Методическая копилка

Гребенюк Валентин Николаевич

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25»

«Урок доброты»

Методическая разработка мероприятия.

 Авторы:

                                                   Учитель истории и обществознания

           Гребенюк ВН.

                                                           

г. Нижневартовск

2017 год

«Урок доброты»

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

Предисловие.

Чтоб ни явилось впереди,

Будь то хорошее, плохое,

Душа моя, не уходи,

От добрых дел не знай покоя! (А.Н.Чепуров)

«Урок доброты» - игровая форма внеклассного мероприятия, имеющего социальное и творческое направление. Дети любят играть, и в процессе игры становится очевидно, что тема «урока» задевает их за живое:  вызывает эмоции, активизирует память и воображение, побуждает к творческой деятельности. Детей волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять верное решение. Поэтому так важно говорить с учащимися о нравственных принципах и приобщать их к традиционным духовным ценностям - ценностям, которые служили бы  ориентиром в жизни,  решая проблему ее смысла.  «Урок доброты»  дает возможность попытаться сохранить лучшее и обеспечить преемственность традиционных ценностей, на базе которых можно воспитать образованного и нравственного человека.

Проект урока разработан с использованием технологии АМО (активных методов обучения). Авторская презентация к уроку создана в программе Microsoft Power Point.

Цель урока: создать условия для сотрудничества в достижении осознания учащимися понятий «доброта» и «милосердие».

Задачи:

  • Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной деятельности, социальной мобильности и познавательной компетенции; формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, самоуважения и взаимоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.
  • Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
  • Познавательное развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
  • Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать,  вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,   строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

I этап.  Приветствие. (Инициация).

Цель: создать атмосферу дружелюбия и симпатии.

Участники: группы учащихся одного возраста – учащиеся одного класса     Время проведения: 3 – 5 минут.

Проведение. Вступление команд: девиз, приветствие.

II этап.  Метод: знакомство.  «Найди половинку».

Цель: выработать чувство команды, обеспечить концентрации на начало урока, повысить интерес к занятию, внимание учащихся.

Время проведения: 5 минут.

Проведение.

Учитель приглашает 5 учеников из класса (по количеству команд) или представителей (капитанов) от каждой команды. Они получают карточки с началом пословиц о доброте и милосердии. Карточки с окончанием пословиц раздаются остальным участникам команд. Учащиеся восстанавливают текст пословиц, найдя вторую половину. Каждая команда зачитывает свои пословицы.  

 

III этап.  Метод: целеполагание.  «Тайна слова».

Цель: создать условия для осознания учащимися значимости темы, предложенной для изучения, конкретизировать понятие  «милосердие».

Время проведения: 10 минут.

Проведение.

Доброта невозможна без милосердия. Что же означает это слово?

Командам раздаются карточки с заданием: придумать вопросы, которые помогут разгадать тайну слова «МИЛОСЕРДИЕ»:

Кто............................................................................................................................?

Что ………………………………………………………………………………...?

Где …………………………………………………………………………………?

Когда …………………………………………………………………………...….?

Почему ………………………………………………………………...…………..?

Команды зачитывают свои вопросы, на которые мы попытаемся ответить.

Информация о толковании слова «милосердие» в словарях и энциклопедиях:

МИЛОСЕРДИЕ  — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

dic.academic.ru › Философская энциклопедия

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.

dic.academic.ru › Большой энциклопедический словарь

МИЛОСЕ́РДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию.  Сестра милосердия, брат милосердия - см. сестра, брат.

dic.academic.ru › Толковый словарь Ушакова

МИЛОСЕ́РДИЕ -я; ср. Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.

dic.academic.ru › Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт

Синонимы:

благосердие, благостыня, благость, благоутробие, гуманность, жалость, сердоболие, сердобольность, сострадание, сострадательность, учтивость.
Антонимы: жестокость

IV этап.  Метод: работа над темой.  «Слово и дело»

Цель: формировать гражданские ценности у учащихся, активную гражданскую позицию, развить умение участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, слушать мнение других

Участники: группа учащихся любого возраста.

Время проведения: 10 минут.

Проведение:

         Команды получают карточки с заданием. Необходимо заполнить таблицу, в которой указаны различные уровни взаимоотношений.  Командам необходимо привести примеры: кто и как своими делами и поступками приносит в жизнь добро? Как или в чем  именно проявляется милосердие (в каких поступках, делах, мероприятиях) на разных уровнях взаимодействия.

Взаимоотношения

Кто может проявить доброту и милосердие?

Каким образом?

