Диагностика мотивации к обучению

Бархатова Ирина Анатольевна

Цель моей профессиональной деятельности - обеспечение условий для личностного роста ребенка в рамках ФГОС, повышение мотивации к обучению средствами преподаваемого предмета при использовании современных технологий, интерактивных методов обучени. Недавно нашла методику диагностики мотивации к обучению, которая поможет в дальнейшем отследить динамику мотивации к изучению предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_obucheniya.docx67.88 КБ
Файл monitor._lit._5kl.docx16.23 КБ
Файл monitor._lit.6_kl.docx16.38 КБ
Файл monit._lit.8_kl.docx16.24 КБ
Файл rab.tetrad.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики учебной мотивации (взята с сайта «Энциклопедия школьного психолога»)

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника.

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

       верно                               – (+ +);

       пожалуй, верно              – (+);

       пожалуй, неверно           – (–);

       неверно                           – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1.     Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2.     Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3.     В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4.     Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5.     Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6.     При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7.     Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8.     Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9.     На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

     Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Диаграмма 1. Мотивация изучения русского языка. 9а,в классы, 6г класс. Конец года

Диаграмма 2. Мотивация изучения предмета. 9-е классы. Конец года.

Диаграмма 3. Мотивация изучения предмета. 6г класс. Начало года.

Диаграмма 4. Мотивация изучения предмета. 6г класс. Конец года.



Предварительный просмотр:

Форма мониторинга обученности по литературе 5 класс

(Мониторинг рекомендуется проводить по учебным полугодиям)

Предметные результаты:

  1.  знание изученных текстов;
  2. овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
  3.  умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог и др.).

Метапредметные результаты:

  1. овладение техникой составления плана;
  2.  овладение различными типами пересказа;
  3. умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
  4. умение формулировать доказательные выводы.

Личностные результаты:

  1. знание наизусть художественных текстов в рамках программы ;
  2.  формирование читательского мастерства:
  3. умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
  4. формирование собственного круга чтения.

ФИ учащегося

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1

2

3

Средн

1

2

3

4

Средн

1

2

3

4

Средн

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22



Предварительный просмотр:

Форма мониторинга обученности по литературе 6 класс

(Мониторинг рекомендуется проводить по учебным полугодиям)

Предметные результаты:

  1.  знание изученных текстов;
  2.  обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
  3. знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

Метапредметные результаты:

  1. овладение техникой составления разных типов плана;
  2. овладение различными способами пересказа;
  3.  обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;
  4.  умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
  5. умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

  1. знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
  2.  умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
  3. умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
  4. осознанное формирование собственного круга чтения.

ФИ учащегося

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1

2

3

Средн

1

2

3

4

5

Средн

1

2

3

4

Средн

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22



Предварительный просмотр:

Форма мониторинга обученности по литературе 8 класс

(Мониторинг рекомендуется проводить по учебным полугодиям)

Предметные результаты:

  1.  адекватное восприятие художественных произведений в объеме программы;
  2. знание изученных текстов;
  3. овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения исторической тематики (использование исторических материалов, привлечение внимания к историческому словарю, понимание особой роли исторического комментария и др.).

Метапредметные результаты:

  1.  расширение круга приемов составления разных типов плана;
  2. обогащение способов организации материала пересказов;
  3. расширение круга справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;
  4. умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

  1.  знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
  2.  умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
  3.  умение создавать творческие работы исторической тематики.
  4. осознанно продолжать формирование собственного круга чтения, включая произведения на исторические темы.

ФИ учащегося

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1

2

3

Средн

1

2

3

4

Средн

1

2

3

4

Средн

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска

Формирование коммуникативной компетенции

на уроках русского языка и литературы

Рабочая тетрадь

для учащихся 5-6 классов

Автор: Бархатова И.А.,

учитель русского языка и литературы

г. Югорск

2019

Вместо предисловия

Дорогие ребята! Вы держите в руках необычное пособие, которое поможет вам в овладении одной из основных компетенций – коммуникативной. Что же обозначает понятие «коммуникативная компетенция»?  Для чего её нужно развивать?  

