Методическая копилка

Катаева Валентина Дмитриевна

 Афоризмы об учителях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.tolerantnost.docx24.56 КБ
Файл den_uchitelya.docx23.95 КБ
Microsoft Office document icon aforizmy_ob_uchitelyah.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Тема классного часа:

 

 «ТОЛЕРАНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ»

                     

 

 

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.

Форма проведения: беседа с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Ход классного часа.

 

         Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении. А начну я разговор со старой легенды, которую, наверное, знают многие.

Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней. Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть. Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он, как и другие его соплеменники, должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться. Бежали минуты, дни, месяцы. Страшный день наступил. Отец улыбался,пытаясь придать силы своему сыну.

Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец успокаивает, даёт последние советы и наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию.

Отец знал, что нарушать традицию, сложившуюся веками, не под силу одному человеку. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал ежедневно. И нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги, голод и болезни постучали в каждый дом. И послышались плач и стенания вокруг. И никто не знал, что делать, растерялись люди перед нежданной бедой.

И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, поделился несколькими военными хитростями, и враг был разбит. Все стали восхвалять Хакима, его мудрость и умение найти выход из создавшегося положения.. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, поклонившись, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.

Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.

- Ребята, скажите, почему же так относились к старикам жители селения?

- Чего не хватало им, чтобы изменить это отношение?

(Терпения, любви).

         - Давайте обратим внимание на высказывания, которые написаны на доске.

1. «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают.

Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». (надпись на гробнице фараона, ок. 3500 лет до н.э.).

2. «К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности» (Ф. Ларошфуко).

«Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста» (Сенека).

         Определите, представители каких возрастных групп могут они принадлежать?            

         Прослушав сказку и прочитав высказывания, вы, конечно же, сразу определите о терпимости между кем мы будем говорить?

(+ об отношениях между отцами и детьми, об отношениях между поколениями).

        

 Для того, чтобы наш разговор был предметным и конкретным, мы введём в нашу речь термин толерантность.

 

терпимость к чужим мнениям,                  прощение               уважение прав других

верованиям, поведению                                |

                                                     \                                              /                                               

сострадание             -                     ТОЛЕРАНТНОСТЬ    -  сотрудничество, дух

                                                                                                             партнёрства                                                                                                            

                                                      |                   |                      |

           принятие другого таким,            милосердие        уважение человеческого

           какой он есть                                                            достоинства

 

          Термин «толерантность» в разных языках определяется по-разному:

Tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,

Tolerancе (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerancе (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.

Kuanrong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим

великодушным.

Tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

 

          Сегодня мы постараемся выяснить, что нужно для того, чтобы противоречий и разобщённости между людьми разных поколений было меньше, разобравшись при этом в особенностях каждого человеческого возраста.

          Проще всего понять другого, поставив себя на его место. Вам предстоит перевоплотиться в тех людей, портреты которых находятся сейчас на доске.

Что их объединяет, для того, чтобы это понять, вам необходимо продолжить предложение.

В прошлом (что было?)….

В настоящем (что происходит?)….

В будущем (что произойдёт?)…..

(Их объединяет любовь, знание, уважение, ответственность, терпимость.)

          У каждого свой путь, он похож и вместе с тем своеобразен.

 

Ребёнок – юноша – взрослый – старик.

 

- Почему же мы, проходя одним и тем же путём, конфликтуем с разными поколениями?

(потому что старшие всегда забывают о том, что были детьми).

 

- Что является причиной конфликта?

Из – за:

1.     учёбы

2.     друзей

3.     вредных привычек

4.     праздности

5.     денег

6.     домашних дел

7.     отношения в семье

Может быть конфликты рождаются в душах людей, в семьях от того, что все люди делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.

          Давайте разберём несколько ситуаций.

Разыгрывается учащимися сцена. (мама, папа, ребёнок).

Ситуация № 1.

Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет.

М. – Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к 22.

П. – Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков то ещё не учила.

М. – Ну ты мог бы сам запретить.

П. – Ты же занимаешься ребёнком.

М. – Уже 11, а её всё нет.

П. – Придёт, поговорим с ней, негодницей.

М. – Уже 11.30 почему то трубку не берёт.

