Мои уроки

Зарипова Ляйсан Фагимовна

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Какрыбашево

                                        Подготовила учитель истории

                                    Зарипова Ляйсан Фагимовна

2014 год

Цели и задачи:

  • Ознакомить с героическими страницами истории России;
  • Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма;
  • Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой Отечественной войны.

Подготовительная работа: поиск материала, составление презентаций, сбор информации о военном детстве односельчан, выставка рисунков «Война, глазами детей», оформление книжной выставки.

Мероприятие сопровождает презентация.

На задней стене фотографии и иллюстрации войны. Звучит музыка, как фон. На авансцене красные гвоздики.

Учитель: Организованный не так давно уличный телеопрос молодежи о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов состоял всего из одной фразы: «Что вы знаете о Великой Отечественной войне?». По крайней мере, двое НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ об этом, а были и такие, кто ответил: «Ну и что, ну и завоевали бы нас: пили бы мы баварское пиво!» Не пили бы! В далеко идущих нацистских планах были и такие: запрет на речевое общение, низведение неарийских народов до уровня животных.

Не уставая, ничего не забывая, давайте говорить с детьми о нашем прошлом, о том, как стояли за свою страну, как сражались за свою Родину миллионы солдат Великой Отечественной. Давайте говорить о том как, какими силами была одержана эта победа через 1418 страшных, мучительных дней? 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших,  обездоленных. Среди них не только воины, но и дети - мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти.

Мне очень запали в душу слова, сказанные маршалом Советского Союза К.К. Рокоссовским. Он говорил:

 «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»

  • Всем, кто пережил страшные времена войны, кто был еще ребенком, но уже понимал, что значит «Родина», «Отечество», посвящается…
  • Тем, кому 70 лет назад не было 16, посвящается…
  • Вам, кому еще нет 16…
  • Вам, кто пока не знает, что такое война, посвящается…
  • Чтоб помнили, чтоб поняли…

Заходят История, Совесть, Память. История проходя по сцене наклоняется и подбирает куклу.

История. (Держит в руках куклу) Утром 22 июня 1941 года на одной из Брестских улиц лежала девочка  с заплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку, запомнили навсегда.

Совесть. Что есть дороже детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. Они по се день кричат и плачут над братской могилой. Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они?..

Память. Многое…

Звук разрыва бомб, грохот.

Память. Дети войны. Они быстро повзрослели. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок.

Музыка «Мгновения»

Сцена в Блокадном Ленинграде.

Ученик: Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах.

Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?

Но детским чутьём они понимали, что пришла беда большая беда.

Ученица: (на сцене, закутанная в платок, сидит девочка и пишет при свете огарка)

 «Я ленинградская школьница Таня Савичева. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

 «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

 «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

 «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама -13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Память: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием…

Музыка «Эх, дороги…»

Сын полка: А нам не довелось играть в войну,

                Не мы в нее – она играла нами:

                На фронт мы убегали пацанами,

                С вагонных крыш смотрели на страну…

Сзади подходит Совесть  и кладет руку мальчику на плечо.

Совесть Сыны полка… Голодных и примерзших, их приводили в штабные землянки. Их кормили, часами убеждали вернуться домой, они молчали . Их все-таки отправляли  Но через неделю- другую они снова появлялись . Многим некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции… 

Сын полка: Великоваты были нам шинели,
                      Во всем полку сапог не подобрать,
                      Но все равно в бою мы  умели
                      Не отступать, а побеждать!

Память.  Не всем суждено было услышать слово «Победа». Смерть не выбирала в цепи солдат, идущих в атаку . Кого- то из сыновей ждала тяжелая участь – плен, пытки, лагеря. Многие, оставшиеся в оккупации лицом к лицу столкнулись с ужасами, творимыми новым режимом.

История: Сколько их, сынов и дочерей полка, трудно сказать. По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик. Посмертно.

Презентация Слайды и рассказ ученика о героях

Давайте вспомним имена и узнаем историю таких «маленьких» героев:

Зина Портнова: 17 лет. Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов. В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя Витебской области. После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской молодежной подпольной организации «Юные мстители». Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 года расстреляна в тюрьме города Полоцка.

Леня Голиков: Партизан, 17 лет. Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области. Во время войны, когда его деревню захватили немцы, ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Всего он участвовал в 27 боевых операциях, им было уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Он погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Псковской области. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Марат Казей:  Партизан, 14 лет. Родился 29 октября 1929 года в деревне Станьково (Беларусь). Когда фашисты ворвались в деревню, Марат должен был идти только в пятый класс. За связь с партизанами его мать, Анна Казей, была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою 11 мая 1944 года. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врага поближе и взорвал их и себя. мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В честь юного героя в городе Минске был поставлен памятник.

Валя Котик: Партизан, 14 лет. Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка (Украина) в крестьянской семье. К началу войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И.А. Музалева, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, благодаря чему связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. 16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель: Маленькие герои войны воевали в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Многим из них было столько же лет, сколько нам сейчас. Но я надеюсь, что эти несколько историй о детях войны станут для вас настоящим примером мужества и отваги. И помните, что даже «маленький» человек может стать настоящим героем.

Инсценировка по стихотворению «Сашко»

История: Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей.

Память:  Мы много пережили в суровые годы войны. Мы видели опаленные города, стертые с лица земли селения, разрушенные старинные памятники, виселицы, рвы, наполненные трупами, грудных младенцев, раздавленных немецкими танками, расстрелянных женщин, стариков, детей. Повсюду гитлеровские палачи оставляли за собой кровавые следы. Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах Майданека, о печах Освенцима и других “фабриках смерти”: Дахау, Заксенхаузен, Моабит, Бухенвальд…

Сотни  тысяч замученных, задушенных газом, сожженных, расстрелянных невинных мирных людей.

Ученик: (стихотворение Л.М.Голодяевской, «Дети войны»)

Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

Видеоклип Тамара Гвердцетели  «Дети войны»

 

 (Письма)

Ученицы  читают письма.

