Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Развитие творческих и интеллектуальных возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Поэтому важно активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску способных и одаренных детей, созданию оптимальных условий для их развития и воспитания, становления личности.         

Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать    образовательную среду и условия для проявления и развития творческих, интеллектуальных способностей детей, для раскрытия потенциала ребенка. Работа строится как в урочное, так и во внеурочное время.  К урочной деятельности относится проведения уроков с учетом личностно-ориентированного обучения. К внеурочной деятельности относятся проведение дополнительных занятий, предметных недель, конкурсов и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в группе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
 
Система  работы  с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Для диагностики одаренности  использую классические тесты  Г. Айзенка, Э. Беннета,  Р. Амтхауэра. Методики  Н. Г. Лускановой и А.И. Савенкова

Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться.  Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Выявление способностей проводится следующими способами:

·         Технологии развивающего обучения на уроках.

·         Олимпиады, конкурсы, викторины, творческие задания .

·         Научно-практические конференции.

·         Внеурочная деятельность.

·         Творческие предметные недели.

·         Проведение    коллективно    -    творческих    дел.

·         Выступление      на     концертах.

·         Спортивные соревнования.

Цели и задачи:

Главная цель – выявление, обучение, воспитание и поддержка учащихся, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого успешным. Из цели вытекают задачи:

·         Выявление способностей и создание системы работы с детьми;

·         Создание условий для оптимального развития;

·         Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

·         Развитие общей эрудиции, расширение кругозора;

·         Развитие у детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

·         Стимулирование творческой деятельности;

·         Социальная и психологическая поддержка.

Методы и формы работы:

В учебной деятельности работа основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

К урочной деятельности относятся следующие виды:

·         проблемно-развивающее обучение,

·         проектно-исследовательская деятельность,

·         игровые технологии (деловые игры и путешествия),

·         информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

·         развития способностей (разно уровневые тесты, презентации)

·         творческие и нестандартные задания.

К внеурочной деятельности относятся:

·         факультативы,

·         предметные недели,

·         театрализованные праздники,

·         олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы

Одна из форм работы использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности детей.

Предметные недели.

Направлены на раскрытие творческого потенциала учащихся, появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, проявить эрудицию и исследовательские навыки. Такая работа способствует повышению мотивации детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Школьный  хореографический ансамбль состоит почти полностью из учеников нашего класса, они участвуют во всех значимых мероприятиях школы.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

            Создаю и постоянно пополняю банк заданий олимпиад.

Принципы работы:

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип опережающего обучения.

5. Принцип комфортности в любой деятельности

6. Принцип развивающего обучения.

7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.

О результативности организации работы с детьми, которые обладают повышенными интеллектуальными способностями, следует судить по индивидуальному продвижению  обучающихся.

Мои ученики принимают участие в разного рода соревнованиях конкурсах,  викторинах, олимпиадах. В школе занимают только первые и призовые места.

Результаты участия учащихся в мероприятиях

Иваненко Вероника,-2  место во 2 Московской Международной олимпиаде по ментальной арифметике (очно)

Бабанский Кирилл,- 1 место Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике младших школьников

.Бабанский Кирилл,1 место Всероссийском конкурсе детского творчества в номинации «Природа моего края»

Бабанский Кирилл,- 2 место Всероссийском конкурсе детского творчества в номинации «Пластилиновая страна»

Марчук Надя  - Всероссийский конкурс «КИТ» 3 место по школе

Индюхина Ксения - - Всероссийский конкурс «КИТ» 2 место по школе

 

Марчук Надя- Русский медвежонок 1 место по школе

Международная олимпиада по русс языку( Монголия)участие  11 чел

Марчук Надя- Всероссийский конкурс «КИТ» 2 место по школе

Городской конкурс "Грамматик 2020" участие

Международный конкурс «Кенгуру-математика для всех» Марчук Н. 1 место по Республике Бурятия

      Индюхина Ксения- Русский медвежонок 1 место по школе

Всероссийский конкурс «КИТ» 1 место по Республике Бурятия Колмакова К.

