Контрольно- измерительные материалы

Гребенюк Валентин Николаевич

Предварительный просмотр:

Составитель: учитель истории Гребенюк В.Н ( МБОУ « СШ № 25»

История 5 класс

Тест по истории Древнего мира

1 Вариант

   А1.Древнейшие люди появились на территории:

         А. Австралии: Б. Латинской Америке.  В. Восточной Африке;

   А2.Первобытные люди жили группами, потому что:

         А. Так было легче обмениваться информацией:

          Б. В одиночку было невозможно выжить; В. Так требовали обычаи.

   А3. Какое орудие помогало людям заниматься собирательством?

            А. Дубина.  Б. Гарпун.  В. Палка – копалка.

   А4. Главное занятие древних людей?

            А. Охота; Б. Скотоводство: В. Меновая торговля.

  А 5. Камень, заострённый человеком с помощью других камней – это:

             А. Копьё. Б. Рубило. В. Дубина.

   А.6.Жилище древних людей, сооружённое из веток деревьев, костей животных и шкур животных, называется:

              А. Пещерой.  Б. Шалашом; В. Землянкой: Г. Изба.

   А7. Огромное животное – желанная добыча первобытных охотников:

             А. Лев.   Б. Динозавр.  В. Мамонт.  Г. Кит.

   А.8. Для охоты на крупную рыбу люди использовали:

              А. Дубину.  Б. Лук и стрелы.  В. Гарпун.

   А9. Какое орудие древнейших людей появилось позже?

              А. Палка – копалка. Б. Деревянное копьё: В. Копьё с каменным наконечником;

   А10. Коллектив «людей разумных» называют?

           А. Группой.  Б. Человеческим стадом.  В. Родовой общиной;

   А11. Древняя столица Египетского государства:

           А. Багдад.  Б. Мемфис; В. Лагаш:

   А.12. Успешные завоевательные походы фараона Тутмоса были совершены около:

               А.1500 г. до н.э; Б. 3000 г. до н.э:  В. 2600 г. до н.э:  

   А 13.Какие три признака из перечисленных относятся к соседской общине?

              А. Собранный урожай являлся собственностью семьи.

              Б. В общину объединялись несколько больших семей, живущих на одной территории.

              В. Жилища, орудия труда, запасы продуктов были общими.

              Г. Каждая семья вела собственное хозяйство.  Г.Отсуствие неравенства.

 14.Что обозначает понятие «религия»?

     А) Вера в сверхъестественные силы; Б) Вера в силы природы:

     В) Умение подчиняться кому – либо

 15.С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?

   А) С целью личного обогащения; Б) С целью обогащения своих воинов и вельмож;

   В) С целью знакомства с другими странами                                          

Часть Б.

В1. Какие три из перечисленных находок относятся к вещественным источникам? Запишите цифры, под которыми они указаны в строку ответов.        

          А. Остатки жилищ.    Г. Черепки разбитой посуды.

          Б. Орудия труда.        Д. Рисунки в пещерах.

          В. Надписи.                 Е. Мифология.

В2. Установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей:

Орудия труда

Занятия

А) Гарпун

1) Собирательство.

Б) Палка - копалка

2) Охота

В) Копьё

В3. Установите соответствие между изображениями животных и названиями пещер, в которых он обнаружены:

Изображения

Пещеры

А). Бизон

1) Капова пещера.

Б). Мамонт

2) Альтамира

В). Лошадь

3) Ляско

В4.Какие три металла из перечисленных умели обрабатывать древние ремесленники? Укажите цифры, под которыми они указаны?

    А. Алюминий:   Г. Серебро;           Е. Палладий.

    Б. Медь;            Д.  Платина:

    В. Золото;      

В.5. Выберите три верных суждения. Запишите буквы, под которыми они указаны в строку ответов:

          А. Объединение Египта произошло за три тысячи лет до нашей эры;

            Б. Фараоном называли царя Южного Египта.

            В. Все жители Древнего Египта, в том числе и ремесленники, жрецы и воины обрабатывали землю.

             Г. Борьба между Северным Египтом и Южным Египтом завершилась победой Южного Египта;

            Д. Царь объединённого Египта короновался сразу двумя коронами;

В6. Установите соответствие между понятиями и их значением.

         

Понятия

Значение

А. Папирус

1.Тростник, материал для письма.

Б. Рельеф.

2. Амулет, защищающий от злых духов.

В. Амулет.

3. Выпуклое изображение на камне.

В7.Выберите три признака государства. Запишите буквы, под которыми они указаны.

             А. Для ведения военных действий избирался вождь.

             Б. Правителем был царь, власть которого передавалась по наследству;

             В. Определённая территория;  Г. Единые законы;         

             Д. Каждая семья имела своё хозяйство:   

 В8. В какие страны и земли из перечисленных совершали походы египетские фараоны? Укажите три верных названия.  

      А. В Нубию; Б. В Палестину; В. На Синайский полуостров; Г. В Грецию: Д. В Индию:

 В9.Установите соответствие между понятиями и их значением

Понятия

Их значение

А. Жрец.

1.Гроб в виде человеческой фигуры, украшенной рисунками и надписями

Б. Храм

2. «Жилище бога»

В. Саркофаг.

3. Служитель бога

В.10.Установите соответствие между понятиями и их значением.

           

Понятия

Значение

А. Обелиск

1. Каменный столб с заострённой верхушкой.

Б. Рельеф.

2. Высокий столб, обычно - опора в здании.

В. Колонна

3. Выпуклое изображение на камне.

В11. Установите соответствие между понятиями и тем значением, которое для них определяли египтяне.

Понятия

Значение

А. Медицинская школа.

1. «Дом вечности»

Б. Гробница

2. «Жилище богов»

В. Храм.

3. «Дом жизни»



Предварительный просмотр:

Составитель : учитель истории Гребенюк В.Н ( МБОУ СШ № 25»

II.Вариант

Часть А.

 А.1. Древнейшие люди появились на Земле:

         А. Более 2 миллионов назад;              Б. 1 миллион лет назад: В. 40 тысяч лет назад.

 А2. Первые орудия труда были изготовлены:

        А. Из камня.  Б. Железа.  В. Меди.

 А3. Главное отличие древнейших людей от животных

        А. Умение звуками предупреждать об опасности.

        Б. Изготовление орудий труда;

        В. Переходы на большие расстояния:

   А4.Главное занятие древнейших людей было:

         А. Ремесло. Б. Собирательство. В. Огородничество.

   А5. Наука, изучающая прошлое человечества по материальным (вещественным) остаткам жизни и деятельности людей, называется?

           А. История.  Б. Этнография.  В. Археология.

   А.6. Первобытные люди появились на юге современной России:

           А. Более 2 миллионов лет назад.  Б. Более 500 тысяч лет назад;  В. 40 тысяч лет назад:.

  А7. Главное охотничье оружие древних людей:

             А. Копьё. Б. Томагавк. В. Бумеранг.

   А8. «Человек разумный» появился:

             А. Более 2 миллионов лет назад.  В. 40 тысяч лет назад.

