Информация для педагогов

Малухина Алёна Леонидовна

Уважаемые коллеги, делюсь с вами материалом моей методической мастерской на тему: «Формирование картографических умений на уроках истории». 

 «Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо

прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах»

Константин Дмитриевич Ушинский

Одна из главных задач исторического образования – формирование пространственных представлений у учащихся. На уроке все события рассматриваются и во времени, и в пространстве. Формированию у учащихся пространственных представлений способствует работа с исторической картой. Задания на умение работать с исторической картой содержаться в КИМах ОГЭ и ЕГЭ, а также в КИМах ВПР. Как показывает практика, данные задания вызывают затруднения у обучающихся. К сожалению, учащиеся показывают недостаточные навыки работы с картой. Школьники неохотно выходят работать с картой, путаются в условных обозначениях либо используют карту как «шпаргалку» для ответа, как неумелое дополнение к своему рассказу. Это объясняется отсутствием у школьников интереса и потребности работы с этим наглядным учебным пособием. Но работа с картой является неотъемлемым элементом урока истории, учащиеся должны ориентироваться в пространстве исторической карты, уметь «читать» её. Считаю, что формирование умений работать с картой является одним из самых важных аспектов при изучении истории, так как знание истории предполагает не только свободное оперирование историческими фактами, но и владение исторической картой. Прежде чем приступить к ее изучению, нужно убедить учащихся, что, не пользуясь картой вообще, нельзя изучить историю, потому, что все исторические события происходят в конкретной обстановке, в определенном месте и в определенное время, поэтому географическая среда оказывает свое влияние на развитие исторического процесса.

Знать карту – это не только знать ее символику, города, границы, реки, но и видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений. Поэтому научить учащихся «читать карту» — вот та задача, которой должен руководствоваться учитель истории, приступая к работе над исторической карто

С первых уроков изучения истории важно понимать, какую роль играет историческая карта в изучении истории. В пятом классе учащиеся ещё не имеют практического навыка работы с картой, ведь в начальной школе отдельного предмета истории не было. Поэтому очень важно именно в пятом классе начать эту работу.

Карта должна присутствовать на уроке практически всегда. Почему?

Во-первых, карта помогает установить, где и когда произошло то или иное событие, т.е. локализовать его. Во-вторых, карты уместны в ходе фронтальной работы со всем классом. Особенно эффективно одновременное использование настенной карты, карт в учебниках и контурных карт.

На протяжении урока историческая карта выполняет различные функции. Она может использоваться в самом начале урока – как отправной пункт для размышлений, как своеобразное введение в материал и как иллюстрация. В таком случае разумно ещё раз обратиться к той же самой карте в конце урока, когда она будет восприниматься уже на ином уровне, более осмысленно.

Историческая карта может стать хорошим подспорьем в ходе всего объяснения нового материала, а в других случаях – на завершающей стадии объяснения, при закреплении изученного и при применении новых знаний. Пока ученики ещё не вполне свободно ориентируются в картах, учителю целесообразно сначала продемонстрировать приёмы работы с картой, затем проделать эту работу вместе со школьниками и таким образом подготовить их к самостоятельному выполнению заданий.

Начиная с 5 класса, ученики должны владеть определённым багажом знаний и умений, необходимых для работы картой.

Пятиклассники в начале работы с картой действуют по образцу, находят тот или иной объект, границы страны, на карте учебника, показанные учителем на настенной карте; повторяют словесное описание местонахождения той или иной страны и др.

Кроме того, пятиклассники учатся пользоваться картой как источником знаний: на основе легенды карты извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из неё занятий людей; описывать границы государства, направления военных походов и т.д.

Историческая карта отличается от географической (физической) карты. Привычные учащимся цвета получают иное значение на исторических картах. Зелёным - показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия. Особенностью исторической карты является раскрытие динамики событий и процессов.

Учащимся перед работой с картой следует рассказать о ее легенде, какие обозначения и цвета часто используются и для чего это необходимо. Учитель на доске (а ученики в тетрадях) может зафиксировать основные условные обозначения:

кружок – город,

перекрещенные мечи – сражение,

пунктирные линии – границы,

стрелочки – движение.

На примере первой карты в учебнике 5 класса «Всеобщая история. История Древнего мира» ученики могут на практике поработать с условными обозначениями: определить область, где жили древнейшие люди, древнейший район земледелия и пути распространения земледелия в древности.

На исторической карте легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий, или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают стрелки, места сражений - скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших – точки.

Для эффективности работы с исторической картой, я знакомлю учащихся с памяткой, которую разработал к.и.н. Михаил Тимофеевич Студеникин:

При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила:

1) Перед показом необходимо давать словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события. При описании границ следует называть не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы.

2) Реки надо показывать только по течению от истока до устья; города точкой; границы государств – непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков.

3) Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу.

4) Указку берут в ту руку, которая ближе к карте

При работе с картой важно формировать у учеников определенные знания, умения и навыки в соответствии с их умственными способностями и возрастом. Вследствие этого, требования к уровню подготовки учеников при работе с исторической картой должны возрастать из класса в класс.

