Материал по ФЭМП

Лихачева Елена Алексеевна

image

С чего начинать занятия математикой?

Интересный факт: у ребенка запоминание происходит независимо от воли и сознания, при этом лучше всего запоминается яркое, интересное. Именно в игре формируется воображение, а неразвитость игровой деятельности может стать причиной не только низкого уровня творческих способностей, но и неготовности к школе. Совсем не нужно, так как это делала Мальвина, сразу же усаживать детей за стол и учить их писать цифры, складывать яблоки и т.д. Лучше просто, разговаривая с ребенком, обращать его внимание на свойства различных предметов, сравнивать их между собой: арбуз тяжелее, чем яблоко, кошка ростом меньше папы. Потом, не спеша, начните упоминать простые числа: принеси мне три тарелки, в вазочке осталось еще две конфеты. Одновременно с числами по такому же принципу нужно знакомить детей с основными понятиями геометрии – показывать и рассказывать, что значит круглый, треугольный, длинный и короткий. Для детворы 5-6 лет уже не составит большого труда осознать эти понятия, особенно если родители будут подкреплять эти, в общем-то, абстрактные понятия практическими будничными примерами: этот дом выше, а тот ниже, дорога к бабушке длиннее, чем дорога в детский сад.

Примеры математических игр с детьми:

Один - много

Загадайте ребенку загадку, а он пусть нарисует (возможно, с вашей помощью) отгадку.

♦ Днем светится один глаз, а ночью — много. (Солнце и звезды)

♦ Нога одна, а рук — много. (Дерево)

♦ Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка)

Три загадки

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу.

Если глаз откроет красный:

— Стоп! Нельзя идти! Опасно!

Желтый глаз — ты подожди!

А зеленый — проходи!  (Светофор)

 

Деревянные сестрички,

Две сестрички-невелички,

Застучали по бокам.

Я ответил: «Трам-там-там». (Барабан и барабанные палочки)

 

Под крышей четыре ножки.

А на крыше — суп да ложки.    (Стол)

Волшебные фигуры

Нарисуйте на листе несколько геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, пятиугольник и шестиугольник. Скажите ребенку, что один волшебник превратил разные предметы в геометрические фигуры. Попросите вписать в каждую фигуру ту цифру, которая соответствует количеству углов у фигуры. И если он напишет правильную цифру, то фигура снова превратиться в то, чем она была. (Предоставьте возможность ребенку пофантазировать и дорисовать фигуру, превращая ее во что-то новое.)

Пальчики

Предложите ребенку обвести пальчики на своей правой руке, присвоить им порядковые номера и дорисовать симпатичные рожицы, можно с элементами одежды. Затем попросите обвести пальчики левой руки и тоже присвоить им порядковые номера и дорисовать им личики. Пусть ребенок сравнит их количество и придумает историю о том, почему большой палец стоит в сторонке.

Ну-ка, цифры, встаньте в ряд

Напишите цифры от 1 до 10 в разных частях страницы. Попросите ребенка найти и соединить все цифры по порядку.

Запомни цифры

Приготовьте карточки с цифрами. Положите на стол перед ребенком сначала три карточки с разными цифрами. Пусть он посмотрит и запомнит эти цифры. Смешайте их с остальными карточками и попросите назвать и выбрать только те цифры, которые он запомнил (повторно можно усложнить задание, предложив расположить эти цифры в той последовательности, в которой они были предъявлены первоначально). Затем предложите запомнить пять цифр, семь цифр, девять цифр и десять цифр.

Ответ без слов

Попросите ребенка ответить на вопросы, не произнося ни звука, с помощью карточек с цифрами.

♦ Сколько козлят было у козы из сказки про волка и козлят? (Семь)

♦ Сколько медведей жило в домике, в который пришла Машенька, когда заблудилась в лесу? (3 или 1 — сказки: «Три медведя» или «Машенька и медведь»)

♦ Сколько сказочных персонажей тянуло репку? (Шесть)

♦ Сколько дней в неделе? (Семь)

♦ Какая цифра, перевернувшись на голову, станет цифрой 6? (Девять)

♦ Сколько крыльев у слона? (Ноль)

♦ Сколько рожек у жирафа? (Два)

♦ Сколько ты знаешь зимних месяцев? (Три)

♦ Сколько букв в слове «лето»? (Четыре)

♦ Какая цифра стоит между четверкой и шестеркой? (Пять)

Собери цифры

Карточки с цифрами от 1 до 10 разрежьте пополам. Перемешайте половинки нижних частей карточек и попросите соединить половинки так, чтобы снова получились цифры.

Хлопушки

Предложите ребенку закрыть глаза. Хлопните в ладоши несколько раз и спросите: «Сколько лопнуло хлопушек?» Затем малыш может хлопать в ладоши, а взрослый называть количество его хлопков. Чтобы разнообразить эту игру, задания можно изменить так: «Сколько раз я постучу в дверь?», «Сколько раз промычит теленок?», «Сколько раз просигналит машина?» и т. д.


Где сидит жучок?

Научите ребенка ориентироваться по горизонтальной и по вертикальной линиям и находить точки их пересечения. Приготовьте таблицу, состоящую из 25 клеток (5 х 5). Вырежьте жучка (или бабочку) или возьмите простую пуговицу, которая будет жучком. Скажите ребенку, что жучок ползал по полянке и оказался на пересечении клеток: 3 по вертикали и 3 по горизонтали. Это означает, что ребенок должен поставить жучка на пересечении третьей клетки по горизонтали и третьей клетке по вертикали. Проверьте, так ли это?

 

Назови следующее число

Выберите ведущего. Он бросает мяч одному из игроков и называет число от 1 до 9. Поймавший называет следующее число и возвращает мяч ведущему.

Поймай цифру «7»

Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит цифру «7». В остальных случаях хлопать не надо. Итак, начали:

(в конце игры цифру «7» надо произнести много-много раз подряд, чтобы ребенок поаплодировал). А теперь поиграйте с другими цифрами.

Математические прописи

Если у мамы нет возможности купить готовые прописи в магазине, их можно сделать самим. Это несложно – на бумаге пунктирной линией рисуется контуры любой цифры или фигуры, которые затем малыш должен будет обвести. Такие занятия очень рекомендуются во всех программах подготовки к школе, начиная с 5 лет. При работе с любыми прописями нарабатываются навыки аккуратного письма, развивается внимательность и усидчивость.

image

 

 

 

 

 

 

 


Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon didakticheskaya_igra_gde_spryatalas_figura.pdf327.75 КБ
Файл tsifra_8.ppsx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – дефектолог: Лихачева Е.А . Цифра 8

Слайд 2

Два кольца, но без конца, В середине нет гвоздя. Если я перевернусь, То совсем не изменюсь. Ну, какая цифра я?

Слайд 3

На что похожа цифра восемь? Мы у ребят об этом спросим .

Слайд 4

Цифра восемь так вкусна – Из двух бубликов она. Г. Виеру

Слайд 5

Цифру восемь, цифру восемь На носу всегда мы носим. Цифра восемь плюс крючки – Получаются очки.

Слайд 6

У восьмерки два кольца – без начала и конца

Слайд 7

К этой цифре ты привык , Эта цифра – снеговик . Лишь зима сменяет осень, Дети лепят цифру восемь. Только к цифре ты, дружок, Третий не лепи кружок. В. Бакалдин

Слайд 8

Неваляшка есть у Тоси, Ну совсем как цифра восемь.