Сценарии концертов
На фортепианном отделении дважы в год проходят отчетные концерты учащихся. Один из них является частью проекта "Великие композиторы мира" и носит просветительский характер. "Новогодний калейдоскоп" - веселый, развлекательный концерт, позволяющий проводить воспитательную работу в непринужденной, творческой атмосфере.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.87 КБ | |
| 16.53 КБ | |
| 26.17 КБ | |
| 17.75 КБ | |
| 35.02 КБ | |
| 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка в музыке.
Сценарий отчетного концерта фортепианного отделения
- Кузнецова Саша:
В мире много сказок Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Лампа Аладдина, В сказку нас веди, Башмачок хрустальный, Помоги в пути! Мальчик Чиполлино, Мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге Настоящий друг. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло.
1 вед. Невозможно представить себе детство без волшебной сказки. Да и какой взрослый не улыбнется при встрече с ней? Увлекательные и поэтичные, серьезные и смешные - сказки воспитывают, развлекают, радуют душу. Сказки учат вечным истинам жизни – любви, справедливости, смелости. В сказках добро всегда побеждает зло. 2 вед. Кто рассказывает детям сказки? Конечно, мама или бабушка. Мы все любим и с нетерпением ждем, когда они расскажут нам на ночь сказку.
2.Майкапар «Колыбельная сказочка», исполняет Копылова Римма.
3.Шостакович «Веселая сказка», исполняет Подгорнова Валерия.
1 вед. (Иванова Радмила)
А кто еще рассказывает сказки детям? Конечно же, няня. Арина Родионовна – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.
2 вед. (Доронина Яна) Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном моей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе.............................
4.Чайковский «Нянина сказка», исполняет Шорохова Анастасия
1 вед. А еще сказочно интересны бывают мифы и легенды.
2 вед. Послушайте сейчас пьесу Майкапара, которая называется «Легенда», (5.) исполняет Дьякова Марина
1 вед. Дети очень чутко откликаются на те образы в музыке, которые им близки и понятны, а что может быть ближе и понятнее сказки? Сейчас вы услышите пьесы, в которых узнаете всеми любимых сказочных героев.
6. Шульгин «Муха-Цокотуха», исполняет Сибиркина Алина. 7. Слонимский «Марш Бармалея», исполняет Моргунова Анастасия 8. Симонян «Полька Хоттабыча», исполняет фортепианный дуэт Петренко Алена и Ускова Ирина.
Кто не знаком со стариком, Который все умеет, Кто не знаком со стариком, Который не стареет? Конечно всем наверняка Известно имя старика!
И если вдруг придет беда, Пусть вас тоска не гложет, У старика есть борода, Она всегда поможет! Лишь позовите старика, И он придет наверняка!
9. Остен «Хоровод фей», исполняет Пьянкова Ангелина 10. Литовко «Марш сеньора Помидора», исполняет фортепианный дуэт Бассараб Мария, Бабушкина Юля
1 вед. Кто не знает Буратино? Давайте послушаем, как Буратино отправился в школу.
11. Магиденко «Буратино», исполняют Макеева Даша и Шарапова Линара.
Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку С новой азбукой подмышкой - Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора Карабаса Обхитрить сумел не раз он. Артемон, Пьеро, Мальвина Неразлучны с Буратино
2 вед. А кем был папа Карло? Он был шарманщиком. 12. Шостакович «Шарманка», исполняют Байгушкина Мария и Бранишевская Полина.
1 вед. В горных пещерах и в глубинах земли живет племя гномиков. Они очень маленькие. У них длинные волосы и бороды, они ходят в смешных колпачках, красных костюмах и серебряных башмачках. Гномы – народ не злой, они даже оказывают людям набольшие услуги.
2 вед. А в лесах и горах Скандинавии живут удивительные сказочные существа – маленькие эльфы.
13. Остен «Веселый эльф», исполняет Гарковик София. 14. Григ «Танец эльфов», исполняет Шорохова Даша.
1 вед. Образу Бабы-Яги посвящено самое большое количество произведений, т. к. это самый колоритный и яркий образ. Например, сюита М. П. Мусоргского « Картинки с выставки», симфоническая поэма « Баба-Яга» А. К. Лядова, « Детский альбом» П. И. Чайковского и другие.
15.Чайковский «Баба-Яга», исполняет Шокина Аня .
Нет никого у Бабы Яги! Нет ничего у Бабы Яги! Кроме одной костяной ноги, Только метла и палка. Нету подружек, Нету друзей, Нету знакомых и близких людей, Разве её не жалко?! Бабе Яге невесело жить — Всех ненавидеть, Всех изводить И никого никогда не любить Ну хоть чуть -чуть, Хоть немножко! Жалко мне очень Бабу Ягу, Бабу Ягу — костяную ногу, Старую Бабушку Ёжку!
