Игры, игровые упражнения в преодолении проблем развития у детей дошкольного возраста

Лукебанова Ирина Павловна

Материал раскрывает значение термина "игра", роль игровой деятельности  в развитии детей дошкольного возраста. В нем приводятся основные условия организации и проведения игр, требования к подбору игрушек,  описания и рекомендации по их  применению, принципы организации игры по А. И. Захарову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ, ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Педагог – психолог Лукебанова И. П.

   Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности ребенка. (Психологический словарь./ под. ред. Неймера Ю. Л.).

Игра – это естественная жизнь детей, преломленная сквозь психику ребенка. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, В дошкольном возрасте такая ведущая деятельность – игра.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, экспериментирует, проявляет инициативу, творчество. В игре ребенок имеет возможность реализовать и углубить свои знания. В ней у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо разных предметов их заместителей, что переходит в использование заместителей внутренних (образных), а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Во время игры формируются и развиваются такие психические процессы как: внимание, память, воображение, основные мыслительные операции, коммуникативные навыки, речь, активность, инициативность и самостоятельность.

Большое место занимает познавательная ориентировочная игровая деятельность. Она проявляется, прежде всего, в знакомстве с окружающим миром, затем в наблюдении. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего, ребенок много действует с предметами.

 Поэтому игры широко применяются в коррекционно – развивающей работе с детьми. Их используют для коррекции тех или иных нарушений в развитии личности человека. Чаще применяются в детском возрасте для стабилизации психического здоровья детей и снятия негативных проявлений личности: агрессивности, тревожности, замкнутости, а также  проблем в коррекции, связанных с познавательным развитием.

Игра – символический язык для самовыражения, способ организации своего опыта и личного мира. Здесь ребенок переживает чувство контроля над ситуацией. Через понимание поведения ребенка в игре можно более полно погрузиться и понять его внутренний мир. За рубежом в большей мере используются индивидуальные формы работы, в отечественной практике – групповые.

В процессе игры ребенок обеспечивается игровым материалом, а психолог создает ситуацию таких отношений, при которых ребенок мог бы наиболее полно выразить свое «Я», развить свои потенциальные возможности и способности с помощью игры как естественного для него средства коммуникации и развития личности.

Основные условия проведения игр:

Естественность – конгруэнтность в отношениях с детьми (снятие маски профессионала);

Теплая забота и принятие;

Сензитивное понимание (вчувствование в опыт и внутренний мир ребенка);

Построение отношений на основе живого опыта.

Обратимся к организации и технологии игры. Прежде всего, определенные требования предъявляются к подбору игрушек.

     Игрушки и материалы должны:

Обеспечить широкий спектр творческой экспрессии.

Облегчить выражение эмоций.

Возбудить интерес ребенка.

Облегчить экспрессивную и исследовательскую игру.

Создать возможности для успеха без предписанной структуры.

Способствовать установлению позитивных взаимоотношений.

   Рекомендуется применять игрушки:

Из реальной жизни (куклы, машинки, лодки и др.).

Помогающие отреагировать агрессию (солдатики, пистолеты, т. е все то, что позволит ребенку вылить свою агрессию).

Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций – краски, карандаши, бумага, песок, вода и т. п.

Игрушки, способствующие развитию познавательных способностей ребенка, основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Центральное внимание в процессе игровой деятельности следует уделять налаживанию отношений с ребенком. Нужно:

создать атмосферу безопасности;

понимать и принимать мир ребенка – проявлять интерес к тому, что делает ребенок, терпение, восприятие реальности глазами ребенка;

поощрять выражение эмоционального мира;

создать условия для принятия решения;

обеспечить возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля;

создать условия для развития познавательной сферы личности ребенка.

Как мы уже отметили, в отечественной психологии чаще используются групповые формы работы с детьми.

   Принципы организации (по А. И. Захарову):

Погружение – восприятие мира игры как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики, непосредственное участие всех детей в игре или в виде эмоционально реагирующей аудитории.

Равенство игровых отношений – означает отсутствие противопоставленных позиций взрослого и детей, принятие чувств и переживаний последних.

Спонтанность и импровизация – подразумевает динамизм, непосредственность, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия.

 Организующее начало – это определенный распорядок игровых занятий, подготовка к игре, последовательность действий, а также создание в ней определенных направлений или психологической ориентации для достижения психотерапевтического эффекта.

Условность игрового действия – проигрывание, допускающее полное игровое перевоплощение.

Эмоциональное отреагирование – предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятии нервного напряжения в игровой форме, изживание страхов.

  В целом следует отметить, что игровая коррекция оказывается эффективной при работе с детьми самых различных категорий, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Пусть дети не видят, что их обучают. Пусть они думают, что только играют. Мы надеемся, что вы найдете необходимое время для, чтобы оказать им помощь, необходимую на данном этапе развития личности ребенка.