Методическая копилка

Агафонова Наталья Станиславовна

Разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе "Буквы Ы-И после Ц"

Разработка открытого урока в 4 классе "Икона" по модулю "Основы православной культуры" 

Разработка открытого урока в 4 классе  "Золотое правило этики" по модулю "Основы православной культуры"

Разработка открытого внеклассного интегрированного занятия по русскому языку, литературе, биологии в 5 классе "На перекрестке трех наук"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА  УРОКА.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Правописание букв И-Ы после Ц».

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Авторы УМК: Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – Москва, «Просвещение», 2010г.

Демонстрационный материал:

  • презентация PowerPoint.

Раздаточные материалы:

  • карточки с тестовыми заданиями на изученную орфограмму.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: cформировать представление о способе выбора написания гласных Ы-И после Ц, умение определять написание гласных Ы-И, комментировать условия написания.

Этап урока ОНЗ

Цель этапа

Содержание этапа

Мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин)

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Слайд 8: «Терпение и труд  все перетрут»

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Я предлагаю эту пословицу сделать девизом нашего урока.
  • Исходя из девиза урока, как вы думаете, чем нам предстоит сегодня заниматься? (Узнавать новое)
  • Над какой темой мы продолжаем работать в течение последних уроков? (Над темой «Состав слова»).
  • Что ж, в дорогу, к новым знаниям, к новым открытиям.
  • Но прежде чем узнать что-то новое, нам нужно повторить известное.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

(5 мин)

1) актуализировать знания по теме

«  Правописание гласных в корнях слов»;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4)организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5)организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6)организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Блиц-опрос.

Слайд 9.

  • Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика).
  • Что изучает морфемика? (Изучает значимые части слова: корни, приставки, суффиксы, окнчания)).
  • Что такое морфема. Какие морфемы вы знаете?
  • А вы знаете, что разбор слова по составу помогает грамотно писать?
  • О каком разделе науки мы вспомнили? (Орфография)
  • Что такое орфография? (Орфография – раздел науки о языке, который изучает правила написания слов).
  • Какие орфограммы в корне вы знаете?

Слайд 10.

Задание

Вставить пропущенные буквы и разобрать выделенные слова по составу:

Пол…скать белье, пом…гать маме, предл…гать, изл…жение, выр…сти, р…сли.

Ученики по очереди выходят к доске, также задание выполняется в тетрадях.

Слайд 11.

Пробное действие.

Предлагаю задание, в котором есть новое: вставить пропущенные буквы в данные слова.

 Ц…рк, синиц…, ц…ган, сестриц…н.

  • Кто не смог выполнить задание?
  • Что вы не смогли сделать?
  • Кто выполнил, попробуйте обосновать?

Выявление места и причины затруднения

(1 мин)

Выявить место и причину затруднения

  • В чём ваше затруднение?
  • Почему возникло затруднение? (Не знаем условия выбора написания букв Ы-И после Ц)

Построение проекта выхода из затруднения

(2-3 мин)

1) согласовать и зафиксировать образовательную цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

  • Какова будет цель нашего урока? (Узнать правило написания Ы-И после Ц)
  • Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (Правописание букв Ы-И после Ц). 

Слайд 12.

Тема урока

Цель урока

  • С помощью чего мы можем выяснить, когда после Ц пишется Ы, а когда И? (Обратиться к учебнику)
  • Обратиться к учебнику – это самое простое. Предлагаю вывести правило, поработав по плану:

Слайд 13.

План действий.

1. Выделить в слове корень, окончание, суффикс.

2. Определить в какой части слова орфограмма.

3. Сделать вывод.

Реализация построенного проекта

(18 мин)

1)реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать написание букв Ы-И после Ц.

Задание (в парах)

Выполните задание, опираясь на план действий, а именно: выделите ту часть слова, где стоит буква Ц и обратите внимание на то, в какой части слова пишется буква Ы.

Слайд 14.

Ресницы, птицы, огурцы, улицы, синицы, бледнолицый.

Птицын, сестрицын, Лисицын.

  • Все ли группы справились с заданием? (Да).
  • Возникли затруднения? (Мы разрешили их внутри группы).
  • Сформулируйте правило написания буквы Ы после Ц.

(Ученики формулируют правило, а учитель оформляет на доске условия выбора гласной Ы после Ц).

  • Как нам оформить это правило, чтобы легче его запомнить? (Составим таблицу).

Слайд 15.

Представьте результаты работы в таблице.

Ы

И

в суффиксах, окончаниях

  • С помощью чего можем проверить правильность наших выводов? (С помощью учебника).
  • Откройте стр. 182, прочитайте правило и ответьте на вопрос: «В полном объёме мы сформулировали правило?» (Нет).
  • Продолжаем работу. Выполните следующее задание.

Слайд 16.

Запишите слова в следующем порядке

  1. Плодовые растения, к которым относится апельсин и мандарин (цитрусовые).
  2. Точная выдержка из текста (цитата).
  3. Болезнь десен, возникающая при отсутствии витаминов (цинга).
  4. Твердый покров некоторых животных (панцирь).
  5. Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).

Выделите ту часть слова, где находится буква Ц.

Определите эту часть слова.

  • Все ли группы справились с заданием? (Да).
  • Возникли затруднения? (Мы разрешили их внутри группы).

Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласной И.

Сформулируйте правило написания буквы И после Ц.

(Ученики формулируют правило, а учитель оформляет на доске условия выбора гласной И после Ц).

  • Как нам оформить это правило, чтобы легче его запомнить? (Дополним таблицу.)

Слайд 17.

Представьте результаты работы в таблице.

