Материал по обучению грамоте

Лихачева Елена Алексеевна

image

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • деление слова на слоги;
  • знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы педагогической деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры и др.

Примеры  игр с детьми по обучению грамоте:

«Найди букву»

Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.

Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине – похлопать в ладоши, если в конце – похлопать по коленкам.

 

«Что бывает?»

Цель: развивать речь, мышление, остроту ума.

Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств  предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д.

Например, можете задавать такие  вопросы:

  1. Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша);
  2. Что бывает глубоким? ( тарелка, озеро, речка, колодец);
  3. Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка);
  4. Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь).

Также можно спрашивать: что бывает круглым?  высоким?  пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д.

 

«Какое слово длиннее?»

Цель: развивать речь, внимание?»

Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача ребенка – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

 

«Волшебные звуки»

Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу.

Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными.  Если ребенок услышит первый звук, он должен схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребенок внимательно слушает и выполняет нужные действия.

 

«Составь слово из слогов»

Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит угадать, что же за слова можно из них составить. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.

 

«Угадай букву»

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Нужна коробка пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. Затем ребенку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра.

 

«Где спрятался звук?»

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Необходимые материалы: набор предметных картинок.

У ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Взрослый показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Ребенок повторяет слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова.

 

«Где наш дом?»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или (ш).

Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или (ш), вставляет картинку в соответствующий кармашек.

 

«Поезд»

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Взрослый рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям - ребятам,  но не могут понять, кто где должен ехать. «Ты проводник вагонов и должен им помочь.  В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». Ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

 

«Угадай слово»

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Необходимые материалы: карточки с согласными.

Взрослый ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко),  с-п-г- (сапоги) и т.д., а Ребенок отгадывают слово.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры взрослый спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены ребенком.

 

«Волшебники»

Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением.

В начале игры взрослый говорит: «Давай поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов».

1-е задание.  Преврати одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измени одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);

2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуй угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад),  к_р_н_д_ш (карандаш);

2-й вариант: п_т_л_к  (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon chistogovorki_zvuk_t.pdf337.73 КБ
PDF icon chistogovorki_zvuk_a.pdf376.35 КБ
PDF icon nazovi_slova_na_zvuk_a.pdf192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: