Дополнительные образовательные услуги.

Левченко Ирэна Юрьевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Весѐлая нотка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» (МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский»)

СОГЛАСОВАНА

решением педагогического совета протокол от 30.08.2024 г.


УТВЕРЖДЕНА

приказом МАДОУ «Детский сад

«Семицветик» г. Белоярский» от 30.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Весѐлая нотка»

Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год

36 часов

Авторы программы: Левченко Ирэна Юрьевна,

музыкальный руководитель

город Белоярский, 2024 год

  1. Пояснительная записка

Введение

  1. Модуль разработан в соответствии со следующими нормативно- правовыми актами:

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и

«Успех каждого ребенка»;

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
  • Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года

№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».

  1. Направленность: художественная.
  2. Актуальность: пение всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования заключается в приобщении детей к основам музыкально-певческой культуры. Вокальное пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
  3. Цель программы: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих способностей у детей в условиях дополнительного образования ДОУ.
  4. Задачи программа:

Предметные/обучающие:

  • дать понятия о звукообразовании и звуковедении;

-обучать навыкам вокального пения;

  • дать понятия о правилах постановки корпуса, необходимой для пения.

Метапредметные / Развивающие:

  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения;

-формировать певческое дыхание и артикуляцию.

Личностные/воспитательные:

  • прививать любовь к пению;
  • воспитывать важные черты личности, как воля, организованность, выдержка;
  • воспитывать патриотические чувства, формировать нравственность.
  1. Отличительная особенность программы: в том, что она универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей. Так же особенность дополнительной общеразвивающей программы «Веселая нотка» состоит в еѐ практической значимости:
  • набор детей дошкольного возраста в деятельность кружка осуществляется по их заинтересованности к музыке и желанию петь, без специального отбора по вокальной одаренности;
  • вовлечение их в активную творческую деятельность, направленную на развитие музыкальных способностей и вокальных исполнительских навыков; гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка; формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса; стремление принимать участие в различных видах музыкально-творческой деятельности.
  1. Характеристика программы:

Содержание программы направлено на художественно-эстетическое развитии обучающихся, приобщение их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытия в детях разносторонних способностей. В разработке данной программы использовались парциальные программы, авторские методики и технологии:

  • «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А.Ветлугиной;
  • «Ладушки», Праздники каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают их физическое развитие и эмоциональное

состояние. Занятия вокалом направлены на то, чтобы развивать у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, воспитывать музыкально – эстетический вкус, интерес и любовь к высокохудожественной музыке. Через совместную творческую деятельность воспитываются такие качества как образное мышление и фантазия, коллективизм, дисциплинированность.

  1. Адресат программы:

Модуль рассчитан на обучающихся 5-7 лет (старший дошкольный возраст). Наполняемость группы не более 12 человек.

  1. Объем программы:

  • объем – 36 академических часов.
  • срок реализации модуля 2024-2025 года
  1. Периодичность и продолжительность занятий

2 раза в неделю по 25-30 минут.

  1. Уровень освоения программы: стартовый.
  2. Планируемые результаты Будут знать, понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • место дикции в исполнительской деятельности.

Уметь:

  • выполнять дыхательную гимнастику;
  • исполнять распевки;
  • правильно стоять и сидеть при пении;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь звонко, напевно, чисто интонируя мелодию

Личностные результаты освоения модуля обучающимися:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;
  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

Метапредметные результаты освоения модуля обучающимися:

  • любовь и уважение к Отечеству, ее музыкальному языку, культуре в целом;
  • устойчивый интерес к музыке и сольному исполнительству, как виду музыкально-творческой деятельности;
  • проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах творческой деятельности – пении, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
  • иметь стремление к результату музыкально-художественной деятельности;
  • проявлять избирательность в предпочтении видов исполнительской деятельности, потребность и желание в концертной деятельности.
  1. Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков, проводятся различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в различных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Для определения результативности учебного процесса разработана и прилагается диагностика певческих навыков у детей.

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка

0

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н - (низкий) - справляется с помощью педагога

с - (средний) - справляется с частичной помощью педагога в - (высокий) - справляется самостоятельно

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

  1. Учебно-тематический план

Тематическое планирование занятий

для детей 5-7 лет

Месяц

Вводная часть (формирование вокально- хоровых навыков, распевание)

Пение

Техника певческого исполнительства

Кол-во часов

Примечание

Ноябрь

Программное содержание:

Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию.