             Б. Более миллиона назад.

    А.9. Какое из орудий древнейших людей появилось первым?

             А. Лук и стрелы.   Б. Каменное рубило.   В. Костяной гарпун

    А 10. Сородичами считались:

             А. Представители старшего поколения.   Б. Все близкие и дальние родственники

.            В. Только матери и их дети.

    А11. Объединение Египта под властью одного правителя произошло:

                А. За три тысячи лет до н.э.  Б. За пять тысяч лет до н.э.  В. За шесть тысяч лет до н.э

     А.12. Царь и судья в «стране мёртвых»:

               А. Бог Сет.   Б. Бог Гор: В. Бог Осирис; Г. Бог Амон - Ра

    А13. Укажите, какие три признаки из перечисленных относятся к родовой общине?

              А. Члены общины трудились сообща. Б. Собранный урожай являлся собственностью семьи.

               В. Жилища, орудия труда, запасы пищи были общими.

               Г.Отсуствие неравенства.

               Д. Каждая семья получала надел из земельных владений общины.

      14. Где располагался Египет?

              А. Северо – Восточной Африке.   Б. В Центральной Азии. В. В Европе.

   15. 5. Установите соответствие между понятием и определением.

                     А) Папирус        Б) Дельта        В) Ил

            1) Высокий тростник, из которого делали материал для письма

            2) Место впадения реки в море        3) Каменистая преграда на дне реки

           4) Осадок, образующийся на дне водоемов или после разлива

Часть Б.

  В1. Выберите три правильных положения о роли огня в жизни древнейших людей.

       А. С помощью костров люди могли общаться с другими группами людей:

       Б. Огонь отпугивал диких животных;

       В. Пища, приготовленная на огне, была более питательной;

       Г. Огонь спасал людей от холода;

       Д. Людям стало легче охотится, потому что к огню подходили погреться дикие звери.

 В2.Установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей:

 

Орудия труда

Занятия

А. Копьё с каменным наконечником

1) Охота на крупную рыбу.

Б. Костяной гарпун.

2) Охота на диких животных.

В. Лук и стрелы.

3) Охота на птиц.

    В3. Установите соответствие между названиями пещер и местом их расположением.

 

Пещера

Месторасположение

А) Ляско

1) Северная Испания.

Б) Альтамира

2) Урал (Россия)

В) Капова

3) Франция.

  В4.Какие три металла из перечисленных умели обрабатывать древние ремесленники? Укажите цифры, под которыми они указаны?

      А. Алюминий:       Б. Медь;       В. Золото;     Г. Серебро;  Д.  Платина     Е. Палладий.      

 В5. Выберите три верных суждения. Запишите буквы, под которыми они указаны.

        А. Дельта – это место, где река Нил разделялась на несколько рукавов;

        Б. Оазисы – это островки пустыни, непригодные для растительности.

        В. Речной ил является хорошим природным удобрением;

         Г. Июнь и июль – самые благоприятные у древних египтян месяцы для земледелия.

        Д. Египтяне обрабатывали почву и начинали производить сев в ноябре

 В6. Установите соответствие между понятиями и их значением:

Понятия

Значение

А. Налог.

1) Сооружения для подъёма воды.

Б. Шадуф.

2) Островок зелени посреди

В. Оазис.

3) Платёж в казну государства.

В7. Назовите три признака государства из нижеперечисленных. Выпишите правильные признаки.

           А. Высшая власть в государстве принадлежала Совету старейшин:

           Б. Определённая территория и границы; В. Единая казна;

           Г. Жители страны занимались в основном земледелием и скотоводством:

          Д. Развитая налоговая система.

 В8. Из каких воинов состояло египетское войско:

          А. Лучники; Б. Копьеносцы; В. Колесницы; Г. Арбалетчики: Д. Воины на боевых слонах;

 В9. Установите соответствие между понятиями и их значением:

       

Понятия

Значение

А. Мумия.

1.Высушенное и обмотанное бинтами тело умершего.

Б. Миф.

2. «Дом покойного»

В. Гробница.

3. Сказание о богах и героях.

В10. Установите соответствие между понятиями и их значением:

Понятия

Значение

А. Обелиск.

1) Узкая полоска папируса, свёрнутая в трубку. 

Б. Свиток.

2) Каменный столб с заострённой верхушкой

В. Сфинкс.

3) Гигантская фигура с телом льва и головой человека.

В11. Укажите имя учёного, разгадавшего египетские иероглифы:

         А. Генри.Роулинсон. Б. Генрих Шлиман.  В. Жан – Франсуа Шампольон.  



Предварительный просмотр:

Составитель: учитель истории Гребенюк В.Н ( МБОУ « СШ № 25»)

Зачёт

По истории

7 класс

1 вариант.

Цель: Проверить  уровень сформированности знаний, умений, навыков по следующим направлениям: Знание хронологии и терминологии, знание  и умение оперировать фактическим материалом, характеризовать деятельность исторических  личностей и давать им оценку с позиций современности, уметь соотносить даты и события, устанавливать  причинно – следственные  связи.

Оценивание

От 0 до 49 %

 2

От 50 до 75 %

 3

От 76 до 90%

 4

От 91 до 100%

 5

1.  Какое из названных событий произошло раньше всех других

     1) Азовские походы Петра I

     2) окончание Северной войны

     3) Полтавская битва

     4) поражение русских войск под Нарвой

2. Какую меру предусматривали «Кондиции», предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне:

  1. реформу Сената
  2. создание Государственного Совета
  3. введение Конституции

      4)   ограничение власти  монарха

3. Признаком разложения феодально-крепостнического строя в России во II половине XVIII в. был (о)

       1) расширение дворянского землевладения

       2) массовый перевод крестьян на месячину

       3) рост числа казенных заводов

       4) увеличение численности дворянства.

4. Назовите явление, характерное для процесса разложения феодально-крепостнического строя в России во второй половине XVIII в.:

  1. укрепление крестьянской общины
  2. рост крестьянского достатка
  3. расслоение деревни на богатых и бедных
  4. повышение производительности крепостного труда

5. Ярким проявлением политики  "просвещенного абсолютизма" было  

       1)  Созыв Земского собора

       2)  Учреждение Государственной Думы

       3)  Созыв Уложенной комиссии

6. Крепостные крестьяне, отпущенные помещиком на заработки - это:  

       1)  Удельные крестьяне

       2)  Крестьяне-отходники

       3)  Черносошные крестьяне

7. Укажите  приоритетное направление и цель внешней политики России на рубеже XVII-XVIII вв.  

       1)  Южное направление, выход к Черному морю

       2)  Юго-восточное, подчинение киргизских (казахских) племен

       3)  Северо-западное направление, выход к Балтийскому морю

8. О какой политике идет речь? Означала намерение провести некоторые минимальные мероприятия, способные, с одной стороны, предотвратить народное движение против крепостнической системы, а с другой – облегчить приспособление помещичьего хозяйства и его обладателя – дворянство к новым буржуазным отношениям. Все это проходило под лозунгом заботы о народе.

