Методическая работа

Рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПЕЦКУРС ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАССА

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Пояснительная записка

Физика – одна из основных наук о природе. Только изучив её, человек начинает понимать взаимосвязь явлений, происходящих в окружающем мире. Без знания физики в настоящее время невозможно изучать и другие естественные науки. Но чтобы знать физику, надо не просто выучить материал, содержащийся в школьных учебниках. Дополнительно к этому желательно научиться разбираться в разнообразных физических ситуациях, уметь решать задачи.

Анализ результатов ЕНТ  по физике в течение последних лет показывает,  что одной из возможных причин не совсем успешного выполнения  заданий является несоответствие между требованиями школьного ГОСО по физике и требованиями, предъявляемыми при  выполнении заданий ЕНТ по физике.

Данная программа имеет целью, учитывая требования по физике для поступающих в вузы, свести к минимуму недочёты в уровне подготовки выпускников. В основу её построения положено 2 принципа: системно-деятельностный и дедукции.

         Тема начинается с краткого изложения теории изучаемого вопроса. Напомнив теорию, учитель знакомит учащихся с различными методами решения стандартных и нестандартных задач по изучаемой теме, предлагая подробнейший разбор целого ряда задач с учётом различных подходов к их решению. Для желающих предоставляется возможность самостоятельно потренироваться в решении задач, используя индивидуальные тренировочные задания по всему курсу программы, которые сгруппированы по уровню сложности.

Программа спецкурса  предполагает обучение школьников стандартным и нестандартным методам решения задач через:

  1. приведение в единую систему знания по физике, полученных при изучении базового курса;
  2. обучение применять знания теории физики при решении задач разного уровня сложности.
  3. обучение учащихся выбирать при решении задач  по физике наиболее рациональный способ, учитывая и альтернативные решения.
  4. обучение учащихся работать с тестовой продукцией.

Спецкурс обеспечивает:

  • развитие творческого мышления через организацию интенсивной умственной деятельности; свободу деятельности;
  • самоутверждение личности в окружающем обществе;
  • путь к духовному развитию учителя и ученика;
  • различные варианты уровневой и профильной дифференциации;
  • связь между теорией и практикой, принцип преемственности;
  • интеграцию с другими науками (математика, химия, информатика);
  • развитие личности ученика; успешную учёбу в заочной  школе «Ертыс Дарыны»;
  • успешную итоговую аттестацию учащихся в различных формах, в том числе и в форме ЕНТ, высокий процент поступления выпускников в вузы страны;
  • участие в районных и областных олимпиадах.

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО СПЕЦКУРСА ПО ФИЗИКЕ

“МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ”

10 класс – 34 часа (занятия)

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ИХ РЕШЕНИЕ

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ. ( 2 ЗАНЯТИЯ )

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию., способу задания, способу решения. Примеры решения задач всех видов.

  1.  ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ( 4 ЗАНЯТИЯ )

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи.

Различные приемы и способы физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т.д.

МЕХАНИКА

  1.  КИНЕМАТИКА, ДИНАМИКА И СТАТИКА (12 ЗАНЯТИЙ ).


Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на определение кинематических и динамических характеристик движения материальной точки, системы точек, твердого тела.

Графические задачи по кинематике.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Решение задач на основные закономерности механических колебаний.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, на бытовом содержании, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

  1.  ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ ( 6 ЗАНЯТИЙ).


Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с приемами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

  1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ ( 6 ЗАНЯТИЙ).

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение МКТ. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клайперона. Решение задач на определение характеристик влажности воздуха.

Решение задач на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, запас прочности, сила упругости.

Решаются качественные и количественные задачи. Особое внимание уделяется проговариванию решения качественных задач. С этой целью возможно шире используются графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

  1.  ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ ( 4 ЗАНЯТИЯ).

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.
Авторы программы: В.А.Орлов (Москва, НИИ СиМО АПН ),
Ю.А.Сауров (г.Киров, Педагогический институт).
(Печатается по изданию: “Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы. Сборник № 2, часть 2 – физика, астрономия, география”, М, “Просвещение”, 1990)

Календарно-тематический план

Спецкурса по физике 10 класс

«Методы решения физических задач»

Темы занятий

Дата

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ ( 2 занятия)

2

1/1

Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач.

