Трансляция педагогического опыта

Корецкая Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»

(МБОУ «СШ №40»)

628615,  Российская Федерация, Тюменская область,                                             Телефоны: (3466) 26-32-50, 26-70-89

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,                                             Тел./факс:  (3466) 26-19-82, 26-75-88                                                                                                                                

г. Нижневартовск,  ул.  Дзержинского, 29а                                                    E-mail: mbousosh40-nv@yandex.ru 

Научно-практическая конференция

«Рождественские образовательные чтения»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Докладчик  учитель технологии  Корецкая Н.С.

                        

Нижневартовск 2016

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Президент  РФ В.В. Путин   определил     основные приоритеты нашего государства:  переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремлённостью в будущее, стабильность как условие развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам.  Эти ценности могут быть сохранены только  духовно  и  нравственно  богатыми людьми.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории.

В современных условиях первостепенной задачей  образовательной системы становится  духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  • патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами необходимаинтегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования,  компетентностном подходе в обучении.

 Компетенция - это готовность человека действовать в любой ситуации. Для современного школьника базовыми являются компетенции:

информационная (готовность к работе с информацией);

коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

проблемная (готовность к решению проблем).

К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:

  • обращение к опыту учащихся;
  • решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
  • проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
  • интеграция обучения.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений, духовности, нравственности и благочестии. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника, что ещё раз обращает нас  к Посланию Президента, где говорится о том, что   «…каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе».

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действия для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Если говорить о формах внеурочной работы, то,  эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся, которые позволяют реализовать личностно - ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, так и в конкурсах различного уровня. Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, которое призвано обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

  Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
2. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2010;

3.А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).



Предварительный просмотр:

Доклад

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

                

Докладчик: Корецкая Н.С.

МБОУ «СШ № 40»

Нижневартовск,2016

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Президент  РФ В.В. Путин   определил     основные приоритеты нашего государства:  переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремлённостью в будущее,стабильность как условие развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам.  Эти ценности могут быть сохранены только  духовно  и  нравственно  богатыми людьми.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории.

В современных условияхпервостепенной задачей  образовательной системы становится  духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  • патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами необходимаинтегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования,  компетентностном подходе в обучении.

 Компетенция - это готовность человека действовать в любой ситуации. Для современного школьника базовыми являются компетенции:

информационная (готовность к работе с информацией);

коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

проблемная (готовность к решению проблем).

К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:

  • обращение к опыту учащихся;
  • решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
  • проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
  • интеграция обучения.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений, духовности, нравственности и благочестии. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника, что ещё раз обращает нас  к Посланию Президента, где говорится о том, что   «…каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе».

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действия для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Если говорить о формах внеурочной работы, то,  эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся, которые позволяют реализовать личностно - ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, так и в конкурсах различного уровня. Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, которое призвано обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

  Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
2. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2010;

3.А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 40»

(МБОУ «СШ №40»)

628615,  Российская Федерация, Тюменская область,                                             Телефоны: (3466) 26-32-50, 26-70-89

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,                                             Тел./факс:  (3466) 26-19-82, 26-75-88                                                                                                                                

г. Нижневартовск,  ул.  Дзержинского, 29а                                                    E-mail: mbousosh40-nv@yandex.ru 

Научно-практическая конференция

«Рождественские образовательные чтения»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Докладчик  учитель технологии  Корецкая Н.С.

                        

Нижневартовск 2016

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Президент  РФ В.В. Путин   определил     основные приоритеты нашего государства:  переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремлённостью в будущее, стабильность как условие развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам.  Эти ценности могут быть сохранены только  духовно  и  нравственно  богатыми людьми.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории.

В современных условиях первостепенной задачей  образовательной системы становится  духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  • патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами необходимаинтегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования,  компетентностном подходе в обучении.

 Компетенция - это готовность человека действовать в любой ситуации. Для современного школьника базовыми являются компетенции:

информационная (готовность к работе с информацией);

коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

проблемная (готовность к решению проблем).

К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:

  • обращение к опыту учащихся;
  • решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
  • проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
  • интеграция обучения.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений, духовности, нравственности и благочестии. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника, что ещё раз обращает нас  к Посланию Президента, где говорится о том, что   «…каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе».

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действия для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Если говорить о формах внеурочной работы, то,  эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся, которые позволяют реализовать личностно - ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, так и в конкурсах различного уровня. Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, которое призвано обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

  Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
2. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2010;

3.А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).



Предварительный просмотр:

Формирование исследовательской культуры школьников в рамках введения ФГОС основного общего образования.

Корецкая Н.С., учитель технологии МБОУ «СШ № 40»

Существует высказывание: «В каждом ребенке спит гений и с каждым днем все крепче и крепче». Поэтому, чтобы в наших детях не погасли искры проявляющегося таланта, перед нами – педагогами, стоит важная задача - своевременно выявить и развить одаренность каждого ребенка.

На сегодняшний день в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных оригинально решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях для меня, как педагога, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, безусловно, – одна из приоритетных задач.

