Консультации учителя-логопеда

Никитина Ирина Олеговна

Консультации и другие полезные материалы для родителей и педагогов:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика речевого развития детей 4-5 лет

В этом возрасте заметно увеличивается лексический запас за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов.К 5 годам активный словарь достигает 2500 слов.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она "копатка", а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены ("Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе ("Чашки стоят на столе"). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Дети этого возраста еще допускаются грамматические ошибки: неправильное согласование слов, особенно существительных среднего рода с прилагательными; неправильное употребление падежных окончаний ("Мама "окны" моет").

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как "ы", "э", "х", приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук "ц". У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки "ш", "ж", "ч", "щ", "л", "р"), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук "ш" звуком "с" ("суба" вместо шуба).

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной.

Высказывания ребенка пока еще состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи.

Рекомендации логопеда:

- Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова.

- Расширять словарь за счет активного усвоения и использования предлогов, личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, наречий, порядковых числительных.

- Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха.

- Развивать моторную сферу, координацию движений

- Учить ориентироваться в пространстве

- Воспитывать внимание к звуковой стороне речи

- Развивать интонационную выразительность речи и ритмичность

- Формировать хорошую артикуляционную базу для формирования правильных артикуляционных укладов

Чтобы Ваш ребенок хорошо говорил ему необходимо общение с Вами, дорогие родители!

  • Почитайте книжку, обсудите и объясните содержание.
  • Просмотр телевизора, вообще, можно исключить. Мультики 15 мин. в день. И никаких планшетов!
  • Не забывайте поиграть с  конструктором и мозаикой, порисовать и полепить
  • Вслушивайтесь в звуки окружающего мира, это очень полезно и важно
  • Отбивайте ритм руками, ногами, пойте несложные песенки
  • Дуйте мыльные пузыри, задувайте свечки и т.п., это сформирует правильное речевое дыхание
  • Будьте эмоционально открыты и готовы к общению

Читаем с мамой и папой

  • Фольклор: «Зайчишка-трусишка..», «Гуси, вы гуси…», «Кот на печку пошел…»,  «Солнышко-ведрышко…» , «По щучьему велению…», «Царевна-лягушка» и др.
  • Сказки: обр. М.Горького «Война грибов с ягодами», обр. В.Даля « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса-лопотница», обр А.Н. Толстого «Жихарка», Ш. Перро «Красная шапочка», братья Гримм «Бременские музыканты» и др
  • Поэзия: И.Бунин «Листопад», А.Фет « Мама, глянь-ка из окошка», И.Суриков «Зима», С.Маршак «Вот какой рассеянный»,В.Витка «Считалочка», С. Михалков «Дядя Степа», Э.Успенский «Разгром» и др.
  • Проза: В.Вересаев «Братишка», А.Введенский «О девочке Маше…», К.Ушинский «Бодливая корова», С.Георгиев
  • «Бабушкин садик»
  • Литературные сказки: М.Горький «Воробьишко», В.Осеева «Волшебная иголочка», К.Чуковский «Тараканище», В.Бианки «Первая охота», Д.Самойлов «У слоненка День Рождения», А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» и др.
  • Басни: Л.Толстой «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить»

Список составлен согласно рекомендациям программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, принятой в ДОУ.



Предварительный просмотр:

Характеристика речевого развития детей 3-4 лет

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные, наречия и другие части речи. Активный словарный запас  ребенка  составляет примерно 2000 слов. Дети начинают овладевать употреблением правильных грамматических форм, то есть изменяют слова по родам, по падежам, меняют основу глагола и т.п.

Постепенно дети переходят к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка Ряба», «Колобок» и др.).

К четырем годам ребенок осваивает звуковую систему языка: правильно произносит большую часть звуков, речь его становится понятна.

Наблюдаются следующие особенности звукопроизношения:

- Смягчение согласных звуков («зюк»- жук, «кися»-киса и т.п.)

- Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся нечетко или, вообще, отсутствуют («абака», «тябака» -собака).

