Публичное представление педагогического опыта работы Катаевой В.Д.

Катаева Валентина Дмитриевна

Публичное представление педагогического опыта работы Катаевой В.Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя биологии и химии  МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

 Катаевой Валентины Дмитриевны

 

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и химии  как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».

В современном обществе необходимо  создать среду, максимально поддерживающую сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, развитие ученика как личности (его социализация).

Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.

Актуальность и перспективность опыта.

   Актуальность обусловлена тем, что здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально–экономических и политических ситуациях должно являться приоритетным, так как оно определяет будущее страны. Школа имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, так как через неё проходит все население.   В законе РФ «Об образовании» обозначена ответственность образовательных учреждений за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем как одна из главных задач школы.

Таким образом, хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не может считаться правильным бесстрастное отношение профессионально подготовленного педагога к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников. Именно эта установка является основой востребованности учителями и руководителями образовательных учреждений методических материалов по здоровьесберегающим образовательным технологиям.

   В современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя биологии и химии должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений.

   Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии не являются альтернативой всем другим педагогическим технологиям. Главное их отличие в том, что они реализуют приоритет заботы о здоровье школьников и педагогов в конструктивной деятельности. По многим другим признакам здоровьесбережение занимает одно поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами. Своеобразие и новизна моего опыта связана с попыткой создания системы  оптимального сочетания элементов разных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения сохранения здоровья учащихся.

   Так уж сложилось, что здоровье ученика в образовательном учреждении традиционно понимается как основная забота школьных медицинских работников и учителей физкультуры. Тем не менее за прошедшие десятилетия накоплен определенный материал по оценке влияния обучения на здоровье детей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».  

Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на здоровье ученика:

- Состояние физического развития;

- Уровень физической подготовки и воспитания;

- Состояние лечебно-оздоровительной работы;

- Состояние внеурочной воспитательной работы;

- Уровень учебной и других нагрузок на организм учащихся;

- Уровень психологической помощи школьникам;

- Влияние внешней социальной среды;

- Условия жизни и воспитания в семье;

- Состояние окружающей природной среды;

- Уровень здоровья родителей и наследственность.

Как видим, значительное место среди этих факторов принадлежит учреждениям образования. Образовательные учреждения, в том числе и школы, - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны.

Среди них:

· Организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);

· Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

· Психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);

· Санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.);

· Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);

· Рациональное питание (меню и режим питания);

· Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс, т.е. это исходный фон на старте школьного обучения. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

1. Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка).

2. Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности.

3. Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и др.)

4. Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).

Здоровьесберегающий урок построен с учетом базовых потребностей детей:

Потребности в саморазвитии 
Потребности в игре

Потребности в подражании

Приобретение опыта

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока, показателем которой являются:

-объем учебной нагрузки

–количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

-нагрузка от дополнительных занятий в школе;

-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Наличие теоретической базы опыта.

    В процессе обучения  биологии и химии, я руководствуюсь следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ",

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Теоретической базой опыта явились работы М.В.Антроповой,М.М.Безруких,  требующие не столько медицинского, сколько педагогического осмысления.  Сравнительно недавно российские ученые Н.М.Амосов, Н.К.Смирнов, Н.В Сократов,  Ш. А. Амонашвили, в своих монографиях, учебных пособиях обратились к теме здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни. Ученые нашей республики не находятся в стороне от данной проблемы. В 2000г. в Саранске вышел сборник «Формирование здорового образа жизни у школьников и молодежи», интересно и познавательно пособие «Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона» под редакцией Михаила Александровича Якунчева и Степана Павловича Голышенкова, где отражается система формирования здоровья школьников с учетом национально-региональных особенностей.

   Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.

  В нашей школе в основе организации жизнедеятельности школы, работающей в рамках здоровьесберегающих технологий, заложены следующие принципы:

принцип демократичности и гуманности реализуется через игровые технологии, приоритетом индивидуального подхода, гуманистической направленностью содержания (Ш.А.Амонашвили).

принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии ученик – учитель, ученик – ученик

- принцип личностно-ориентированного подхода.

