План самообразования

Мамедова Светлана Анатольевна

Тема: "Использование системно - деятельностного подхода на уроках биологии в условиях ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2017-2021.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» города Когалыма

План профессионального  самообразования

заместителя директора, учителя биологии

Мамедовой Светланы Анатольевны

Тема: «Использование системно-деятельностного подхода

 на уроках биологии в условиях  ФГОС»

Срок реализации: 2017 – 2021 год

Г. Когалым, 2017

Работа над темой начата в 2017 году

Предполагается закончить работу над темой в 2021 году.

Тема самообразования определена, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ по биологии с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.

Цели самообразования:

- систематизация  накопленного  опыта  работы;

- повышение  своего профессионального уровня в области теории и методики преподавания биологии в связи с введением новых ФГОС;

-представление  результатов  профессиональной деятельности;

-планирование действий по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов;

-оценка профессиональной компетенции;        

Задачи самообразования:

-повышение профессионального  уровня;

- достижение более высоких результатов в работе (качество, эффективность использования современного оборудования, достижения учащихся);

-развитие  инновационного  поведения, нового педагогического мышления;

-развитие  и повышение уровня  научно-исследовательской и методической культуры.

Принципы профессионального самообразования:

непрерывность, целенаправленность, интерактивность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, системность.

Источники самообразования:

  -специализированная литература (методическая, научно-популярная,   публицистическая),

-интернет;

-семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,

-мастер-классы,

-курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

-индивидуальная – через индивидуальный план,

-групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей биологии.

Ожидаемый результат самообразования:

-повышение качества преподавания предмета;

-разработка учебных рабочих программ по биологии  в связи с требованием ФГОС,

-применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;

-разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

-разработка и апробирование  системно-деятельностного подхода на уроках биологии; 

-разработка дидактических материалов, создание новых проектов;

-создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;

-доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;

- самоанализ своей профессиональной деятельности.

Содержание и формы реализации программы

Направления

Формы

Систематическое обучение

-курсы

-методические семинары, вебинары

Педагогическое общение

-участие в работе ГПС учителей биологии

-проведение открытых уроков

-посещение открытых уроков коллег

-участие в тематических конкурсах

-сообщение докладов

-презентации

Практика

-разработка методических материалов

-обобщения педагогического опыта по теме самообразования

-разработка  уроков с внедрением темы самообразования

Индивидуальная работа

-изучение методической литературы по теме

-знакомство с опытом коллег

Примерный план

реализации программы на 2017-2021 гг.

№ п/п

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические мероприятия

Сроки реализации

1.     Научно-теоретическая подготовка

1.1

Развитие:

1.знаний теоретических основ предмета.

2. знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике

3. знаний новых компьютерных технологий

1.чтение научно-методической литературы по биологии и химии.

2. обзор в Интернете информации по биологии и  инновационным технологиям

3.прохождение курсов повышения квалификации

Регулярно

1.2

Повышение уровня квалификации

1. решение задач, тестов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы

2. посещение уроков своих коллег

3. классификация и решение заданий ЕГЭ и ОГЭ по биологии

4. прохождение предметных курсов по биологии, в том числе и дистанционных

5.участие в работе жюри по проверке конкурсных и олимпиадных работ учащихся

В течение года

2.Методическая подготовка

2.1

Совершенствование

1. разработка конспектов уроков

2.разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.

3.разработка комплекта входных и итоговых самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов

4.разработка комплекта олимпиадных  заданий

5.участие в конкурсах, конференциях, семинарах

Регулярно

2.2.

Разработка программно-методического обеспечения

а) научно-методическая работа

1. изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся

2. организация проектно-исследовательской работы учащихся

В течение года

2.3.

б) участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы

1.проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы

2. выступление на заседании ШМО и ГПС с самоанализом

3. общение с коллегами в школе

4. работа в школьной лаборатории

В течение года, по плану ШМО и ГПС

2.4.

в)опытно-экспериментальная работа

 

 

1.разработка программ

2.оказание методической помощи коллегам в подготовке исследовательских работ учащихся

В течение года

3.Психолого-педагогическая подготовка

3.1

1.Изучение психолого-педагогической, методической литературы

2.Совершенствование искусства общения, влияния, педагогических качеств

1. чтение научно-методической литературы по психологии и педагогике

2. обзор в Интернете информации по педагогике, психологии

3.изучение работы лучших учителей школы, города, региона

Систематически

Перспективный план

В условиях реализации ФГОС проблема оценки планируемых результатов достаточно актуальна. Среди многообразия форм и методов оценивания образовательных достижений учащихся я стремлюсь выбирать как традиционные (контрольные работы, творческие работы, контрольно-измерительные материалы, составленные в формате ОГЭ и ЕГЭ), так и инновационные средства оценивания: портфолио (так как позволяет отслеживать положительную динамику роста личностных достижений), рейтинговая система оценки (использую при проектной деятельности); система мониторинга качества обученности учащихся, которая осуществляется посредством организации стартового контроля-текущего-промежуточного-итогового (позволяет фиксировать уровень знаний и практических навыков каждого ученика, а также выстраивать индивидуальный образовательный маршрут). При всем этом считаю, что следующая тема самообразования  будет: «Совершенствование форм и видов контроля и диагностики».

С целью повышения уровня своего профессионального образования, исходя из анализа собственной деятельности, планирую заниматься самообразованием,  через семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, конкурсы различного уровня и изучение опыта коллег; также планирую создать цикл уроков с использованием технологий смыслового чтения и транслировать его в педагогических сообществах различного уровня.

Направление работы

Учебный год

 2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Аттестация

+

Курсы

+

Выступление на МО

+

+

+

Участие в семинаре

+

Участие в предметной неделе

+

+

+

+

Участие в олимпиадах

+

+

+

+

Участие в научно-практических конференциях

+

+

+

Мониторинг

+

+

+

+

Публикации

+

Авторская программа

+

+

+

+

Национальное образование

+

+

+

+

Проекты и творческие работы одаренных учащихся

+

+

+

+

Разработка содержания контрольных работ и уровневых работ по биологии

+

+

+

+

Разработка календарно – тематического планирования обучения по биологии  5-11 класс

+

+

+

+

Использование современных педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания

+

+

+

+

Широкое использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций

+

+

+

+

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

-поурочные планы

-заполнение электронного журнала

Ежемесячно

-взаимопосещение уроков

-участие в конкурсах

Каждую четверть

-организация работы по преемственности

-отчеты по качеству, успеваемости

-посещение школьных семинаров

Один раз в полугодие

-посещение городских семинаров

Один раз в год

-разработка и утверждение рабочей программы

-утверждение плана по самообразованию

-представление и утверждение программ элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, кружка

-школьные олимпиады

-муниципальный этап олимпиады

-промежуточная аттестация

-подготовка материалов к промежуточной аттестации

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности,  потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным  самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.