- Шипящие звуки  «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяется:«Ш-С-Ф» («сапка», «фапка» -шапка).

- Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются («лямпа», «ямпа» - лампа, «ыба» - рыба)

- Наблюдается много сокращений, перестановок, слияний и добавлений.

С учетом этих особенностей строится работа с детьми 3-4 лет, которая направлена на:

- Формирование правильных артикуляционных укладов

- Правильного речевого дыхания

- Развитие фонематического восприятия

- Формирование хорошей лексической базы

Рекомендации логопеда:

- Накапливать пассивный и активный словарь, усваивать слова, обозначающие части тела, предметы ближайшего окружения, действия, признаки предметов.

- Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха.

- Развивать моторную сферу, координацию движений

- Учить ориентироваться в пространстве

- Воспитывать внимание к звуковой стороне речи

- Развивать интонационную выразительность речи и ритмичность

- Формировать хорошую артикуляционную базу для формирования правильных артикуляционных укладов

Чтобы Ваш ребенок хорошо говорил ему необходимо общение с Вами, дорогие родители!

  • Почитайте книжку, особенно хорошо для этого возраста детские стихи, песенки
  • Больше гуляйте с детьми на улице, пусть он бегает и прыгает, это влияет на речевое развитие
  • Просмотр телевизора, вообще, можно исключить. Мультики 15 мин. в день. И никаких планшетов!
  • Не забывайте поиграть с  пластилином и мозаикой
  • Будьте эмоционально открыты и понятны ребенку
  • Разговаривайте и объясняйте все, что ни спросит, не ленитесь, ведь это так важно
  • Дуйте мыльные пузыри, задувайте свечки и т.п., это сформирует правильное речевое дыхание.

Читаем с мамой и папой:

  • Стихи И. Токмаковой
  • АгнияБарто «Игрушки» и др.
  • С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Где обедал воробей?» и др
  • К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит» и др.
  • Русские народные сказки, песенки и потешки
  • Л. Толстой «Спала  кошка на крыше..», «Был у Пети и Миши конь»
  • В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?» и др.
  • С. Капутикян «Маша обедает», «Маша не плачет»
  • Ч. Янчарский «В магазине игрушек», «Игры», «Самокат»
  • Е. Благинина  «Два жадных медвежонка» и др.
  • Е. Ильина «Наша елка»
  • Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
  • М. Карем «Мой кот»



Предварительный просмотр:

Характеристика речевого развития детей 5-6 лет

На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности.

Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.

На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речии пользуется им достаточно свободно.

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец.

В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас.

За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов.

Дети активно используют существительные с обобщающим значением обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. 

Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности. Основными источниками информации, обогащающими игру, являются рассказы взрослых, поездки и экскурсии, содержание художественных произведений, посещение театра, кино, цирка и др.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить.

Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. Допустима нечеткость произношения сонорных звуков. 

В возрасте 5 - 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков.

Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.

В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов. В рассказе о предметах ребенок употребляет слова с противоположным значением (длинный — короткий, твердый — мягкий, тяжелый —легкий, пушистый — гладкий), слова, обозначающие цвет и его оттенки, объемные и плоскостные формы, пространственное расположение предметов и их частей. В рассказе о предмете ребенок может изложить историю создания предмета (гусиное перо — перьевая ручка — шариковая ручка).

Кроме предметного окружения, ребенок осваивает социальный мир: расширяются его представления о семье, родственных отношениях, о детском саде, воспитанниках и работниках, о родном городе, стране, государственных праздниках, труде взрослых, людях разных профессий.

Ребенок знает свой адрес, родной город и его достопримечательности, название страны и столицы, знает и называет членов семьи, их возраст, занятия, родственников, их профессии, может называть различные профессии, виды транспорта, правила дорожного движения, природные явления, музыкальные произведения, детские песни, стихи, сказки, рассказы для детей, иллюстрации к художественным произведениям, народные промыслы, произведения искусства, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.

Рекомендации учителя-логопеда

Необходимо:

-Учить группировать предметы по признакам, формировать доступные обобщающие понятия.