Ы

И

в суффиксах, окончаниях

в корнях

  • С помощью чего можем проверить правильность наших выводов? (С помощью учебника).
  • Откройте стр. 182, прочитайте правило и ответьте на вопрос: «В полном объёме мы сформулировали правило?» (Нет).
  • Дополните колонку еще одним условием написания И после Ц (в словах на –ЦИЯ).
  • Продолжаем работу.

Слайд 18.

ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЁЛ К ЦЫПЛЁНКУ И ЦЫКНУЛ:  «ЦЫЦ!»

  • Что бы это значило? (Это слова – исключения).
  • Дополняем таблицу, сверяем с эталоном.

Слайд 19.

Эталон.

Ы

И

в суффиксах,

в окончаниях

Исключения: цыц, цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнул.

в корнях,

в словах на -ЦИЯ

  • Проговорите по эталону правило написания букв Ы-И после Ц.
  • Составим алгоритм, какие шаги и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы применить это правило?

Слайд 20-21.

Задание (работа в группах): восстановить последовательность шагов, расставив цифры в нужном порядке

Определить в какой части слова орфограмма.

Выделить корень, окончание, суффикс.

Если в корне ли в словах на -ЦИЯ, то пишем И, если в суффиксе или окончании, то Ы (не забудь слова – исключения).

(Одна группа выступает с восстановленным алгоритмом, остальные сравнивают и, если нужно, исправляют).

Правильная последовательность:

  1. Выделить корень, окончание, суффикс.
  2. Определить в какой части слова орфограмма.
  3. Если в коне или в словах на -ЦИЯ, то пишем И, если в суффиксе или окончании, то Ы (не забудь слова – исключения).

Слайд 22.

Задание

Вернёмся к заданию, где нужно было вставить в слова Ы-И после Ц, и с помощью эталона проверим.

(Отвечают по цепочке)

Первичное закрепление во внешней речи

(5-7 мин)

Зафиксировать во внешней речи правило написания букв Ы-И после Ц.

Упр.  446  учебника устно:

читаем слова, называем часть слова, в которой орфограмма, говорим, какая пишется буква (Ы или И).

(Работаем фронтально)

Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

(3-5 мин)

1)тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления о правописании букв Ы-И после Ц.

Задание для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Слайд 23.

Задание (вариант 1)

1

Птиц…

2

Куц…й

3

Ц…нк

4

Ц…линдр

5

Иллюстрац…я

6

Братц…

7

Бледнолиц…й

8

Ц…почки

9

Мотоц…кл

10

Ц…ц

11

Дефиц…т

12

Эмоц…я

Задание (вариант 2)

1

Лекц…я

2

Лестниц…

3

Чернильниц…

4

Лисиц…н

5

Акац…я

6

Ц…ган

7

Станц…я

8

Огурц…

9

Ц…почки

10

Ц…клон

11

Авиац…я

12

Столиц…

Слайд 24.

Задание (вариант 1)

1

Птицы

2

Куцый

3

Цинк

4

Цилиндр

5

Иллюстрация

6

Братцы

7

Бледнолицый

8

Цыпочки

9

Мотоцикл

10

Цыц

11

Дефицит

12

Эмоция

Задание (вариант 2)

1

Лекция

2

Лестницы

3

Чернильницы

4

Лисицын

5

Акация

6

Цыган

7

Станция

8

Огурцы

9

Цыпочки

10

Циклон

11

Авиация

12

Столицы

 

Критерии оценки:

11-12 –«5»

8-10 – «4»

6-7 – «3»

Включение в систему знаний

(2 мин)

1)мотивировать учащихся на необходимость знания этой темы; 2)зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) определить и согласовать домашнее задание.

  • Скажите, где мы будем применять знания? (Этот материал войдет в нашу копилку орфографических знаний. Пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать).

Слайд 25.

Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома? (Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий написания Ы-И после Ц, предлагается разноуровневое письменное задание:

  • написать мини-сочинение на тему «Цирк», используя слова на изученную орфограмму,  
  • составить кроссворд, используя слова на изученную орфограмму,
  • выполнить упражнение № 448  из учебника.

Рефлексия учебной деятельности

(1-2 мин)

1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке.

Урок полезен,

Все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно,

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

  • Какую цель мы сегодня перед собой ставили?
  • Достигли мы её?
  • Что мы делали, чтобы достичь цели урока?
  • Какое новое знание сегодня открыли?
  • Довольны ли вы своей работой?

Слайд 26.

Желаю успехов в учёбе!



Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Класс: 4

Тема урока: «Икона».

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Авторы УМК: Основы православной культуры 4 - 5. Учебник для общеобразовательных учреждений./Автор: А. В. Кураев. – Москва, «Просвещение», 2012г.

Демонстрационный материал:

  • презентация PowerPoint.

Раздаточные материалы:

  • словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова;
  • репродукции  картин и икон;
  • карточки  с отрывками из стихотворений.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.

Этап урока ОНЗ

Цель этапа

Содержание этапа

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин.)

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Слайд 1: «Путешествие в мир православной культуры»

-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры.

-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца, советчиков.

-Какова цель любого путешествия? /Узнавать новое/

-В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.          

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём? /  учебник …./

- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/  

-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю проверить наши знания  по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся, это наш проездной билет в мир православной культуры!

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

(5 мин.)

1) актуализировать знания по теме «Храм»;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4)организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5)организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6)организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Слайд 2.

- На столах у вас лежат рабочие листы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Чтецы прочтут  1 задание, все вместе выполните. Пользуйтесь  при  необходимости тетрадями, учебниками. 

1. Что такое ХРАМ?

Обращаться к Богу

2. Что такое АЛТАРЬ?

Стена, составленная из

икон

3. Что такое ИКОНОСТАС?

Помещение, предназна-

ченное для совершения

богослужения

4. Что значит МОЛИТЬСЯ?