Грамота за второе место по школе в марафоне «Тайны Египта»  - Петров Данил

 Награда за прохождение квестов "Первооткрыватель" – Гунтыпова Дарьяна

Награда за прохождение квестов "Чемпион заданий"- Марчук Надежда

Грамота за второе место по школе в марафоне «Покорение Рима»-Петров Данил

     Диплом победителя в осенней олимпиадe «Олимпийские игры» по окружающему миру для 3-го класса-  Чаюн Александр
Диплом победителя в осенней олимпиадe «Олимпийские игры» по окружающему миру 2020 г. для 3-го класса- Гунтыпова Дарьяна
Диплом победителя в осенней олимпиадe «Олимпийские игры» по математике 2020 г. для 3-го класса- Гунтыпова Дарьяна
Грамота за первое место по школе в марафоне «Путешествие в Индию»- Гордеев Михаил
Грамота за второе место по школе в марафоне «Путешествие в Индию»- Кадыров Роман
Грамота за третье место по школе в марафоне «Путешествие в Индию»- Марчук Надежда
Диплом победителя в олимпиадe BRICSMATH.COM для 3-го класса- Гордеев Михаил
Диплом победителя в олимпиадe BRICSMATH.COM для 3-го класса- Чимитова Арюна
Грамота за первое место по школе в марафоне «Затерянная Атлантида»-Петров Данил
Диплом победителя в олимпиадe BRICSMATH.COM для 3-го класса- Иваненко Вероника
Диплом победителя в олимпиадe BRICSMATH.COM для 3-го класса- Марчук Надежда

    1 место по школе ВсОШ по русс.яз-Чимитова Арюна

   2-е место по школе ВсОШ по математике –Гордеев Михаил

   Всероссийская межпредметная онлайн-олимпиада «Дино» для 1-5 классов – Доржиев Дмитрий Всероссийская олимпиада по экологии. Диплом победителя: Митрошина Л,Гунтыпова Д,Аюшеев Г,Бабаилова Д, Гуров Р, Доржиев Д, Индюхина К, Исакова Д,Калашников М, Марчук Н, Соловьев И, Цоктоева А, Чаюн А.(13 уч)Всероссийская олимпиада по литературе. Диплом победителя: Бабанский К., Гунтыпова Д., Бабаилова В., Бабаилова Д., Гусев В., Доржиев Д., Иваненко В., Индюхина К., Исакова Д., Марчук Н., Соловьёв И., Цоктоева А., Чимитова А., Шагжиев Э.(14 уч) Всероссийская историко-краеведческая олимпиада «Многовековая Югра» Диплом победителя: Исакова Дарья, Индюхина Ксения, Бабаилова Дарья, Бабаилова Валерия (4ч)Всероссийская онлайн-олимпиада "Безопасные дороги" Диплом победителя: Цоктоева Алина, Марчук Надежда, Исакова Дарья, Индюхина Ксения, Шагжиев Эрдэм, Чимитова Арюна, Гордеев Михаил, Балаганская Жанна, Аюшеев Гэсэр, Соловьёв Илья, Проскурякова Алёна, Гымнинова Алтана, Гунтыпова Дарьяна, Бабаева Валерия (14 уч)

Международная онлайн-олимпиада по математике   BRICSMATH.COM для учащихся 1—11 классов Диплом победителя: Индюхина К, Исакова Д,Марчук Н, Чимитова А,Чаюн А(5 уч.)

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру и VK по программированию. Диплом победителя в основном туре: Бабанский К., Бабаилова В., Балаганская Ж., Гусев В., Доржиев Д., Дугаржапова В., Иваненко В., Индюхина К., Исакова Д., Марчук Н., Проскурякова А., Соловьёв И., Цоктоева А., Чимитова А.(14ч)

Грамота за первое место класса по школе в марафоне «Сказочная Лапландия (26ч)

Грамота за первое место класса по школе в марафоне «Остров Сокровищ»(30уч)

Диплом победителя в зимней олимпиаде по русскому языку для 4-го класса(18уч)
Диплом победителя в основном туре зимней олимпиады по математике для 4-го класса(10уч)

Грамота за первое место класса по школе в марафоне «Цветущие Гавайи»(28уч)
Диплом победителя в весенней олимпиаде «Финансовая грамотность и предпринимательство» для 4-го класса(19уч)

Грамота за первое место класса по школе в марафоне «Мистические Бермуды»(27уч)

Диплом победителя в весенней олимпиаде по окружающему миру и экологии для 4-го класса(13уч)

Грамота за первое место класса по школе в марафоне «Весеннее пробуждение»(21уч)

Диплом победителя в весенней олимпиадe по английскому языку 2022 г. для 4-го класса(6 уч)

2 место по школе в конкурсе чтецов(Марчук Н., Исакова Д,)

1 место по школе в Метапредметной олимпиаде. В личном зачёте 2 место-Исакова Д

Конкурс чтецов 1 место по школе Бусовикова К.,Коваленко М.

"Знатоки народных сказок" 1 место по школе Колмакова К.