2 вед. Сколько Сказок придумано про хитрого мышонка! А Настя Добрынина придумала свою сказку …
16. Жилинский «Кот и мышь»
17. Иванова Люба:
Закончились все сказки. Прочитаны стихи Волшебными звуками Волшебной страны. Страна необычна, Прекрасна, легка. С чарующим именем М У З Ы К А…..
18. Зинзюк Алина:
Мы с хорошей сказкой неразлучны, Ну, а песен в сказке – до небес! Вы представляете, как бы было скучно, Если б не было ни песен, ни чудес.
19. Финальная песня «Где музыка берет начало»
Порядок выступлений
1. Кузнецова Саша, стихотворение.
2. Майкапар «Колыбельная сказочка», исполняет Копылова Римма.
3. Шостакович «Веселая сказка», исполняет Подгорнова Валерия.
4.Чайковский «Нянина сказка», исполняет Шорохова Анастасия.
5. Майкапар «Легенда», исполняет Дьякова Марина
6. Шульгин «Муха-Цокотуха», исполняет Сибиркина Алина.
7. Слонимский «Марш Бармалея», исполняет Моргунова Анастасия.
8. Симонян «Полька Хоттабыча», исполняет фортепианный дуэт Петренко Алена и Ускова Ирина.
9. Остен «Хоровод фей», исполняет Пьянкова Ангелина.
10. Литовко «Марш сеньора Помидора», исполняет фортепианный дуэт Бассараб Мария, Бабушкина Юля.
11. Магиденко «Буратино», исполняют Макеева Даша и Шарапова Линара.
12. Шостакович «Шарманка», исполняют Байгушкина Мария и Бранишевская Полина.
13. Остен «Веселый эльф», исполняет Гарковик София.
14. Григ «Танец эльфов», исполняет Шорохова Даша.
15.Чайковский «Баба-Яга», исполняет Шокина Аня.
16. Жилинский «Кот и мышь».
17. Иванова Люба: стихотворение.
18. Зинзюк Алина: стихотворение.
19. Финальная песня «Где музыка берет начало».
Предварительный просмотр:
1 ведущий:
Петр Ильич Чайковский родился в уральском городке Воткинске, где работал его отец, горный инженер. С детства Петр Ильич не мог слушать музыку без волнения, был ли это навсегда им любимый Моцарт или народные песни. Чайковский говорил о себе, что «с самого раннего детства он проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки».Чайковский был первым русским композитором, получившим образование в первой русской консерватории: он окончил Петербургскую консерваторию по классу ее основателя – Рубинштейна, и сразу начал преподавать в только что открывшейся Московской консерватории, где проработал 11 лет.
2 ведущий:
С 1887 года Чайковский начинает регулярно выступать в России и за границей, дирижируя своими сочинениями. Он стал первым русским композитором, получившим не только европейское, но и мировое признание.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Эти слова Чайковского замечательно раскрывают суть его творчества, всегда обращенного к людям. Кто не любовался картинами русской природы в фортепианных пьесах «Времена года», кто не начал своего приобщения к музыке знакомством с «Детским альбомом»?
1 ведущий:
- П.И.Чайковский Нянина сказка из цикла «Детский альбом»
исп. Алферова Катя и Минеева Т. Ф.
- П.И. Чайковский Утренняя молитва из цикла «Детский альбом»
исп. Иванова Люба и Минеева Т. Ф.
- П.И. Чайковский Баба Яга из цикла «Детский Альбом»
исп. Добрынина Настя
- П.И. Чайковский «Шарманщик поет» из цикла «Детский альбом»
исп. Петренко Алена и Шадрин А.Н.
2 ведущий:
- П.И.Чайковский «Сладкая грёза» из цикла «Детский альбом»
исп. Ускова Ирина и Шадрин А.Н.
- П.И.Чайковский Неаполитанская песенка из цикла «Детский альбом»
исп. Подгорнова Валерия
- П.И.Чайковский Камаринская из цикла «Детский альбом»
исп. Трофимова Снежана
1 ведущий:
Чайковский оставил музыкальные произведения во всех жанрах. Это симфонии, камерные ансамбли, 3 фортепианных и один скрипичный концерты, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, замечательные романсы, хоровые произведения, оперы и балеты.
2 ведущий:
- П.И.Чайковский Отрывок из балета «Спящая красавица»
исп. Макеева Даша и Шарапова Линара
- П.И.Чайковский Сцена из балета «Лебединое озеро»
исп. Добрынина Настя и Добрынина И.Л.
