Доклады и мастер-классы

Ламажап Жанна Иргитовна

Предварительный просмотр:

                     Тема  доклада:   «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»

 Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия;    Дать представление о классификации рефлексии;  показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

             

             Данная статья познакомит учителей с приемами рефлексии учащихся на уроках. Данные приемы можно использовать на уроках в любом классе, исходя из типа урока.Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться.

             Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

             Исходя из моего вступительного слова, предположите, пожалуйста, тему сегодняшнего мастер-класса. Тема моего мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе». Для этого сегодня мы познакомимся… (с основными видами рефлексии),  узнаем… (как организовать работу с ней), научимся…(приемам рефлексии).

             Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении.

            Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. К тому же этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.

 Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием

личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

           При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел);  

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

 Исходя из функций предлагается следующая классификация рефлексии:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

 Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения,

отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Творческим является рефлексивный прием «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.

Прием рефлексии «Солнышко». Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

 Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.

Рефлексия деятельности на уроке

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или  в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.  

Прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки. Прием «Поезд». Учащиеся оценивают себя на каждом этапе урока.

 Рефлексия содержания учебного материала

Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

 Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

«Аргументация своего ответа». В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал                           активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я                   доволен/не доволен

3. Урок мне показался                           коротким/длинным

4. За урок я                                       не устал/устал

5. Моё настроение                                стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был                     понятен/ не понятен

7. Домашнее задание мне кажется             лёгким/трудным

                                                   

                          Прием рефлексии «Оцени себя на уроке». Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Прием рефлексии «Утверждение» Я узнал(а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Прием «Кластер». Метод  кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть этого метода заключается в выделение смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно: выделить главную смысловую единицу (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации); конкретизировать фактами и мнениями. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий при составлении кластера:

В начале, посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Прием «Синквейн» - это один из видов технологии развития критического мышления.

 Он может быть использован на разных стадиях урока:

 на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;

на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;

на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Цель метода: добиться более глубокого осмысления темы.

Синквейн пишется по определенным правилам: Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку.

 1 строка. 1 слово – заголовок. Явление, предмет. (Существительное или местоимение (Кто? Что?)

2 строка. 2 слова - свойства и признаки явления, предмета (прил.-ные (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 строка. 3 слова Действия обычные для предмета предмета, явления (Глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 строка. 4 слова Это фраза, в которой выражается личное  мнение к предмету разговора.

5 строка. 1 слово Вывод. Суть предмета, явления (Сущ-ное (Кто? Что?)

Примерные темы синквейна:

о природе;

о литературном герое;

о маме или папе;

о настроении;

об изученном на уроке

Примеры синквейнов, составленные детьми. Начинать работу можно, как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой  теме.

При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:

изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

отрабатываются знания о частях речи,

знания о предложении,

умение соблюдать интонацию,

расставлять знаки препинания,

значительно активизируется словарный запас ребёнка,

совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

активизируется и развивается мыслительная деятельность,

совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

 Разработка учителем рефлексивной методики

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

1. возрастные особенности учащихся и состав класса;

Учитывая их, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

2. особенности предмета, тему и тип урока;

уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, уроки математики требуют рефлексии содержания материала, а уроки прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности.

3. необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

В структуре современного урока рефлексия занимает от 5-10 минут.

 А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Это рефлексия по теме сегодняшнего мастер-класса. Выполним ее, используя разные методики.    

Кластер

Синквейн

 Автор: Талюк Анастасия Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №4 г. Южно-Сахалинска

Источник: http://masterclassy.ru/ 19.01.2015   Просмотров: 14 343 60 1 2 3 4 5

Теги: приемы рефлексии урок начальная школа

«Мастерклассы» © 2011-2016.

Все статьи на сайте авторские, копирование строго запрещено. При частичном цитировании прямая индексируемая ссылка на сайт «Мастерклассы» обязательна.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже:

 Яндекс.Директ

Как создать класс робо­тотех­ники?

В вашей школе. Без предо­платы. Прямо сейчас подберем все необ­ходимое!

robo3.ruАдрес и телефон×Скрыть объявлениеОбъявление скрыто.

 Быстрая олим­пиада для атте­стации!

Олим­пиады, конкурсы, публи­кации для атте­стации на кате­горию! Диплом сразу!

solncesvet.ruАдрес и телефон×Скрыть объявлениеОбъявление скрыто.

 У вас уста­ревшая версия браузера

Загру­зите совре­менный и безопасный Яндекс.Браузер! 0+browser.yandex.ru×Скрыть объявлениеОбъявление скрыто.