Коммуникативная компетенция  - это способность (знания, умения и навыки) понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам и ситуациям общения.  А развивать коммуникативную компетенцию  необходимо для того, чтобы ваше общение в любой ситуации было приятным. Чтобы ваша речь была грамотной и понятной, её нужно  тренировать. Решению этой задачи и способствует данное пособие.

«Рабочая тетрадь» содержит тренировочные упражнения, направленные на овладение письменной и устной речью, а также подборку текстов для частичного и комплексного анализа.

Ребята, если вы хотите быть услышанными и понятыми, если вы уже  сейчас задумываетесь о своём будущем, если вы мечтаете быть успешной личностью – не откладывайте эту тетрадь в сторону, а приступайте к выполнению заданий. Задания подобраны  с учётом возрастных особенностей, поэтому работа с предложенным материалом не только принесёт определённую пользу, но и доставит истинное удовольствие. Желаю успехов!

Автор. 

Часть 1

Упражнения, направленные на развитие письменной речи.

Работа с текстом.

Упражнение 1. Прочитайте текст.

Тихо спустился сумрак. Дремлет над спокойным морем полярная ночь. Разметалась звёздная ткань. Мёртвая тишина неподвижно повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь.

Задание 1. Нарисуйте картину, которая возникла у вас после прочтения этого текста.

Задание 2. Напишите, почему именно этими красками вы воспользовались. Какие слова и выражения из текста помогли вам нарисовать этот пейзаж?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 2. Прочитайте текст.

Пробуждение природы

Короткая летняя ночь на исходе. Вот на востоке заалел край неба. Природа начинает пробуждаться. В отдалении раздались первые, ещё осторожные голоса птиц. Красная полоска на горизонте  всё больше и больше разгорается. Вдруг первый луч солнца осветил верхушки деревьев. И лес ожил. Где-то защёлкало, засвистело – это птицы первыми встречают первый солнечный луч. Зажужжали трудолюбивые пчёлы.  (Д. Устинов.)

Задание 1. Ответьте письменно на вопрос: Почему текст назван «Пробуждение природы»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Подчеркните в тексте те слова и словосочетания, которые помогли вам понять, что природа на самом деле пробуждается.

Задание 3. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении:

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Упражнение 3. Прочитайте текст, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные.

Весеннее утро

_________________ утром  на  _______________ небе медленно плывут  ___________________ облака. С высоты льётся  _____________________ песня жаворонка. В воздухе пахнет ______________ землёй.  Над _________________ озером  поднимается __________________ туман. Легко дышится на _______________ воздухе. Из-за леса доносятся _________________  звуки пароходного гудка. Он зовёт вдаль, к жаркому ___________________ морю.

Упражнение 4. Даны три абзаца из текста. Вам необходимо поставить их в определенном порядке ( пронумеровать), чтобы получился текст под названием

На охоте

Невыносимо медленно тянется время. Теперь уже сочное чавканье и хруст слышатся совсем неподалёку и справа, и слева.

Внезапно какие-то неясные тени появились на поле. Кабаны! Один, два, три…  Кажется, несколько штук, но точно разобрать трудно.

От недалёкого болотца тянет влажной прохладой, йодистым настоем увядших водорослей, илом и тиной. В воздухе тишина. Ни звука, ни шороха.

Упражнение 5.  Прочитайте, определите тему текста.

   Вот и пришла долгожданная весна. Засветило яркое солнышко, на улице стало тепло. Побежали веселые ручейки.  С юга прилетели птицы. Они так звонко чирикают, как будто радуются тому, что вернулись в родные края.  На полянках расцвели первые цветы – подснежники. Иногда их называют первыми вестниками весны, потому что они появляются раньше всех остальных цветов, прямо из-под снега. Подснежники бывают разных цветов: желтого, белого, фиолетового.

