Нормативно-правовые ресурсы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда

Никитина Ирина Олеговна

Нормативно-правовые ресурсы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТ:

УТВЕРЖДАЮ:

на Педагогическом совете

Заведующий МДОУ ИРМО

протокол № 1

«Хомутовский детский сад     общеразвивающего вида №3»   __________Л.Н.Громышева

« 30 » августа 2019 года

« 30 » августа  2019 года

Годовой план работы учителя-логопеда

МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»

на 2019-2020 учебный год

с. Хомутово, 2019г

Годовой план работы

Цель:

Профилактика и устранение нарушений речевого развития, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.

Задачи коррекционно-образовательной деятельности:

1. Своевременно выявить речевые нарушения у воспитанников;

2. Выполнять коррекцию нарушений речевого развития у воспитанников;

3. Создавать условия для коррекционно-развивающего обучения;

4. Оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Дополнительно

Сентябрь

Обследование речи детей всех возрастных групп, комплектование коррекционно-образовательных групп детей с речевыми нарушениями, заполнение речевых карт

Логопедический мониторинг, отражение его результатов в речевых картах, корректировка и составление индивидуальных планов

«Осеннее кафе»

(Особенности речевого развития дошкольников, развитие речи в условиях семьи)

Форма: круглый стол, буклет

Дополнительно:

Анкетирование

Выступление на общем родительском собрании (обсуждение плана работы, организации)

«Особенности речевого развития дошкольников» (по возрастам):

Форма: письменная консультация

«Звуковая культура речи: что это?»

Форма: семинар

Смотр речевых уголков в группах: анализ, рекомендации

Работа с неорганизованными детьми: анкетирование, ознакомительная встреча, обсуждение организационных моментов.

Проектная деятельность

  1. «Скороговорка»
  2. «Речь и движение»

Октябрь

Проведение индивидуальных  и подгрупповых логопедических занятий с детьми

 «Семья и дети. Традиции семейного речевого воспитания»

Форма: круглый стол, совместная деятельность с детьми

 «Дети с ОВЗ: особенности работы»

«Как смягчить тяжелую адаптацию ребенка к детскому саду»

Форма: круглый стол

Работа с неорганизованными детьми: консультация на сайте «Речевое развитие в раннем возрасте»

Проектная деятельность:

  1. «Скороговорка»
  2. «Речь и движение»

Ноябрь

Проведение индивидуальных  и подгрупповых логопедических занятий с детьми

«Мелодии волшебных слов» (развитие выразительности речи)

Форма: мастер-класс, буклет

«Просодическая сторона речи»

Форма: семинар

«Инновационные подходы к созданию РППС»

Форма: тренинг

Работа с неорганизованными детьми: «Поиграем вместе с мамой!»

Форма: Досуг

Проектная деятельность:

1. «Скороговорка»

2.        «Речь и движение»

Декабрь

Проведение индивидуальных  и подгрупповых логопедических занятий с детьми

 «Зачем учить стихи?»

Форма: мастер-класс, буклет

Детско-родительский конкурс чтецов «Новогодние чтения»

«Словотворчество»

Форма: круглый стол

Работа с неорганизованными детьми: «Новогодний хоровод»

Форма: Музыкальное развлечение

Проектная деятельность:

1.        «Говоруша»

2.        «Речь и движение»

Январь

Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных групп

Логопедический мониторинг, отражение его результатов в речевых картах, корректировка планов и индивидуальных маршрутов

Проведение индивидуальных  и подгрупповых логопедических занятий с детьми

«Сложные предлоги-сложные?»

Форма: Письменная консультация, буклет с играми

Детско-родительская викторина «Ох уж эти предлоги!»

18.01.19 - «Использование предлогов в речи детей»

Форма: мастер-класс

Работа с неорганизованными детьми:

«Речь и движение»

Форма: консультация на сайте

Проектная деятельность:

1.        Говоруша»

2.        «Речь и движение»

Февраль

Проведение индивидуальных  и подгрупповых логопедических занятий с детьми

 «Развитие связной речи»

Форма: тренинг, буклет

«Как развивать связную речь?»

Форма: семинар

Школа молодых педагогов: «Составление профессионального портфолио»

Проектная деятельность:

1.        Говоруша»

2.        «Речь и движение»

Март

Проведение индивидуальных  и подгрупповых логопедических занятий с детьми

«Конкурс домашних сказок»

Встреча с детским писателем

Открытый показ занятия

по теме самообразования

«Интегрированные занятия как средство формирования речевых умений и навыков у детей дошкольного возраста»

Смотр-конкурс речевых уголков в группах

Работа с неорганизованными детьми:

«Развитие мелкой моторики»

Форма: мастер-класс

Проектная деятельность:

1.        «Говоруша»

2.        «Речь и движение»

Апрель

Проведение индивидуальных  и подгрупповых логопедических занятий с детьми

Неделя открытых занятий для родителей

ПРАЗДНИК РЕЧИ

«Речь и движение»

Форма: тренинг

Проектная деятельность:

1.        «Говоруша»

2.        «Речь и движение»

Май

Обследование речевого развития детей всехвозрастных групп (с 15.05)

Проведение индивидуальных  и подгрупповых логопедических занятий с детьми

Анкетирование

Выступление на итоговом родительском собрании

Анкетирование

Подведение итогов

Стенд выпускников логопункта

Проектная деятельность:

1.        «Говоруша»

2.        «Речь и движение»

Сдача отчета

В течение учебного года

Подготовка кабинета, оснащение дидактическими пособиями.

Оформление и пополнение «Уголков логопеда» в группах и «Советов логопеда» в холле, на сайте ДОУ

Посещение методических объединений учителей-логопедов Иркутского района

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов занятий

Логопедический мониторинг, отражение его результатов в речевых картах,

Работа в «Школе заботливых родителей»: профилактика речевых нарушений, улучшение взаимопонимания с родителями и детьми, повышение компетентности родителей

Консультационная работа с родителями и педагогами по вопросу речевого развития детей

Проведение совместной деятельности с инструктором по физической культуре



Предварительный просмотр:

 Утверждаю:

Заведующий МДОУ ИРМО

«Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3______________ / Л.Н. Громышева

Циклограмма работы учителя-логопеда на 2019-2020 уч.г.