Человек → Человек

Родители, сестра, брат,

друг, соседи, знакомые

Заботиться друг о друге, жалеть, сочувствовать, помогать, защищать, радовать

Человек→ Природа

Спонсоры, шефы,

частные лица,  

общественные организации

Государство,

Международные организации 

Спонсорская помощь (денежная), подобрать бездомное животное, взять домой или в приют, уход за животными в приютах и зоопарках, добровольная работа на улицах города и в парках: уборка  и озеленение, охрана исчезающих животных, создание заказников, заповедников, национальных парков, законодательная деятельность Конституция Российской Федерации, Красная книга РФ, Экологическое законодательство России - Федеральные законы

 Международный союз охраны природы (IUCN), Всемирный фонд  дикой природы (WWF)  

 

Человек→ Общество

Педагоги, врачи и медсестры, психологи, спасатели, экологи, ветеринары, юристы, военнообязанные, работники науки и искусства

Охрана здоровья и безопасности, просвещение

Общество → Человек

Общественные организации: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНИСЭФ, Международный союз охраны природы (IUCN), Всемирный фонд дикой природы (WWF)  

  

Охрана здоровья и безопасности, просвещение, добровольная взаимопомощь на международном уровне, охрана и защита общечеловеческих ценностей

Государство → Граждане

Президент, Правительство РФ, Госдума, министерства, муниципалитеты

Защита прав и оказание помощи инвалидам, бездомным, пенсионерам, матерям, сиротам, малоимущим, детским учреждениям

V этап. Метод: работа над темой.   «Защитники и покровители».

Цель: в процессе погружения в историческое прошлое, осмыслить исторические корни понятий «доброта», «милосердие», «благотворительность», «меценатство», воспитать благодарность людям, создавшим и сохранившим для потомков шедевры архитектуры Санкт-Петербурга – исторические памятники города и центры духовной культуры.

Время проведения: 10 минут.

Проведение.

Командам раздаются карты-схемы Санкт-Петербурга и файлы с описанием памятников архитектуры, которые стали символами нашего города, его культурной и духовной жизни, благотворительной деятельности: Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Смольный собор и Смольный институт, Казанский собор, Исаакиевский собор, Николо-Богоявленский морской собор, Троицкий собор и «Спас-на-Крови». Учащиеся должны узнать по описанию, назвать и указать на карте описанные исторические места.

VI этап. Рефлексия. «… и вырастет сад».

Цель: формировать способность к самоорганизации в решении проблемной ситуации, соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности.

Время проведения: 10 минут.

Проведение.

Учащиеся делятся своим опытом или вкладом, который они внесли и могут внести в повседневную жизнь: высказывают собственное мнение о добре, милосердии и о добрых делах, которые они мечтают совершить.  

Каждая команда получает 2 цветных листа с изображением дерева: №1 - «Дерево добра и милосердия» и №2 – «Дерево желаний». Задание: на листе №1 - «Дерево добра и милосердия» каждый участник команды прикрепляет листочек-стикер с описанием совершенного доброго поступка, а на листе  №2 – «Дерево желаний» - с описанием доброго поступка, который хотел бы совершить.

На общей доске команды прикрепляют магнитами (или скотчем) свои «деревья». Мы вместе создаем «Сад Доброты».

VII этап. Подведение итогов.

Цель: подвести итоги работы в командах на всех этапах урока, выявить победителя, предложить учащимся написать творческие работа по теме «Милосердие»: эссе, сочинения, стихи, нарисовать рисунки или подготовить презентации.

Время проведения: 5 минут.

Проведение. Во время проведения 6-го этапа (пока учащиеся выполняют задание), оцениваются результаты проведения всех этапов урока – заполняется сводная таблица.

 

№ этапа

Название этапа

Количество баллов

Название команды

1

2

3

4

5

1

Приветствие.

2

«Найди половинку».

3

«Тайна слова».

4

«Слово и дело».

5

«Защитники и покровители».

6

«… и вырастет сад».

Итоги

Заключение. Ведущий оглашает итоги урока и зачитывает стихотворение: 

«Стихотворение о доброте».
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!»
     Поэт А. Н. Чепуров.

Используемые источники.

  1. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты

standart.edu.ru/ Основная школа - Начальная школа - Введение ФГОС - Глоссарий

 http://standart.edu.ru/ 

  1. http://slovari.yandex.ru 
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3.  http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary
  4.  http://www.patriarchia.ru/
  5. s-f-k.forum2x2.rut1333-topic
  6. «100 шедевров архитектуры Санкт-Петербурга». Карта-схема. Автор: М. С. Зимина, 1 стр., издатель: "КОРОНА принт", ISBN: 978-5-7931-0672-6



Предварительный просмотр:

Аннотация

В наши дни патриотическое воспитание занимает достаточно много времени в воспитательном процессе. Данная игра будет интересна учащимся с 5-го класса по 8-й включительно, так как содержит много познавательной информации, щедро проиллюстрированной анимированными слайдам и музыкальными фрагментам. Вопросы на первый взгляд могут показаться сложными, но внимательные игроки всегда найдут подсказки в полезной информации или на слайде.

Цели: 

  • Расширить кругозор ребёнка о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);
  • Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;
  • Усилить мотивацию для изучения истории символики родной страны;
  • Разнообразить виды деятельности при изучении темы. 

Оборудование:

Организация

  • В игре принимают участие команды по 4–5 человек
  • Вопросы задает ведущий игры, сопровождая выступление презентацией;
  • Группа обсуждает вопрос, вписывает ответ в бланк ответов;
  • Время обсуждения вопроса – 2 минуты;
  • Ведущий объявляет правильный ответ. Если команда ответила правильно, то в бланк напротив правильного ответа ставится печать, выигрывает та команда, которая набрала большее количество печатей.

ХОД ИГРЫ

СЛАЙД 1 (титульный лист). Вступительное слово учителя – деление на группы, объяснение правил игры, объявление темы.