      1) о политике «просвещенного абсолютизма»

      2) о политике «легитимизма»

      3) о политике «бонапартизма»

9. Назовите форму правления в  России  во  2-ой  половине XVIII в.  

     1)  Конституционная монархия

     2)  Неограниченная (абсолютная) монархия

     3)  Республика

10. Какой принцип продвижения по службе был положен в  основу принятой в 1722 г. "Табели о рангах"?  

     1)  Знатность происхождения

     2)  Чиновная, бюрократическая выслуга

     3)  Размер капитала

11. Какая новая единица подати была введена Петром I?  

     1)  "Двор"

    2)  "Ревизская душа"

     3)  "Соха"

12. Укажите главную общую причину крестьянских выступлений в России во 2-ой половине XVIII в.  

    1)  Предложение некоторых депутатов Уложенной комиссии  1767 г.   предоставить крепостным  крестьянам  право собственности на землю и   установить фиксированный законом размер повинностей

    2)  Непомерное увеличение отработок крестьян в пользу помещика

    3)  Предложение депутатов Уложенной комиссии 1767 г. о передаче   помещичьих крестьян в управление особой коллегии

13.Что  объединяет  этих людей:

     Петр Алексеевич, Анна  Иоанновна,  Екатерина Алексеевна, Пётр Фёдорович.

14.  Какие российские ярмарки XVIII в. действовали непрерывно в течение нескольких месяцев?  

     1)  Архангельская и Оренбургская

     2)  Свенская и Нежинская

      3)  Ирбитская и Курская

 15.  Какое из названных событий произошло раньше всех других

     1) Азовские походы Петра I

     2) окончание Северной войны

     3) Полтавская битва

     4) поражение русских войск под Нарвой

16. Причиной вступления России в Семилетнюю войну являлось (ась)

    1) угроза интересам России в Центральной Европе со стороны Пруссии

    2) необходимость получения выхода к незамерзающим портам

    3) захват Пруссией части территории России

    4) борьба за «Польское наследство» между Россией, Пруссией и Австрией

17. Одно из мероприятий среднеазиатской политики Петра I  

     1)  Прутский и Азовский походы

     2)  Военные  экспедиции в Казахстан,  Среднюю Азию и Каспийский   поход

     3)  Подчинение Старшего Жуса

18. Положение  России  на  международной  арене  к 1725 г. (окончание царствования Петра I)  характеризовалось  

    1)  Выходом на Балтику, превращением страны в Империю

    2)  Подчинением Россией Прибалтики и Крыма

    3)  Выходом России к Балтике и закреплением ее в Азове

 

19. Определите характерную особенность политической истории 2-ой четверти XVIII в.  

     1)  Зарождение абсолютизма

     2)  Обострение борьбы внутри господствующего класса,  сопровождавшееся дворцовыми переворотами

     3)  Начало революционно-освободительного движения в России

20. Какому периоду развития русской монархии соответствует следующая характеристика: "...верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю,   который  издает законы, назначает чиновников,  собирает и расходует народные деньги без  всякого участия народа в законодательстве и в контроле над управлением"?  

        1)  Середина XVI в.

        2)  Середина XVII в.

       3)  Первая четверть XVIII в.

21  Прочитайте документ и определите, кто из российских правителей XVIII в. давал такие обещания, вступая на престол:

        «Наикрепчайше обещаем…по принятии короны российской в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника не определять. Еще обещаемся…Верховный тайный Совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:1) Ни с кем войны не вчинать. 2) Миру не заключать. 3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать. 4)В знатные чины…выше полковничьего ранга не жаловать, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета. 5) У шляхетсива живота и имения и чести без суда и следствия не отымать. 6) Вотчины и деревни не жаловать. 7) В придворные чины… не производить».

Ответ: _______



Предварительный просмотр:

Составитель: учитель истории Гребенюк В.Н ( МБОУ « СШ № 25»

Зачёт

по  истории

8 класс

1 вариант.

Цель: Проверить  уровень сформированности знаний, умений, навыков по следующим направлениям: Знание хронологии и терминологии, знание  и умение оперировать фактическим материалом, характеризовать деятельность исторических  личностей и давать им оценку с позиций современности, уметь соотносить даты и события, устанавливать  причинно – следственные  связи.

Оценивание

От 0 до 49 %

 2

От 50 до 75 %

 3

От 76 до 90%

 4

От 91 до 100%

 5

1.Для пореформенного  развития  России  характерно;

   А.  Вступление в стадию  монополистического  капитализма.

   Б.  Прекращение  государственного  вмешательства  в  экономику.

   В.  Развитие  сельского хозяйства  по фермерскому  пути.

   Г.  Сохранение пережитков  феодализма.

    Г. Превращение  России  в передовую  промышленную  державу.

2. Согласно Положению  19 февраля 1861 года  отрезками  назывались участки  земли, которые

    А. Предоставлялись  переселенцам  на льготных  условиях.

    Б. Крестьянин арендовал у  помещика.

    В. Помещик должен был отдать крестьянину бесплатно.

    Г.  Изымался  у  крестьян, если  их надел  до реформы превышал норму.

3. Реформы  60-70 г. XIX  века привели к:

    А. Реформирование  центральных органов  власти.

    Б. Ликвидация самодержавия.

    В. Более быстрому развитию  капитализма.

    Г. Уничтожению сословного строя.

 4. Во второй половине XIX века временнообязанными  называли:

    А. Крестьянина, который до совершения  выкупной сделки  платил  оброк  и  отбывал барщину  в пользу помещика.

    Б.Зависимого крестьянина, отрабатывающему барщину на земле помещика.

    В. Солдата, взятого  на службу в армию

    Г. Наёмного рабочего.

 5. В результате  Крестьянской реформы  1861 года:

     А. Исчезло  помещичье землевладение.

     Б. Ликвидирована  коллективная собственность на землю.

     В. Крестьяне  стали лично свободными.

 6. Кому принадлежат слова: "Существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным.  Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу"  

      а) Александру II

      б) Николаю I

      в)  Н.Г. Чернышевскому

      г) Александру III

      д.)  Николаю II

7. Мировоззрение А.И Герцена и петрашевцев сближала

А.Уверенность в существовании особого русского пути развития

Б.Убежденность в незыблемости русского самодержавия

В.Приверженность конституционному монархизму

Г.Приверженность идеям утопического социализма

 8. Капиталистически организованным хозяйством является  

      1)  Хозяйство помещика с применением машин и наемного труда

      2)  Хозяйство крестьянина, основанное только на семейном труде

      3)  Хозяйство  помещика,  в котором крестьяне отрабатывают   взятую у него в аренду землю

  9. События какой войны охарактеризованы в приказе русского полководца  И.В.Гурко,    обращенном к солдатам: "Окончился переход через Балканы. Не знаешь, чему удивляться больше: храбрости ли и мужеству вашему в боях с неприятелем или же стойкости и терпению в перенесении  тяжелых трудов в борьбе с горами,  морозами и глубоким снегом.  Пройдут года,  и потомки наши,  посетив эти дикие горы, с гордостью скажут: "Здесь прошли русские войска и воскресили славу суворовских и румянцевских  чудо-богатырей".  