Учить петь естественным звуком.

Формировать навык правильной постановки корпуса во время пения.

2

Комплекс № 1

«Лиса» рус. нар. мел.

«Дождик»

Муз. М. Перцхаладзе Сл. Н. Соловьевой

Сценическая постановка песни.

Программное содержание:

  • Развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти).
  • Учить детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох.
  • Учить пропевать интонационно сложные элементы мелодии песни.
  • Формировать навык правильной постановки рук во время пения.

2

Комплекс № 2

«А я по лугу» рус. нар. песня

«Дождик»

Муз. М. Перцхаладзе Сл. Н. Соловьевой

Сценическая постановка песни.

Декабрь

Программное содержание:

  • Формировать способность произносить округло гласные и отчетливо согласные звуки.
  • Учить детей пропевать мелодию и показывать ее движение рукой.
  • Формировать навык правильной постановки ног во время пения.

3

Комплекс № 3

«Сорока, сорока» рус. прибаутка

«Неприятность эту мы переживем»

Муз. Б. Савельева Сл. А. Хайт

Сценическая постановка песни.

Программное содержание:

  • Способствовать устранению напряжения скованности артикуляционных мышц.
  • Продолжать тренировать мышцы груди для постановки дыхания, голоса.
  • Учить петь естественным свободным звуком без крика и напряжения.
  • Развивать способность сочетать умение одновременно исполнять песню и выполнять движения.

2

Комплекс № 4

«Горелки» рус. прибаутка

Неприятность эту мы переживем»

Муз. Б. Савельева Сл. А. Хайт

Сценическая постановка песни.

Январь

Программное содержание:

  • Способствовать обеспечению наибольшей подвижности мышц языка, губ, щек,челюсти.
  • Продолжать активизировать дыхательный аппарат, что способствует установлению правильного состояния гортани и языка.
  • Учить петь негромко, без напряжения.
  • Развивать способность выразительно и эмоционально исполнять произведения.

2

Комплекс № 5

«Приди, приди, солнышко» прибаутка

«Снежная сказка» А. Ермолов

Сценическая постановка песни.

Программное содержание:

  • Развивать мимику, артикуляционную моторику.
  • Учить детей брать дыхание плавно, без толчков.
  • Учить детей чисто интонировать мелодию.
  • Воспитывать желание у детей выступать на сцене перед большой аудиторией.

Комплекс № 6

«Лепешки» укр. прибаутка

«Снежная сказка» А. Ермолов

Сценическая постановка песни.

2

                      Февраль

Программное содержание:

  • Развивать выразительную дикцию.
  • Учить детей брать полный вдох и делать плавный длительный выдох.
  • Учить детей петь a - capella и ансамблем.
  • Формировать у детей культуру поведения на сцене.

3

Комплекс № 7

«Зайчик» рус. прибаутка

«Песенка про папу»

Муз. В. Шаинского Сл. М. Танича

Сценическая постановка песни.

Программное содержание:

  • Формировать навыки правильного звукообразования.
  • Учить детей брать глубокое дыхание, а выдох делать через рот со стоном.
  • Учить чисто интонировать интервалы.
  • Развивать артистические способности детей.

2

Комплекс № 8

«Ой, звоны звонят» укр. песня

«Песенка про папу» Муз. В. Шаинского Сл. М. Танича

Сценическая постановка песни

Март

Программное содержание:

  • Развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата.
  • Учить детей петь протяжно на выдохе, соединяя два резонатора: голову и грудь.
  • Учить детей петь выразительно, без напряжения, выразительно, с оттенками.
  • Учить детей согласовывать пение с ритмическими движениями.

2

Комплекс № 9

«Котик» детская песня

«Добрая, милая мама»

Сценическая постановка песни

Программное содержание:

  • Учить детей беззвучно активно артикулировать при мысленном пении с опоройна внешнее звучание.
  • Учить брать дыхание, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, сменагласной не меняла краски звука, его объема и силы.
  • Учить правильно интонировать мелодию, отчетливо произносить слова песни.
  • Развивать способность выразительно исполнять песню и работать над созданием сценического образа.

3

Комплекс № 10

«Едет, едет, паровоз»Г. Эрнесакс

«Добрая, милая мама»

Сценическая постановка песни

                          Апрель

Программное содержание:

  • Способствовать устранению напряжения скованности артикуляционных мышц.
  • Способствовать развитию продолжительного дыхания.
  • Учить петь согласованно, правильно интонировать интервалы.
  • Учить детей пользоваться микрофоном во время исполнения.