СЛАЙД 2   Вопрос 1   Гиперссылка. 1 музыка – Многая лета. С греческого это слово переводится как “торжественная песнь”. В допетровской Руси с 1479 во время событий государственного значения хором “государевых дьяков” исполнялись православные песнопения. При Петре I был заведен обычай отмечать воинские победы, встречи коронованных особ исполнениям панегирических песен (виватных кантат) с обязательным исполнением “Многая лета”. За время существования Российского государства неоднократно менялась мелодия и слова подобной торжественной песни.   Гиперссылка. 2 музыка – гимн Англии.

В XVIII в. и в начале XIX в. исполнялся Te deum (в русском переложении “Тебя, Бога, хвалим”). Использовалась английская мелодия на слова “Боже, храни короля” (она была столь популярна, что с разными вариациями использовался во многих европейских королевствах).

О какой песне идет речь?   СЛАЙД 3   Ответ: гимн государства

Комментарии: гимн в переводе с греческого hymnos, обозначает торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий. Если говорить о государственном гимне, то слова в нем как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражают мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем легко воспроизводима и запоминаема, может быть напета любым жителем страны.

СЛАЙД 4   Вопрос 2

Древняя Русь получила первые свои гимны из Византии, когда в конце X века князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привез с собой в столицу княжества – Киев вместе со священниками также певцов. В “Сказании о Мамаевом побоище” сообщается, как собирал Дмитрий Донской уцелевших воинов после Куликовской битвы “Храбрые витязи со всех сторон бредут на трубный звук.” Только в начале XVIII века появился первый марш, ставший общим для всей русской армии.

«Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу, вспомним, век ее каков!»  
Гиперссылка. Музыка – марш/

В конце XVIII века появился еще один марш всероссийского масштаба. По первой строке стиха он назывался “Гром победы раздавайся!” Стихи для этого гимна написал первый поэт России Гаврила Романович Державин.

«Гром победы раздавайся! Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся, Магомета ты потрес!»

СЛАЙД 5 Гиперссылка музыка. Боже, царя храни! По щелчку

Появление в Российской империи первого официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением императора Александра 1. Этот гимн насчитывал всего 6 строки более 20 лет исполнялся на мелодию английского гимна. 11 декабря 1833 года в Большом театре в Москве состоялась премьера нового гимна государства. В афише значилось “Русская народная песня”. Композитором был Алексей Федорович Львов – близкий и преданный императоры человек. Львов вспоминал “я чувствовал надобность создать гимн величественный, чувствительный, для всякого понятный, годный для церкви, годный для войск, годный для народа – от ученого до невежды”. А вот кто был автором слов гимна? Смотрим на портрет.

СЛАЙД 6  Ответ: ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1780–1852), русский поэт, почетный член (1827), академик (1841) Петербургской Академии наук.

Основоположник русского романтизма. Его поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады “Людмила”, 1808, “Светлана”, 1808-1812). Перевел “Одиссею” Гомера, произведения Ф. Шиллера, Дж. Байрона.

СЛАЙД 7   Вопрос 3  Гимн “Боже, царя храни!” являлся официальным гимном России вплоть до 2 марта 1917 года. Что произошло в этот день? Отречение от престола царя Николая II. С 1918 года по 1943 год национальным гимном России являлся Интернационал. 1 января 1944 года прозвучал впервые Государственный гимн СССР. Муз. Александра Васильевича Александрова; слова Сергея Владимировича Михалкова. После распада Советского Союза на суверенные государства у них появились свои музыкальные символы. После десятилетнего перерыва музыка Александрова вновь начала звучать как государственный гимн – гимн Российской Федерации. Кто написал слова к новой редакции текста, который сейчас является официальным гимном России?

СЛАЙД 8   Ответ: МИХАЛКОВ Сергей Владимирович (р. 1913), русский писатель (1971), Герой Социалистического Труда (1973). Стихи для детей (“Дядя Степа”, “А что у вас?” и др.), пьесы (“Красный галстук”, 1946; “Дорогой мальчик”, 1971). Басни, сатирические комедии (“Все могут короли...”, 1983; “Что написано пером...”, 1984, и др.). Текст Гимна Советского Союза (совместно с Г. А. Эль-Регистаном), 1943; 2-я редакция 1977), текст Гимна Российской Федерации (2000). Книги статей “Все начинается с детства” (1968), “Приметы времени” (1976). Ныне здравствующий и участвующий в общественной жизни.

СЛАЙД 9 Вопрос 4

Происходит от нем. Erbe — наследство, условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Историки считают, что этот символ восходит к древнейшим культовым символам — тотемам, вероятно, игравшим роль и знаков собственности (“межи” и “знамена” у древних славян, “тамги” у тюрок и монголов). Эмблемы и символы городов, государств, отдельных родов известны уже в древнем Шумере (3-е тысячелетие до нашей эры), Египте, Греции и Риме. Символом шумерских городов был орел с львиной головой, Египта — змея (кобра), Персии и Рима — орел. Уже в гомеровских “Илиаде” и “Одиссее” говорится о личных эмблемах героев. Такие же эмблемы реальных исторических личностей упоминаются в греческих и римских трудах, нередко их находят при раскопках. Имели свои личные знаки и ремесленники. Более сложные знаки характерны для правителей (царей), городов-государств, они чеканились на монетах. На современном этапе истории является официальной эмблемой государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.п. Что это?