День недели

Время

Формы работы

Организационно-методическая деятельность

Количество часов

Подгрупповая

Индивидуальная (мобильные микрогруппы)

понедельник

9:00-13:00

9:00-9:25

9:30-10:00

10:05-10:30

10:35-11:00

11:05-11:30

11:30-12:40

12:40-13:00- работа с документами

4

вторник

9:00-13:00

9:00-12:40

12:40-13:00-работа с документами

4

среда

14:00-18:00

15:30-17:00

14:00-15:30-работа с документами

17:00-18:00 –

«Час консультаций»

4

четверг

9:00-13:00

9:00-9:25

9:30-10:00

10:05-10:30

10:35-11:00

11:05-11:30

11:35-12:30

12:30-13:00- работа с документами

4

пятница

9:00- 13:00

9:00-9:25

9:30-10:00

10:05-10:25

10:30-10:50

10:50-12:40

12:40-13:00- работа с документами

4

Всего:

20



Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на Педагогическом совете

МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад

общеразвивающего вида №3»

Протокол №_______

от_____.__________.201__г.

Положение о логопедическом пункте

с. Хомутово, 2019г

Положение о логопедическом пункте

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение о логопедическом пункте МДОУ  ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"; порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014; приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10.

1.2. Положение регламентирует организацию работы логопедического пункта в МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3» (далее – Учреждении), основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.

1.3. Логопедический пункт открывается руководителем Учреждения при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально- технических, программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

1.4. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 20 детей с легкими речевыми нарушениями, в возрасте 3 – 7 лет на одну ставку).

1.5. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по решению Учредителя или руководителя Учреждения.

2. Основные задачи логопедического пункта

2.1. Основными задачами логопедического пункта являются:

  • Осуществление диагностики речевого развития детей 3-7 лет;
  • Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;
  • Взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями (далее - ПМПК);
  • Организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
  • Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

3. Организация деятельности логопедического пункта в Учреждении

3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа обучающихся 3-7 лет с нарушениями речи, посещающих Учреждение.

3.2. Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется в порядке живой очереди согласно журналу регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи , преимущество при зачислении отдается детям 5-7 лет.

3.2.1. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется на основе логопедического обследования, которое проводится учителем-логопедом Учреждения ежегодно с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, результаты обследования фиксируются в журнале логопедического обследования.

3.2.2. Список детей, зачисленных на логопедический пункт, разрабатывается учителем-логопедом, согласуется старшим воспитателем, утверждается руководителем Учреждения.

Зачисление на логопедический пункт возможно только с письменного заявления родителей (законных представителей). Родители (законные представители) имеют право отказаться от зачисления на логопедический пункт, в таком случае отказ должен быть зафиксирован в письменном виде.

3.2.3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта и индивидуальный план коррекционной работы.

3.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонетические, фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с неосложненной формой общего недоразвития речи (далее - ОНР) IV уровня речевого развития (далее - ур.р.р.), (по Р.Е. Левиной).

3.3.1. Общее количество детей зачисленных на логопункт не должно превышать 20 человек, одновременно логопедическую помощь получают 12-15 детей.

3.3.2. Не подлежат приему на дошкольный логопедический пункт дети с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, имеющие логопедическое заключения: ОНР (I, II ур.р.р.); ОНР (III ур.р.р.); ОНР (III ур.р.р.), дизартрия; ОНР (III ур.р.р.), ринолалия; заикание; системное недоразвитие речи; системное нарушение речи; афазия.

3.3.3. Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет вышеперечисленные сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК с целью решения вопроса о его переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют логопедические группы, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа от прохождения ПМПК необходимо получить с родителей (законных представителей) письменный отказ.

3.3.4. В случае если ПМПК рекомендует специализированное учреждение, но родители (законные представители) отказываются от перевода в специализированное учреждение, то необходимо взять с родителей (законных представителей) письменный отказ.

3.3.5. В исключительных случаях ребенок с тяжелым нарушением речи или дети с другим и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут быть зачислены на логопедический пункт в рамках инклюзивного образования, но в таком случае количество зачисленных на логопункт снижается из расчета 1:2 или 1:3 в зависимости от тяжести диагноза. На каждого ребенка с ОВЗ ПМПк составляет адаптированную образовательную программу.

3.4. Выпуск детей из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития.

3.5. Прием новых детей на логопедический пункт производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.

3.6. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте являются индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста обучающихся и составляет от 2-х до 6-ти детей.

3.6.1. Занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно, как в часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, согласно циклограмме, утвержденной руководителем Учреждения.

3.6.2. Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1 2660-10. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий зависит от характера нарушения речевого развития и должна составлять не менее 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

3.6.3. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе Учреждения.

3.6.4. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей.

3.7. Ответственность за обязательное посещение занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель Учреждения.

3.8. Распределение рабочего времени учителя-логопеда составляется следующим образом: 85% - работа с детьми, 15% - организационная и методическая работа.

4. Руководство работой логопедического пункта

4.1. Непосредственный контроль над работой логопедического пункта осуществляет руководитель Учреждения.

4.2. Руководитель Учреждения обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает педагогов для коррекционной работы.

4.2.1. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или дефектологическим образованием с квалификацией учитель-логопед, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

4.2.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

5. Права и обязанности участников коррекционно-образовательного процесса

5.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом пункте являются: ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель, администрация Учреждения.

5.2. Ребенок, с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах ребенка, законодательством Российской Федерации и ФГОС ДО.

5.3. Родители (законные представители) создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.

5.4. Учитель-логопед проводит обследование речевого развития детей Учреждения, регистрирует список обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи.

5.4.1. Подготавливает список детей, зачисленных на логопедический пункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п.3.3.1. настоящего Положения.

5.4.2. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте.

5.4.3. Планирует, проводит коррекционную работу с детьми, зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной речи.

5.4.4. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы.

5.4.5. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.

5.4.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений обучающихся, зачисленных на логопедический пункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.

5.4.7. Взаимодействует с педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями):

  • Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями), информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
  • Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей, посещающих Учреждение в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

5.4.8. Осуществляет связь со специалистами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

5.4.9. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию детей, зачисленных на Логопедический пункт.

5.4.10. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.

5.4.11. Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы логопедического пункта руководителю Учреждения до 30 мая по форме.

5.4.12. Участвует в работе методического объединения учителей-логопедов Иркутского района.

5.4.13. Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

5.5. Воспитатель создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы.

5.5.1. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного образования детьми, зачисленными на логопедический пункт.

5.5.2. Наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи.

5.5.4. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, зачисленных на логопедический пункт.

5.5.5. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.

5.5.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы детей, зачисленных на логопедический пункт.

5.5.7. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) детей, зачисленных на логопедический пункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.

5.6. Администрация Учреждения обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы.

5.6.1. Подбирает педагогов для коррекционной работы.

5.6.2. Обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно рекомендуемому списку.

6. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопедического пункта

6.1. Для логопедического пункта в Учреждении выделяется кабинет, отвечающий требованиям СаНПиН.

6.2. На администрацию Учреждения возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт.

6.3. Логопедический пункт финансируется Учреждением, на базе которого он создан.

7. Документация логопункта

7.1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в логопункт.

7.2. Годовой план работы учителя-логопеда.

7.3. Расписание индивидуальных занятий, с воспитанниками, зачисленными в логопункт.

7.4. Рабочая программа для детей с легкими речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР)

7.5. Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

7.6. Индивидуальный план работы на каждого ребенка, посещающего логопункт

7.7. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в логопункт.

7.8. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в логопункт.

7.9. Тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп.

7.10. Выписка из протокола заседания ПМПк по вводу и выводу детей из логопедического пункта.

7.11. Журнал движения воспитанников, зачисленных в логопункт.

7.12. Журнал посещаемости

7.13. Отчет о результативности коррекционной работы.

7.14. Циклограмма рабочего времени

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.

8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МДОУ ИРМО

«Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3______________ / Л.Н. Громышева

Паспорт кабинета учителя-логопеда МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»

с. Хомутово, 2019г

Паспорт кабинета учителя-логопеда МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»

Задача -  обеспечение специализированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Функции кабинета:

- Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений

- Проведения обследования детей

- Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий

- Оказание консультативной помощи педагогам и родителям

Оснащение кабинета:

  1. Шкаф для пособий – 2 шт
  2. Детские столы – 2 шт
  3. Детские стулья – 4 шт
  4. Стол для логопеда – 2 шт
  5. Стул для логопеда – 1 шт
  6. Зеркала для индивидуальной работы – 5 шт
  7. Магнитная доска – 1 шт
  8. Лампа дневного освещения над зеркалом – 1 шт
  9. Чистое полотенце – 2 шт
  10. Коробки и папки для хранения пособий
  11. Настенное зеркало (90см – 60см) – 1шт
  12. Шкаф для пособий (большой) – 1 шт
  13. Шкаф для пособий (малый) – 1 шт
  14. Набор логопедических зондов (постановочных) – 1 шт
  15. Настенные часы – 1 шт
  16. Стенд информационный – 2 шт

Оснащение зоны для индивидуальной работы с детьми

  1. Пособия для индивидуальной работы
  2. Текстовый и игровой материал для работы над звукопроизношением
  3. Текстовый и игровой материал для развития фонематического восприятия
  4. Материал для обследования речи
  5. Материал для работы над речевым дыханием
  6. Сенсорный материал
  7. Игровой материал для развития познавательных процессов

Специальная литература:

Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 70 книг, 35 рабочих тетрадей  под авторством Е.В. Колесниковой, Е.М. Косиновой, Н.М. Мироновой, Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, Л.А. Комаровой, Н.С. Руслановой.

Особенно важной для работы является следующая литература:

  1. Стребелева Е.А. Прихолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и  дошкольного возраста – М., 2014
  2. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы –М., 2014
  3. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми  нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - С-П., 2015
  4. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М. 2017
  5. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». – Изд.3-е доп. и перераб .Е.В. Колесникова.- М.: Издательство «Ювента», 2015
  6. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. – М., 2015
  7. Дидактические и демонстрационные материалы (грамматические сказки, материал для работы над лексикой и звуковой культурой речи и т.п.) под авторством О.Г. Гомзяк, Л.А. Комаровой, Н.Э. Теремковой, Е.А. Азовой, Е.Е. Коноваленко и др.

Документация:

1. Журнал обратившихся за логопедической помощью

2. Журнал посещаемости занятий

3. Журнал учета движения детей принятых на логопедические занятия

4. Журнал обследования детей (с 3 до 7 лет)

5. Речевая карта на каждого ребенка принятого на логопедические занятия

6. Индивидуальные планы коррекционной работы

7. Годовой план

8. Еженедельный работы

9. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий

10. Тетрадь взаимодействия логопеда с родителями

11. Тетрадь взаимодействия с педагогами (рекомендации к занятиям)

12. План мероприятий, направленных на профилактику речевых нарушений

13. Протоколы заседаний ПМПк по приему и выпуску детей

14. Паспорт кабинета

15. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей

16. График работы учителя-логопеда

17. Расписание занятий

18. Статистический отчет о проведенной работе

19. Диагностический отчет учителя-логопеда за учебный год

Примечание: документация хранится в течение 2 лет.