     1)  Русско-турецкой 1877-1878 гг.

     2)  Крымской войны

     3)  Русско-турецкой 1828-1829 гг

10. Как называлась партия революционной демократии, созданная в России в нач. 60-х гг.  

     1)  «Земля и воля»

     2)  «Народная воля»

     3)  Черный передел

11. Отметьте главную программную цель "Земли и воли" 70-х гг. ХIХ в.  

    1)  Завоевание государственной власти

    2)  Социализация земли

    3)  Обеспечение политических прав и свобод граждан России

12.Какие из перечисленных ниже общественных деятелей были идеологами революционного народничества:

А) П.Н. Ткачев    Б) Н.М. Муравьев     В) М.А. Бакунин

Г) В.И. Ульянов      Д) П.Л. Лавров

Е) Г.В. Плеханов.

Ответ: 1) а, в, д           2) а, б, е            3) б, в, д            4) г, д, е

13. Труд освободившихся от крепостной зависимости крестьян на земле помещика за взятую ими у помещика в аренду землю назывался

  1. Испольщина
  2. Месячина
  3. Барщина
  4. Отработки

14 Установите правильное  соответствие:

               Реформа                                                                Год.

        1.Судебная.                                                а. 1861г.

       2.Крестьянская                                           б  1864 г.

       3.Военная.                                                   В  1870 г.

       4.Городская                                                 г   1874 г.

 15 Одной  из причин  отмены  крепостного  права  в России  было:

       1. Решение принятое Государственной Думой.

       2. Террористические действия « Народной воли».

       3. Поражение России  в  Крымской  войне.

  16. В период правления  Александра  II произошли  события:

       А.. Введение всеобщей воинской  повинности.

        Б. Создание земских  органов власти.

        В. Созыв Берлинского конгресса.

        Г. Заключение Тильзитского  мира.

        Д. Создание Франко – русского  союза.

        Е.  Учреждение Государственной Думы.

  Варианты ответов: 1.а. б. в.  2. А.в.е.  3. Б.г.д.

17  Какие из перечисленных ниже явлений свидетельствовали о сохранении пережитков крепостничества в русской деревни в 1861-1881 г.:

     А) временнообязанное положение крестьян     Б) барщина

     В) отработки        Г) Право крестьян переходить в другие сословия

     Д) крестьянское предпринимательство

     Е) право крестьян покупать землю.

Варианты. 1) а, в, г    2) б, в, е    3) а, б, в     4) в, д, е

   18 .Укажите принцип образования ряда:

     Н.Г.Чернышевский, А.И. Герцен, Н.Добролюбов.

Вопрос с развёрнутым ответом: (2 балла)

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

        На завершающем этапе подготовки Крестьянской реформы 1861 г. Александр II высказал предположение, что Крестьянская реформа вызовет «разочарование крестьян».

        Объясните, почему положения Крестьянской Реформы 1861 г. вызвали разочарование, недовольство крестьян. В чем проявлялось недовольство крестьян непосредственно после Крестьянской реформы 1861 г. и в последующие десятилетия?



Предварительный просмотр:

Составитель: учитель истории и обществознания  Гребенюк В.Н ( МБОУ « СШ № 25»)

Входной контроль  по обществознанию

КИМ  11 класс.

Входной  контроль  состоит из двух частей включающих задания на сравнения социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия, на умения объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства),

           Диагностическая  работа охватывает содержание курса обществознание  по разделу «Человек и общество» 11 класса. Задания КИМ охватывает широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Диагностическая  работа состоит из заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности. К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 11 класса предлагается выполнить операцию узнавания  факта и т. п., опираясь на представленную в явном виде информацию.  К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от обучающихся требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых в типичных ситуациях. К высокому уровню сложности относятся задания в которых, обучающиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.

  Для обозначения частей и заданий  используются   цифры 1, 2, 3, 4 и т.д.  

Система оценивания.

Каждое правильно выполненное задание части 1 (1–11, 14) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если испытуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

 Задания 12, 13, 15 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части с кратким ответом  считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Полное правильное выполнение задания части 3 оценивается 3 баллами. если допущена одна ошибка – 2 балла; допущено две-три ошибки – 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Максимально возможный балл за всю работу – 21.

                     Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

0-6

7-11

12-16

17-21

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в текстовые  работы свои коррективы.

Спецификация

Контрольных измерительных материалов для проведения

Входной контроль  по обществознанию  в 11 классе.

Назначение КИМ –– оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию учащихся старшей школы. Диагностические тематические работы предназначены для контроля освоения крупных содержательных разделов обществоведческого курса (рубежного контроля), а также могут использоваться в период предэкзаменационной подготовки. Выполнение полной серии тематических диагностических работ дает представление о достижении учащимися требований к уровню подготовки выпускников и готовности к успешной сдаче экзамена по обществознанию.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание диагностической  работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ 17.05.2012 № 413).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Предлагаемый комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, из- влечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

4. Характеристика структуры КИМ

Диагностическая работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов:

 − часть 1 содержит задания с выбором ответа и с кратким ответом;

− часть 2 содержит задания с развернутым ответом.

К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. В заданиях с кратким ответом части 1 работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов. В заданиях с развернутым ответом части 2 работы ответ формулируется и записывается самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по частям контрольной  работы

Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

Часть 1

15

18

С выбором ответа и с кратким ответом и набора цифр

Часть 2

1

3

С развернутым ответом

Итого

16

21

5. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

В диагностической работе представлены следующие разделы курса, предусмотренные документом, определяющим, содержание КИМ (см. п. 2 Спецификации): Человек и общество, познание, сфера духовной культуры.

Задания первой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия

Отбор заданий части  2  по каждому варианту работы определяется проверяемыми ими умениями.

В части 1 с кратким ответом на одних и тех же позициях в различных вариантах (11–15) находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Умения, проверяемые в части 1 с 11-15 задания  работы, включают в себя помимо перечисленных выше умения устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.

Задание части 2 – задание-задача – требует анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности

Код

Виды умений и познавательной

деятельности

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 21

1

Знать биосоциальную сущность человека;

\основные этапы и факторы социализации личности;

 место и роль человека в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;  

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;  

 основные социальные институты и процессы;

 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования ;  особенности социально-гуманитарного познания

6

6

28,6%

2.1

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

2

2

9,5%

2.2

Уметь  анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

3

4

19%

2.3

Уметь  объяснять внутренние и внешние связи (причинно- следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под- систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

1

2

9,5%

2.4

 Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия

2.5

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

1

2

9,5%

2.6

Уметь  оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

2.7

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

2.8

Уметь  подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу 2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

2.9

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

1

3

14,4%

Итого

16

21

100%

7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности 

Часть 1 содержит задания двух уровней: семь заданий базового уровня сложности (1–3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14) и три – повышенного уровня (4, 7, 10, 13, 15).

В части 2  – одно задание высокого уровня сложности (16).

Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 24

Базовый

10

10

47,67%

Повышенный

5

8

38,0%

Высокий

1

3

14,4%

Итого

16

21

100%

8. Продолжительность итоговой диагностической работы 

На выполнение работы отводится 40 минут.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1) для каждого задания части 1 с выбором одного варианта ответа – 1–2 минуты;

2) для каждого задания части1 с кратким ответом  – 3–4 минут;

3) для каждого задания части  2 с развернутым ответом – 5–7 минут

9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. 

Каждое правильно выполненное задание части 1 (1–11, 14) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если испытуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

 Задания 12, 13, 15 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части с кратким ответом  считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Полное правильное выполнение задания части 3 оценивается 3 баллами. если допущена одна ошибка – 2 балла; допущено две-три ошибки – 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Максимально возможный балл за всю работу – 21.

Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

0-6

7-11

12-16

17-21

10. Обобщённый план варианта итоговой диагностической работы по истории

 Обозначение заданий в работе и бланке ответов: ВО -  выбор ответа, КО – краткий ответ, РО- развернутый ответ. Уровни сложности задания: Б – базовый , П – повышенный

№ задания

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание

Проверяемые виды деятельности

Уровень сложности

Максимальный балл за задание

1

ВО

Понятие право

1

Б

1

2

ВО

Конституция РФ; основы конституционного строя РФ;

1

Б

1

3

ВО

Задание на обращение к социальным реалиям

2.9

Б

1

4

ВО

Задание на анализ двух суждений

1

П

1

5

ВО

Виды знаний; понятие истины, ее критерии;

2.1

Б

1

6

ВО

Понятие культуры, формы и разновидности куль- туры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально- гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль

2.1

Б

1

7

ВО

Задание на анализ двух суждений

1

Б

1

8

ВО

Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

1

Б

1

9

ВО

Задание на обращение к социальным реалиям

2.9

П

1

10

ВО

Задание на анализ двух суждений

1

Б

1

11

КО

Различное содержание в разных вариантах: выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне

2.2

Б

1

12

КО

Различное содержание в разных вариантах: соотнесение видовых понятий с родовыми

2.2

П

2

13

КО

Различное содержание в разных вариантах: классификация путем установления соответствия

2.5

П

2

14

КО

Вставить пропущенное слово в схему или таблицу

2.2

Б

1

15

КО

Различное содержание в разных вариантах: выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне

2.3

П

2

16

РО

Различное содержание в разных вариантах: задание-задача

2.9

П

3

Входной контроль  по обществознанию

КИМ 11 класс

1 вариант

Часть 1

1. Какой термин используют для обозначения внутреннего строения права, включающего взаимосвязанные между собой части (элементы)?

1) норма права;   2) отрасль права;   3) институт права;    4) система права.

2. Конституционные положения защищены от изменений под влиянием текущей политической ситуации особым порядком внесения поправок. Какое юридическое свойство Конституции проявляется в данном факте?

 1) специальный порядок принятия;   2) высшая юридическая сила;

 3) верховенство;                                   4) стабильность

3. В государстве Z президент избирается Законодательным собранием. Выборы в Законодательное собрание происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что государство Z

1) монархическое, унитарное, демократическое;

 2) монархическое, федеративное, тоталитарное;

 3) республиканское, федеративное, демократическое4

 4) республиканское, унитарное, демократическое.

4. Верны ли следующие суждения о роли СМИ в политической системе?

А. Электронные СМИ транслируют оперативную информацию о событиях общественной жизни.

Б. СМИ обладают большими возможностями активного влияния на отношение граждан к политике.

1) верно только;  А 2) верно только Б;  3) верны оба суждения;   4) оба суждения неверны

5. Наука является

 1) единственной формой познания;       2) социальной стратой;  

 3) совокупностью жизненных ценностей;  4) особой системой знания.

6. Деятельность человека, в отличие от поведения животных

1) носит узко специализированный характер

2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей

3) предваряется целеполаганием

4) всегда носит индивидуальный характер

7. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура представляет собой часть природной среды.

Б. Общество представляет собой часть культуры.

 1) верно только А;   2) верно только Б;  3) верны оба суждения;  4) оба суждения неверны

 8. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для

 1) традиционного общества;   2) индустриальной цивилизации

 3) аграрной цивилизации;         4) феодального общества

9. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Субъектом данной деятельности являются

 1) игровые умения младших школьников;       2) старшеклассники, проводящие занятия

 3) компьютеры, за которыми ведется обучение;   4) компьютерные игры

10. Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?

А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.

Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

 1) верно только А;   2) верно только Б;  3) верны оба суждения;   4) оба суждения неверны.

11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 1) наблюдение

2) эксперимент

3) метод познания

4) анкетирование

5) интервьюирование

12. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

 1) субъект

2) объект

3) цель

4) статус

5) нормы

6) средства

7) результат

13. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

A) господство сельского натурального хозяйства

Б) доминирование интенсивных технологий

B) господство общинной собственности

Г) преобладание ручных орудий труда

Д) развитие расширенного воспроизводства

 

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

 

14.  Запишите слово, пропущенное в схеме.

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

 «Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.»

     Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1) предметы

2) субъект

3) социальная группа

4) жизненные позиции

5) человек

6) рассудок

7) способности

8) представления

9) основной вопрос

Часть 2

16. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Входной контроль  по обществознанию

КИМ 11 класс

  1. вариант

Часть 1

1. Одним из источников (форм выражения) современного права является

 1) судебный прецедент;   2) бланкетная норма;   3) моральное правило;      4) техническая инструкция.

2. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что

1) ни один правовой акт не может ей противоречить

2) вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции

3) она закрепляет изменения, произошедшие в стране

4) она закрепляет правовые гарантии граждан страны

3. В государстве М. действует конституция. Согласно ей законодательная и судебная власти подчинены исполнительной, во главе которой стоит президент. Опорой власти являются вооруженные силы страны, а также церковь. Какой политический режим существует в данном государстве?

 1) демократический;     2) олигархический;    3) авторитарный;    4) тоталитарный

4. Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политики нередко оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные меры, либо, отказавшись от этого, еще более ухудшить ситуацию в стране.

Б. Государство является одним из основных субъектов политики.

 1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;    4) оба суждения неверны

5. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений

3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы

4) построение предположений, основанных на опыте

6. Игра, общение и познание — это

1) виды деятельности человека;                 2) этапы формирования личности;

3) виды поведения всех живых существ;        4) формы коммуникации

7. Верны ли следующие суждения о современной культуре?

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;   4) оба суждения неверны.

8. Какой признак характеризует индустриальное общество?

 1) ведущая роль сельского хозяйства;      2) слабый уровень разделения труда

 3) массовое промышленное производство;  4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

 1) материально-производственной;   2) учебно-познавательной;

 3) ценностно-ориентировочной;            4) социально-преобразовательной

10.  Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А. Относительной истиной называют знание, с которым не все согласны.

Б. Относительной истиной называют неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

 1) верно только А;    2) верно только Б;  3) верны оба суждения;  4) оба суждения неверны.