Ответ: щелчок

Герб СЛАЙД 10

В Московском государстве герб появился после избавления от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула “Государя Всея Руси”. Изображение двуглавого орла на государственной печати впервые появляется в 1497 на одной стороне известной печати.

СЛАЙД 11 Появление орла в феодальной России исследователи связывают с царем Иваном Третьим и государством Византией. Брак Ивана Третьего с племянницей Византийского императора Софьей Палеолог был крайне выгоден для России, так как символизировал преемственность власти московских князей от Византии, и ставил Московского Великого князя в один ряд с европейскими государями. Орел олицетворял Россию.

Вопрос 5   А что изображалось на ее лицевой стороне? Известно, что это был богатырь, защитник христианства, освободитель Родины от врагов. Это был символ не столько князя, сколько идеи национального единения.

СЛАЙД 12  Ответ: Георгий Победоносец Всадник, поражающий копьем змея.

СЛАЙД 13   Эта художественная композиция – своеобразная иллюстрация одного из чудес, совершенного Святым Георгием. “Чудо Георгия о змие” содержит рассказ о том, что воин Георгий встретил на берегу озера плачущую девушку. Она поведала ему страшную историю: из озера выходит ужасный змей и требует у жителей ее родного города дань в виде прекрасных молодых женщин. Настала очередь и ее, дочери царя. Святой Георгий усмирил вышедшее из озера чудище, осенив его крестом и прочитав молитву, а затем отрубил ему голову. Святой Георгий совершал и другие чудеса – наказывал мздоимцев, покровительствовал земледельцам и скотоводам, и не случайно снискал любовь не только князей, но и простого народа.

СЛАЙД 14   Вопрос 6   ФЛАГ (нидерл. vlag), прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.

Первые флаги появились у китайцев и индейцев около 3000 лет назад.

Согласно летописи XI века на Руси присутствовали “стяги”.

СЛАЙД 15   В летописном рассказе о Липецкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел 17 стягов. Для обозначения воинского знамени существует еще одно славянское слово “хоругвь”.

СЛАЙД 16   Русские знамена были красного, зеленого, синего цвета. На середине “вшит образ Спасов Нерукотворный, вышитый золотом, серебром, голубыми и разноцветными шелками”. В “Сказании о Мамаевом побоище” знамя было описана очень образно: “Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чермным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа.”

СЛАЙД 17   А как выглядит Российский флаг? Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России?

СЛАЙД 18   Ответ: Красный, синий, белый. Белая – свобода, откровенность, благородство. Синяя – Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь.

СЛАЙД 19  Вопрос 7   При Иване Грозном на печатях изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом Москвы — всадником, поражающим змея.

СЛАЙД 20  Серьезная разработка канона герба начинается при Алексее Михайловиче. В герб были введены три короны, представляющие три покоренных царства — Казанское, Астраханское и Сибирское, с 1654 у орла в лапах появляются скипетр и держава. В царствование Алексея Михайловича орел стал изображаться с распростертыми крыльями.

СЛАЙД 21  Петр I, уделявший немалое внимание геральдике, короны орла заменяет императорскими и дает орлу цепь ордена Святого Андрея Первозванного.

При Екатерине I утверждаются цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле.

СЛАЙД 22  Со времен Анны Иоанновны орел приобретает особенно мощный, исполненный достоинства размах крыльев и осанку. Павел I делал попытку видоизменить герб. На утвержденном им рисунке титульные гербы размещаются не на крыльях орла, а на большом щитке, разделенном на сорок три малых щитка.

По желанию Николая I во время общей реформы российской геральдики, был разработан новый герб и употреблялся до февральской революции 1917.

СЛАЙД 23  Какой из представленных гербов является гербом Российской Федерации в данное время?

СЛАЙД 24  Ответ: В Федеральном конституционном законе “О государственном гербе Российской Федерации”, принятом Государственной думой 8 декабря 2000, дается следующее описание государственного герба РФ: “Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона”.

ПОДСЧИТЫВАЕМ КОЛИЧЕСТВО ПОЛУЧЕННЫХ ПЕЧАТЕЙ. ПОБЕДИТЕЛЮ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС

Как называется одним словом то, чему посвящена наша игра?

СЛАЙД 25. Символы России.

СЛАЙД 26. Конец игры, награждение победителя.



Предварительный просмотр:

«Использование краеведческого материала на уроках истории 
с целью патриотического воспитания школьников»

Автор проекта: Гребенюк Валентин Николаевич, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ № 25» г. Нижневартовск. ХМАО – Югра»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников. Я уверена, что школьный музей станет средством социальной адаптации учащихся, накопления и развития ими социального опыта. Именно школе, и в частности школьному музею, принадлежит важная роль в воспитании основ патриотизма. Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры – эта основа патриотического воспитания учащихся в настоящее время. 
       Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. Важная форма работы музея — привлечение его материалов, как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету. На уроках истории используются экспонаты музея, на материалах музея пишутся рефераты и доклады. 
Особенно активно и плодотворно работают с вещественными источниками учителя истории. Много источников используются при изучении Великой Отечественной войны и изучении страниц истории своего родного края.
      На своем опыте я убедился, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметил, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели. 
Школьными программами по истории России в VI-ХI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории. 
     Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ 
    Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью. 
Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край.      Процесс обучения и воспитания неразрывно связан с жизнью родного края. 
Привлечение краеведческого материала на уроках истории служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе.