- П.И.Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
исп. Пьянкова Ангелина и Добрынина И.Л.
1 ведущий:
- П. И. Чайковский Танец из балета «Лебединое озеро»
исп. Сизикова Таня и Минеева Т.Ф.
- П.И.Чайковский Отрывок из балета «Лебединое озеро»
исп. Дьякова Марина и Бранишевская Полина
- П.И. Чайковский Хор девушек из оперы «Евгений Онегин»
исп. Грошева Вероника и Шокина Анна
2 ведущий:
С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского (каждые 4 года). Музыканты со всех континентов Земли приезжают принять в нем участие. Славой и гордостью русского искусства стала музыка Чайковского.
Предварительный просмотр:
Новогодний калейдоскоп
1 ведущий:
Рысью мчится Новый Год,
В дом спешит, стучится.
На озерах белый лед
Глаз слепит, искрится
Солнце скоро упадет
Весело за горку
Забуянит, запоет
Лес пургою звонкой.
Снег запляшет хоровод
Вихрем закружится.
Скоро, скоро Новый Год
Рысью в гости мчится!
2 ведущий: Вот наконец-то этот час настал!
И смех и шутки кружатся метелью!
Сегодня мы пришли на карнавал,
И нет конца всеобщему веселью.
Мороз на улице, и вьюга в окна бьёт.
А здесь тепло, мелькают всюду маски.
Ведь Новый год сегодня настает,
Похожий на волшебника из сказки!
- Нильсен «Миньона», исполняет Петренко Алена
- Разоренов «Два петуха», исполняет Чернова Аня
- Майкапар «Пастушок», исполняет Санникова Катя
- Роули «Китайский мальчик», исполняет Бикиниева Аделина
- Майкапар «В садике», исполняет Поскряков Илья
- Клементи «Сонатина», исполняет Пьянкова Ангелина
- Раков «Первые фиалки», исполняет Макеева Даша
3 ведущий:
Если рояль старается,
Если мотив нам нравится,
Если мы в танце кружимся,
Значит, мы все подружимся.
4 ведущий: Пусть не гаснут ребятни глаза
В эту ночь все верят в чудеса
Чтоб сбылось все в будущем году,
Загадай желанье на звезду.
Всех, кто одинок, и кто устал,
Пусть закружит новогодний бал.
И зажжет как в цирке чародей,
На балу нам множество огней.
- Парцхаладзе «В цирке», исполняет Ускова Ирина
- Кабалевский «Жонглер», исполняет Кузнецова Александра
- Сорокин «Красная шапочка на канате и волк», исполняет
Подгорнова Валерия
3 ведущий: Новый Год в окно стучится,
По дороге тройка мчится,
Колокольчики звенят,
Зимний праздник у ребят.
Вся гирляндами сверкает
Ёлка новогодняя.
Песня танец разжигает
Звонкая, народная.
4 ведущий: Мы встречаем Новый Год
В нашей школе каждый год.
Дружно песни распеваем,
На рояле все играем.
- Коломиец «Украинский танец», исполняет Шарапова Линара
- Гречанинов «Мазурка», исполняет Ниязова Алина
- Моцарт «Менуэт», исполняют Трофимова Снежана, Кривенко
Полина
- Прокофьев «Грустная песенка», исполняют Горбачева Лариса
и Горбачева Маша
- Бах «Маленькая прелюдия», исполняет Агзямова Сабина
- Прокш «Венгерский танец», исполняет Дьякова Марина
- Чайковский «Вальс», исполняют Темиржанова Василиса и
Шокина Аня
1 ведущий: Несказанно все волшебно в этом мире:
День и Ночь, Вселенная, Земля!
Мы любви прекрасной посвящаем лиру,
Красоте и музыке… друзьям!
Волшебство, необычайное искусство!
Наше выраженье в нем и суть.
Нам даны любовь, талант и чувства,
Чтоб со счастьем в души заглянуть!
Финальная песня
2 ведущий: Добрым словом мы помянем
Года старого уход,
Начиная утром ранним
Новый день и Новый год!!!
С Новым годом!
Программа новогоднего концерта 24.12.14.