П.- Ещё полчаса и пойду искать.

Появляется Олеся.

Крики, плач, непонимание

- Это любовь?

Вопрос классу

- Чего не хватает нашей семье, чтобы было понимание, любовь, терпение

 

Ситуация № 2

Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребёнок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама.

Почему?

          Потому что раздражены тем, что их потревожили.

 

          Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации?

Давайте предложим им правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.

          Чтобы не ссориться, нужно:

- Стараться понять друг друга в любой ситуации.

- Никогда не повышать голос друг на друга.

- Уметь дать совет, выслушать совет другого.

- Уметь поддержать в трудную минуту.

- Доверять друг другу.

- Уметь слышать и слушать.

          Учитель подводит вывод.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.

          Скажите, ребята, какое чувство должно победить все конфликты?

(Любовь, конечно любовь и терпимость).

          Звучит стихотворение «Молитва».

 

Один из подготовленных чтецов читает китайскую притчу.

 

Китайская притча «Ладная семья»

 

          Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье,

и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и  раздоров.

          Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого  согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно,  не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать  каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да. – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

 

          В конце нашего классного часа хотелось, чтобы мы с вами посадили и вырастили дерево толерантности.

          Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа, ваш дом стали пространством толерантности.

          Листочки приклеиваются на дерево.

Примерные надписи:

1.     Надо всех любить и уважать.

2.     Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом

3.     Понимать друг друга.

4.     Научиться прощать.

5.     Защищать друг друга, членов своей семьи.

6.     Быть терпимыми.

7.     Уважать пожилых людей.

8.     Уметь слышать и слушать.

9.     Уметь дать совет, выслушать совет другого.

10.Прислушиваться к мнению старших.

11.Не повышать голос друг на друга.

12.Быть милосердными.

13.Сострадать всем.

14.Принимать людей такими, какими они есть.

15.Быть толерантным.

16.Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

17.Уважать права другого человека.

18.Сотрудничать с родителями, гордиться ими.

 

Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила  толерантности, с которыми вам на вашем жизненном пути будет легче и интереснее жить



Предварительный просмотр:

Сценарий День учителя

Сценарий школьного праздника "День Учителя"

Ученик Здравствуйте! Здравствуйте!

Дорогие учителя.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=20&source=&block=0&capping=0&cb=e8ddd84aaa3e0b3296e47568cab813d0

Каждый из нас передать вам готов

Тысячу добрых и ласковых слов

От ваших вчерашних,

От нынешних ваших,

От завтрашних ваших учеников.

Мы сегодня от имени юности ношей счастливой…

От имени нашего звонкого детства

Все вместе вам говорим спасибо!

Спасибо! Спасибо!

1 ведущий Добрый вечер!

2 ведущий Здравствуйте!

1 ведущий Сегодня мы собрались, чтобы поздравить наших учителей с их профессиональным праздником – Днем Учителя!!!

2 ведущий Праздник Дня учителя, в нашей стране отмечается в первое воскресенье октября. В этот день люди чествуют учителей, выражая им свою любовь и благодарность.

1 ведущий

Строгим и ласковым,

Мудрым и чутким,

Тем, у кого седина на висках,

Тем, кто недавно из стен институтских,

Тем, кто поведал нам тайны открытий,

Учит в труде добиваться победы –

Всем, кому гордое имя «учитель»,

Мы посвящаем концерт.

("Прощальный вальс")

2 ведущий Если театр начинается с вешалки, то школа начинается с директора.

Ученик

Не смейте забывать учителей!

Они о нас тревожатся и помнят.

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч несчастных.

И сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:

Под новый год не шлем им поздравлений.

А в суете иль попросту из лени

Не пишем, не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами.

И радуются всякий раз за тех,

Кто снова где-то выдержит экзамен

На мужество, на честность, на успех.

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей!

1 ведущий

«Скажи-ка, Лена, ведь не даром

Французу отдана была

Москва, спаленная пожаром?»

Так начинается опрос:

Вопрос – ответ, опять вопрос…

Лена молчит и в классе тихо.

Учитель двойку ставит лихо.

2 ведущий Ты это о чем?