Методист-историк А.И.Стражев справедливо утверждал, что без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории.

Известный методист Н.Г.Дайри не без основания считает, что программные вопросы, по которым изучается не только материал учебника, но и действительность, непосредственно окружающая учащихся, усваиваются значительно прочнее. 
Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. 
        Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметил, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников. 
         Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. 
        Моя практика в школе, убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий в школьный музей, а также в краеведческий музей им.Т.Д.Шуваева. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний. 
     Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний, полученных учащимися в кружках, на экскурсиях, в походах и экспедициях, при изучении нового программного материала на уроке истории, а также для установления межпредметных связей. 
       Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. 
        Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. 
Несмотря на столь большое педагогическое значение краеведческого материала, некоторые учителя и методисты считают местный материал подсобным, вспомогательным, иллюстративным, не имеющим самостоятельного образовательного или воспитательного значения. 
         Безусловно, эпизодическое использование краеведческого материала не дает положительного результата в учебно-воспитательной работе. История края – не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Данное положение закреплено в программе по истории России. Краеведческий материал имеет важное самостоятельное значение. 
         Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. 
         Сбором материала по местной истории, его классификацией, обработкой, систематизацией я преследую педагогические цели и, прежде всего, использование его на уроках истории. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заблаговременно раздаю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его подготовкой к уроку, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей: работа с картой, историческим документом, схемой, плакатом, фотографией и т. д. 
      Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими. 
       В старших классах во время изучения темы, посвященной Великой Отечественной войне целесообразно применить краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Практика показала, что только этот прием в старших классах дает неизгладимые впечатления и надолго запомнится детям. Использовать материал можно по-разному: в изложении учителя, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии и семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом и т. д. 
        Сущность обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности, по моему мнению, являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль учащихся. 
          Для эффективности использования краеведческого материала на уроке истории я придерживаюсь следующих условий: 
• соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории; 
• научной достоверности; 
• взаимосвязи местного и общеисторического материала; 
• учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики; 
• систематичности и планомерности в использовании; 
• наглядности; 
• непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала; 
• связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы; 
• применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории. 
       Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:

 а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;

б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы;

в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного края – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности. 
         Мой педагогический опыт складывался из практики ведения истории и обществознания, где помимо теоретических знаний, общих терминов, фактов и цифр необходимы были аналитические выводы, обобщения, расширение общего кругозора по изучаемому материалу, анализ сложившейся обстановки, факторы человеческой жизни, быт, образ жизни, обычаи, традиции человека и общества в целом. 
           Для выполнения поставленной цели: улучшения качества образования, когда ученикам необходимо в новых условиях изучать и знать огромное количество материала, проводятся видеоэкскурсии и посещение краеведческого музея. Здесь собран и систематизирован материал, практически по всем разделам родного края.. 
Местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории.

Постоянно применяя в своей работе познавательные экскурсии по родному краю, основываясь на их научной базе, мне удалось овладеть этой формой работы. Во время экскурсий школьники учатся мыслить, оценивать, и позже применять на практике полученные знания. 
        Одной из главных задач своей работы я считаю воспитание патриотизма на уроках истории методом использования краеведческого материала. 
      В ходе работы решаются следующие задачи: 
1.
Специальные: 
- познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае; 
- практические: формирование навыков исследовательской работы. 
2.
Общепредметные: 
- развитие логического мышления; 
- обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению; 
- формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой; 
- развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной. 
     Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу  нашего края. В процессе изучения края формировались экспозиции, характеризующие местные культуру историю и быт. 
Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Ребята с интересом и удовольствием посещают  музеи, самостоятельно проводят экскурсии. 
Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами.  Главная цель музея – это его участие в учебно-образовательном процессе школы.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного села и результаты говорят сами за себя: 
     Главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности.

Я считаю, что чем раньше краеведение входит в жизнь детей, тем больше место оно занимает в дальнейшем, стимулирует потребности и запросы, формирует вкусы, т.к. главная задача краеведения – воспитание патриота, развитие у учащихся интереса к истории родного края, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России.

Использованная литература:


1. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., «Просвещение», 1969. 
2. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах. – М., 1966. 
-1982. 
3. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М., 1964.

4. Работа со школьниками в краеведческом музее. Учебно-методическое пособие, под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.

5. Материалы музея МБОУ «СШ№ 25»

6 Материалы краеведческого музея им.Т.Д.Шуваева

7. Материалы этнографического музея русского быта.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Влияние социальных сетей на детей и подростков»

Подготовил классный руководитель Гребенюк В. Н.

МБОУ «СШ № 25»

Цель собрания: Повышение осведомлённости и информированности родителей о безопасности детей в Интернете и социальных сетях о возможности использования их ресурсов.