11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 1) цель деятельности

2) мотив деятельности

3) средства деятельности

4) структура деятельности

5) результат деятельности

12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

 1) гипотеза

2) эксперимент

3) доказательность

4) рациональность

5) чувственность

6) теория

7) концепции

8) субъективность

 13. Установите соответствие между примерами межличностных отношений и видами отношений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ОБЩЕСТВА

A) сословная структура общества

Б) серийное производство товаров массового потребления

B) низкая социальная мобильность

Г) ведущая роль информации в жизни общества

1) аграрное

2) индустриальное

3) постиндустриальное

 14. Запишите слово, пропущенное в таблице:

 ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Субъект

Кто осуществляет деятельность

Объект

На что деятельность направлена

...

Идеальный образ желаемого результата

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

 1) потребность

2) деятельность

3) причина

4) социальный

5) естественный

6) подлинный

7) социализация

8) личность

9) идеальный (духовный)

Часть 2

16.  В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.

Входной контроль  по обществознанию  11 класс

Ключи и критерии оценивания

Ответ

Максимальный балл за задание

Вариант 1

4

1

4

1

4

1

3

1

4

1

3

1

4

1

2

1

2

1

3

1

3

1

45

2

12112

2

Духовная

1

548923

2

1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер;

2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:

— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;

— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;

— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет, назван наиболее эффективный способ

3

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, назван наиболее эффективный способ.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, дан совет, назван наиболее эффективный способ      

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение.

 ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ и дан совет. ИЛИ Правильно названы два способа          

1

Правильно назван один иллюстрируемый способ.

ИЛИ Иллюстрируемый способ не назван (назван неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

 ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

2 вариант

1.

1

1

2.

1

1

3.

3

1

4.

3

1

5.

2

1

6.

1

1

7.

1

1

8.

3

1

9.

2

1

10.

2

1

11.

4

1

12.

58

2

13.

12123

2

14.

Цель

1

15.

218549

2

16.

1) элементы структуры деятельности в данном примере:

субъект — старшеклассник;

объект — знания и учения в области математики и физики;

цель — поступление в технический вуз;

средства — учебники и пособия;

2) вид деятельности: учебная или познавательная;

3) пояснение, например: происходит сознательное освоение систематизированной предметной информации, развитие умений и навыков. Может быть дано другое пояснение.

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет, назван наиболее эффективный способ

3

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, назван наиболее эффективный способ.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, дан совет, назван наиболее эффективный способ      

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение.

 ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ и дан совет. ИЛИ Правильно названы два способа          

1

Правильно назван один иллюстрируемый способ.

ИЛИ Иллюстрируемый способ не назван (назван неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

 ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Предварительный просмотр:

Задания по горизонтали:

2. Река, при переправе через которую погибла большая часть отступающей армии Наполеона.

3. Василиса … - руководитель крупного крестьянского партизанского отряда.

7. Село в 120 километрах от Москвы, при котором состоялось решающее сражение русской армии с армией Наполеона

9. Атаман, командовавший казачьими частями во время Отечественной войны 1812 г.

10. Герой Отечественной войны,  погибший во время восстания декабристов.

12. Русский полководец, командовавший русской армией с августа 1812 года.

14. Герой Отечественной войны, генерал от кавалерии. При Бородино командовал корпусом, защищавшим Курганную высоту.

Задания по вертикали:

1. Город, который Наполеон так и не смог взять после отступления из Москвы, хотя французская армия штурмовала его 7 раз.

2. Деревня, в которой состоялся знаменитый совет штаба русской армии после Бородинской битвы и на котором было решено оставить Москву.

5. Российский император, находившийся на троне во время Отечественной войны 1812 г.

6. Герой Отечественной войны, полководец, получивший смертельное ранение в битве при Бородино.

8. Город, в котором соединились отступающие 1-я и 2-я русские армии.

11. Русский офицер, один из основателей партизанского движения.

13. Село, в котором разбила лагерь русская армия после отступления из Москвы.

Ответы:

По горизонтали:

По вертикали:

2. березина

3. кожина

7. бородино

9. платов

10. милорадович

12. кутузов

14. раевский

1. малоярославец

4. фили

5. александр

6. багратион

8. смоленск

11. давыдов

13. тарутино

Составитель: учитель истории Гребенюк В.Н ( МБОУ « СШ № 25»)



Предварительный просмотр:

        Составитель: учитель истории и обществознания Гребенюк В.Н ( МБОУ « СШ № 25»)

Кроссворд по теме: Экономика

По горизонтали. 

1.Подделка подлинных или составление фальшивых документов.  2. Столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.  3. Рост цен в результате того, что общий объем бумажных денег, находящихся в обращении, превышает сумму, необходимую для обращения данной массы. 4. Кассир, хранитель казны.  5. Потенциальный покупатель на аукционе. 6. Денежное выражение стоимости товара. С ее помощью косвенно выражается величина затрат труда, заключенного в товаре.  7. Обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

По вертикали. 

8. Ежегодный доход, распределяемый между акционерами.  9. Ценная бумага, дающая ее владельцу право дохода в виде фиксированной процентной ставки.

10. Предоставление кому-то преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения, например налоговые. 11. Кто определяет при свободе рыночных отношений, в каком количестве и куда должны поступать произведенные товары? 12. Продажа с публичного торга, способ продажи товаров на основе конкурса покупателей. 13. Посредник, содействующий заключению различных сделок между заинтересованными сторонами - клиентами, по их поручению и за их счет. 14. Ценные бумаги, выпускаемые акционерным обществом и дающие право их владельцу на получение определенного дохода из прибылей акционерного общества.



Предварительный просмотр:

Составитель: учитель истории Гребенюк В.Н ( МБОУ « СШ № 25»)

История России. 8 класс. Кроссворд по истории на тему: «История России. XVIII в. «Предпосылки и начало преобразований».

Цель: систематизировать знания учащихся о событиях данного столетия, закрепить исторические понятия, формирование навыков индивидуальной деятельности. Повторение и закрепление изученного материала; развитие логического мышления. Учащиеся могут работать с кроссвордом как индивидуально, так и в парах или группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

10

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

2. Имя царя, занявшего трон после смерти Алексея Михайловича.

3. Имя самого младшего сына Алексея Михайловича.

5. Имя, полученное царевной Софьей после пострижения в монахини.

7. Имя брата Петра I, занявшего трон вместе с ним.

8. Страна, в которой Петр I работал плотником на верфи.

9. Название слободы, которую часто посещал молодой Петр I.

10. Сестра Петра I, бывшая регентом до его совершеннолетия.

По горизонтали:

1. Село, в котором Петр I провел большую часть детства и отрочества.

4. Швейцарец, друг и советчик молодого Петра I.