Совесть : Кто-то родом из детства.
                 А вы - из войны.
                 Из народного бедствия, из его глубины.

История: В суровые годы войны рядом со взрослыми встали дети . Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи

Память: Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство было наполнено тяжёлыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны. У целого поколения украли детство

Учитель:  И среди них были и наши бабушки и дедушки, родственники, односельчане соседи…

(Учащиеся представляют своих бабушек и дедушек, соседей, односельчан -детей войны. Озвучивают фрагменты интервью по плану:

Мою бабушку (моего дедушку) зовут:

Она (он) родилась (родился) в : году.

Краткие воспоминания о военном детстве.)

Учитель:  Судьбу этих детей разделили десятки, сотни тысяч человек во всём Советском Союзе.Они выросли достойными гражданами своей страны.
  Они, пережившие  военные беды,

   Родную страну из руин поднимали.
  Из всех многочисленных Праздник ПОБЕДЫ
  В году 45-ом забудут едва ли.

Учитель Начало XXI века знаменательно тем, что под разговоры о правах детей и принятии международных конвенций детство практически лишается статуса неприкосновенности. Дети всё чаще втягиваются в военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто - соучастниками чудовищных преступлений. За последние десять лет в мире убиты в войнах около двух миллионов детей, шесть миллионов получили серьёзные ранения или стали инвалидами, а почти тридцать миллионов превратились в беженцев. Ещё каких-то 10-15 лет назад всё это казалось нам бесконечно далёким, а потому недостаточным пристального внимания. А сейчас война полыхает на Украине…

Видеоклип Дети Донбасса

История: Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

Наше поколение никогда не знало голода, разрухи, ужасов концлагерей и жестокости войны…

Совесть:  Но мы говорим об этом и будем говорит, потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

Память:  Мы будем говорить об этом для того, чтобы сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной!

Учитель: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
                 Услышал мой ребенок. Мой и твой. 
Ученик:   Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
                  Коснулся нас  блокадною рукой. 
                  Я не хочу, чтоб доты обнажились, 
                  Как раковая опухоль земли. 
Ученица: Я не хочу, чтоб вновь они ожили
                  И чью- то жизнь с собою унесли. 
                  Пусть вскинут люди миллион ладоней
                  И защитят прекрасный солнца лик
                  От гари пепелищ и от хатынской боли. 
Учитель: Навечно!
Ученик:   Навсегда!
Ученица: А не на миг!
Учитель: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
                 Услышал мой ребенок, мой и твой. 
                 Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
                 Мне нужен сын не мертвый, а живой!”

Все участники исполняют песню «День без выстрела на Земле!»



Предварительный просмотр:

  1. Цели  урока:

1.Личностный результат –

  • осознавать  ответственность за будущее своей станы,  как гражданина страны;
  • уважительно относиться к закону;
  • формировать положительную мотивацию к обучению;
  • создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

2. Метапредметный результат –

  • самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации,  устанавливать логические

связи.

  • организовывать и регулировать свою деятельность.
    владение умениями работать с учебной  и дополнительной  информацией : анализировать и обобщать факты,формулировать и
  • обосновывать выводы;
  • сотрудничать с соучениками,  работать в группе .

3. Предметный результат –

  • знать основные нормативные документы, регулирующие трудовые отношения.
  • понимать и применять знания норм трудовых  отношений;  
  • уметь извлекать нужную информацию из источника.

        Задачи урока:

Образовательная:  на основе анализа  нормативных правовых документов,  познакомить с трудовыми правами граждан и  

обязанностями сторон в трудовых отношениях; формировать уважение к закону и труду;

Развивающая: способствовать развитию коммуникативных компетенций работать в группах.  На основе работы с текстом

презентовать приобретённые знания и опыт, строить логически  построенный ответ. Используя раздаточный материал, учащиеся    

           смогут работать с текстовыми материалами. Способствовать развитию творческих  умений и эстетики у учащихся;

Воспитательная: содействовать развитию уважения к личности, к закону, труду. Закрепление навыка работы в парах. Формирование

умения налаживать коммуникацию с товарищами и друзьями.

Формы работы учащихся: работа в  парах, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация    «Труд с точки зрения закона»,  учебник  «Обществознание»,  2) документы Конституция РФ, Трудовой договор, Трудовой Кодекс РФ,Трудовая книжка,  раздаточный  материал, рабочий лист ученика (приложения).

Основные понятия: работник, работодатель, трудовой договор, заработная плата, социальное обеспечение, правовое регулирование   труда несовершеннолетних.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

2

3

4

5

1

Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы продолжаем с вами изучать экономические сферы общества.

1

Этап актуализации, целеполагания,  мотивации  кучебной деятельности

- Ребята, я вам предлагаю прочитать пословицы:

Лентяй да шалопай – два родных брата.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Труд человека кормит, а лень портит.

Слайд 2,3

- Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в пословицах? Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

- Да, вы совершенно правы. И тема нашего урока такова: труд с точки зрения закона.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое «труд», познакомимся с основными документами, касающимися права граждан на труд. Узнаем, какие документы нужны при поступлении на работу. На столах у вас лежат рабочие листы, в которые вы будете заносить ответы.

О труде и лености, когда человек трудится,  он развивает  мышцы, память, накапливает опыт.

Сегодня мы будем говорить о труде и трудовых отношения.

Записывают в тетрадь тему урока.

3

2

Проверка домашнего задания

.

У каждого из вас на парте лежат карточки со словами «да», «нет». Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы поднимаете ту карточку, на которой, по-вашему, мнению зафиксирован правильный ответ. Будьте готовы свой ответ обосновать.

- Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес?

- Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа?

- Карманные деньги – это деньги, которые лежат в кармане?

- Нужны ли ребёнку карманные деньги?

- Подросток с 14-ти лет имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?

- Несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет совершают сделки с письменного   согласия родителей?

- В древние времена дети не работали, а только играли?