1. Нильсен «Миньона», исполняет Петренко Алена
2 .Разоренов «Два петуха», исполняет Чернова Аня
3. Майкапар «Пастушок», исполняет Санникова Катя
4. Роули «Китайский мальчик», исполняет Бикиниева Аделина
5. Майкапар «В садике», исполняет Поскряков Илья
6. Клементи «Сонатина», исполняет Пьянкова Ангелина
7. Раков «Первые фиалки», исполняет Макеева Даша
8. Парцхаладзе «В цирке», исполняет Ускова Ирина
9. Кабалевский «Жонглер», исполняет Кузнецова Александра
10. Сорокин «Красная шапочка на канате и волк»,
исполняет Подгорнова Валерия
11. Коломиец «Украинский танец», исполняет Шарапова Линара
12. Гречанинов «Мазурка», исполняет Ниязова Алина
13. Моцарт «Менуэт», исполняют Трофимова Снежана, Кривенко
Полина
14. Прокофьев «Грустная песенка», исполняют Горбачева Лариса
и Горбачева Маша
15. Бах «Маленькая прелюдия», исполняет Агзямова Сабина
16. Прокш «Венгерский танец», исполняет Дьякова Марина
17. Чайковский «Вальс», исполняют Темиржанова Василиса и
Шокина Аня
Новогодние приметы
1. Новый год раньше времени, то есть до его наступления, праздновать нельзя. Иначе - все планы перепутаются. Если же вы сели за стол раньше полуночи, то с добром проводите старый год. А Новый Год начинайте встречать ровно в полночь под звуки курантов.
2. По первому дню в году смотрят, каков будет и весь год. Если первый день в году прошел весело, то и весь год таким же веселым будет. Лучше в первый день года запретить себе любые грустные настроения. Никакой меланхолии и депрессии!
3. Перед Новым Годом нужно тщательно вымыть дом. Будет чистым дом , и новый год чистым придет.
4. Перед Новым годом не выносят сор из дома, иначе целый год не будет благополучия в доме. Потерпите с выносом мусора до середины 1 числа.
5. Перед новым годом нужно выбросить из дома всю разбитую, колотую или треснувшую посуду. Разбиваясь, посуда принимает на себя всю негативную энергию дома. И такую посуду, заряженную негативом, лучше всего выбросить, чтобы в новом году в доме не оставалось ничего негативного.
6. Еда и напитки на новогоднем столе должны быть в изобилии, тогда весь год в семье будет достаток и еда на столе.
7. Всю еду, которую поставили на новогодний стол, нужно обязательно съесть. Поэтому ставьте на стол много блюд, но не накладывайте в блюда сразу помногу еды. Лучше подкладывайте еду в блюда по ходу праздника. И добавляйте ровно столько еды, сколько точно съедят хозяева и гости за столом.
8. Как Новый год встретишь, так и весь год проведешь. Если встретишь новый год один, весь год проведешь в одиночестве. Если на новый год поссоришься с кем-то, то и весь год с этим человеком в ссоре проведешь. Если же новый год встретишь в счастье и веселье, то и весь год таким будет. 9. Если в Новый год гости, то весь год в доме гости.
10. В Новогоднюю ночь принято загадывать желание. Но надо загадывать только одно единственное желание - самое заветное и желанное: в течение года оно непременно сбудется!
11. За минуту перед боем курантов надо взять цитрусовый фрукт (апельсин или мандарин), очистить его от кожуры и положить под елку. Если успеть, тогда год будет очень счастливым.
12. В новый год принято надевать новую одежду. Если на Новый год надеть что-нибудь новое, то наступающий год будет удачным.
13. В новый год нельзя работать. Если в первый день Нового года выполнять тяжелую работу, весь год пройдет без отдыха.
14. Перед новым годом нужно отдать все долги, чтобы в новом году долгов не было.
15. Одалживать деньги под Новый год нельзя ни при каких обстоятельствах, чтобы весь следующий год не быть в долгах.
16. Новогоднюю Елку, когда настанет срок ее выносить из дома, нельзя выбрасывать из окна или с балкона - семейная жизнь пойдет прахом, а счастье разрушится. Елку надо бережно вынести и воткнуть в снег. А лучше всего использовать искусственную новогоднюю елку, которую каждый год наряжать на новогодний праздник. Тогда это семейное дерево с каждым годом будет только набирать силу и укреплять род.
Предварительный просмотр:
В гостях у Франции
Полина: Музыкальным центром Франции остается столица – Париж. В Париже находится Государственная парижская опера. Среди ведущих музыкальных коллективов – Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр радио Франции, Оркестр Парижа. Среди музыкальных учреждений - знаменитая Парижская консерватория, Институт музыковедения при Парижском университете. Книги, архивные материалы хранятся в национальной библиотеке. Во Франции проводится международный конкурс пианистов и скрипачей имени Маргариты Лонг и Жака Тибо, международный конкурс вокалистов в Тулузе, международный конкурс молодых дирижеров, а также многочисленные фестивали, в том числе знаменитый осенний фестиваль в Париже.
