Квест-игра

Филатова Елена Ивановна

            Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. Одной из новых и эффективных форм развития дошкольников, входящих в игровую технологию, является квест-игра, содержащая комплекс условий для познавательной активности, развития самостоятельности и инициативности детей  дошкольного возраста.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области Подготовила: воспитатель Филатова Елена Ивановна « Квест - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Слайд 2

Актуальность : Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. Для воспитателей ДОУ важно не просто проводить занятия, а создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Квест-игра содержит комплекс условий для познавательной активности, развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста. Поэтому образовательная деятельность в формате квест-игры отвечает всем требованиям ФГОС ДО. Квест-игра замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду .

Слайд 3

Немного истории. Что такое квест ? Слово « Quest » переводится с английского языка как «поиск». Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.)

Слайд 4

Квест – это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б. Додж, Т. Марч , Сокол И.Н. рассматривают квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений

Слайд 5

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи : Образовательная (вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс) воспитательная (воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы). развивающая ( развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне)

Слайд 6

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам: 1. Доступность (Задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка). 2. Системность (Задания должны быть логически связаны друг с другом). 3. Эмоциональная окрашенность заданий. 4. Разумность по времени. (Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес). 5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста . 6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Слайд 7

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности.

Слайд 8

Виды квест-игры Квесты по числу участников : 1. Одиночные, 2. Групповые. По продолжительности : 1. Кратковременные. 2. Долговременные. По содержанию: 1. Сюжетные. 2. Несюжетные

Слайд 9

По структуре сюжетов : 1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. 2 . Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино. 3 . Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А ». По форме проведения : 1. Соревнования. 2. Проекты, исследования, эксперименты .

Слайд 10

Задания для квестов . 1. Поиск «сокровищ». 2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности). 3. Помощь героям. 4. Путешествие, экспедиция, поход. 5. Приключения по мотивам художественных произведений.

Слайд 11

Памятка воспитателям при проведении квест-игры 1. Определить цели и задачи 2. Выбрать место проведения игры. 3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута. 4. Сформировать состав участников. 5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект). 6. Подготовить задания, реквизит для игры

Слайд 12

К ритерии: 1.Соблюдение правил безопасности 2.Оригинальность замысла темы и сценария 3.Логичность заданий и целостность сюжета 4.Создание привлекательного и яркого игрового пространства

Слайд 13

ВЫВОД : самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.

Слайд 14

Литература: Осяк , С.А., «Образовательный квест - современная интерактивная технология», Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. 2. Полат , Е.С. , «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед . вузов и системы повыш . квалиф . пед . кадров / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат . - М. : Академия, 2001. - С. 272.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Сценарий летнего развлечения для детей 6-7 лет

 «Путешествие по сказкам»

Форма проведения: квест-игра

Место проведения: территория детского сада

Цель: создание условий для развития интереса детей к сказкам посредством квест-игры.

Задачи:

– закреплять представление детей о русских народных сказках, умение отгадывать загадки, решать логические задачи;

- развивать поисковую активность, стремление к новизне, расширять кругозор, сообразительность, творчество;

- воспитывать социально-коммуникативные навыки сотрудничества и доброжелательности. 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Содержание квест-игры

Дети играют на участке детского сада. На участок приходит богатырь Иванушка,  приносит с собой  волшебный клубочек.      

                 

Богатырь Иванушка: Здравствуйте, ребята!  Кто я, вы меня узнали?                                                                                    (Ответы детей).  

                                                                                                                                                 Богатырь Иванушка: Зовут меня Иван - крестьянский сын! Услышал я, что в вашем детском саду самые сильные, смелые, ловкие, умные и умелые дети.  Надеюсь, что вы поможете моей беде.  В нашем Тридевятом  царстве-государстве появился Соловей-разбойник. Очень он озорничал, свистел так, что в нашей сказочной библиотеке  перепутались все книги. Только выполнив задания, мы сможем навести порядок и исправить ошибки в царстве книг. Вы согласны помочь вернуть все книги в сказочную библиотеку?  (Ответы детей)

Богатырь Иванушка: Волшебный  клубочек поможет нам не сбиться с пути и не заблудиться вТридесятом царстве-государстве. Разматывая клубочек, мы будем двигаться с вами в нужном направлении. И так в путь.

Иванушка бросает клубок. Дети идут вслед за клубком и находят камень-указатель. На нём написано: «Направо пойдёшь — клад найдёшь! Налево пойдёшь — беду найдёшь! Прямо пойдёшь — в сказку попадёшь!»

Богатырь Иванушка: Дети, как вы думаете, по какой дороге нам  надо идти? Правильно, нам надо держать путь только вперёд.

На пути стоит избушка на курьих ножках.

Богатырь Иванушка: Это что за чудный дом? Кто хозяин в доме том?

                                        Бабусю знает целый свет, 

                                        Ей от роду лишь триста лет. 

                                        Там, на неведомых дорожках, 

                                        Дом её на курьих ножках. (Баба яга)

Богатырь Иванушка: Ребята, кто помнит, какие волшебные слова надо сказать избушке, что бы она повернулась?

Дети вспоминают волшебные слова: «Избушка, избушка, Встань к лесу задом к нам передом». Избушка поворачивается к ним.

Баба-яга: Кто меня посмел  потревожить? Кому это я понадобилась? Зачем пожаловали сюда? (Дети отвечают). Ну, раз пришли, то  отгадайте мою загадку:

Я летала на метле,

Пироги пекла в золе, 

По избе кота гоняла 

Да загадки сочиняла. 

В гости к лешему сходила, 

Все отгадки позабыла. 

Кто это? (Баба-Яга)

 ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ                                                                                                                         Баба-яга:  (любуется собой) Молодцы! Это, конечно, я! Думаете, если отгадали мою загадку, то я от вас отстану? Не-е-ет. У меня для вас ещё много загадочек припасено.

1.Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2.Удивительный народ!

Вместе вышли в огород,

Вот друг друга держат крепко,

Потянули…Вот и… («Репка»)

3.По тропинке он катился,

Своей удалью хвалился,

Да попался на носок.

Ам, и съеден… («Колобок»)

4.Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?
(Медведь)


5.У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала
 (Гуси-лебеди)

6.Жизнь её не весела:

На болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел,

Со стрелой её нашел.

                        («Царевна-лягушка»)

7.Парень по воду побрёл,

В проруби её нашел.

Чудеса теперь кругом:

Вёдра прискакали в дом.

Берегите, братцы, ноги:

Едет печка по дороге!

Всё по его хотению…

                  («По щучьему велению»).

8.Сказку мы для вас расскажем:

Она его кормила кашей,

Он ни капельки не съел,

На болото улетел.

Угощал её окрошкой,

Не отведала ни крошки

И ушла к себе в леса.

Это… («Журавль и лиса»)

9.Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

                     («Красная Шапочка»)  

  Дети отгадывают загадки Баба Яга дарит книжку  «Русские народные сказки».                                                                                                                          

 Баба-Яга: Ишь какие смышлёные детки,а какие упитанные, наверное,  кашу хорошо едят. Я бы вами тоже полакомилась, да сыта я, уходите, скатертью дорожка  и  мне на пути лучше не попадайтесь.          

Дети прощаются, бросают клубок идут дальше, встречают Кощея Бессмертного.

Кащей:  Здравствуйте, зачем пожаловали? (Дети отвечают)                                                                                                                                                                                                            ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ  

Кащей:  Да, прилетал Соловей-разбойник, оставил мне волшебные предметы, да вот беда, от его смеха разлетелись они по всему участку. Соберёте все - забирайте себе, мне тоже этот разбойник не очень нравится.

Дети ищут  предметы, о  которых говорится в русских сказках. По участку  разложены в разных местах:  меч-кладенец, скатерть-самобранка  гусли, щит, конь на палке, волшебное зеркало, стрела, сапоги –скороходы,серебряное блюдечко и наливное яблочко, палица. Дети находят  предметы, объясняют их назначение, вспоминают, из каких сказок эти предметы.

 Кащей:  Молодцы! Справились  заданием! Пора вам в путь-дорогу отправляться!

Даёт в подарок  книгу «Волшебные сказки». Дети прощаются, бросают  клубок, идут дальше. На пути разложены «следы» разных животных.