- До начала XX века в большинстве стран дети начинали работать в возрасте 16-ти лет?

- Рабочий день детей был 14-16 часов?

- Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться?

- За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги – зарплату?

- В каникулы подростки могут устроиться работать на почту?

- Подростки не должны работать полный рабочий день?

Молодцы! Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый  изнурительный труд.

Сегодня, часть подростков, активно занимается экономической деятельностью. Уже в подростковом возрасте необходимо учиться обращаться с деньгами.

Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен  никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать. У человека есть право на труд.

Учащиеся, применяя карточки,  отвечают на вопросы и обосновывают ответ.

В рабочем листе дети фиксируют свои ответы. В конце урока подведём итоги: кто у нас самый активный, самый быстрый, самый сообразительный.

10

3

Этап  вхождения или погружения в тему

- Ребята, скажите, пожалуйста, так что же обозначает слово «труд»?

- Мы с вами говорили, что каждый человек имеет право на труд, что это обозначает?

Слайд 5Учитель комментирует ответы.

Правильно, это значит, что люди могут свободно выбирать работу, иметь справедливые и благоприятные условия труда.

- В современной России действует много законов, регулирующих труд человека. Это отражается в правовых документах: Слайд 6

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Конституция РФ.
  3. Трудовой Кодекс РФ.
  4. Трудовой договор.
  5. Трудовая книжка.

- Сейчас мы с вами с данными документами познакомимся более подробно.

Всеобщая декларация прав человека

Вопрос: «Сколько статей в декларации?», какие главные вопросы раскрывает документ?

Данный документ имеет статус международного документа, декларация была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций. Данный документ провозглашает право на труд для каждого человека.

Конституция РФ Слайд8

В статье 37 Конституции РФ закреплено право граждан на труд.

- Особое внимание хочется обратить на пункт 3 статьи 37 Конституции РФ, где говорится о том, что государство гарантирует защиту от безработицы.

- Что такое безработица? Когда человека можно считать безработным?

Слайд 9.

Безработным согласно закону признается трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы и готов приступить к работе.

Трудовой Кодекс РФ

Слайд 10.

В данном документе законодатели более подробно описали права и обязанности работников и работодателей.

Данный Кодекс (свод законов) был принят в 2001 году и состоит он из 424 статей.

Закон разрешает: Слайд 11.

Закон определяет продолжительность рабочего дня для подростков:

Слайд12

Слайд 13.

Трудовой Договор

Слайд 14

При устройстве на работу между работодателем и работником заключается Трудовой договор. Это письменный документ, заполняется в двух экземплярах: один остается у работника, второй – у работодателя. В данном документе определены права и обязанности сторон, также рассмотрены причины и правила расторжения трудового договора (при увольнении сотрудника).

Трудовая книжка

Слайд 15.

В данном документе прописывается дата приема на работу, место работы, должность, номер приказа о принятии на работу, увольнении.

Учащиеся высказывают предположения, примеры. Используют  толковый словарь,  записывают в рабочий лист.

Учащиеся записывают в тетрадь правовые документы.

В рабочем листе учащиеся будут отмечать свои результаты работы  с документами.

На столах учащихся декларация.

На столах Конституция РФ. Учащиеся находят  и зачитывают ст. 37.

Учащиеся дают предположительные ответы.

Учащиеся изучают статьи о труде подростков по раздаточному материалу, учебник стр. 78.

Ответы фиксируются в рабочий лист.

- трудоустройство подростков с 16 лет;

- трудовую деятельность подростков с 14 лет в свободное от учебы время (необходимо согласие родителей (законных представителей)).

- 14-16 лет (учащиеся) – 2,5 часа;

- 15–16 лет (работники) – 5 часов;

- 16-18 лет – 3,5 часа.

Закон запрещает привлекать подростков до 18 лет:

- к тяжелым, вредным и опасным работам;

- к работам в ночное время.

Запись в тетрадь:  Что такое трудовой договор.

Запись в тетрадь: назначение трудовой книжки.

20

Физкультминутка

4

Работа с новым материалом

Мы с вами отдохнули, а теперь  давайте, подумает, какие документы необходимы человеку при поступлении на работу?

Слайд 16        

  1. Паспорт.
  2. Трудовая книжка.
  3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
  4. Военный билет (при наличии).

 5.Документ об образовании

Ребята дают предположительные ответы.

2

5

Закрепление изученного материала.

Учитель: а не проверить ли наши знания, которые вы получили на уроке? Я предлагаю ситуацию:

Ситуация:

Место действия – кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входит подросток.

Подросток  – Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.

Работодатель – Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?

Подросток – Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.

Работодатель – Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?

Подросток – Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?

Работодатель – О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?

- Какие аспекты законодательства нарушены работодателем?

Соотнесение понятий с темой урока:

- Ребята, на доске записаны слова. Сотрите те слова, которые не относятся к теме   нашего урока:

  • увольнение,
  • налоги,
  • работник,
  • заработная плата,
  • отпуск,
  • право на жильё,
  • трудовая книжка,
  • работодатель,
  • медицинская помощь,
  • защита Отечества,
  • трудовой договор,
  • охрана природы.

Назовите подходящее,  по смыслу понятия: Слайд 17

  1. Человек или организация, предлагающее работу … .
  2. Документ, в котором официально обозначены условия труда и оплаты … .

Человек, который согласен выполнять какую-либо работу за определенное вознаграждение …………………………………………….

Учащиеся: -с 14 лет можно, но только в свободное от учёбы время.

- Должны дать согласие родители (попечители) подростка.

работодатель должен чётко указать  время работы -2,5 часа, условия, меры безопасности при заключении договора с согласия родителей – учебник стр.

2

1

1

6

Домашнее задание

П.18, стр. 81 практикум. 1. –работа со статьёй Трудового Кодекса, 2.- в тетради записать ответы, 3.- для сильных учащихся – смоделировать ситуацию.