 Курсы пере­подго­товки педа­гогов

Дистан­ционно! По ФГОС и проф­стан­дартам 2017. За 10 000 руб. и 3 месяца!

обучение-учителей.маэо.рфАдрес и телефон×Скрыть объявлениеОбъявление скрыто.

 Специально для вас, наш сайт подготовил новый обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов".

В этом курсе, мы собрали для вас 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.

Подробнее с содержанием курса вы можете ознакомиться по этой ссылке.

Встречайте еще один обучающий курс на 3х дисках "1000 лучших мастер классов - часть2".

\В этом курсе, мы собрали для вас еще 1000 подробных мастерклассов с нашего сайта на различные рукодельные тематики.



Предварительный просмотр:

Рефлексия как этап современного урока  в условиях ФГОС

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия

Дать представление о классификации рефлексии

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

        Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

                                                                  ХОД МАСТЕР-КЛАССА

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

                                 АКТУАЛИЗАЦИЯ  МАСТЕР – КЛАССА

      За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

     Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Что он сделал? Берем (обращаюсь к участникам мастер класса). Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы  считаете, что ответил мудрец?

“Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя:

любимым( слайд 2)

нужным

а главное – успешным

Действительно, все в наших руках.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

А теперь перед началом нашей работы  нам бы хотелось узнать ваше  эмоциональное состояние, а поможет нам в этом  Цветик –Семицветик.   ( на доске  цветок) Посмотрите на него. Выберите тот лепесток ,  цвет которого Вам наиболее импонирует….. и прикрепите к нему вот такую полосочку . А теперь оцените своё состояние  (слайд 3).

Какой цвет преобладает? И попробуем оценить состояние всей аудитории.

Галина Анатольевна

Раскрытие темы мастер класса

Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС. СЛАЙД 4

ФГОС  нам всем  известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое Рефлексия?   Знакомо ли вам  значение этого понятия? А может вы что-то уже знаете?

Рефлексия содержания мастер класса

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Рефлексия

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? (ставим цели)    Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

Цели мастер класса  следующие. (на слайде5).

- Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. (слайд 6)

- Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к  развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Слайд 7)

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

- Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути,  но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

Работа в группе.

Что такое рефлексия? ( 3 минуты) Выступление групп.

Физминутка Дождик

А что же такое рефлексия?  СЛАЙД 8

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегули-рованию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанно-го отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

СЛАЙД 9 Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

На слайде 9  Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

Такая рефлексия отражает человеческую сущность: Слайд 10

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

интеллектуальную (что понял, что осознал –что не понял, какие затруднения испытывал),

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: СЛАЙД 11

Рефлексия настроения и эмоционального состояния  Слайд 12

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять?

Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

3. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. Светофор.

4.Стихи для эмоционального настроя

5. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера

6. «Мои ожидания»:

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

Слайд 13 Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд

Слайд 14 «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 15  Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Слайд 16  Пометки на полях (инсерт, маркировка) или Мудрые совы. – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

Слайд 17 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знаю Хочу знать Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Рефлексия деятельности ( Слайд 18)Следующий вид – рефлексия деятельности.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Слайд 19 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Слайд 20 «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Слайд 21 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон  по усмотрению ученика

5. Самооценка активности на каждом этапе урока.

Личная карта ученика ( с моего урока) Каждый этап цветом

Анкетирование   как итог урока Слайд

Творческая работа в группах

.«Мудрые совы»:  предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, участники мастер класса  делают пометки:

« + » - знаю « - » - не знаю

« ! »- узнал новое « ? » - удивило.

После работы с текстом задаю вопросы:

- Выберите ту информацию, которая вам знакома.

- А какая информация ранее была неизвестна?

- Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас   неожиданными?

- У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?

- Что бы вы еще хотели узнать?

А теперь давайте Заполним  графы таблицы (самостоятельно)

Итог мастер класса

Творческая работа в группах. Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику«синквейн» К слову Рефлексия

Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:

Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Это классический вариант синквейна.

При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Участники мастер-класса предлагают собственные синквейны. Зачитывание .

На столах у вас лежит табличка +. - , интересно. Заполните ее самостоятельно, не подписывая.

Прием «Плюс-минус-интересно»

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали  и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущим мастер класса.

П (плюс)

М (минус)

И (интересно)

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Не зря мы сказали-  все в наших руках (беру бабочку) .

Предлагаю ваших бабочек поместить на доску.

Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя.

РЕФЛЕКСИЯ  МАСТЕР – КЛАССА.

У вас две  полоски  : зелёная и жёлтая. Если вам понравился  мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета.  Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску.  Прикрепить на доску. Получилось солнце.  (лучи солнца).

Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается -мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!