- принцип природосообразности: любой человек часть природы, окружающей среды и понимание этого, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения. Представление о бесконечности природы, ее глобальности и соответствующем месте своем в этом мире ведет к формированию у ребенка целостных абстрактных понятий и образов, делающих мир более понятным и повышающим степень мотивации в познании его (Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци).

Технология опыта

  Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. На уроках использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности. Иногда детям предлагается самим сделать выбор, какое по уровню сложности задание выбрать.

   Одним из главных условий формирования здоровьесберегающей среды является творческий характер образовательного процесса, я считаю, что включение ученика, учителя в творческий процесс способствует всестороннему развитию личности, формирует его успешность, а, следовательно, снижает его утомляемость, и, как следствие, ведет к сохранению его здоровья. Исходя из этого, применяю различные формы проведения уроков. Урок-исследование, урок-презентация, виртуальная лабораторная работа, урок семинар, урок викторина и др.

   Своим девизом считаю слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физкультминутки. Я считаю, что физминутка помогает ученикам быть жизнерадостными, активными, любознательными.

   Опыт работы многих педагогов показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эти технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

В концепции здоровьесберегающего обучения   выделяют следующие составляющие:

-организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий;

-игровые технологии; -веселые физкультминутки на уроках в среднем звене;

-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках; -дыхательная гимнастика;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-взаимодействие с семьей в формировании у детей стремления вести здорового образа жизни.

   В своей деятельности я использую образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

  Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Основной принцип преподавания – это истинное уважение к личности ученика. На уроке создаётся атмосфера радости и взаимопонимания, которая благоприятствует творчеству.

  Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

  Проявления гуманного отношения к детям, такие, как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и, как следствие, уровень психологического здоровья.

   На своих уроках я применяю прием взаимопроверки, работу в парах, групповые формы работы.

   Технологии развивающего обучения ориентация на "зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

   Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую разноуровневые задания. На уроках использую дифференцированные задания, различающиеся по объему, сложности, степени самостоятельности. Иногда детям предлагается самим сделать выбор, какое по уровню сложности задание выбрать. Так как в школе в каждом кабинете есть компьютеры, работает  локальная сеть часто использую на уроках биологии и химии ИКТ. С учениками, обучающимися в связи с болезнью на дому применяю дистанционные технологии обучения, что даёт возможность непрерывного образовательного процесса.

 

Анализ результативности.

   Использование здоровьесберегающих  технологий  на уроках биологии и химии позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов.

В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах различного уровня, педсоветах, заседаниях методического объединения учителей биологии и химии.. Стараюсь повышать свой методический уровень,  своевременно прохожу  курсы повышения квалификации.

Размещаю свой опыт работы на страницах  своего мини- сайта  

http://nsportal.ru/kataeva-valentina-dmitrievna

 Имею публикации:

1.  Конспект урока по химии «Аммиак».

2.  Паспорт кабинета химии.

3.  Классный час «Толерантные отношения поколений»

4.   Сценарий школьного праздника «День учителя».

5. Беседа «Азбука поведения в природе».

 Уровень учебных достижений учащихся по предмету свидетельствует о положительной динамике.

  Итоги школьного мониторинга за последние пять лет  свидетельствуют о том, что учащиеся успешно осваивают программу по биологии. Среднее качество знаний-53%,  по химии -51%  

   

     Важной частью работы учителя является работа с одаренными детьми. Индивидуальные занятия, подготовка к участию в школьных, районных, республиканских олимпиадах осуществляется круглогодично. Мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами районных,  участниками республиканских олимпиад по  биологии и химии..

     В 2012-2017 учебных годах обучающиеся занимали призовые места на муниципальном уровне: победителей – 3, призёров – 8. Участие на республиканском уровне – 3. всего победителей и призёров – 11.