Список литературы

  1. Клиника интеллектуальных нарушений, методические рекомендации. 2011г.
  2. «Симптоматика психических расстройств». Методические рекомендации – 2011г.
  3. «Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с речевыми нарушениями. Серебренникова С.Ю. ИГУ 2009г.
  4. Критерии нормального развития и признаки отклонений в развитии ребенка от рождения до 7 лет. ИГУ 2011
  5. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко
  6. Тетрадь тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков(С) (З) (С,) (З,) Н.В. Нищева
  7. Тетрадь тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков (Л) (Л,) дифференциации сонорных звуков и звука (J) Н.В. Нищева
  8. Домашняя тетрадь для закрепления проиношения звука Л у детей 5-7 лет. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко
  9. Дидактическое пособие. Цепочки слов на сонорные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Е.Н. Юрьева
  10. Вводные звуки в речь картотека задание для автоматизации звуков (Л), (ЛЬ) Т.С. Перегудова, Г.А. Османова 2008г.
  11. Рабочая тетрадь для занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 года. Русланова Н.С.
  12.  Скороговорки для детей и взрослых
  13. Изучаем пространство с нейропсихологом А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова 2015.
  14. Дидактический материал для развития лексико–грамматических категорий у детей 5-7 лет 2011 (посуда) Русланова Н.С.
  15. Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий у детей 5-7 лет 2011 (животные) Русланова Н.С.
  16. Я учусь пересказывать часть 1 Н.Э.  Теремкова 2015
  17. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста 2007
  18.  Н.В. Нищева « Играйка» восемь игр развития речи дошкольников
  19. Действия часть 1. Развивающие игры-лото для детей 3-5 лет.
  20.  Действия часть 2. Развивающие игры-лото для детей 3-5 лет.
  21.  Предлоги В, НА, ПОД, К, ОТ. Развивающие игры-лото для детей 5-8 лет.
  22.  Предлоги С, ИЗ, У, ЗА, НАД, Развивающая игра-лото для детей 5-8 лет.
  23. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Антонимы прилагательные.
  24. Я.В. Игнатьева Учимся говорить правильно 2011г. Формиование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
  25. Н.В. Нищева Занимаемся вместе подготовительная к школе логопедическая группа 2016.
  26. Русланова 2011г. Рабочая тетрадь для занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 года часть 1.
  27. Н.С. Русланова 2011. Рабочая тетрадь для занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста (3-4г) часть 2.
  28. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко логопедическая раскраска для закрепления произношения свистящих звуков.
  29.  Н.В. Нищева Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков (Ш), (Ж) и дифференциации звуков (С)-(Ш)-(З)-(Ж). 2016г.
  30.  Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
  31.  Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
  32. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
  33. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
  34. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь у детей 5-7 лет. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
  35. Коррекция произношения звуков Г, Гь, К, Кь, Х, Хь. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
  36. Автоматизация звука  Р в игровых упражнениях. Л.А. Комарова
  37. Автоматизация звука  Ш в игровых упражнениях. Л.А. Комарова
  38. «Звуковая дорожка». Дидактическая игра для автоматизации шипящих звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. О.Е. Громова
  39.  «Развитие речи у детей 2-4 лет». В.В. Гербова
  40.  «Развитие связной речи. Опорные картинки для пересказа текстов». Г.Е.Сычева
  41. «Слова-действия. От предложения к рассказу», Т.Р. Насонова, О.В. Бурлакина
  42. «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Мир растений. Мир животных. Мир человека». Н.Е. Арбекова
  43. «Обучающие карточки. Времена года, природные явления, время суток»
  44.  «Я и моя семья». Т.А. Куликова, 2012
  45. Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов. Комплексная программа «Детский сад 2100»
  46. Демонстрационный материал по лексическим темам
  47. Демонстрационный материал  для занятий с детьми 5-7 лет. Е.В. Колесникова «Звуки и буквы»


Предварительный просмотр:

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Слова и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Фонетико-фонематическая сторона речи

Развитие правильного речевого выдоха, речедвигательной координации

Просодическая сторона речи

Развитие психических функций

Комплексно-тематическое планирование для детей с ОНР (III ур.р.р.) 5-6 лет

Сентябрь

1,2

Обследование

4

Детский сад

Предметный словарь: группа, спальная комната, туалет, раздевалка, площадка, воспитатель, друзья, игрушки.

Глагольный словарь: спать, играть, есть, пить, бегать, умываться, дружить, разговаривать.  

Словарь признаков: любимый, теплый, светлый, добрый, веселый, нужный.

Словарь наречий: интересно, много, весело, дружно

Антонимы: большой-маленький, добрый-злой, тихий-громкий, светлый-темный,

Словообразование  :

От сущ. (группа-групповой), приставочных глаголов (пришел, ушел…), уменьшит-ласкат.

Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку.

Сформировать умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями моя, мое.

Пересказ рассказа «В раздевалке» (по демонстрируемым действиям)

Дидактическое упр. «Рассказываем поочередно»

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Развитие дыхания по схеме:

Вдох носом, выдох ртом

Вдох ртом, выдох носом

Вдох ртом, выдох ртом

Вдох носом, выдох ртом с произношение гласных А, О, У, И.

Упражнения для снятия напряжения в шейно-воротниковой зоне «Вверх-вниз»

Речь с движением «Домик»

Развитие восприятия ритмических структур: детям предлагается прослушать серии ударов, а затем подсчитать и охарактеризовать их.

Развитие восприятия темпа речи («Мелит мельница зерно»).

Выполнение упражнений на восприятие интонации «Восклицательный знак»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Узнавать предмет по контуру

1

Осень. Признаки осени

Предметный словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, туман, дождь, ягоды, грибы, мешок, корзина, ведро, зонт, плащ, сапоги, портфель, школа.

Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, дуть, мерзнуть, зябнуть. убирать,

Словарь признаков: красный, бордовый, осенний, холодный, дождливый, пасмурный, золотой.

Словарь наречий: холодно, ветрено, дождливо, ярко, хмуро, солнечно. Антонимы: холодный-теплый, рано-поздно, солнечно-пасмурно.

Словообразование: 

От наречий (пасмурно-…), от словосочетаний (день с солнцем-солнечный..), от сущ

Подбор родственных слов  (гриб, ягода, лист, лес),

Многозначность (ножка, лист, шляпка)

Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку.

 

Согласование прилагательных с сущ.

Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Преобразование имен существительных в именительном падеже ед.ч. во мн.ч.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с исп. магнитной доски

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.

Знакомство с понятием «Звук речи».

Звук А

Развитие длительного плавного выдоха (упр. «Осенние листочки»).