Учащиеся записывают пояснения

1

7

Итог урока

-  Какую очень важную тему мы сегодня с вами  рассмотрели на уроке?

- Какие документы регламентируют трудовую деятельность граждан РФ?

- Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Посмотрите, в ваши рабочие листы как вы работали на каждом этапе. Выставляем отметки.

1

8

Рефлексия

Закончи предложение:

Самым интересным для меня было…

Вопросы, рассмотренные на занятии для меня…

Мне понравилось…

Теперь я хотел бы узнать…

Я был бы рад…

Самым неинтересным для меня было…

Урок окончен. До свидания.

1


Приложение № 1

                                                 РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ  6 класса

ФИ___________________________________________

Тема «Труд с точки зрения закона»

«да», «нет»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  1. Труд  – это __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 Работа с правовыми документами/ оценка

1.Всеобщая декларация прав человека -

2. Конституция РФ-

3.Трудовой Кодекс РФ-

  1. Закрепление изученного материала (оценка).

  1. Ситуация –
  2. Соотнесите понятия –
  3. Соотнесение понятий с темой урока –
  4. Назовите подходящие по смыслу понятия –

Моя оценка –                                                    Оценка учителя –

Приложение  2

Толковый словарь Ожегова

Труд

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд.

2. Работа, занятие.

3. Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд.

4. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки трудового обучения.

Приложение 3

Конституция РФ, статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.      

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный  отпуск.



Предварительный просмотр:

Тема урока: ПОДРОСТОК В ОБЩЕСТВЕ РИСКА.

Тип урока: комбинированный (нестандартный)

Вид урока: анализ («погружение»)

Цель урока:

  • формирование адекватных жизненных ценностей, серьёзного отношения к источникам риска в обществе, создание условий для преодоления рискованных ситуаций;
  • формирование у учащихся навыков самостоятельно принимать решения, навыка критического анализа сложных ситуаций; умение работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию;
  • воспитывать социальную ответственность, правовое самосознание, отработка эффективных стратегий принятия решений на практике.

Задачи:

  • Образовательная: выяснить причины рискованного поведения подростка; познакомиться с источниками риска в жизни современных подростков.
  • Воспитательная: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью, самостоятельность, критичность. 
  • Развивающая: развивать навыки работы в группах, умение аргументировать свой ответ, продолжать развивать умение сравнивать и делать выводы.

Образовательные ресурсы:

  • Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, под ред. А.И. Кравченко, Е.А.Певцова. Издательство: «Русское слово»;
  • Презентация «Подросток в обществе риска»;
  • Рабочий лист для индивидуальной работы;
  • Набор карточек с текстами для парной, групповой работы;
  • Листы бумаги А4, фломастеры , компьютер, проектор, экран.

Методы и формы обучения: Методы: проблемно-поисковый, практический, Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия: подросток, общество, риск.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

Научатся: понимать, что подросток принадлежит обществу, живет и развивается в нем, подвергается риску в повседневной жизни.

Получат возможность научиться: определять источники риска, понимать опасность, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов;приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии;принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Оргмомент.

Актуализация знаний.

Слайд 1 Послушайте древнюю притчу. Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики. - Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец. - Конечно, нет! - А воровать? - Нет. - А убивать? - Нет. - Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай!

Вопросы к классу: - О чем эта притча? - В чем ее смысл? - Какое отношение она имеет к уроку?

И еще скажите, что является предметом нашего изучения на уроках обществознания в 7 классе?

На дворе XXI век
Ты – современный человек.
Мир разделен злом и добром –
В общем, жить сейчас сложно в нем,
Много соблазнов вокруг.
И тебе нужно выбрать, друг,
Свой путь – дорогу  и в жизни подмогу.

Итак, сегодня на уроке речь пойдет об опасностях, которые сопровождают нашу жизнь, а так как мы изучаем жизнь подростков, то и будем говорить о тех опасностях, которые угрожают подросткам.

Слайд 2

Тема нашего урока «Подросток в обществе риска».

Подросток и все, что его окружает.

Запись на РЛ

Целеполагание

Слайд 3.Подумайте, какие задачи вы бы хотели разрешить на уроке?

Исходя из этого сформулируем цель урока.

Формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью.

Слайд4 План урока: 1. Важные закономерности. 2. Подросток и взрослый. 3. Подросток и ситуация риска.

Узнать что такое риск.

Кто подвергается большему риску – взрослые или дети.

Что является источниками риска.

Как можно избежать основных опасностей.

1.Важные закономерности

2. Подросток и взрослый

Скажите, как вы понимаете, что такое риск?

 Слово  «риск»  в переводе с итальянского означает «утес», «скала», а это возможная опасность, поэтому сейчас это слово и означает возможную опасность.

Слайд 5 Задание: Как вы считаете, легко ли быть молодым?

Слайд 6 Подведем итоги… Итак, мы выяснили, что подростку живется не так уж беззаботно, как себе представляют некоторые взрослые. А можно ли избежать некоторых ошибок и, тем самым, облегчить себе жизнь? Попробуем поразмышлять на эту тему.

Слайд 7 Ученые пришли к выводу, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. ПОЧЕМУ?

Учебник стр. 142

Слайд 9 Подведем итоги… Таким образом, мы установили две важные закономерности: Современный подросток встречается с большим числом рисков, чем его предшественники На детей и подростков выпадает большая доля опасностей, чем на взрослых.

Слайд 10 Почему же на детей выпадает большая часть опасностей, чем на взрослых? Ведь родители стараются вас опекать, лелеять и холить? Чем взрослые отличаются от подростков?

 Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 142, 3,4 абз.

Слайд 11

Слайд 12 Подведем итоги… Следовательно, мир взрослых и мир подростков отличается друг от друга. Однако в жизни мы видим, как молодые люди, не осознавая этого, пытаются слепо копировать взрослый образ жизни, естественно, попадая в ситуации риска. Задание: приведите примеры подобного поведения: раннее употребление алкоголя и наркотиков; ранее приобщение к курению; раннее начало половой жизни

Слайд 13 Подумайте… Как вы думаете, решает ли подобное поведение все проблемы подростка? К чему это может привести?