Задачи:

1. Актуализировать проблему безопасности детей в социальных сетях

2. Повысить уровень осведомлённости родителей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, об о путях защиты от сетевых угроз;

3. Найти вместе с родительской общественностью пути решения проблемы зависимости детей и подростков от сетевой зависимости;

4. Побудить родителей задуматься о собственной роли и ответственности за безопасность детей в сети Интернет;

5. Предложить рекомендации родителям по профилактике безопасности Интернета.

Планируемые результаты:

1. Повышение Интернет - грамотности родителей о причинах опасностей в

сети, как их преодолеть.

2. Познакомить родителей с правилами безопасности при работе с Интернетом.

 В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации.  Пропаганда жестокости средствами массовой информации, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой.

Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей всемирной паутины и  стали неотъемлемым атрибутом нашей жизни, особенно для школьников. Многие взрослые люди попадают в психологическую зависимость от виртуального общения. Что же говорить о детях? Современные дети нередко получают навыки работы с персональным компьютером еще до того, как поступают в школу.

Ребенок, получивший доступ к общению в социальной сети, получает новые возможности. Но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.

Польза социальных сетей для ребенка будет, в первую очередь, зависеть от его личности, которая в юном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать «свою страничку» для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещенными» темами?

До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или лиц, их замещающих. Но проблема в том, что мы взрослые имеем меньше опыта виртуальной жизни и иногда не можем, как следует контролировать эту сторону развития ребенка.

Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов. Тем более, что социальные сети, хотя и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической, экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающую от пользователей информацию. Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.

Социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование речи детей. В живом диалоге человек постесняется употреблять нецензурные выражения или откровенную критику, а в сети – нет, закрывшись под картинкой он смело вступает в полемику по любым вопросам. Свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях может сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.

Опасность виртуального совращения детей – это проблема, которая, наверное, особенно сильно волнует взрослых. Анонимность Интернет-общения дает шансы сексуальным извращенцам безнаказанно пользоваться любопытством детей к взрослой теме и втягивать их в виртуальные интимные отношения.

Но, даже если представить себе идеальную ситуацию, когда ребенок общается в интернете только с хорошо воспитанными сверстниками из интеллигентных семей, зависимость от социальных сетей может также оказывать на него негативное влияние.

Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. Проблемы социализации, неумение общаться со взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка. При неблагоприятном стечении обстоятельств может сформироваться не приспособленная к реальной жизни личность.

Современные мониторы компьютеров практически безвредны для здоровья, но, тем не менее, проводя много времени онлайн, дети рискуют получить проблемы. Осанка и зрение страдают в первую очередь, а недостаток двигательной активности плохо сказывается на общем самочувствии.

Многие мамы и папы не видят никакого вреда в том, что их ребенок имеет страничку, например, в Одноклассниках или В контакте. Но проблема существует. И очень серьезная. Современные дети начинают пользоваться Интернетом очень рано и очень активно, с большим риском для себя.  Средний возраст юных пользователей — 10 -15 лет.

Одним из факторов риска является то, что большинство детей пользуются Интернетом без присмотра родителей. Другой настораживающий фактор — возрастание времени, проводимого онлайн.

Ещё один потенциальный риск слишком активного поведения в социальных сетях врачи называют «Фейсбук-депрессией». Когда подростки 11—15 лет проводят много времени в социальных сетях, у них появляются признаки классической депрессии: меняется режим питания и сна, случаются резкие перепады настроения. Социальные сети успешно заменяют ребенку живое общение. Зачем ему теперь общаться на улице, если проще написать в «Вайбере, вацапе» или отправить сообщение «на стену». Плюс ко всему, ребенок теперь может заводить абсолютно неограниченное количество друзей и общаться с ними. А последствия могут быть необратимыми — происходит переизбыток общения. Ребенок со временем теряет интерес к собеседнику. Сначала к одному, потом к другому. Потом он теряет интерес к жизни….

Еще одна опасность социальных сетей для детей в том, что ребёнок не умеет  оценить степень риска. Почти все виртуальные действия не имеют необратимых последствий. Страницы в социальных сетях можно редактировать, комментарии — удалять и добавлять, умирая в компьютерной игре, ты в большинстве случаев можешь восстановить свой персонаж и продолжить виртуальное существование. В жизни это не так… Но, длительно пребывая в среде, где действия не влекут за собой последствия, мы получаем человека, просто не умеющего адекватно оценивать своё поведение. 

Запретные сайты

Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, около 6% готовы претворить увиденное там  в жизнь. Дети могут столкнуться в Интернете с пропагандой насилия, жестокости, расовой нетерпимости. Информация в сети обновляется ежесекундно, и отследить ее очень трудно. Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему распишут, насколько приятны на вкус наркотики. На ненадежных сайтах можно легко подхватить компьютерный вирус. И наконец,  даже на доброжелательных ресурсах, во всплывающем окне может оказаться фотография обнаженного тела и более  чем откровенные сцены, не предназначенные для детских глаз.

Меры борьбы.