Олимпиада "Орешки для ума" 3 место по школе-команда

Диплом победителя в олимпиаде «Безопасный интернет» для 1-го класса  11ч.

Похвальная грамота за участие в олимпиаде «Безопасный интернет» для 1-го класса 5ч.

Олимпиада по математике(в перечне Минпросвещения РФ) -6 победителей

Кроме школьных внеклассных мероприятий дети посещают различные секции, внешкольные учреждения по различным направлениям, что позволяет им проявлять свои творческие, физические, интеллектуальные способности. О чем свидетельствуют награды

https://nsportal.ru/albom/2017/11/14/ozhigova-nina-mihaylovna/dostizheniya-moih-uchenikov-1-klass-b-2014g

https://nsportal.ru/albom/2017/11/18/ozhigova-nina-mihaylovna/dostizheniya-moih-uchenikov-2-klass-b-2015g

https://nsportal.ru/albom/2017/11/18/ozhigova-nina-mihaylovna/dostizheniya-moih-uchenikov-3-klass-b-2016g

https://nsportal.ru/albom/2019/04/13/ozhigova-nina-mihaylovna/dostizheniya-moih-uchenikov-4-klass-b-2017-2018

https://nsportal.ru/albom/2019/04/13/ozhigova-nina-mihaylovna/dostizheniya-moih-uchenikov-1-klass-b-2018-2019

https://vk.com/videos-109927303?z=video-109927303_456239075%2Fclub109927303%2Fpl_-109927303_-2

Приложение

АНКЕТА  ДЛЯ  ОЦЕНКИ  УРОВНЯ  ШКОЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ  (1-4 кл.)

                                                             /  методика  Н. Г. Лускановой./

Цель:  Определение  уровня   школьной  мотивации.

— ответ  ребёнка, свидетельствующий  о  его  положительном  отношении  к  школе  и          предпочтении  им  учебных  ситуаций, оценивается  в  три   балла;
— 
нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по-разному»  и т.п.)  оценивается  в  один     балл;
— ответ, позволяющий  судить  об  
отрицательном  отношении  ребёнка  к  той  или  иной  школьной  ситуации,  оценивается  в  ноль  баллов.  

      Оценки  в  два  балла  отсутствовали, так  как  математический  анализ показал, что при оценках  в ноль, один, три  балла  возможно  более  надёжное  разделение  детей  на группы  с  высокой, средней  и  низкой  мотивацией.
 Установлено  пять  основных  уровней  школьной  мотивации:

Первый  уровень. 25—30 баллов — высокий  уровень  школьной  мотивации, учебной активности.

У таких  детей  есть  познавательный  мотив, стремление  наиболее  успешно  выполнять все  предъявляемые  школой  требования. Ученики  чётко  следуют  всем  указаниям учителя, добросовестны  и  ответственны, сильно  переживают,  если  получают неудовле-творительные  оценки. В  рисунках  на  школьную  тему  они  изображают  учителя  у дос-ки, процесс  урока, учебный  материал  и  т.п.

Второй  уровень. 20—24 балла — хорошая  школьная  мотивация.

Подобные  показатели  имеют  большинство  учащихся  начальных  классов, успешно справляющихся  с  учебной  деятельностью. В  рисунках  на  школьную  тему  они  также изображают  учебные  ситуации, а  при  ответах  на  вопросы  проявляют  меньшую зависимость  от  жёстких  требований  и  норм. Подобный  уровень  мотивации  является средней  нормой.

Третий  уровень. 15–19 баллов — положительное   отношение   к  школе, но  школа привлекает   таких   детей  внеучебной  деятельностью.

Такие  дети  достаточно  благополучно   чувствуют  себя  в  школе, однако  чаще  ходят  в школу, чтобы  общаться  с  друзьями, с  учителем. Им  нравится  ощущать  себя  учении-ками, иметь  красивый  портфель, ручки, тетради. Познавательные  мотивы  у  таких  де-тей  сформированы  в  меньшей  степени, и  учебный  процесс  их  мало   привлекает. В рисунках  на  школьную  тему  такие  ученики  изображают, как  правило, школьные, но не  учебные  ситуации.

Четвертый  уровень. 10–14 баллов — низкая   школьная   мотивация.

Эти  дети  посещают  школу  неохотно, предпочитают  пропускать  занятия. На  уроках часто  занимаются  посторонними  делами, играми. Испытывают  серьёзные  затруднения в  учебной  деятельности. Находятся  в  состоянии  неустойчивой  адаптации  к  школе. В рисунках  на  школьную  тему  такие  дети  изображают  игровые  сюжеты, хотя  косвенно они  связаны  со  школой.