- Шорохова Даша, стихотворение Н. Гребенко «Впечатления»
Тихой мелодией, будто шутя,
Запах «Шанель», игры красок и света
Кружится скомкано, с ветром летя,
Давний «Le monde» позабытого лета.
Эха Монмартра тихие звуки,
Привкус жасмина, тайный, обманный,
Нежно целует бледные руки…
Город влюбленных, город туманный…
Брызги фонтана цвета пиона…
Взгляд незнакомки похитит мгновенье…
Голос Пиаф в песне аккордеона…
Вечность, Париж – это все впечатление…
- Жиро «Мадемуазель де Пари», исполняет фортепианный дуэт Ускова Ирина, Петренко Алена
- Базельяр «Грациозность», исполняет Пьянкова Ангелина
- Дамаз «Адажиэтто», исполняет Дьякова Марина
- «Колыбельная Клоду», исполняет Поскряков Илья
Даша: Французская музыка – одна из самых интересных и влиятельных музыкальных культур. Ее истоки – в фольклоре кельтских и германских племен, живших в давние времена на территории нынешней Франции. Со становлением Франции в период Средневековья во французской музыке соединились народные музыкальные традиции многочисленных регионов страны. Французская музыкальная культура развивалась, взаимодействуя также с музыкальными культурами других европейских народов - итальянского, немецкого. Начиная со второй половины 20 века, музыкальная сцена Франции обогатилась музыкальными традициями выходцев из Африки.
- Рамо «Менуэт», исполняет Агзямова Сабина
- Дакен «Кукушка», исполняет Сизикова Таня
- «Маджонг», исполняет Никифоров Серафим
- Жоливе «Звон», исполняет Иванова Люба
- Санкан «Механическая игрушка». Исполняет Зинзюк Алина
- Бутри «Песня», исполняет Подгорнова Лера
Линара: Франция не остается в стороне от мировой музыкальной культуры, вбирая в себя новые музыкальные тенденции, что придает особый французский колорит всем направлениям музыки: классической, джазовой, электронной. Французской музыкальной сцене известны все направления популярной музыки, в тоже время Франция - родина специфических национальных жанров, прежде всего – французского шансона.
- Французская песня «Птички», исполняет фортепианный дуэт Шорохова Даша и Минеева Татьяна Федоровна
- Французская песня «Кукушка», исполняет Бикиниева Аделина, партия фортепиано Малышева Наталья Викторовна
- Констан «Прятки», исполняет Гарковик София
- Сен-Санс «Слон», исполняет Горбачева Маша
- Неррини «Брижжита говорит», исполняет Трофимова Снежана
- Пуленк «Стаккато», исполняет Шокина Аня
- Казадезюс «Идиллия», исполняет Добрынина Настя
Предварительный просмотр:
«Солнечный Прокофьев»
Н.В.Малышева:
Сергей Сергеевич Прокофьев – лауреат Государственных премий СССР, народный артист РСФСР. Первым из музыкантов он был отмечен Ленинской премией. «Я придерживаюсь того убеждения, - писал Прокофьев, - что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу».
На Украине, недалеко от города Донецка, есть скромное село Красное (бывшая Сонцовка), где родился и провел свое детство замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Е.Санникова:
Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать Мария Григорьевна играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Сережа уже сочинил фортепианную пьеску под названием "Индийский галоп". Вскоре появились и другие сочинения. Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись домой, он начал писать оперу "Великан" на собственный сюжет.
Первоначальные уроки по композиции Юному Прокофьеву давал Рейнгольд Глиэр.
А.Кирилюк:
В тринадцать лет юный Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где обучался по трем специальностям – композитора, пианиста и дирижера.
Удивительное качество искусства Сергея Прокофьева – его светоносность и солнечность. Поэт Константин Бальмонт назвал С.Прокофьева «солнечным богачом». Как писал Г. Рождественский, «солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи».
Н.В.Малышева:
Свет музыки Прокофьева – это отражение света его личности. Всю жизнь Сергей Прокофьев оставался большим ребёнком. Д.Б. Кабалевский вспоминал, что, гуляя по лесу, Сергей Сергеевич подолгу с интересом рассматривал муравейники, по-детски восхищаясь тем, как разумно и рационально в них организована жизнь, а однажды отнёс туда старую туфлю, с восторгом представляя, какие роскошные залы устроят в ней муравьи. Кабалевский вспоминал также, что Прокофьев просто покорил сердца деревенских ребятишек, и они, стоило ему только показаться на тропинке, со всех ног бежали к нему с радостными криками: «Наш дядя идёт!».