   Весной просыпается хозяин леса - медведь. Он сейчас голодный, потому что у него закончились зимние запасы. Радуются весне все обитатели леса.  Скоро начнется ледоход на Лене, и тогда до лета перекроют переезд через реку.

  1. Подберите более подходящее название к тексту___________________
  2. Определите тему и основную мысль. Назовите слова, наиболее важные для раскрытия основной мысли текста _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Разбейте текст на законченные смысловые части, озаглавьте их.  _________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

  1. Дополните текст (новой микротемой, вступлением, заключением).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 6.    Составьте  текст «Волчье лыко»   на основе данных материалов.

С августа до поздней осени в лесу можно встретить невысокий кустарник с сочными ярко-красными ягодами. Ягоды яйцевидные, односеменные, длиной до восьми миллиметров. Они располагаются не на ветках, а лепятся кучками на голом прутике ствола.

Это опасное растение – волчье лыко. Его называют еще волчий перец, волчий лаврик, лесная сирень.

Цветет в конце апреля. Очень красив этот ядовитый кустарник. На коре прута появляются светло-розовые, как заря, колокольчики. Четырехлепестковые цветы изящными пучками расположены на прутиковых ветвях. По форме и цвету они напоминают сирень.

В его ягодах и коре содержатся сильные яды. Пять-шесть ягод смертельны для человека, тридцать граммов листьев отравляют лошадь. Даже от прикосновения к коре на руках могут появиться пузыри. Люди и животные не трогают это растение. А птицы клюют, им ничего не делается.

Детей надо оберегать от встречи с волчьим лыком. Следовало бы в сельских домах культуры и обязательно в школах вывешивать плакаты с изображением волчьего лыка и объяснительным текстом. Необходимо всем хорошо знать отличительные приметы этого опасного растения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Задание 1. Назовите предложение, передающее главную мысль последнего абзаца.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Прочитайте текст. Составьте к нему развернутый план.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 7.  Прочитайте текст.

Это был всего лишь родничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони струилась ключевая вода. Порой она вскипала сердитыми струйками, грозясь уйти, и тогда видно было, как вихрились песчинки в ее размеренном, безостановочном биении. Целого века не хватило бы наглядеться на него. Отсюда начинался ручей,  и сперва его можно было хоть рукой отвести, но уже через полсотни шагов рождалось его самостоятельное журчанье по намытой щебенке.
      То была колыбель Склани, первого притока Енги, а та, в свою очередь, приходилась старшей дочкой великой русской реке, расхлестнувшей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено живой водой из этого оврага
.                    (Л. Леонов)

Задание 1. Озаглавьте текст. __________________________________________
Задание 2. О какой великой русской реке здесь говорится? ________________
Задание 3. Как второй абзац присоединяется к первому? __________________

__________________________________________________________________
Задание 4. Найдите предложение, заключающее главную мысль текста. _____

__________________________________________________________________
Задание 5. Подберите синонимы к слову наглядеться - ____________________
Задание 6. Напишите небольшое сочинение об источнике или водоеме, знакомом вам: родничке, ручье, реке, озере. ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 8. Прочитайте стихотворение И. Бунина «Родник».
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,

Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!


Эти два текста ( упр.7 и 8) тематически связаны. Их объединяет один и тот же образ – источник. В прозаическом тексте – это родничок, активный, деятельный, пробивающий себе дорогу. У Бунина это родник, «живой и звонкий», близкий и родной, как Родина.