Священная часть храма

Отчёт групп.

1 гр. Что такое ХРАМ? Ответ. Группы согласны?

2 гр. Что такое АЛТАРЬ? Ответ. Группы согласны?

3 гр. Что такое ИКОНОСТАС? Ответ. Группы согласны?

4 гр. Что значит МОЛИТЬСЯ? Ответ. Группы согласны?

Задание

Перед вами на столах репродукции.

                         

  • Что, на ваш взгляд, их объединяет? /На них изображен Христос/

Одна из репродукций – икона, другая – картина.

  • Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры: об иконах или картинах? /конечно, об иконах/ 
  •   Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? /Икона/ 

     

Слайд 3.

Пробное действие.

Предлагаю задание, в котором есть новое:

  • Из предложенных репродукций выберите икону, прикрепите на доске и обоснуйте свой выбор.                             
  • Кто не смог выполнить задание?
  • Кто выполнил задание?
  • Обоснуйте свой выбор.

Выявление места и причины затруднения

(2 мин.)

Выявить место и причину затруднения

  • Какое задание вы выполняли?
  • В чём ваше затруднение?
  • Почему возникло затруднение? /Не знаем правила написания икон/

Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин.)

1) согласовать и зафиксировать образовательную цель урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

  • Какова будет цель нашего урока? /познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины /

Слайд 4.

Тема урока. Цель урока.

  • С помощью чего мы можем выяснить, каковы особенности  написания икон? /Обратиться к учебнику/
  • Обратиться к учебнику – это самое простое. Предлагаю определить эти особенности, поработав по плану:

Слайд 5.

План действий.

1. Дать определение слову «Икона».

2. Выяснить особенности написания икон, их отличие от картин.

3. Сделать вывод.

Реализация построенного проекта

(20 мин.)

1)реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать особенности написания икон, отличия икон от картин.

Задание (в группах):

Работа со словарями.

- На столах у каждой группы разные словари:

1.Словарь русского языка С.И.Ожегов.

2.Толковый словарь Ушакова

3.Большая советская энциклопедия

4.Этимологический словарь русского языка Семенова.

 - Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:

1 группа.

Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка  автор - С.И.Ожегов./

- Какие главные слова можно выписать из этого  толкования. / Изображение Бога, святых  / ответ появляется на слайде/

2 группа.

Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/

- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/

3 группа.

Икона (от греч. eikón — изображение, образ)  в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер;  /Большая советская энциклопедия/

- Какие главные слова можно выписать из этого  толкования? / Священный характер – святыня/

 4 группа.

Икона - изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой. / Этимологический словарь русского языка Семенова/

-  Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/

Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона».

Слайд 6.

 

        

Данное определение записывается на рабочих листах.

 

Слайд 7.

Далее по группам по плану выясняем особенности написания икон, просматривая следующие особенности: (в рабочих листах)

1 группа: (стр. 52, 4 абзац)

Тень          _________________________________

2 группа: (стр. 52, 5-6 абзацы)

Свет          _________________________________

                   _________________________________

3 группа: (стр. 52, последний абзац)

Фон           _________________________________

4 группа: (53, 2-3 абзацы)

Нимб         _________________________________

Лик (лицо, глаза)___________________________

Последнюю особенность определяем все вместе:

- Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?

-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой  печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха – святогорца.

1 группа

2 группа

        

3 группа

4 группа

-Прочтите, определите,  что же считают самым  прекрасным  каждый  из этих поэтов? / глаза/ 

Расскажите, о чьих глазах вы  прочли? /о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа/  Какие они?

-Четвёртая группа. Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/

- В Библии говорится, что такие глаза выражают «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./ 

  • Дополните схему и сравните её с эталоном.

Слайд 7.

Эталон.

Тень          _ни один предмет не отбрасывает тени_

Свет          _проступает через лицо и фигуру______

                   _главное в иконе____________________

Фон           _золотой, открыт____________________

Нимб         _золотой круг окружает голову святого,

                   знак  Божией благодати_______________

Лик (лицо, глаза)_____радостопечалие____________

Проговариваем особенности написания икон по эталону.

Первичное закрепление во внешней речи

(2 мин.)

Зафиксировать во внешней речи особенности написания икон, отличия икон от картин.

Слайд 13.

Задание:

  • вернёмся к заданию, где нужно было из предложенных репродукций выбрать икону,  прикрепить  ее на доске и обосновать свой выбор:

 (группы отвечают по цепочке)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин.)

1)тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления об особенностях написания икон, их отличия от картин.

Задание:

  • определите – это икона или картина, обоснуйте.

             

Слайд 14.

Эталон самопроверки

На экране репродукции с подписями «икона», «картина».

 

Включение в систему знаний

(4 мин.)

1)сформировать способность к осознанному определению христианских святынь;

2) определить и согласовать домашнее задание.

Задание:

  • Подчеркните христианские святыни

Библия, вокзал, храм, крест, картина.

  • Проверяем.

  • Какую святыню мы добавим после изучения сегодняшней темы? /икона/

После задания группам  предлагается домашнее задание  (распределить в группах самостоятельно):

  • Прочитать урок 15, ответить на вопросы.                                                                                          
  • Подготовить сообщение на тему « Когда появились первые иконы».    

                                                                                 

Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке.

  • Какую цель мы сегодня перед собой ставили?
  • Достигли мы её?
  • Что мы делали, чтобы достичь цели урока?
  • Какое новое знание сегодня открыли?
  • Довольны ли вы своей работой?
  • Охарактеризуйте своё настроение «личиком - смайликом», прикрепите его на ваших рабочих листах.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\2b32316235bb.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\sm_users_img-147177.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\9572ae12-af07-4874-8d41-6396718df52d.jpg

Слайд 15 (видео).

Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

УРОК 15

Икона.

1 задание. Соедините стрелками определение с понятием.

1. Что такое ХРАМ?

Обращаться к Богу.

2. Что такое АЛТАРЬ?

Стена, составленная из икон.

3. Что такое ИКОНОСТАС?

Помещение, предназначенное для совершения Богослужения.

4. Что значит МОЛИТЬСЯ?

Священная часть храма.

2 задание. Составить определение.

                           

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 задание. Заполнить таблицу.

Особенности написания иконы

Тень

Свет

Фон

Нимб

Лик (лицо, глаза)

  1. задание. Подчеркните христианские святыни. Дополните его святыней, изученной на уроке.

Библия, вокзал, храм, крест, картина.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

п. Коммунистический»

Учебно – методическая разработка урока

«Золотое правило этики»

(модуль «Основы православной культуры»)

Выполнила:

Агафонова Наталья Станиславовна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2017 год

РАЗРАБОТКА УРОКА.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Класс: 4

Тема урока: Золотое правило этики. 

Тип урока: освоение нового знания

Количество часов:1.                                                                                                 

Цели и задачи урока:  дать начальное представление об этике, этичном поведении; постараться усвоить «золотое правило этики», как условие оценивания собственного поведения.                                                                                

Методы и технологии обучения: проблемный, игровой,  поисковый, ИКТ.                                                                                                                                              Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.                                                                            Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание по теме, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа с новыми терминами, участие в учебном диалоге, работа в группе, оценивание своей работы на уроке.                                                                                                               Технические средства и наглядность: 

  • проектор,
  • презентация «Золотое правило этики»,
  • учебник: Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы,  
  • цветные карандаши,
  • пословицы и поговорки,
  • карточки с предложениями,
  • игра «Какой я?»,
  • кроссворд, 
  • симфония № 6 В.А.Моцарта  «Музыка ангелов».    

Ожидаемые учебные результаты:                                                                                    а) предметные:                                                                                                                               дать начальное представление об этике, этичном поведении;                             знакомство с главным правилом человеческих отношений -  «золотым правилом этики», понимание его значения в оценивании собственного поведения;                                                                                                                   знакомство с понятием  «неосуждение»  других людей.                                            

б) личностные:                                                                                                                         развитие  этических  чувств как результата морального поведения;                     развитие  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;                                                  

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.              

в) метапредметные:                                                                                      познавательные: дать представление об этике, этичном поведении.

регулятивные: развивать умение прогнозировать последствия своих поступков и поступков других людей;                                                                          

уметь анализировать собственную деятельность на уроке.                     коммуникативные: развивать логическое мышление, память, речь;                                                                                                                    уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о добре и зле.                        

Ключевые  понятия: «этика», «Золотое правило этики», «неосуждение».                  

Этап урока ОНЗ

Цель этапа

Содержание этапа

Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Цель: включить учащихся в деловой ритм.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?                                                                                   

(ответы детей)                                 

- Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали!                                      

- А с каким настроением вы пришли на урок? (ответы детей).                                   

-  Давайте улыбнёмся друг другу, настроим себя на позитивную работу.                                                                                           "Поговорим?                                                                                                                                - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чем-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?                                                                                                                           - Поговорим!
Нам будет интересно!"

Введение в тему (3 мин).

Цель: выявить уровень изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».                                                                                       

Вопросы для повторения:                                                                                 

-Какой призыв Иисуса Христа стремятся воплотить в своей жизни христиане?                                                                                                                            -Кто такой добрый самарянин в описанной в учебнике притче?                                 

-Кого в наше время можно назвать «добрым самарянином»?                              

- Начать наш урок   я хочу с притчи. Послушайте ее, пожалуйста, и определите, о чем сегодня пойдет речь.

«Ученик пришел однажды к своему старцу и спросил:

- Как мне научиться прощать, Учитель?

- Никогда не суди других, и тебе никогда не придется прощать». Слайд 3.

( Мы будем говорить о человеческих взаимоотношениях.)

Постановка учебной задачи (5 мин).

Цель: активизировать знания учащихся; подвести детей к определению темы урока.

Работа с пословицами и поговорками.                                                                           - Прочитайте внимательно эти пословицы и подумайте, что у них общего (карточки на доске). Приложение 1.

  • Сам себя губит, кто других не любит.
  • В ком правды нет, в  том и добра мало.
  • Доброе дело – великое счастье.
  • Дерево дорого плодами, а человек делами.

(Людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь их друг с другом была радостной, счастливой).                                                     - Давайте поразмышляем как философы и постараемся придумать правило, которое бы сделало жизнь людей друг с другом радостней.

Для того, чтобы другие люди нас

        любили, прощали, не осуждали, помогали нам …

нужно,  чтобы мы сами

        любили, прощали, не осуждали, помогали им. Слайд 4.                                                               - Можно ли все ваши выводы назвать жизненными правилами, которых должны придерживаться все люди?

- У православных христиан подобное правило называется золотым правилом этики.

- Как вы думаете, почему это правило называют «золотым»?

(Если его выполнять, то всем будет хорошо, все люди будут счастливы.)                                                                      

- Это и есть тема сегодняшнего урока. Слайд 5

«Открытие»  нового  знания (20 мин).

Цель: организовать учащихся по исследованию изучаемого материала.    

1. Работа с новыми терминами.                                                                                           - Ребята, а кто знает значение слова этика?   Слайд 4.                                                                                 - Кто-нибудь слышал это слово?                                                                                       - А есть ещё одно очень похожее слово – слово этикет.  Слайд 5.                                   

