Разработки уроков

Ламажап Жанна Иргитовна

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Учись говорить о том, у кого кто.

Цели урока:

Предметные: Учить говорить о том, у кого кто, учить употреблять существительные в формах именительного, родительного и винительного падежей, употреблять местоимения в мужском и женском роде (у него, у неё). Отрабатывать произношение с-ц, повторять знакомые части слова (корень, окончание, суффикс), познакомить с новыми словообразовательными суффиксами (-иц-,-их-,-ёнок-,-онок-, -ат-, ят-)

Метапредметные: Развивать речь родственными словами, развивать логическое мышление и память.

Личностные: Воспитывать доброе отношение к животным, любовь и уважение к людям и природе сельской местности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать тему урока;  знать названия детёнышей животных и суффиксы, которые образуют родственные слова.

Оборудование: картины животных с детёнышами, слайды с текстом для чтения и зрительных диктантов, аудиозаписи голосов диких животных.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Релаксация:

        В природе есть солнце. Оно светит, и всех нас любит и греет. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь, передайте тепло, а тот следующему. Это тепло передалось и мне. Вот на такой приятной ноте начнём наш урок.

2. Минутное чтение.

                                                        В деревне.

У дедушки дом в деревне. Летом Артём был у дедушки. В доме живёт кот с котёнком. Кот ловит мышей. Котёнка кормили молоком.

Во дворе корова с телёнком. Корова даёт молоко. Бабушка доит корову. Артём кормил корову. Он приносил ей сено и воду.

Около деревни пруд. Артём ходил на пруд и удил рыбу. На пруду он видел утку с утятами. За прудом течёт река. Вода в реке тёплая и чистая. Артём с деревенскими мальчиками любил плавать в реке. Потом они загорали на берегу реки. Артём хорошо подружился с мальчиками. Они очень хорошо плавали и ныряли в воде. Дети учили Артёма плавать.

Мальчику очень понравилось жить в деревне. После каникул Артём приехал в город загоревший, отдохнувший. Ему ещё хотелось оставаться там. Но ему надо учиться. Он решил, что на следующий год опять поедет в деревню к дедушке с бабушкой.

3. Зрительный диктант.

У зайчихи зайчонок.У лошади жеребёнок.Тут овца с  ягнёнком.Дед с внуком читают.

Там коза с  козлёнком.Вот тигр с  тигрёнком.

4.Прогнозирование темы урока.

- У: Вот мы прочитали маленький текст, написали зрительный диктант. Отсюда вам, наверное, стало известно цель нашего урока.

- Д: Животные с детёнышами.

- У: Правильно, молодцы! Мы научимся говорить о том, у кого кто. Сначала давайте поработаем над произношением. Откройте учебники на странице 46. Посмотрите на материал для работы над произношением и скажите, произношение  каких звуков будем отрабатывать?

5. Фонетическая зарядка.Са-ца, са-ца.  У меня овЦу-су, цу-су.      Я овцу пасу.

Поросёнок- поросята,  цыплёнок-цыплята.

Курица, синица, тигрица, львица.

6. Работа по картинкам.

А) Прослушивание аудиозаписи голоса медведя

-У: Дети, скажите, чей это голос.( Медведя) Показ картины.

Б) Прослушивание аудиозаписи голоса волка.

-У: Скажите, чей это голос? (Волк) Показ картины.

В) Прослушивание аудиозаписи голоса лисы.

-У: Чей это голос? (Лисы). Показ картины.

 Г) Заяц. Показ картины.

7. Проследите за словами. С помощью каких частей образовались новые слова?  Показ слайдов:

 А) Медведь – медведица – медвежонок – медвежата.

-У: Скажите, кто у медведицы? (У медведицы медвежонок)

Б) Слон – слониха – слонёнок - слонята.

-У: Скажите, кто у слонихи? (У слонихи слонёнок)

8. Вывод: - Слова женского рода образуются с помощью суффиксов – их-, - иц-

- детёныши животных – онк- , - ёнк-

- слова множественного числа – ат, - ят-

9. Закрепление новой темы

Упражнение 1 с. 46. Прочитай. Определи род имён существительных. Назови корень и ту часть слова, с помощью которой образуются слова женского рода. Вот эта часть после корня называется …? (суффиксом) Для чего служит эта часть? (служит для образования новых слов)

- У: Давайте теперь вспомните другие животные. От них с помощью новых суффиксов образуйте слова женского рода.