- Совершенствовать умение на слух различать гласные и согласные звуки.

- Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох.

- Развивать моторную сферу: координацию движений, общую и мелкую моторику

- Учить ориентироваться в пространстве

- Развивать интонационную выразительность речи и ритмичность.

Проще говоря:

  • Почитайте книжку, обсудите содержание.Просмотр телевизора, вообще, можно исключить.
  • Не забывайте поиграть с конструктором, порисовать и полепить, обводить и штриховать, дорисовывать.
  • Вслушивайтесь в звуки окружающего мира, звуки речи -  это очень полезно и важно
  • Отбивайте ритм руками, ногами, пойте песенки.
  • Учите стихи, поговорки, чистоговорки и скороговорки
  • Дуйте мыльные пузыри, задувайте свечки и т.п., это сформирует правильное речевое дыхание.
  • Учите классифицировать предметы (домашние животные, посуда и т.п.)
  • Будьте эмоционально открыты и готовы к общению.

Читаем с мамой и папой

  • Фольклор: «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению…», «Царевна-лягушка» и др.
  • Сказки: обр. М.Горького «Война грибов с ягодами», обр. В.Даля « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса-лопотница», обр А.Н. Толстого «Жихарка», Ш. Перро «Красная шапочка», братья Гримм «Бременские музыканты» и др
  • Поэзия: И.Бунин «Листопад», А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка», В. Маяковский «Кем быть?», И.Суриков «Зима», С.Маршак «Вот какой рассеянный»,С. Михалков «Дядя Степа», Э.Успенский «Разгром» и др.
  • Проза: Н.Носов «Живая шляпа», Е.Пермяк «Как Маша стала большой», А.Введенский «О девочке Маше…», В.Зотов «Клен», «Брусника»,К.Ушинский «Пчелки на разведках», «В лесу летом»С.Георгиев « Бабушкин садик»
  • Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Осеева «Волшебная иголочка», К.Чуковский «Тараканище», В.Бианки «Первая охота», Д.Самойлов «У слоненка День Рождения», А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» и др.
  • Басни: Л.Толстой «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить», «Косточка».

Список составлен согласно рекомендациям программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, принятой в ДОУ.



Предварительный просмотр:

Характеристика речевого развития детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение. 

К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух.

Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа.

Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас.

Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй.

Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

Ребенок практически готов к обучению в школе!)http://www.idealdomik.ru/images/photos/medium/article4059.jpg



Предварительный просмотр:

       Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того, чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т.е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц.

-  Загнать мяч в ворота

 1.Вытянуть губы вперед трубочкой

 2.Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками

 

           -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

                    4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

         

               -  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

                   4.Удерживать под счет от 5 до 10

 

           -  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

             -  Чистим зубки

1.Улыбнуться 

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

              -  Заборчик

1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

 

              -  Дудочка

1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз

               -  Киска сердится

1. Губы в улыбке, рот открыт

2. Кончик языка упирается в нижние зубы

3. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

4. Покатили верхние зубки с горки «гладим киску» со звуком «ссс», зубки закрыли в красивый забор «ссс…»

 

Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ш, ж, щ, ч.

            -  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

           -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

 4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

          

               -  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

                   4.Удерживать под счет от 5 до 10

           -  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

              -  Заборчик

1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

 

              -  Дудочка

1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз

              - Лошадка

1. Вытянуть губы

2. Приоткрыть рот

3. Поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

  4. Лошадка спотыкается: губы-«заборчик»  -  губы-«Дудочка» продолжаем цокать.

