Конспект НОД по познавательному развитию: «Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе» в старшей группе. Экскурсия в музей на тему: «Первоцветы»

Гапонова Надежда Николаевна

- Образовательные:

Познакомить обучающихся с разнообразием видов первоцветов. Познакомить детей с понятием      «первоцветы», и с представителем первоцветов – подснежником.

Закрепить знания о признаках весны, расширить представлений детей о цветах;

обогатить словарный запас детей.

- Развивающие:

Развить коммуникативные навыки.

- Воспитательные:

Воспитание гуманного отношения к объектам живой природы на примере первоцветов;

 учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22

G:\ФОТО\IMG_20210304_173818.jpg

Конспект НОД

        по познавательному развитию: «Развитие кругозора и познавательно – 

исследовательской деятельности в природе» в старшей группе. Экскурсия в музей  на тему: «Первоцветы»

                                                                                  Подготовила и провела:

                                                                           Гапонова Н.Н.

Новочеркасск-2021 год

Тема: «Первоцветы».

Цель. Создать условия    для расширения представлений о первых весенних цветах-первоцветах;

Задачи: 

- Образовательные:

Познакомить обучающихся с разнообразием видов первоцветов. Познакомить детей с понятием      «первоцветы», и с представителем первоцветов – подснежником.

Закрепить знания о признаках весны, расширить представлений детей о цветах;

обогатить словарный запас детей.

- Развивающие:

Развить коммуникативные навыки.

- Воспитательные:

Воспитание гуманного отношения к объектам живой природы на примере первоцветов;

 учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: экскурсия в музей «Сохраним природу первозданной» картинки с первоцветами.
Методы:

  1. Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ воспитателя, беседа).
    Наглядный (показ картин ).


Организация деятельности

1. Организационный момент.

     «Весенняя песенка» (С.Я. Маршак.)

Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше, зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки, и на вербах серебром светятся сережки
 

- А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес?

2. Беседа о подснежнике.

- Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, появятся первые проталины).

- Как вы понимаете слово «первоцвет»? Да, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким  ароматом. Какие первые цветы мы увидим в лесу? Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. О каком цветке говорится в загадке?

      У занесённых снегом кочек под белой шапкой снеговой

      Нашли мы маленький цветочек полузамёрзший, чуть живой.

Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький.

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник) 

- Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Они нежные, душистые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит. По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам. В разгар цветения подснежников любая ночь может кончиться заморозком, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

3. Физкультминутка «Подснежник». Под запись «Подснежник» дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и  радуются весне.

Выглянул подснежник в полутьме лесной – маленький разведчик, посланный весной;

Пусть еще над лесом властвуют снега, пусть лежат под снегом  сонные луга;

Пусть на спящей речке неподвижен лед, - раз пришел разведчик, и весна придет. (Е. Серова)

- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

4. Дидактическая игра «Весенние цветы». Дети выбирают картинки, называют цветы, и рассказывают о знакомых им первоцветах. С остальными их знакомит педагог.

- Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Это растение маленькое, хрупкое, нежное, с небольшими хохолками. Листья у него тонкие и мягкие.  Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные цветки.

- Природа-волшебница украсила лес цветочным ковром. Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные  подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из  луговых цветов. Какие цветы можно увидеть на луговом ковре?

Мать-и-мачеха самая первая зацветает по весне. На проталинках появляются кучки бледных  стебель-ков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты  хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках. В семейке мать-и-мачехи по 4 - 6  стебельков. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается.

А к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Цветы отцветут и появятся большие зеленые листья. Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком – мать, а другая – гладкая, холодная – мачеха.

- От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

- На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на  звездочку, на брошь и т. д.) 

В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли на речные берега.

Стали капельки цветами, озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане одуванчиковый луг.

- Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху,  приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. (С. Красиков)

- Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости пчелы, шмели и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный. Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. (Я. Зуев)

- А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки.  Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Когда распускается медуница цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик. Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

Ветреница. Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.

Сон-трава.  Дальний лес стоит стеной, а в лесу, в глуши лесной,
                     На суку сидит сова. Там растет усни - трава.
                     Говорят, усни - трава знает сонные слова:
                     Как шепнет свои слова, сразу никнет голова. 
«Сон-трава» (И. Токмакова)

Первоцвет (Примула) Это растение называют «золотыми ключиками весны».

Ландыш. Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари освещают фонари.
На больших столбах подряд лампы белые висят.

- Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты,  нарциссы, ландыши, примулы, сирень, т.д.)

5. Подвижная игра «Найди себе пару».

Дети берут по одной картинке первоцветов и по сигналу ищут «дом» для первоцветов: лес или сад.

6. Беседа «Береги первоцветы!»

- К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут. Весенние цветы и травы легко  ранимы и трудно восполнимы, поэтому, оказавшись на цветущей полянке, не мните и не рвите их. Оставаясь на опушке, в овражке, они больше принесут нам радости своей свежестью и естественной красотой, чем, находясь в рюкзаке, измятые и задохнувшиеся. Значит, их нужно защищать! 

«Букет фиалок»

Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет. Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне. И стало мне их жалко, и грустно стало мне.

Цветы уже увяли, поникли лепестки. Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон, Он делался все тише, но сердце ранил он.

- Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют, все поляны и не будет красоты.

- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Помни правила: •        Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

  Берегите первоцветы,

         Весны первые шаги!

         Ранним солнцем

         Чуть согреты

         Эти первые цветы!

•        Запомни!

Если первоцветы не охранять, то они тоже навсегда исчезнут с лица Земли.

  • Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
  • Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.