Пальчиковая гимнастика «Станем мы деревьями»

Упражнение на координацию «Мы у нашего крыльца»

Подвижная игра «Дубок»

После прослушивания серии ударов- их воспроизвести.

Упр. «Дождик»

Интонационная выразительность: «Вопросительный знак»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

2

Сбор урожая

Предметный словарь: овощи, фрукты, капуста, горох, чеснок, посадка, грядка, рассада, борщ, щи, салат, качан, стручок; фрукты, абрикос, слива, хурма, киви, кисть, лоза, дерево, куст, сок, компот, желе, сухофркуты.

Глагольный словарь: расти, созревать, варить, спеть, резать, собирать, чистить, солить, квасить, тушить

Словарь признаков: овощной, полезный, свежий, крупный, гладкий, шершавый, кислый, зрелый

Словарь наречий: мелко, крупно, рано, поздно, полезно, вредно

Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку.

Образование множественного числа сущ.

Согласование числит., местоимений, наречий с сущ.

Знакомство с предлогами «с», «со», «из»

Пересказ описательного рассказа об овощах и фруктах с опорой на схему

Рассказ на тему:

«Путь картошки»

Закрепление понятий «слово», «звук речи»;

Выделение заданного гласного в звуковом потоке

Выделение и определение первого гласного звука в словах

Звук У

Дыхательное упр. «Чисти лук и плачем», «Вкусная груша»

Пальчиковая гимнастика «У нашего у Гришеньки»

Упр. на координацию «Мы в землю семя посадили»

Подвижная игра «Мимо сада»

 Формирование темповой организации высказывания:

Упр. «Дятел»

Интонационная выразительность:  «Точка»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний
  • Объясни выражение

октябрь

3

Одежда и головные уборы

Предметный:

Одежда, жилет, сарафан, фартук, носки, берет, косынка, карман, манжет, поля, рукав, подол, завязки, швея, закройщик, портной, ножницы, нитки, катушка, иголка

Глагольный: шить, чинить, одевать, застегивать, стирать, мерить, пороть, кроить

Словарь признаков: зимняя, летняя, демисезонная, нарядная, спортивная, женская, детская

Наречия: удобно, тепло, холодно, нарядно

Антонимы: шить-распарывать, надеть-снимать, чистый-грязный

Составляем простые предложения

Знакомимся с многозначными глаголами

Употребляем глаголы во множественном числе

Составление сравнительно-описательных рассказов с опорой на схему

Рассказы на тему:

- для чего нужна одежда

- путь рубашки

Звуки А-У. Закрепление понятия «гласные звуки». Анализ и синтез звукосочетаний АУ, УА.

Опрееделение наличия или отсутствия заданного звука в словах, подбор слов с заданным звуком

Дыхательное упр. «Швейная машинка», «Молния»

Пальчиковая гимнастика «Обновки»

Речедвигательная:

«Есть в шкафу у куклы Кати»

Подвижная игра «Иголка и нитки»

Проговаривание фразы в предполагаемом темпе с учетом лексического значения

«Вопросительное предложение»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Узнавать предмет по контуру
  • «Что изменилось?»
  • «Сшей платье»

октябрь

4

Обувь

Предметный: обувь, сапоги, сандали, тапки, кеды, ботинки, каблук, подошва, застежка, молния, голенище, носок, пятка, резина, войлок, кожа мех, сапожник, фабрика

Глагольный: обувать, снимать, ремонтировать, чистить, ухаживать, мыть

Словарь признаков: 

Обувная, сапожная, осенняя, змняя, спортивная, домашняя, праздничная

Наречия: удобно, чисто, аккуратно

Антонимы: взрослые-детские, снимать-обувать, сломать-отремонтировать

Словообразование: прилагат. от сущ., суф.,

Составляем простые предложения

Знакомимся с многозначными глаголами

Употребляем глаголы во множественном числе

Преобразуем глаголы повелительного наклонения 2-го лица ед.ч. в глаголы изъявительного накл. 3-го лица ед. и мн. Числа настоящего времени

Составление сравнительно-описательных рассказов с опорой на схему

Рассказы на тему:

- для чего нужна одежда

- путь рубашки

Звук И

Анализ и синтез сочетаний АИ, ИА, УИ, ИУ

Дыхательное упр.

Пальчиковая гимнастика с нетрадиц. материалами

Речедвигательная:

 «Зайка»

Выбор темпа в зависимости от ситуации

«Повелительное

предложение»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Узнавать предмет по контуру
  • «Что изменилось?»
  • «Чьи следы?»

ноябрь

1

Игрушки

Предметный словарь: игрушки, пирамидка, матрешка, кубики, конструктор, машины, куклы

.

Глагольный словарь: прыгать, катать, вращать, одевать, убирать, складывать, строить

Словарь признаков: игрушечный, любимый, железный, деревянный, круглый, мягкий

Словарь наречий: интересно, много, тихо, шумно, весело, дружно

Антонимы: большой-маленький, крупный-мелкий, яркий-блеклый, мягкий-жесткий

Словообразование: 

От существительных (фабрика-фабричный), приставочных глаголов (уехал, приехал), уменьшит-ласкат.

Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку.

Употребление существительных в винительном падеже (с нулевым окончанием)

Приставочный способ словообразования глаголов (приставки на-, по-, вы-)

Составление рассказа «Как мы играли» (по демонстрируемым действиям)

Определение в словах последнего гласного звука.

Звук О

Развитие длительного плавного выдоха (дыхат. тренажер)

Дыхат. Упр. «Летят мячи», «Качаем куклу»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки», упр. На координацию «Скакалочка»

Выбор темпа в зависимости от ситуации

«Восклицательное предложение»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

2

Посуда

Предметный: посуда, кастрюля, миска, чашка, половник, ковш, сито, терка, металл, фарфор, хрусталь, чугун.

Глагольный: варить, жарить, чистить, резать, накладывать

Признаков: хрупкая, чистая, прочная, новая, фарфоровая

Наречий: удобно, горячо, чисто, красиво

Антонимы: острый-тупой, чистый-грязный, глубокая-мелкая, хрупкая-прочная

 Многозначность: носик, ручка, ковш

Подбор признаков к предмету и узнавание предмета по признаку.