   

               -  Грибочек

 1.Улыбнуться

 2.Показать зубы, приоткрыть рот

 3.Поцокать языком, будто едешь на лошадке

 4.Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

                -  Гармошка

 1.Улыбнуться, приоткрыть рот

 2.Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу)

 3.Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать)

                -  Парашютик

 1.Улыбнуться, приоткрыть рот

 2.На кончик носа положить ватку

 3.Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней  губе, сдуть ватку с носа вверх

               -  Чашечка

1. Улыбнуться

2. Широко открыть рот

3. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

  

           -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

                    4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

 

            -  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

 

            -  Качели 

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот, показать зубы

 3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)

                   4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение

 

           -  Часики 

1. Улыбнуться, открыть рот 

2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

                          -  Орешки

1. Рот закрыт

2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки 

3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"        

            -  Пароход гудит

 1.Губы в улыбке

 2.Рот приоткрыт

 3.Длительно произнести звук «ы-ы-ы»

            -  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

 3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»

  Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

              -  Чистим зубки

1.Улыбнуться 

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

            -  Маляр

 1.Губы в улыбке

 2.Приоткрыть рот

 3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад

           

               -  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

                   4.Удерживать под счет от 5 до 10

           -  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

  

           -  Часики 

1. Улыбнуться, открыть рот 

2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

                          -  Орешки

1. Рот закрыт

2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки 

3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"        

            -  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

            -  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

 3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»

             -  Барабанщик

 1.Улыбнуться

 2.Открыть рот

 3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).



Предварительный просмотр:

Как развивать пространственные представления?

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения.

Формирование у ребенка пространственных представлений - одно из важнейших условий его успехов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нужны для:

- понимания отношений сравнения

- правильного написания цифр

- понимания условий задачи и т.п.

Для полноценного овладения чтением и письмом пространственное представление необходимо для:

-правильного восприятия графически-пространственного образа буквы

-правильного воспроизведения последовательности написания букв

-восприятия и понимания текста

Для овладения речевыми навыками пространственное представление необходимо для:

- ориентации и анализа получаемой информации

- грамотного построения речевого высказывания

- соблюдения звуко-слоговой структуры слова

- формирования связной речи

У детей с неполной сформированностью пространственных представлений обычно наблюдается беспорядок в тетрадках, аграмматичность речевого высказывания, трудности связной речи и нарушения слоговой структуры слова.

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и наиболее естественной системой является схема тела.

Освоение пространственных характеристик среды начинает  осуществляться на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в жизненном пространстве. На следующем этапе ребенок учится ориентироваться и в схематичном пространстве, пространстве листа. Последний этап  формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в квазиространстве, которая понимается как некая упорядоченность в системе знаков и символов. Например, представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций («собака хозяина» - «хозяин собаки» и т.д.).

Примеры упражнений и игр на пространственное представление:

1. Этап. Освоение пространства своего тела

  • Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «влево» - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в ту или другую сторону, вниз- приседание.
  • Ходьба и прыжки: с поворотом в обе стороны;  прыжки через предмет, лежащий на полу;
  • Выполнение упражнений перед зеркалом, используя какой-нибудь предмет: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «под подбородком», «выше-ниже», «спереди-сзади» и т.п.

2. Этап. Освоение внешнего пространства

  • «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст – «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, что там растет, кто живет в пустыне. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возиожность пролезть сквозь узкий вход в «норку»: например, между ножек стула.

«Змея» - перемещения по полу без помощи рук, изображая змею.

«Скорпион» - переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках.

«Суслики»  - перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места

  • «Движения в средней зоне» Сюжетный контекст «Царство животных»

«Лягушка» - прыжки на месте и в пространстве

«Заяц» - прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения

«Медведь» - медленные, тяжелые, сильные движения

  • «Движения в верхней зоне» Сюжетный контекст «Царство птиц».

«Синица» - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.

«Лебедь» - плавные, грациозные движения, текучесть пластики.

В конце каждой игры необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самих себя.

3 этап. Пространственные схемы.

  • Двигательный диктант (по шагам), например, один шаг вперед, два шага направо и т.п.
  • «Поставь фигуру в угол» Например, нарисуй цветочек в правом нижнем углу и т.д.
  • Нарисовать план комнаты
  • «Пиратская карта сокровищ» - ориентируемся по схематичному плану комнаты.
  • Конструирование, копирование.

4 этап Логико-грамматические речевые конструкции.