Учебный год

Фамилия, имя

 Предмет

Место

2012-2013

Рузавина Алёна

химия

 призёр

Зинкина Алёна

химия

победитель

Биушкин Максим

химия

призёр

Исламкина Ксения

биология

призёр

Рузавина Алёна

биология

призёр

2013 - 2014

Зинкина Алёна

химия

призёр

Рузавина Алёна

химия

победитель

Биушкин Максим

химия

призёр

2014 - 2015

Кузнецов Даниил

биология

призёр

2015 - 2016

Малыйкина Ирина

биология

участие

2015-2016

Катаев Максим

химия

участие

2016 - 2017

Нуянзин Максим

химия

победитель

2016-2017

Карпунькина Дарья

экология

призёр

2016-2017

Савельева Анна

биология

участие

    Также в 2012-2017 учебных годах обучающиеся  участвовали в открытом республиканском конкурсе исследовательских работ « Уроки столетия», во всероссийском игровом конкурсе по естествознанию « Человек и природа», в международном конкурсе «Я энциклопедия», на конкурсах муниципального уровня: в акции «Сделаем вместе», конкурс «Экология. Дети. Творчество», «Защитим лес».

Ф.И.

Учебный год

Название конкурса

Вид поощрения

Зинкина Наталья

2012-2013

 Всероссийская научно – практическая конференция» Живая культура: традиции и современность»

 Диплом участника

Савельева Елена

2012-2013

Открытая олимпиада по химии

Грамота 3 место

МБОУ «Ардатовская СОШ»

2012-2013 учебный год

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

33 участника

Сертификат об участии

Катаев Сергей

2012-2013

 Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

 Диплом участника

Катаева  Анна

2012-2013

 Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

  Диплом участника

 Авдюшкина Анастасия

2012-2013

 Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

Диплом участника

 Савельева Анна

2012-2013

  Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

  Диплом участника

 Малыйкина Ирина

2012-2013

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

  Диплом участника

 Зинкина Алёна

2012-2013

 Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

Диплом участника

 Сульдина Ирина

2012-2013

 Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

  Диплом участника

 Малыйкина Елена

2012-2013

  Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

Диплом участника

МБОУ «Ардатовская СОШ»

2016-2017

Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

Диплом победителя муниципального этапа

 Фролова Олеся

2016-2017

   Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

  Эколидер -участие

 Антонов  Владислав

20162017

   Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

Эколидер -участие

Биушкин Максим

2016-2017

  Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

Эколидер -участие

 Карпунькина Дарья

2016-2017

   Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

Эколидер -участие

 Зинкин Александр

2016-2017

   Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

Эколидер -участие

 Красильников Даниил

2016-2017

  Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

  Эколидер -участие

 Катаев Максим

2016-2017

 Акция «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

 Эколидер -участие

 Катаев Сергей

2016-2017

 Международный конкурс «Я энциклопедия»

 Диплом (2 степени)

Биушкин Максим

2016-2017

Международный конкурс «Я энциклопедия»

Диплом (2 степени)

 Катаев Сергей

2016-2017

 Республиканский открытый конкурс исследовательских работ «Уроки столетия»

 Благодарность за участие

 Катаев Сергей

2016-2017

Муниципальный

этап   конкурса «Защитим лес»

Грамота(2 место)

Катаев Сергей

2016-2017

 Муниципальный конкурс «Экология. Дети. Творчество.»

Грамота (1 место)

    За годы работы мною накоплен богатый материал для внеклассной работы, кружковых занятий. 15 лет являюсь заведующим пришкольного опытного участка, где с учащимися провожу практические занятия по биологии,  осуществляем наблюдения за ростом и развитием растений, проводим опытническую работу, изготавливаем коллекции и гербарный материал, который в последствии используем для работы на уроках.

Считаю, что организация мотивированной исследовательской деятельности на уроках химии и биологии и во внеурочной деятельности будет способствовать реальному продвижению учащихся по пути овладения основными образовательными компетенциями, необходимыми для продолжения образования применяя здоровьесберегающие технологии.. Анализ исследовательских ученических работ свидетельствует о том, что проводимые учащимися исследования дают огромные возможности для закрепления многих учебных навыков.

     В 2016 – 2017 учебном году  участвовала в экспериментальной деятельности на уровне образовательной организации - осуществляла реализацию авторской дополнительной образовательной программы «Образовательное земледелие», основная цель курса – научить учащихся выращивать агропродукцию с использованием современных технологий учитывая региональные особенности, воспитать уважение к труду.

       

 Трудности и проблемы при использовании данного опыта

 Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий играет важную роль в системе образования.

