Проблемное обучение на уроках физики как средство реализации стандарта второго поколения

Использование методики проектного обучения разнообразит уроки и делает полезными  и интересными, запоминающимися с высоким КПД!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ,  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ

ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Ушакова Галина Николаевна

учитель физики МБОУ «Гимназия №1» города Курчатова

        Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые необходимы им для дальнейшей  адаптации в социуме. В образовательных учреждениях сегодня  особенно важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, научить навыкам самостоятельной работы, развить творческие способности личности. Поэтому современный  учитель сегодня должен учить умению выдвигать гипотезы, решать проблемы.

        Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Его цель – усвоение не только основ науки, но и самого процесса получения знаний, развитие познавательных и творческих способностей обучающегося. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия».

        Конечно, проблемное обучение нельзя рассматривать как только самостоятельные открытия и поиски проблем. В нем сочетаются объяснение учителя, решение задач различного уровня и типа, выполнение учащимися практических работ. Создание проблемной ситуации на уроке, делает его более значимым.

         Мои ученики,  начиная с 7 класса, отрабатывают метод научного познания:  факты гипотеза модель эксперимент. Ребята говорят, что самое сложное - это выдвижение гипотез, но самое интересное - проведение эксперимента. Безусловно, проведение уроков с использованием проблемного обучения требует и от учителя умения правильно поставить вопрос, который бы вызывал необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, искать закономерность, делать выводы. Помимо этого, основная трудность проблемного обучения на уроках физики – это наличие современного  лабораторного оборудования.

         Методы проблемного обучения интересны тем, что их можно использовать на различных этапах урока: изложение нового материала, закрепление, обобщение, систематизация знаний, лабораторные и экспериментальные работы, а также домашний эксперимент и творческое задание.

          Примерами таких заданий могут служить задачи практической направленности. Например, определите диаметр проволоки, имея карандаш и линейку. Имея стопку монет, определите толщину одной монеты. В каком случае толщина одной монеты будет измерена более точно: с малым или большим числом монет?  В каком положении прямоугольника давление на поверхность максимальное или минимальное? На пустой пластиковой бутылке с плотно закрытой пробкой, которую вынесли на мороз, образовались вмятины. Как вернуть бутылке первоначальную форму? Объясните свои действия. Ребята при изучении темы «Давление газа» выдвигают гипотезы о том, от чего оно будет зависеть. Поверяют на опыте. При изучении темы «Сообщающиеся сосуды» экспериментально устанавливают закон сообщающихся сосудов. Изготавливают модели фонтана, «артезианского водолаза», прибор для демонстрации давления в газах и жидкостях, рассчитывают собственное давление, плотность тела, совершаемую работу, развиваемую мощность,  рассчитывают собственную скорость при движении из дома до школы. При изучении темы «Электрическая цепь» проверяют экспериментально включение звонков и лампочек последовательно и параллельно. Опытным путем устанавливают зависимость силы тока от напряжения, от каких величин зависит сопротивление проводников. Используя проволочный моток и магнит,  определяют индукционный ток и условия когда он возникает. На уроках можно и удобно использовать не только фронтальные эксперименты, но и  много проблемных задач, например, смешанное соединение проводников, состоящее из n-ого количества одинаковых резисторов.

          Проблемное обучение дает свои положительные плоды в познавательной деятельности учащихся, когда учитель использует систематически поисково-проблемные методы, а не применяет их от случая к случаю. Ведь, проблемное обучение направлено на активизацию мыслительной деятельности обучающихся (дети порой делают нестандартные предположения, что говорит о развитии их творческой личности), формирование познавательного интереса. Помимо этого, создает предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления, навыков анализа, синтеза, обобщения, показывает связь изучаемого материала на уроке с повседневной жизнью. Все эти требования к модели личности ученика как раз отражены в стандарте  второго поколения.

         Безусловно, у проблемного обучения есть свои плюсы и минусы.  Применяя на своих уроках проблемно-поисковые методы, могу отметить повышение качества знаний обучающихся, уровня интереса к предмету и познавательной активности. Проводя рефлексию, анализирую, что именно такие уроки интересны и продуктивны. Могу также отметить повышение КПД урока. Каждый учитель самостоятельно решает использовать его на своих уроках или нет, но тот кто проникся проблемно-поисковыми методами обучения и увидел горящие глаза своих учеников, уже не сможет от него отказаться, несмотря на все трудности и большие временные затраты по подготовке. 

         Стандарт современного образования говорит нам о том, что «Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых он мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам» (Монтень). Проблемное обучение подходит для этого как нельзя лучше!