  • Понимание предлогов
  • «Положи игрушку» (на, под, за и тд.)
  • «Нарисуй предлог»
  • «Теремок» : ребенок расставляет жильцов теремка по этажам, потом сам дает задание остальным и контролирует.
  • «Закончи предложение и ответь на вопросы»
  • «Кто старше?»
  • Сравни предметы и расскажи
  • И т.п.


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с родителями детей

 с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз.руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Направления воспитательной работы:

  1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
  2. Поддержка и повышение социального статуса семей
  3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений    психологической защиты и самовосстановления.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  5. Оптимизация детско-родительских отношений

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Индивидуальные формы работы.

1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как  процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

2. Коллективные формы взаимодействия.

2.1. Общие родительские собрания.

- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

- Решение организационных вопросов;

- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

2.2. Групповые родительские собрания.

- Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- Решение текущих организационных вопросов.

2.3. “День открытых дверей”.

-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

- Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

- Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

- Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2.Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3.Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.  

-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.



Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения дома

Консультация для родителей (законных представителей)

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи

Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия применять упражнения из следующих групп: упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, графических навыков и пространственной ориентации; упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти; дыхательно – координационные упражнения; упражнения для профилактики нарушения зрения; упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций

Дыхательные упражнения всегда предшествуют массажу и самомассажу. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять нужно сначала лежа, затем сидя, потом стоя.

Правильное дыхание – это медленное, глубокое, диафрагмальное, состоящее из следующих 4 этапов:

1. Вдох

- Распустить мышцы живота, начать вдох, выдвигая живот вперед

- наполнить среднюю часть легких

- приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких

2. Пауза

3. выдох

- Приподнять диафрагму и втянуть живот

-Опустить ребра

- Опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких

4. Пауза

Отработку дыхательных упражнений лучше начинать со стадии выдоха, все упражнения повторяются по 3-5 раз.

Упражнение «Шарик»: ребенку дается образ желтого шарика, находящегося в животе, с применением вокализации (о-у)

 Самомассаж

Голова:  «Мытье головы», «Обезьянки расчесываются»

Самомассаж лица

Самомассаж ладоней:

Растираем

Чо-чо-чо-чо

Скоро будет горячо

Пальчики:

Пальчик нес большой багаж

И, конечно же, устал

Пальцу сделаем массаж,

Чтоб быстрее отдыхал

Упражнения для развития мелкой моторики рук

•        “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

•        “Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

•        “Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

•        “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

•        “Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

Массаж ушных раковин.

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

•        “Снеговик” Стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

•        “Облако дыхания” Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники

Упражнения на общую координацию и ориентировку в пространстве, межполушарное взаимодействие

•        “Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

•        “Перекрёстные шаги”. Выполняется это упражнение очень медленно. Когда ребёнок касается правым локтем левого колена и, наоборот, у него активизируются оба полушария головного мозга, работает вестибулярный аппарат, задействованы мышцы тела, тренируется координация движений.

•        “Крюки”. Для выполнения этого упражнения вначале нужно скрестить лодыжки, как это удобно, затем скрестить руки, соединить пальцы рук в “замок” и вывернуть их. Находясь в этом положении, следует прижать язык к твёрдому нёбу за верхними зубами. Две минуты этого упражнения способствуют сознательному переключению внимания и отдыху. Можно выполнять стоя, сидя или лёжа в течение 2-5 минут.

•        “Ленивые восьмёрки для глаз”. Чтобы проделать это следует выставить руку вперёд, поднять большой палец на уровне переносицы и начать движение по “Восьмёрке”, лежащей на боку. Движения должны быть медленными, следить за движением пальца нужно только глазами. Начинать от центра против часовой стрелки вверх, вниз, затем через центр обратно. Затем надо сцепить руки в “замок” таким образом, чтобы большие пальцы были направлены вверх и образовали перекрестие (Х). Выполнять движение сцепленными руками 3 раза. Это упражнение расслабляет мышцы кистей рук, предплечий и плеч, а также облегчает слежение глазами. Упражнение помогает во время стресса, при выполнении контрольных работ. Если ребёнок устал, он может самостоятельно нарисовать несколько “восьмёрок” пальцами на парте, чтобы восстановить работоспособность.

