Программа Занимательная математика

Ильина Ольга Павловна

Прлан работы кружка подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanimatelnaya_matematika.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Айбечский детский сад «Аистенок»

Ибресинского района Чувашской Республики

Перспективный план кружка

«Занимательная математика»

(подготовительная группа)

                                                             Руководитель: Ильина О.П.

                                                             воспитатель 1 кв. категории

                                                      Д. Айбечи, 2018

Введение

       Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

Данная программа состоит из разделов: введения, пояснительной записки, учебно – тематического плана, содержания программы, ожидаемых результатов, методического обеспечения программы, материального обеспечения программы, литературы. Программа реализуется в объёме 36 часов в подготовительной группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей. 

Пояснительная записка

    

Программа математического   кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Помораевой И.А, Позиной В. А «Формирование элементарных математических представлений.» (6-7 лет), рассчитана на 1 год. Программа   направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития. 

Поскольку игровая деятельность является ведущей   в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Занятия распределены по разделам:

  • Количество и счет
  • Величина
  • Ориентирование в пространстве и во времени
  • Геометрические фигуры
  • Логические задачи (приложение№2)

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку  времени и режима занятий.

Цель программы: создание условий для углубления знаний детей по сенсорному развитию.

Задачи программы: 

  • способствовать формированию общего представления о множестве и числе;
  • способствовать формированию навыков количественного и порядкового счета в пределах 20;
  • создать условия для знакомства с составом числа;
  • способствовать развитию умений детей решать простейшие арифметические задачи;
  • способствовать формированию умений соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • создать условия для формирования умений сравнивать множества;
  • обеспечить условия для знакомства с математическими знаками;

Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.  

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность.

Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 минут. 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики Помораевой И.А, Позиной В.А. «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)», провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

      Дети должны уметь: 

  • Объединять группы предметов по общему признаку
  • Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
  • Называть числа в прямом порядке до 20;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту;
  • Делить предметы на несколько равных частей
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

 Дети должны знать:

•                     Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

•                     Предшествующее число, последующее число, соседей числа;

•                     Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

•           Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года

В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание                                                                                                                                              

Тема

Количество занятий

 1

Количество и счет

9

 2

Величина

9

 3

Ориентирование в пространстве и во времени

9

 4

Геометрические фигуры

9

                                       Тематическое планирование                                                          

Перспективное планирование

 

Раздел

Задачи:

 Количество

 и счет

Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры

Закрепить представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений из геометрических фигур.

Определение величины

Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине. развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Ориентировка во времени

Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели.

Решение логических задач

Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)


Календарное планирование работы кружка

«Занимательная математика»

сентябрь

Количество

и счет:

       

Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом.     

«Незнайка в гостях» 

Цель: учить видеть равное количество

 разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Величина

Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве.

Закреплять временные представления

 «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

 «Когда это бывает?» Математическая сказка

 «Художники» №2

Цель: развитие ориентировки в пространстве

Геометрические фигуры

Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник

«Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

«Приключения Маши и Вани» Математическая сказка

октябрь

Количество

и счет:

Числа и цифры от 1 до 4. 

Соотнесение количества предметов с цифрой. 

Знаки + и -. 

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Величина

Большой, маленький, поменьше.

««Достань мяч» Карточка

Цель: закрепить понятие величины.

Ориентировка во времени.

Знакомство с названием осенних месяцев.

«Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

 

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

 «Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

«Как Круг и Квадрат отправились в поход» - математическая сказка

ноябрь

Количество и счет

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Величина

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

 

Ориентировка в пространстве.

Понятия: лево -право, впереди, сзади.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

 «Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

 «Что где находится?»

Ориентировка во времени.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

 «Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Геометрические фигуры

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

««Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?»,

декабрь

Количество и счет

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Поездка»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

«Яблоко» -Математическая сказка

Величина

Часть и целое.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

 «Снеговики»,

Ориентировка во времени и в пространстве

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

 «Назови пропущенное слово»,

 «Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

январь

Количество и счет

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

 

Ориентировка во времени и в пространстве

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

 

Величина.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Чем отличаются полоски?»55

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.

 

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

 «Сколько треугольников?»,

 «Кто где живет?»

февраль

Количество и счет

Числа и цифры 1-9.Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур

Повторение названий геометрических фигур.

«Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Ориентировка во времени

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

 

Ориентировка в пространстве.

 «Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Величина.

Длинный - короткий. Часть и целое.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

 «Где, чей дом?»

март

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки»,

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

««Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Гном строит дом»

Ориентировка во времени и в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

«Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

 «Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

апрель

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

«Теремок» - математическая сказка

 «Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

Ориентировка во времени и в пространстве                                   

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

«Времена года»,

  «Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

Величина

май

     

     

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

 

«Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

 «Напиши цифру»,

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Кто быстрее найдет»

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

Величина

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

 

«Назови скорее», «Нарисуй правильно»

       Литература.

1 От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.    Комаровой, М. А. Васильевой. - М.  Мозаика-Синтез, 2014

2. И.АПомораева , В.А.Позина  «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013

3. Н.Е Веракса,, О.Р,Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)» - М. Мозаика-синтез,2013

4. Е.Е Крашенинников, О.Л.Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет)» - М.Мозаика-синтез,2014