                                                                                                                                        ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «Следы невиданных зверей».

 Дети с помощью картинок-подсказок  определяют, чьи это следы. Под одним из следов книга  с «Рассказами о животных». После прохождения испытания дети танцуют под песню «Следы» из мультфильма Маша и Медведь.                                                                                                                                ЧЕТВЁРТОЕ ИСПЫТАНИЕ  

Дети кидают клубок и продолжают своё путешествие, их встречает Винни-Пух

Винни-Пух: Здравствуйте, ребята!  Соловей разбойник  выдул из моей  головы все опилки. И я теперь совсем разучился считать. Помогите мне справиться с математическими заданиями.

1.Сколько месяцев в году? (12)

2. Сколько времен года вы знаете? (4)                                                                                                                3. Сколько хвостов у двух кошек? (2)

4.Сколько щупальцев у осьминога? (8)

Винни-Пух: эти задачки вы расщёлкали как орешки, а вот задания посложнее:

5.Все мы знаем сказку «Репка»,

Все умеем мы считать.

Мы попробуем, ребята,

Всех героев вам назвать:

Внучка, Жучка, кошка, мышка,

Дед и бабушка при нём.

Ну, попробуйте, ребята

Всех назвать одним числом.(6)

6.Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

Сколько овечек теперь?» (2).                                                                                                                    

 А теперь будьте очень внимательными        

 7.На столе лежат два апельсина и один банан. Сколько  овощей  лежит на столе?(0)      

Винни-Пух: Молодцы дети,вы такие умные находчивые, за вашу смекалку я дарю вам книгу  «Сказки зарубежных писателей».                                                                                              ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ

                                                                                                                                               Дети отправляются в путь. На пути их ждёт физическая разминка. Дети перешагивают через препятствие, перепрыгивают с кочки на кочку, пробираются через паутину из верёвок, доходят до асфальтированной дорожки и встречают Золушку. На асфальте заранее нарисованы  половины  силуэтов разных сказочных героев и предметов.

ШЕСТОЕ ИСПЫТАНИЕ

Золушка предлагает дорисовать фигурки и раскрасить цветными мелками.                                     Дети рисуют и раскрашивают рисунки под весёлую музыку.

Золушка: Моя крёстная Фея рассказывала, что вы очень смелые, добрые и умные дети. Она решила вам помочь и сама своим волшебством наказала хулигана Соловья- Разбойника. И вам она передала вот этот ключ, который открывает дверь в удивительный мир сказок и чудес, фантазий и приключений, знаний и мудрости. Дети открывают сундук и получают в подарок книги.                                                                                                                              

Богатырь Иванушка: Спасибо вам, ребята, за помощь.  Мне пора в свою сказку возвращаться. А вы меня не забывайте, почаще сказки читайте!

Богатырь Иванушка уходит.

Дети идут на летние веранды и рассматривают подаренные книги. Воспитатель читает сказки по выбору детей.



Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности с детьми 5-6 лет                  с использованием квест-технологии

воспитателя МКДОУ «Детский сад «Солнышко»

г. Щигры Курской области

Филатовой Елены Ивановны

 «По дорогам сказок»

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок через  квест-игру

Задачи:

Образовательные: расширить и закрепить знания детей о сказках(авторских и народных).

Развивающие: развивать  у детей связную речь, эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе, логическое мышление, сообразительность, дигательные навыки;

Воспитательные: продолжать формировать навыки культурного общения, воспитывать любовь к сказкам.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная.

Используемые технологии:

Игровая технология – квест-игра, здоровьесберегающие, личностно-ориентированная технология, ИКТ-технология

Ход занятия:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Здравствуйте,  детишки.

Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Ребята, я пришла к вам издалека. Давайте познакомимся. Может кто-то узнал меня?Меня зовут Василиса Премудрая. А откуда я? (из сказки).Тоже верно. А вы любите сказки? Много их знаете? Хорошо….

Сегодня я   проведу вас по дорогам сказок. Только вот дороги эти непросты. Вы должны будете очень постараться, вспомнить много сказок, ответить на хитрые вопросы, помочь сказочным героям. А за это вы получите в конце пути сюрприз: волшебную книгу

Чтобы в сказку попасть и не заблудиться, нужно вам, отгадать загадки.

За правильные отгадки волшебный клубочек (показываю) укажет нам  путь

Загадки

Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака. (Дюймовочка)

***

Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне,

И женился на царевне. (Емеля)

- Вот вы и справились с заданием

.

Давайте попросим волшебный клубочек, он нам укажет путь - дорогу.

Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путь. Направляет клубочек к заданию №1

 «Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи».

Дети с воспитателем разматывают клубочек и находят подсказку –картинку с изображением болота

Наш путь лежит на болото. По какой дорожке пойдем к болоту? К болоту пойдем покочкам  Будьте внимательны! Мы добрались до болота. Теперь пойдем по кочкам. Смотрите, лягушка. Как вы думаете, из какой русской народной сказки эта лягушка(Царевна-лягушка) Царевна-лягушка для вас подготовила задание. Здесь лежат большие картинки. К ним нужно подобрать и распределить пазлы, каждый к своей сказке. Приступайте. Молодцы. Назовите сказки

  1. Дюймовочка
  2. Царевна –Лягушка
  3. Красная шапочка
  4. Гуси –лебеди
  5. ЗолушкаВы справились с заданием, Лягушка дарит нам первый ключик. Можем двигаться дальше. Разматываем клубочек и говорим волшебные слова

 «Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи».

В клубочке  подсказка-цветок. Наш путь лежит через  лесную полянку На полянке растут грибы. Давайте пройдем по полянке, перешагиваем грибы. Посмотрите, какой красивый цветочек. Мне кажется там кто-то живет.  Ах! Какая маленькая девочка. (Взяла в руки). Кто это? (Дюймовочка). Она приготовила для вас задание  . Вы должны  узнать одного забияку, которого  заколдовали  за хвастовство и неуважение к старшим

(На экране плакат с нарисованным Карлсоном, украшенным шляпой Незнайки, носом Бабы Яги, ушами Чебурашки, бантом Кота Леопольда, сапогами Кота в сапогах, с корзинкой от Красной Шапочки)

Послушайте задание: нужно убирать по одному предмету, отгадывая его по моим историям и песням сказочных героев.

1) “Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота. ”

– Из какой сказки прочитанный отрывок? (“Кот в сапогах”)

– А какая вещь помогла Коту в сапогах совершить геройские поступки? (сапоги)

(снимает с плаката сапоги)

2) Звучит песня Чебурашки.

– Какой герой спел про себя эту песню? (Чебурашка)

– А чем Чебурашка знаменит? (ушами)

(снимает с плаката уши)

3) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”

– И кто это у нас такой добрый, сладенькие мои? (Кот Леопольд)

– Ну, а по какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту)

(снимает с плаката бант)

4) Звучит песня Красной Шапочки

(это Красная Шапочка)

И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка)

(снимает с плаката корзинку)

5) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:

– В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.

– Догадались, кто это? (Незнайка).

– А самая выдающаяся его часть одежды? (шляпа)

(снимает с плаката шляпу)

6) Звучит куплет частушек от Бабок- Ёжек.

Отвечайте, кто поет? (Бабки- Ежки)

 А что придает нам такое изящество и красоту? (нос)

(снимает с плаката нос)

– Так, и кто же это у нас получился?

С ним Малыш знаком давно,

Он к нему влетел в окно. (Карлсон)

Молодцы. Сэтим заданием мы справились. Ребята, посмотрите, в цветочке что-то блестит. Это еще один ключик, который нам обязательно пригодится.

Давайте двигаться дальше.(Разматывает клубок). А вот и последняя остановка. Посмотрите, Б-Я что-то охраняет. И откроет она нам свой секрет только тогда, когда мы справимся с ее заданием «Закончи фразу»

Я буду зачитывать первое слово названия сказки, а вы отгадываете ее полное название .

Снежная…

Дети(Снежная Королева)

Аленький…

Дети(Аленький цветочек)

Заюшкина…

Дети(Заюшкина избушка)

Гадкий…

Дети(Гадкий утенок)

Красная…

Дети:(Красная Шапочка)

Мальчик..

Дети(Мальчик с пальчик)

Доктор…

Дети(Доктор Айболит)

Хорошо, справились с заданием, молодцы! Вот теперь Б-Я открывает нам свой секрет. (Снимаем ткань)

Ребята, а сундучок закрыт. Вот и пригодились наши ключи.(Проблема: 2 ключа, а замок один. Вопрос: Как поступить?)

Открыли сундук. Ребята, на память о нашей с вами интересной встрече, я приготовила вам подарок.—эту книгу сказок. Прочитав ее, вы еще больше узнаете новых интересных сказок.

Рефлексия. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?  


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной  деятельности с детьми 4-5 лет

с использованием квест-технологии

Филатова Е.И.,

воспитатель МКДОУ «Детский сад «Солнышко»

г. Щигры Курской области 

Тема: «Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик».

Цель: систематизировать знания детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени; создать условия для развития познавательной активности детей.

Задачи:

уточнить представление детей о времени года – осени, учить определять признаки осени на картинке, продолжать знакомить детей с обитателями леса и болота, воспитывать бережное отношение к природе;

обогащать словарь детей словами-антонимами, упражнять в произнесении изолированного звука Ш, развивать интерес к художественной литературе, воспитывать интонационную выразительность речи;

формировать представления о равенстве и неравенстве групп, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе 1 (недостающий) предмет или убирая из большей группы 1 (лишний) предмет, закреплять знания детей о размере, форме и цвете предметов;

поощрять составление аппликативной композиции из готовых форм (зонтиков) разного цвета, развивать чувство композиции и ритма, воспитывать самостоятельность и уверенность в своих умениях, аккуратность;

развивать наглядно-действенное, образное мышление, внимание, память, воображение, любознательность;

создавать эмоционально-положительное настроение, развивать интерес к занятиям в детском саду.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, двигательная.

Используемые технологии:

Игровая технология – квест-игра, здоровьесберегающие, личностно-ориентированная технология.

Предварительная работа: экскурсия в парк, наблюдение в природе, беседы на тему осени, чтение и заучивание стихотворений, примет осени, беседы по содержанию репродукций известных художников-пейзажистов.

Оборудование: пособие-лепбук со сменным материалом «Времена года», волшебный клубочек с подсказками, деревянный мостик, муляжи грибов, ширма с изображением леса, сундук, ключи, избушка Бабы Яги, иллюстрации для заданий, музыкальное сопровождение «Шум дождя».

Материалы и инструменты: разноцветные зонтики-заготовки для аппликации, клей, клеевые кисточки, бумажные и тканевые салфетки, основа для коллективной аппликации формата А 1 с изображением птиц.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего дня.

Воспитатель: В нашем уголке природы не так давно появилась удивительная книга, каждый разворот которой рассказывает о каком-либо времени года (педагог демонстрирует детям лепбук «Времена года»)

Воспитатель: Пустые страницы нам предстоит заполнить вместе. А на эту страничку обратите внимание. Какому времени года она посвящена?

Дети: Осени.

Воспитатель: Как вы догадались? Назовите приметы осени, которые вы знаете? (Дети называют приметы осени)

Воспитатель: А сейчас послушаем приметы осени в стихах.

(Предварительно выучить стихи – приметы с отдельными детьми)

1.Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот,

А в саду листочек вишни

На тропинку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

2.Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река.

Это верная примета –

Осень бродит близко где-то.

3.Ранним утром на поляны

лягут влажные туманы,

А потом уж жди не жди –

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь,

Значит, наступила осень.

Воспитатель: Да, ребята, наступила осень, красивое, но немного грустное время года. Вот как о нем сказал поэт (Воспитатель читает стихотворение из книги, достав его из кармашка)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…(А.Плещеев)

Воспитатель: Скоро на смену моросящим дождям придут первые зимние морозцы. Какое время года следует за осенью?

Дети: Зима

Воспитатель: Да, наступит зима. Но это уже другая страница книги, которую мы заполним вместе с вами позже. А сейчас мы посмотрим, что ещё спряталось на первой странице книги. Вот кармашек с изображением вопросительного знака. Как вы думаете, что в нем?  (Воспитатель достает из кармашка в книге загадки и читает их детям).

Если солнце целый день,

Он тебе подарит тень,
И в  непогоду он с тобой,

Ты под ним всегда сухой

                               (Зонтик)

Воспитатель: Правильно, это зонтик. Он спасет и от палящего солнца, и от проливного дождя. Ребята, а у вас есть зонтик? (Скорее всего, дети ответят утвердительно) Значит, вам не страшен холодный осенний дождь.

Послушаете еще одну загадку (Достает из кармашка еще одну загадку)

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стайки? (Птицы)

Воспитатель: Некоторые птицы с приходом осени улетают в теплые края. А есть те, которые остаются зимовать. Осенью им приходится нелегко. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

А где же укрыться птицам от моросящего дождя?

(Ответы детей о том, что можно спрятаться под листочек, уточнить, что с приходом осени листья опадают, добиться от детей варианта ответа, что можно подарить птичкам, которые не улетают в тёплые края, разноцветные зонтики)

Воспитатель прикрепляет на мольберт незаконченную картину (лист формата А1) с изображением птичек. 

Воспитатель: После занятия мы посмотрим, что спрятано в других кармашках, а сейчас нам нужно помочь птичкам. Давайте подарим им зонтики. Для этого наклеим наши заготовки для аппликации на картину.

Дети подходят к столам и не находят зонтиков.  Вместо зонтиков находят письмо

Воспитатель: Давайте поскорее откроем конверт и узнаем, от кого письмо.

Воспитатель открывает конверт, из него выпадает картинка с изображением Бабы Яги.

Письмо от Бабы Яги.

Здравствуйте, ребята. Ваши зонтики у меня. Они спрятаны в сундуке, который закрыт на 3 замка. Ключи я спрятала в лесу. Вы их найдете, если выполните задания.

Воспитатель: Ребята, как же нам поступить?

Вы готовы пойти в лес и выполнить все задания Бабы Яги? Дорога нам предстоит опасная и долгая.

Идти туда нужно не за солнцем, а за тучкой,

По крапиве да по колючкам,

По овражкам да по болотцу

До самого старого колодца.

Там и птицы гнезд не вьют,

Одни жабы да змеи живут.

У Бабы-Яги избушка на курьих ножках.

На курьих ножках в одно окошко.

Сторожит избушку большая сова,

Из трубы торчит совиная голова.

Воспитатель: Но вы, ребята, не волнуйтесь, у нас есть волшебный клубочек. Он покажет, где нужно искать ключи от сундука Бабы Яги.

Дети разматывают клубок и находят картинку-подсказку с изображением лягушки.

Воспитатель: Первый ключ спрятан на болоте. По какой дорожке пойдем к болоту? К болоту пойдем по извилистой дорожке через полянку. Будьте внимательны! На полянке растут грибы. Руки ставим на пояс, высоко поднимаем ноги, перешагиваем грибы. Мы добрались до болота. Теперь пойдем по кочкам. Вот мы и добрались до сухого островка.

Воспитатель выставляет на мольберте картинки с изображением лягушек и кувшинок.

Воспитатель: На болоте растут кувшинки. На листьях кувшинок сидят лягушки. Посчитайте, сколько лягушек.

Дети: Четыре.

Воспитатель: Посчитайте сколько кувшинок.

Дети: Пять.

Воспитатель: Кого или чего больше: лягушек или кувшинок?

Дети: Кувшинок.

Воспитатель: Сколько кувшинок без лягушек?

Дети: Одна.

Воспитатель: Значит, на сколько кувшинок больше, чем лягушек?

Дети: На один.

Воспитатель: А как сделать так, чтобы лягушек и кувшинок стало поровну? (1 способ: добавить кувшинку)

 Воспитатель: А как еще сделать так, чтобы лягушек и кувшинок стало поровну? (2 способ: убрать картинку с изображением лягушки)

Воспитатель: Давайте пошумим и прогоним лягушек с дороги. Им пора готовиться к зимней спячке. С приходом холодов лягушки ныряют в пруды, зарываются в ил и остаются там на всю зиму.

Дети произносят «Ш-ш-ш», топают ногами, затем помогают воспитателю убирать картинки с мольберта и находят первый ключ.