- А значение этого слова мне кто – то может объяснить?                                                          

- Давайте будем разбираться.   Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова.  Слайд 6.                                                                                                                                   - Эти два слова очень созвучны, но имеют разные значения.                                              

- Этикет – это правила поведения человека, а этика – это отношения между людьми. Слайд 7.                                                                                                                                - Христиане нашли универсальное правило поведения и назвали его «золотым правилом этики». Это правило есть в Евангелие.                                                                     - А хотите его узнать? Но прежде выполните задание.                                                                                                         (Раздаю карточки с предложениями и дети должны либо согласиться с ними, либо опровергнуть).   

2. Работа в парах.                                                                                                        Правдивые-неправдивые предложения:

  • Делай другим то, чего не хотел бы для себя.
  • Всегда доверяй сплетням.
  •  Неудачник по жизни всегда неудачник.  
  •  Неосуждение человека – это плохо.    
  •  Человек и его дурной поступок не одно и то же.    Приложение 2.

Дети работают с предложениями: ставят «+» если согласны, «-» не согласны.                                                                                                        

3.  Исследовательская работа с текстом учебника.      

- Ищем в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу. (Дети читают текст учебника на стр. 46 и выясняют, кто был прав, а кто нет).                                                                                                                                  - Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?                                                                                                                            «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Слайд 8.

- Это и есть главное правило человеческих отношений.  

4. Творческая работа. Приложение 3.

Задание №1.

- Выполним  задание  в «Рабочей тетради». Запишите  золотое правило этики.

(Звучит симфония № 6 В.А.Моцарта  «Музыка ангелов»)

-Как вы думаете, что означают эти слова?

(Я не  хочу, чтобы  меня обзывали или оскорбляли, и поэтому я и сам никого не буду оскорблять. Я буду всем помогать, тогда и мне все помогут. Я  буду со всеми  дружить, никого  не буду обижать и всем со мной будет хорошо).

- Ребята, как вы думаете, что такое уважение?

(Это когда все тебя любят, не обижают, помогают, когда  необходима помощь.)

-Верно. Когда мы уважаем кого-то, то проявляем внимание к мыслям, чувствам и поступкам другого человека, считаемся с его мнением.

5. Рубрика «Это интересно», с.47 (читает учитель).

Выборочное чтение.                                                                                                                 - Что может обидеть любого человека?   (сплетня, осуждение.)                                        

-Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило?                                                                                                                             «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».                                                                 - А чтобы не судить других, что нужно делать?                                                              «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете».                                                                                                                               - Все, что с нами происходит, это отображение нашего внутреннего состояния. Внешний мир – зеркало внутреннего мира.                                                                               - А что же внутри каждого из нас? Это наши ошибки и недостатки.  Одним таким недостатком является осуждение.                                                                                                              - Осуждение – неодобрение, порицание.                                                                                  - Осудить человека очень легко. Трудно замечать недостатки в себе самом.

6. Работа по картине В.Поленова «Христос и грешница». Слайд 9.

- Рассмотрите картину В. Поленова «Христос и грешница».                                                                    

– Кто изображен на этой картине?                                                                                  - Найдите здесь Христа. Почему вы так считаете?                                                                                                                  - Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете?                                                                                                                      - Что здесь происходит?                                                                                              - Женщину ведут на суд. Вокруг Христа множество народа. Почему? (Он исцелял, воскрешал. Его уважали как Великого Учителя).                                                                                  

- Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти.                                                                                                                    - Она знает, что с ней будет?                                                                                               - Как вы думаете, много камней полетит в нее?                                                                - Она это понимает?                                                                                                                - Какие чувства она испытывает? (Стыд, страх, отчаяние, надежду).                                        

– Как вы думаете, что произойдет дальше? Побьют или не побьют?                                                                                                                          

Чтение учителем отрывка из учебника  с.46-47: «Христос не стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит из вас, кто сам не согрешил».                                                                                                              - Как вы думаете, сколько  камней   полетело?

«Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись».                                                

- В нее не полетел  ни  один  камень…

- Почему же осуждение - это плохо? (Люди сами не безгрешны; сами совершают дурные поступки)

- Как Христос защитил женщину? Почему он её защитил?                                                  

- Послушайте, как хорошо это описано в стихотворении. (Читает заранее подготовленный ученик). Приложение 4.

«ГРЕШНИЦА».

Она стояла и бледнела,

Глядеть не смела на людей.

Толпа судила и кипела,

И грозен суд был тех людей.

На самом месте преступленья

Она взята, обличена,

И вот, здесь руки и каменья,

И здесь преступная жена.

«Скажи, Закона Изъяснитель,

Что делать с грешницею сей?

Ей смерть назначил наш учитель

И Боговидец Моисей».

И на земле перстом писал Он:

«Кто сам безгрешен, пусть разит!»

И, написавши, долго ждал Он,

Чей первый камень полетит.

От букв тех брызнул свет и пламя,

И всяк себя узнавши сам,

Кто спрятал стыд, кто бросил камень,

И молча вроссыпь по домам.

- Человек не должен осуждать другого, т. к. сам несовершенен. Прежде чем осудить, надо взглянуть на себя со стороны, признать свои недостатки и вспомнить  «Золотое правило этики». В другом виде оно звучит так:  «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя». В жизни проще всего – любить и помогать, а вот не осуждать и прощать – наверное, сложнее.                    

- Поэтому есть такое понятие, как неосуждение.                                                                    

7. Самостоятельная работа с текстом учебника, с.47.                                             

Неосуждение – это проявление милосердия к человеку.     Слайд 10.                                                                                       

- В православии есть правило: « Люби грешника и ненавидь грех».                    

