Малухина Алёна Леонидовна / Сайт учителя истории и обществознания

Информация для обучающихся

Малухина Алёна Леонидовна

Мнемотехнические приемы

Как известно, зубрежка хороша в своем краткосрочном периоде. Но если речь идет о качественных знаниях, которые осядут в вашей памяти на долгое время, то фанатичным заучиванием вряд ли получится обойтись. На помощь в таких случаях приходит мнемоника - совокупность различных способов запоминания информации с сохранением объема памяти. Способов легко и быстро запомнить нужное - масса, но не все они подходят для запоминание исторической информации. 

Как запоминать даты по истории?

В первую очередь, говоря об истории, мы говорим о датах. И с ними труднее всего подобрать различные ассоциации. Разберем наиболее эффективные способы:

  1. Вам нужно запомнить, в каком году произошел Соляной бунт. Представьте дату этого события -  1648 г огромными красными цифрами на белом фоне, Ярко представляйте себе, как цифры стремительно растут и становятся гигантского размера.
  2. Ищите интересные комбинации в датах. К примеру, Стоглав был принят в 1551 году. Рассмотрев дату можно представить, что число 15 смотрится в зеркало и видит там  число 51.
  3. Бывают такие даты, когда года для запоминания недостаточно, а нужно запомнить еще число и месяц. К примеру, дата отмены крепостного права - 19 февраля 1861 года. Разбивайте каждую смысловую единицу на ассоциации. К примеру, 19 - это число моего рождения. В феврале мне купили собаку. В 61 году родился мой отец, только в другом веке, не в 1861, а в 1961. Таким образом складывается ассоциация.
  4. Ищите цифры вокруг себя. В 1837 году была открыта первая железная дорога в России. Вот совпадение, номер вашего телефона как раз заканчивается на 37. Осталось запомнить век.
  5. Кстати, век запоминать тоже легко - если речь идет о XVIII веке, значит при написании даты нужно сделать шажок назад и начать писать ее с 17. То есть Семилетняя война ( 1757-1763) была при Елизавете Петровне. Елизавета Петровна правила в XVIII веке. Значит дата войны будет начинаться с 17… А дальше нужно запомнить оставшиеся части даты любым вышеперечисленным способом.

Как запоминать события? 

  1. Вы запутались в последних императорах Российской империи? Не мудрено, ведь кого-то из них звали Александр, а кого-то Николай. Имени два, а императоров 5. Запомните такую историю: “Ученик в диктанте допустил ошибку, вместо слова АНАНАС написал АНААНС”. По первым буквам можно восстановить хронологию имен: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.
  2. Рисуйте! Комиксы или простые (схематические) рисунки к историческим событиям. 
  3. Если вам требуется долго рассказывать о каком-то историческом событии, то перед этим выпишите цепочку из слов маркеров. К примеру: Князь Игорь - дань - смерть - месть Ольги - голуби - Византия - обман императора - крещение Ольги.
  4. Сочиняйте рифмованные стишки: “Не вошел в Петросовет октябрист или кадет”.
  5. “ Дворец памяти”, “чертоги или “метод лоскутов” - так называют этот прием. Суть в том, чтобы вообразить какое-нибудь помещение и «привязать» информацию к статичным предметам в комнате. Двигайтесь по часовой стрелке, запоминая расположение объектов, а потом вспоминая их в нужный момент.

Советы девятиклассникам: как успешно подготовиться к ОГЭ по обществознанию

0бществознание был и остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. 

Мифы связанные со сдачей дисциплины "Обществознание"

Миф 1. «Обществознание сдать легко»

При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике?
Обычно этот миф развенчивается уже после «прорешивания» учеником демо-версии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. 

Миф 2. «Необязательно готовиться долго»

Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе. 

Миф 3. «Нереально выучить все термины обществознания»

Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит впадать в крайности! При работе с определениями я советую вам: 

  • Выделяйте основные признаки изучаемого понятия, дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
  • Учите английский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
  • Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.

Главное – усвоить основной смысл, суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена не составит труда. 

Миф 4. «Обществознание – это скучно»

Обществознание – это сама наша жизнь. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Вы учитесь ориентироваться в реальной жизни, объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ОГЭ  второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение.  Для этого нужно быть в курсе событий, происходящих в стране                       и мире, ежедневно прочитывать новости и статьи. 
Нужно тщательно отбирать лишь нужную и полезную актуальную информацию из официальных источников. Ими могут быть федеральные издания, такие как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и «РИА Новости», а также региональные СМИ. 
Миф 5. «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»
К сожалению, многие ученики тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме, и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит. 

Исходя из изучения опыта коллег и моих собственных наблюдений могу сказать, что решении заданий части первой, заданий с 1 по 20, как правило легко увидеть провалы в знании терминологии по конкретной теме.

Задание 21 (составление плана текста) вызовет затруднения, если вы не научились это делать еще в начальной школе на уроках чтения. Рецепт здесь один — читать тексты и составлять планы.

Задание 22 не вызывает затруднений, так как ответ необходимо взять полностью из текста. Можно прямо цитировать — открывать кавычки и переписывать соответствующий кусок текста, а можно излагать мысль автора своими словами. Но следует быть внимательным — перефразируя автора, можно исказить его мысль так, что эксперт потом не засчитает это как правильный ответ.

Задание 23. Здесь нужно найти позиции в тексте и проиллюстрировать их собственными примерами. Таким образом оказываются задействованы и текст, и собственные мысли.
В этих заданиях текст напрямую уже не задействуется. Вы сами должен указать причины, подобрать примеры или аргументы, развивающие мысли текста. Самое трудное — усвоить, что примеры берут из реальной жизни, литературных произведений, фильмов; примерами служат исторические события или то, что мы узнаем из новостей.

Задание 24. Необходимо привести аргументированный ответ. Это задание вызывает затруднения у большинства девятиклассников.

Помните, что «формула успеха» довольно проста: это регулярные занятия!