  Однако не всегда получается тот результат, который хотелось бы видеть. Часто сталкиваешься с проблемой, что у ребёнка отсутствует мотивация к обучению. Или  вместо того, чтобы идти на занятие в спортивную секцию или на другой кружок, он предпочитает играть в компьютерные игры.  Каждый педагог стремится к тому, чтобы его ученики любили и хорошо знали преподаваемый им предмет. Но как быть, если в классе большая часть детей считает его необязательным для своего дальнейшего образования, изучает химию или биологию, лишь из-за необходимости получить хорошую отметку в аттестате?

 

   Но всё же вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 Исходя из анализа опыта работы, хотелось бы поставить для себя цели и задачи:  

1. Активнее внедрять в образовательный процесс современные технологии, основанные на использовании информационных технологий.

2. Активизировать работу с одаренными детьми, внедряя в учебный процесс программы углубленного изучения предмета.

3. Работу со слабыми учащимися организовывать через индивидуальные, групповые занятия.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

       Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях,  выступлениях на семинарах, интернет- публикациях. По распространению опыта выступала на  семинарах  республиканского уровня   «Инновационные процессы в современном школьном естественнонаучном образовании», МГПИ им. М. Е.Евсевьева;

Выступала с докладом на МО учителей   естественных наук своей школы:

-в сентябре 2012 года-«Формирование и развитие исследовательской компетенции учащихся старшей школы на уроках биологии»,

-в марте 2013 года –«Самостоятельная работа учащихся на уроках во всех звеньях учебного процесса»,

- в  декабре 2014года – «Законодательные основы отбора содержания школьного образования»,

- в январе 2015 года- «Универсальные учебные действия. Программа их формирования»,

-в октябре 2016 года- «Самостоятельная работа учащихся на уроках во всех звеньях учебного процесса»

Работа педагогов на уровне школьного МО организовано должным образом, осуществляется наставничество, имеют место взаимопосещения уроков, представление собственного опыта, действует система информирования о достижениях педагогической науки и практики (обзор методической литературы).

На районных секционных занятиях учителей биологии и химии:        

2014 году- " Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии, экологии и химии".

2015 году- «Современные уроки биологии, экологии и химии в контексте реализации требований ФГОС ОО»

2016 году - «Технологии деятельностного типа на уроках биологии, химии и экологии и во внеурочное время»

2017 году -«Требования к современному уроку биологии, экологии и химии».

На родительском собрании с докладами:« О вреде употребления курительных смесей», «Как воспитать толерантного человека».

      За межаттестационный период мною были проведены следующие открытые уроки и мероприятия, с использованием  здоровьесберегающих и информационных технологий

Открытые уроки:

На уровне образовательной организации:

Дата

Место

проведения

Тема

Название

мероприятия

1

 Декабрь

2012

МБОУ «Ардатовская СОШ»

 «1декабря – день борьбы со СПИДом»

 Участие в акции

2

 Март 2013

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Силикатная промышленность»

Предметная неделя.

3

 Апрель 2013

МБОУ «Ардатовская СОШ»

 Мероприятие «День птиц»

Предметная неделя.

4

 Март

2014

МБОУ «Ардатовская СОШ»

«Ионные уравнения реакций»

Предметная неделя.

5

Февраль 2014

МБОУ «Ардатовская СОШ»

 «Экологические факторы  среды»

 Работа ШМО

6

Апрель 2014

МБОУ «Ардатовская СОШ»

« Генетика пола»

 Предметная неделя

7

Апрель 2014

МБОУ «Ардатовская СОШ»

 «Структура биосферы»

 Предметная неделя

9

Октябрь 2015

МБОУ «Ардатовская СОШ»

 «Нуклеиновые кислоты»

Предметная неделя.

10

Октябрь 2016

МБОУ «Ардатовская СОШ»

« Биосинтез белка»

Предметная неделя.

11

Апрель 2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

 Всероссийский урок «Сделаем вместе»

Работа ШМО.