- Ребята, любить грешника – это значит помочь ему осознать свою ошибку и больше ее не повторять.                                                                                                    Как часто судим мы людей,                                                                                                                  В своем глазу бревна не видя,                                                                                                           Как люто судим, ненавидя                                                                                                                   В угоду собственных страстей.                                                                                                  Как часто мы вершим свой суд                                                                                                       Лик Бога на себя примерив,                                                                                                         Забыв о том, что в это время                                                                                                       Нас тоже судит кто-нибудь.                                                                                                      

Физминутка (2 мин).                                                                    

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

  • Хлопают все присутствующие;
  • Только девчонки;
  • Только те, кто любит вкусно поесть;
  • Только те, кто опаздывает на уроки;
  • Только те, кто хорошо учится;
  • Только те, кто не любит каникулы;
  • Только те,  кто любит сладкое;
  • Только те, кому нравится играть в футбол;
  • Только те, у кого прекрасное настроение.

Включение нового знания в систему знаний и повторение                          (7 мин).

Цель: формировать умение соединять полученные знания на уроке с  имеющимся опытом.

1.Игра: «Какой я?». Приложение 5.

(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)

-  Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

-  Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный, милосердный.

- Что у вас получилось? Не пугайтесь, что человечек у вас получился  такой пестрый. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

2. Разгадывание кроссворда.  Приложение 6.                                                                                            Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, что Иисус Христос заповедал иметь своим ученикам, чтобы их отличали от других людей.

3. Коллективная работа.

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

  1.Выбери верный ответ

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;

● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

  2.Закончи предложение.                                                                                   Осуждение других людей …

●просвещает человека

●обогащает человека

●разрушает человека.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей работы.                                                                                                        

-  Какие слова, выражения сегодня были для вас новыми?  Удивили вас? Заставили задуматься?                                                                                                                          - Будете ли вы следовать «Золотому правилу этики?»  Почему?                                              

Домашнее задание (2 мин).

Цель: определить и согласовать домашнее задание.

«Рабочая тетрадь», задание № 2. Приложение 3.

- Подумай и ответь. Напиши, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди.

Познакомить своих родителей с «Золотым правилом этики».

Провести интервью с членами семьи по вопросу: «Как взрослые понимают золотое правило этики».

- Я очень надеюсь, что сегодняшний урок  вселит в ваши сердца те положительные качества, о которых говорилось на уроке, и вы будете стараться жить в соответствии с «Золотым правилом этики».  

Приложение 1.

Пословицы - поговорки

Сам себя губит, кто других не любит.

В ком правды нет, в  том и добра мало.

Доброе дело – великое счастье.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

        Приложение 2.

Правдивые-неправдивые предложения:

  • Делай другим то, чего не хотел бы для себя.
  • Всегда доверяй сплетням.
  •  Неудачник по жизни всегда неудачник.  
  •  Неосуждение человека – это плохо.    
  • Человек и его дурной поступок не одно и то же.    

        Приложение 3.

Рабочая тетрадь. Урок 13

Золотое правило этики

Задание 1.

Запиши золотое правило этики.

Задание 2.

Подумай и ответь.

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах  не перебивали, давали высказаться___________

2. При встрече _______________________________________________

3. За глаза ___________________________________________________

4. В трудной ситуации ________________________________________

5. В болезни _________________________________________________

6. В играх ___________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь __________________________________________

8. Когда у меня что-то получается _______________________________

9. Чтобы мои товарищи _______________________________________

10. Чтобы ___________________________________________________

Задание 3.

Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.

Приложение 4.

«ГРЕШНИЦА».

Она стояла и бледнела,

Глядеть не смела на людей.

Толпа судила и кипела,

И грозен суд был тех людей.

На самом месте преступленья

Она взята, обличена,

И вот, здесь руки и каменья,

И здесь преступная жена.

«Скажи, Закона Изъяснитель,

Что делать с грешницею сей?

Ей смерть назначил наш учитель

И Боговидец Моисей».

И на земле перстом писал Он:

«Кто сам безгрешен, пусть разит!»

И, написавши, долго ждал Он,

Чей первый камень полетит.

От букв тех брызнул свет и пламя,

И всяк себя узнавши сам,

Кто спрятал стыд, кто бросил камень,

И молча вроссыпь по домам.

Приложение 5.

Игра «Какой я?»

добрый

щедрый

трудолюбивый

аккуратный

справедливый

смелый

веселый

предупредительный

послушный

ответственный

ласковый

бережливый

старательный

внимательный

совестливый

великодушный

милосердный

Приложение 6.

Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, что Иисус Христос заповедал иметь своим ученикам, чтобы их отличали от других людей.

1

2

3

4

5

6

1) То, что надо обличать и ненавидеть.

2) Те, кто несут ответственность за совершаемое на земле зло.

3) То, что Господь велел человеку вынуть из своего глаза для того, чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза брата.

4) Различение оценки поступка и оценки самого человека.

5) Тот, кого нужно любить в любых обстоятельствах.

6) То, что нужно не делать, чтобы не быть судимым.

1З

Л

О

2Л

Ю

Д

И

3Б

Р

Е

В

Н

О

4Н

Е

О

С

У

Ж

Д

Е

Н

И

Е

5Ч

Е

Л

О

В

Е

К

6С

У

Д

И

Т

Ь



Предварительный просмотр:

Гуманитарный поединок «На перекрестке трех наук».

Описание. Введение ФГОС требует от учителя неординарного подхода в образовательном процессе. Нетрадиционная форма мероприятия проводится как с целью формирования коммуникативной компетенции, так и с целью развития экологической грамотности учащихся и уровня их экологической культуры. Форма работы рассчитана на учащихся 5 класса, а также может быть  представлена для разных возрастных категорий, например,  5 -6 классы. В поединке открываются широкие возможности для реализации метапредметного подхода. Представлены разнообразные конкурсные задания.