На мой взгляд, очень важным в образовании становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей у детей, в том числе творческих. В нашей школе №40 города Нижневартовска, где я работаю уже в течение 20 лет, создана система работы с талантливыми школьниками. Она включает в себя целый ряд составляющих, направленных на создание условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Для одарённых детей педагоги нашей школы разрабатывают индивидуальные «образовательные маршруты», организуют партнёрское взаимодействие с высшими учебными заведениями (Нижневартовске государственный университет, Южно-уральский государственный университет), колледжами. В школе создана программа обучения преподавателей на курсах повышения квалификации, семинарах и вебинарах по направлению работы с одаренными детьми, организовано участие талантливых детей  в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, фестивалях, слетах научных обществ обучающихся и иных интеллектуальных марафонах. Так, в текущем учебном году обучающиеся нашей школы приняли участие в более чем в 80 видах интеллектуальных конкурсах (Всероссийская олимпиада школьников, молодёжные чемпионаты по предметам, всероссийские викторины, международные конкурсы, межрегиональный фестиваль исследовательских работ, городской слёт НОУ и т.д.) и заняли 1169 призовых мест.

В числе этих конкурсов и олимпиад есть и достижения моих обучающихся. Мною подготовлены участники всероссийских дистанционных олимпиад, победители творческих конкурсов, а также победитель муниципального этапа Научного Общества Учащихся. Обучающиеся продемонстрировали продуктивную и творческую компетентность, награждены дипломами и грамотами за призовые места.

Считаю работу с одарёнными детьми очень важной, поэтому стараюсь привлекать как можно больше обучающихся к участию в олимпиадах и научно-практических конференциях. С большим удовольствием дети нашей школы принимают участие в работе научного общества обучающихся, в рамках которого функционируют малые академии по различным направлениям.  Занимаясь исследовательской деятельностью, ребята  изучают структуру научной работы, учатся её оформлять, развивают ораторские способности, участвуют в научно-практических конференциях, фестивалях, слётах.

 Так, в 2017 году ученица 7 класса, Калинина Евгения, провела исследование в области истории костюма по теме «Особенности аутентичного костюма одежды для антикварной куклы», приняв

участие в межрегиональном фестивале научно-исследовательских работ «Открытие мира» и городском слёте Научных Обществ Обучающихся, представив результаты своего исследования. Результат оказался успешным. В секции «Живопись. Архитектура и дизайн» Калинина Евгения заняла 1 место.

 Благодаря современным технологиям сегодня без особого труда можно получить готовый продукт. Но мне, как учителю, хочется, чтобы мои ученики научились самостоятельно создавать свои творческие продукты, пробуждая «спящего гения». Под исследовательским проектом мы подразумеваем учебную работу школьника в области научного способа познания, которую он выполняет сначала с частичной помощью учителя, а потом самостоятельно. Результаты своих исследований учащиеся защищают публично на научно-практической конференции. Каждый ученик работает над собственным исследовательским проектом и полностью проходит весь цикл исследования – от выбора темы до защиты проекта.                         Только в этом случае мы можем быть уверены, что обучающийся овладел приемами познания.  Важно отметить, что к работе в Научном Обществе привлечены не только педагоги и обучающиеся, но и родители, выпускники, преподаватели вузов.

 Для приобщения школьников к исследовательской деятельности необходимо сформировать у них исследовательские умения – интеллектуальные, практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном ученикам материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Можно выделить 5 групп исследовательских умений:

1. Умения организовать свою работу (организационные).

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).

3. Умения работать с информацией, текстом (информационные).

4. Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные). Следует отметить, что для формирования исследовательских умений школьников необходимо создать особые условия организации их исследовательской деятельности.

Все большее количество школьников начинает осваивать новый для них вид творческой деятельности – научное исследование. Они пишут рефераты, проводят наблюдения, ставят опыты, выступают с научными докладами, проводят презентации своей исследовательской работы, защищая проекты на конференциях и публикуют свои первые научные труды. Все это – результат совместной деятельности участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и родителей, объединённых творческим подходом к делу. На примере исследовательской работы моей ученицы с привлечением мамы ученицы и меня, как учителя, расскажу, как мы применяем данный метод.

Начали мы с того, что, взяв за основу увлечение Евгении, принялись за исследование. Определили тему исследования, подобрали и изучили соответствующую литературу.

Краткая аннотация к нашему проекту.

Кукла сопровождала людей с незапамятных времен. Она всегда была самой популярной детской игрушкой, а также самым доступным произведением искусства. Развивалось человеческое общество, а вместе с ним менялось лицо и назначение куклы.  Из культового предмета кукла превратилась в верного спутника детей и взрослых.  В данной работе проведено исследование особенностей аутентичного костюма для антикварной куклы и представлены её результаты

Материал научно-исследовательской работы.

       В нашем доме уже несколько лет живет кукла, которой уже более 110 лет. Кукла эта была изготовлена на фабрике Армана Марселя еще до революции. Долгими длинными дорогами она попала в наш дом, но по пути потеряла всю одежду, обувь, сильно истрепала парик. Одеть куклу – на первый взгляд не такая уж и сложная задача. Одеть антикварную куклу (конца IXX века) аутентично, в соответствии с ее возрастом, нормами и требованиями к одежде того времени – задача посложнее и значительно интереснее.

