Конкурс "Педагог ДОО - 2022"

Сердечная Марина Николаевна

Методическая копилка

Мастер-класс

«Танец красок на воде - ЭБРУ»

«Вода - это  самое  мягкое  и  самое  слабое существо в мире,

но в преодолении твердого и крепкого она непобедима,

 и на свете нет ей равного»
Дао Дэ Дзин

Цель мастер - класса: повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования - Эбру, как средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Актуальность

Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку нужен результат, который  вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой - либо предмет.

Для детей техника Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести  не только на бумагу, но и на ткань.

Краски на воде во власти юных талантов творят чудеса. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать?

 

 

Мастер-класс

«Волшебные  камни»

« … Это правда!

Ну, чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…»

В. Шаинский

 

Цель мастер - класса: повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования – роспись по камню, как средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Актуальность

В наше современное время детей очень сложно чем-то удивить и завлечь. Досуг детей заполнен гаджетами и интернетом. Использование нетрадиционной техники рисования - роспись по камню, пробуждает интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Чаще всего дети рисуют на плоскости: карандашами или красками на бумаге, мелками на асфальте, палочками на песке. Плоскостное изображение - это привычное дело, а вот создание объемных собственных творений - это нечто иное, необычное.

И теперь с точной уверенностью могу сказать что, рисование на камнях вызывает большой интерес у детей. Изначально дети проводят визуальное обследование камня, а затем тактильное, выделяют его свойства. Они гладкие, имеют различные размеры и форму. Рисунки на камнях - это увлекательный, очень удивительный и красивый мир.

Рисунки или росписи на камнях как вид изобразительного искусства возникли еще на заре человечества. Первобытные люди рисовали на камнях таинственных животных или явления природы, веря, что они будут оберегать их. Так появилось одно из первых направлений в искусстве. Издревле считается, что камни обладают собственной «душой», и общение с «душой камня» - самая ценная часть процесса росписи.

Данная техника рисования имеет много плюсов:

- доступна для дошкольников и их родителей;

- не требует много материалов и затрат для работы;

- камень вы в любом случае не испортите, это не холст, в случае, если вы его испортите его можно помыть или взять другой;

- свобода в выборе тематики и сложности.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ebru.pptx2.87 МБ
Файл kamni.pptx2.93 МБ
Файл mezhpol.vzaimodeystvie.docx29.37 КБ
Файл prilozheniya_ya_master_svoego_dela.docx636.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида « Рябинушка » Мастер-класс «Танец красок на воде - ЭБРУ» Подготовила: воспитатель старшей группы компенсирующей направленности (дети с ОНР) Сердечная Марина Николаевна с. Зелёное, 2020

Слайд 2

Технология рисования Эбру 1 шаг. Рисование Эбру начинается с Подготовки жидкости. Приготовить не густой клейстер (т.е. сварить жидкий кисель): из крахмала и воды и дать ему остыть, затем добавить в него немного клея ПВА, все перемешать (на 1 литр воды 1 ст. л. крахмала, 0,5 ч. л. клея ПВА). Если на поверхности появились пузырьки положить на нее обычную газету на 15 – 30 секунд и убрать. Жидкость готова к применению.

Слайд 3

2 шаг. Подготовка красок. Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Перед рисованием каждый раз нужную краску перемешиваем, так как она оседает. 3 шаг. Подготовка ИЗО материала. Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, пипетки, салфетки, бумага.

Слайд 4

4 шаг. Рисование. Берем лоток с подготовленной жидкостью и кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5 – 6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж или еще что - то другое).

Слайд 6

5 шаг. Перенос рисунка на бумагу. Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность. Когда края начнут подниматься, берем за края бумаги и поднимаем ее. Даем рисунку высохнуть.

Слайд 8

Таким образом, нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда . Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида « Рябинушка » Мастер-класс «Волшебные камни» Подготовила: воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности (дети с ОНР) Сердечная Марина Николаевна с. Зелёное, 2021

Слайд 2

« … Это правда! Ну , чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне…»

Слайд 3

Рисунки или росписи на камнях как вид изобразительного искусства возникли еще на заре человечества. Первобытные люди рисовали на камнях таинственных животных или явления природы, веря, что они будут оберегать их. Так появилось одно из первых направлений в искусстве. Издревле считается, что камни обладают собственной «душой», и общение с «душой камня» - самая ценная часть процесса росписи . Данная техника рисования имеет много плюсов: доступна для дошкольников и их родителей; не требует много материалов и затрат для работы; камень вы в любом случае не испортите, это не холст, в случае, если вы его испортите его можно помыть или взять другой; свобода в выборе тематики и сложности.

