"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Михайличенко Эльмира Ахтамулловна

             Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одаренности» при КФУ о 19.09.2017г.

                 Выступление, мастер - класс , публикация в сборнике.

                 СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

                               В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

          Э.А. Михайличенко,  учителя начальных классов МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»,  г. Зеленодольск, РТ

 

 

Мастер-класс, выступление на Занковских чтениях по теме : "Создание проблемных ситуаций на уроках проблемно-развивающего обучения в начальной школе" от 15.03.2017г. Публикация в сборнике.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Создание проблемных ситуаций на уроках проблемно-развивающего обучения в начальной школе. Подготовила Михайличенко Э.А., учитель высшей категории МБОУ «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Слайд 2

Проблемные ситуации делятся на: 1. Педагогические - организация учебного процесса. 2. Психологические – деятельность ученика.

Слайд 3

Психологические проблемные ситуации по критерию эмоционального переживания делятся на 2 типа: 1. «С удивлением» 2. «С затруднением»

Слайд 4

Варианты создания проблемных ситуаций: 1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки. 2. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий. 3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью. 4.Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.

Слайд 5

Варианты создания проблемных ситуаций для практической работы: 5.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий. 6. Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному. 7. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи, одной проблемы. 8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.

Слайд 6

Решение проблемной задачи на примерах урока Проблемная ситуация: - Я сейчас вам прочту отрывок из произведения, а вы скажите откуда этот отрывок: Мотивация к учебной деятельности проходит в виде включения учеников в деятельность. Деятельность учащихся: анализ, синтез, подведение под понятие, обобщение текстовой информации. Формируемые УУД : ПУУД, РУУД, КУУД , ЛУУД Урок-обобщение по теме: "Легенды и мифы Древней Греции" №4, 3 класс. УМК система Занкова . Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.

Слайд 7

Решение проблемной задачи на примерах урока Проблемная ситуация: - Поговорим о мифах. По углам нашего кабинета висят 4 таблички с предположениями ( слайд №3) -Подумайте, какое предположение вам ближе, пройдите к нему. Учебно-познавательная деятельность подаётся в виде проблемы. Деятельность учащихся : поисковая деятельность, анализ, синтез. Подведение под понятие. Формируемые УУД: ПУУД, РУУД, КУУД , ЛУУД Вывод: Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки. 1 предположение: Миф это сказка. 2 предположение: Миф это устное народное творчество. 3 предположение: Миф это легенда. 4 предположение: Миф это сказание, предание.

Слайд 8

Решение проблемной задачи на примерах урока - Давайте попробуем составить «досье» на богов. Ученикам раздаются карточки с вопросами: 1. Имя бога_____ 2.Чем занимается_______ 3. Каковы его атрибуты _______ 4.Какие священные животные с ним связаны:___________ Работа пройдёт по экипажам ( слайд №5) На этапе интеллектуально-познавательной деятельности проблемная ситуация. Деятельность учащихся : Анализ,синтез , сравнение, обобщение. Формируемые УУД: ПУУД, РУУД, КУУД , ЛУУД Составить досье на богов: 1 экипаж - Гефе́ст 2 экипаж - Зевс 3 экипаж - Афина 4 экипаж - Аполлон 5 экипаж - Посейдон

Слайд 9

Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке. 1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения. 2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. 3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. 4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. 5. Предлагать практические исследовательские задания. 6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи. 7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. 8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта. 9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.

Слайд 10

Список литературы. 1. Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. - 2009. - N 3. - С. 4-17. 2. Измайлова М. Р. Проблемный диалог на уроках обучения грамоте // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - N 8. - С. 31-33. 3. Исаева С. В. Использование элементов методики проблемного обучения на уроках развития речи в начальных классах // Школьный логопед. - 2010. - N 3. - С. 71-75. 4. Кретова Д. А. Исследовательские методы обучения // Специалист. - 2010. - N 6. - С. 35-37. 5.Ягодко Л. И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - N 1. - С. 36-38.