Молодым специалистам.

Князева Светлана Станиславовна

Предварительный просмотр:

Анкета для воспитателей

1. Удовлетворяет ли Вас то, как играют сегодня дети?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 2. Какие виды игр преобладают в группе?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. На Ваш взгляд, занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей? Почему?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Каково значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Должен ли педагог принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры? Если да, то в чем будет заключаться эта работа?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Вносят ли дети новые линии развития сюжета в «вечные» темы сюжетных игр, например, «Семья», «Школа», «Больница»? Что может являться мотивом такого обогащения игры?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7. Как Вы заботитесь о создании игровой обстановки?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Что, по Вашему мнению, не хватает для обогащения  сюжетно-ролевых игр?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Что Вам необходимо для достижения достаточного уровня организации сюжетно-ролевой игры?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

«ВИДЫ ИГР  И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ, ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ

ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                                                                                                  Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.

     

     Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры  на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры  определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то позднее детей приучают ставить цели в строительных играх, а затем и в играх с игрушками. На четвертом году жизни ребёнок способён идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из - за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая – устроить ёлку для кукол, повезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого  ребёнка  было направленно на осуществление этой цели. Под руководства воспитателя дети постепенно приучаются  определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

        Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируются   различные впечатления жизни. На четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре  разные события, а иногда включают эпизоды из сказок, большей частью тех, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны новые, яркие  зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между  разными явлениями жизни.

Условно  выделяются несколько  классов игр:

  • творческие (игры по инициативе детей);
  •   дидактические

     (игры по инициативе взрослых с  готовыми правилами);

  •  народные (созданные народом) 

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что  дети  самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

     Творческие   игры  имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес  к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом,  игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают

       Для возникновения замысла игры  необходимы яркие, волнующие впечатления. Однако возникновение замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него ещё нет навыков и умений самостоятельно планировать свои действия. Но уже с младшего дошкольного возраста, воспитатель должен развивать игровое творчество у детей. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры:

  • Сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).
  • Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации)
  • конструкторские

   Сюжетно – ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого – нибудь» или «во что нибудь». Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3 – 4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения  операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом  на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно – ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т.д.)  Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.  

Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

  1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
  3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

          Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно ролевая игра  оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, их работе, вообще жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих  детей становятся  характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

    Кроме того, повышения уровня ролевых  взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

     Однако существует и обратная связь  -  ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно  лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует. Что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.

        Театральная деятельность - один  из видов творческой  игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Любовь Артёмова  разделяет театрализованные игры в зависимости от их вида  та специфического сюжетно – ролевого содержания на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры- драматизации.

      В режиссёрской  игре  ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает  театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором  являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

      Игры- драматизации  создаются по готовому сюжету из литературного произведения  или театрального представления. План игры  и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем  наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы  героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей),  это  и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его  художественную ценность  положительно влияют на развитие выразительности  речи  и движений.

     Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.

    Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

        Дети  четырёх лет изображают в играх сказки не только показанные, но и рассказанные. Игры – драматизации помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. Дети младшей группы в играх с увлечением разыгрывают отдельные эпизоды сказки(«Курочка ряба» и т.п.), перевоплощаются в знакомых животных (игры:«Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.д.), однако самостоятельно развить и обыграть сюжеты не могут. Дети только подражают им, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. Поэтому детей важно научить следовать образцу: птенчики машут крыльями, тяжело и неуклюже ходят медвежата.

       На занятиях и в повседневной жизни  можно разыгрывать сценки из детского быта - например, с куклой или медвежонком. Можно организовать игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А.Барто, потешек, колыбельных и т. д. Воспитатель является активным  участником таких игр. Он показывает, какими разнообразными  могут быть  интонации, мимика, жесты, походка, движения. Также интересны малышам  игры с воображаемыми предметами, например: «Представьте себе мяч, возьмите его» и т.п. У ребят появляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.

    В процессе работы у малышей  развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика,  двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

        Ещё один вид – конструкторские игры. Эти творческие игры  направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков  организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей  к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина ,шишки и другое), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

              В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

Материал для конструкторских игр:

  • Природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок)
  • Искусственный материал ( мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы  различных видов и размеров)

        В младших группах воспитатель берёт на себя роль организатора, активного участника в игре, вводя разнообразие форм и размеров постепенно. Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно усложняя их. Детей не активных в работе, объединять с теми, кто любит строить, и у кого получаются неплохие постройки. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно – ролевыми играми, для поддержания игровой установки, развития творческой мысли. Чтобы игры стали более увлекательными можно устраивать  соревнования на  скорость выполнения задания. В них могут участвовать и взрослые. В разное время года детей учат работать с природным материалом, показывая приёмы работы с ним и развивая их замысел и  воображение

      При всём разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх – драматизациях) выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

    Игры с правилами.        Эти игры дают возможность систематически  упражнять детей  в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического  и  умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить образовательно-воспитательную  работу. Игры с  правилами дети  усваивают  от взрослых, друг от друга. Много из них передаётся из поколения  в поколение, однако воспитатели, выбирая игру  обязательно должно учитывать требования современности.