Слайд 4

Необходимые материалы для работы: подходящие камни: светлые , гладкие, плоские, желательно округлые или овальные; к лей ПВА и белая гуашь (для грунтовки); г уашь (или акриловые краски) к исти разного размера; ёмкость для воды, салфетки; прозрачный лак (или лак для волос) для финальной обработки изделий.

Слайд 5

Технология выполнения росписи по камню 2 этап: грунтуем камни- клей ПВА + белая гуашь (или белая акриловая краска) 1 этап : промываем и высушиваем камни

Слайд 6

3 этап : наносим контуры рисунка простым карандашом

Слайд 7

4 этап : приступаем к рисованию

Слайд 8

5 этап : для закрепления росписи, а также для придания глянцевого блеска можно покрыть камни с рисунком лаком Работы готовы ! На лугу жужжит коровка, В небе бабочка парит, На цветке мохнатый, громкий, Полосатый шмель жужжит. Насекомые летают, Скачут , ползают, парят, Красотой нас удивляют, Пользу так же принося !

Слайд 10

Результатом использования техники рисования на камнях, по моим наблюдениям стало: р азвитие творческих способностей детей; р азвитие познавательного интереса; формирование ориентировочно – исследовательской деятельности моих воспитанников; развитие мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речи; воспитание уверенности в своих силах и положительного, эмоционального фона у воспитанников .

Слайд 11

Я иду по берегу, плещется волна, А сквозь воду камушки мне видны со дна. Вдруг блеснуло золото- это только миг. Наклониться хочется к каждому из них. Разглядеть получше я их захочу, Вытащу на сушу, на солнце разгляжу. Что случилось с ними? Белый сероват, красный стал коричневым. Камни не блестят. Камушки волшебными кажутся в воде, А сухие камушки не видны нигде. (Е. Алексеева) Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Развитие межполушарного взаимодействия

у детей дошкольного возраста»

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны.

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое.

          Мозолистое тело (межполушарные связи) находятся между полушариями головного мозга в затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Межполушарное взаимодействие формируется в период внутриутробного развития и в первые годы жизни ребенка. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей, задерживается интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется, и оба полушария начинают работать без связи. Нарушения межполушарного взаимодействия могут возникнуть из-за стресса или болезни матери в период вынашивания ребенка, из-за родовой травмы, общего наркоза или болезни ребенка. Основной период развития у детей межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст.

        Для детей с нарушением межполушарного взаимодействия характерны - речевые нарушения, низкий уровень развития интеллектуальных функций, пространственных представлений, нарушается адекватное эмоциональное реагирование, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость логического мышления, моторная неловкость, в дальнейшем возникают трудности обучения в школе.

        Работая с детьми группы компенсирующей направленности (дети с ОНР и ТНР), была в поиске методик, которые позволяют наиболее интенсивно воздействовать на мозг, тем самым, формировать межполушарные связи, в результате чего дети смогут в дальнейшем показать хорошие результаты в освоении школьных программ.

        Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

        За что отвечает правое полушарие:

  • обработка невербальной информации, эмоциональность;
  • музыкальные и художественные способности;
  • ориентация в пространстве;
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
  • обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
  • воображение;
  • отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

  • логика, память;
  • абстрактное, аналитическое мышление;
  • обработка вербальной информации;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

Методы и приемы  организации деятельности детей:                        

  • зеркальное рисование;
  • кинезиологические упражнения;
  • игры и упражнения на развитие тонкой  моторики кистей рук;
  • игры и упражнения на развитие общей моторики и координации движений, пространственной ориентации.

Для повышения эффективности мыслительной работы детей игры и приемы для развития межполушарного взаимодействия я включаю в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, утренней гимнастики.  

Методические рекомендации по обучению детей

зеркальному рисованию

Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование (дорисуй половину предмета, рисуй двумя руками одновременно).

 Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.

Принципы обучения:

1.От простого к сложному.

2. Поочередное рисование правой и левой рукой, а затем сразу двумя руками.

3. Ребенку не должно быть слишком просто.

Для зеркального рисования,  рисования двумя руками одновременно, дорисуй вторую часть мною были подобраны картинки по лексическим темам (Приложение 1).

Чтобы попробовать зеркальное рисование, дайте ребенку два одинаковых по форме и цвету мягких карандаша и попросите обеими руками одновременно нарисовать два круга. Потом два квадрата, потом два треугольника. Можно попросить нарисовать цветочек – кружочек в серединке и несколько кружочков-лепестков вокруг. То есть, сначала фигуры у вас получатся одинаковые, ребенок привыкнет к одновременному действию обеими руками. Потом можно добавить детали, которые на одном рисунке окажутся с правой, а на другом – с левой стороны. Например, это может схематический кувшинчик с ручкой справа или слева.

