План по самообразованию

Галлямшина Галия Лутфуллиновна

« Детское экспериментирование, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

_Галлямшиной Галии Лутфуллиновны_

ФИО

на 2020-2022 учебный год

2020 г.

Личная карта

ФИО педагога: Галлямшина Галия Лутфуллиновна 

Дата рождения: 12.11.1967г.

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования свердловской области «Северный педагогический колледж» Свердловская область, город Серов(30.06.2012г.).

Специальность по диплому: Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой в области экологического воспитания по специальности Дошкольное образование.

Занимаемая должность: Воспитатель.

Дата назначения на должность: 11 января 2010г.                                                                    Общий стаж трудовой деятельности: 28, 6 лет.

Педагогический стаж: 21,6 лет.

 Квалификационная категория, дата присвоения: Первая квалификационная категория. 25.12.13г.

  Курсы повышения квалификации:  1.ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». Педагогический факультет. Кафедра теории и методики дошкольного образования.  

Научно-педагогический форум «Мониторинг образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»  (в объеме 6 часов).

2. ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». Педагогический факультет. Кафедра теории и методики дошкольного образования.  Научно-дискуссионная площадка «Художественно- эстетическое развитие: проблемы реализации ФГОС ДО»(в объеме 6часов)

3.Негосударственное образовательное учреждение Сибири институт современной практической психологии « Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО» (в объеме 72 часа).

4. Негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования сибирский институт практической психологии,  педагогики и социальной работы. «Технология организации сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС ДО»

                            План самообразования

 

 Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем  значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.    Л.С.Выгоцкий.                                                                                                    

Тема самообразования: « Детское экспериментирование, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

2.Учить видеть и выделять проблему эксперимента.

3.Учить принимать и ставить перед собой цели эксперимента.

4. Учить отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности.

5. развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.

6.Обогощать сознание содержательно-упорядоченными сведениями о мире.

     

 Перечень вопросов по самообразованию:

  • Изучение психолого – педагогической литературы
  • Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса
  • Проектная и исследовательская деятельность
  • Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
  • Продолжать изучать  опыт других педагогов
  • Планомерное и систематическое совершенствование  методов учебно – воспитательного процесса

Срок реализации: 2 года

Предполагаемый результат :

- Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

- Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

- Применяет выводы к новым данным, делает обобщения.

Форма отчета по проделанной работе:

выступление на заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах.

Форма самообразования: индивидуальная.

Этапы

Планируемые мероприятия/работы по самообразованию

Сроки

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ:

Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы;

газет, журналов;

интернет, видео, аудио информации на различных носителях.

Составление списка литературы по данной теме:

посвященных изучаемой теме;

1.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - М.: 2015

2.Т.Г Кобзева.

Организация деятельности детей на прогулке. Волгоград: учитель, 2011

3.Е.Е Крашенинников, О.Л.Холодова

Развитие познавательных способностей дошкольников – М.:2014

4. В.Н.Нищева.

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ-СПб.:2015.

5.Л. Одинцова

Экспериментальная деятельность в ДОУ.

Методическое пособие-М.: Сфера 2012

6.Л.Н.Прохорова,Т.А.Балакшина.

Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольника.-Владимир, ВОИУУ-2001

7. П.Рыжова. Игры с водой и песком

//Обруч, 1997-№2

8. Г.К.Слевко Современные образовательные технологии. Учебное пособие - М.: Народное образование 2008.

2020-2021уч.год.

2.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ:

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Составление перспективного плана.

Подбор дидактического материала по теме………….

2020-2021

уч. год.

3.

ПРАКТИЧЕСКИЙ:

Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями,

мастер-классы,

мероприятия по обмену опытом.

Составление собственной литературной подборки по изучению «Детского экспериментирования, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Создание медиатеки по данной проблеме.

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Выступление на педагогическом совете  Презентация «Детское экспериментирование, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

2020-2022

уч. год.

.4.

ОБОБЩАЮЩИЙ:

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации;

2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег;

3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой теме.

 4.Систематическое пополнение презентаций, буклетов и т.д.

5. Создание картотеки игр-экспериментов.

6. Создание презентации «Чудеса вокруг нас»

7. Участие в работе сайта учреждения.

8.Консультитативная помощь родителям, родственникам по данной теме

2020-2022

5.

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ:

Распространение опыта работы

1.Участие в работе МО педагогов учреждения

2.Публикации на «Социальной сети работников образования».

3.Выступление на педагогическом совете «………»

2020-2022

уч. год.

6.

САМООТЧЕТ:

1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему;

2) Подготовка консультации для воспитателей  по изучаемой теме;

3)Составление картотеки игр ……

4) Составление презентации.

Май 2021

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.  

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о поисково-познавательной деятельности, мы имеем  в виду активность ребенка, впрямую на правленую на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию.  Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийный действия.

В период дошкольного детства «островки» поисково-познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого материала.  

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, – они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что ребенок, производящий их, готов к любому самому неожиданному результату. Это делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой деятельности обусловливают эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское экспериментирование как один из видов ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи (Н.Н. Поддьяков) называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план на 2020 – 2021 уч.год по самообразованию на тему

«Детское экспериментирование, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Старшая группа.