Цели и задачи:
1) способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления, творческих способностей, повысить мотивацию на изучение учебных дисциплин: русского языка, литературы, биологии.
2) формирования как коммуникативной компетенции, так и развития экологической грамотности учащихся и уровня их экологической культуры

Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование 
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Перед началом мероприятия каждому из гостей (не обучающимся!!!!!) при входе вручается красочно оформленный пригласительный билет  на мероприятие с символикой Года экологии . Билет также будет задействован в ходе игры.

Соревнуются несколько команд (по 4-6 человек). Для оценивания используются Оценочные листы, которые проверяются командами по Эталону ответов после каждого конкурсного этапа (взаимопроверка)
ВСЕ конкурсные задания дублируются на слайдах, чтобы могли решать их и гости.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, дорогие участники и зрители!

Приветствуем всех вас на игре, которую мы назвали «На перекрестке трех наук».

Ребята, может быть, вы догадались, какие школьные науки повстречались  на нашем перекрестке? (биология, русский язык, литература)  А как же встретились они на перекрестке?

Биология – наука о живом,

О живом же наш язык, литература,

И сегодня убедимся с вами в том,

Как не могут жить науки друг без друга…

Наша игра позволит каждому проявить свой интеллект, показать знания, эрудицию и посоревноваться друг с другом, потому что играть будем командами. Выявить победителя помогут Оценочные листы, но о них чуть позже. А пока давайте вспомним правила поведения в группе…

А теперь прослушайте внимательно правила игры (на экране Оценочный лист): оказавшись на той или иной дороге, вы выполняете за определенное время задания, вписывая ответ в графу «Поле для ответа». Перед тем, как перейти на следующую дорогу (в следующий этап), вы обмениваетесь этими листами с соседней командой и оцениваете работу группы. В конце игры мы подсчитаем общее количество баллов, которое наберет каждая группа и выявим победителя.

На каждой из трех дорог вас будут ждать наши главные помощники, ребята вашего же класса. А кто это, вы узнаете чуть позже… Все понятно? Начинаем!

Перекресток трех наук

Ждет тебя, мой юный друг!

Для начала   предлагаем определиться с названием вашей команды, но не придумать самим, а составить из букв, которые лежат в конвертах на ваших столах (составляют название). Время – 1 минута.

И начнем мы вот с этой точки или с поэтической разминки, а по-другому «Поэзия  и биология», которую посвящаем Году Экологии в России (дети читают стихи).

1 чтец:

О, люди, мыслю я, у всех у нас 
Есть Мать одна
По имени ПРИРОДА!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навек в душе
Её прекрасные черты – 
Поля, луга, леса, моря и реки.

2 чтец:

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасна: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

3 чтец:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, 
Открыт для нас в жару и стынь, 
Входи сюда, 
Будь сердцем чуток, 
Не оскверняй её святынь!

4 чтец:

Закрой глаза,

Представь себе,

Как будет страшно на Земле,

Когда не станет вдруг деревьев,

Исчезнут звери и леса,

И, выйдя в поле, не увидишь

Ни колоска, ни василька.

Пустая, голая Земля.

Как будет страшно,

Ты представил?

А чтоб такому не бывать,

Давай же будем мы природу

Любить, жалеть и уважать.

Названия придуманы, разминка пройдена, отправляем в путь по нашей дороге и первая наука… «Биология».

Конкурс 1. О КОМ ИДЁТ РЕЧЬ?

Эти организмы появились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. 

Конкурс 2. ЁЛКИ  ДЛЯ ЦАРЯ

Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через еловый лес, видит – стоит на поляне двадцать елей, одна другой краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: “Хочу, чтобы эти ёлки у моего дворца росли”. Да разве вековые ели пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, как веленье царя исполнить. И всё-таки исполнили! Объясните, как они это сделали?

Конкурс 3. ИЗ ОДНОГО  ДЕСЯТЬ!   «БОТАНИКА»

1.Водоросли, плавающие густой массой в стоячей воде.

2.Тонкая, скрученная пряжа

3.Лента, завязанная у школьниц.

4.Там хранят деньги.

5.Музыкальный звук.

6.Стеклянный сосуд.

7.Дикая свинья.

8.Род брёвен, настилаемых при строительстве.

9.Травянистое растение, из листьев которого делают то, что я никогда не советую Вам пробовать!

10.Цветной шнурок по краю или шву одежды.

ЭТАЛОН Ответа  (БИОЛОГИЯ)

№1.Ответ:  бактерии (1балл) 

№2.Ответ: один мастеровой посоветовал не ели пересадить, а на поляне дворец построить. Так и сделали. Царь остался доволен. И ёлки при дворце, и дворец при царе. (1 балл)

№3.Ответ: тина, нитка, бант, банк, нота, банка, кабан, накат, табак, кант

(10 баллов)

Отправляем дальше в путь, и мы на дороге «Русский язык». Приглашаю помощника…

Конкурс 1. Конкурс «Грамматический»

  1. Ежи – и + е + вика = ягода.
  2. Кожа –ко  + ворона – а +к = полевая птичка, прилетающая ранней весной.
  3. Лик + пена = птица с большим зобом.  
  4. Кар + то + фельдшер – дшер = ?
  5. Череп – п + муха = ?
  6. Чистый – ый + о + тело – о = ? 
  7. Белый – ый + кот – от + а = ?
  8. Машина – шина + ли + на=?
  9. Черный – ый + о + слива – а =?
  10. Подпол – пол + снежный – ый + ик =?

Конкурс 2. Конкурс «не ошибись»

1. Целый день, не зная      лен…… 

2. Мчит по тундре на олен….. 

 

3. Четыре серые мыш…. 

4. Живут на крыш… 

                                             

5. Это же конечно, бле…. 

6. Что бывает добрым ле….. 

 

7. Старый дом из ел… 

8. Все жучки из…ел….

  

9. Убегали мы от ко….. 

10. И свалились под отко….