Самое главное – поддерживать доверительные отношения с ребенком и заранее рассказать ему о том, с чем можно столкнуться во всемирной паутине. Изъясняйтесь понятными словами: расскажите, что Интернет похож на мир за окном вашей квартиры, такой же интересный и насыщенный, но в нем встречаются и темные подворотни, и страшные незнакомцы, и опасные притоны, где ребенку, в целях его безопасности, лучше «не гулять». Сравнивайте Интернет с привычным ребёнку реальным миром. Так он быстрее освоится в виртуальном мире и запомнит правила безопасности. Так дети научатся ориентироваться в Интернете быстрее. Если ребенок пользуется Интернетом в одиночку, рассмотрите вариант конкретной фильтрации. Дети находят в Интернете много лишнего, а эта программа будет контролировать содержание веб-страничек, которые посещает ребенок, сохранит текст всех запросов, которые он посылает в поисковые системы, заблокирует доступ на сайты, которые вы внесли в «черный список» вашего компьютера. Установите на свой компьютер хороший антивирус и все время держите его включенным. Мошенники могут получить доступ к компьютеру жертвы, используя такие программы, как Trojan. В 2014 году злоумышленники выложили в открытый доступ пароли к 135 тыс. учётным записям. Данные были собраны с помощью троянской программы. В ряде случаев пользователи, заразившие компьютер червём, теряли файлы.

Чаты, форумы, сайты знакомств

Общение – это прекрасно, но что, если за ребенка выдает себя взрослый с совсем недетскими намерениями? Домогательствам педофилов в интернете ежегодно подвергаются более 30% юных пользователей. Схемы стандартные: знакомство под вымышленным именем, выяснение интересов ребенка, потом предложение о встрече, а дети очень доверчивы…

Наряду с другими социальными сетями «ВКонтакте» часто называют одним из самых удобных источников для извлечения информации и поиска персональных данных. Мошенник, добавившийся к вам в друзья часто имеет доступ к личной информации: имя, фамилия, возраст, школа, университет, место работы, адрес, имена, фамилии членов семьи, окружения, а так доступ к фотографиям и иногда личным сообщениям. Всю эту информацию мошенник может использовать против вас и вашего ребенка. ( Например, представиться вашим другом, чтобы попасть к вам домой, вымогать деньги у родителей, зная ваши данные и имея фотографию и т.д.)

Часто злоумышленники представляются агентами модельных студий и салонов красоты и просят прислать девушек свои фотографии, которые потом появляются на разных рекламных сайтах.

Меры борьбы

Мы настоятельно советуем, что Вашему ребёнку надо объяснять доступным языком, не угрозами, что его новые знакомые из чатов могут быть обманщиками. Даже если он прислал свою фотографию, это ни о чем не говорит. Объясните, что откровенничать с незнакомыми людьми опасно. Запретите ребенку публиковать в Интернете свой адрес, домашний телефон, номер мобильного, возраст, настоящую фамилию. Расскажите, что в Интернете люди общаются, не видя настоящего лица. Это игра, где каждый придумывает себе образ. Кстати, задумайтесь, почему ваш ребенок делится своими переживаниями с неизвестным человеком, а не с вами?

Игры или игровые программы

Игры неизбежно вызывают сильное эмоциональное перенапряжение. В виртуальном мире ребенок представляет себя сказочным героем, суперменом, оставаясь наяву неповоротливым и избалованным маменькиным сынком. Игра дает возможность раскрепоститься.  Также есть большой риск попасть в игровую зависимость и надолго уйти в виртуальный мир. Таких «невозвращенцев» зовут «игроманы», они знают об играх больше, чем об окружающей действительности. Детям до 10-12 лет можно проводить за играми не более двух раз по 20-30 минут в день с перерывом на два часа (лучше на свежем воздухе). Подросткам до 15 лет допустимо проводить в играх около 40-50 минут 2-3- раза в день, и обязательно делать перерыв час-полтора.

Скрытые угрозы

Вас должно насторожить, если ребенок после конфликтов или ссор сразу бросается к мобильному телефону или к компьютеру. Обратите внимание на ваши отношения с ребенком. Не стал ли компьютер в вашей семье заменой общения? Не ищет ли ребенок в сети внимания и любви, которых ему не хватает в семье?

Мы советуем:

Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.

Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным:

1

 Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.

2

Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.

3

Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.

4

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации: например, места учебы или любимого места для прогулки.

5

 Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с незнакомыми «друзьями» из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

6

Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены в подлинности информации.

7

Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает Ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят Вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.

Установите на Ваш компьютер необходимое программное обеспечение – для родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.

Соблюдая эти несложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз.

          И последний наш совет Вам – будьте внимательны к своим детям, живите их проблемами и радостями!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

проведения родительского собрания

На тему:

«Духовно – нравственные основы семейного воспитания»

Разработал классный руководитель Гребенюк В.Н

Цель:

Оказание помощи семье в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Способствовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, семей учащихся;

Задачи:

Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;

Формировать культуру общения родителей и детей;

Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;

Сплотить родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.

Метод проведения собрания – беседа, диалог.

Форма работы – групповая, интерактивная с использованием кейс-технологии, соответствующей принципам системно-деятельностного подхода, поэтому востребованной в условиях реализации ФГОС, ролевое моделирование ситуаций.

Целевая аудитория – обучающиеся 5 класса

Участники:

Классный руководитель, социально психологическая служба школы, родительская общественность 5 класса.

Характер и нравственное поведение ребёнка

 – это слепок с характера родителей,

он развивается в ответ на их характер и их поведение.

                                                                                                                                                                       Эрих Фромм

Добрый вечер,

Уважаемые родители и коллеги!