Известный музыковед Н.Нестьев, хорошо знавший Прокофьева, писал, что «доля детской непосредственности, даже наивности, жила в нём и в зрелые годы. Отсюда – искренняя любовь к животным, привычка придумывать забавные прозвища, комические клички… Сергей Сергеевич с увлечением истинного болельщика наблюдал «куриные бега», любил дружески общаться с котом по имени Потап и с ласковым псом Тобиком. Такая способность сохранять до старости детскую наивность, свойственную самым маленьким гражданам земли, - удивительное качество, присущее лишь немногим художникам всех времён и народов».
А.Бикиниева:
«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым весной 1936 года, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром.
С.Гатиятова, В.Двойнишникова, И.Яськевич:
Ранним утром пионер выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем. Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:
- Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки),
- Птичка ― флейта в высоком регистре
- Утка ― гобой
- Кошка ― кларнет
- Дедушка ― фагот
- Волк ― три валторны
- Охотники ― литавры и большой барабан
1.«Петя», исполняет Гатиятова Снежана
2.«Кошка», исполняют Двойнишникова Варвара и Яськевич Игорь
В.Подгорнова: «Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев, — это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. К тому же ведь понятие «детского» для Прокофьева неразрывно связано с понятиями летнего и солнечного. Двенадцать пьес открывают целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.
Прокофьев — человек и художник — всегда страстно тяготел к детскому миру, любовно и чутко вслушивался в этот психологически тонкий и своеобразный мир и, наблюдая, сам поддавался его обаянию. В натуре композитора жила — никогда не увядая, но, наоборот, с годами утверждаясь все более и более, — тенденция воспринимать окружающее с позиций жизнерадостной молодости.
3.«Сказочка», исполняет Гарковик София
4.«Утро», исполняет Гарковик София
5.«Прогулка», исполняет Бикиниева Аделина
6.«Дождь и радуга», исполняют Алиева Айла и Сизикова Таня
7.«Марш», исполняет Ниязова Алина
8.«Ракаяние», исполняет Добрынина Анастасия
9.«Вечер», исполняет Агзямова Сабина?
А.Шокина:
«Мимолётности» — цикл коротких фортепианных пьес, написанных Сергеем Прокофьевым между 1915 и 1917 годами. Премьера состоялась 14 октября 1917 года в Кисловодске. Пьесы были написаны под впечатлением от стихов Константина Бальмонта, две строки из которых автор выбрал в качестве эпиграфа:
«В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры».
10.Мимолётность №5, исполняет Подгорнова Валерия
11.Мимолётность №10, исполняет Шокина Анна
Н.В.Малышева:
Летом 1917 года Прокофьев поехал на курорт в Ессентуки. Мятежи на Дону отрезали его от Москвы и Петрограда. За месяцы кавказского плена появились Концерт для скрипки с оркестром, Третья и Четвёртая фортепианные сонаты, цикл «Мимолётности», «Классическая симфония». После революции Прокофьев выезжает за рубеж. Жизнь вне России не была лёгкой. Его музыку не всегда принимали и понимали. Через два года Прокофьев переезжает в Париж, где сближается с Онеггером, Мийо, Пуленком, общается с Рахманиновым, Равелем, художниками Пикассо, Матиссом, дирижерами Стоковским, Кусевицким, Тосканини, продолжает сотрудничество с Дягилевым. Для его труппы композитор пишет балеты «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре».
В 1927, 1929, 1932 гг. Прокофьев приезжает в Россию с гастролями. Концерты проходят с триумфом. Истинной жизни в России в те годы Прокофьев не представлял. Он видел лишь «фасад» - «будни великих строек», энтузиазм людей. Решив вернуться на родину, композитор думал, что сможет свободно ездить на гастроли, писать ту музыку, которую захочет, но он глубоко заблуждался. В 1933 году композитор вернулся на родину. Первые пять лет гастроли ещё продолжались, но затем выезд ему был запрещён. Резко изменилась тематика творчества Прокофьева. Были написаны музыка к кинофильму «Александр Невский», оперы «Семён Катко», «Повесть о настоящем человеке», оратория «На страже мира»…При определённых уступках господствующей идеологии, эти произведения стали шедеврами русского искусства. В эти годы также были написаны гениальные балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», опера «Дуэнья», концерты, фортепианные произведения.