       Таким образом, была выдвинута гипотеза о том, что если изучить особенности изготовления кукол и одежды для них в конце 19 – начале 20 века, то возможно создание аутентичного комплекта одежды для антикварной куклы.

    Целью данной исследовательской работы является выявление особенностей и создание кукольного костюма для антикварной куклы, соответствующий нормам, принятым в конце 19- начале 20 века. Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

 1) изучить и проанализировать научную литературу по данной теме.

2) Исследовать историю фарфоровых кукол Армана Марселя.

3) Обобщить нормы и требования к кукольной одежде, принятые в конце IXX – начале XX века.

4) Исследовать особенности кукольной одежды конца IXX – начала XX века (фасоны, детали) по старым фотографиям, журнальным статьям и рисункам, по снимкам сохранившихся предметов кукольной одежды.

 5) Изучить особенности материалов, применяемых для изготовления кукольной одежды конца XIX.

6) Изучить и освоить основные швы и приемы работы с тканью, аутентичные для пошива одежды конца XIX.

7) Изготовить комплект белья и платье для антикварной куклы из аутентичных материалов.

8) Провести социологический опрос обучающихся, дающий основание для аналитического осмысления общественного мнения на уровне образовательной организации по поводу их личного отношения к проблеме костюма для антикварных кукол.

Объект исследования: творчество мастеров- кукольников. Антикварные куклы конца 19в- начала 20 века.

Предмет исследования: комплект одежды для антикварной куклы.

На различных этапах исследовательской работы применялись такие научные методы, как:

 аналитический (анализ творчества мастеров и коллекционеров антикварных кукол);

социологический (изучение мнения обучающихся по поводу их личного отношения к антикварным куклам);

экспериментальный (анализ состава ткани, моделирование кукольной одежды),

 практический (изготовление комплекта одежды). Все эти методы включены в общий исследовательский контекст, что существенно расширило интерпретационные границы понимания особенностей техники изготовления костюма ручными швами.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап - подготовительный: сбор теоретического материала, подбор и изучение соответствующей литературы. Изучение истории фарфоровых кукол Армана Марселя, исследование особенностей кукольной одежды, принятых в конце 19-начале 20 века.

2 этап – практический: обучапющаяся изучила особенности материалов, применяемых для изготовления кукольной одежды конца 19 в., и, проведя опыты, определила подходящие для своей работы ткани. Освоила основные швы и приемы работы с тканью аутентичные для пошива одежды конца IXX. Изготовила комплект белья и платье для антикварной куклы из аутентичных материалов. Провела социологический опрос обучающихся, дающий основание для аналитического осмысления общественного мнения, на уровне образовательной организации, по поводу их личного отношения к проблеме костюма для антикварных кукол.

3 этап – аналитический: анализ анкет, анализ полученных результатов.

Проведя исследование по данной теме, можно говорить о следующих результатах:

мы выяснили, что девочки больше всего используют кукол, как часть интерьера, чем играют в них. Им одинаково нравятся и производственные куклы, и куклы ручной работы. Но в наличии у них больше производственных кукол. Среди взрослых женщин   был проведен  такой же опрос. 100% женщин ответили, что имеет значение, как одета кукла.  Вывод: среди взрослых предпочтение отдается куклам ручной работы, старинным и фарфоровым куклам, также у них в наличии больше этих кукол, чем производственных. Большая часть кукол используется для интерьера. Проведя анкетирование, сделала вывод: куклы есть как у девочек, так и у взрослых. Обе категории опрашиваемых считают, что имеет значение, как одета кукла.

Следовательно, выдвинутая гипотеза о том, что если изучить особенности изготовления кукол и одежды для них в конце 19 – начале 20 века, то возможно создание аутентичного комплекта одежды для антикварной куклы, полностью подтвердилась. Поставленная цель достигнута – кукла одета.

Таким образом, формирование исследовательской культуры школьников -   очень важная и интересная работа, которая дает свои плоды, особенно, если это происходит в тесном союзе «ученик, учитель, родитель».



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно – нравственное воспитание школьников в условиях реализации стандартов второго поколения

Слайд 2

готовый принимать решения предприимчивый образованный, нравственный имеющий чувство ответственности способный к сотрудничеству

Слайд 3

Задачи духовно- нравственного воспитания 1 формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие…) формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур; 2 3 формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны 4

Слайд 4

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания цели и задачи духовно-нравственного развития система базовых национальных ценностей принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности

Слайд 5

гражданственность Базовые национальные ценности человечество социальная солидарность наука патриотизм семья труд и творчество традиционные российские религии искусство и литература природа

Слайд 6

Сетевое взаимодействие

Слайд 7

Компетенция – это готовность человека действовать в любой ситуации . информационная коммуникативная кооперативная проблемная

Слайд 8

Внеучебная деятельность школьников- I уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни II уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества . III уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия .

Слайд 9

« Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»

Слайд 10

Системно-деятельный подход Технология саморазвивающего обучения Личностно-ориентированный подход

Слайд 11

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр: