом ученика.

Цели: дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих: обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.

Подготовительная работа с детьми

Предложить 3 ученикам подготовить сценку (по тексту сценария).

Оборудование

Приготовить 5-7 (по количеству участников) карточек (полосок бумаги), на которых записать по 1 фразе для игры «Утверждаю себя».

Фразы для карточек:

1. (Берет лист бумаги, комкает, бросает в сторону.) Эй, малой, подними бумажку!

2. Слышь, малой, дай пять рублей, на пирожок не хватает.

3. (Берет рюкзак.) На, спрячь рюкзак, пусть (имя ученика или ученицы класса) поищет, поприкалываемся на математике!

4. Сегодня с шестого урока все смываемся, усек?

5. У тебя есть часы (телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть. (Берет, рассматривает.) Хорошая труба (наушники, ручка, часы и т. п.). Будет моя!!!

6. Чё ты тут встал? Я первый это место занял!

7. Домашнее сочинение написал? Дай скатать.

План классного часа

1. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

2. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение»?

3. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение».

4. Ролевая игра «Утверждаю себя».

5. Открытый микрофон «Поговорим откровенно».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Классный руководитель. Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ - Конвенция «О правах ребенка». Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А дети, как записано в Конвенции, - это все человеческие существа до 18 лет (статья 1).

Какие же есть у них права?

Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению. И наконец, каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.

Сегодняшний классный час мы и посвятим этому праву - праву на уважение.

II. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?»

Классный руководитель. Итак, каждый ребенок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоуважение. Как вы понимаете это слово?

Примерные ответы детей:

- Самоуважение - это уважение человека к самому себе.

- Это уважение к своим родителям, к своей семье.

- Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.

Классный руководитель. Как вы думаете, что дает человеку самоуважение?

Примерные ответы детей:

- Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.

- Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.

- Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.

- Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.

Классный руководитель. По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет? Вот, например, наши знаменитые спортсменки: Татьяна Нафка, Арина Шарапова, Анна Курникова - в чем проявляется их уважение к себе?

Примерные ответы детей:

- Они уверены в себе.

- Хорошо одеваются.

- Не боятся высказывать свое мнение.

- Никому не подражают.

- Постоянно тренируются, чтобы победить.

- Могут постоять за себя.

Классный руководитель. Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учиться утверждать себя.

III. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение»

Классный руководитель. Психологи заметили, что утвердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют три мальчика. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте выводы, кто из них себя утверждает, кто только унижает других, а кто вообще не может себя утвердить?

Саша (нагло, агрессивно). Так, на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по плечу.)

Лена (тоскливо.) Зачем?

Саша. Буду у тебя скатывать!

Лена. Да у меня почерк мелкий!

Саша. А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!

Сережа (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.

Саша. О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Сережа (спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.

Саша. Чего? Ты что, наезжаешь?

Сережа (спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

Классный руководитель. Как вы считаете, кто из ребят утверждают себя, кто показывает самоуважение?

Примерные ответы детей:

- Лена очень пассивная, она себя не уважает, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.

- Саша ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.

- Сережа защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других.

Классный руководитель. Итак, я сделаю выводы из ваших наблюдений. Саша для самоутверждения обязательно должен кого- то унизить. Так ведут себя люди неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится.

Лена не способна постоять за себя, она считает, что не достойна самоуважения. Это неправильно.

Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.

Ну и, наконец, Сережа. С точки зрения психологов, Сережа утверждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает свое мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.

Скажите, пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитной, беспомощной Лены?

Дети высказывают свое мнение.

Что бы вы посоветовали Лене, чтобы воспитать уважение к себе? Ваши ответы я буду записывать на доске. Потом посмотрим, что у нас получится.

Примерные ответы детей:

- Пожаловаться учителю и родителям.

- Попросить старшего брата или папу «разобраться» с обидчиком.

- Заниматься спортом.

- Стать чемпионом по боксу.

- Научиться говорить «нет».

- Победить свой страх.

- Не подстраиваться под других.

- Заняться музыкой, рисованием, танцами.

- Стать первым в каком-то деле.

Учитель записывает ответы детей в виде плана.

Классный руководитель. У нас получился план из 9 (по количеству предложений) пунктов. Как мы его назовем? Примерные ответы детей:

- «Как стать сильным и независимым».