 Сегодня мы собрались, чтобы, совместно обсудить очень непростые вопросы семейного воспитания. Я хочу остановиться более подробно на тех проблемах, которые волнуют, наверно всех. Отмечу, что дети в классе совершенно разные по характеру, темпераменту, восприятию, стилю общения, национальности, мировоззрению, но есть многое, что объединяет их в одно целое: помимо того, что они обучаются в одном коллективе, они примерно одного возраста, есть общие интересы, увлечения и т.д., но общаясь с  детьми, затрагиваешь тему духовности ,тему семейного воспитания, видишь, что они как бы очень далеки и не всегда понимают в чём ценность семейных отношений, дружбы, а эти понятия часто  подменяют чем - то другим, суррогатным. Для начала, я предоставлю вам следующие данные:

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

          СМИ, телевидение - 30%

Школа - 10%

Улица - 10%.

Поэтому сегодня огромная по праву принадлежит семье в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Для обсуждения мы с вами разделимся на небольшие группы.

Работа в микрогруппах.

1.  Задание «Мозговой штурм».

- Уважаемые родители, обсудите в группе понятие «духовно-нравственные ценности семьи» и дайте ему определение (на магнитной доске закрепляется табличка с надписью «ценности»).

На работу отводится 3 минуты. По окончании обсуждения   представители микрогрупп зачитывают варианты ответов.

Вывод: Духовно-нравственные ценности семьи - это ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы, которые был заложены в фундамент семьи.

2.Задание: «Проблемные вопросы».

- Как Вы считаете, существуют ли понятия «ценности отца», «ценности матери»? В чём состоят различия между этими понятиями?

Представители от каждой группы родителей высказываются по данным вопросам.

Вывод: Понимание – это степень совпадения ценностей матери и отца. Чем выше степень совпадения ценностей, тем более гармоничны взаимоотношения в семье, тем больше единства во взглядах на воспитание детей.

3. Решение проблемной ситуации.

- Как сделать духовно – нравственные ценности родителей достоянием ребёнка?

Обсуждение в группах (3 минуты).  Выслушиваются и обсуждаются предложения родителей.

Вывод: Формирование духовно - нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя

Классный руководитель: Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация - перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни. ( Сл.1,2,3)

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (слайды 4,5,6,7)

В чём причины упадка ценности семейного воспитания? Ответ на экране. (Слайды 8 – 9). Мы приводим данные независимого исследования « Семья и общество». Данные на экране (Слайд №10)

Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей.

А теперь ознакомьтесь с данными нашего социологического исследования. (Слайд № 11). Такой результат, на наш взгляд, оптимистичен. Совместное времяпровождение сплачивает семью. Но помимо всего прочего, на становление личности влияет? (Слайд №16). Как бы подводя итоги, можно сказать путях решения этих непростых вопросов (слайд № 18 - 19).

Родители обсуждают приведённые классным руководителем данные.

Педагог – Психолог: Теперь переходим к практической части.

Работа в микрогруппах и обсуждение некоторых педагогических ситуаций:

 Ситуация 1. Вы заметили, что ребёнок вырвал листки в дневнике. Ребёнок отказывается говорить о причинах поступка. Ваши действия?

Ситуация № 2. Ребёнок пришёл из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Миши «двойка».

Что вы ответите?

Ситуация № 3:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

Следующее задание для групп:

Составить список качеств, которыми должна обладать именно духовно-нравственная личность.

 Результаты работы в группах: Человек, прежде всего, должен жить в мире со своей совестью, иметь чувство собственного достоинства, при этом быть скромным, уметь различать добро и зло, быть ответственным за свои поступки, готовым к преодолению жизненных испытаний.

Создание модели «Духовно нравственный потенциал семьи».

- Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?

В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).

Группам родителей раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов - методов воспитания.            

- Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Духовно нравственный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.

С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску.

Представители групп презентуют свою модель.

 В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук       И. А. Липским. «Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.

2. Дополнительные задания.

-Запишите 10 способов убеждения.

- Запишите 20 способов поощрения ребёнка.

Задания ограничиваются по времени. Результаты обсуждаются.

Подведение итогов родительского собрания

Подходит к концу наше собрание. И в заключении мне хотелось бы напомнить вам о том, что мерилом нравственности, благородства и красоты души человека является совесть. Ошибаться, совершать проступки, нарушающие моральные нормы, может любой человек. Но, если у ребёнка воспитано такое качество души, как совесть, если он испытывает стыд, он сможет остановить себя в другой аналогичной ситуации.  Хотелось бы напомнить слова великого педагога - новатора А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь.  По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Успехов вам в воспитании детей.

Благодарю всех за работу!

И в заключение небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

Мы желаем, чтобы в Вашей семье всё было «Вот так!» (Т.е. воспитательное воздействие на детей основывалось на поощрении).

Используемая литература:

1.Автух Л.В. Школа и родители: сценарии совместных мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2009.

2.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.

3.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

4.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.

5.Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2009

6.Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М.: Генезис, 2004. - 144 с.                  

7.Курбатов А. Воспитание духовно – нравственного здоровья. – М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

8.Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004. - 320 с.

Приложение 1.

Памятка для родителей

        Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

        Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

        Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

        Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка.

        Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

        Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

        Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!