6. Сила, на которую опиралась царевна Софья.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

8

 

10

 

 

3

 

ф

 

 

 

в

 

 

 

5

 

 

 

 

 

е

 

 

г

 

с

 

1

п

р

е

о

б

р

а

ж

е

н

с

к

о

е

 

 

м

 

 

о

 

о

 

 

е

 

д

 

 

 

н

 

 

 

у

 

 

 

 

 

е

 

4

л

е

ф

о

р

т

 

о

 

 

 

 

 

 

6

с

т

р

е

л

ь

ц

ы

 

л

 

ь

 

 

р

 

р

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

к

 

 

а

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

а

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

я

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

2. Имя царя, занявшего трон после смерти Алексея Михайловича.

3. Имя самого младшего сына Алексея Михайловича.

5. Имя, полученное царевной Софьей после пострижения в монахини.

7. Имя брата Петра I, занявшего трон вместе с ним.

8. Страна, в которой Петр I работал плотником на верфи.

9. Название слободы, которую часто посещал молодой Петр I.

10. Сестра Петра I, бывшая регентом до его совершеннолетия.

По горизонтали:

1. Село, в котором Петр I провел большую часть детства и отрочества.

4. Швейцарец, друг и советчик молодого Петра I.

6. Сила, на которую опиралась царевна Софья.



Предварительный просмотр:

2

9

4

1

5

7

10

3

8

6

11

12

Составитель: учитель истории и обществознания

Гребенюк Валентин Николаевич ( МБОУ « СШ № 25»)

Кроссворд по истории на тему: «История России. XVI в.»

Цель: систематизировать знания учащихся о событиях данного столетия, закрепить исторические понятия, формирование навыков индивидуальной деятельности. Повторение и закрепление изученного материала; развитие логического мышления.

Учащиеся могут работать с кроссвордом как индивидуально, так и в парах или группах.

Задания по горизонтали:

1. Война, которая вела Россия при Иване Грозном за выход в Балтийское море.

4. Священник, деятель «Избранной рады».

6. Служилые люди, включенные в состав Государева двора при Иване Грозном.

7. Титул Ивана Грозного.

10. Казак, возглавивший поход против Кучума.

12. Постоянное войско, созданное Иваном IV.

Задания по вертикали:

2. Древний род, из которого вышла мать Ивана IV- Елена.

3. Общее название Казанского и Астраханского ханств.

5. Особый порядок управления на части территории страны, введенный Иваном IV в 1565 году.

8. Центральные органы управления при Иване Грозном.

9. Территориальная единица, возглавляемая старостами.

11. Насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников.

По горизонтали:

По вертикали:

1. ливонская

4. Сильвестр

6. дворянство

7. царь

10. Ермак

12. стрельцы

2. Глинские

3. Поволжье

5. опричнина

8. приказы

9. уезд

11. террор

2г

л

9у

4с

и

л

ь

в

е

с

т

р

н

з

с

д

1л

и

в

5о

н

с

к

а

я

п

и

7ц

а

р

ь

10е

р

м

а

к

3п

и

о

8п

ч

6д

в

о

р

я

н

с

11т

в

о

о

и

и

е

л

к

н

р

ж

а

а

р

ь

з

о

е

ы

12с

т

р

е

л

ь

ц

ы



Предварительный просмотр:

Составитель: учитель истории и обществознания Гребенюк В.Н. МБОУ «  СШ № 25»

Обществознание 5 класс

Тест «Семья»

1 вариант

1.Какое из предложенных понятий наиболее соответствует определению: «Социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови)»?

       А Одноклассники. Б. Друзья.  В. Семья.  Г Дети.

 2. Марина живёт в семье, в которой все очень любят классическую музыку. В доме большая фонотека, она пополняется всеми членами семьи и друзьями. В этом случае речь идёт о:

       А. Хобби. Б. Досуге; В. Турнире. Г. Игре:

3.Прочитайте два высказывания о семье. Какое (или какие) из высказываний вы считаете верным (верными)?

    А. Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.

    Б. Крепкая семья – это дружная семья.

      1.Верно только А. 2. Верно только Б: 3. Верны оба суждения; 4. Оба высказывания неверны.

4.В задании перечислены элементы, связанные с понятием «рачительный хозяин». Один из них лишний, т.к. относится к другому понятию. Найдите этот элемент и запишите его номер.

   А. Определяет количество ресурсов;     Г. Часто меняет автомобили.

    Б. Заботится о порядке в доме;              Д. Бережно расходует ресурсы;

    В. Рассчитывает расходы;                       Е. Согласовывает свои желания с имеющими возможностями.

5.Какое из предложенных понятий наиболее соответствует определению: «Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности»?

   А. Эгоизм.  Б. Удовольствие. В. Интерес. Г. Потребности;

6.В семье Павла вместе живут мама, папа, он с сестрой и бабушка. Семья Павла:

       А.Двухпоколенная.   Б. Неполная.  В. Трёхпоколенная; Г. Полная:

7. Прочитайте два высказывания о свободном времени. Какое (или какие) из высказываний вы считаете верным (верными)?

    А. Надо учить детей и подростков с пользой проводить свободное время.

    Б. Свободное время провождение родителей всегда является примером для детей.

          1.Верно только А.      3. Верны оба высказывания;

          2. Верно только Б:    4. Оба высказывания неверны.

 8.В задании перечислены элементы, связанные с понятием «ресурсы семьи». Один из них лишний, т.к. относится к другому понятию. Найдите этот элемент и запишите его номер.

     А. Денежные накопления.                     Г. Драгоценности:

     Б. Большое количество одежды;          Д. Запасы сахарного песка

     В. Запасы овощных консервов.             Г. Бабушкина дача.

9. Какое из предложенных понятий наиболее соответствует определению: «Добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов»?

         А. Взаимность: Б. Любовь.  В. Брак; Г. Семья.

10. Мама сделала замечание дочери, которая покупает много одежды, а затем, одев один два раза, отдаёт знакомым или выбрасывает.  Своё поведение дочь объяснила тем, что одежда быстро выходит из моды или перестаёт нравиться. Мама сказала, что такое поведение является расточительностью, а будущей хозяйке необходимо быть:

        А. Рачительной; Б. Скупой.  В. Жадной.   Г. Аккуратной:

11. Прочитайте два высказывания об отношениях в семье. Какое (или какое) из высказываний вы считаете верным (верными)?

        А. Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

        Б. В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека.

    1.Верно только А.  2. Верно только Б:    3. Верны оба высказывания;  4. Оба высказывания неверны.

12. Прочитайте приведённый текст. В нём три предложения. Два из них являются оценочными суждениями. Найдите эти предложения.

        (1). Не вызывает сомнения то, что каждая благополучная семья складывается на основе доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. (2). Можно предположить, что благополучие семьи также зависит от уровня образования и культуры членов семьи.

 (3).  Ядро каждой семьи составляют муж, жена и их дети.

13. Какое из предложенных понятий наиболее соответствует определению: «Совокупность правил поведения, добровольно соблюдаемых людьми; добрые поступки людей»?

