"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Михайличенко Эльмира Ахтамулловна

             Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одаренности» при КФУ о 19.09.2017г.

                 Выступление, мастер - класс , публикация в сборнике.

                 СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

                               В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

          Э.А. Михайличенко,  учителя начальных классов МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»,  г. Зеленодольск, РТ

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одаренности» при КФУ о 19.09.2017г.

                 Выступление, мастер - класс , публикация в сборнике.

                 СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

                               В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

          Э.А. Михайличенко,  учителя начальных классов МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»,  г. Зеленодольск, РТ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Нынешнее время требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

 В настоящее время можно говорить о разнообразии форм работы, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидно и то, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

В связи с этим  необходимо  способствовать максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, в том числе совершенствовать систему выявления одарённых детей с раннего возраста,  развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разрабатывать индивидуальные «образовательные маршруты» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формировать личностное и профессиональное самоопределение.

Человеческое мышление, способность к творчеству являются величайшим даром природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но  очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Одаренные  дети, дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). В научной литературе и в обыденной речи одарённых детей  нередко называют вундеркиндами. Раннее проявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания к ребёнку со стороны родителей и педагогов. Система специализированных школ, а также факультативов, кружков, секций не охватывают всего круга одарённых детей.

Для учителя важно - не ошибиться в определении вида  одарённости у каждого ребёнка. Педагогический  опыт работы подсказывает, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых  детей. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Работа по выявлению  одарённых детей включает в себя следующие этапы:

- выявление мнения родителей о склонностях, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;

- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.

    Но многообразие и индивидуальное своеобразие феномена одарённости, изучение мотивационно - потребностной сферы одарённого ребёнка, требует предварительного ответа на следующие вопросы:

1. С каким видом одарённости у ребёнка мы имеем дело:

- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности);

 - специальной – она обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

2. В какой форме проявляется его одарённость:

 - явной - проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения;

- скрытой - проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных».

Критерии и методы диагностики:

- рейтинг предметов; классические тесты Ганса Айзенка;

- опрос и анкетирование учащихся и родителей по выявлению склонностей к определенному направлению учебной деятельности;

- диагностика уровня развития основных психических процессов младших школьников;

- результаты входных, промежуточных и итоговых олимпиадных работ по предметам.

      Определив таких ребят, нужно научить их думать и предпринимать все возможное для развития их способностей.

Главным помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

- математические игры;

- магический квадрат;

- задачи-шутки;

- геометрические задачи.

      В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся можно  использовать творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач лучше отводить не более 1 минуты и требовать  подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения можно дать подсказки, затем подробно разбирать эти задачи. Также хорошо использовать  упражнения на развитие мышления.  Учащимся  предлагается ряд, состоящий из 4 слов, три из которых объединены общим родовым понятием, а четвертое к ним не относится. Необходимо найти это лишнее слово.

     Такие упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Они требуют от ребят гибкости, умственного поиска, понимания сущности математических понятий и законов. Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности. В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», «творческие мастерские», дискуссионные заседания «круглого стола». А как же рационально использовать время, которое есть у одарённого ребенка? На уроках математики такому ребёнку можно разрешать  идти дальше, то есть он проходит тему за меньшее время, и решает задания из дополнительного материала. подготовленного учителем.

     Важной формой работы с одаренными учащимися  являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Учащиеся нашего лицея постоянно участвуют в дистанционных конкурсах , а также и очных. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и регионального  уровней мы проводим  в течение всего учебного года. С талантливыми детьми  занимаемся  после уроков во внеурочной деятельности: решаем нестандартные задачи, создаем проектные и  исследовательские работы, презентации.

 Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

«Каждый педагог должен помнить: цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте с душой». И хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

  Литература

       1. Блонский П. П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.

       2. Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.

       3. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.

        4. Матюшкин A. M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989.— № 6.

         5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: Безруких М. М., Болотов В. А., Глебова Л. С. и др.- 3-е изд., стереотип. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.

          6.  Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения

профессионального уровня педагога

ФИО___Михайличенко Эльмира Ахтамулловна

Должность, место работы:  учитель начальных классов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».

Методическая тема (тема самообразования) "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности"

Цели профессионального развития

Изучение методов и приемов, способствующих  формированию проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности 2017-2022 гг.

Разделы плана

1. Изучение психолого-педагогической литературы

Тема

Литература

Форма отчета

1

2

Проективная педагогика.

Организация научно – исследовательской деятельности учащихся.

 Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996

Ивочкина Т. , Ливерц И.– М.: Народное образование № 3, 2000

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей детей занимает организация исследовательской и проектной  деятельности учащихся. Это дает возможность: обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помочь развитию творческого мышления.