7/09

2/2

Классификация физических задач.

14/09

ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (4 занятия)

4

3/1

Общие требования при решении физических задач.

21/09

4/2

Различные приемы и способы решения аналитических задач.

28/09

5/3

Графические и геометрические приемы и способы решения физических задач.

5/10

6/4

Особенности решения качественных задач.

12/10

КИНЕМАТИКА, ДИНАМИКА И СТАТИКА ( 12 занятий)

12

7/1

Координатный метод при решении задач по кинематике

19/10

8/2

Решение аналитических задач на определение кинематических характеристик системы точек.

26/10

9/3

Решение графических задач по кинематике.

02/11

10/4

Принцип относительности в задачах по кинематике.

16/11

11/5

Решение задач на основные законы динамики для материальной точки.

23/11

12/6

Решение задач на определение динамических характеристик системы точек.

30/11

13/7

Решение задач на определение динамических характеристик тела в разных инерциальных системах отсчета.

7/12

14/8

Решение задач на определение характеристик равновесия физических систем, не имеющих оси вращения.

14/12

15/9

Решение задач на определение характеристик равновесия физических систем, имеющих ось вращения.

21/12

16/10

Решение задач на решение основного уравнения механического колебательного движения.

28/12

17/11

Решение графических задач по теме “Механические колебания”

11/01

18/12

Решение задач на примеры механических колебательных систем (математический маятник, тело на пружине)

18/01

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (6 занятий)

6

19/1

Решение задач по механике с помощью законов сохранения

25/01

20/2

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение

01/02

21/3

Решение задач на определение работы и мощности

8/02

22/4

Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии.

15/02

23/5

Решение задач несколькими способами

22/02

24/6

Знакомство с приемами решения олимпиадных задач

01/03

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ГАЗОВ, ЖИДКОСТЕЙ И ТВЕРДЫХ ТЕЛ (6 занятий)

6

25/1

Решение качественных задач на основные положения и основное уравнение МКТ.

15/03

26/2

Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ и определение скоростей молекул.

22/03

27/3

Решение задач определение характеристик газа в изопроцессах.

05/04

28/4

Решение задач на свойства паров.

12/04

29/5

Решение задач на определение характеристик влажности воздуха.

19/04

30/6

Решение задач на определение механических характеристик твердого тела.

26/04

ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (4 занятия)

4

31/3

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики.

24/04

32/4

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики.

2/05

33/5

Решение задач на тепловые двигатели.

8/05

34/6

Решение задач на тепловые двигатели.

15/05

Список учебно-методической литературы по физике:

  1. Банк задач для поступающих в ХГТУ: Учебное пособие / Сост. Г.С. Лукина и др. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 1994. 151с.
  2. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике: Учеб. Пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С.М. Козела. – М.: Просвещение, 1995. – 176 с.
  3. Богатин А.С. Монастырский Л.М. ФИЗИКА: Пособие для абитуриентов. – Минск: Интер-прессервис.– Ростов н/Д: Феникс, 2002.– 512 с.
  4. Единый государственный экзамен. Физика. Варианты контрольных измерительных материалов. Министерство образования РФ М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002.
  5. Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Физика. / Авт.-сост. В.А. Орлов, Н.К. Ханнанов; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2003. – 222 с.
  6. Касаткина И.Л., Ларцева Н.А., Шкиль Т.В. Репетитор по физике. В 2-х томах. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1995.
  7.  Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. Решения олимпиадных задач по физике / Ред.-сост.А.В. Чеботарёва.– М.: Школа-Пресс, 1999 –80с.
  8. Лукина Г.С. «Индивидуальные задания по кинематике и динамике для учащихся».
  9. Лукина Г.С. «Индивидуальные задания по электродинамике и оптике для учащихся».
  10. Лукина Г.С. «Индивидуальные задания и методические указания по обзорному курсу элементарной физики».
  11. Лукина Г.С. «Контрольные работы №1, №2 по физике и методические указания».
  12. Лукина Г.С. «Контрольные работы №3, №4 по физике и методические указания».
  13. Лукина Г.С. «Контрольные работы №5, №6, №7 по физике и методические указания».
  14. Меледин Г.В. физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями: Учеб. Пособие.– М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1989.–272 с.
  15. Мясников С.П., Осанова Т.Н. «Пособие по физике».– М.: Высшая школа, 1994. – 392 с.
  16. Титов Р.П. Задачный минимум по физике для абитуриентов и школьников.– М.: Школа-Пресс, 2001 – 48 с.
  17. Трофимов Т.И. Курс физики: Учеб. Пособие для вузов. – 7-е изд., стер. – М.: Высш. Шк., 2001. – 542 с.
  18. Физика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы / Авт.-сост. Н.В. Турчина, Л.И. Рудакова, О.И. Суров и др. – М.: Дрофа, 2000. – 672 с.
  19. Физика. Тесты. 11 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.
  20. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 9-11 классах.– Волгоград: Учитель, 2003.- 115 с.
  21. Шевцов В.А. Тесты по физике для 7-11 классов.– Волгоград: Учитель, 2003.-58 с.