А.Добрынина:
12. «Вальс» из балета «Золушка», исполняют Сибиркина Алина и Малышева Наталья Викторовна
13.«Русский танец» из балета «Сказ о каменном цветке», исполняют Горбачёва Лариса, партия фортепиано Малышева Наталья Викторовна
Н.В.Малышева:
Жизнь Прокофьева в искусстве не была лёгкой и безоблачной, его сочинения далеко не всегда принимались коллегами, музыкальной общественностью и публикой, поскольку значительно опережали своё время. В 1948 году постановление Политбюро ЦК ВКП(б) заклеймило Прокофьева и Шостаковича как «антинародных формалистов». Это было для обоих композиторов большим потрясением, от которого Прокофьев не оправился до конца жизни. Музыка Прокофьева после появления постановления почти не исполнялась, и композитор материально очень нуждался. Г.Вишневская вспоминала, как молодой М.Ростропович, которому было присуще обострённое чувство справедливости, в буквальном смысле «выбивал» деньги для гениального и ошельмованного властями Прокофьева.
А.Добрынина:
14.«Гавот» из «Классической симфонии», исполняют Маликова Влада Владиславовна, партия фортепиано Пьянкова Ангелина
Н.В.Малышева:
Прокофьев умер 5 марта 1953 г., в один день со Сталиным. И смерть Прокофьева прошла незамеченной. О ней не было сообщено ни в одной газете. Хоронили одного из крупнейших композиторов XX века лишь самые близкие друзья.
Удивительно, но не взирая на все удары судьбы, Сергей Прокофьев сумел сохранить уникальные качества личности, которые поражали его современников: оптимизм и детскую непосредственность.О творчестве С.С.Прокофьева прекрасно сказал Д.Б.Кабалевский: «Искусство нашего века – неспокойное искусство. На нём сказались волнения и тревоги современного мира. Мы явно ощущаем на нём следы военных бурь, принесших человечеству бесконечные страдания и горе. И, может, именно поэтому музыка Сергея Прокофьева солнечная, словно заряжена жизненной энергией.
Предварительный просмотр:
Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943) и его современники
Родился в дворянской семье в 1873 г. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи. Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях. Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы. Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории. Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия. На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр. Здесь же в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому. На этот момент Чайковский является одним из директоров и дирижеров Русского музыкального общества, уже состоявшимся композитором, которого знает не только Европа, но и Америка. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А. С. Пушкина (Рахманинову 19 лет) была поставлена на сцене московского Большого Театра. Огромное влияние оказало творчество Чайковского на композиторский стиль Рахманинова. Как часто в его произведениях мы будем узнавать песенные интонации Чайковского, его полифоническое мышление, многослойную фактуру.
Чайковский. Сладкая греза. Исп. Антон Шадрин, концертмейстер Алина Сибиркина
Чайковский. Мазурка. Исп. Игорь Яськевич
Чайковский. Вальс. Исп. Снежана Гатиятова.
В 19 лет Рахманинов оканчивает Московскую консерваторию по двум направлениям – как пианист и как композитор. Его преподавателем по классу композиции был еще один известный композитор – Антон Степанович Аренский (1861 – 1906), бывший студент Петербургской консерватории, ученик Римского-Корсакова и продолжатель его традиций. Также громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского оказали личные встречи и беседы с Чайковским. В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. Аренский имеет большое значение как педагог — он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки».
Аренский. Сказка. Исп. Алиева Айла и Дьяченко Ульяна
Не менее известным учеником Римского-Корсакова, который работал примерно в это же время, был Анатолий Константинович Лядов (1855 – 1914), среди его произведений множество фортепианных миниатюр а также симфонические произведения «Кикимора», «Волшебное озеро», «Баба Яга». Лядов также известен как фольклорист – он составил несколько сборников русских народных песен.
Лядов. Багатель. Исп. Пьянкова Ангелина
Римский-Корсаков воспитал многочисленную плеяду композиторов, среди которых выдающееся место занимает Александр Тихонович Гречанинов (1864 – 1956), творчество которого относят к переходному этапу в истории русской музыки. Его ранние сочинения принадлежат к романтической традиции, а в поздних сочинениях прослеживается влияние Прокофьева и Стравинского. Автор камерной музыки, сочинений для оркестра, многочисленных духовных сочинений, великолепный фольклорист, встретил революцию 1917 года с большим энтузиазмом и даже сочинил произведение, которое назвал «Гимн Свободной России». После революции Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики. В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк. Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества.
Гречанинов. Мазурка. Исп. Гатиятова Кристина (4 года)
Одновременно с Рахманиновым консерваторию заканчивает Александр Николаевич Скрябин (1871-1915), русский композитор и пианист, педагог, представитель «символизма» в музыке. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света. В своих ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал Шопену, и даже создавал произведения в тех же жанрах,чтоиШопен: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром. Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая — в 1902 году, Третья — в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей»(1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Скрябин. Канон. Исп. Подгорнова Валерия
После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил. Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. Также Рахманинов сосредоточился на композиции. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии в Петербурге. Особенно огорчил Рахманинова отрицательный отзыв Н. А. Римского-Корсакова, с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чьё мнение очень ценил. Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. В течение более чем трёх лет в 1897—1901 годах Рахманинов почти ничего не сочинял. В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения. Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy». Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри, «All by Myself» Селин Дион и «I Think of You» Фрэнка Синатры. Радостным, поистине весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» на стихи Некрасова (1902). Другие крупные инструментальные опусы 1900-х гг. — Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909), — при всей свой драматической насыщенности, также завершаются безусловно «позитивным» эмоциональным итогом. На этом фоне своим мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца А. Беклина.