Так же можно предложить ребенку выложить контур рисунка природным материалом (шишки, камешки, каштаны, семечки), крупами, камешками марблс. Вместо фломастера и карандаша можно использовать различные скользящие предметы: камни, крышки, ламинированные картинки.

Для задания дорисуй вторую половину даем картинку: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.

Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста 

Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.

Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.

Задачи образовательной кинезиологии:

  • оптимизация деятельности мозга;
  • гармоничное развитие двухполушарного мышления;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • развитие способностей к обучению и усвоению информации;
  • восстановление работоспособности и продуктивности;
  • снятие стресса, нервного напряжения, усталости.

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений

1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог  обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.

2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.

3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.

4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно; когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.

5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.

6. Заниматься необходимо ежедневно.

        Сначала детей настраивают на предстоящую работу.

Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.

После того как дети настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.

Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.

В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить детей.

Кроме этого мною были подобраны игры, в которых участвуют одновременно обе руки ребенка (Приложение 2).

Методические рекомендации по использованию

игр на развитие общей моторики

Данные игры и упражнения направлены на формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. Можно выполнять движения пересекающие среднюю линию тела. Это так называемые «перекрестные танцы» или «перекрестные шаги». Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше (Приложение 3).

         Можно использовать нейроскакалку. Она развивает способность концентрироваться на нескольких действиях одновременно разнонаправленной работе ног, осуществляя их в общем ритме. Мозг быстрее насыщается кислородом, улучшается концентрация, повышается скорость мыслительных процессов и общий тонус организма.

Балансир и любые задания на равновесие  так же  наращивают нейронные связи, происходит интеграция между двумя полушариями, развивается координация и равновесие, укрепляются все мышцы тела, развивается внимание, память, саморегуляция.

Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике. Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.

Таким образом, если делать упор на развитие межполушарного взаимодействия, то у детей происходит  активизация мыслительных процессов, улучшается не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и совершенствуется связная речь, фонематическое и психические процессы детей, страдающих различными недоразвитиями речи.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Дорисуй вторую половину

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image001.jpghttps://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image002.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image004.jpghttps://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image003.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image005.jpg       https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image006.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image007.jpg https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image008.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image009.jpg https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image010.jpghttps://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image011.jpg

   https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image012.jpg  https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image013.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image014.jpg https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image015.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image016.jpg https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image017.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image018.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image019.gifhttps://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image020.gif

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image021.jpg https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image022.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image023.jpg https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image024.jpg

 

Нарисуй и покажи двумя руками одновременно

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image025.jpghttps://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image026.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image027.jpg

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image028.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image029.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image030.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image031.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image032.jpg

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image033.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image034.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image035.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image036.jpg

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image037.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image038.jpg

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image039.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image040.jpg

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image041.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image042.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image043.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image044.jpg

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image045.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image046.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image047.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image048.jpg

 

Приложение 2

Кинезиологические упражнения.

 

Растяжки

1. «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

 2. «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 3. «Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

 4. «Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Дыхательные упражнения

1. «Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 2. «Дышим носом»

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

 3. «Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 4. «Надуй шарик»

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 5. «Дыхание»

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

 6. «Губы трубкой»

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Упражнения на релаксацию

 1. «Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

 2. «Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

 3.Релаксация «Ковер-самолет»

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

  

Глазодвигательные упражнения

 1. «Взгляд влево вверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

 2. «Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3.«Слон»

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

 4. «Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. «Глазки»

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

 

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

 

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Упражнения на развитие мелкой моторики

1. «Кулачки – ладошки» 

Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем. Усложнение: - одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма; - ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.

2.«Кулак-ребро-ладонь»                                                                                                    Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

3.«Колечко»                                                                                                                          Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

4. «Кулак – кольцо»

Одновременно двумя руками руки совершают следующие действия: кулак кольцо (большой и указательный пальцы), кулак-кольцо (большой и средний пальцы), кулак- кольцо (большой и безымянный пальцы), кулак- кольцо (большой палец и мизинец), затем в обратном направлении.

 

5. «Кастрюлька – крышечка» 

Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма.

6.  «Пальчик –зайчик-кулачок»                                                                                      Движения начинаем выполнять с ведущей руки, потом добавляется другая рука, а затем выполняем одновременно двумя руками.