2

Комплекс 11

«Дон-дон» рус. нар. песня

«Песенка – чудесенка» Муз. М. Протасова

Сл. Н. Соловьевой

Сценическая постановка песни

Программное содержание:

  • Способствовать обеспечению наибольшей подвижности мышц языка, губ, щек,челюсти.
  • Учить детей ощущать верхний и нижний упор звука, его потолок, купол - голову,его фундамент - грудь, диафрагму.
  • Учить чисто интонировать мелодию песни, петь без напряжения.
  • Формировать навык сценического исполнения.

3

Комплекс № 12

«Улитка» молдавская нар. песня

«Песенка – чудесенка» Муз. М. Протасова

Сл. Н. Соловьевой

Сценическая постановка песни

Программное содержание:

  • Формировать артикуляцию различных звуков.
  • Способствовать развитию представлений детей о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов.
  • Учить петь сольно и с аккомпанементом.

2

Комплекс № 13

«На зеленом лугу» бел. нар.песня

«Мы маленькие звезды» Муз. Майкл Тело

Сл. А. Пряжников

Сценическая постановка песни

Май        

Программное содержание:

  • Совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ.
  • Учить чисто интонировать мелодию и интервалы в песне.
  • Развивать способность выразительно исполнять песню и работать над созданием сценического образа.

2

Комплекс № 14

«Дождик» рус. прибаутка

«Мы маленькие звезды» Муз. Майкл Тело

Сл. А. Пряжников

Сценическая постановка песни

Программное содержание:

  • Формировать артикуляцию различных звуков.
  • Учить детей брать полный вдох и делать плавный длительный выдох.
  • Учить чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии.
  • Формировать навык эмоционального исполнения песни.

2

Комплекс № 13

«Песенка про паучка» шведск.нар. песенка

«Подари улыбку миру» Муз. А. Варламов

Сл. О. Сазонов

Сценическая постановка песни

Программное содержание:

  • Развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата.
  • Формировать навык речевого и певческого дыхания.
  • Продолжать учить петь эмоционально, естественным звуком, чисто интонироватьмелодию.
  • Развивать способность выразительно исполнять песню и работать над созданиемсценического образа.

2

Комплекс № 14

«Дождик» С. Коротаевой

«Подари улыбку миру» Муз. А. Варламов

Сл. О. Сазонов

Сценическая постановка песни

Итого:

36

  1. Календарный план

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1 Ноября 2024года

30 мая

2025года

36

Занятия по

25-30 минут

  1. Содержание обучения

1 .Вводная часть. Распевание.

  • дыхательные упражнения;
  • артикуляционные упражнения;
  • работа над чистотой интонирования.
  1. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
  2. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
  3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
  1. Условия реализации модуля:

  1. Материально-техническое обеспечение:

Оборудование:

  • звуковая аппаратура – музыкальный центр;
  • электронное пианино; - микрофоны, колонки;
  • мультимедиа аппаратура (микшер).
  • музыкальный зал для        занятий, с проектором, возможностью выхода в интернет;

-костюмы;

-ноутбук.

  1. Программное обеспечение:

Данная программа разработана на основе парциальных программ, авторских методик и технологий:

  • «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А.Ветлугиной;
  • «Ладушки», Праздники каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста», И. Каплуновой, И.Новоскольцевой.
  1. Кадровое обеспечение:

Музыкальный руководитель с профессиональным образованием.

  1. Информационные источники

1 «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А.Ветлугиной - М., 1981

  1. Музыкальный букварь. Ветлугина Н.А М., Музыка, 1981
  2. «Ладушки», Праздники каждый день. Программа музыкального воспитания      детей        дошкольного возраста», И. Каплуновой, И.Новоскольцевой.- СПб.: Издательство «Композитор», 2000.
  3. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
  4. В.В. Емельянов ―Развитие голоса. Координация и тренаж‖ – СПб, 1997.
  5. Д. Демченко ―Вокальные игры с детьми – М., 2000
  6. Картушина        М.Ю.        Вокально-хоровая        работа        в        детском        саду.        –        М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  7. . Э. П. Костина «Камертон», Линка-Пресс, 2008
  8. Гармошечка -говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. С.И. Мерзлякова. М., Музыка, 1981

.