На муниципальном уровне:

Дата

Место

проведения

Тема

Название

мероприятия

1

01.03.2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

 Урок в 6 классе «Опорные системы растений и животных»

Районный семинар учителей биологии и химии

2

01.03.2017

МБОУ «Ардатовская СОШ»

Мероприятие в 9 классе « Суд над углекислым газом»

Районный семинар учителей биологии и химии

Наглядное приложение:

Тематический портфолио

учитель биологии и химии  МБОУ  «Ардатовская СОШ»  Дубёнского муниципального района

Катаевой Валентины Дмитриевны

 

Урок по биологии 6 класс

Тема урока: Опорная система   животных и растений.  

 Модель урока на основе системно-деятельностной методики

 Цели урока:- расширить представление учащихся об опорных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных.

Задачи урока:

  1. Раскрыть основные функции скелета и его основные части.
  2. Путем проведенного эксперимента изучить химический состав кости.
  3. Используя раздаточный материал изучить строение кости.
  4. Используя рисунки учебника изучить типы соединения костей.
  5. Доказательно обосновать преимущества внутреннего скелета.
  6. Меры профилактики травматизма скелета.

Предметные результаты:

– формировать умение объяснять особенности строения внутреннего скелета позвоночных животных;

– формировать умение характеризовать значение скелета позвоночных;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: внутренний скелет, позвоночник, отделы скелета, сустав

- формировать умение исследовать строение скелета позвоночных животных, строение и свойства костей;

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

4. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение владеть смысловым чтением.
  2. Сформировать умения выявлять причинно-следственные связи, проводить анализ, синтез.

Сформировать умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы  проведения:  словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока: групповая работа

Оборудование: учебник «Биология живой организм « 6 класс Сонин Н.И.,мультимедиопроектор, презентация учителя ,рисунки скелетов позвоночных животных (рыбы, лягушки, крокодила, птицы, млекопитающих), модуль ОМС “Внутреннее строение кости”, модуль ОМС «Строение костей» пробирка, держатель, спиртовка, бедренная кость курицы, карточки-задания для групповой работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Орг.момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку . Создает эмоциональный настрой на работу.

Звучит тихая музыка. Учитель начинает урок со слов:“Здравствуйте ! Давайте улыбнёмся друг другу.. Сядем поудобнее, закроем глаза, положим головы на парты”

И произнесем:

Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

Дети тихо повторяют за учителем. Настраиваются на работу на уроке.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2.Мотивация(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Учитель предлагает отгадать загадку:

В организме, что у нас,

Как для здания каркас?

Что внутри нам помогает,

Став опорою для нас? ( скелет)

Учитель задает вопрос: А, что такое скелет?

Ученики осмысливают задание, приводят варианты ответов, корректирует высказывания.

Скелет – это совокупность твёрдых тканей в организме животных и человека, придающих телу опору и защищающих его от механических повреждений.

3. Актуализация знаний. (Цель:актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме)

Учитель предлагает выполнить задание

Задание «Третий лишний»

Живые организмы объединены в группы.

Улитка

Краб

Майский жук

Рыба

Учитель организует беседу:

Что объединяет представителей?

Нет ли среди них лишних животных. Почему

вы так решили?

Какой скелет называют наружным?

К какой группе животных относится рыба?

Предложите тему урока?

Учитель побуждает к высказыванию своего мнения, корректирует высказывания и формулирует тему урока.

Тема нашего сегодняшнего урока « Опорные системы   животных и растени.»

Ученики осмысливают задание, концентрируют внимание на изучаемом материале, проводят сравнение и анализ предложенных организмов.

Выступают с ответом, проводят корректировку ответа.

У животных имеется скелет.

Лишний организм рыба, т.к. улитка, краб, майский жук относятся к беспозвоночным животным и у них наружный скелет.

Наружный скелет-это скелет,который находится на теле организма и выполняет защитную функцию.

Рыба относится к позвоночным животным.

Ученики выдвигают гипотезы формулировки темы урока.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

4.Этап целеполагания на урок (Цель:

формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

Учитель формулирует задание, фиксирует учебные затруднения, корректирует цели урока.

Сейчас я предлагаю вам вспомнить, всё, что вы знаете о скелете позвоночных животных. . На ваших партах находятся карточки: «Что я знаю о скелете». Ваша задача: в правой колонке таблицы указать своё отношение к утверждению: «Да», «нет», «не знаю». Время на обдумывание не более 5 мин.