2

Методические рекомендации исследовательской работы.

Нинбург Е.А. Технология научного исследования. М.,2006.-28 с.

Целью проектно-исследовательской работы с учащимися является формирование у детей и подростков практических умений и навыков к исследовательской деятельности, пониманию учащимися экологических, социальных и экономических проблем, воспитанию у детей любви к природе, ответственности за ее сохранение и рациональное использование.

3

4

Методика исследовательского обучения младших школьников.

Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.

Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.

Васильев В. //Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

Предлагаемое пособие ориентировано на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы. В нем описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Тема

Срок

Форма отчета

 1

Программа «Юный краевед»

2017-2022 гг

Программа разработана и реализуется в рамках урочной деятельности

2

Мои корни.

Земляки.

Летопись школы.

Прошлое нашего края.

Настоящее нашего края

2017-2018 гг

2018-2019 гг

2019-2020 гг

2020-2021 гг

2021-2022 гг

Разработка учебно-методического сопровождения

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

3

Мои корни.

Земляки.

Летопись школы.

Прошлое нашего края.

Настоящее нашего края

2017-2018 гг

2018-2019 гг

2019-2020 гг

2020-2021 гг

2021-2022 гг

Подборка информационных

ресурсов интернета

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Тема

Срок

Форма отчета

 1

Выступление во Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одаренности», мастер-класс по теме: "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе."

Мастер-класс, выступление на Занковских чтениях по теме : "Создание проблемных ситуаций на уроках проблемно-развивающего обучения в начальной школе"

2017-2018 гг

Публикация статьи в сборнике КФУ

2

Особенности организации проектной деятельности учащихся в инновационной школе

2017-2018 гг

Публикация статьи в рамках международной научно-практической конференции «Теория и практика развивающего образования в контексте реализации субъектно-ориентированных, социокультурных и поликультурных условий», Министерство образования и науки Российской Федерации

3

Проектная деятельность на уроках математики

2017-2018 гг

Публикация статьи в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», Издательский дом «Первое сентября», Москва

4

Открытое занятие «Проектная деятельность на уроках литературного чтения» на тему : "13 причин читать книги"

2018-2019 гг

Мастер-класс

5

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

2020-2021 гг

Стендовый доклад в рамках Всероссийских педагогических Занковских чтений

6

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

2020-2021 гг

Выступление на секции учителей начальных классов в рамках Августовской конференции работников образования Зеленодольского муниципального района РТ

7

Проектная деятельность на уроках математики с использованием мини – лаборатория

2021-2022 гг

Участие в семинарах, конференциях по данной теме

8

Проектная  деятельность на уроках окружающего мира

2021-2022 гг

Открытый урок в рамках муниципального семинара слушателей курсов профессиональной переподготовки по программе «Педагогические технологии преподавания по предметам» проведенного на базе МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»

9

Проектная  деятельность на уроках окружающего мира

Выступление учащихся. "Существование Казанского моря. Легенды и реальность"

Ежегодно, согласно плану научно-методической работы лицея

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов

10

Исследовательская деятельность на уроках ОРКСЭ Выступление учащихся.

«Имя наречение. Обряды».

2021-2022 гг

Участие в семинарах, конференциях по данной теме

4. Участие в системе методической работы лицея.

Школьное мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ

(решаемые задачи)

Форма представления результатов работы

Посещение

открытых уроков

педагогов школы

В течение учебного

года

Посещение и анализ открытых уроков

Анализ открытых

уроков

Путешествие в страну Неизвестного

Апрель, ежегодно

Организация и проведение

Участие учеников в викторине, проведение концерта

Конкурс Эрудит

Март, ежегодно

Организация и проведение

Участие учеников

Участие в региональном конкурсе научно – исследовательских, проектных и творческих  работ  

Ежегодно

Подготовка участников

Участие учеников в конкурсе

Участие в очных олимпиадах, проводимых ГАУ «Республиканский олимпиадный центр» МО и Н РТ

Ежегодно

Подготовка участников

Участие учеников в олимпиаде

5. Обучение на курсах повышения квалификации (по потребности)

Участие в вебинарах , 2017-2018 гг. Организация проектной  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности

Пройти курсы повышения квалификации по теме самообразования: Формирование и совершенствование   навыков проектной и исследовательской деятельности  обучающихся  в процессе обучения и воспитания, 2017-2022 гг.



Предварительный просмотр:

План

работы  учителя начальных классов МБОУ «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»                                                  

Михайличенко Эльмиры Ахтамулловны

в рамках инновационной площадки                                                                                                                       на кафедре педагогики Института психологии и образования КФУ

Тема

«Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности"

№п/п

Проводимое мероприятие

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1

Выступление «Особенности организации проектной деятельности учащихся в инновационной школе

1.12 - 30.12 2016г

2

 Выступление во Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одаренности», мастер-класс по теме: "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе."

19.09. 2017г.

3

Открытое занятие «Проектная деятельность на уроках литературного чтения» на тему : "13 причин читать книги"

2017г.

4

Мастер-класс, выступление на Занковских чтениях по теме : "Создание проблемных ситуаций на уроках проблемно-развивающего обучения в начальной школе"

15.03. 2017г.

5

Выступление детей:

"Мини-огород на окне. Значение его для всей семьи"

«Имя наречение. Обряды».

«Существование Казанского моря. Легенды и реальность"

1.02.2017-30.05. 2018г.

Учитель начальных классов              Михайличенко Э.А.



Предварительный просмотр:

 Речевое развитие младших школьников на основе системно – деятельностного подхода.

                                                                                           

                                                                                             Михайличенко Э.А.

                                                                                           

                  Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

            «Лицей № 1 Зеленодольского муниципального района Республики       Татарстан»

         Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды  и убеждения, а так же оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живём. Основной задачей учителя начальных классов является довести речевые умения ребёнка, оканчивающего начальную школу, до такого минимума, ниже которого не должен остаться ни  один ученик в классе. Учитель обязан совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

      Работу по развитию речи детей начинают с добукварного периода, когда дети еще не умеют читать. Каждую картинку азбуки внимательно изучаем, составляем предложения, небольшие рассказы, подбираем синонимы, даём описания предметов.  Провожу словарные, синтаксические, иннотационые упражнения по анализу текста. Разнообразные работы со словом, словосочетанием, предложением, текстом даёт возможность повысить и уровень грамотности. Анализ и пересказ текстов подготавливает детей к самостоятельному изложению результатов наблюдений, обобщению прочитанного. На уроках чтения словарной работе отводится много времени. Из чего же складывается эта работа? В ней сливаются четыре направления:

 1) Обогащение словарного запаса, усвоение тех новых слов, которых дети раньше не знали, новых значений слов; 2) Уточнение словаря, то есть углубление понятий уже известных слов, выяснение их оттенков, различие между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений; 3) активизация словаря, то есть включение как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в тексте; 4) устранение нелитературных слов, употребляемых детьми.

        Раз в неделю стараюсь производить изложение. Тексты подбираю интересные, имеющие образовательные и воспитательные значения. Если содержание рассказа позволяет – устанавливаем связь с личным опытом детей.

        Очень люблю работу с деформированным текстом. Проводить её начинаю с первого класса. С начала это несложные задания, когда надо лишь правильно составить предложения, а затем предлагаются предложения и детям нужно установить их порядок, что бы получился текст. Во втором классе работа по развитию речи усложняется. Дети учатся строить связанные высказывание разных типов. Преобладает в заданиях по развитию речи по прежнему устная речь: устные рассказы о событии их жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого к знаниям в мир, богаты интеллектуальной жизни.

         Большое значение в развитии речи предаю работе над сочинениями. К Каждому сочинению готовимся заранее. Ходим на экскурсии. Подбираем стихи, красивое описание из художественных произведений, пословицы, синонимы: на уроке ученик строит своё знание сам, высказывает свои мысли вслух, даже если они не правильные, сам описывает своими словами  собственные образы. Моя задача состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия. Созданию текста помогают рисование, групповая деятельность, обсуждение, уточнение деталей, актуализация знаний, организованное перемещение в пространстве класса, смена места написания текста.

         Озвучивание или афиширование текста и последующая рефлексия завершают творческую работу. Необходимо отметить, что не допускаются никакие исправления ошибок (иначе текст не может стать свободным, творчество будет сковано страхом перед ошибкой.) Грамотности можно учиться в другое время, в другой форме. Здесь цель не та.

          Уже в первом классе знакомлю детей со словарями. Они с удовольствием пользуются толковым, словообразовательным словарями, словарём С.И. Ожегова, с интересом листают словари пословиц и поговорок, фразеологизмов. Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях, походах. Стараюсь как можно чаще ходить с ребятами на экскурсии в лес, на озеро. Считаю, что прогулки – это короткие уроки воспитания чувств. На прогулках мы изучаем, наблюдаем природу, составляем словосочетания, предложения, подбираем красивые сравнения, а в классе рождаются удивительные стихи или рассказы.

            Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально.  Вот и выходит, что учить ребёнка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, это значит расширять его жизненный опыт. Работа над развитием речи долгая и кропотливая. Но систематическая работа всегда приводит к успеху.