Программа внеурочной деятельности "Здоровье и мы"

Седова Галина Александровна

     Содержание программы.

 

 

Раздел I

Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе

жизни

Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение

понятия «здоровый образ жизни.

 

Тема 1. Гигиена повседневного быта.

Гигиенические требования к одежде и обуви. Мой внешний вид – залог здоровья.

Правила ухода за одеждой и обувью. Тест «Ваше здоровье».

 

Тема 2. Физическое развитие.

Прибавление в росте и весе. Соответствие роста и веса возрастным нормам.

Окончательный рост мальчиков и девочек.

Сравнение своего роста и веса с возрастными нормами. Определение своего роста в 20 лет.

 

Тема 3. Формирование правильной осанки.

Нормальная и ненормальная форма стопы. Плоскостопие. Борьба с плоскостопием.

             Проверка формы стопы.

 

Тема 4. Основы самоконтроля.

Пульс – показатель, дающий важную информацию деятельности

сердечно-сосудистой системы.

            Физическая нагрузка и пульс. Зависимость частоты пульса от

физической нагрузки.

 

Тема 5. Закаливание.

Азбука закаливания. Виды закаливания организма человека.

            Воздушные ванны. Босохождение. Умывание и обливание холодной водой.

 

Раздел II

Воспитание двигательных способностей

Характеристика и развитие основных двигательных способностей

человека посредством подвижных игр.

Быстрое овладевание новыми упражнениями.  Действия в

изменяющихся условиях. Ловкость.

            Комплексы физических упражнений для развития ловкости.Подвижные игры.

 

Раздел III

Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков

через подвижные и спортивные игры. Подвижные игры с мячом. Подвижные игры на основе баскетбола

Игры народов мира.

Проведение осеннего Дня Здоровья , зимнего Дня здоровья, «Весёлые старты» в дни школьных канн

икул.

 

Раздел IV

Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий

Методика и проведение динамических пауз, физкультурных минуток,

занимательных переменок.

 

Раздел У.Основы знаний о здоровом образе жизни младших школьников

 

           Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровье и мы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.     Регулятивные УУД:

Ø  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Ø  Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ø  Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Ø  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Ø  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ø  Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Ø  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Ø  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ø  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Ø  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Ø  Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

 

   3. Коммуникативные УУД:

Ø  Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Ø  Слушать и понимать речь других.

Ø  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Ø  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Ø  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ø  Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

1.     осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

2.     социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

 

Предполагаемый общий результат реализации программы:

 

-  стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

-  сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

-  активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

-  рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках

   по интересам;

-  повышение уровня знаний по здоровому образу жизни;

-  высокий уровень сплочения детского коллектива;

-  активное участие родителей в делах класса;

-  улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности

   родителей за здоровье ребенка;

-  способность школьника соблюдать правила ЗОЖ.

-укрепление здоровья

 

Критерии результативности:

 

1. Автоматизм навыков личной гигиены.

2. Эффективность программы оценивается по результатам диагностики 

·       экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников;

·       анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»

        Требования к подготовке учащихся

·          Младшие школьники  научатся применять полученные знания в повседневной жизни:

·          - о важности воды для человека;

·          - о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей;

·          - как следует питаться, спать, закаляться;

·          - почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит;

·          - о полезных и вредных привычках;

·          - правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при обращении с огнём, электрическим током;

·          - чего не надо бояться;

·          - что добрым быть приятнее, чем  злым, завистливым и жадным;

·          - как относиться к подаркам, к наказаниям;

·          - как нужно одеваться;

·          - как  вести себя с незнакомым человеком, за столом, в гостях, в общественных местах;

·          - как вести себя, если что-то болит;

·          - как выбрать друзей, помочь родителям, больным, беспомощным;

·          - чем заняться после школы;

·          - что такое наше здоровье;

·          - как сохранить своё здоровье;

·          - вредные привычки.

·              Младшие школьники научатся:

·               - оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных  отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых;

·              - сдерживать себя в различных ситуациях;

·              - прислушиваться к советам родителей;

·               - пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания;

       - принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.

Должны уметь: правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, со­держать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреж­дений, выби­рать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме, спать по 11-11,5 часов, ложась в 20-21 час, контролировать своё поведение в школе и дома, уметь противостоять при предложении покурить, выполнять физические упражнения для укрепления мышц, выполнять закали­вающие процедуры, соблюдать правила безо­пасного поведения на воде, играть в подвижные игры на воздухе.

Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить за содержанием до­машней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожо­гах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного по­ведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадав­шему от электрического тока; оказать первую помощь при поре­зах, ушибах, перело­мах; оказать первую по­мощь при укусах насе­комых; оказать себе первую помощь, если укусила со­бака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обмо­рожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспита­нием

Способ проверки:

Наблюдение за внешним видом и поведением детей по при­ходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкуль­туры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы на­выков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы. 

Наблюдение непосредственное и целенаправленное за пове­дением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях по­сле пройденной темы, тести­рование в конце года «Оцени себя сам».

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

        Перечень учебно-методического  обеспечения для руководителя:

Методическое пособие  Пожидаевой Т. Ф., Стародубцевой Г. М., Сухаревской Е. Ю.,  Посошенко Е.В., Пономаревой И. П. «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы»;

Методическое пособие  Е. В. Посошенко «Растим здоровых, умных, добрых»;

Методическое пособие  А. А. Обуховой  «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы»;

Методическое пособие  В. И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД»;

Методическое пособие  Е. Н. Литвиновой «Основы безопасности жизнедеятельности»;

Факультативный курс Г.А. Потемкина  «Твое здоровье»;

Учебное пособие Е. А. Мальцевой «Рабочая тетрадь по пожарной безопасности».

Учебное  издание М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры»;

мультимедийные, аудио- и видеоматериалы и другие информационные объекты, отражающие темы курса;

Спортинвентарь;

Журналы инструктажа по технике безопасности;

Демонстрационный материал.

 

 Перечень учебно-методического обеспечения учебного  процесса.

                  Пособия для  учителя.

1.     Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.

  1. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  2. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995

4.     Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

5.               Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
  2. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  3. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011.
  4.  ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
  5.  ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.