1. При работе с исторической картой я использую следующие методические приемы. В 5 классе при заполнении контурных карт начинаем с приёма «наложения» карт. Сначала школьники, пользуясь картой в учебнике, надписывают географические ориентиры – моря, реки, горы и др., затем обводят государственные границы, обозначают страны, города.

  1. Начиная с 6 класса, выполняются более сложные задания, требующие нанести на карту маршруты военных походов, путешествий, районы восстаний и т.п. Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины, например, характеризуя походы князя Олега на Византию, наряду с картой «Древнерусское государство» учитель может  привлечь картину «Вещий Олег прибивает свой щит к вратам Царьграда».

  2. «Путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах;

4. Прием «живой» картой или «оживление» карты. Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий (фигурку варвара на границе Римской империи, изображение верблюда вдоль Великого Шелкового пути, каравеллу на путях Великих географических открытий).

5. Составление легенды карты. Рисование условных значков ученики выполняют с большим удовольствием;

6. Игра «Собери карту» разрезанной контурной картой. Цель игры: школьники должны как можно быстрее собрать карту в единое целое. Игра может быть индивидуальной и групповой.

7.  Символическая аппликация — это вырезанные из цветной бумаги квадраты, кружочки, стрелки. Они прикрепляются к карте и дают возможность создать в сознании учащихся целостное представление о пространстве, на котором развивались те или иные исторические явления или события. На уроке по теме: «Начало монголо-татарского нашествия» учитель с помощью увеличивающихся черных квадратов показал движение монголо-татар, вскоре карта превратилась в черное пятно, символизирующее тяжелейший для Руси период.

8. «Юные картографы». Пример такого рода деятельности: «Представьте себе, что вы картограф XVI в. Один из заказчиков попросил изготовить для него точную карту Европы, так как он хотел отправить своих людей в Аугсбург и Геную и проложить для них более безопасный путь.

Благодаря включению в образовательный процесс информационных технологий на уроках также использую интерактивные и анимированные карты, картосхемы. Они воссоздают развитие событий, формируя яркие образы.

Но самым эффективным приемом развития пространственных представлений и формирование метапредметных умений является работа с контурными картами.

Ведь контурные карты – одно из средств практического обучения истории. Работа с ними способствует лучшему осмыслению и закреплению в памяти содержания исторической карты. Она содержит элементы творчества: выбор учениками цветных карандашей, определение размеров надписей, величина условных знаков, придумывание своих условных обозначений.

Приступая к работе с контурными картами, необходимо разъяснить школьникам, как их заполнять. Для этого можно раздать учащимся памятки:

- Алгоритм чтения исторической карты.

- Памятка работы с контурными картами. 

В каждом классе можно применять различные виды деятельности с контурной картой в зависимости от уровня его подготовленности. Например, задание: рассмотрите карту «Рост территории России в XVII в.» и выполните задание на соотнесение, используя   контурную карту:  

1.   Используя карту в учебнике и знания по истории, обозначьте на контурной карте разными стрелками пути продвижения в Сибирь и на Дальний Восток русских землепроходцев.

2.   Закрасьте территории, вошедшие в состав Российского государства в XVII в.

3.   На основе проделанной работы, объясните:

-Какие существуют способы расширение территории государств?

-Каким способом произошло расширение территории России в XVII в.?

Также в своей работе я использую различные задания:

1. задания на соответствие

Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных:

Москва                  Владимир Мономах

Киев                      Ярослав Мудрый

Ярославль            Святослав

Владимир             Кий

Юрьев                   Юрий Долгорукий

Переяславль

Дмитр

2. Задания на группировку картографических сведений

Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть:

а) в Черное море,

б) в Каспийское море,

 в) в Балтийское море.

Отметьте княжества, связанные с деятельностью:

а) Андрея Боголюбского,

б) Всеволода Мстиславича,

 в) Романа Мстиславича,

г) Юрия Долгорукого,

д) Всеволода Большое Гнездо.

3. Задания на развитие образного мышления

На что похожи контуры:

  •  полуострова Пелопоннес?

  • Аппенинского полуострова?

  •  острова Сицилия?

  • долина Нила?

4. Картографический диктант

На чистых листах бумаги по памяти ученики выполняют одно за другим задания, охватывающие содержание важной темы или раздела. Например, "Восстание рабов под предводительством Спартака":

Нарисуйте контуры Аппенинского полуострова и острова Сицилия.

На них обозначьте принятыми значками и надпишите:

а)   г. Рим и реку, на которой он основан;

б)   город, где находилась школа гладиаторов, в которой Спартак преподавал последние годы;

в)   первый лагерь восставших рабов-гладиаторов

В современном историческом образовании существуют различные умения, направленные на развитие определенных навыков. Процесс формирования этих умений должен быть целенаправленным и поэтапным. При этом необходим постоянный контроль педагога, при формировании любого умения. Для того, чтобы достичь сформированности определенного умения преподавателю необходимо знать, каковы пути формирования того или иного умения.

Формирование картографических умений у учащихся является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях.

И такой традиционный инструмент, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, находить.

Кроме этого, применение заданий на формирование картографических умений, позволяет мне не только достичь предметных результатов, которые предусмотрены учебной программой, но и естественным образом создаёт условия для формирования функциональной грамотности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: