Использование современных оценочных средств, для определения успешности учащихся, обученности по предмету.

Мамедова Светлана Анатольевна

методики, диагностики, тестирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьянова М.И.

В методическом пособии "Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса" (Авторы: Калинина Н. В. , Лукьянова М. И.) уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения. И соответственно предлагают методику диагностики мотивации учения школьников.

Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики в пособии выделяется несколько содержательных блоков, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Авторы исходили из того, что методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагностики. Авторы выделяют пять таких блоков:

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ

Смысл складывается из следующих моментов:

  • осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка;
  • понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося.

ВИДЫ МОТИВОВ

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, авторы опираются на три подхода к описанию групп мотивов.

Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:

  • познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
  • социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.

Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности.

  • Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности.
  • Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.

Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.

  • Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.
  • Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.

Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника.

РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВА В ПОВЕДЕНИИ

В данном блоке отражены следующие аспекты мотивации: реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка, степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности, освоение учебных предметов, выбор форм учебных заданий.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.

В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей

. Таким образом, содержательная сторона предлагаемой методики изучения учебной мотивации школьников отражает сущность пяти обоснованных компонентов мотивации и взаимосвязь между ними: наличие личностного смысла учения, выраженность тех или иных видов мотивов (познавательные и социальные, внешние и внутренние, стремление к достижению успеха и к недопущению неудач), целеполагание, реализация доминирующих мотивов в поведении, эмоциональный компонент.

Чтобы использовать предлагаемую методику в качестве инструмента мониторинга, когда пользоваться ею придется многократно, мы предлагаем вариант компьютерной обработки этой методики (пока только для учащихся 7 класса).



Предварительный просмотр:

Анкета

Дата                    Ф.И.                                                            Класс ___________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) хорошую работу; е) мои личные качества.

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

5. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то...

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

7. Самое интересное па уроке — это...

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение ноной темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е)общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) возможная покупка желаемой веши;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие опенки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помогли друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны, и их можно выполнять по шаблону.



Предварительный просмотр:

        Контрольная работа по биологии 10 класс.

 

         Тема: « Химический состав клетки»

  1. Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и ее видом.

   Признак нуклеиновых кислот                                           Вид нуклеиновых кислот

        А) состоит из двух полинуклеотидных цепей,        1) ДНК

        закрученных в спираль         2) иРНК

   Б) состоит из одной полинуклеотидной неспирали-

      зованной цепи

   В)передает наследственную информацию из ядра                                                                                                                                                  

       к рибосоме

    Г) является хранителем наследственной

        Информации.

    Д) состоит из нуклеотидов А,Т,Г,Ц.

    Е) состоит из нуклеотидов  А,У,Г,Ц.

         А

         Б

           В

       Г

       Д

        Е

  1. Решите задачу

Сколько нуклеотидов содержится в той части молекулы ДНК, в которой закодирована

первичная структура полипептида, состоящего из 50 аминокислотных остатков.

  3.Выбери схему, соответствующую первичной структуре белка.

   4.Если цепь ДНК содержит 28% нуклеотида А, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г?

     1) 28%     2)  14%     3) 22%    4) 44%.

   5.Выбрать правильный ответ.

     А1  Неизменяемыми частями аминокислот являются:

  1. аминогруппа и карбоксильная группа
  2. только радикал
  3. только карбоксильная группа
  4. радикал и карбоксильная группа

     А2  Связи, которые удерживают первичную структуру молекулы белка, называются:

  1. водородными                       3)гидрофобными
  2. пептидными                          4)дисульфидными.

    А3   В клетках животных незаменимые аминокислоты:

                 1)синтезируются в самих клетках

                 2) поступают вместе с пищей

                 3) поступают вместе с витаминами

                 4)поступают всеми указанными путями

    А4   Укажите состав нуклеотида ДНК

                1)рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин

                2)фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза

                3)остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин

                4)остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин  

     А5  Дж. Уотсон и Ф.Крик создали:

 

  1. клеточную теорию  
  2. законы наследственности
  3. модель ДНК
  4. теорию мутагенеза.      

   6. Выберите только признаки молекулы ДНК.

        А) Состоит из одной цепи

                  Б) Состоит из двух цепей

                   В) Мономерами являются аминокислоты

                   Г) Молекула не способна к репликации

                   Д) Мономерами являются нуклеотиды

                   Е) Молекула способна к репликации.

    7.На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности:

      А-А-Г-Т-А-Т-А-Г-Т-Ц-Г-Ц

     

  Изобразите вторую цепочку молекулы. Какова длина этого фрагмента ДНК.?  

    8. Что такое комплементарность молекул ДНК?

    9. Что такое антипараллельность?

        Срезовая контрольная работа по биологии за 1-е полугодие.

  Соотнесите функции органоидов с каждым органоидом.

         1-й вариант                                                     2-й вариант

  1. Ядро                                                            1. Эндоплазматическая сеть

  2.Комплекс  Гольджи                                    2.Митохондрия

  3.Клеточный центр                                        3.Пластиды

  4.Пластиды                                                      4.Клеточный центр

  5.Митохондрия                                                5.Рибосома

  6.Рибосома                                                       6. Мембрана

  7.Эндоплазматическая сеть                            7.Комплекс Гольджи

  8.Мембрана                                                      8.Лизосома

  9.Хромосома                                                    9. Ядро

 10. Лизосома                                                    10. Хромосома.

 

    Перечень функций, выполняемых органоидами клетки:

  -осуществляет внутриклеточное пищеварение, растворяет вещество клетки при разрушении своей мембраны;

  -руководит всеми жизненными процессами в клетке, если эта часть клетки погибает , гибнет вся клетка;

  -является энергетической станцией клетки;

  - отграничивает содержимое клетки от окружающей среды;

  - активно участвует в синтезе белка

  - обеспечивает хранение и передачу наследственной информации;

  - отсутствует в животной клетке;

  - в этом органоиде накапливаются вещества, синтезированные в клетке;

  - обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме;

  - необходимый органоид в процессе деления животных клеток.

   Соотнисите вещества и структуры, участвующие в синтезе белка с их функциями.

        

Вещества и структуры

функции

  1. участок ДНК
  2. и-РНК
  3. РНК-полимераза
  4. Рибосома
  5. Полисома
  6. АТФ
  7. аминокислота

А) Переносит информацию на рибосомы

Б) Место синтеза белка

В) Фермент, обеспечивающий синтез          и-РНК

Г) Источник энергии для реакций

Д) Мономер белка

Е) Ген, кодирующий информацию о белке

Ж) Место сборки одинаковых белков



Предварительный просмотр:

Вариант 1

1. Тесты с выбором одного правильного ответа

  1. Главная заслуга Р. Гука в биологии заключается в том, что он:

а) сконструировал первый микроскоп;

б) открыл микроорганизмы;

в) открыл клетку;

г) сформулировал положения клеточной теории.

  1. Укажите ученого, который ввел постулат клеточной теории «Клетка сможет возникнуть только из предшествующей клетки»:

а) Я. Пуркинье;

б) М. Шлейден;

в) Т. Шванн;

г) Р. Вирхов.

  1. В каком году появился электронный микроскоп?

а) в 1970 г.;

б) в 1920 г.;

в) в 1950 г.;

г) в 1930 г.

  1. Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки:

а) не имеют оформленного ядра;

б) не делятся митозом;

в) имеют оформленное ядро;

г) имеют ядерную ДНК, замкнутую в кольцо.

  1. Укажите основную функцию митохондрий.

а) окислительное фосфорилирование;

б) биосинтез белка;

в) редупликация ДНК;

г) синтез углеводов.

  1. Клеточным циклом называется:

а) период жизни клетки в течение интерфазы;

б) период от профазы до телофазы;

в) период от деления до деления;

г) период от появления клетки до ее смерти.

  1. Какой из процессов предшествует митозу?

а) исчезновение ядерной оболочки;

б) удвоение хромосом;

в) образование веретена деления;

г) расхождение хромосом к полюсам клетки.

  1. Сколько хроматид содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза?

а) 4;

б) 2;

в) 8;

г) нет правильного ответа.

  1. В какой стадии митоза проще изучать кариотип организма?

а) в метафазе;

б) в анафазе;

в) в телофазе;

г) в профазе.

  1. Что называют цитокинезом?

а) расхождение хромосом;

б) разделение цитоплазмы;

в) образование веретена деления;

г) удвоение хромосом.

  1. Чем завершается телофаза второго мейоза?

а) расхождением к полюсам гомологичных хромосом;

б) расхождением хроматид;

в) образованием четырех гаплоидных ядер;

г) конъюгацией хромосом.

  1. Конъюгация гомологичных хромосом происходит на стадии:

а) телофазы I;

б) профазы I;

в) метафазы II;

г) анафазы II.

  1. На какой стадии происходит транскрипция ядерной ДНК?

а) метафазы;

б) интерфазы;

в) анафазы;

г) на протяжении всего клеточного цикла.

2. Тесты с выбором нескольких правильных ответов

  1. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

а) генная инженерия;

б) микроскопирование;

в) цитогенетический анализ;

г) культуры клеток и тканей;

д) центрифугирование;

е) гибридизация.

    2.  Выберите правильные утверждения:

а) образование мужских и женских половых клеток происходит одинаково;

б) при овогенезе образуется только одна зрелая яйцеклетка;

в) сперматозоиды мельче яйцеклеток и подвижны;

г) в сперматозоидах активно идут процессы синтеза белка и других органических веществ;

д) размеры яйцеклетки у представителей разных классов очень близки;

е) при гаметогенезе в фазе созревания происходит мейоз I и мейоз II.

3. Какие из перечисленных клеток образуются в результате мейоза?

а) сперматозоиды человека;

б) споры мхов;

в) эритроциты человека;

г) костные клетки-остеоциты;

д) нейроны;

е) споры папоротников.

3. Установите соответствие

1. Установите соответствие между особенностями строения и функциями и органоидами клетки.

Особенности органоидов

Органоиды

А) расположены на гранулярной ЭПС.

Б) синтез белка.

В) фотосинтез.

Г) состоят из двух субъединиц.

Д) состоят из гран с тилакоидами.

Е) образуют полисому.

1) рибосомы;

2) хлоропласты.

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла.

События

Фазы клеточного цикла

А) синтез белков и удвоение хромосом.

Б) расположение хромосом по экватору, образование веретена деления.

В) образование новых ядер.

Г) расхождение хромосом к полюсам.

Д) спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны.

1) профаза;

2) метафаза;

3) анафаза;

4) телофаза;

5) интерфаза.

А

Б

В

Г

Д

4. Установите последовательность

1. В какой последовательности происходит образование гамет?

А) конъюгация хромосом.

Б) расположение хромосом по экватору клетки.

В) утолщение и спирализация хромосом.

Г) расхождение хроматид к полюсам клетки.

Д) второе деление.

Е) образование гамет.

5. Вставьте пропущенные термины

(заполните пропуски в тексте, используя слова, выделенные курсивом)

  1. Органоид, представляющий собой несколько мембранных дисков, сложенных стопкой, называется (1…). В клетке он выполняет разнообразные функции, главная из которых – формирование других одномембранных органоидов – (2…). В них содержатся вещества белковой природы – пищеварительные (3…). Немембранными органоидами являются (4…), в которых происходит биосинтез белка, а также клеточный центр и микротрубочки, играющие основную роль в образовании (5…) – внутреннего каркаса клетки.

6. РЕШИТЕ ГЕНЕТИЧЕСУЮ ЗАДАЧУ

 У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.



Предварительный просмотр:

Вариант 2

1. Тесты с выбором одного правильного ответа

  1.  Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

а) транспорта веществ;

б) внутренней среды;

в) осуществления связи между ядром и органоидами;

г) передачи наследственной информации.

  1. К организмам, не имеющим клеточного строения, относятся:

а) дробянки;

б) грибы;

в) прокариоты;

г) вирусы.

  1. Клеточная стенка грибов содержит:

а) хитин;

б) целлюлозу;

в) муреин;

г) гликоген.

  1. Граны хлоропластов состоят из:

а) стромы;

б) тилакоидов;

в) крист;

г) матрикса.

  1. Все прокариотические и эукариотческие клетки имеют:

а) митохондрии и ядро;

б) вакуоли и комплекс Гольджи;

в) ядерную мембрану и хлоропласты;

г) плазматическую мембрану и рибосомы.

  1. Какое из перечисленных ниже явлений не обеспечивается митозом?

а) образование клеток кожи человека;

б) сохранение постоянного для вида числа хромосом;

в) генетическое разнообразие видов;

г) бесполое размножение.

  1. Какие из перечисленных ниже клеток не делятся митозом?

а) оплодотворенные яйцеклетки;

б) споры;

в) сперматозоиды;

г) клетки эпителия.

  1. У волка парные гомологичные хромосомы имеются:

а) только в соматических клетках;

б) только в гаметах;

в) во всех клетках тела;

              г) нет правильного ответа.

  1. После обработки клеток растения колхицином получают:

а) клетки с диплоидным набором хромосом;

б) амитотические клетки;

в) клетки с гаплоидным набором хромосом;

г) полиплоидные клетки.

  1. В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся клетках:

а) удваивается;

б) остается прежним;

в) уменьшается вдвое;

г) утраивается.

  1. Какие из названных клеток образованы в результате мейоза?

а) споры папоротников;

б) клетки стенок антеридия папоротника;

в) клетки стенок архегония папоротника;

г) соматические клетки трутней пчел.

  1. Сколько клеток образуется в результате сперматогенеза из двух диплоидных первичных половых клеток?

а) 8;

б) 2;

в) 6;

г) 4.

  1. Как называется процесс прямого деления ядра без образования хромосом и веретена деления, но с возможным разделением цитоплазмы?

а) митоз;

б) мейоз;

в) амитоз;

г) шизогония.

2. Тесты с выбором нескольких правильных ответов

1.  Аппарат Гольджи встречается в клетках:

а) животных;

б) бактерий;

в) грибов;

г) растений;

д) вирусов;

е) сине-зеленых водорослей.

2. Укажите ученых, которые внесли вклад в развитие клеточной теории.

а) Р. Вирхов;

б) В. Вернадский;

в) Т. Шванн;

г) Г. Мендель;

д) М. Шлейден;

е) Т. Морган.

3. Укажите процессы, которые протекают в период интерфазы:

а) клетка активно синтезирует органические вещества;

б) формируются новые ядра у полюсов клетки;

в) центриоли клеточного центра расходятся к полюсам клетки;

г) в клетке увеличивается количество всех органоидов;

д) удвоение ДНК – редупликация;

е) нити веретена деления соединяются с центромерами хромосомы и перемещают их в экваториальную зону клетки

3. Установите соответствие

1. Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки.

Характеристика

Органоиды клетки

А) внутренняя мембрана образует кристы.

Б) основная функция – синтез АТФ.

В) состоит из двух субъединиц.

Г) основная функция – синтез белка.

Д) двумембранный органоид.

Е) немембранный органоид.

1) рибосомы;

2) митохондрии.

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Соотнесите особенности клеток с их названием.

Особенности клеток

Названия

А) неподвижные клетки.

Б) диплоидное ядро.

В) клетка подвижна.

Г) гаплоидное ядро.

Д) цитоплазмы мало.

Е) цитоплазмы много.

1) зигота;

2) сперматозоид.

А

Б

В

Г

Д

Е

4. Установите последовательность

1. Расположите этапы исторического изучения клетки в хронологическом порядке:

А) создание электронного микроскопа.

Б) описание клеточного ядра.

В) изобретение светового микроскопа.

Г) основные постулаты клеточной теории.

Д) введение понятия «клетка».

Е) открытие клеточного деления.

5. Вставьте пропущенные термины

(заполните пропуски в тексте, используя слова, выделенные курсивом)

В растительной клетке присутствуют полуавтономные органоиды: (1…) и пластиды. Они имеют две (2…): внешнюю – гладкую, а внутреннюю – складчатую. Пластиды бывают трех типов: (3…), в которых происходит фотосинтез, (4…), имеющие в своем составе пигменты красного и желтого цвета, (5…), в которых накапливается запас питательных веществ.

6. РЕШИТЕ ГЕНЕТИЧЕСУЮ ЗАДАЧУ

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.



Предварительный просмотр:

Вариант 3

1. Тесты с выбором одного правильного ответа

1. На мембранах ЭПС располагаются:

а) митохондрии;

б) рибосомы;

в) хлоропласты;

г) лизосомы.

2. Клетки растений отличаются от клеток животных:

а) многоядерностью;

б) наличием жгутиков;

в) отсутствием клеточной стенки;

г) наличием клеточной стенки.

3. Как называются внутренние структуры митохондрий?

а) граны;

б) кристы;

в) матрикс;

г) строма.

4. Основным местом хранения наследственной информации у бактерий является:

а) нуклеоид;

б) мезосома;

в) ядро;

г) центриоль.

5. Какие организмы относят к прокариотам?

а) вирусы;

б) стрептококк;

в) хламидомонада;

г) улотрикс.

6. Биологическое значение митоза заключается:

а) в образовании половых клеток;

б) в сохранении постоянства числа хромосом в клетках;

в) в обеспечении генетического разнообразия организмов;

г) нет правильного ответа.

7. Сколько хромосом будет содержаться в клетках крыльев 4-го поколения мухи-дрозофилы, если у самца в этих клетках 8 хромосом.

а) 4;

б) 16;

в) 8;

г) 56.

8. Сколько молекул ДНК содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза?

а) 2;

б) 4;

в) 8;

г) 1.

9. Чем заканчивается первое деление мейоза?

а) образованием гамет;

б) образованием двух гаплоидных клеток;

в) образованием двух диплоидных клеток;

г) образованием клеток разной плоидности.

10. Чем завершается первая анафаза мейоза?

а) расхождением к полюсам гомологичных хромосом;

б) расхождением хроматид;

в) образованием гамет;

г) кроссинговером.

11. Отличие овогенеза от сперматогенеза заключается в том, что:

а) в овогенезе образуются 4 равноценные клетки;

б) яйцеклетки содержат больше хромосом, чем сперматозоиды;

в) в овогенезе образуется одна полноценная клетка, а в сперматогенезе – 4;

г) овогенез проходит с одним делением первичной половой клетки, а сперматогенез – с двумя.

12. Какие процессы протекают в яйцеклетках активнее, чем в сперматозоидах?

а) биосинтез белка;

б) накопление запасных веществ;

в) синтез жиров и углеводов;

г) все указанные процессы.

13. На какой стадии происходит транскрипция ядерной ДНК?

а) метафазы;

б) интерфазы;

в) анафазы;

г) на протяжении всего клеточного цикла.

2. Тесты с выбором нескольких правильных ответов

1. В живых организмах цитоплазматическая мембрана может быть покрыта:

а) гликокаликсом;

б) матриксом;

в) клеточной стенкой;

г) слизистой капсулой;

д) клеточной пленкой;

е) клеточной оболочкой.

2. Укажите ученых, которые внесли вклад в развитие клеточной теории.

а) Р. Вирхов;

б) В. Вернадский;

в) Т. Шванн;

г) Г. Мендель;

д) М. Шлейден;

е) Т. Морган.

3. Укажите, в чем заключается биологическое значение митоза:

а) в увеличении числа клеток, обеспечивающих рост отдельных органов и всего организма;

б) в образовании гаплоидных клеток (спор и гамет) в жизненном цикле организмов;

в) в обеспечении строго равномерного распределения хромосом;

г) в достижении огромного генетического разнообразия спор и гамет;

д) в случайном распределении между клетками гомологичных хромосом и обмене их участками;

е) в размножении (у одноклеточных организмов) и регенерации отдельных органов (у растений при вегетативном размножении).

3. Установите соответствие

  1. Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки.

Характеристика

Органоиды клетки

А) внутренняя мембрана образует кристы.

Б) основная функция – синтез АТФ.

В) состоит из двух субъединиц.

Г) основная функция – синтез белка.

Д) двумембранный органоид.

Е) немембранный органоид.

1) рибосомы;

2) митохондрии.

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Установите соответствие между наличием названных органоидов и типом клеток.

Органоиды

Типы клеток

А) митохондрии.

Б) клеточная стенка.

В) ядро.

Г) аппарат Гольджи.

Д) нуклеоид.

Е) жгутики.

1) клетка печени животного;

2) бактериальная клетка.

А

Б

В

Г

Д

Е

4. Установите последовательность

1. Укажите последовательность стадий оплодотворения у животных.

А) образование веретена первого деления.

Б) сближение сперматозоида и яйцеклетки.

В) слияние двух ядер.

Г) образование первых двух клеток зародыша.

Д) проникновение сперматозоида в яйцеклетку.

А

Б

В

Г

Д

Е

5. Заполните пропуски

(заполните пропуски в предложениях, используя цифры и слова,

выделенные курсивом)

1. В соматических клетках шимпанзе 48 хромосом. Сколько хромосом содержится:

а) в сперматозоидах шимпанзе (1…);

б) в яйцеклетке (2…);

в) в соматических клетках после митоза (3…);

г) в оплодотворенной яйцеклетке (4…).

6. РЕШИТЕ ГЕНЕТИЧЕСУЮ ЗАДАЧУ

1. Произвели скрещивание двух растений ночной красавицы с белыми и красными цветками (красный цвет неполно доминирует над белым). Определите генотип родителей, генотип и фенотип гибридов второго поколения.



Предварительный просмотр:

1. Тесты с выбором одного правильного ответа

  1. Синтез белка происходит в:

а) аппарате Гольджи;

б) рибосомах;

в) гладкой ЭПС;

г) лизосомах.

  1. Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

а) хлоропласты;

б) цитоплазма;

в) ядро;

г) вакуоли с клеточным соком.

  1. Помимо ядра, в прокариотической клетке отсутствуют:

а) клеточная оболочка;

б) молекула ДНК;

в) митохондрии;

г) рибосомы.

  1. Какие органоиды клетки участвуют в образовании нитей веретена деления?

а) микротрубочки;

б) реснички;

в) клеточная мембрана;

г) рибосома.

  1. Что такое хроматиды?

а) деспирализованные хромосомы;

б) перетяжка хромосом;

в) конъюгирующие гомологичные хромосомы;

г) структурные элементы хромосом, наиболее различимые во время метафазы митоза.

  1. Какая стадия предшествует делению клеток?

а) профаза;

б) интерфаза;

в) метафаза;

г) анафаза.

  1. Наиболее продолжительна:

а) метафаза;

б) профаза;

в) интерфаза;

г) телофаза.

  1. На какой стадии митоза хромосомы спирализуются и становятся видимыми в микроскоп?

а) профаза;

б) метафаза;

в) анафаза;

г) телофаза.

  1. В половых клетках капусты 9 хромосом. Сколько хромосом в соматических клетках капусты?

а) 18;

б) 36;

в) 40;

г) 9.

  1. Чем заканчивается второе деление мейоза?

а) образованием соматических клеток;

б) образованием четырех гаплоидных клеток;

в) образованием диплоидных клеток;

г) образованием клеток разной плоидности.

  1.  Сколько яйцеклеток образуется в результате овогенеза из двух диплоидных первичных половых клеток?

а) 8;

б) 2;

в) 6;

г) 4.

  1. В анафазе первого деления мейоза к полюсам расходятся:

а) сестринские хроматиды;

б) гомологичные хромосомы;

в) негомологичные хромосомы;

г) негомологичные хроматиды.

  1. Как называется процесс прямого деления ядра без образования хромосом и веретена деления, но с возможным разделением цитоплазмы?

а) митоз;

б) мейоз;

в) амитоз;

г) шизогония.

2. Тесты с выбором нескольких правильных ответов

1.  К мембранным органоидам эукариотической клетки не относятся:

а) лизосомы;

б) вакуоли;

в) клеточный центр;

г) рибосомы;

д) жгутики;

е) включения.



Предварительный просмотр:

Место для

штампа                                Ф.И. __________________________________

                                               Класс_______________

Вариант 1

Часть 1 (А).

Задание с выбором одного правильного ответа.

1. Соединение между тазовыми костями

1) Подвижное

2) Полуподвижное

3) Неподвижное

4) С помощью костного шва 

2. Какая кость входит в состав грудной клетки?

1)  Ключица.

2) Лопатка.

3) Грудина.

4) Кость плеча.

3. Под внутренней средой организма понимают

1) Внутренние органы.

2) Клетки тела.

8. Назовите орган, в котором проходит частичное переваривание пищи.

1) Толстый кишечник

2) Тонкий кишечник

3) Поджелудочная железа

4) Желудок

9. Белые кровяные тельца называются:

1) Эритроциты

2) Тромбоциты

3) Лейкоциты

4) Лимфоциты

10. Что происходит с голосовой щелью при переходе от разговора к молчанью?

1) Не изменяется

2) Сужается

3) Расширяется

4) Попеременно расширяется и сужается

Часть 2 (В)

При выполнении задания В1 и В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

3. Установите, в какой последовательности расположены отделы пищеварительного тракта у человека

А) пищевод

Б) ротовая полость

В) глотка

Г) желудок

Д) толстый кишечник

Е) тонкий кишечник

1

2

3

4

5

6

 

Часть 3 (С)

С 1.  Каковы функции пищеварительной системы человека?

С 2. Внимательно прочитайте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Сформулируйте их правильно.

1.В состав предплечья входят большая берцовая и лучевая кости, которые относятся к типу плоских костей.

Ответ:

2.У человека  кровеносная система незамкнутого типа и трехкамерное сердце.

Ответ:

3. В ротовой полости у человека 36 зубов.

Ответ:

4.Процесс образования звука проходит в бронхах.

Ответ:

3) Содержимое внутренних органов.

4) Кровь, тканевую жидкость, лимфу.

4. Двенадцатиперстная кишка у человека и млекопитающих животных следует

1) За пищеводом.

2) За желудком.

3) За тонкой кишкой.

4) За толстой кишкой.

5. В каком органе воздух очищается от пыли и микробов?

1) В лёгких.

2) В носовой полости.

3) В трахеях.

4) В бронхах. 

6. Что происходит с грудной клеткой при вдохе?

1) Приподнимается, объем уменьшается.

2) Опускается, объем уменьшается.

3) Приподнимается, объем увеличивается.

4) Опускается, объем увеличивается.

7. Назовите орган, в котором образуется желчь.

1) Поджелудочная железа

2) Желудок

3) Печень

4) Желчный пузырь

В 1 . Установите соответствие  между  костями  и их соединениями:

1) позвонки в позвоночнике                                                А) неподвижное  соединение

2) ребра и грудина                                                                 Б)  полуподвижное соединение

3) верхняя челюсть и  скуловые кости                                 В)  подвижное  соединение

4) тазовые кости  

5) фаланги пальцев

6) лобная и теменная кости

1

2

3

4

5

6

В 2.   Установите соответствие  между функциями  и органами дыхательной системы.

1) процесс образования звуков и речи                                                     А) гортань                

2)  определение запаха                                                                                Б) носовая полость

3)  газообмен                                                                                                В) легкие

4)   увлажнение воздуха и очищение  от частичек пыли

5)  рефлекторный кашель

6)  надгортанник защищает дыхательные пути от попадания пищи

1

2

3

4

5

6

При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов В

          Задания для промежуточной аттестации

                 по биологии в 8 классе

        химико-биологического направления

        

                            Вариант 1

Часть 1 (А).

Задание с выбором одного правильного ответа.

1. Сетчатка-это оболочка глаза, которая:

1) Защищает глаз от механических и химических повреждений

2) Снабжает глазное яблоко кровью

3) Поглощает световые лучи

4) Преобразует лучи света в нервные импульсы

2. Какая кость входит в состав грудной клетки?

1)  Ключица.

2) Лопатка.

3) Грудина.

4) Кость плеча.

3. Под внутренней средой организма понимают

1) Внутренние органы.

2) Клетки тела.

8. Вставочные нейроны передают импульсы:

1) От спинного и головного мозга мышцам

2) От рецепторов в центральную нервную систему

3) От чувствительных нейронов в двигательные

4) От рецепторов к мышцам

9. Какой гормон вырабатывает щитовидная железа:

1) Адреналин

2) Инсулин

3) Тироксин

4) Норадреналин

10. В каком отделе сердца начинается малый круг кровообращения:

1) Левый желудочек

2) Правый желудочек

3) Правое предсердие

4) Левое предсердие

Часть 2 (В)

При выполнении задания В1 и В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов  

В3. Установите, в какой последовательности расположены отделы пищеварительного тракта у человека

А) пищевод

Б) ротовая полость

В) глотка

Г) желудок

Д) толстый кишечник

Е) тонкий кишечник

1

2

3

4

5

6

 

Часть 3 (С)

С 1. Дайте ответ 

Каковы функции пищеварительной системы человека?

С 2. Внимательно прочитайте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Сформулируйте их правильно.

1.В состав предплечья входят большая берцовая и лучевая кости, которые относятся к типу плоских костей.

Ответ:

3) Содержимое внутренних органов.

4) Кровь, тканевую жидкость, лимфу.

4. Ответная реакция организма на внешнее раздражение с помощью нервной системы- это:

 1) Инстинкт

2) Рефлекс.

3) Рефлекторная дуга.

4) Синапс.

5.Какое кровотечение наиболее опасно для человека?

1) Артериальное

2) Капиллярное

3) Внутреннее

4) Венозное

6. Органом ,в котором находится гладкая мышечная ткань, является:

1) Сердце

2) Верхние конечности

3) Стенка кишечника

4) Нижние конечности

7. Назовите орган, в котором образуется желчь.

1) Поджелудочная железа

2) Желудок

3) Печень

4) Желчный пузырь

В 1 . Установите соответствие  между  функцией ткани в организме человека и ее типом .

А)обеспечивает поддержание постоянства                          1) Эпителиальная

внутренней среды организма                                    2) Соединительная                          

Б) запасает питательные вещества

В) осуществляет передвижение веществ в организме

Г) защищает от химических воздействий

Д) образует железы

А

Б

В

Г

Д

В 2.   Установите соответствие  между функциями  и органами дыхательной системы.

1) процесс образования звуков и речи                                                     А) гортань                

2)  определение запаха                                                                                Б) носовая полость

3)  газообмен                                                                                                В) легкие

4)   увлажнение воздуха и очищение  от частичек пыли

5)  рефлекторный кашель

6)  надгортанник защищает дыхательные пути от попадания пищи

1

2

3

4

5

6

2.У человека  кровеносная система незамкнутого типа и трехкамерное сердце.

Ответ:

3. В ротовой полости у человека 36 зубов.

Ответ:

4.Процесс образования звука проходит в бронхах.

Ответ:



Предварительный просмотр:

          Задания для промежуточной аттестации

                 по биологии в 8 классе

        химико-биологического направления

        Вариант 2

Часть 1 (А).

Задание с выбором одного правильного ответа.

1. Центры регуляции дыхания и сердечно-сосудистой деятельности находятся в

1) Мозжечке

2) Продолговатом мозге

3) Промежуточном мозге

4) Среднем мозге

2.Какая кость является частью мозгового отдела черепа?

1) Нижняя челюсть.        3) Верхнечелюстная        

2) Носовая.                        4) Лобная.

3.Непрочное соединение с кислородом образует содержащееся  в крови

 вещество.

1) Глюкоза.

2) Инсулин.

3) Гемоглобин.

4) Адреналин.

.

8.Место на сетчатке глазного яблока, откуда выходит зрительный нерв и которое лишено рецепторов, называется

1)  Ресничное тело

2) Стекловидное тело

3) Желтое пятно

4)  Слепое пятно

9.Какие функции выполняют эритроциты крови?

1) Участвуют в свертывании крови.

2) Переносят кислород от легких тканям.

3) Переносят углекислый газ от тканей к легким.

4) Переваривают и обеззараживают бактерии и чужеродные вещества.

10.Соляная кислота – составная часть

1) Ферментов слюны.

2) Желудочного сока.

3) Кишечного сока.

4) Поджелудочного сока.

Часть 2 (В)

При выполнении задания В1 и В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

1

2

3

4

5

6

При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов.

В3. Установите, в какой последовательности расположены органы дыхательной системы у человека

А) носовая полость

Б) гортань

В) бронхи

Г) легкие

Д) трахея

Е) носоглотка

1

2

3

4

5

6

Часть 3 (С) 

С 1. Дайте ответ 

  Каковы функции кровеносной системы человека?

4.Какова функция поджелудочной железы?

1) Выработка витаминов.

2) Выработка желудочного сока.

3) Образование адреналина.

4) Образование инсулина и поджелудочного сока.

5.Что происходит с грудной клеткой при выдохе?

1) Приподнимается, объем уменьшается.

2) Опускается, объем уменьшается.

3) Приподнимается, объем увеличивается.

4) Опускается, объем увеличивается.

6.Где начинается большой круг кровообращения

1) В правом желудочке

2) В левом желудочке

3) В правом предсердии

4) В левом предсердии

7.К эндокринной системе относится

1) Гортань

2) Печень.

3) Слюнные железы.

4) Надпочечники.

В 1. Установите соответствие  между  костями и отделом черепа, к которому они относятся:

1) Лобная                                                            А) лицевой

2) Теменная                                                        Б) мозговой

3) Носовая

4) Затылочная

5) Нижнечелюстная

6) Височная

1

2

3

4

5

6

В 2.   Установите соответствие  между признаком рефлекса и его видом

ПРИЗНАК РЕФЛЕКСА        ВИД РЕФЛЕКСА

1) Является индивидуальным                                 А) Безусловный

2) Характерен для всех особей вида                       Б) Условный

3)  Не требует условий для своего

      возникновения                                                          

4)   Сохраняется в течение жизни

5)  Исчезает при изменении условий

      окружающей среды

6)  Дают возможность человеку выжить

     при изменении среды обитания.

С2. Внимательно прочитайте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Сформулируйте их правильно.

1.Пульс – это ритмичное колебание стенок венозных сосудов, которое составляет в среднем 90-100 ударов в минуту.

Ответ:

2.В состав голени входят большая берцовая и лучевая кости, которые относятся к типу плоских костей.

Ответ:

3.Тонкий кишечник человека имеет общую длину до 8-9 метров.

Ответ:

4.Газообмен происходит в трахее и бронхах.

Ответ:

Место для                                Ф.И._______________________________

штампа                                    Класс____________

Вариант 2

Часть 1 (А).

Задание с выбором одного правильного ответа.

1.Соединение между позвонками

1)Подвижное

2) Полуподвижное

3) Неподвижное

4) С помощью костного шва.

2.Какая кость является частью мозгового отдела черепа?

1) Нижняя челюсть.

2) Носовая.

3) Верхнечелюстная        4) Лобная.

7.В пищеварительной системе за ротовой полостью следует

1) Желудок.

2) Пищевод.

3) Глотка.

4) Тонкая кишка.

8.Сколько пар ребер у человека?

1)  6

2) 14

3) 12

4)  2

9.Какие функции выполняют эритроциты крови?

1) Участвуют в свертывании крови.

2) Переносят кислород от легких тканям.

3) Переносят углекислый газ от тканей к легким.

4) Переваривают и обеззараживают бактерии и чужеродные вещества.

10.Соляная кислота – составная часть

1) Ферментов слюны.

2) Желудочного сока.

3) Кишечного сока.

4) Поджелудочного сока.

4)   интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

5)  формирование каловых масс

6)  завершение расщепления белков, жиров  и углеводов.

1

2

3

4

5

6

При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов.

В3. Установите, в какой последовательности расположены органы дыхательной системы у человека

А) носовая полость

Б) гортань

В) бронхи

Г) легкие

Д) трахея

Е) носоглотка

1

2

3

4

5

6

Часть 3 (С)

С1.  Каковы функции кровеносной системы человека?

3.Непрочное соединение с кислородом образует содержащееся  в крови

 вещество.

1) Глюкоза.

2) Инсулин.

3) Гемоглобин.

4) Адреналин.

4.Какова функция поджелудочной железы?

1) Выработка витаминов.

2) Выработка желудочного сока.

3) Образование адреналина.

4) Образование инсулина и поджелудочного сока.

5.Что происходит с грудной клеткой при выдохе?

1) Приподнимается, объем уменьшается.

2) Опускается, объем уменьшается.

3) Приподнимается, объем увеличивается.

4) Опускается, объем увеличивается.

6.Из клеток организма  в кровь поступает

1) Кислород.

2) Углекислый газ.

3) Азот.

4) Инертные газы.

Часть 2 (В)

При выполнении задания В1 и В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

В 1. Установите соответствие  между  костями и отделом черепа, к которому они относятся:

А) клетки достигают 10-12 см                                  1) гладкая

Б) имеют поперечную исчерченность                     2) поперечнополосатая

В) имеют веретеновидную форму                                  скелетная

Г) клетки многоядерные

Д) иннервируется вегетативной

      нервной системой

А

Б

В

Г

Д

В 2.   Установите соответствие  между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают .

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ                                                        ОТДЕЛЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА

1) обработка пищевой массы желчью                                                     А) желудок                

2) обратное всасывание  воды                                                                  Б) тонкий кишечник

3)  частичное переваривание пищи                                                         В) толстый кишечник

С2. Внимательно прочитайте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Сформулируйте их правильно.

1.Пульс – это ритмичное колебание стенок венозных сосудов, которое составляет в среднем 90-100 ударов в минуту.

Ответ:

2.В состав голени входят большая берцовая и лучевая кости, которые относятся к типу плоских костей.

Ответ:

3.Тонкий кишечник человека имеет общую длину до 8-9 метров.

Ответ:

4.Газообмен происходит в трахее и бронхах.

Ответ: