За каждой буквой - история. За каждым именем - эпоха: знаменитые жители Царского Села.

Кобзева Наталья Дмитриева

Слова «памятник» и «память»  неразрывно связаны в русском языке. Памятник ставится в честь события, явления, которое оставило неизгладимый след и  должно быть запечатлено в скульптурной форме. Памятники, которые мы возводим - это мы с вами, воплотившие в скульптурной форме то, что нами чтимо, выражает наш дух, наше миропонимание. Если это памятник человеку, то он и его жизнь должны стать примером  для подражания, а это так ответственно. Какую роль скульптурные памятники играют в нашей жизни, в жизни наших городов? В  скульптурных творениях художник выражает духовный мир, воплощает свои эстетические идеалы. Искусствовед В.В.Ермонская в книге «Основы понимания скульптуры» пишет: « Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, "конечно, да",- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом «скульптура», имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, каковы, возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек». Наш взгляд привлекают монументальные статуи выдающихся личностей, воинов – защитников, изящные парковые скульптуры. Дени Дидро писал: « Живопись обращается только к глазам. Скульптура существует и для слепых и для зрячих». Исследователи в области изобразительного искусства пришли к выводу, что у произведения скульптуры прямая осязательная сила убеждения. Скульптура отражает определенные идеи, чувства, мировоззрение. Предлагаемый мною материал может быть использован как в преподавании курса «Истории и культуры Санкт-Петербурга», так и при подготовке регионального компонента ВПР по истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Царское Село – это город, где поэзию чувствовали как погоду».

Серебряный век, по оценкам специалистов, укладывается  в короткий отрезок времени – от 1890-х до 1920-х годов. Но именно эти два-три десятилетия  отмечены расцветом искусства. «Русским культурным Ренессансом» назвал это время философ Н. Бердяев. Поэты Серебряного века  продолжали  традиции русской поэзии, в которой воспевался человек с его чувствами, мыслями, отношением к любви и смерти, но искали в своем поэтическом  творчестве новые средства выражения.  Для них была важна музыка слова.

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) - один из писателей Серебряного века, "отец" акмеизма, боевой офицер и путешественник, исследователь Африки. Он получил прозвище «железного человека Серебряного века». Родился Николай Степанович в семье корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва в Кронштадте. Вскоре семья переедет в Царское Село, где Гумилёв поступит в Николаевскую Императорскую мужскую гимназию. Из Царскосельского периода стоит выделить знакомство в декабре 1903 года с Анной Горенко (Ахматовой), и публикацию в 1905 году первого сборника стихов «Путь конквистадоров».

 Весной 1912 года вышел первый сборник стихов Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966) «Вечер», принесший ей мгновенную славу. Сразу она была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Многие ее строки посвящены Царскому Селу:

«А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану». 

Первые литературные опыты Анны Горенко относятся ко времени ее учебы в Царскосельской  женской Мариинской гимназии. Город Пушкин стал ее духовной родиной . В 1912 году вышел сборник стихов «Вечер»,  имя автора - псевдоним, который Анна Горенко взяла по имени своего татарского предка, хана Ахмата. Эта книга любовной лирики уже была гармонична и совершенна; в стихах не было ничего детского; они принадлежали перу зрелого, сформировавшегося поэта, и уже тогда были истинными творениями Анны Ахматовой. Выйдя замуж за Н.С.Гумилева, Анна возвращается в Царское Село после пятилетнего расставания с любимым городом.

 1914 году  вышел новый сборник Ахматовой – «Чётки». Издание пользовалось оглушительным успехом. После напечатания «Чёток» знаменитая Марина Цветаева назвала Ахматову «Анной Всея Руси», ей же принадлежали такие  эпитеты, как: «Муза плача», «Царскосельская Муза». Марина Цветаева по достоинству оценила яркость новой звезды русского поэтического Олимпа. Стихотворение «Наследница» («Казалось мне, что песня спета...») 1959 года, принадлежащее к автобиографической лирике Анны Ахматовой, многозначительно открывается эпиграфом из Пушкина: «От царскосельских лип», его предваряет эпиграф: «Царскосельские хранительные сени». Звучат в «Беге времени» стихи, обращенные к «городу Пушкина».

«Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли,

Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ.