          А. Доброта.  Б. Нравственность; В. Обычай.  Г. Благотворительность:

14. Придя в первый раз в гости к Ирине, её подруга увидела необычную квартиру, на стенах которой висело большое количество фотографий, среди них была фотография молодого красивого офицера. На вопрос подруги, Ирина рассказала, что это её прадедушка, раньше квартира принадлежала ему, а после его смерти, Ирина вместе с папой и мамой переехала в эту квартиру. Приведённые данные о семье Ирины позволяют сделать вывод   о том, что её семья:

           А. Патриархальная. Б. Партнёрская:   В. Сложная. Г. Нуклеарная;

15. Прочитайте два высказывания об отношениях к родителям. Какое (или какие) из высказываний вы считаете верным (верными)?

     А. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

     Б. Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, т.к. сын не имеет права быть    равнодушным к матери.

     1.Верно только А.  2. Верно только Б    3. Верны оба высказывания 4. Оба высказывания неверны

 

II вариант

 1. Прочитайте приведённый текст. В нём три предложения. Одно из них является оценочным суждением. Найдите это предложение и запишите его номер.

    (1) У всех членов семьи есть не только права, но есть и обязанности. (2) Так, например, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка имеют право общаться со своими внуками, правнуками, принимать участие в их воспитании: (3) Это прекрасно, поскольку дети узнают об истории семьи, о её традициях и обычаях из уст живых свидетелей;

2.Двухпоколенная семья – это семья, в которой совместно проживают:

   А. Бабушка, дедушка, мать, отец и их дети.        Б. Мать, отец и дети.      

   В. Муж и жена.                                                       Г. Бабушка, мать и дети.

3. В какой из приведённых ситуаций речь идёт о ресурсах семьи?

       А. Собрав большой урожай огурцов, пенсионеры муж и жена П. решили отдать его соседям – молодой семье с грудным ребёнком, которой некогда заниматься огородничеством.

       Б. Мать с дочерью решили посвятить часть дня магазинам и купить что – нибудь новенькое к наступающему весеннему сезону.

       В. Перебирая бабушкину шкатулку, пятиклассница обнаружила там очень красивую брошь, но

Мама не разрешила её надеть, сказав, что эта вещь припасена на «чёрный день»;

       Г. Мать семейства пошла в магазин, купила капусту и сварила из неё щи, затем потушила картошку и обед был готов.

4. Впишите недостающее слово в схему:

Потребности

Социальные

Духовные

5.Найдите в приведённом списке три права ребёнка:

           А. Жить и воспитываться в семье;                     Г. Ходить в кино с мамой и папой.

           Б. Заниматься с родителями спортом.              Д. Проживать совместно с родителями;.

           В. Общаться со своими родителями;                 Е. Носить самую модную одежду.

6. Экономика – это:

     А. Умение хозяйствовать:              Б. Хозяйство страны в целом или его часть;

     В. Умение экономить                        Г. Длительное увлечение чем – то во время досуга.

 7. В какой из приведённых ситуаций речь идёт о рачительной хозяйке?

       А. Каждое утро мама готовит завтрак, затем будит всех членов семьи и каждому из них даёт задание на день: кому сходить в магазин, кому помыть полы на кухне;

       Б. Получив зарплату, молодая мама бежит в магазин и покупает новые вещи всем членам семьи, затем с подругой они отправляются в близлежащее кафе, где обсуждают новости о своих знакомых, и уже к вечеру она идёт в детский садик за ребёнком, который к этому времени остаётся один вместе с воспитателем.

        В. Проснувшись, мама начинает приводить себя в порядок: красит глаза, покрывает ногти лаком, затем перебирает свой гардероб в поисках нужной одежды; члены семьи поодиночке завтракают на кухне тем, что найдут в холодильнике:

         Г. Молодая жена предложила мужу летом поехать на заграничный курорт, а когда муж возразил, что у них нет для этого денег и нужно подумать о покупке холодильника, она небрежно махнула рукой и сказала, что можно взять кредит в банке.

 8. Впишите недостающее слово:

          __________________ - материальные, социальные, духовные.

 9. Найдите в приведённом списке два документа, которые гарантируют семье помощь государства, укажите цифры, которыми они указаны.  

       А. Конституция РФ.                       Г. Семейный кодекс.

       Б. Закон об образовании.              Д. Журнал «Моя семья».

       В. Школьный устав.

10. Семья – это:

      А. Организация, обеспечивающая образование подрастающего поколения:

      Б. Организация общества, объединённая совместным ведением хозяйства и самоуправлением.

      В. Взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, общих интересах;

      Г. Группа родственников, чьё родство является кровным или законным.

11. В какой из приведённых ситуаций речь идёт о семейных потребностях?

           А. Члены семьи В. каждое утро расходятся кто куда: Дети - в школу, родители - на работу, а бабушка – в совет ветеранов.

           Б. Сын супругов А, занимается спортом и отдаёт ему всё свободное время, забывая сделать уроки:

           В. В семье Н. супруги часто ссорятся, т.к. значительную часть своей зарплаты муж тратит на покупку каких-то принадлежностей для машины.

          Г. Семья Р. решила накопить денег, чтобы обновить старые холодильники и стиральную машину;

   12.Семья Ильи – двухпоколенная, а семья Андрея – трёхпоколенная. Сравните обычаи, которые как правило, присущи этим семьям. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера обычаев, общих для обоих типов семей, а во вторую колонку – порядковые номера различающихся обычаев.

Общие признаки

Различающиеся признаки

   А. Домашние хлопоты.                               Б. Вечерами вся семья собирается вместе;

   В. В воскресенье вся семья едет к бабушке с дедушке в гости.

   Г. Вечером, после ужина, вся семья чаще всего смотрит телевизор;

13. Общение – это:

          А. Процесс приобретения человеком знаний.

          Б. Приобщение к культуре, ценностям человеческого общества.

          В. Взаимные деловые или дружеские отношения людей.

          Г. Действие, приносящее пользу, помощь другому.

    14. В какой из приведённых ситуаций речь идёт о семейных ценностях?

            А. Для всех членов семьи Богдановых выходные – это праздник, т.к. они все вместе едут на дачу, где у каждого свои увлечения: братья бегут на рыбалку, папа косит траву и что –нибудь мастерит, мама ухаживает за цветами, а вечером вся семья пьёт чай на веранде.

           Б. Максим очень любит свою бабушку, но крайне редко её видит, поскольку последнее время она болеет, а у родителей нет времени её навестит.

           В. Сёстры Света и Карина терпеть не могут пятницу, т.к. после школы до прихода родителей с работы они обязаны привести квартиру в порядок.

           Г. Мама Тани очень любит театр, но папа и Таня не разделяют её увлечения, поэтому в театр мама ходит со своей школьной подругой, а Таня с папой в этот вечер играют в шахматы.

    15. Катя и Лена с детства приучены родителями в свободное время не болтаться без дела, а заниматься тем, что приносит удовольствие и радость. При этом Кая на досуге любит читать книги, а Лена – заниматься спортом. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера того, что является общим для обоих увлечений, а во вторую колонку – порядковые номера того, что их различает.

         А. Способствует развитию человека.

         Б. Способствует развитию здоровья, хорошей фигуры.

         В. Расширяет кругозор, пополняет интеллектуальный багаж.

         Г. Является содержательной формой досуга.