 

11. На арене  пон….. 

12. В шёлковой попон….. 

  

13. Летом ходят по гри…ки 

14. Заполняют погре….ки 

ЭТАЛОН Ответа (РУССКИЙ ЯЗЫК)

№ 1. Ответы:

1. Ежевика

2. Жаворонок

3. Пеликан

4. Картофель

5. Черемуха

6. Чистотел

7. Белка

8. Малина

9. Чернослив

10. Подснежник (всего 10 баллов)

№ 2. Ответы:

  1. ленИ
  2. оленЕ
  3. мышИ
  4. крышЕ
  5. блеФ
  6. леВ
  7. елИ
  8. изЪелИ
  9. коЗ
  10. откоС
  11. понИ
  12. попонЕ
  13. гриБки
  14. погреБки (всего 15 баллов)

Физминутка

Мы с вами отправляемся на третью дорогу, где нас ждет школьная наука – литература. Приглашаем помощника…

Конкурс 1. «Удивительные превращения»

Подскажите, в кого превращались  герои?

1.Князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»…

2.Великан – людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»…

3.Хозяйка Медной горы из сказа П.П.Бажова…

4.Чудовище  в сказке С.Аксакова « Аленький цветочек»…

5.Лягушка в русской народной сказке…

6.Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»…

7.Одиннадцать братьев – принцев в сказке Х.К. Андерсена…

8. Девочка Снегурочка в русской народной сказке…

Конкурс 2. «Собери пословицу»

1.ДВА САПОГА - ПАРА, ДА  ОБА  В  ЯМУ  УПАЛИ.

2.У  СЕМИ  НЯНЕК  КУЛАКАМИ  НЕ  МАШУТ.

3.СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО  ТАРАКАНА.

4.ЧЕМ ХВАЛИШЬСЯ, ОТ ТОГО  И  НАБЕРЕШЬСЯ.

5.СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ХВОСТ  ТЁЛКИН.

6.МАЛЕНЬКАЯ РЫБКА ЛУЧШЕ .

7.ПОСЛЕ ДРАКИ ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ.

8.С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ, НА ТОМ И ПРОВАЛИШЬСЯ.

9.НЕ СУЙСЯ В ВОЛКИ, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО.

10.ДЕРЖАЛСЯ  АВОСЬКА  ЗА НЕБОСЬКУ,  ДА  ОБА НА ЛЕВУЮ НОГУ.

ЭТАЛОН Ответа ( ЛИТЕРАТУРА) 

№1. Ответы:

1. В комара, муху, шмеля.

2.В мышь, льва.

3.В ящерицу.

4.В принца.

5.В царевну.

6.В козленочка.

7.В  лебедей.

8.В облачко. (всего 8 баллов)

№ 2. Ответы:

1.ДВА САПОГА - ПАРА, ДА  ОБА НА ЛЕВУЮ НОГУ.

2.У СЕМИ  НЯНЕК  ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ.

3.СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ.

4.ЧЕМ ХВАЛИШЬСЯ, НА ТОМ И ПРОВАЛИШЬСЯ.

5.СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО.

6.МАЛЕНЬКАЯ РЫБКА ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО  ТАРАКАНА.

7.ПОСЛЕ ДРАКИ   КУЛАКАМИ  НЕ  МАШУТ .

8.С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ, ОТ ТОГО  И  НАБЕРЕШЬСЯ.

9.НЕ СУЙСЯ В ВОЛКИ, КОЛИ  ХВОСТ  ТЁЛКИН.

10.ДЕРЖАЛСЯ  АВОСЬКА  ЗА НЕБОСЬКУ,  ДА  ОБА  В  ЯМУ  УПАЛИ. (всего 10 баллов)

А сейчас дополнительный конкурс, который называется «Собери фразу», он позволит заработать целых 10 баллов и, может быть, выровнять счет или догнать соперников.  

Подумайте, в каком порядке нужно брать буквы, чтобы прочитать надпись, начертанную на листьях деревьев?
ЕГИ + СНА +БЕР + ТС + ИКР + ШЕБ + ТВО + АСУ + ЛЕ + ОГА
(Береги лес – наше богатство и красу)

А пока ребята считают, поиграем в необычную игру с нашими гостями.

Уважаемые гости, каждый из вас на эту игру получил пригласительный билет. Переверните его: в правом верхнем углу  билетов написано слово, которое сейчас поможет кому-то выиграть приз. Условия выигрыша такие: мы станем загадывать загадки и вопросы из мира природы. Думаем, что ответы на них мы сможем произнести все вместе. Но тот, у кого ответ на загадку будет написан на пригласительном билете, получит приз.

(БУКЛЕТ С ФОТОГРАФИЕЙ ШКОЛЫ) Выдаётся на память всем присутствующим гостям.
          

Все дороги пройдены, все конкурсы отыграны, пришло время подвести итоги. Итак, ……

Подведение итогов.  Награждение.

Игру свою мы начали с разминки «Поэзия  и биология», предлагаю закончить «Прозой и биологией», посвященной Году Экологии в России.   Послушайте  нравственную заповедь, взятую из сочинения – обращения выпускника к юному другу, а прочитает вам ее выпускница нашей школы, девятиклассница Черкашина Оля:

Юный друг! Твой след, твой шаг в природу – каким будет он, каким предстанет грядущим поколениям? Входи в природу другом, хозяином, заботливым, внимательным, чутким.
Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру. С этого и начинается экологическая грамотность.  С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, - а не поймать, не сорвать, не растоптать. Глубоко познавая законы природы, ребята и взрослые стараются природе не наносить никакого вреда. 
Человек, постигший азбуку природы, будет стремиться хозяйствовать на земле умело, восполнять природные ресурсы. Вот тогда человек и природа станут настоящими друзьями.