Задание 1. Укажите непонятные слова.__________________________________

__________________________________________________________________
Задание 2. Попытайтесь определить значения слов:

Голубец ___________________________, корец _________________________, лубочная икона ____________________________________________________.
Задание 3. Подберите антонимы к следующим словам:

Живой ________________________,  звонкий ___________________________, старинный _____________________, нищета ___________________, любить __________________, несмелый __________________________.
Задание 4. Подберите синонимы к словам:

 родник _____________, живой ______________, звонкий _______________, старинный __________________, несмелый ______________________.
Задание 5. Определите ключевые слова текста: __________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Какие образы создает поэт в стихотворении? ___________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Что общего между словами родник и родина? __________________

__________________________________________________________________
Задание 8. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Часть 2

Диагностические работы

5 класс, 1 четверть

Работа №1.

  1. Прочитайте  текст.

Кончилась теплая летняя ночь. Занимается над лесом утренняя заря. Над лесными полянами еще стелется легкий туман. Прохладною росою покрыта листва на деревьях. Уже проснулись певчие птицы. Закуковала и поперхнулась спросонья кукушка.

Скоро взойдет, обсушит росу теплое солнышко. Привечая cолнышко, еще громче запоют птицы и закукует кукушка. Растает туман над поляной.

 Вот с ночного промысла возвращается усталый зайчишка – беляк. Много врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушел маленький зайчишка.

  1. Озаглавьте текст ____________________________________________
  2. Тема текста ________________________________________________
  3. Основная мысль текста __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Стиль текста _______________________________________________
  2. Составьте план текста________________________________________

__________________________________________________________

_____________________________________________________________
__________________________________________________________

__________________________________________________________

5 класс, 2 четверть.

Работа №2

  1. Прочитайте и озаглавьте текст.

______________________________________

 Я очень люблю эти пестрые цветы – весёлые колокольчики.  Выйдешь из леса на заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: сколько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод.  По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек.  А выше всех, всех веселее  - лиловые колокольчики.   От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются,  звенят колокольчики, радостно приветствуют гостя.

 Всё лето цветут,  звенят колокольчики, знакомые и милые  цветы лугов и нашего леса.

  1. Докажите, что это текст  ________________________________________     _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Определите  тему текста.   _____________________________________________________________
  2. Определите основную мысль текста ______________________________

_____________________________________________________________

  1. Стиль текста__________________________________________________    
  2. Тип текста____________________________________________________

Напишите сочинение (5-6 предложений) на тему «Первый весенний цветок».  

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

5 класс, конец года.

Работа №3

  1. Прочитайте текст.

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. Как молния спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел он еще подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие  крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла и перекусила ему правое крыло.

Орел покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка. (По Л.Толстому).

  1. Озаглавьте текст ___________________________________________________
  2. Тема текста _______________________________________________________
  3. Основная мысль ___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Стиль текста ______________________________________________________
  2. Тип речи __________________________________________________________
  3. Составьте план текста _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Кратко перескажите текст ___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Как вы относитесь к поступку кошки? _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

6 класс, 1 четверть

Работа №1                                                                              _____________________________________

Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца, и «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.

Обладая великолепной памятью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую, греческую литературу. Начитанностью он поражал своих сверстников в Лицее.

Когда поэт находился в ссылке, друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые просьбы об этом.

После дуэли, страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он простился с женой, с детьми, простился с друзьями. Потом окинул угасающим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!»..

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста ___________________________________________________
  3. Основная мысль текста__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте план текста:
  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________
  4. _____________________________________________________________

  1. Перескажите текст:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задайте по тексту четыре вопроса:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 класс, 2 четверть

Работа №2

  1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

__________________________________

С древних времён человек считал домашних животных своими верными друзьями. И не случайно. Запряжённые в причудливые кареты и неуклюжие телеги, лошади перевозили поклажу,  работали на крестьянских полях, на лесных разработках, в шахтах и  на стройках. Иногда лошади приводили в движение нехитрые мельницы и подъёмные механизмы.

Далеко на севере, где земля вечно покрыта снегом, человеку помогали собаки и олени. Быстро скользили по заснеженным просторам лёгкие сани в собачьей или оленьей упряжке.