Предварительный просмотр:

http://kiro46.ru    КИРО-Курский институт развития образования

https://ege.sdamgia.ru   Решу ЕГЭ  

http://school-collection.edu.ru   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://znanika.ru  Электронная школа Знаника

https://nsportal.ru/ushakova-galina-nikolaevna  сайт работников образования

https://infourok.ru/user/ushakova-galina-nikolaevna  образовательный портал Инфоурок

http://www.fipi.ru/   ФИПИ

https://urokimatematiki.ru/     Уроки математики



Предварительный просмотр:

D:\Мама\планир 14-15 уч год\сканирование0008.jpg

Данный курс предназначен для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений естественнонаучного или естественно-математического профиля.

Цель курса - представление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.

Основная задача курса – помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

На занятиях школьники на практике познакомятся с теми видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическим применением физики. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых экспериментов, затем заданий исследовательского и конструкторского типа позволит либо убедиться в правильности предварительного выбора, либо изменить свой выбор и попробовать себя в каком-то ином направлении.

Содержание курса построено по принципу от простого к сложному таким образом, чтобы школьники не только приобретали новые умения и навыки, но и научились их творчески применять.

         При этом теоретические знания целесообразны лишь на первом этапе при формировании группы и определении интересов и способностей учащихся.

Основными же формами занятий должны стать практические работы учащихся в физической лаборатории и выполнение простых экспериментальных заданий по интересам в домашних условиях. На эти виды работ предполагается выделить не менее 70% учебного времени.

На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, научатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение практических и экспериментальных заданий позволит применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах.

Развитию способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их помогут семинарские занятия. Каждому участнику семинарского занятия предоставляется возможность выступить в роли докладчика или содокладчика, референта или консультанта.

При выполнении лабораторных работ физического практикума, посвященных исследованиям некоторых процессов и явлений в физике, учащиеся могут попробовать себя в решении индивидуальных экспериментальных и конструкторских задач, работая настолько самостоятельно, насколько они пожелают и смогут. Результаты исследований представляют на классном или школьном конкурсе творческих работ.

Все виды практических заданий рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики и могут выполняться в форме лабораторных работ или в качестве индивидуальных экспериментальных заданий по выбору.

Учебное пособие может быть полезным для учащихся при решении задач, встречающихся в повседневной жизни людей, таких как правильное измерение температуры, измерение артериального кровяного давления, проверка исправности электроприборов. Мы хотим показать учащимся, что они могут стать компетентными во многих практических вопросах уже сейчас. Предлагаемые задачи простые, но для их решения необходимо творческое применение знаний.

Курс направлен на воспитание у школьников уверенности в своих силах и умение использовать разнообразные приборы и устройства бытовой техники в повседневной жизни, а также на развитие интереса к внимательному рассмотрению привычных явлений, предметов. Желание понять , разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей, которые служат человеку всю жизнь, неминуемо потребует дополнительных знаний,  подтолкнет к самообразованию, заставит наблюдать, думать, читать, изобретать.

Авторы сознательно включили в программу курса избыточный материал для того, чтобы учитель мог творчески отнестись к выбору материала в соответствии с уровнем подготовленности учащихся и их интересами, наличием оборудования в кабинете физики в соответствии с собственными интересами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Методы измерения физических величин (22 ч)

Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные погрешности и погрешности отсчета. Классы точности приборов. Границы систематических погрешностей и способы их оценки. Случайные погрешности измерений и оценка их границ.

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимента. Учет влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбор метода измерений и измерительных приборов.

Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов.

Измерения времени. Методы измерения тепловых величин. Методы измерения электрических величин. Методы измерения магнитных величин. Методы измерения световых величин. Методы измерения в атомной и ядерной физике.

Лабораторные работы

  1. Измерение длины с помощью линейки и микрометра.
  2. Оценка границ погрешности при измерениях силы тока.
  3. Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
  4. Измерение коэффициента трения скольжения.
  5. Изучение движения системы связанных тел.
  6. Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампы.
  7. Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины.
  8. Измерение теплоты плавления льда.
  9. Измерение индукции магнитного поля.

Физические измерения в повседневной жизни (10 ч)

Измерение температуры в быту. Влажность воздуха и способы ее измерения. Исследование работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы. Бытовые источники света.

 Лабораторные работы

  1. Исследование зависимости показателей термометра от внешних условий.
  2. Измерение влажности воздуха.
  3. Измерение артериального кровяного давления.
  4. Изучение принципа работы электрической зажигалки.
  5. Изучение принципа работы лампы дневного света.

Экскурсия в диагностические кабинеты поликлиники (2 ч)

Учебно-тематический план

№ занятия

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата поведения

Методы измерения физических величин (22 ч)

Основные и производные физические величины и их измерения.

1

05.09

Единицы и эталоны величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений.

1

12.09

Измерительные приборы, инструменты, меры.

1

19.09

Инструментальные погрешности и погрешности отсчета.

1

26.09

Классы точности приборов. Границы систематических погрешностей и способы их оценки.

1

03.10

Случайные погрешности измерений и оценка их границ.

1

10.10

Этапы планирования и выполнения эксперимента. ТБ при проведении.

1

17.10

Учет влияния измерительных приборов на исследуемый процесс.

1

24.10

Выбор метода измерений и измерительных приборов.

1

31.10

Способы контроля результатов измерений.

1

14.11

Таблицы и графики. Обработка результатов измерений.

1

Измерения времени. Методы измерения тепловых величин.

1

21.11

Измерение длины с помощью линейки и микрометра

1

28.11

Оценка границ погрешности при измерениях силы тока

1

05.12

Измерение коэффициента трения скольжения.

1

12.12

Изучение движения системы связанных тел.

1

19.12

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.

1

26.12

Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампы.

1

16.01

Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины.

1

23.01

Измерение теплоты плавления льда.

1

30.01

Измерение индукции магнитного поля.

1

06.02

Экспериментальные творческие задания по теме

1

13.02

Физические измерения в повседневной жизни (10 ч)

Измерение температуры в быту.

1

20.02

Влажность воздуха и способы ее измерения.

1

27.02

Исследование работы сердца.

1

06.03

Источники электрического напряжения вокруг нас.

1

13.03

Бытовые электроприборы. Бытовые источники света.

1

20.03

Исследование зависимости показателей термометра от внешних условий.

1

03.04

Измерение влажности воздуха.

1

10.04

Измерение артериального кровяного давления.

1

17.04

Изучение принципа работы электрической зажигалки.

1

24.04

Изучение принципа работы лампы дневного света.

1

08.05

Экскурсия в диагностические кабинеты поликлиники (2 ч)

33-34

Кабинеты функциональной диагностики

2

15.05

22.05

Итого

34



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу
«Решение нестандартных задач по физике» 9 класс.

Пояснительная записка.

Программа курса «Решение нестандартных задач по физике» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).

На изучение физики в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.

Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Задачи:

1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.

2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.

3. Выработать исследовательские умения.

4. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.

Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Данный курс «Решение нестандартных задач по физике» содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и контрольных заданий  для обобщения изученного материала за курс средней школы и расширения программы.

Учащиеся при работе по курсу «Решение нестандартных задач по физике» должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с текстами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

Технологии, используемые в организации занятий:

- проблемное обучение,

- проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Для организации занятий используются следующие формы:

- лекционное изложение материала;

- эвристические беседы;

- практикумы по решению задач;

- исследования;

- работа в малых группах.

Формами контроля при проведении данного курса являются:

- Самостоятельная работа по решению задач;

- Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;

- Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;

Данный курс предполагает следующие результаты:

- Овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач.

- Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического цикла.

Программа рассчитана на обучающихся 9 классов.

Количество часов -  34, часов в неделю -  1.

Используемая литература:

1. Программа общеобразовательных учреждений «Физика 9 класс».

2. «Самостоятельные и контрольные работы по физике 7-9 класс» Кирик Л.А.

3. «Физика. Механика» учебное пособие для школ с углублённым изучением физики М.М.Балашов, А.И. Гомонова, А.Б. Долицкий.

4. «Сборник задач для 9-11 классов» Н.И.Гольдфарб. «1001 задача по физике» И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик

5. «Сборник задач по физике» под ред. С.М. Козела.

Календарно – тематическое планирование.


п/п

Тема занятия

Вид

отчета

Вид

 работы

Примечания

Дата

1

Виды задач и их классификация.

лекция

2

Методика решения физических задач. Алгоритм решения задач.

лекция

3

Решение олимпиадных задач на нахождение средней плотности.

Работа в группах

4

Решение олимпиадных задач на расчет средней скорости.

Работа в группах

5.

Избранные задачи по кинематике.

Самостоятельная работа

5

Зачетное домашнее задание по разделу «Кинематика»

Контрольная работа

6.

Решение задач на законы Ньютона.

Работа в группах

7.

Алгоритм решения задач на законы Ньютона.

лекция

8.

Решение задач на движение тела под действием нескольких сил

Индивидуальные задания

9.

Решение нестандартных задач по теме «Законы Ньютона»

Работа в группах

10.

Разбор олимпиадных заданий по теме «законы Ньютона»

Работа в группах

11.

Зачетное домашнее задание по разделу «Законы Ньютона»

Контрольная работа

12.

Занимательные задачи и их решения.

лекция

13.

Работа с текстом физического содержания.

Работа в группах

14.

Разбор и решение комбинированных задач.

лекция

15.

Разбор и решение комбинированных задач.

Индивидуальные задания

16.

Решение задач по теме «Криволинейное движение».

Индивидуальные задания

17.

Решение задач по теме «Законы движения и взаимодействия тел»

Работа в группах

18.

Разбор олимпиадных заданий по теме «Законы движения и взаимодействия тел»

Работа в группах

19.

Зачетное домашнее задание по разделу «Законы движения и взаимодействия тел»

Контрольная работа

20.

Решение задач по теме «Колебания и волны».

лекция

21.

Решение нестандартных задач по теме «Колебания и волны»

Работа в группах

22.

Разбор задач по теме «Электромагнитные  явления»

семинар

23.

Разбор олимпиадных заданий по теме «Электромагнитные явления»

Индивидуальные задания

24.

Изучение  устройства электродвигателя

доклад

Практическое задание

25.

Зачетное домашнее задание по разделу «Электромагнитные явления»

Контрольная работа

26.

 Повторение курса 7 класса. Раздел «Простые механизмы»

Индивидуальная работа

27.

Повторение курса 7 класса.

«Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Индивидуальная работа

28.

 Повторение курса 8 класса. Раздел «Тепловые явления»

Индивидуальная работа

29.

 Повторение курса 8 класса. Раздел «Тепловые явления»

Индивидуальная работа

30.

Повторение курса 8 класса. Раздел «Электрические явления»

Разбор заданий

Работа в группах

31.

Повторение курса 8 класса. Раздел «Электрические явления»

Индивидуальная работа

32.

Итоговое занятие по курсу повторения 8 класса

Контрольная работа

33.

 Итоговое занятие

34.

Подведение итогов