- «План самоутверждения» или «Как утвердить себя». Классный руководитель. Как вы считаете, нужно ли убрать из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению?

Примерные ответы детей:

- Нужно убрать пункы 1 и 2. Человек должен сам утверждать себя, не рассчитывать на других. (Это можно обсудить.)

- Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксером, да еще и чемпионом. (Можно обсудить.)

- Убрать пункты 3,8. Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так утвердить себя.

Классный руководитель. Как вы считаете, а стоит ли добавить в этот план такие пункты, как «Купить дорогой мобильник» или «Носить самую дорогую одежду»? Примерные ответы детей:

- Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает.

- Богатая одежда нужна для самоуважения, кто плохо одевается, тот не может себя уважать.

- Дорогой мобильник не добавит самоуважения, все равно у кого-то мобильник будет еще круче.

- Богатая одежда - этого очень мало. Ведь не ты ее заработал, а твои родители.

Классный руководитель. Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуважения не нужны. Ведь человек должен уважать себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а за то, что он человек.

IV. Ролевая игра «Утверждаю себя»

Классный руководитель. Ребята, давайте поиграем в игру «Утверждаю себя». В ней принимают участие 2 команды из 5-7 человек. Первая команды называется «Атака». Кто хочет участвовать в этой команде?

К доске выходят 5-7 человек.

Итак, первая команда у нас есть. Вам предстоит сыграть роль Саши, агрессивного, самоуверенного, грубого человека, который постоянно идет в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член вашей команды получает фразу, которую он должен произнести голосом Саши.

Учитель раздает каждому члену команды карточки с фразами.

Пока члены команды знакомятся с фразами, которыми они будут атаковать соперников, мы соберем вторую команду. Кто хочет в ней участвовать?

К доске выходят 5-7 ребят.

Ну вот, у нас есть и вторая команда - назовем ее «Защита». Ее участникам предстоит сыграть роль Сережи. Они должны спокойно, уверенно, с достоинством ответить на атакующую фразу Саши. Только вот эту фразу они должны придумать сами.

Я прошу команды построиться в 2 шеренги. Когда я скажу слово «Сходитесь!», два первых члена команды выходят на середину и становятся рядом. Когда я говорю слово «Ринг!», член команды «Атака» говорит свою фразу. И сразу же мы должны услышать ответ от члена команды «Защита». Все остальные ребята будут выступать в роли наблюдателей и в конце игры выскажут свои мнения о том, кому из участников команды «Защита» удалось достойно утвердить себя.

Внимание! Команды готовы?

Учитель и ученики выполняют такие действия.

Классный руководитель. Сходитесь!

2 ученика сходятся, становятся рядом.

Классный руководитель. Ринг!

1 ученик читает фразу, второй отвечает, и оба участника сразу же расходятся и становятся в конце шеренги своей команды.

Учитель повторяет шаги игры, пока все участники не исполнят своих ролей.

Спасибо, ребята. Можете сесть за парты. Давайте послушаем, что скажут об ответах команды «Защита» наши наблюдатели.

Дети высказывают свои замечания игрокам команды «Защита».

К сожалению, некоторые ребята вместо защиты шли в нападение и, вместо того чтобы показывать спокойствие и уверенность, отвечали грубо и агрессивно. Может быть, кто-то из них сам это заметил?

Участники команды «Защита» высказывают свои соображения.

А что вы можете сказать об актерской игре команды «Атака»? Дети высказывают свои замечания.

V. Открытый микрофон. «Поговорим откровенно»

Классный руководитель. Сегодня, ребята, говоря о самоуважении, вы оценивали действия своих товарищей. А как вы оцениваете себя, есть ли у вас самоуважение? Правильно ли вы утверждаете себя в обществе?

Примерные ответы детей:

- Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.

- Очень трудно отвечать сдержанно на «наезды», так и хочется ответить грубостью на грубость.

- Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.

- Я считаю, что главное - это заставить себя уважать.

- Я считаю, что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боялись, тогда и сам будешь себя уважать.

- Я стараюсь чему-то научиться, стать лучше, стараюсь ко всем относиться по-доброму - в этом мое самоутверждение.

- Мне кажется, что у меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?

Примерные ответы детей:

- Мы узнали, что у каждого человека должно быть самоуважение.

- Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.

- Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.

- Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.

- Нельзя самоутверждаться за счет унижения других.

- На грубость и агрессию нужно отвечать спокойно, с достоинством.