Одичалые розы пурпурным шиповником стали,

А лицейские гимны все так же заздравно звучат.

Полстолетья прошло... Щедро взыскана дивной судьбою,

Я в беспамятстве дней забывала теченье годов, -

И туда не вернусь! Но возьму и за Лету с собою

Очертанья живые моих царскосельских садов»

 «Цех поэтов» стал выпускать журнал «Гиперборей», а также печатать произведения в литературно-художественном журнале «Аполлон», в редколлегию которого, по предложению Н. С. Гумилева, пригласили  Иннокентия Федоровича  Анненского (1855-1909).  «Новой гармонией» называла А.А. Ахматова этого «великого европейского поэта», утверждая, что именно  Анненский стал для нее главным учителем в поэтическом творчестве. Своей главной  книги «Кипарисовый ларец» (1910), ставшей литературным событием русской поэзии XX века,  Иннокентий Фёдорович Анненский не увидел, сборник вышел после его смерти. Педагог, филолог - эллинист, переводчик Еврипида, один из первых начал осваивать достижения французских символистов, которых  много переводил. Анненский опубликовал книгу «Тихие песни»  в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о»,  но критика  не замечала его  творчества. В «Тихих песнях» Блоку виделись черты «болезненного надрыва», «душа, убитая непосильной тоской».  Анненский прожил в Царском Селе последние четырнадцать лет, из которых почти десять возглавлял Николаевскую Императорскую мужскую гимназию. На его рабочем столе стоял ларец из кипарисового дерева, в котором хранились стихотворения поэта, считающиеся теперь одной из вершин поэзии XX века,  непонятые и не признанные современниками. Гимназию назовут «литературной», некоторые из её выпускников вольются в «Цех поэтов».  Термин «Серебряный век» был придуман выпускником Николаевской гимназии Николаем Авдеевичем Оцупом. Царскоселу Эриху Голлербаху, автору книги «Город муз», принадлежит выражение «Царское Село – это город, где поэзию чувствовали как погоду». В июне 2003 года на здании бывшей Николаевской Императорской мужской гимназии  была установлена мемориальная доска: «В этом здании бывшей Николаевской мужской классической гимназии в 1896-1905 г. жил и работал выдающийся русский поэт и педагог Иннокентий Федорович Анненский. Здесь учились поэты Н. Гумилев, Н. Оцуп, Г. Раевский (Оцуп), В. Кривич, сын Анненского, Д. Кпеновский, Вс. А. Рождественский, искусствовед Н. Пунин, стратонавт А. Васенко, географы В. Визе, М. Павлов, врачи М. Глазунов, П. Светлов, композитор В. Дешевов, деятели театра и кино Н. Акимов, В. Горданов, И. Гольдберг, Ю. Свирин, О. Иванов, Н. Ефимов, Р. Мирвис». В 2009 году, накануне 100-летней годовщины смерти Иннокентия Федоровича Анненского на Набережной улице города Пушкина состоялось торжественное открытие мемориальной доски, выполненной скульптором Виктором Владимировичем Зайко.

Лучшим памятником «Музе Царского Села» стала Царскосельская гимназия искусств, носящая имя Анны Андреевны Ахматовой. В стихотворении Евгения Александровича Евтушенко (1932? – 2017) «Памяти Ахматовой» пронзительные строки:

 «Ахматова двувременной была.

О ней и плакать как-то не пристало.

Не верилось, когда она жила,

не верилось, когда ее не стало.

Она ушла, как будто бы напев

уходит в глубь темнеющего сада.

Она ушла, как будто бы навек

вернулась в Петербург из Ленинграда.

Она связала эти времена

в туманно-теневое средоточье,

и если Пушкин - солнце, то она

в поэзии пребудет белой ночью.

Над смертью и бессмертьем, вне всего,

она лежала, как бы,  между прочим,

не в настоящем, а поверх него,

лежала между будущим и прошлым».

Литература:

1.Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. СПб, Изд-во Серебряный век, 2008. 150 с., ил.

 2. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/vospominaniya/vilenkin-v-sto-pervom-zerkale/carskoselskaya-muza.htmАнна Ахматова: Виленкин Виталий: В сто первом зеркале (Анна Ахматова)

3. http://annensky.lib.ru/index.htmМир Иннокентия Анненского.