•        “Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Глазодвигательные упражнения

•        “Взгляд влево вверх”. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.

•        “Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кинезиологические упражнения и метод биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями Подготовила: учитель-логопед МДОУ ИРМО « Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3» Никитина И.О. Мастер-класс

Слайд 2

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Слайд 3

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий: Кинезиологическая гимнастика проводится утром, длительностью 5-15 мин.; Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке; Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков; От детей требуется точное выполнение движений и приемов; Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели. Методы и приемы : Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. Массаж – воздействует на биологически активные точки. Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения

Слайд 4

Примеры кинезиологических упражнений: «Колечко», «Фонарики», «Кулак – ребро – ладонь», «Цепочка», «Лезгинка», «Ухо – нос», «Восьмерка» и др.

Слайд 5

Дополнительные возможности: Автоматизация звуков в слогах («колечко») Пополнение лексики, развитие воображения ( кинезиологические сказки) Развитие графомоторных навыков (зеркальное рисование на бумаге, песке, манке,воде )

Слайд 6

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Your Text Here Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями , потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Слайд 7

Примеры текстов для биоэнергопластики : На двери висел замок («заборчик») Кто его открыть бы смог? («рыбка») Постучали («лошадка»), покрутили («варенье») Потянули («улыбка») и открыли («окошечко») Открываем ротик-дом, («окошечко») Кто хозяин в доме том? А хозяин язычок. Улыбнись же нам, дружок! («лягушка») Губки хоботком тяну, Подражаю я слону («хоботок») А теперь блины печем- («блинчик») Покусаем язычок (…) С вкусненьким вареньем («варенье») Всем на угощенье («заборчик»)! Рекомендуется использовать ширмы, «веселые перчатки-зверюшки», придумывать вместе с детьми движения, подходящие к артикуляционным упражнениям, сочинять стихи и сказки.

Слайд 8

Спасибо за внимание) Желаю всем больших успехов С уважением, Никитина И рина Олеговна Детсадкарусель.рф


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3» Раздел рабочей программы учителя-логопеда: «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей» Выполнила: учитель-логопед Никитина И.О. с.Хомутово, 2017

Слайд 2

Формы работы Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитанников и планируемой логопедической работы. В данном разделе учитель-логопед указывает основные организационные формы логопедической работы: – индивидуальная логопедическая; – подгрупповая логопедическая работа ; – фронтальная логопедическая работа ; – проектная деятельность (по желанию)

Слайд 3

Выбор организационной формы осуществляется в зависимости от условий, имеющихся в дошкольном образовательном учреждении. При работе в условиях дошкольного образовательного учреждения, в котором отсутствуют специальные (коррекционные) группы для детей с нарушениями речи, учитель-логопед реализует индивидуальные и подгрупповые формы логопедической работы с преобладанием индивидуальных форм (логопедический пункт). В условиях же специальной (коррекционной) группы или дошкольного образовательного учреждения компенсирующего или комбинированного вида в рабочей программе учителя-логопеда будут зафиксированы все организационные формы логопедической работы.

Слайд 4

В соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни до 30 минут. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. (детей о 3 до 7 лет!) Логопедические занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 3-5 человек. Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР – 1 год; ОНР ( III ур) – 2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. * Индивидуальные занятия с детьми, имеющими ОНР II ур. проводятся не менее 3 раз в неделю. (расхожденя с программой) Подгрупповые занятия: ФН – 1-2 раза в неделю; ФФНР – 2-3 раза в неделю; ОНР ( III ур) – 3 раза в неделю. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Слайд 5

Проектная деятельность Метод создания педагогических проектов нашёл успешное применение в работе с детьми, имеющими нарушение речи. Такая форма работы позволяет: Интегрировать усилия всех участников педагогического процесса. Одновременно решать несколько задач. Развивать творческие способности детей. Максимально способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков у детей. Синтезировать полученные на занятиях знания, умения, навыки. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации ; такие разные проекты