Слайд 14 Задание: Разбившись на группы, обдумайте ответ на вопрос: Что, с вашей точки зрения, может еще спровоцировать тяжелое положение человека в социуме

Вывод: подростка окружают многочисленные и чаще всего неожиданные для него риски. 

Возможная опасность.

Ответы учащихся.

Слайд 8 Развитие современных технологий Сверхскоростные магистрали Ядерные электростанции Техногенные катастрофы Неблагополучная экология Рост преступности Распространение наркомании Субъективные факторы Поведение подростка Неуправляемое Импульсивное

Слайд 11 Возможные версии: Физические данные: рост, физическая сила Умственные способности Отношение к опасностям и риску Объем знаний Опыт Умение принимать правильные решения в сложных ситуациях Стремление брать на себя дополнительную ответственность Наличие проверенных друзей, готовых прийти на помощь в трудную минуту Сложившаяся система ценностей и норм поведения Ребенок не умеет отстаивать свои права

Читают и отвечают.

Слайд 15 Возможные версии ответов: Неблагополучная обстановка в семье Неблагополучное соседство и общественная необустроенность Переводы и частые переезды Доступность наркотиков и алкоголя Семейная предрасположенность Неумелость и непоследовательность воспитания Неуспеваемость и нежелание учиться Общение с употребляющими алкоголь и наркотики сверстниками Положительное отношение к алкоголю и наркотикам

Работа в группах. Подросток и ситуации риска

Слайд 16 В подростковом возрасте человек проходит трудный путь –познания мира, –формирования личности, –постоянно сталкивается с внешними и внутренними препятствиями, –борется с ограничениями со стороны взрослых, –борется с собственной беспомощностью, –стремится выразить себя и свои чувства. Таким образом, чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо проводить большую внутреннюю работу над собой. А для этого надо научиться избегать факторы риска, которые оказывают отрицательное воздействие на формирование личности.

Попробуем взглянуть врагу в лицо, или подумаем каким опасностям подвергается подросток! (работаем с учебниками стр. 143-145) и быстро записываем источники риска в  Р.Л.

Проверяем. Молодцы!

Слайд 17  А сейчас поработаем в группах. 

1  группа работает с фактором риска «Шум». 

2 группа работает с фактором риска «Опасность городских дорог и движения на них».

3 группа работает с фактором риска «Телепросмотры и Интернет»

4    группа работает с фактором риска «Раннее сексуальное развитие детей». 

5 группа работает с фактором риска «Алкоголь, наркотики, табак».

Группы должны выполнить следующие задания: - проанализируйте отрицательное воздействие данного фактора на подростка; - приведите примеры, подтверждающие данный вывод; - спрогнозируйте последствия данного фактора риска;

Работайте с учебником и доп. материалом.

5  мин.

Поработали , а сейчас отдохнем

Слайд 18 Физкультминутка

Заполняют схему на РЛ

Наркомания, курение, компьютерная зависимость, алкоголизм и т.д.

Работают в группах, фиксируют на листах ситуации, когда подростки подвергаются риску и намечают последствия данного фактора опасности опасности.

Физкультминутка

Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о

 буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями.

Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой , делаем глубокий вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох.

Слайд19 Фактор риска: ШУМ

Слайд 20 Фактор риска: Городское движение на дорогах

Слайд 21 Фактор риска: Телепередачи, Интернет

Слайд 22 Фактор риска: РАННЕЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 23 Факторы риска: вредные привычки АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ, ТАБАК

Выступления учащихся по своей теме.

3.Итог.

Слайд 24 Подведение итогов Почему современное общество можно назвать обществом риска? - Какие правила, с вашей точки зрения, необходимо соблюдать, чтобы избежать подстерегающие вас опасности?

Делают выводы

Рефлексия

1. Синквейн индивидуально и по группам

Запись в РЛ

Заполнение листов оценивания, выставление оценок учителем.

Заполняют «Лист самооценки»

Домашнее задание

Слайд 25

§20. Выучить § 20 и выполнить дифференцированные задания:

1 уровень: перечислите и охарактеризуйте факторы риска для молодежи в нашем обществе.

2 уровень: подберите примеры, используя ресурсы Интернета, подтверждающие, что наше общество можно назвать обществом риска.

3 уровень: напишите ответ автору письма «Полихимические сны» Ирине Вернанской



Предварительный просмотр:

Урок истоии в 7 классе

«Смута».

Цели урока: рассмотреть причины и ход Смутного времени.

  1. Образовательная: сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода.
  2. Развивающая: способствовать совершенствованию умений анализировать источники.
  3. Воспитательная: воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.

Ход урока :

  1. Понятие Смутного времени.
  2. Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России на рубеже 16-17 веков.
  3. Деятели Русского государства периода Смуты:
  1. Лжедмитрий I (1605 – 1606): приход к власти и падение;
  2. Василий Шуйский (1606 – 1610);
  3. Лжедмитрий II и Иван Болотников.
  1. Начало польско-шведской интервенции.
  2. Распад Тушинского лагеря (1609).
  3. «Семибоярщина» (1610 - 1612).

Основные понятия: Смута, Смутное время, интервенция, самозванец, «семибоярщина», гражданская война.

Оборудование для демонстрации мультимедиа презентации, карта «Смутное время в России в начале XII в.»

… Ход урока.

В начале урока учащиеся повторяют домашнее задание по вопросам учебника (стр. 11) и отвечают на вопросы блиц-опроса.

Блиц-опрос.

  1. Заповедные и урочные … (лета).
  2. Боярин, ставший русским царем в 1598 году. (Борис Годунов)
  3. Царство, перешедшее в 158 году под протекторат России. (Кахетия)
  4. Первый российский патриарх. (Иов)
  5. В миру - Федор Никитич Романов, в монашестве … (Филарет).
  6. Предводитель крестьянских повстанцев. (Хлопко)
  7. Король Речи Посполитой умерший в 1586 году. (Стефан Баторий)

Так звали сыновей Ивана Грозного и Бориса Годунова. (Федор

1.Слайд. Смутное время.