1 ведущий Я о том, что пора на сцену ____ классу

2 ведущий Поздравления принимает учитель истории______________ (Ф.И.О.)

(Сценка "Измаил" )

1 ведущий Как не стареют наши учителя, которые, несмотря на свой возраст, продолжают свою педагогическую вахту. Не зная усталости, они порхают по школам, обучают детей, отдавая им теплоту своих сердец.

2 ведущий

Еще бы крылья, как у этих птиц,

И с легкостью подняться в поднебесье.

Но сколько не пропето добрых песен!

Вы пропустили детскую судьбу

Через себя, испытывая муки,

Себя мобилизуя на борьбу,

Испачкав мелом трудовые руки…

А сколько вами пройдено дорог!

Преград незримых сколько было взято!

А сколько слез пролито… знает бог,

К тому же …минимальная зарплата.

Вы, как герой, - сравненья не боюсь,

Свой путь не остановите в дороге…

Я вам сегодня низко поклонюсь,

Такое могут делать только Боги!

1 ведущий Богом в нашей школе можно назвать любого учителя, но среди них хотелось бы выделить ветеранов педагогического труда. Это в первую очередь

__________________________________________________________(Ф.И.О.)

("Астрологический прогноз")

2 ведущий А сейчас вас всех и особенно учителей начальных классов ________________________(Ф.И.О.) пришли поздравить наше подрастающее поколение.

(Песня "Школьные годы")

1 ведущий Наши учителя – самоотверженный народ. У меня такое впечатление, что они постоянно находятся в школе. Приходишь утром в школу – учителя уже там, уходишь из школы – они еще там.

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=21&source=&block=0&capping=0&cb=daaa37a79f053a43aa6c816a35053f76

2 ведущий

Вы душою – всегда молодые,

Труд и радости с нами деля,

Наши строгие, наши родные,

Терпеливые учителя.

Сил вы нам отдаете немало

И любви – несмотря ни на что.

Как вы верите в нас! – что пожалуй,

Верить так не умеет никто

1 ведущий

Я помню чудное мгновенье:

Звонок! Пред нами снова он.

По классу – шепоток, волненье

И верный признак уваженья

Почти мгновенно – тишина.

На столе какие-то приборы.

Тише, прекратите разговоры.

Щелкает, мигает, тайной пахнет.

Может, вспыхнет, может так бабахнет!

Резко стрелка дернется стальная

И начнется жизнь совсем иная.

2 ведущий Наших добрых и строгих математиков и сопутствующей ей предметов физика, информатика, учителей______________________________________

_______________________________(Ф.И.О.) поздравляют ученики _ класса.

(Песня "Дроби, задачи не так решали мы" (на мотив "Есть только миг"))

1 ведущий В коллективе учителей нашей школы влилась живая струя – это молодой

учитель ОБЖ ______________(Ф.И.О.). Ему посвящается это стихотворение.

(Стих «Молодой учитель»)

2 ведущий

Учителя! Они как свет в пути

Какое ж нужно огромное сердце

Иметь в груди, чтоб людям свет нести

Чтоб след его вовеки не мог стереться!

1 ведущий Особое слово хочется сказать об учителях технологии ________________

___________________(Ф.И.О.) у них на самом деле огненное сердце, они несут людям

свет. Для них это поздравление.

(Песня "Теперь нас ждут года разлуки" (на мотив "Дружба"))

2 ведущий

Сегодня славлю я учителей,

Подвижников, мечтателей, поэтов,

Достойных дочерей и сыновей

Страны труда, родной страны моей.

Учителям русского, иностранного языков и литературы________________

_________________________(Ф.И.О.) мы дарим это поздравление.

(Песня "Школьный вальс")

1 ведущий

Наш педагог физкультуры –

Образец для каждого из нас.

Бегать, прыгать учит, а фигуры

У девчат, парней – ну просто класс!

(Сценка "Экзамен на компьютере")

2 ведущий Вам ________________________

____________________________

(Ф.И.О. учителей биологии, химии, географии)

Благодарны беспримерно!

Слов от удивленья нет

Как вы знаете предмет!

Пусть же вам щедрее светит Солнце!

И от всех кто рядом и вдали,

Шлем мы вам привет от всех питомцев –

И поклон – от неба до земли.