Слайд 6

Под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных образовательных областей, обеспечивающую целостность образовательного процесса. К одному из приоритетных направлений оптимизации образовательного процесса в соответствии с ФГОС относится создание условий, обеспечивающих личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми при помощи применения современных образовательных технологий. Интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечивают высокие результаты в коррекции речи. В работе учителя-логопеда для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие" и «Художественно-эстетическое развитие». Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Организация интегративных форм работы учителем – логопедом способствует наиболее успешному преодолению речевых нарушений у детей. Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии

Слайд 7

«Физическое развитие» Дети с системным недоразвитием речи часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков. На занятиях в физкультурном зале используются: - эстафеты по содержанию тем ознакомления с окружающим («Соберём урожай», «Одень Машу и Мишу», «В море и в реке», «Маму ждут малыши»), по обучению грамоте («Соберём слово», «Слоги встаньте в ряд»), дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («По разным дорожкам», «Добежал - слово назвал», «С кочки на кочку»); - игры на внимание с движением и статичными позами на дифференциацию звуков в начале или в конце слова («Заяц, сова, цапля ( звуки З - С – Ц)», «Жук жужжит, комар звенит ( звуки Ж – З)»); - игры на внимание с мячом на развитие грамматической компетенции, расширение словаря («Летает - не летает», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное»); - командные игры на дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («К домику – беги», «Отбей мяч – назови слово», «Звуковой боулинг», «Ловишки с хвостиками»); - традиционные подвижные игры, дополненные лексико-грамматическим содержанием («У медведя во бору», «Заяц без логова»); - логоритмические упражнения, направленные на обогащение словаря и развитие лексико-грамматической компетенции; - элементы дыхательной гимнастики.

Слайд 8

«Познавательное развитие» Познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) связаны с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связной речи. Формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи является насущной задачей для учителя-логопеда. Работать в этом направлении следует начинать с самых первых занятий, ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память тесно связаны с возможностью установления связей и закономерностей.

Слайд 9

«Художественно-эстетическое развитие» Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, организует коллектив. На своих занятиях учитель-логопед обучает детей различению звучания музыкальных инструментов, звукоимитации животных и предметов, высоких и низких звуков, развитию темпоритмических навыков и умений. «Социально-коммуникативное развитие» Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для этого, используются игры, в которых отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии

Слайд 10

Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов: 1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник). 2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музыкального руководителя и др.). В рабочей программе указываются планируемые проекты, планы взаимодействия с узкими специалистами. Пример: Календарно-тематическое планирование Учитель-логопед Музыкальный руководитель Инструктор по ФИЗО Воспитатель «Путь хлеба» Развитие длительного плавного выдоха (упр. «В поле колосок»). Составление короткого описательного рассказа (по алгоритму). Пальчиковая гимнастика «Хлеб» И т.д. Слушание музыки «Пшеничное поле» Шведская песенка «Отличные пшеничные» Подвижные игры. Игры на ориентировку в пространстве с использованием лексического материала Пальчиковая гимнастика «Хлеб» Заучивание стихотворения «Рос в поле колосок». Беседы о пословицах и поговорках про хлеб.

Слайд 11

В настоящее время перед ДОУ поставлена задача — разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию. Наиболее адекватные условия для осуществления процессов интеграции дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование компенсирующих групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение. Интеграция образовательных областей в деятельности по коррекции нарушений в речевом развитии



Предварительный просмотр:

Сентябрь, 2019г

Уважаемые родители, давайте разберемся

«Кто же такие дети с ОВЗ?»

Согласно ст. 2, п.16. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ»:

  1.  «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это  физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Но следует помнить, что не все обучающиеся с ОВЗ являются инвалидами, эти два понятия совпадают не во всех случаях. Например, дети с нарушением речи не являются инвалидами, также, как и дети с нарушением поведения, с легкой умственной отсталостью и др.

Что же понимается под специальными образовательными условиями?

  1. Закон нам говорит (ст.79), что «под специальными образовательными условиями следует понимать условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования, предоставление услуг ассистента, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых затруднено освоение образовательных программ»

Внимание! На первом месте… «Использование специальных образовательных программ»

  1. «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой (АОП)» (ст.79 ФЗ-273).

Адаптированные образовательные программы дошкольного образования разрабатываются с учетом особых образовательных потребностей детей, особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей в целях максимальной реализации их реабилитационного потенциала к моменту поступления в школу.

  1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по АОП осуществляется только с письменного согласия родителя (законного представителя) и на основании рекомендаций ПМПК.

С уважением, учитель-логопед Никитина И.О



Предварительный просмотр:

Создание на базе ДОУ консультационного центра для оказания помощи семьям обуславливаются:

  1. Потребностью в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим и посещающим ДОУ
  2. Недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей
  3.  Увеличением очередности в детские сады Хомутовского МО

Задачи консультационного центра:

- оказывать всестороннюю помощь родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

- содействовать в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- проводить комплексную профилактику различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

- обеспечивать взаимодействие между государственным дошкольным образовательным учреждением и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Документация консультационного центра:

  • Приказ об открытии консультационного центра;
  • Годовой план работы консультационного центра;
  • График работы консультационного центра специалистов ДОУ.
  • Договор с родителями, заявление.

Направления деятельности:

  • Для родителей детей, посещающих ДОУ «Школа заботливых родителей» (1 раз в 2 месяца)
  • Для родителей будущих дошкольников «Скоро в садик»

F:\БРЫКИНА ЮА\ФОТО\image-0-02-05-1c291b34884d50bd3a3a99261d94ebc65b5072bd4f2f76b8469b7cb97d032481-V.jpg

Формы работы:

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников  и детьми в консультационном центре проводится в  формах: групповых, индивидуальных.

Виды мероприятий:

    Проводятся:

  • «Круглый стол» по любой теме;
  • Соцобследование, диагностика.
  • Консультации специалистов;
  • Музыкальные развлечения и праздники
  • Квест-игры и др.

F:\БРЫКИНА ЮА\ФОТО\image-0-02-05-467f01c906dec50105fe3f0c624b978e3e2b88152d7ee511f11091a5c7b1c4cc-V.jpg

http://www.xn--80aakbdd7ak7bffft3k.xn--p1ai/foto/701.jpg

План работы консультационного центра для неорганизованных детей на 2019 -2020 уч. год.  

Тема консультации

Время проведения

1.  Информирование  общественности о работе КЦ на базе МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»

2. Выявление и приглашение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ

сентябрь

 «Психологические особенности развития детей раннего возраста» (от 1-2х и от 2-3х)

октябрь

«Домашняя игротека для детей и родителей»

ноябрь

«Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»

декабрь

«Новогодний  серпантин»

«Сохранение и укрепление здоровья ребенка»

январь

«Движение – основа здоровья малыша»

февраль

«Развитие мелкой моторики»

март

 «Социально-личностное развитие детей раннего возраста»

апрель

«Адаптация ребенка к детскому саду»

май

Итоги работы КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

июнь

Юридический и фактический адрес: 664540, Иркутская область, Иркутский район, с. Хомутово, ул. Мичурина, д. 8А

Сайт:  WWW.ДЕТСАДКАРУСЕЛЬ.РФ

Контактный телефон: 8-3952-43-67-20

Часы приема родителей:

Только по предварительной записи

Понедельник с 12:00 до 16:00

Четверг с 9:00 до 16:00

http://xn--80aakbdd7ak7bffft3k.xn--p1ai/Interfase/sad.png

Мы всегда Вам рады

МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»

«Карусель»

C:\Users\Николай\Pictures\карусель.jpg

Консультационный центр,
как новая форма оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей дошкольного возраста на дому

http://www.xn--80aakbdd7ak7bffft3k.xn--p1ai/js/752.jpg

Мы рады каждому ребенку!

с.Хомутово,2020