4. http://biblioteka-poeta.ru/pamyati-ahmatovoi/evtushenko-e-aПамяти Ахматовой. Евтушенко Е.А.



Предварительный просмотр:

Памятник ему - город:

памятник первому Почетному гражданину Царского Села

Якову Васильеву Захаржевскому (1780 - 1865)

http://www.tsarselo.ru/images/photos/e781b5b2b9e83ae877954ce47c398a7f.jpg

Перед нами памятник генералу от артиллерии, участнику Отечественной войны 1812 года

 и Заграничных походов 1813-1814 годов,  управляющему Царскосельским дворцовым управлением (1817-1852) Якову Васильевичу Захаржевскому (1780 - 1865), который установлен у здания бывшего Офицерского собрания, в сквере на пересечении улиц Радищева и Артиллерийской.  В его создании принял участие  петербургский  скульптор Владимир Эмильевич Горевой.  Захаржевский – участник тридцати девяти боевых сражений, храбрый командир, преданный Отечеству и своим солдатам,  прожил длинную, очень яркую  жизнь. Во время  Отечественной войны 1812 года, находясь со своей ротой в арьергарде, удерживал неприятеля на верхнем Днепре, при отступлении русской армии после сражения при Лубине. Участвовал в Бородинском сражении, где  был ранен в ногу.  В сражениях под Малоярославцем и Вязьмой вел себя геройски, награждён орденами святой Анны Второй  степени и  святого Владимира Четвертой степени. В 1813 году ему  присвоено звание полковника, он  был награждён именным  оружием с надписью «За храбрость». Во время Заграничных походов 1813-1814 годов Яков Васильевич под Рейхенбахом подоспел со своей ротой на поле сражения в тот момент, когда французская кавалерия, изрубив батальон 21-го егерского полка, устремилась в обход левого фланга войск принца Евгения Вюртембергского. Удачные  действия артиллерийской батареи дали возможность графу М. А. Милорадовичу подкрепить  арьергард русских войск кавалерией

Ф. К. Корфа. В сражении под Лейпцигом полковник Захаржевский удержал позицию, но потерял правую ногу, ампутированную ниже колена, «отбитую ядром».

После окончания военных действий, Захаржевский переходит на гражданскую службу в Царском Селе и  блестяще справляется с задачами, которые ставили перед ним. Он служил при трех русских царях: Александре I (1801-1825) , Николае I (1825-1855) и Александре II (1855-1881), каждый из них отметил его служебное рвение. Вклад Якова Васильевича Захаржевского - управляющего Царскосельским дворцовым управлением, очень важен  для развития Царского Села, да и России Сорок восемь лет управлять не только Царскосельским дворцовым правлением, но и Ораниенбаумским, Петергофским, а также Гатчиной и Павловском! Во время его пребывания  на посту управляющего Дворцовым управлением,  Царское Село было признано самым благоустроенным городом России.  Было построено новое здание Дворцового госпиталя, под его «смотрением» возводился по проекту  архитектора  К. А. Тона собор Святой Екатерины, ставший смысловым центром города. Велись работы по планировке и застройке 3-ей части города,  бывшего уездного города София. Начали застраиваться участки вдоль Павловского шоссе, вырос новый квартал около железнодорожного вокзала,  неподалеку был возведен ипподром. Именно поэтому в 1862 году, еще при жизни Захаржевского,  в его честь была названа одна из улиц города. В 1864 году, за несколько месяцев  до смерти, Яков Васильевич Захаржевский первым был удостоен звания Почетного гражданина Царского Села.

Литература:

1. Мартьянова Л. С. Я. В. Захаржевский — главноуправляющий дворцовыми правлениями. XI Царскосельская научная конференция. Санкт-Петербург, 2005.

2.Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село – резиденция российских монархов:

архитектурный и военно-исторический очерк. 2-е изд. СПб., 2000

3.. Приймак Н. И. Яков Васильевич Захаржевский в мемуарах современников // Екатерининский собор: Альманах. – СПб., 2007.- Вып. 1. - С. 84—90

4. https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/radisheva-22-pamjatnik-zaharzhevskomu-jav.html Радищева, 22. Памятник Захаржевскому Я.В.- Царскосельская газета

 



Предварительный просмотр:

«Руки, возвращающие к жизни»:

первая женщина-хирург в России Вера Игнатьевна Гедройц (1870 -1932)

«Кто полон милосердия,

непременно обладает

мужеством»

(Конфуций)

Имя княжны Веры Игнатьевны Гедройц (1870-1932) - профессора, доктора медицины, георгиевского кавалера, первой женщины - хирурга в России, которая с 1909 по 1917 годы работала в Царскосельском Дворцовом госпитале. Вера Игнатьевна одна из первых женщин в мире, получившая звание профессора хирургии и возглавившая хирургическую кафедру. Участница Русско-японской войны (1904-1905) и I мировой войны(1914-1918),прозаик и поэт Серебряного века, сочетавшая в своей жизни владение «скальпелем и пером».  

Вера Игнатьевна Гедройц, рано заинтересовавшись врачебным делом, поступила на курсы петербургского анатома П. Лесгафта.  За участие в революционной деятельности была выслана в родовое имение. И тут княжна, вступив в фиктивный брак и сменив фамилию, сумела сбежать в Швейцарию, где поступила в Лозаннский университет. Возвратившись в Россию, сдает экзамен в Московский университет, ведь ей необходимо подтвердить иностранный диплом. Талант Веры Игнатьевны находит  глубочайшее практическое применение и разворачивается в полную силу. Слава о первой и единственной в России женщине-хирурге из провинции мгновенно достигает императорского дворца. В 1904 году началась Русско-японская война (1904-1905 гг.)  и Гедройц подает рапорт о зачислении в состав передового отряда, сформированного из медиков - добровольцев Российским Красным Крестом, и отправляется в действующую армию. Она оказывает медицинскую помощь в самых горячих местах сражений. За труды и мужество ее награждают золотой медалью «За усердие», а после боев у Мукдена за героические действия по спасению раненых - Георгиевскую серебряную медаль «За храбрость».  В 1909 году императрица Александра Федоровна вызвала Веру Игнатьевну в Царское Село, где она получает место ординатора Царскосельского Дворцового госпиталя. С тех пор княжна Вера Игнатьевна стала близким человеком в семье последних Романовых и домашним врачом детей царской семьи. Вера Игнатьевна была очень талантливым человеком: писала стихи, рассказы и воспоминания и публиковала их под псевдонимом Сергей Гедройц, выбранным в память о рано умершем брате.  Оказавшись в Царском Селе, она знакомится с Н.С.Гумилевым, Р.В.Ивановым-Разумником, А.М.Ремизовым,  возобновляет  знакомство с  В.Розановым, позднее знакомится с  С.Есениным.  Ее произведения помещают журналы, в 1910 году Вера Гедройц издает свой первый сборник «Стихи и сказки» В конце 1911-го или 1912 году она была принята в «Цех поэтов», который объединил поэтов Серебряного века, и оказала ему неоценимую услугу, внеся половину необходимой суммы при основании журнала «Гиперборей». Она посещала собрания «Цеха поэтов» в Царском Селе, проходивших в доме Николая Гумилева и Анны Ахматовой и под его издательской маркой  выпустила свою вторую книгу стихов «Вегъ».

С началом Первой мировой войны (1914-1918 ) лазарет под руководством В. Гедройц вскоре становится одной из решающих хирургических баз в условиях военных действий. Во время Первой мировой войны на базе госпиталя по инициативе императрицы Александры Федоровны был открыт Дворцовый лазарет. Старшим врачом госпиталя была Вера Игнатьевна Гедройц - княжна, доктор медицины, первая в России женщина-хирург, поэтесса и писательница. Гедройц во время войны осуществляла до пяти полостных операций в день. Кроме того, Вера Игнатьевна лично обучала императрицу Александру Федоровну и ее дочерей, великих княжон Ольгу и Татьяну, сестринскому делу. Поэт Н.С. Гумилев не смог не отреагировать на это стихотворным посланием, адресованным императрице:

«Пока бросает ураганами

Державный Вождь свои полки,

Вы наклоняетесь над ранами

С глазами, полными тоски.

И имя Вашего Величества

Не позабудется, доколь

Смиряет смерть любви владычество

И ласка утешает боль.

Несчастных кроткая заступница,

России милая сестра,

Где Вы проходите как путница,

Там от цветов земля пестра».