Принимайте поздравления.

(Песня "Химии уроки уплывают вдаль" (на мотив "Голубой вагон"))

1 ведущий

Разными были учителя

В человеческом общежитии,

Но на них держалась наша земля,

Наши открытия…

Они не ожидали от нас

Непременной известности,

Но предпочитали известный запас

Порядочности и честности.

Многие морщились от болтовни,

Пустопорожней бойкости

Личным примером учили они

Элементарной стойкости…

Имели крепкий душевный костяк,

Уважали свое призванье.

Некоторые заслуженные, прочие

Так без звания.

2 ведущий

Спасибо за то, что вы нас любили,

Хоть строгими были к нам подчас,

За то, что вы нас мыслить научили,

За все, за все, что сделали для нас!

Искреннее сыновье «спасибо»

Говорим мы всем учителям.

Будьте молодыми и счастливыми

Мира, долгих лет, здоровья вам!!!

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=22&source=&block=0&capping=0&cb=5805987979e22d12af0f0d2735950b0d

1 ведущий И в заключение вечера, посвященному Дню учителя, предлагаем всем спеть песню «Изгиб гитары желтой».

(Песня "Изгиб гитары желтой")

Завершение праздника Дня учителя



Предварительный просмотр:

Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. (Али Апшерони)

Дело в том, что мы можем учиться у тех, кого учим. (Вал Дж. Хелемендерис)

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег

Тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. - Л. Толстой

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. - А. Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - А. Дистервег

Воспитатель сам должен быть воспитан. - К. Маркс

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит. – Цицерон

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. – Конфуций

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. - Л. Толстой

Тот идеал совершенства, который воплощают в себе учителя, слишком малопривлекателен, чтобы к нему стремиться. - К. Фрелих

Равнодушие, с которым жизнерадостная молодость воспринимает предписания педагогики, противоречащие духу времени, в какой-то степени объясняется тем, каковы сами служители педагогики, этот класс людей, отделенный от остального мира особыми склонностями и собственными слабостями. - К. Фрелих

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. - И. Гете

Мы питаемся тем, что нам дают писатели древности и лучшие из новых, выжимаем и вытягиваем из них все, что можем, насыщая этими соками наши собственные произведения; потом, выпустив их на свет и решив, что теперь-то мы уже научились ходить без чужой помощи, мы восстаем против наших учителей и дурно обходимся с ними, уподобляясь младенцам, которые бьют своих кормилиц, окрепнув и набравшись сил на их отличном молоке. - Ж. Лабрюйер

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - В. Ключевский

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. - У. Черчилль

Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти. - Т. Шаш

Орел никогда не терял напрасно так много времени, как тогда, когда согласился учиться у вороны. - У. Блэйк

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. - М. Монтень

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще. - С. Батлер

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. - Катон

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. - Р. Эмерсон

Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. - В. Распутин

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. - Д. Писарев

Педагог - человек, который лучше знает как воспитывать чужих детей, чем своих. - Ж. Фалкенаре

Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных. - В. Кротов

Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. - В. Ключевский

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. - В. Даль

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. - М. Монтень

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.

Хаббард Э

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.

Дистервег А.

Его ученики, не имевшие крыльев, летали лучше, их имевших.

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (И. Гете)

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь. (Василий Ключевский)

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)

Учителя слишком много трудятся и слишком мало получают. В самом деле, это непростое и утомительное занятие - снижать до самого дна уровень человеческих способностей. ( Джордж Б.Леонард)

Учительство - не утраченное искусство, но уважение к учительству - утраченная традиция.( Жак Барзэн)

Образование - верный путь к благосостоянию. Но мало какой школьный учитель служит тому доказательством.( НН)

Профессия учителя дает пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский)

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. (Владислав Катажиньский)

Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя. (Персидское изречение)

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег)

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. (Л. Толстой)

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. (А. Дистервег)

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. (Л. Толстой)

Тот идеал совершенства, который воплощают в себе учителя, слишком малопривлекателен, чтобы к нему стремиться. (К. Фрелих)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (У. Черчилль)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Катон)

Деятельная любовь к людям – вот предназначение учителя. (Песталоцци)