В раскалённых солнцем песках живёт хозяин пустыни  -  верблюд. Медленно и величаво шагали по сыпучим пескам караваны верблюдов, гружённые различными товарами.

Время шло, и, кроме животных, человек постепенно завёл себе новых, более сильных друзей.

Теперь в большом городе редко встретишь лошадей. Зато по улицам то и дело снуют автомобили, трамваи, троллейбусы. По железным дорогам мчатся поезда, в небе летят самолёты. Суровые льды Арктики дробит и колет могучий атомоход «Россия».  (По Л. Ларионову)

  1.  Определите тему текста: ______________________________________

___________________________________________________________

  1. Сформулируйте основную мысль текста: ____________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Определите позицию автора ___________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Выпишите средства художественной выразительности:
  • Эпитеты:_______________________________________________
  • Синонимы:_____________________________________________
  • Метафора:_______________________________________________
  1. Объясните значение слова «поклажа» _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

6 класс, конец года

Работа №3

  1. Прочитайте текст.

Сосны.

Над Братском шумят сосны. Стремительные, великанистые, они держат на своей мускулистой кроне холодное  северное небо. Их много в деревянном поселке, черноподошвых, словно наполненных золотым солнцем стволов.

Целые рощицы. Кое-где растут и одинокие деревья. Но когда на Ангару обрушится буря, и черное небо обвалится на дома, и загремит сорванное с крыш железо, - падают одинокие сосны. А рощица стоит.

Не выдерживают здесь одиночки. Буря ломает их.

А все очень просто. Корни деревьев залегают здесь мелко, уже  крепкий ветер способен вырвать и повалить даже сильное дерево, если оно одно. Но когда сосны рядом, они держатся друг за друга, потому что их корни накрепко сплетены, как надежные руки. И буря не страшна.

 (По А.Приставкину)

  1. Как бы вы озаглавили этот текст? Запишите свой ответ: _____________________________________________________________
  2. Определите тему текста. ________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Сформулируйте основную мысль текста: _________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте  вопросный план:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите средства художественной выразительности:

- стремительные, великанистые сосны - __________________________

- корни накрепко сплетены, как надежные руки - __________________

- небо обвалится на дома - ______________________________________

- падают одинокие сосны,  а рощица стоит - _______________________

Часть 3

Для учителя

     Критерии оценивания при  овладении учащимися коммуникативной компетенцией  были составлены  коллективно на заседании МО учителей русского языка и литературы нашей школы.

Таблица 1

Фамилия ученика

уровни

Владение письменной речью

Владение устной речью

Высокий Достат. Низкий

Умение слышать и понимать текст

Умение грамотно выражать свои мысли

Выражать и отстаивать свою точку зрения

Монологическая речь (умение правильно говорить)

В, Д, Н                      

1 чет.

Конец 1 полуг.

Конец года

1 чет.

Конец 1 полуг

Конец года

1 чет.

Конец 1 полуг

Конец года

1 чет.

Конец 1 полуг

Конец года

1.

2.

Продолжение таблицы 1

Фамилия ученика

уровни

Работа с текстом

Высокий Достат. Низкий

Определение темы

Основная мысль текста

Составление плана

Средства художественной выразительности

Задания по лексике

1.

                       

2.

 

Прогнозирование результатов. 
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов: 
• высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; 
повышение интереса к русскому языку и литературе; 
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; 
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров.

Список использованной литературы


1.  Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. – М., 1934. 
2.  Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001. 
3.  Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105. 
4.  Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998. 
5.  Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984. 
6.  Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981. 
7.  Львов М.Р. Языковая норма и культура речи// РЯШ. – 2006, №8. – С.3-8. 
8.  Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ. 
1993, №3. – С.31-38. 
9.  Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18. 
10.  Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143 
11.  Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс, размещение:http://www.edu.ru.) 
12. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.