В 1910-х гг. Рахманинов уделяет значительное внимание крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции — Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Э. По для солистов, хора и оркестра. По стилю это произведение скорее перекликается с вокально-симфоническими произведениями позднего Листа, нежели с русскими образцами кантатно-ораториального жанра. В творчестве Рахманинова 1900-10-х гг. разнообразно представлены малые формы: романсы, в том числе знаменитые «Маргаритки», «Сирень», «Здесь хорошо»,; фортепианные пьесы (2 тетради прелюдий, «Этюды-картины».
Рахманинов. Островок. Исп. Курзина Елизавета, концертмейстер Ольга Аминова
Рахманинов. Сирень. Исп. Галина Федина, концертмейстер Наталья Малышева
Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся. Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист. Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины. В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Рахманинову даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.
Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывают это с глубокой тоской по родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими он был весел и доволен. За все годы в эмиграции у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений был Фредерик Стейнвей — глава фирмы «Стейнвей и сыновья», производитель роялей. Отношение Рахманинова к русским знакомым всегда было трогательно-внимательным. Вот что вспоминает о нем Игорь Федорович Стравинский: «Когда я поселился в Голливуде, то ко мне в гости пришел Рахманинов и принес в подарок горшок меда. В то время я не был особенно дружен с Рахманиновым, полагаю, как и никто другой, просто он принес мне мед. Любопытно, что я должен был встретиться с ним не в России, хотя в юности часто слышал его там на концертах, и не в Швейцарии, где позже мы жили по соседству, а в Голливуде.»
Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) – еще один выдающийся ученик Римского-Корсакова, эмигрировавший из России накануне первой мировой войны. Три года сотрудничал с Дягилевым, написал для его Русских сезонов три балета, принесших ему мировую известность: «Жар-птица», «Петрушка», и «Весна священная». Жил преимущественно в Париже, с началом второй мировой войны перебрался в Голливуд, где и встретился с Рахманиновым. Активно гастролировал в Европе и США как дирижер (преимущественно собственных сочинений). Стравинский придавал большое значение аудиозаписи. В 1950-х и начале 1960-х гг. под управлением автора на лейбле Columbia Records было записано подавляющее большинство его сочинений. Авторские аудиозаписи Стравинского-дирижёра доныне служат важным ориентиром для всех новых исполнительских интерпретаций его музыки.
Стравинский. Вальс из балета «Петрушка». Исп. Бикиниева Аделина и Наталья Малышева.
Там же, в Америке, состоялась еще одна интересная встреча, встреча Рахманинова и Прокофьева. Два композитора, два пианиста, два эмигранта, два представителя русской культуры, принадлежащих к двум разным поколениям. Отношение их к музыке друг друга было непростое, но личные отношение были стабильно хорошими, и, несмотря на разницу в возрасте, не стали похожими на отношения учителя и ученика. Они всегда были на равных. Прокофьев, так же как и многие, уехал из революционной России, много выступал как пианист, получил всемирное признание и через 15 лет вернулся на Родину. Известен как композитор, создавший свой собственный новаторский стиль. Писал во всех современных ему жанрах и во всех добился успеха. Оперы, балеты, симфонии, огромное количество фортепианной музыки, камерные произведения, произведения для хора, музыка для кино и театра – это лишь общий список произведений Прокофьева.
Прокофьев. Марш. Исп. Двойнишникова Варвара
Лишь в 1926—1927 годах появляются новые произведения: Четвёртый концерт и три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев - Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме мужчина полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно.
Хотя Рахманинов терпеть не мог советскую власть и тосковал по утраченной старой России, известие о нападении Германии на СССР произвело на него огромное впечатление. В годы Великой Отечественной войны, охваченный почти паникой за судьбу родины, он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт. По некоторым данным, Рахманинов даже ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.
Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня. Он скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.
Рахманинов. Этюд-картина соль-минор. Исп. Добрынина Анастасия
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов являлся как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» .
Рахманинов. Элегия. Исп. Шокина Анна
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов.
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Рахманинов. Прелюдия Ре-мажор. Исп. Подгорнова Валерия