Тема

Задачи

Приемы

«Сравнение свойства песка и глины»

Сентябрь.

Формировать знания детей о свойствах песка и глины, обобщать представления об их использовании.

-Имеет ли песок и глина запах; из чего состоят; как впитывают воду(сыпучесть, пластичность…)

«Песчаный конус»

Сентябрь

Закреплять знания детей о свойствах песка, их зависимости от его состояния. Развивать умение устанавливать связь между свойствами веществ и его состоянием.

Рассматривание формы  песчинок через увеличительное стекло; пересыпание песка через конус (песок движется, песочные часы). Мокрый песок нельзя сыпать, зато он принимает любую форму.

«Воздушный мир»

Октябрь

Формировать представления детей о свойствах воздуха: занимает место, его можно поймать, он необходим для дыхания, он имеет вес, его можно загрязнять.

Поймать воздух в пакет и завязать; вдохнуть – выдохнуть, зажать пальцами  нос, посчитать, кто дольше продержится. Опыты со стаканом с водой, со свечой и стеклом.

«Воздух нас окружает»

октябрь

Дать детям понятие о том, что воздух невидим, но он есть везде, воздух нас окружает.

«Почувствуй ветер». «Бумажные гонки». Обнаружение воздуха в различных объектах (в пустой стеклянной банке).

«Дружба красок»

Ноябрь

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Показать детям, что  большинство цветов являются сочетанием других цветов. Они разделяются, когда через них, впитываясь в бумагу, проходит вода.

 Опыт с фильтрованной бумагой и водой (из каких цветов состоит основной цвет).  «Игра в капельки»: капать из пипетки капельки воды разного цвета на бумагу, получая разные цвета и оттенки.

«Превращения воды»

Декабрь

Дать детям понятие о том, что вода может быть жидкой, твердой, газообразной, и об условиях ее существования. Развивать умение делать несложные опыты. Формировать научные представления об образовании дождя и снега.

Опыты по замораживанию и оттаиванию воды, снега, льда, превращению воды в пар(испарение).  «Как получается дождь?». «Исчезающая вода, как ее вернуть?»(конденсация). Опыт с соленой водой. «Цветной сахар»

«Чистая вода»

Январь

Формировать представления детей о свойствах предметов и веществ.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

Формулировать предположения, искать пути их проверки, подбирать  оборудования для проведения опытов.

Профильтровать воду через разные фильтры (бумажную салфетку, ткань, ватный диск, уголь), сравнить результат. Зарисовать схему очистки воды.  «Впитывание воды»

«Испытание магнита»

Февраль

Закреплять представления     о  свойствах магнита.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

«Что притягивают магниты?». Игра «Поймай рыбку». «Как достать скрепку из воды не промочив руки?». «Через какие преграды может действовать магнит?».

«Одеяло снежное»

Февраль

Формировать представления детей о свойствах снега. Развивать умение проводить несложные исследования. Дать знания о том, что снег, как и одежда, не пропускает тепло и холод.

Закопать в сугроб 2 емкости. В каком сосуде снег растает быстрее – в закутанном или нет?

«Растворяются- не растворяются»

Март

Формировать представления детей о свойствах предметов и веществ: одни растворяются в воде, другие смешиваются с ней, а третьи в ней не изменяются.

Опыты с водой и разными веществами.

«Как полить грядки?»

Апрель

Учит детей видеть проблему. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Дать знания о законе сообщающихся сосудов, закрепит знания свойств воды.

Опыт с двумя сосудами и шлангом.

«Как найти клад?»

 Май

Формировать представления детей о компасе, его устройстве, применении, о сторонах света.

Знакомство с компасом.

«Волшебный лучик. Радуга-дуга».

Май

Показать детям, что солнечный луч может стать разноцветным. Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.

Сделать радугу через стекло.

Работа с родителями:

Составление анкеты для родителей.

Цель: выявить отношение родителей к опытно-экспериментальной деятельности детей.

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
  2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
  3.  Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто?
  4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
  5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

Консультации для родителей:

Темы: - «Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности».

              -   «Детское экспериментирование, как метод обучения».

              -    «Дети экспериментируют? Да!»

        Вывод:

1. Во время проведения опытно - экспериментальных действий не менее важным моментом является эмоциональное проживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Эмоциональное реагирование представляет с собой способ понимания ребенком особенностей окружающего мира.

 2.  Игра с предметами важна не только потому, что в ней присутствует интересная ребенку система эмоциональных переживаний, но и потому, что  ребенок совершает игровые действия, которые предлагают различные свойства окружающего мира, например, сжимается, изображая лед, а затем и выполняет плавательные движения, изображая воду.

 3. Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен вовремя выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно не только, чтобы он сам совершил конкретное действие с объектом (растопил в ладони лед или сломал кусочек мела), но и решил задачу, обнаружив за видимостью существенные отношения.

4. Взрослый (педагог или родитель) должен быть готовым отличить подлинное решение задачи от «ловушки», в которую может попасть ребенок. Подобные ошибки ни в коем случаи нельзя игнорировать -  их обязательно надо обсудить с детьми, помочь понять, почему такое решение не является верным.

5. Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой стороны – включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.