 Употребление существительных в винительном падеже (с окончаниями –у, -а)

 Придумываем простые предложения с сущ. в винительном падеже

Составление сравнительно-описательных рассказов. Рассказы по темам:

-Зачем нужна посуда

-Накроем стол

-Если бы я был чайником

Звуки А-О-У-И. Закрепление полученных навыков. Выделение гласных звуков в односложных словах

Дыхательное упр. «Чайник кипит»

Пальчиковая гимнастика «Девочка Иринка порядок наводила»

Речедвигательная: «Моем чашку, моем кружку»

Подвижная игра «Кувшинчик»

Восприятие и определение силы и высоты голоса

Игра «Далеко или близко»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний
  • Объясни выражение
  • Почему так называют?

ноябрь

3

Продукты питания

Предметный:

Продукты, молоко, сметана, яйцо…, мука, соль, сазар, зерно, продавец, повар

Глагольный: варить, жарить, кипятить, лепить, месить, запекать

Признаков: вкусный, острый, кислый, соленый, свежий, горячий…

Антонимы: острый-пресный, свежий-черствый

Подбор родственных слов

Словообразование

Употребление существительных в дательном падеже

Придумываем простые предложения с сущ. в дательном падеже

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин

Звук Ы. Выделение последнего ударного гласного в слове. Анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков.

Дыхательное упражнение «Жарим пирожки»

«Варим суп»

Пальчиковая гимнастика «Пироги пшеничные»

Речедвигательная «Холодильник открываем»

Произнесение скороговорок в разном темпе

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

ноябрь

4

Профессии людей

Предметный:

профессия, занятие, дело, работа, деньги, работник, плотник, художник, учитель…..

 

Глагольный: учит, рисует, красит, готовит…..

Признаков: работящий, деловой, умный, интересный, хороший, ленивый

Словообразование

Подбор родственных слов, слов-синонимов

Составляем простые предложения с  сущ. в творительном падеже

Составление сравнительно-описательного рассказа

Звуки И-Ы

Дифференциация. Закрепление полученных навыков

Дыхательные упр.: «Ткачиха», «Кузнец»

Пальчиковая:  «В переулке дом растет»

Речедвигательная: «Мы-шоферы»

Произнесение скороговорок в разном темпе

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

декабрь

1

Зима. Зимующие птицы

Предметный словарь:

Зима, пурга, вьюга, мороз, сугроб, пороша, поземка, гололед, птицы, кормушка

Глагольный словарь: 

Падать, ложиться, лепить, украшать, заметать, кружиться, голодать, жалеть

Словарь признаков: 

Холодный, морозный, искристый, рыхлый, легкий, юркий, прыткий, сизый

Словарь наречий: 

Морозно, зябко, красочно, празднично

Антонимы: холодный-теплый, сытый-голодный

Словообразование: от приставочных глаголов, сложных слов

Составляем простые предложения с  сущ. в родительном падеже

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы

Звук М

Закрепление понятия «Согласный звук». Определение в словах первого и последнего согласного звука. Анализ и синтез слов ам, ум, мы, му

Дыхательное упр.: «Вьюга», «Снег скрипит»

 Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком»

Речедвигательная: «Дятел», «Снегири»

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Произнесение скороговорок в разном темпе

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

декабрь

2

Домашние животные зимой

Предметный словарь: животные, корова, теленок, ….хлев, стайка, будка, хозяйка, свинарка, дояка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, морда

Глагольный: мычать, блеять, лаять, скакать, хрюкать, заботиться, кормить, чистить, мыть, убирать

Признаков: крупный, мелкий, умный, пушистый, добрый, верный

Наречий: быстро, жалобно, тонко, полезно, вредно

Употребление существительных в предложном падеже с предлогом НА

Пересказ рассказа  Л.Толстого «Котенок»

Звук Н

Определение наличия-отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком.

Анализ и синтез слова ОН

Дыхательное упр «Кошка засыпает»

«Пастушок играет»

Пальчиковая гимнастика «Довольна корова своими телятами»

Речедвигательная : «Коровушка»

Произнесение скороговорок в разном темпе

Игра «Высоко или близко»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

декабрь

3

Дикие животные зимой

Предметный словарь: животные, звери, волк, волчица…,пасть, клыки, лапы, шерсть, морда,

Глагольный: нападать, защищать, мерзнуть, греться, питаться, искать, рычать, грызть

Признаков: мохнатый, злой, сильный, хищный, травоядный, свирепый, безобидный

Наречий: быстро, сильно, хватко

Использование предлога У в значении «около, рядом» в простом предложении, с существительным

Составление пересказов по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк»

Звук В

Определение наличия-отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком.

Анализ и синтез слова ВЫ

Дыхательное упр.: «Волк»

«Сердитый ежик»

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Речедвигательная: «Тень-тень-потетень»

Произнесение скороговорок в разном темпе

Инсценировка «Три медведя»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

декабрь

4

Новый год

Предметный: игрушки, праздник, торжество, наряд, календарь, настроение, волшебство, чудо, Дед мороз, Снегурочка, снеговик

Глагольный: танцевать, веселиться, праздновать, дарить, получать, выступать, петь, готовить, наряжать, украшать

Признаков: нарядный, украшенный, праздничный, новогодний, торжественный, волшебный

Различие глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени

Согласование глаголов прошедшего времении в мужском и женском роде и числе

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета

Звук Ф

Определение наличия-отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком

Дыхательное упр.: «Снежки»

«Катание с горки»

Пальчиковая:

«Новогодние игрушки»

Речедвигательная:

«Ой! Мороз»

Произнесение скороговорок в разном темпе

Тридцать три вагона в ряд тараторят тарахтят

Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: АААА,

ЗЗЗЗЗЗ

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

январь

2

Зимние забавы

Предметный: горка, каток, крепость, увлечение, развлечение, лыжи, сноуборд

Глагольный: кататься, ехать, сворачивать, разгоняться, останавливаться…

Признаков: веселый, азарной, крепкий, скользкий, удобный….

Учим различать и выделять в словосочетаниях слова-признаки по назначению и вопросам Какой? Какая? Какое?, обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом (О.С. Гомзяк, зад.12)

Учим выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда слогов. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов.

Знакомство со звуком и буквой Х.

 Дыхательное упр. «Снежки», «Катание с горки»

Упражнение на координацию: «Ой! Мороз!»

Длительное произнесение голосом средней громкости  отдельных гласных и согласных звуков: УУУУ

ДДД

Скороговорки: Колотил Клин в один блин клин

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

январь

3

Зимние виды спорта

Предметный: спорт, работа, тренировка, мышцы…

Глагольный: бегают, соревнуются, побеждают…

Признаки: целеустремленный, бесстрашный, спокойный, тренированный…

Учим различать и выделять в словосочетаниях слова-признаки по назначению и вопросам Какой? Какая? Какое?, обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного

Составление описательных рассказов с использованием схемы

Знакомство со звуком и буквой С. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов.

 Дыхательное упр. «Снежки», «Снежная горка»

Игра-пантомима: «Угадай-ка: спортсмены»

Скороговорка в разном темпе: Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу:

Грабь граблями гравий краб

Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двцх-трех звуков: ау, ои, ауо, ауи, усо..

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

январь

4

Транспорт

Предметный: транспорт, автобус, троллейбус, гараж, депо, вагон, состав, шасси, пропеллер..

Глагольный: ехать, выгружать, плыть, причаливать, садиться…

Признаков: воздушный, подземный, наземный, водный, пассажирский, грузовой, аварийный…

Образовываем относительные прилагательные со значением отнесенности к разным видам транспорта

Подбор признаков к предмету

Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок (О.С. Гомзяк, зад19)

Совершенствовать навук звукового анализа и синтеза. Звук и буква З. анализ прямых и обратных слогов.

 Дыхательное упр. «Самолет», «Шины шуршат»

Упр. «Трамвай!» (стр 49, А.А. Гуськова)

Произнесение скороговорки …Кукушка…

Усиление и ослабление голоса:

У- беззвучная артикуляция-ау, ауи…

У-шепотом-ау, ауи

У-тихо-…

У-громко…

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

январь

4

Правила дорожного движения

Предметный: шоссе, перекресток, правила, движение, инспектор, закон, внимание…

Глагольный: остановиться, продолжить, соблюдать, тормозить…

Признаков: внимательный, аккуратный, спокойный…

Образовываем относительные прилагательные со значением отнесенности к разным видам транспорта

Составляем рассказ-описание с использование опорных схем

Совершенствовать навык анализа и синтеза. Знакомство со звуком и буквой Ш.

 Дых. Упр.: «Самолет», «Шины шуршат»

Подвижная игра «Перекресток» (по ролям)

Усиление и ослабление голоса, играем со звуком А

Произнесение скороговорки в разном темпе. «Шла Саша..»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

февраль

1

Профессии на транспорте

Предметный: профессия, водитель, машинист, пилот, капитан, парашютист

Глагольный: летает, управляет, водит, испытывает…

Признаков: смелый, точный, ответственный, хороший, опытный…

Учим различать и выделять в словосочетаниях слова-признаки по назначению и вопросам Какой? Какая? Какое?, обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного

Закрепить навык согласования прилагательных с сущ. в роде, числе

Составление рассказа-описания по сюжету

Знакомство со звуком и буквой Ж. Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов, коротких слов (шум, шаг, шут)

 Упр. «Мы-шоферы…»

Дыхат. Упр.: «Шины шуршат» (А.А. Гуськова)

Поем гласные: громко, тихо, шепотом, беззвучно. Отгадываем звук

Произнесение скороговорки в разном темпе

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

февраль

2

Инструменты

Предметный: инструменты, топор, метла, гвозди, гвоздодер, клещи, шпатель…

Глагольный: выравнивать, красить, белить, приколачивать, ремонтировать, пилить, рубить…

Признаков: острый, тупой, садовый, тяжелый, деревянный, нужный…

Подбор признаков к предмету.

Закрепить навык согласования прилагательных с сущ. в роде, числе

Предложно-падежное управление.

Описательные рассказы, сравнительно-описательные рассказы!

Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слогов и коротких слов. Знакомство со звуком и буквой Ч.

 

Проговаривание скороговорок в разном темпе (повтор предыдущих)

Проговаривание фраз с выделением интонацией определенного слова Это Маша, Маша поет, На улице зима…

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

февраль

3

Наша армия

Предметный: армия, Родина, страна, защита, безопасность, отвага…

Глагольный: служить, быть верным, учиться, побеждать..

Признаков: отважный, смелый, преданный…

Использование предлога «На»

Упражняемся в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (беги-бежит-бегу)

Составление пересказа фильма «Армия» с опорой на картинки

Совершенствование звукового анализа и синтеза. Анализ обратных и прямых слогов, простых слов. Знакомство со звуком и буквой Щ.

 Дых. Упр. «Солдаты», «Пулемет», упр. «Аты-Баты…» (А.А. Гуськова, стр 42)

Задание прежнее

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

февраль

4

Мир сказок и добра

Предметный: сказка, волшебство, чудеса, добро, зло, злодей, герой…

Глагольный: путешествовать, побеждать, колдовать, изображать…

Признаков: добрый, сказочный, злой, волшебный, чудесный…

Использование предлога «На»

Упражняемся в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (беги-бежит-бегу)

Придумываем сказку….

Совершенствование звукового анализа и синтеза. Повтор!

Дых. Упр: «Добрая фея»

Подвижная игра : «Угадай-ка: сказочные герои»

Задание прежнее

Скороговорка!

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

март

1

Приметы весны. Мамин праздник

Предметный: весна, природа, праздник, красота, очарование, пробуждение..

Глагольный: праздновать, поздравлять, отмечать, дарить, любить, рисовать…

Признаков: ранняя, солнечная, пасмурная, переменчивая, весенняя, мокрая…

Использование предлога «Под»

Упражняемся в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (лежи-лежит-лежу)

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку

Повтор ранее пройденного материала (по ситуации)

Дых. Упр.: «Ручеек журчит», «Сосульки звенят»

Упр. : «Солнышко» (А.А. Гуськова)

Проговариваем с интонацией:

Какая она красивая!