СМУТА – возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью. (В.И.Даль)

СМУТНОЕ ВРЕМЯ – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса.

Учащиеся знакомятся с понятиями Смута и Смутное время.

Учитель дает пояснение и показывает, как оценивали историки события конца 16 – начала 17 века.

2.Слайд. Отечественные историки о причинах и сущности смутного времени в России на рубеже 16-17 веков.

Н.М.Карамзин

Разврат всех сфер русского общества.

С.М.Соловьев

Нравственное и моральное разложение общества.

Н.И.Костомаров

Следствие католической интриги.

В.И.Ключевский

С.Ф.Платонов

Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения.

Советская историография (И.И.Смирнов, В.И.Буганов, В.И.Корецкий и др.)

Смута – это высшая форма борьбы угнетенных против эксплуататоров.

Современная историография (Р.Г.Скрынников, А.Л.Станиславский)

Смута – это гражданская война в России.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (стр.12-13) и выделяют причины Смутного времени, заполняя таблицу.

Причины Смуты

Экономические

Политические.

3. Слайд. Деятели Русского государства периода Смуты.

Учащиеся заслушивают сообщения о деятелях Смутного времени (опережающее задание получили на предыдущем уроке).

Просмотр видеосюжета о Лжедмитрии 1.

Ответить на вопросы по видеосюжету.

  1. Представители каких социальных групп поддержали Лжедмитрия 1?
  2. Чем руководствовались каждая из этих групп, поддерживая самозванца?
  3. Каким путем Лжедмитрий 1 планировал получить московский престол?
  4. Что обещал Лжедмитрий 1 своим сторонникам в том случае, если он станет русским царем?

Задание. Сопоставьте портреты и характеристики деятелей Русского государства периода Смуты.

Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут и тот, кто выполнил задание первым, озвучивает его. Ребята проверяют правильность ответов.

                                          

   Кузьма Минин                  Василий Шуйский       Лжедмитрий I                  Борис Годунов

1. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича. Настоящее имя - Юрий Богданович Отрепьев. Служил в холопах у бояр Романовых. После опалы Романовых постригся, приняв имя Григорий. В 1602 г. бежал в Литву. Был поддержан рядом польских магнатов. Осенью 1604 г. вторгся в Россию, 20 июня 1605 г. вступил в Москву, 22 июня венчался на царство. Ввел при дворе ряд польских обычаев. Женился на католичке Марине Мнишек. 17 мая 1606 г. был свергнут и убит.

2. Царь в 1598 - 1605 гг. Служил в "опричнине". Возвысился благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова и браку своей сестры Ирины с царевичем Федором Ивановичем. С воцарением Федора - член регентского совета. Инициатор введения патриаршества. Сторонник сближения России с Западной Европой. Ввел урочные лета (1597 г.). Ввел в белые слободы тягло. При нем велось интенсивное крепостное и церковное строительство. В 1598 г. после смерти Федора избран Земским собором на царство. Скоропостижно умер во время вторжения Лжедмитрия I.

3. Нижегородский посадский человек, мясоторговец. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. - земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил "Совет всей земли" в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. - думный дворянин.

4. Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. В 1605 г. признал Лжедмитрия и сообщил, что в 1591 г. в Угличе царевич спасся, но вскоре стал распространять слухи, что новый царь – самозванец. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников. При воцарении дал крестоцеловальную грамоту. В 1610 г. был сведен с престола и пострижен в монахи.

5. Князь, полководец. Участник Первого ополчения 1611 г., военный руководитель Второго ополчения 1612 г. Совместно с К. Мининым возглавил "Совет всей земли" в Ярославле. С 1613 г. – боярин. Руководил военными действиями против поляков в 1612 - 1618 гг. Возглавлял ряд приказов.

6. Царь с 1613 г., первый царь из династии Романовых. Сын Ф. Н. Романова (патриарха Филарета). Избран на царство Земским собором. В момент избрания находился с матерью в Ипатьевском монастыре.

7. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича, якобы вторично спасшегося в Москве в мае 1605 г. Происхождение неизвестно. В мае 1608 г. разбил войска Василия Шуйского и осадил Москву, встав лагерем в Тушине (отсюда прозвище - Тушинский вор). После распада Тушинского лагеря в декабре 1609 г. бежал в Калугу. Убит своим бывшим сторонником.

8. Предводитель восстания 1606 - 1607 гг. Призывал холопов и посадских убивать своих господ и богатых купцов и переходить на его сторону. В то же время жаловал приближенным поместья. Был разбит под Москвой, после взятия войсками царя Тулы сослан в Каргополь, где ослеплен и утоплен.

                                                  

    Лжедмитрий II                 Болотников И.И.            Дмитрий Пожарский        Михаил Фёдорович

4. «Ожившая карта».

Рассказ о военных действиях во время Смуты: поход Лжедмитрия 1, военные действия Ивана Болотникова и  Лжедмитрия 2 против Василия Шуйского.

Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст учебника на стр. 19-20 и ответить на вопросы:

  1. Почему началось вторжение Польши и Швеции в Российское государство?
  2. Какие цели преследовали интервенты?
  3. Определить понятие «интервенция».

5. Слайд.  Власть во время Смуты.

Учащимся предлагается с помощью схемы вспомнить, кому принадлежала власть с начала Смутного времени.

Смутное время

                                   

         

Учащиеся, опираясь на схему,  рассказывают об обстоятельствах свержения с престола Василия Шуйского и установления власти «семибоярщины».  

Учитель отмечает, что часть московского боярства решила использовать ситуацию, опереться на силу польского короля и избрать российским царем его сына Владислава, оговорив при этом ряд условий. Бояре заключили в августе 1610 года договор с гетманом Жолкевским о признании русским королем польского королевича. В.О.Ключевский назвал этот договор «основным законом конституционной монархии».

Учащимся предлагается познакомиться с документом.

Документ.

Договор… о признании королевича Владислава русским царем. 17 августа 1610 г.

По благославлению и совету святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, и митрополита … и всех чинов служилых людей великого Московского государства мы бояре князь Федор Иванович Мстиславский, да князь Василий Васильевич Голицын, да Федор Иванович Шереметев, да окольничий князь Данило Иванович Мезетский, да думные дьяки Василий Телепнев, да Томило Луговской… приговорили о том… что послать бить челом к великому государю Сигизмунду королю Польскому и великому князю Литовскому, чтоб великий государь Сигизмунд пожаловал на Владимирское и на се великие государства Российского царства сына своего Владислава королевича…

А мы бояре дали гетману запись… королевичу, коли придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу на Российском государстве, церкви Божии иконам и чудотворным мощам поклоняться и почитать, костелов и иных вел молебных в Московском государстве нигде не ставить…  А что дано церквям и в монастыри вотчин и угодий, не отнимать. Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких государственных дел быть по-прежнему; а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть. Прежних обычаев и чинов не переменять и московских и боярских родов приезжим иностранцам не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто имел, тому быть по-прежнему. Суду быть по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, а буде похотят в чем пополнити для укрепления судов и государю на то поволити с думою бояр и всей земли.

Вопросы к документу.

  1. С какой целью бояре решили призвать на русский престол польского королевича?
  2. Какие условия были выдвинуты боярами?
  3. *Как вы думаете почему духовенство было заинтересовано в призвании королевича, который был католиком?

  1. Подведение итогов урока (проводится дискуссия).

Вопросы дискуссии:

  1. Назовите причины Смуты, наступившей в начале 17 века. Можно ли считать, что Смута была вызвана только прерыванием династии Рюриковичей? Почему В.О.Ключевский связывал Смутное время с правлением Ивана Грозного?
  2. Как вы думаете, почему в истории Древнерусского государства не было фактов самозванств, а в истории Московского государства с начала 17 века возникают лжецари (самозванцы)?
  3. Какова, на ваш взгляд, связь между складыванием самодержавной формы правления  и началом Смуты?
  4. Во время правления Ивана Грозного бояре составляли оппозицию царю, почему же во время Смуты бояре не воспользовались ослаблением центральной власти, а участвовали в Земском соборе 1613 года и избрали нового царя?
  5. Как вы думаете, почему Смуту называют гражданской войной, а не междоусобицей между претендентами на царский престол?

Учащиеся делятся на группы, в которых идет обсуждение предложенных вопросов в течение 5 минут. Затем представители групп высказывают общее мнение. Также слово предоставляется всем учащимся желающим высказаться. (10 минут)

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе

Тема : "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цели урока:

  1. Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.
  2. Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
  3. Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
  • Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
  • Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе на этапе закрепления, рефлексии и т.д.)
  • Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

Давайте посмотрим всё ли у вас готово чтобы начать наш урок?

Чтобы урок прошёл у нас с вами интересно давайте настроимся на урок используя закон:

На уроке не верчусь и старательно учусь,
На вопросы отвечаю и пятерки получаю.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке. ( Со страной Междуречье)

Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

Все ребята на доске расположен текст с заданием, где вам необходимо вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ……….., который создал первые …

(Тигр, Евфрат, клинопись, наводнением, посевы, 1792–1750 , 5000, Хаммурапи, законы)

Ребята, Смогли ли вы полностью выполнить задание?

(Нет).

Какое предложение осталось незаполненным?

В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ……….., который создал первые …

Почему не смогли заполнить?

Вы не знаете , когда правил и какой царь и что он создал. А хотите узнать? Исходя из последнего предложения какая тема сегодня нашего урока?

Ребята и тема нашего урока Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.


  1. III. Изучение новой темы

    План

    1.Вавилон - главный город  Двуречья.

    2.Законы царя Хаммурапи.

    На доске: тема урока.

    1.Рассказ учителя.

    Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)

    Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.
  2. Как нашли законы царя Хаммурапи.

В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу - двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике). В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.


И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

  1. Изучение законов царя Хаммурапи

Вы получили текст со следующими статьями законов и заполните таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

2. Работа с историческим документом. 

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.

§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 59-63.

3. 
Беседа по вопросам к документу.


  • На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)

  • Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? 
    (Золото, серебро.)

  • Каких домашних животных разводили жители Вавилона? 
    (Волов, овец, ослов.)

  • Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

  • Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения?
     (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)

  • Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.)

  • Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?
     (Убивали.)

  • С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.


4.Закрепление материала.

  • Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.
  • Преступление
  • Наказания
  • 1. Если сын ударит своего отца…
  • А)...то должно выбить его глаз.
  • 2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей…
  • Б) …то должно выбить его зуб.
  • 3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе…
  • В) …то ему должно отрубить руку.
  • 4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…
  • Г) …то должен починить за собственное серебро.
  • 5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то…
  • Д) …то должно отрезать ему ухо.
  • Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д, 5-Г

Учитель:

  •  Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.)

  • Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.)

5. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с 61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закрепим наш новый материал с помощью разгадывания кроссворда:

1. Какой город становится самым могущественным городом Двуречья? (Вавилон)

2. Царь, который составил законы, по которым должны были жить в его государстве? (Хаммурапи)

3. В честь какой богини были построены ворота – вход в город Вавилон? (Иштар)

4. Какие сады в Вавилонии являются чудом света? (Висячие)

5. Что быловысечено на высоком каменном столбе – стелле? (Законы)

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Рефлексия: Продолжите предложения:

  • Мне сегодня понравилось на уроке ...
  • Мне было трудно ...
  • Мне хотелось бы ...


Всем спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию в 11классе.

Тема: «Занятость и безработица».

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: рынок труда, занятость, безработица, прожиточный минимум, государственная политика в области занятости.

Цели урока:

-Раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на рынке труда,

- познакомить учащихся с тем, как формируется и работает рынок труда;

- выяснить причины и виды безработицы;

- развивать у учащихся умения выражать свои мысли, работать с разными источниками информации.

План урока:

1. Актуализация знаний: блиц – опрос.

2. Рынок труда, причины и виды безработицы.

3. Государственная политика в области занятости.

4. Закрепление материала.

5.Проверка знаний (тест)

6.Рефлексия

7.Домашнее задание.

1.Блиц – опрос по домашнему заданию: учащимся следует ответить «да» или «нет» применительно к каждому выдвинутому суждению.

а) Финансы – это совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств (да).

б) Банковская система – это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций (да).

в) Выпуск денежных знаков в стране осуществляет Центральный банк и крупные коммерческие банки (нет).

г) Небольшую инфляцию (не более 5% в год) принято считать естественной (да).

д) Пассивные операции банка – это предоставление различных по срокам и размерам кредитов (нет).

2.  Изучение нового материала.

 

1.Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

                            Притча.

На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают.

Один ответил: « Камни ношу» (труд-рабство, принудиловка)

Другой сказал: « Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить»  ( труд как средство существования)

А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!»  (труд-радость служения великой цели)

?  Как вы думаете, почему об одном и том же занятии прохожий получил столь разные ответы?  Беседа с учащимися.

Сообщается тема урока, эпиграф.

Цель: после сегодняшнего урока, я надеюсь, вы будете знать как формируется и работает рынок труда; сумеете разобраться в причинах и видах безработицы; возможно знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам самим избежать безработицы в будущем.

 

Вопрос: Назовите факторы производства?

(Труд , капитал, земля, предпринимательские способности).

Конституция Р.Ф ст.27 (работа с источником.)

Что значит свободный труд?

Что такое принудительный труд?

Как можно защитить от безработицы? 

Труд как фактор производства включает человека с его физическими и умственными способностями, используемыми в процессе создания экономических благ.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (Обществознание. Базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова). Учащиеся работают с первым разделом параграфа «Занятость и безработица» - рынок труда.

Обсуждение вопросов:

  1. Что такое рынок труда?
  2. Что является объектом спроса и предложения на рынке труда?

3 Как действует закон спроса и предложения на рынке труда?

4. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?

5. Какова роль заработной платы на рынке труда?

Рынок труда это вид рынка, характеризующий систему социально-экономических отношений позволяющих фирмам удовлетворять потребности в трудовых услугах .

Особенность рынка труда в том, что он является вторичным , т.е. зависит от спроса на товары и услуги.

Объектом спроса и предложения на рынке труда являются знания, способности, профессиональные качества работника. На рынке труда продается и покупается способность к труду. :физическая и интеллектуальная.

Основным рычагом на рынке труда выступают спрос, предложение и конкуренция.

Роль цены рабочей силы на рынке труда играет заработная плата. Заработная плата-форма материального вознаграждения наемных работников за труд.

Величина зависит от ставки.

Учитель отмечает, что важная функция рынка труда – распределение перераспределение трудовых ресурсов. Равновесие наступает, когда и работодатель и работник удовлетворены величиной данного вознаграждения Достичь равновесия на рынке труда очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики – безработица.

Безработица - социально-экономическое явление, сущность которого заключается в том, что часть экономически активного населения (16-55(60 лет), желающая работать, не может найти работу.

Виды безработицы (учебник стр109-110)

учащиеся работают с учебником и тетрадью . Заполняют таблицу «Виды безработицы и их суть».

Задание: выяснить в чем суть? Таблица в тетради.

Последствия безработицы: (Учащимся выдается материал для ознакомления и анализа.)

А).Позитивные

Б).Негативные 

Учитель: Важная функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Мы с вами выяснили, что достичь равновесия на рынке труда очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики – безработица.

А) Составьте, пожалуйста, в тетрадях синквейн. (1-2 мин.)

Заслушиваются ответы каждого учащегося, а учитель на доске составляет кластер и делает обобщение.

Б) Презентация о причинах и видах безработицы.    (4-5 мин.)

В) Выступление учащегося с информацией из Интернета об уровне безработицы в г.Туймазы и в Туймазинском районе.

3.Учитель: государство регулирует разные рынки, в том числе и рынок труда. Для решения вопросов безработицы создаются биржи труда.

Какую задачу решает биржа труда?

Выделяется активная и пассивная политика занятости

Чем отличаются? Стр111 работа с учебником

4.Закрепление. В качестве закрепления просматривается видеоролик «Рынок труда». Диск «Подготовка к ЕГЭ.

Какие профессии востребованы на рынке труда сегодня?

Каковы пути преодоления безработицы? Приведите примеры решения этого вопроса в местных условиях.

Просматривается презентация «Предпринимательство на селе», созданная по итогам исследования, проводимого учащихся 11 класса, экскурсии к предпринимателям.

5.В заключении подводятся итоги урока, делается общий вывод, выставляются оценки.

Учащиеся выполняют тест.

Установите соответствие между безработными гражданами и видами безработицы (к каждой позиции подобрать соответствующую позицию):

Безработные граждане:

А)Выпускник университета, ищущий работу

Б)секретарь, вынужденный уволиться с работы,

т.к. не умеет работать с компьютером.

В)менеджера сократили на работе ,из-за

экономического кризиса.

Г)Участковый врач уволился из-за конфликта

c главным врачом.

Д)Учитель переехал на новое место работы.

Виды безработицы:

1)Структурная

2)Фрикционная

3)Циклическая


А

Б

В

Г

Д

6.Рефлексия

-Я не знал

- Я узнал

-Хотел бы узнать


7. Домашнее задание: Р-9, стр.103-115 подготовить эссе на тему «Как найти своё место на рынке труда?»,Составьте рейтинг самых востребованных профессий  Туймазинского района» (СМИ, беседы с родителями, АВИТО)