Пятый  уровень. Ниже  10 баллов — негативное  отношение  к  школе, школьная дезадаптация.

Такие  дети  испытывают  серьёзные  трудности  в  обучении: они  не  справляются  с учебной  деятельностью, испытывают  проблемы  в  общении  с  одноклассниками, во взаимоотношениях  с  учителем. Школа  нередко  воспринимается  ими  как  враждебная среда, пребывание в  которой  для  них  невыносимо. Маленькие  дети  (5—6 лет)  часто плачут, просятся  домой. В  других  случаях  ученики  могут  проявлять  агрессию, отказываться  выполнять  задания, следовать  тем  или  иным  нормам  и  правилам. Часто у  подобных  школьников  отмечаются  нервно-психические  нарушения. Рисунки  таких детей, как  правило, не  соответствуют  предложенной  школьной теме, а  отражают  инди-видуальные  пристрастия  ребёнка.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ   АНКЕТЫ.

Данная  анкета  может   быть  использована  при  индивидуальном  обследовании  ребёнка, а также  может  применяться  для  групповой  диагностики. При  этом  допустимы  два варианта  предъявления. Анкета  допускает  повторные  опросы, что  позволяет  оценить динамику  школьной  мотивации. Снижение  уровня  школьной  мотивации  может слу-жить  критерием  школьной  дезадаптации  ребёнка, а  его  повышение — положительной динамикой  в  обучении  и  развитии  младшего  школьника. 

 Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1. Тебе нравится в школе?

не очень

нравится

не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Ключ Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

Методика оценки общей одарённости

Общая характеристика. Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко

3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).


Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.


п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить логически

8

Настойчивость

9

Перфекционизм


Женя Ж.

п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

5

2

Сверхчувствительность к проблемам

          4

3

Способность к прогнозированию

4

4

Словарный запас

5

5

Способность к оценке

4

6

Изобретательность

4

7

Способность рассуждать и мыслить логически

4

8

Настойчивость

4

9

Перфекционизм

4


Методика «Карта одарённости»

Общая характеристика

Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++ если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

+ свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

– более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.


Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поёт.
  26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.


ЛИСТ ОТВЕТОВ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  1. интеллектуальные; познавательные способности

2.Творческие, креативные

3.Академические , учебные способности

4.Способности к художественному творчеству

5. музыкальные. Вокальные и исполнительские способности

6.Литературные способности

7.Артистические способности

8Технические, конструкторские способности

9Лидерские,коммуникативные способности

10 спортивные , физические способности

Оценка степени выраженности способностей имеет 4 уровня:

0-4 б- низкий уровень( способности не выражены)

5-8 б- средний уровень( способности выражены слабо)

9-12 б- уровень выше среднего ( выраженные способности)

13-16 б- высокий уровень ( ярко выраженные способности)

С помощью этого теста можно определить сильные стороны каждого ребенка, понять какие способности следует развивать.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ««Творческое развитие ребёнка»»

(34 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как "в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа"(Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. – с.127)

              На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Тем не менее возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. Учащихся начальных классов показывают низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества.

В данной программе предложено решение проблемы развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе. В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования.

Целью программы «Творческое развитие ребёнка» является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). При написании этой программы я опиралась на известные программы "Клубочек тайн" М.С.Гафитулина ,   А.А.Нестеренко, "Когда я стану волшебником" И.Н.Мурашковски, Н.В.Рубиной "Мир фантазии".  Программа ориентирована на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений

Основные цели:         

  • развитие системности, диалектичности мышления;
  • развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения;
  • обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения заданий.

При составлении программы соблюдались следующие принципы.

Принцип диалектичности. Любая проблема, возникшая в системе решается с учетом объективных закономерностей ее развития.

Принцип обучения "на уровне метода" (обучения способам действий).

Принцип продуктивного выхода. Любая творческая работа заканчивается получением значимого для ребенка продукта: решением задачи, созданием загадки, сказки и т. п. Принцип регулярного воспроизводства заданий (принцип тренинга). Основные операции (системные переходы, разрешение противоречий оценка объектов, классификация и т.п.) отрабатываются в играх-тренингах, повторяющихся в течение всего времени обучения. Принцип обратной связи- результаты работы необходимо контролировать через ответы детей, предусмотренные программой тестовые задания .

Принцип единого понятийного аппарата. Вводимые в процессе обучения понятия и модели должны проходить через весь курс индивидуальной работы и могут эффективно использоваться в других учебных предметах.

Для развития познавательных процессов учащихся необходимо развить следующие умения:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формулировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты;
  • использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
  • представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
  • преодоление психологической инерции мышления;
  • оценивание оригинальности решения;
  • сужение поля поиска решения;
  • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
  • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Содержание заданий  представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих познавательной деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного опыта познания действительности

1 группа - "Познание".

Цель - накопление  опыта познания действительности.

Приобретаемые умения:

  • изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
  • рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
  • моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа - "Создание".

Цель - накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.

Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

  • переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

3 группа - "Преобразование".

Цель - приобретение  опыта познания  объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

  • моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
  • моделировать изменения внутреннего строения систем;
  • учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4-я группа - "Использование в новом качестве".

Цель - накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

  • рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
  • находить фантастическое применение реально существующим системам;
  • осуществлять перенос функций в различные области применения;
  • получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Тематические серии групп творческих заданий

Тематические серии

Содержание творческих заданий

Типы заданий

“Винни-Пух решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола, А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен,  русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

“Организм человека”

Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

“Головоломки”

Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов

Создание

Преобразование

“Признаки”

Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений.

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

“Страна несделанных дел”

Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний

Преобразование

Использование в новом качестве

“Да-Нетки”

Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов

Познание

“Безопасность”

Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения)

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

“Достойный ответ”

Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения

Познание

Использование в новом качестве

“Что такое хорошо?”

Анализ норм нравственного поведения

Познание

Функции методов развития  познавательных процессов на различных уровнях системы творческих заданий

Методы выполнения  заданий

Функции метода

Перебор вариантов

Наиболее примитивный метод решения задач. Его использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации  деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся

Метод фокальных объектов

Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, используя элементы фантазирования, преодолевать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов

Морфологический анализ

Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы Развивает комбинаторные умения Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные

Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы Развивает умения планирования деятельности Способствует организации поисковой деятельности

Дихотомия

Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации Позволяет сужать поле поиска Развивает умения ориентироваться в пространстве, анализировать ситуации

Синектика

Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий

Объем курса 32 часа в год( 1 раз в неделю).

Разделы

Множества предметов

12 ч

Ресурсы человека

12ч

Приемы фантазирования

Пространственные и количественные отношения

МОДЕЛЬ УРОКА:

  • Разминка:
  • упражнения на координацию, ритм + скороговорка;
  • упражнения для пальчиков + скороговорка;
  • упражнения на внимание;
  • Проверка домашнего задания.
  • Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)
  • Новая тема .
  • Психотехнические игры.
  • Упражнения на развитие речи .
  • Подведение итогов.

Тематическое планирование

Дата

Название темы

Количество часов

Множества предметов

     12 ч

Сентябрь,

октябрь,

ноябрь,

декабрь

Мир природный и технический

Объект и его признаки

Цвет

Размер

Форма

Материал

Назначение

Время

Декабрь

Ресурсы человека

12 ч

Январь, февраль, март

Человек

Органы чувств

Мышление

Внимание

Воображение

Память

Психологическая инерция мышления

Творческое мышление

Март

Приемы фантазирования

 4 ч

Апрель

Наоборот, дробление-объединение

Оживление, подвижный-неподвижный

Смещение во времени, увеличение-уменьшение

Решение задач

Методы активизации мышления

 4ч

Май

Метод перебора вариантов, морфологический анализ

Конструирование собственных творческих заданий

Дихотомия

                                                                                 Итого

  32 ч

Рефлексия

Под рефлексивными действиями будем понимать:

  • готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
  • умения обретать новый смысл и ценности;
  • умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
  • умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений

Организация осознания учащимися собственной познавательной деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.

Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).

Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ. Проведение повторной диагностики.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.

 Литература:

Петерсон Л.Г. Математика. 3 кл. Метод. рекомендации для учителя.

Петерсон Л.Г. Математика. 3 кл. 1-3 ч

Петерсон Л.Г. Математика. 3 кл.Самостоятельные работы по математике

Горячев А.В «Информатика» для 3 класса

Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 - 4)

Вахрушев А.А. .« Окружающий мир» для 3 кл.

Сидорчук Т.А. Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий

М.С.Гафитулин "Клубочек тайн"

Нестеренко А.А "Страна Загадок"

Мурашковски  И.Н."Когда я стану волшебником"

Гин С.И "Мир фантазии"

Терехова Г.В. Методические рекомендации к урокам творчества.

Гончарова М.А.  «Развитие у детей математических представлений»

Матюгин И.Ю. Школа Эйдетики