Лось – лосиха, слон – слониха, лиса – лисица, тигр – тигрица.

10. Физминутка для рук.

- У: поработаем в тетрадях. Записывайте дату, классная работа, минутку чистописания: баран, сорока. Словарные слова, их нельзя проверить, нужно запомнить.

Выполнить упражнение выборочно.

М.р. (он)                                       Ж.р. (она.)

                 Олень                                          олениха

                Волк                                            волчица

-  У: Посмотрите на свою запись. Какие это слова?

- Д: Родственные.

- У: Попробуем дальше образовывать родственные слова. Например:

Олень, олениха, оленёнок.

Волк, волчица, волчонок.

11. Знакомство с окончаниями сущ-х на вопрос у кого.

- У: Упражнение 2. Прочитай таблицу и сделай вывод о том, какие окончания имеют имена существительные мужского рода единственного числа, которые отвечают на вопрос у кого? (-а-, -я-)

Например: У оленя, у тигра, у слона.

- У: Теперь посмотрите на вторую таблицу, сделайте вывод, что слова  женского рода имеют окончания (–ы-,-и-)Например: у коровы, у змеи,

- У: Слова мужского рода на вопрос у кого? можно заменить словом у него.

Например: Это лев. Кто у него? У него львёнок.

Слова женского рода на вопрос у кого? имеют окончания–ы, -и

- У: Слова женского рода на вопрос у кого можно заменить словом у неё. Например: Это овца. У неё ягнёнок. Это тигрица. У неё тигрёнок.

Упражнение 3. Прочитай стихотворение. Скажи, у кого кто.

Внучата.

У хитрой лисы-

Хитрющие лисята.

У прыгучего зайца-

прыгучие зайчата.

У пушистой кошки-

пушистые котята.

У ежа колючего-

Колючие ежата.

А у доброго дедушки-

озорные внучата.

12. Ответы на вопросы у кого кто.

13. Весёлая игра на внимание

Он слон – она слониха,

Он лось – она лосиха,

Он  морж - она моржиха,

Он заяц – она зайчиха,

Он кот – она …

Ну, конечно она кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Он тигр – она тигрица,

Он осёл – она ослица,

Он лев – она львица,

Он волк – она волчица,

Он кенгуру – она …

Ну, конечно, кенгуру,

Продолжаем мы игру!

У козы – козлёнок

У лисы – лисёнок

У кошки – котёнок

У тигра – тигрёнок

У собаки - …

У мыши – мышонок

У зайца - зайчонок

У медведя – медвежонок

У ежа – ежонок

У овцы - …

У зайца – зайчата

У ежа – ежата

У дедушки – внучата

У лошади -  …

14. Физминутка.

6. Парная работа.

Класс делится на две пары. Даются карточки обоим парам.

1 пара: Образуйте примерно такую игру, с помощью суффикса

-их-, -иц-, -онок-, -ёнок-

2 пара:  Образуйте примерно такую игру, с помощью суффикса

– ата-, – ята-

Даётся начало текста игры.

1-я пара:  У лисы – лисята

                  У тигра – тигрята                                          

                  У слона – слонята

                  У овцы - …

2-я пара:  Он тигр – она …

                Он осёл – она…

                Он лев – она…

Параллельно парной работе провести групповую работу в двух группах из четырёх учеников в каждой группе. Обе группы работают с деформированными текстами.

1группа: Лось. Более сильные дети.2 группа: Лиса и заяц.Дети слабее, чем в первой группе.

 Лось.

         В лесу живёт Лось. Он ест траву и ветки. Лосю нужна соль. Мальчики Лёша и Юра идут в лес. Они кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль.

   Заяц и лиса.

       Жил в лесу зайка. Он построил под ёлкой избу. Шла лиса. Она заметила избушку и постучала. Зайка открыл дверь. Лиса попросилась в гости.

Проверить все работы. Дети прочитают их. Оценка и подведение итога.

- Мы сегодня много говорили о ком? (о животных) Вы любите животные? Как мы их называем? (Наши меньшие друзья) Оказывается, очень многие люди любят животных.