Это же мама!

Доброе утро!

Скороговорка

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

март

2

Профессии людей (итог)

Предметный: дело, профессия, занятие, труд…

Глагольный: делать, заниматься, трудиться, работать…

Признаков: ответственный, внимательный, трудолюбивый, ленивый, работящий

Изменяем форму глаголов 3-го лица ед. ч. На форму 1-го лица ед.ч. (и мн.ч.): делает- делаю-делаешь-делаем.

Использование предлога «В»

Составление рассказа-описания: «Кем я хочу быть»

Повтор (по ситуации)

 Дых.упр. «Кузнец», «Ткачиха»…

Упр. «Мы-шоферы».. (А.А. Гуськова)

Произносим стихи..:

Скажи погромче слово «гром»-

Грохочет слово, словно гром…

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

март

3

Животные жарких стран

Предметный словарь: звери, леопард, бегемот, слон, лев, обезьяна, верблюд, зебра..

Глагольный словарь: нападают, охотятся, защищать, искать, грызть, забираться, ночевать…

Признаки: полосатый, клыкастый, гривастый, сильный, мощный, пятнистый…

Наречия: быстро, сильно..

Словообразование:

Прилагательных от сущ.: лев-львиный, сущ. от сущ.: лев-львица и т.д.

Подбор родственных слов (пустыня, песок, дерево)

Изменяем форму глаголов 3-го лица ед. ч. на форму 1-го лица ед.ч. (и мн.ч.): бежит-бегу-бежишь-бежим, ходит-хожу..

Использование предлога «В»

Составление рассказа-описания о животном

Звук и буква Л. Совершенствование звукового анализа и синтеза.

 Дых.упр «Разговор обезьян»

«Рычание тигра и тигренка»

Подвижная игра : «Водопой!» (А.А. Гуськова)

«Инсценировка»

- Саша, убери игрушки

-Молчание

-Саша!

-Да иду, иду!

-Ты как разговариваешь?»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

март

3

Комнатные растения

Предметный:забота

цветок, горшок, уход, полив, подкормка, лейка…

Глагольный: ухаживать, подкармливать, пересаживать, поливать, заботиться…

Признаков: красивый, большой, раскидистый, цветущий...

Изменяем форму глаголов 3-го лица ед. ч. На форму 1-го лица ед.ч. (и мн.ч.): ухаживает-ухаживаю-ухаживаешь-ухаживаем…

Использование предлога «В», «НА», в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных

Составление рассказа «Цветок на окне» (дети фотогр свой домашний цветок)

Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, слогов и слов, состоящих из трех-четырех звуков.

Звук и буква Й

Дых. Упр.: «Колокольчик»

Подвижная игра «Садовник» (А.А. Гуськова)

«Определи тон голоса»: Мы завтра идем в поход

Завтра обещают дождь

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

март

4

Весенние работы на селе

Предметный: труд, работы, подготовка, урожай, пахота, трактор, уборка…

Глагольный: молотить, собирать, подготавливать, пахать..

Признаков: предусмотрительный, трудолюбивый, работящий, сельский

Использование предлога «ИЗ»

Подбор признаков к предмету, узнавание предмета по признаку.

Предложно-падежное управление

Повтор материала с включение предлога «В».

Составление рассказа «Откуда хлеб пришел» (О.С. Гомзяк, зад.26)

Звук и буква Р. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Дых. Упр. «Тесто»

Упр. «Молотьба»

Подвижная игра «Пирожок» (А.А. Гуськова)

Произнеси слово «ДА» пятью разными способами:

-восторженно

-нежно

-категорически

-задумчиво

- с сожалением

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

апрель

1

Морские обитатели

Предметный: рыба, акула, кит, дельфин, осьминог, медуза, омуль, крючок, сеть, нерпа, сельдь…

Глагольный: плыть, попадать, жалить, защищаться, обманывать…

Признаков: умный, хитрый, незаметный, морской, речной, вытянутый, огромный,  зубастый, опасный…

Использование предлога «ИЗ», «ПОД», в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных

Составление рассказа-описания «Рыбалка» по серии сюжетных картин

Звук и буква Е, Е.

Совершенствование звукового анализа и синтеза.

Дых.упр. «Нагоним волны»

«Чайки ловят рыбу»

Подвижная игра «Два ерша» (А.А. Гуськова)

Задание то же: «Открой дверь»

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

апрель

2

Космос

Предметный: космос, вселенная, планета, метеорит, невесомость, костюм, корабль…

Глагольный: лететь, парить, двигаться…

Признаков: неизвестный, неземной, невесомый, длительный…

Закрепление употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованных посредством приставок (влетел-залетел-вылетел…)

Учить узнавать количество слов в предложении

Знакомство с антонимами.

Составление рассказа-описания «Моя планета» по собственному рисунку

Учим составлять предложение из 5-7 слов

Знакомство со звуком и буквой Ю. совершенствование звукового анализа и синтеза.

Дых. Упр. « Холодный космос»

Подвижная игра «Космонавт в полете»

Задание то же: Проворонила ворона вороненка.

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

апрель

3

Насекомые

Предметный: насекомое, жук, пчела, оса, таракан…

Глагольный: летать, порхать, ползать, жалить, впиваться…

Признаков: жужжащий, мелкий, крупный, крылатый, рогатый…

Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-)

Употребление антонимов в самостоятельной речи

Придумываем сравнительный анализ и составляем рассказ-сравнение.

Знакомство со звуком и буквой Я. Совершенствование звукового анализа и синтеза.

Дыхательное упр.: «Пчелы жужжат», «Комар звенит»

Подвижная игра «Пчелки и ласточки»

Задание то же: На дворе трава, на траве дрова.

  • Загадки о предметах по теме
  • Да-нетка
  • Ассоциативная цепочка к слову
  • Объяснить значение
  • Классификация
  • Узнавать предметы по контуру
  • Игры на восприятие
  • Проблемные вопросы
  • 4-ый лишний

апрель

4

Праздник правильной речи