Вторая группа раннего возраста

Исаева Марина Владимировна

В этом разделе можно ознакомиться с содержанием и организацией образовательного процесса для детей второй группы раннего возраста, а также развитием личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobenosti.docx14.15 КБ
Файл razvivayushchaya_sreda.docx37.33 КБ
Файл rabota_s_roditelyami.docx23.98 КБ
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей

второй группы раннего возраста

(от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться  предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное  значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1 000 – 1 500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.



Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда.

 ФГОС ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  Оборудование помещений дошкольной организации  должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы организуется в виде разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, стимульное оборудование и пр.). Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая среда должна обеспечивать возможность общения  детей, совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

  Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать:

  • Реализацию образовательной  программы ДОО;
  • Учет возрастных особенностей детей;
  • Учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Содержание развивающей предметно – пространственной среды.

Центры

Содержание предметно – пространственной среды (пособия, материалы, оборудование)

Центр познавательного развития

  • Различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей
  • Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат)
  • Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки)
  • Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам)
  • Иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде
  • Иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания
  • Мелкая и крупная геометрическая мозаика
  • Предметы и игрушки одного типа, различные по цвету и размеру, форме и размеру
  • Матрешки трех-четырехместные
  • Пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру одноцветных колец
  • Пирамидки из колец двух – трех цветов одного размера, чередующихся в определенной последовательности
  • Напольная пирамида (из 6-7 элементов)
  • Сборные – разборные игрушки
  • Пособия на липучках
  • Материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, выключатели, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии)
  • Наборы разрезных картинок (2-4 части)
  • Кубики с предметными картинками (2-4 кубика)
  • Столик четырех-, пяти-, шестицветный с втулочками соответствующего цвета
  • Коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур
  • Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов)
  • Набор: грибочки - втулки на стойке (4-6 элементов)
  • Объемные вкладыши из 3 элементов
  • Рамки – вкладыши с геометрическими формами, разными по величине,4 цветов
  • Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками
  • Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
  • Набор кубиков с цветными гранями
  • Емкости разного размера с крышками и наборы мелких предметов разного цвета (для сортировки мелких предметов)
  • Игрушки – забавы (неваляшки, клюющие курочки, медведь-дровосек, дерущиеся бараны, мишка, играющий на балалайке, скачущая лошадь и др.)
  • Заводные игрушки – забавы
  • Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами
  • Набор для забивания: молоточек с втулочками
  • Набор шумовых коробочек
  • «Чудесные мешочки» («хлопушка», «фонарик» и др.)
  • Клеенчатые полоски различной длины и ширины
  • Дидактические игры для интеллектуального и сенсорного развития
  • Парные картинки (мяч большой – мяч маленький; лопата красная - лопата зеленая и др.)
  • Серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов : «Что люди надевают?», «Для чего нужны тарелки, ложки, чашки?», «На чем люди ездят?»
  • Настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания
  • «Загадочные»  предметы (калейдоскоп, игрушки с разнообразным пусковыми механизмами, лупа, часы, телефон, кофемолка)
  • Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры)
  • Фланелеграф
  • Мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.)

Требования и условия  организации «Центра познавательного развития»

  • Не использовать предметы из стекла, предметы диаметром менее 3 см
  • Использовать предметы и игрушки, которые выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, ткани, резины, меха и др.), имеющие разные размеры, фактуру, цвет, звучание
  • Предусмотреть максимальный уровень размещения оборудования
  • Обеспечить свободный доступ детей к оборудованию
  • Расположить вблизи источника естественного света (окна)
  • Иметь по нескольку пособий и игрушек одного наименования, так как детям этого возраста свойственна подражательность
  • Осуществлять сменяемость и наполняемость материала по мере изучения
  • Материалы в основном должны быть представлены объектом для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Это объекты со специально выделенными физическими свойствами (цвет, форма, величина), заключающие в себе возможность освоения внешних свойств вещей  (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность
  • Иметь простые материалы, относящиеся к типу образно – символических, которые позволяют  расширять круг представлений ребенка
  • Материал должен размещаться мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу
  • Объекты для исследования и образно – символический материал воспитатель должен располагать в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности)
  • Предусмотреть оптимальный уровень сложности предметов (оптимальным считается такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта)