     По содержанию и ведению игры  с правилами  делятся на две группы: дидактические  и  подвижные.

Дидактические  игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат  умственное задание, в решении  которого  и  есть смысл  игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает  стихийный характер.

      В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры  находиться и действовать  в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют  последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

      Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.

     Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  • Игры – занятия;
  • Дидактические (автодидактические) игры.

     В игре – занятии ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию:

  • Использует разнообразные игровые приёмы, создающие игровую ситуацию;
  • Создаёт игровую ситуацию;
  • Использует разнообразные компоненты игровой деятельности;
  • Передает воспитанникам определенные знания;
  • Формирует представления детей о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами, учит их играть;
  • Создаёт условия для переноса полученных знаний и представлений в
  • самостоятельные творческие игры.

   Дидактическая игра используется при обучении детей, на различных занятиях и вне них (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

Виды дидактических игр:

  • ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ;
  • НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ;
  • СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

    В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга  по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные отличия между предметами

               В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. Все игрушки условно делятся на пять типов.

Виды игрушек: готовые игрушки (машины, куклы и т.п.), народные игрушки, театральные игрушки, полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал), материал для создания игрушек(песок, глина, верёвки, шпагат, картон, фанера, дерево и т.п.)

    Игрушки должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но  простыми; они не только должны привлекать внимания ребенка, но и активизировать его мышление. Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они соответствовали росту ребенка. Так сидя за столом малышу удобнее играть маленькими игрушками, а для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя.

        В младших группах, когда дети имеют слабое воображение, педагоги знакомят малышей с игрушками, показывают варианты их использования. Игрушки являются первичным организующим началом в творческих играх, поэтому в младших группах игрушек должно быть больше, ассортимент их разнообразнее (в нескольких экземплярах), так как  дети этого возраста склонны к подражанию.

  • Настольно -  печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

  • Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся  представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний  в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

            В младших группах  игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление  и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

           С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

        При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердится; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх  требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание  яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

       Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

        Подвижные  игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей  в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт. Подвижные игры бывают: с бегом, с прыжками, с перестроениями, с ловлей, с метанием, с лазанием.

                                     

     С детьми дошкольного возраста  проводят две разновидности  подвижных игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры)

       В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц), который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила.

Игровые  упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями  и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной  цели, точное выполнение правил, что часто приводит к  игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны  безукоризненно выполнять  основные движения.

Народные игры – это игры,  пришедшие к нам из очень давних времён и   построенные с  учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

  Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский  подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность  народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое  подаётся в игровой форме.

 Тяжело переоценить ту огромную роль, которую играют национальные игры в  физическом и моральном воспитании детей. С давних времён игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря ним формировались такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т.д.

В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.…Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры – ловишки, игры забавы, игры – аттракционы.

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое  побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.

   По своей структуре большинство народных игр простые, одноплановые, завершённые; в них  в единое целое соединяется слово, движение, песня.

Игра  по утверждению П. Лесгафта – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов   - стать направляющим  и связующим звеном  в  цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство  обогащать  игровой опыт малышей.

 

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 Воспитатель Князева С.С. «Играем вместе. Ассорти игр по социально– коммуникативному развитию»

Слайд 2

Антон Семёнович Макаренко в ыдающийся советский педагог «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу .»

Слайд 3

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская С точки зрения ребенка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни. С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться. С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

Слайд 4

Социально-коммуникативное развитие дошкольников Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Слайд 5

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку дети входят в наш мир, получают широкие возможности общения с другими людьми. Одним из важнейших разделов речевого общения – обогащение словарного запаса. Логичная богатая речь – залог успеха во многих областях знаний.

Слайд 6

Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.

Слайд 7

Классификация игр Творческие игры И гры с правилами Народные

Слайд 8

Творческие игры Театрализованные Сюжетно-ролевые Конструкторские Режиссёрскиес Игры драматизации С элементами художественно-творческой деятельности С элементами труда

Слайд 9

У каждого есть в жизни «Берег детства», Где море сказок и волшебных снов. На эту красоту не наглядеться… Так хочется вернуться вновь и вновь… Море синее нас ждёт. По местам! Полный вперёд! Остров сказок вижу я. Кто же там живёт, друзья? Задачи: развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Театрализованные игры

Слайд 10

-вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» «На приёме у врача»

Слайд 11

Игры с правилами Дидактические Подвижные игры н а ориентировку в пространстве с бегом с прыжками с лазаньем с метанием и ловлей и гры с предметами словесные н астольно-печатные

Слайд 12

«Назови одним словом»

Слайд 13

«Найди лишний» «Назови ласково»

Слайд 14

Подвижные игры Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные и образовательные.