Воспитатель: Давайте узнаем, куда нам идти дальше.

Дети разматывают клубок и находят следующую картинку-подсказку с изображением мостика

Воспитатель: Мы сможем перейти по мостику на другой берег, если мы поиграем в игру «Скажи наоборот»

Сахар сладкий, а лимон …(кислый)

Петух большой, а цыпленок…(маленький)

Перо легкое, а камень …(тяжёлый)

Дорога широкая, а тропинка…(узкая) 

Брюки длинные, а шорты…(короткие)

Лед холодный, а огонь …(горячий)

Воспитатель: Теперь мы можем перейти на другой берег.

Ступайте осторожно, чтобы не оступиться. Руки чуть разведём в стороны, спину стараемся держать ровно, проходим по мостику не спеша, чтобы не упасть.

Дети переходят по мостику и находят еще один ключ.

Воспитатель: Давайте продолжим наш путь. Размотаем клубочек и узнаем, куда идти дальше.

Дети разматывают клубок и находят следующую картинку-подсказку с изображением леса.

Воспитатель: Наш волшебный клубочек привел нас в лес.

Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.

Дети: Не шуметь, не ломать веток....

Воспитатель: Мне кажется, в лесу кто-то есть. Догадайтесь, кто прячется за елкой.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ели. Из-за ели видны три лисьих хвоста.

Дети: Лисички

Воспитатель: А как вы определили, что это лисички.(Ответы детей)

Воспитатель: Сколько хвостов на рисунке?

Дети: Три.

Воспитатель: Какие они по величине

Дети: Большой, поменьше, самый маленький.

Воспитатель: Значит, какие лисички спрятались за елкой: одинаковые или разные по величине?

Дети: Разные

Воспитатель: Как вы думаете, кому принадлежит самый маленький хвост?

Дети: лисенку.

Воспитатель: Мы справились с этим заданием. Где-то здесь должен быть третий ключ. Давайте его поищем.

Дети ищут ключ и находят его на елочке.

Воспитатель: Идем дальше. Проверьте, мы не сбились с пути.

Дети разматывают клубок и находят следующую картинку-подсказку с изображением избушки Бабы Яги.

Воспитатель: Мы вышли на поляну, где живет Баба-Яга.

Дети находят за ширмой-лесом избушку Бабы Яги и сундук. Открывают сундук и находят спрятанные зонтики-заготовки для аппликации.

Воспитатель: Какие мы молодцы, выполнили все задания Бабы Яги и нашли зонтики. Теперь нашим птичкам никакой дождь не страшен. Возвращаемся в детский сад.

Дети идут по мостику, прыгают по кочкам, перешагивают грибочки на дорожке.

Воспитатель: А сейчас составим композицию с зонтиками.

Дети садятся за столы, на которых все готово для аппликации. Воспитатель напоминает детям правила безопасности при работе с клеем.

Воспитатель: Намазываем обратную сторону и наклеиваем зонтик на нашу картинку.

Коллективная аппликация, составление композиции с зонтиками.

Во время аппликации педагог проводит по необходимости индивидуальную работу с детьми

Воспитатель: Заканчиваем работу. Теперь нашим птичкам осенний дождь не страшен.

Ветер тучку к нам привел,

А из тучки дождь пошел.

Воспитатель приклеивает изображение тучки с каплями дождя на картину. Звучит аудиозапись «Шум дождя».

Воспитатель: У меня тоже есть зонтик. Под ним хватит места всем. Идите все ко мне.

Воспитатель раскрывает зонт и приглашает детей спрятаться под ним от дождя. Дети вместе с воспитателем подходят к картине, и пока шумит дождь, любуются своей работой, вспоминают, какие задания они выполняли по дороге к избушке на курьих ножках.

Воспитатель: Посмотрите, какие разноцветные зонтики вы подарили птичкам! Вспомните, куда мы ходили за зонтиками. А каких животных видели в лесу, на болоте?

Воспитатель: Дождь закончился, а вместе с ним и наше занятие. Всем вам я желаю от всякого дождя большого зонтика, такого большого, чтобы там хватило места не только вам, но и вашим друзьям!