7.«Змейка»                                                                                                                   Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

8. «Лесенка»

 Для этого упражнения нужны большой и указательный пальцы на обеих руках. Соединяем большой палец с указательным (кончиками), затем вторые пары соединяем, а первые разъединяем, получается, как будто пальцы шагают по ступенькам.

9. «Лезгинка»                                                                                                                           Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

 

10.«Яблочко и червячок»                                                                                                       Большой палец это червячок. Кулак – это яблоко. Червячок прячется то в одном яблочке, то в другом.

 11.«Здорово –о,кей»                                                                                                                 На одной руке большой палец вверх, остальные в кулаке. Другая рука показывает колечко (большой палец указательным). По хлопку меняем положение.

Упражнения с мячиками

У каждого по одному мячику (массажный)

 Способы действий с мячиками:

- мяч в противоположной руке – перекладывать из руки в руку у себя,

- мяч в противоположной руке – перекладывать другому,

- мяч в противоположной руке – себе – другому,

- мяч не в противоположной руке – другому по диагонали,

- мяч не в противоположной руке – себе – по диагонали другому,

- 2 тебе, 2 мне,

- диагонали – 2 у одного человека – он передает крест-накрест другому,

- 2 мяча у одного – он передает – по прямой, другой по прямой, он - диагональ, другой – диагональ,

- 2 у одного - передает крест-накрест – правая рука сверху, левая рука сверху

 

Назови и покажи  одновременно двумя руками

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image049.jpg

 

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image050.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image051.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image052.jpg

 

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image053.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image054.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image055.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image056.jpg

 

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image057.jpg

https://documents.infourok.ru/53168985-78d1-4ba9-b0a9-57a8618825af/0/image058.jpg

 

 

Приложение 3

Упражнения для развития крупной моторики

«Перекрестные шаги»(можно под музыку или пение)

Перекрестные шаги - это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. Перекрестные шаги - осознанная ходьба, которая способствует сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Шаги должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Сохраняя равновесие, на счет «1-10» - соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение. Двигаться можно вперед, в стороны, назад. Параллельно выполняются движения глазами во всех направлениях.

Под музыку или счет сначала выполняются параллельные, а затем перекрестные движения руками, касаясь пальцами плеч, уха, бедер, колен, стоп ног.

Например: поочередно - левая рука к левому плечу, правая к правому - 2 раза. Поочередно - левая рука к правому плечу, правая к левому - 2 раза

Повторить первые движения.

Вначале руки впереди туловища, затем можно усложнить - руки со стороны спины.

«Ленивые восьмерки»

 На листе бумаги правой рукой начертить знак бесконечности (ленивую восьмерку), затем то же самое левой рукой. А затем правой и левой одновременно "рисование" восьмерок в воздухе. Поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

 

«Слон»

Одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга. При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки, одновременно вытягивая верхнюю часть туловища вслед за рукой и двигая ребрами. При этом глаза следят за движениями кончиков пальцев и смотрят вдаль. Для большего эффекта упражнение надо выполнять медленно от 3 до 5 раз левой рукой и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

«Слон» активизирует и балансирует всю целостную систему «интеллект-тело». Движение осуществляется, в основном, центральными мышцами корпуса, что воз6уждает вестибулярный аппарат, особенно полукружные каналы уха.

«Перекрестный шаг сидя»

Сесть на коврик. Представить, что едите на велосипеде и касаетесь при этом противоположного колена локтем. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогающие удержать вертикальную позу и не сутулиться. Освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.

«Бревнышко»

Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

«Колобок»

 Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

«Письмо в воздухе»

И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

«Паучок»

Сесть на пол, руки поставить немного позади себя, ноги согнуть в коленях и приподняться над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагать одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагать одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

«Марш»

1) И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

2) И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

3) И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

«Ухо – нос»

Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

«Ножницы»

Перекрестные движения руками перед собой, меняя правую и левую руки.

«Колено – локоть»

 Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

 «Ёжик»

Встать на четвереньки и ползти, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставить крестнакрест».

«Прыжки на месте»

 Выполняются с одновременными движениями руками и ногами:

 Ноги вместе – руки врозь, ноги врозь – руки вместе.

 Ноги вместе – руки вместе, ноги врозь – руки врозь.

 Ноги врозь и ноги вместе.

 Ноги врозь и ноги перекрещены – поочерёдно правая и левая нога впереди.

 То же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой. (цикл прыжков повторить несколько раз)«Прыжки с поворотом и без него»

 Прыжок с поворотом на 180

 Прыжок назад, прыжок вперед

 Прыжок влево, прыжок вправо

«Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

 «Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.