Верно ли утверждение?

Да,

нет,

не

знаю

Позвоночные организмы имеют внутренний скелет.

Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.

Скелет образован костями

Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.

Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и губчатое вещество

Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав), полуподвижное

Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

- Ответы на все ли вопросы вы знали?

- В чём заключалась трудность при их выполнении?

- Что каждому из вас было бы интересно узнать о скелете?

- Взгляните ещё раз на таблицу, выпишите те вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и самостоятельно определите цели на урок.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Цель урока:

Знать

Уметь

1. функции скелета

1.самостоятельно определять свойства костной ткани.

2. основные отделы внутреннего скелета позвоночных животных.

2. доказательно обосновывать преимущества внутреннего скелета животных.

3. способы соединения костей образующих скелет.

 

Осмысливают задание, анализируют имеющиеся знания, определяют затруднения, формулируют цель урока.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- целеполагание

-контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5.Этап «Открытие нового знания»

(Цель:формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее)

6. Контроль и самооценка знаний и способов действия

7. Подведение итогов.

8.Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

7. Домашнее задание

(Цель: дать установку на тренировку определённых умений)

Учитель организует выступление учащегося с сообщением «Экскурсия в историю»

Учитель выдвигает проблему:

Один учёный сказал, что при массе человека 70 кг масса его скелета составляет всего 8—9 кг., и что если бы у человека не было скелета, то он напомнил бы медузу.

Как вы думаете, что учёный хотел этим подчеркнуть, если известно, что медуза передвигаться сама почти не может, потому что у неё нет скелета. Ей приходится ждать попутного ветра и сильной волны, которая унесла бы её?

Учитель организовывает построение проекта изучения нового знания.

Как мы сможем решить проблему и достичь поставленных целей?

Учитель корректирует план действий и предлагает выполнить групповые исследовательские задания, формирует исследовательские группы. Организует фиксацию нового действия в знаках.

Задание 1.

Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет позвоночных животных.

Используя учебник страницу 92, выясните, какие функции выполняет скелет.

Сделайте вывод  

Прочитайте в учебнике страницу 94, рассмотрите скелеты животных и выясните, чем образован скелет позвоночных животных.

Сделайте вывод в виде схемы:

Скелет

? ? ?http://gigabaza.ru/images/83/164104/317d90b2.gifhttp://gigabaza.ru/images/83/164104/98cda0dc.gifhttp://gigabaza.ru/images/83/164104/b7c5b64d.gif

Задание 2.

Цель: изучить состав и свойства костей.

Проведите опыт:

Закрепите пробирку в держателе,

Поместите кость в пробирку,

Нагрейте пробирку на спиртовке.

Используя знания о химическом составе клетки, сделайте вывод, какие вещества сгорают и выделяется запах паленого, а какие остаются в виде золы.

 

Вывод: сочетание ………. и…………делает кость крепкой и достаточно упругой.

Задание 3.

Цель: изучить строение кости.

Рассмотрите и зарисуйте образец костной ткани, охарактеризуйте ее.

Используя натуральный объект, рисунок, страница 95 учебника, выясните, какое внешнее и внутреннее строение имеет трубчатая кость.

Сделайте вывод  

Зарисуйте кость и обозначьте ее составные части.

Задание 4.

Цель: изучить типы соединения костей.

Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, как соединены, кости между собой.

Какое это имеет значение.

Сделайте вывод  

Заполните таблицу

Соединения костей скелета

Голова

(Тип соединения)

Туловище

(Тип соединения)

Конечности

(Тип соединения)

Какая функция?

Какая функция?

Какая функция?

Обоснуйте утверждение: "Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций.

Учитель организует усвоение учащимися нового способа действий во

внешней речи группах.

Учитель предлагает выполнить задания: «Какие утверждения верны?»

1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.

2.Функции скелета: опорная, защитная, двигательная.

3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями.

4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.

5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.

6.Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.

7.Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и костный мозг.

8.Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав).

9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.

10.Все позвоночные имеют только костный скелет.

Учитель организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

Учитель предлагает биологические задачи:

Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните

В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных?  

Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинна. Чем определяются такие различия

Учитель напоминает о проблемном вопросе и организует беседу о целях урока:

Вернёмся снова к нашим карточкам. Взгляните на вопросы, на которые вы не могли ответить в начале урока.

- Вы получили на них ответы?

В чем преимущества и недостатки внутреннего и наружного скелета?

Возвращение к проблеме

Что нового вы узнали сегодня о скелете позвоночных животных?

- Как вы это узнали?

- Можно ли считать, что ваши цели на уроке достигнуты?

- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Учитель организует рефлексию с помощью приема незаконченное предложение:

Я выполнил задание…
Я понял, что…
Я приобрел…
Я научился…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

Учитель предлагает разноплановое письменное задание , чтобы каждый смог найти себе “задание по душе”

1. С.92-95, пересказ. Р.Т. №74-76

2. заполнить таблицу:

Вопросы для сравнения

Раковины моллюсков

Панцирь рака (краба)

Кости позвоночных

Тип скелета

Из каких веществ состоит

Какими свойствами обладают

Могут ли расти и в какие периоды жизни.

Преимущества (по сравнению с другими)

Недостатки

(по сравнению с другими)

3. Почемучкам. Почему необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, по время гололёда, на переменах?

 

Выступление учащегося с сообщением « Экскурсия в историю»

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах — Демокрит — собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален — древнеримский врач и естествоиспытатель — посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

Учащиеся анализирую информацию, делают вывод

Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели.

Учащиеся определяют средства (алгоритмы, справочники, Интернет...)

Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Мы сможем найти информацию в учебнике, Интернете или электронном пособии к учебнику, дополнительной литературе, провести эксперименты.

Учащиеся разбиваются на группы, готовят место работы, распределяют роли в группе.

Выполняют задания по карточкам.

Работают с текстом учебника, электронными образовательными ресурсами Модуль ОМС « Строение кости»

Составляют схемы

Отвечают на вопросы.

Анализируют и выявляют закономерности в строении скелета позвоночных животных.

Формулируют выводы по эксперименту состава кости.

Учащиеся представляют отчеты групп.

( по слайдам презентации и работа у доски) Слушают доклады, делятся впечатлениями.

Высказывают свое мнение.

Устанавливают причинно-следственные связи,

корректируют выступления спикеров.

Учащиеся осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;

Учащиеся применяют полученные знания для решения биологических задач. Высказывают свои мнения, проводят корректировку знаний.

Учащиеся высказывают свое мнение по проблемному вопросу. Корректируют высказывания.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Учащиеся высказывают свое мнение

Учащиеся выбирают задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4)Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

1)Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности


Приложение1

Дополнительный материал для лаборатории Состав и свойства костей

Цель. Изучить состав и свойства костей

Ход работы:

Если сжечь кость,, кость станет черной от углерода. Если выгорит и углерод, получится белый остаток, твердый но хрупкий – зола.

  1. Закрепите пробирку в держателе.
  2. Поместите кость в пробирку,
  3. Нагрейте пробирку на спиртовке.
  4. Используя знания о химическом составе клетки, сделайте вывод, какие вещества сгорают и выделяется запах паленого, а какие остаются в виде золы.

Что произойдет при попытке согнуть прокалённую кость? Каким свойством она обладает.

Если кость поместить на несколько дней в кислоту, кость станет настолько гибкой, что ее можно будет завязать узлом. 
1.Достаньте из стакана кость находившуюся несколько дней в кислоте. Промойте водой . Попробуйте согнуть кость? Какими свойствами обладает эта кость?

2.Попробуйте согнуть, а затем растянуть натуральную кость животного. Согнулась ли она? Смогли вы её растянуть?

3.Заполните таблицу (отметьте знаками + или -).

Вид костиhttp://gigabaza.ru/images/83/164104/d8f5e2ce.gif

Свойства

кости

1.

Прокалённая

кость

2.

Декальцинированная

Кость ( выдержанная в кислоте)

3.

Нормальная

кость

(Учтите тот факт, что живая кость отличается от выданной вам обезжиренной и обезвоженной кости).

Из каких веществ состоит кость?

твёрдость

хрупкость

упругость

гибкость

прочность