Центр воды и песка

  • Набор для экспериментирования с водой (стол – поддон; емкости 2-3 размеров и разной формы;предметы и орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т.д.), различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки – мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные)
  • Набор для экспериментирования с песком(стол – песочница, формочки разных форм, емкости разного размера, предметы–орудия – совочки, лопатки, ведерки, игрушки)

Требования и условия  организации «Центра воды и песка»

  • «Центр воды и песка» должен располагаться рядом или вместе с «Лабораторией», а также в непосредственной близости от «Центра познавательного развития» и «Центра природы»
  • Размещение оборудования на соответствующей высоте

Лаборатория или «Центр экспериментирования»

  • Камни, земля, глина, снег (зимой)
  • Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (пустые пластиковые бутылки, банки)
  • Стол с клеенкой
  • Подносы
  • Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей
  • Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы
  • Формочки для изготовления цветных льдинок
  • Материалы для пересыпания (фасоль, горох, крупы, макароны)
  • Трубочки для продувания и просовывания
  • Игрушки со светозвуковым эффектом
  • «Волшебный мешочек»
  • Игрушка «Мыльные пузыри»
  • Маленькие зеркала
  • Магниты
  • Электрические фонарики

Требования и условия  организации «Центру экспериментирования»

  • «Центр экспериментирования» располагается подальше от игровых зон
  • Деятельность в этом центре осуществляется под руководством воспитателя
  • Стеклянное оборудование размещается в закрытом шкафу, а пластмассовое – в открытом и предназначается для самостоятельного использования детьми
  • «Центр экспериментирования» располагается вблизи источника света
  • «Центр экспериментирования» содержит материал для проведения опытов без приборов

Центр природы

  • Дидактическая кукла с набором одежды по временам года
  • Дидактические наборы «В деревне», «На лугу», «В лесу»
  • Коллекция камней, ракушек, семян
  • Развивающие игры по экологии
  • Природоведческая литература
  • Картины – пейзажи по временам года
  • Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония
  • Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин
  • Игрушки – животные
  • Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко)
  • Календарь погоды; календарь природы
  • Лейки для полива комнатных растений, лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки
  • «Зеленый огород» на окнах
  • Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав, цветов
  • Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыб, насекомых (бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек)
  • Растения, характерные для времен года (ветки вербы – весной, букет осенних листьев – осенью и т.д.)
  • Серия тематических картин «Животные и их детеныши»
  • Серия тематических картин «Дикие животные»

Требования и условия к «Центру природы»

  • «Центр природы» располагается вблизи «Лаборатории»
  • Обеспечен свободный доступ к объектам и материалам
  • Растения размещаются по принципу тене- и солнцелюбия
  • Материал меняется в течение года, чтобы вызвать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам

Центр конструирования

  • Мягкие крупные модули
  • Фигурки для обыгрывания построек: наборы фигурок диких и домашних животных и их детенышей, птиц, людей
  • Схемы – образцы построек
  • Природный и разнообразный полифункциональный материал6 шишки, бруски и т.д.
  • Крупные объемные геометрические формы
  • Строительный материал разной величины
  • Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева) и крупные транспортные игрушки для обыгрывания
  • Настольный конструктор(мелкий строительный материал из дерева) и мелкие игрушки для обыгрывания

Требования и условия к «Центру конструирования»

  • Наличие свободного пространства для сооружения построек
  • «Центр конструирования» располагается вблизи «Центра игры» для того, чтобы использовать постройки в играх
  • В коробку с геометрическими формами кладутся материалы для обыгрывания
  • Строительный материал раскладывается по цвету и форме, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации
  • Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре

Центр социально – коммуникативного развития

  • Иллюстрации, изображающие взрослых и детей, их действия по отношению друг к другу (кормят, одевают, ласкают)
  • Иллюстрации и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смех, слезы, радость)
  • Фотографии детей и родителей, где проявляется забота родителей о детях, доброе отношение детей ко взрослым, детей друг к другу
  • Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, мальчик играет с машинкой и т.д.)
  • Фотоальбомы детей группы и отражающие жизнь группы и детского сада
  • Зеркала разной величины и формы
  • Кукла – мальчик в рубашке и брюках, кукла – девочка в платье
  • Сюжетные картинки, изображающие труд людей
  • Видеоматериалы о жизни детей и взрослых
  • Фотографии родных в изголовье кроватки каждого ребенка для поддержания его эмоционально – психологического комфорта

Требования и условия к «Центру социально – коммуникативного развития»

  • Зеркала располагаются на небольшой высоте, чтобы дети могли увидеть себя в полный рост
  • Наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них
  • Обеспечение свободного доступа к материалам

Центр физического развития

  • Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: валик мягкий укороченный, коврики, дорожки массажные для профилактики плоскостопия; горка детская; шнур длинный; мешочки с песком
  • Оборудование для прыжков: мини – мат; куб деревянный малый; обруч плоский цветной; палка гимнастическая, длинная(150 см); шнур короткий плетенный (75 см)
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: корзина для метания мячей; мячи резиновые; мячи-шары надувные; шарики пластмассовые
  • Оборудование для ползания и лазанья:лесенка – стремянка двухпролетная (высота 103 см, ширина 80-85 см); лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания, складирующиеся один в другой
  • Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный, мячи резиновые маленькие, палка гимнастическая короткая, колечко с лентой, кольцо резиновое малое(диаметр 5-6 см), кольцо резиновое большое (диаметр 18 см )
  • Атрибуты к подвижным играм
  • Гимнастическая скамейка, бревно
  • Мячи, флажки, платочки, кубики, погремушки, шары, палки, ленты и др.
  • Сухой бассейн
  • Плоскостные дорожки, ребристая доска
  • Набивные мешочки для бросания
  • Дуги, кегли, воротца
  • Игрушки – качалки

Требования и условия к «Центру физического развития»

  • Наличие свободного пространства для двигательной активности
  • Должен располагаться вдали от зоны малой активности
  • С целью увеличения двигательной активности любимые игрушки детей группы расставить на крупных пособиях

Центр игры

  • Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей
  • Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения)
  • Игрушки, изображающие предметы труда и быта
  • Предметы-заместители (палочки, круги и т.д.)
  • Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетным играм, отображающим простые жизненные ситуации и действия
  • Игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий
  • Игрушки-животные, стилизованные под куклу и имитирующие фигуру ребенка (слоненок в фартуке, мишка в штанишках и т.д.)
  • Куклы разных профессий
  • Куклы разных народов (Коми-кукла)
  • Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца и др.)
  • Игрушки-двигатели (каталки, коляски, тележки…)
  • Многофункциональные ширмы для разграничения пространства
  • Разграниченные зоны для разных сюжетных игр – приготовления куклам еды, купания игрушек, игры в больницу и т.д.
  • «Кукольный уголок»:

Комната: стол, стулья, сервант, мягкая мебель; столовые сервизы, чайный сервиз, вазочки, телефон, куклы – мальчик и девочка, пупсы, куклы-животные, коляски для кукол

Спальня: кроватки разных размеров с постельными принадлежностями, люлька-качалка с постельными принадлежностями, шкаф для одежды, куклы- младенцы в конвертах, пеленки для них, одежда для кукол мальчиков и девочек

Кухня: кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, холодильник, наборы кухонной посуды, наборы овощей и фруктов

Ванная комната: ванная для купания кукол, тазик, ведро, ковшик, полотенце, заместитель мыла, пеленки, веревка для белья, прищепки, веник, щеточка, совок для уборки, игрушечный пылесос и т.д.

Прачечная: гладильная доска, утюги

Парикмахерская:  трюмо с зеркалом (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских

Магазин:весы, баночки, бутылочки из пластика, наборы продуктов, овощей фруктов из пластмассы, сумочки, корзиночки Больница: кукла-доктор в профессиональной одежде, атрибуты для игры в больницу Гараж: различные машины, набор «инструментов»

Требования и условия к «Центру игры»

  • Использование приема одушевления кукол в кукольном уголке (каждая кукла имеет свой характер, имя гардероб)
  • Игровые персонажи включаются в режимные моменты
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть кукольная мебель и другое оборудование
  • «Центр игры» располагать вблизи «Центра конструирования», чтобы использовать постройки в игре
  • В «Центре игры» используются разные виды игрушек:
  1. Реалистические, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов (игрушечная плита, копия настоящей плиты, у которой открывается духовка, поворачиваются вентили и т.д.)
  2. Прототипические – условно воспроизводящие детали предметов (например, плита, у которой лишь обозначены конфорки, духовка, вентили, с которыми нельзя манипулировать)
  3. Предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении
  • Игрушки – предметы оперирования (посуда, муляжи овощей и т.д.), игрушки – маркеры условного пространства (кукольная кровать, стол и др.)  должны быть довольно крупного размера и готовыми к использованию
  • В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей
  • Игровые материалы размещаются на низких стеллажах, в пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям

Центр театра

  • Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, пальчиковый, ложковый, «живая рука»
  • Игрушки-забавы
  • Маски, шапочки, рисунки – эмблемы на ободочках
  • Ширмы, домик для показа фольклорных произведений
  • Фланелеграф

Требования и условия к «Центру театр»

  • В 1 младшей группе сказки – спектакли ставятся взрослым (воспитателем)
  • «Центр театра» располагается рядом с «Центром ряжения» и «Центром игры»
  • Пособия и оборудование должны соответствовать возрасту детей

Центр ряжения

  • Одежда для надевания на себя – цветные воротники, юбки, платья, фартучки, кофты, косынки, сарафаны, ленты…
  • Сундучок для хранения одежды
  • Зеркало (в рост или в полроста ребенка
  • Бижутерия

Требования и условия к «Центру ряжения»

  • «Центр ряжения» располагается рядом с «Центром театра» и «Центром игры» и тематическим набором «Парикмахерская»
  • Эстетичность и разнообразие костюмов для ряжения
  • Организация в «Центре ряжения» деятельности по гендерному воспитанию
  • Безопасность пособий и оборудования

Центр музыки

  • Игрушки – музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, погремушки, бубенчики, барабан, рожок, дудочка, металлофон, свистульки, кастаньеты, деревянные ложки, султанчики, балалайка, гармошка и др.)
  • Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки, стучалки
  • Звуковые книжки, открытки и т.д. игрушки с фиксированной мелодией
  • Неозвученные музыкальные инструменты
  • Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов
  • Магнитофон
  • Детские песенки, детские музыкальные классические произведения, произведения народной музыки и песенного фольклора, колыбельные, записи звуков природы
  • Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях

Требования и условия к «Центру музыки»

  • Музыкальные произведения используются во время режимных моментов
  • Дудочки, свистульки используются каждым ребенком и моются после каждого использования

Центр речевого развития

  • Детские книги с учетом возраста детей (произведения фольклора русского и народов коми: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов)
  • Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения
  • Фланелеграф, картинки для фланелеграфа
  • Иллюстрации к детским произведениям
  • Иллюстрации по обобщающим понятиям (одежда, фрукты, животные и т.д.)
  • Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, животные, птицы
  • Сюжетные картинки разнообразной тематики
  • Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников

Требования и условия к «Центру речевого развития»

  • Периодическая сменяемость художественных произведений в зависимости от сезонных изменений, тематических праздников
  • «Центр речевого развития» размещается около окна
  • Вечером в «Центре речевого развития» обеспечивается дополнительное освещение
  • «Центр речевого развития» располагается вдали от шума и игровых центров
  • Каждая книга представлена в 2-5 экземплярах, так как детям свойственна подражательность

Центр художественно-эстетического развития

  • Произведения народного искусства: глиняные игрушки, деревянные матрешки, предметы быта (нарядная посуда, одежда с коми орнаментом)
  • Альбомы с рисунками и фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства
  • Скульптура малых форм, изображающая животных
  • Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы и т. д.)Бумага тонкая и плотная, картон, рулон простых белых обоев
  • Цветные карандаши и гуашь (6 основных цветов)
  • Круглые кисти (беличьи, колонковые), подставка под кисти
  • Цветные мелки, восковые мелки; доски для рисования мелом
  • Пластилин, салфетки
  • Фартуки и нарукавники для детей
  • Светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей, магнитные кнопки
  • Емкости для промывания ворса кистей от краски
  • Рисунки – иллюстрации с изображение знакомых детям предметов, животных и т.д.
  • Печатки, губки, ватные палочки для нанесения узоров

Требования и условия к «Центру художественно-эстетического развития»

  • «Центр художественно-эстетического развития» располагается вблизи окна
  • «Центр художественно-эстетического развития» располагается вдали от шума и игровых центров
  • Все иллюстрации располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации не должны быть громоздкими и «тяжелыми» для восприятия, должны быть выполнены в разных техниках и жанрах
  • Наличие в группе привлекательных, разнообразных и простых в использовании материалов для изобразительной деятельности



Предварительный просмотр:

Программа работы с родителями

во второй  группе раннего возраста

Пояснительная записка.
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнерских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Актуальность.

       С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

       Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «Социум».

        В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило не приносит положительных результатов.

         В результате этого, встал вопрос о создании условий о взаимодействии с родителями, которые являются не только заказчиками, но и активными партнерами.

Цель: формировать сотрудничество между семьей и педагогами ДОУ, создать  необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.

Задачи:

1.Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.

2.Приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащение предметно – развивающей среды;

3.Объединять усилия для развития и воспитания детей;

4.Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

5.Распространять педагогические знания среди родителей;

Перспективный план взаимодействия с родителями

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

1.Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей.

2. Родительское собрание на тему: «Возрастные особенности детей 2-3 лет».

3. Анкетирование родителей на тему: «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка.

4. Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста»

5. Оформление наглядной информации  для родителей

 «Возрастные особенности детей 2-3 лет»,

6. Семейный конкурс «Лучший осенний букет».

Октябрь

1. Консультация «Дидактические игры –что это такое  ?»
2
Папка-передвижка «Одежда ребёнка в группе и на прогулке».
3. Памятка для родителей «Как сделать прогулку ребёнка интересной и содержательной», «Подвижные игры на прогулке».

4.Консультация «Оздоровление детей в домашних условиях»».
5. Индивидуальные беседы на тему: «Формирование навыков одевания и самостоятельной еды»
6.Конкурс лучшей семейной фотографии «Маленький огородник».
7. Совместное оформление композиции в приёмной «Самый необычный (полезный или красивый) овощ или фрукт с вашего огорода»

Ноябрь

1. Консультации: «Активный отдых в выходные дни», «Профилактика простудных заболеваний», «Двигательная активность – неотъемлемая часть жизни ребёнка в детском саду и дома».

2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости       

проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

3. Консультация «Методы и приемы руководства детским конструированием в домашних условиях».

4. Консультация «Обучайте ребёнка соблюдению правил безопасности рядом с животным».

5.Праздник, посвященный Дню матери.

6. Изготовление подарков для мам.

7.Фотовыставка «Юные артисты».

Декабрь

1.Совместное творчество по созданию атрибутов к новогодним праздникам. Участие в новогодних утренниках.
2.Участие в групповой выставке «Новогодняя игрушка своими руками – 2023»
3. Участие в предложенных конкурсах ДОУ к новогодним праздникам.

4. Материал в уголок здоровья: «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».
5.Консультация «Сохраняйте и укрепляйте здоровье детей».

6. Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей»
7.Папка –передвижка: «Прогулка с детьми в зимний период»
8. Групповое родительское собрание: Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения».

Январь

1. Презентация в уголке для любознательных родителей «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет».

2.В уголок для родителей поместить информационный материал:

«Здоровье детей в наших руках».
3.Консультация для родителей «Кризис трёх лет, как его преодолеть»,

4. Совместное проведение недели зимних игр и забав.

5. Привлечение родителей к оформлению прогулочных участков снежными скульптурами.

6.Конкурс среди родителей на изготовление лучшего костюма или атрибутов к сказке «Теремок».

Февраль

1.Консультация «Капризы и упрямство».

2. Памятка «Учить цвета легко и просто».

3.Информационный материал «Как научить ребенка наблюдать за изменениями в природе?»

4. Индивидуальные беседы с папами на тему: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

5. Папка - передвижка «Что значит быть хорошим отцом?».
6. Индивидуальные беседы: «Если ребенок дерется »
7.Выпуск стенгазеты с фотографиями: «Мой папа самый лучший».

8. Фотовыставка «Делаем зарядку дома вместе с детьми».
9. Индивидуальные консультации «Ребёнок у экрана».

Март

1.Оформление родительских уголков перед предстоящим праздником.

2.Советы для родителей: «Формирование КГН».
3. Праздник
«8 Марта – мамин праздник».

4. Консультация «Поиграй со мной, мама» (дид. игры дома).

5.Консультация «Как помочь ребенку заговорить?».
6. Консультация для родителей «Детский травматизм и его профилактика».
7. Выставка образцов рукоделия бабушек и мам детей «Умелые, золотые, добрые руки».

8. Конкурс среди родителей :«Лучшая дидактическая игра своими руками».

Апрель

1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

2.  Выставка для родителей детской художественной литературы о животных «Что почитать детям о животных».

3. Консультация «Развитие речи детей»

4. Информационный материал: «Чем занять малыша весной на прогулке»

5. Акция добрых дел по благоустройству территории.

6. Рекомендации для родителей: «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»
7. Участие в конкурсе ДОУ «Сделаем скворечник своими руками».

Май

1. Родительское собрание: «Чему научились наши дети за год»

2. Отчёт «Как мы играли и чему научились  в детском саду»
3. Видео – презентация: «Вот так мы жили в детском саду»
4. Привлечение родителей к благоустройству территории.
5.Памятки для родителей «Профилактика дизентерии, отравлений и кишечных инфекций».
6. Консультации «Одевайте детей по погоде».
7. Индивидуальные консультации «Летний отдых: чем кормить и чем занять ребёнка».

8. Акция «Красивая клумба в подарок садику».



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВНОВЬ ПОСТУПАЮЩИХ В ДОУ ДЕТЕЙ «НА ПОРОГЕ ДЕТСКОГО САДА»

Сколько нужно ласки и заботы

Каждому помочь и каждого понять.

Благодарна и трудна работа -

    Ежедневно маму заменять!

Здравствуйте, родители, давайте с вами знакомиться!

Поступление в детский сад – это важный этап в жизни не только детей, но и их родителей. Изменение образа жизни ребёнка приводит к изменению психофизического состояния малыша. Может быть характерна эмоциональная напряженность, заторможенность, беспокойство, очень бурно у ребёнка может протекать реакция на разлуку с родителями.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и в дальнейшем успешно адаптироваться к ДОУ. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.

Поэтому сегодня я расскажу вам, как наиболее эффективно психологически подготовить ребёнка к поступлению и настроить его на посещение детского сада.

Поступление в детский сад – очень ответственный период в жизни каждого ребёнка. Детский сад – это первый общественный социальный институт после семьи. В саду ребёнок попадает в новую непривычную обстановку, в новые условия, в новый психологический микроклимат. У ребёнка, как и у взрослого человека, начинает проходить адаптация, т.е. процесс приспособления организма к новым окружающим условиям – к новой группе, к новым взрослым людям, к другим маленьким ребятам. Детский сад – это первый шаг в общество, поэтому для нас важно сделать период адаптации ребенка к детскому саду наиболее мягким  и сглаженным.

        Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно – стресс для ребёнка должен быть один!

        Многих родителей заботит процесс перехода ребёнка из домашней среды в структурированную среду детского сада. Действительно, в детском саду есть определённый режим дня, который вам, родителям, стоит соблюдать дома. Режим дня дома должен быть приблизительно идентичным режиму дня в детском саду: 07.30-08.00 – постепенный подъём, 08.30 – завтрак, затем игры и прогулка 2-3 часа, к 11.30-12.00 – обед, минимум 2х часовой дневной сон, затем полдник и вечерние игры и прогулка.

        Не обольщайтесь радужными надеждами, что ребёнок легко и непринужденно, с радостью будет ходить в детский сад каждый день. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. Так бывает только в кино, а в жизни, к сожалению, будут и слёзы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном». Иллюзии на этот счёт могут привести лишь к дополнительным стрессам.

Не стоит резко изменять привычный уклад жизни детей, поскольку особенно тяжело они переносят разлуку с родителями, если их сразу приводят к 8 утра и оставляют до вечера. Планируйте своё время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день в детском саду и всегда держать телефон поблизости. Постепенно увеличивайте время пребывания ребёнка в ДОУ: в первые дни (2-5дней) –  с 1-2 до 3часов, затем забирать до тихого часа,  потом сразу после тихого часа, в последующем после полдника.

Целесообразно, примерно за месяц до того, как ваш ребёнок начнёт посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним. У ребёнка с вами должна произойти психологическая сепарация, т.е. отделение ребенка от родителей. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские центры,  площадки и парки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, ходите на Дни Рождения друзей. Учите самостоятельно находить себе занятие и играть.

По возможности расширяйте круг общения ребёнка, помогайте ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращайте внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, выражайте положительное отношение к ним. Чем шире круг общения, тем легче и быстрее пройдёт процесс адаптации.

Очень важен психологический настрой родителей и детей при подготовке к поступлению в детский сад. Подробно рассказывайте ребёнку о детском садике, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нём. Настраивайте ребёнка: «Ты уже большой ребёнок, а большие дети ходят в садик; теперь и ты будешь ходить в садик, также как и взрослые ходят на работу». Важно вести себя так, чтобы ребёнок почувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад.

И, наконец, не надо высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в ДОУ; не делайте из поступления ребёнка в сад проблему и не обсуждайте негативно это в присутствии ребёнка. Не показывайте ребёнку своего беспокойства, переживания и волнения. Иначе это состояние передастся и ребёнку, поскольку дети эмоционально восприимчивы к эмоциональным состояниям окружающих. Собственная нервозность и тревожность родителей может перекрыть весь эмоциональный настрой к детскому саду у ребёнка. Поэтому контролируйте себя!

Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду (игрушки, игры, дети, взрослые, интересные занятия). Гуляйте с ребёнком около детского сада, рассказывайте, что будет делать ваш ребёнок в саду, комментируйте действия детей и педагогов. Рассказывайте детям, что в детском саду можно играть, рисовать, петь и танцевать, здесь читают и рассказывают сказки.

Приведите ребёнка в группу – выберите вместе с ребёнком его кроватку, шкафчик, место для полотенца. Познакомьтесь с воспитателями группы, другими детьми, групповой обстановкой, покажите игры и игрушки, книжки в группе, тем самым вы вызовете у ребёнка интерес к новому окружению.

Дайте ребёнку в садик его любимую игрушку, так ему будет легче - она будет напоминать ребёнку о доме. (Но не ворсистую и безопасную – согласно требованиям СанПин – не мягкую игрушку).

Поступление ребёнка в детский сад – это важный этап в жизни не только детей, но и родителей. Поэтому готовьтесь и вы!!! Вы, взрослые, должны быть готовы оторвать ребёнка от себя, дать ему больше самостоятельности, независимости и свободы.                        Приучайте ребёнка к самостоятельности, к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий.                                                                

        К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:         

- самостоятельно садиться на стул;                

- самостоятельно пить из кружки;                

- пользоваться ложкой;                        

- активно участвовать в одевании и раздевании;        

- сигнализировать о потребности сходить в туалет.

Облегчить ребёнку период привыкания к новой обстановке в детском саду поможет ваша своевременная подготовка ребёнка к ДОУ. Необходимо постепенно сводить к минимуму типичные привычки ребёнка, сложившиеся в семье во время еды, засыпания, пользования туалетом, которые могут затруднить протекание адаптации в детском саду.                        Новые условия детского сада для ребёнка – это в той или иной степени стресс и психическое напряжение. А стресс для ребёнка должен быть один – это начало адаптации ребёнка к ДОУ!!!                                                                        

Ребёнку в саду будет очень трудно перестроиться, если дома вы засыпаете и спите вместе с ним в обнимку, если вы всё ещё кормите ребёнка грудью или из бутылочки, если ваш ребёнок ходит в памперсе и не знает, что такое горшок, если он абсолютно неподготовлен к разлуке с родителями…        

Четкий режим дня, непривычная атмосфера в детском саду, новые требования к ребёнку, отсутствие родителей – всё это приводит к появлению у ребёнка психоэмоционального напряжения. .

Мы познакомили вас с режимом дня в нашем детском саду, а вы сами сравните, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском саду. Ориентируйтесь на режим дня детского сада, подстраивайтесь и придерживайтесь его дома.

Скорее всего, ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми к своим детям. Условия уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. чёткое соблюдение режима дня.

Не изменяйте резко привычный уклад жизни вашего ребёнка, готовьте его к поступлению в сад заранее и постепенно, чтобы для ребёнка было как можно меньше стрессов!

Вы должны понимать, что будут еще трудности и немалые на нашем садовском пути, но есть силы и стремление их все преодолеть с наименьшими потерями. Помогите своим детям подготовиться к поступлению в детский сад! Давайте будем добрыми волшебниками, которые знакомят маленьких детей и помогают им в этом мире! Вырастим человека счастливого и умеющего без усилий справляться с жизненными трудностями.

Желаем родителям успехов и надеемся на дальнейшее сотрудничество!