«Стоя с хирургом, государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные руки и ноги, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и cтойко вынося запах и ужасные картины военного госпиталя во время войны», - вспоминала фрейлина Анна Вырубова. По воспоминаниям художницы И.Д. Авдиевой: «Вера Игнатьевна во время сложных хирургических операций Игнатьевны, хорошей хирургической сестрой - хладнокровной и точной» императрицу

 Ее перу принадлежит стихотворение «Госпиталь» (1925 ):  

«Квадрат холодный и печальный

Среди раскинутых аллей,

Куда восток и север дальний

Слал с поля битв куски людей.

Где крики, стоны и проклятья

Наркоз спокойный прекращал,

И непонятные заклятья

Сестер улыбкой освещал.

Мельканье фонарей неясных,

Борьба любви и духов тьмы,

Где трех сестер, сестер прекрасных

Всегда привыкли видеть мы.

Молчат таинственные своды,

Внутри, как прежде, стон и кровь,

Но выжгли огненные годы

 -Любовь».

В том же 1925 году, вспоминая минувшие дни, она посвятит строки поэту Сергею Александровичу Есенину (1895-1925), служившему  во время I  мировой медбратом в Федоровском городке Царского Села:

   «Я тебя помню в голубой рубашке

   Под сенью радушного крова.

   Ты пил из фарфоровой чашки

   Чай у Разумника Иванова.

   Точно лен, волнистые пряди

   По плечам твоим спускались,

   Из-под длинных ресниц ограды

   Глаза смеялись.

   Ты был молод, почти ребенок,

   Смех звучал безмятежно,

   И был ты странно робок

   И странно нежен.

   Через годы, рдяные годы

   Выросли крылья-руки,

   Ты стал певцом свободы,

   Тоски и муки»

Наступил февраль 1917 года,  состоялось отречение Николая II. Возможно, как и доктор  Евгений Сергеевич  Боткин (1865-1918), последовавший в Екатеринбург из Царского Села  за царской семьей, Гедройц могла оказаться в доме купца Ипатьева. Но в 1917 году  Веру Гедройц, у которой было революционное прошлое, назначают главным врачом перевязочного отряда 6-й Сибирской дивизии, а затем корпусным хирургом.

В преддверии трехсотлетия  Царского Села, основанного в 1710 году, город Пушкин был украшен двумя мемориальными досками. У входа в главное здание городской больницы № 36  имени наркома здравоохранения  Н. А. Семашко 16 июля 2010 года состоялось торжественное открытие памятных досок. В истории города  увековечены два светила медицины: Феофил Федорович Жуковский - Волынский, именем которого названа одна из улиц города Пушкина. Имя лейб-хирурга Ф.Ф. Жуковского - Волынского (1804-1879), который в течение сорока лет проработал старшим врачом Царскосельского Дворцового госпиталя. Именно Феофил Федорович выступал инициатором строительства учебных заведений, исполнял должность мирового судьи, был Почетным гражданином Царского Села.

Вторая мемориальная доска посвящена женщине – хирургу, которая написала: «Врач не воюет, а участвует в войне», а руки этого удивительного врача – это «руки, возвращающие к жизни». У  поэта Кайсына Кулиева (1917-1985) есть стихи, словно написанные об  этой удивительной женщине:

«О руки женщины земной,

Вы под любой звездой и небом

Цветами пахнете весной,

Зимою - снегом, летом -  хлебом.

Будь свята, женщины рука,

В которой скрыта неизменно

Боль, долгая во все века,

И радость, что всегда мгновенна.

В тебе сокрыт беззвучный звук

Всех песен счастья и несчастья.

Будь свята, слабость женских рук,

Неограниченность их власти»

Литература:

1.Хохлов В.Г. Руки, возвращающие к жизни: Вера Игнатьевна Гедройц – хирург и поэт. - СПб: Серебряный век, 2013

2. https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/istorija-carskogo-sela-v-licah/gedroic-vera-ignatevna-1870-1932.html Вера Игнатьевна Гедройц (1870-1932 гг.)

3. http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Gedroitz2e.htm Джонатан Молдаванов. Княжна Вера Гедройц: скальпель и перо.

4.http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Gedroitz2g.htm Дж. Беннет. Княжна Вера Гедройц: военный хирург, поэт, писательница

5. htmlw Классика: Гедройц Вера Игнатьевна. Стихотворения.