Слайд 15

коллективные индивидуальные сюжетные сезонно-обрядовые игры-аттракционы игры-забавы игры - ловишки театрализованные бытовые Народные игры

Слайд 16

Все древние праздники, обряды и действа, игры – будь то хоровод, хождение по углям или просто детские забавы, где дети меряются силой и ловкостью, – всегда носят двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый элемент такого действа несёт в себе и некое сакральное и обучающее начало. Народные подвижные игры способствуют развитию сообразительности, концентрации внимания, координации движений и зрительного восприятия, а так же развитию воображения, выразительности речи, навыков общения. Народные игры

Слайд 17

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Слайд 18

Творческих Вам успехов !!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «Игровая деятельность в ДОУ» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Князева С.С. г. Лукоянов , 2019 год.

Слайд 2

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.» Н. К. Крупская

Слайд 3

В условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования существенным отличием является повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Что такое игра? С точки зрения ребенка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни. С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться. С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

Слайд 5

Роль игры. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, и, что самое важное, развиваются творческие способности детей.

Слайд 6

Причины нарушений: непонимание взрослыми важности игры; отсутствие безопасного пространства для игры; отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру; давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; полное отсутствие игры в школе; жесткое программирование свободного времени детей.

Слайд 7

Классификация игр Творческие игры И гры с правилами Народные

Слайд 8

Игры с правилами Дидактические и гры с предметами н астольно-печатные словесные Подвижные игры с бегом с прыжками с метанием и ловлей н а ориентировку в пространстве с лазаньем

Слайд 9

Дидактические игры. Способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления.

Слайд 10

Подвижные игры. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

Слайд 11

Творческие игры Театрализованные Режиссёрские Игры- драматизации Сюжетно-ролевые С элементами труда С элементами художественно-творческой деятельности Конструкторские

Слайд 12

Сюжетно-ролевая игра. Вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Слайд 13

Руководство сюжетно-ролевой игрой. Руководство игрой должно строится на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

Слайд 14

Народные игры. Народные подвижные игры способствуют развитию сообразительности, концентрации внимания, координации движений и зрительного восприятия, а так же развитию воображения, выразительности речи, навыков общения.

Слайд 15

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности.

Слайд 16

Творческих вам успехов !!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5

Картотека игр

в адаптационный период

для детей 2-3 лет

Воспитатель:  Князева С.С.

  «Доброе утро!»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)        

 Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

«Хоровод»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Прыгай веселей»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ---------------- 
руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!--------------
 кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

«Солнечные зайчики»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«Осенние листочки»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • взаимодействие детей.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

«Игра с собачкой»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • взаимодействие детей.

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«Ладушки – хлопушки»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

-  Ладушки – ладушки,

Звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки,

Хлопаем немножко. Да! 

(громко хлопаем в ладоши)

-  Кашу варили,

Ложечкой мешали.

(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)

-  Куколку кормили. Да!

-  Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)

-  Кулачки сложили,

Кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)

-  Ладошки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

-  Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки,

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)

«Зайка»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей.

Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Пускание мыльных пузырей»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

— Осторожно, пузыри!

— Ой, какие!

— Посмотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Вот — со сливу!

— Вот — с орех!

—   Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

«Поезд»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей;
  • отработка основных движений – бег, ходьба.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.

 «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».

 Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Огуречик-огуречик»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игра повторяется несколько раз.

«Карусели»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей.

Ход игры: держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

(карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(темп речи и движений постепенно ускоряются)!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали

(все бегут)!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра

(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).

Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.

«В нашей группе»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • знакомств  детей друг с другом.

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т.д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

«Заинька – паинька»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:

Будем заинькой?

Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так, поклонись.

 (кланяются в разные стороны)

Заинька, повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись. 

(поворачиваются, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой. 

(топают по очереди каждой ножкой)

В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке: «Молодцы!».

 Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.

«Жил-был у бабушки козлик»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:

 Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги),

а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток), 

рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове), 

хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад). 

Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают), 

потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки).

 Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие!

Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети  расходятся по всей площадке). 

Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест!

(Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).

По желанию детей игра повторяется.



Предварительный просмотр:

Консультация для молодых педагогов « Игровая деятельность в ДОУ»

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – показатель его зрелости, культуры, умения рационально организовать свой досуг.

Между тем самостоятельная игра вытесняется из детского сада что обусловлено требованиями школы получить такого будущего ученика, который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Большое количество занятии практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игровой деятельности. Дети рано становятся школьниками, им некогда играть, культура детской игры утрачивается.

«Игра, как затопленная Атлантида» - по образному выражению кого-то из  современных  классиков , - находится на грани исчезновения. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира» и т.д.

Не менее серьезными причинами угасания самостоятельной игры дошкольников являются:

  • отсутствие у педагогов личной убежденности в том, что игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника;
  • нехватка у воспитателей теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;
  • их неумение играть;
  • Ослабление методической помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игровой деятельностью детей.

Соблюдение баланса между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности – одно из основных требований для развития игровой деятельности детей. В чистом виде, если сделать хронометраж игровой деятельности, она должна занимать не менее 3-3,5 часов в день.

Итак, что ж такое игра?...

Игра - исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игротека – собрание игр, игрушек и различного игрового материала, предназначенных для выдачи детям. Задача игротеки – способствовать широкому использованию игр в воспитательной работе с детьми.

Игрушка – условное изображение реальных предметов; вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме, одно из важных средств воспитания ребенка.

Роль и место игры в педагогическом процессе.

игра как:

  • средство развития личности
  • средство обучения
  • форма организации детского общества
  • средство обучения и самообучения
  • средство коррекции развития ребенка
  • средство досуга
  • диагностическое средство
  • психотерапевтическое средство

Классификация детской игрушки

-соответствие игрушки возрасту и виду детской игры:

  1. образные игрушки(кукла, животное, транспорт; технические; народные игрушки;
  2. дидактические игрушки

- разборные игрушки

  • игрушки для конструирования
  • звучащие и музыкальные
  • игрушки по развитию движений

3. конструктивный материал:

  • крупный строительный материал, состоящий из разнообразных форм (куб, цилиндр и др.)
  • настольный строительный материал
  • разборный (конструкторы)
  • полуфабрикаты – наборы дощечек, колесиков для самостоятельного изготовления игрушек
  • театральные атрибуты и игрушки.

Требования к игрушкам

Первый уровень (обязательный): игрушки не должны провоцировать детей на агрессию, вызывать проявление жестокости, провоцировать к сюжетам , связанным с насилием.

Второй уровень: игрушки должны быть полифункциональными, такими, чтобы их можно было использовать в совместной деятельности, обладать дидактическими свойствами; в их числе должны быть игрушки –произведения народных промыслов.

Игрушка должна быть безопасной, развивающей, красивой, привлекательной, приносить радость им удовлетворение детям.

«Королева» игр – сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. В игре ребенок ищет для себя новые возможности. В сюжетно-ролевой игре ребенок устанавливает свою принадлежность к разным социальным кругам раньше, чем это произойдет в реальной жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры

Известный детский психолог выделил единицу сюжетно-ролевой игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они нося изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают ее от других видов игр. Важнейшими чертами сюжетно-ролевой игры является ее суверенность, автономность, самостоятельность и свобода, которые придают ей характер собственной деятельности. Кроме того сюжетно-ролевой игре присущи такие черты, как экспериментальность, творчество (импровизация), наличие высокого эмоционального напряжения, самобытность. Наличие этих характеристик обуславливает широкий спектр возможностей влияния данной игры на интеллектуальное, психическое, эмоциональное, волевое, исследовательское направления развития личности дошкольника.

Моделируя различные явления жизни в ролевой игре, ребенок успешнее социализируется, проявляет свои потенциальные возможности.

Сюжетно-ролевая игра наиболее отвечает возможностям дошкольника, его потребностям и интересам. Благодаря ролевой игре, ребенок приобщается к совместной со взрослым жизни, удовлетворяя свои потребности.

По утверждению , именно в игре, особенно в сюжетно-ролевой, возникают психологические новообразования (творческое воображение, символическое мышление и др.), которые будут основой успешного обучения. Сюжетно – ролевая игра является показателем здоровья ребенка, его полноценного развития.

Чем здоровее ребенок, тем больше, охотнее и разнообразнее он играет.

Руководство игрой

- определяется как тип педагогического воздействия, направленный на создание условий, обеспечивающих формирование игровой деятельности. Формирование игры планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности и развития у них способов игрового поведения.

Направления в развитии игровой деятельности

  • в развитии игры идти от конкретного предметного действия к обобщенному игровому и затем к ролевому;
  • воспитание у детей глубоких познавательных интересов через расширение круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни, создание у них ярких образов, которые бы ребенок стремился воплотить в игровом действии;
  • обучение детей конструированию из строительного материала, изготовлению игрушек-самоделок;
  • глубокое изучение игровых интересов, склонностей и чувств каждого ребенка;
  • осуществление дифференцированного и индивидуализированного подхода к отбору содержания игр;
  • сочетание различных форм воспитательных работ, направленных на создание у дошкольников эмоционально-психологической настроенности и радостного ожидания игры;
  • побуждение детей к самостоятельной постановке игровых целей;

Принципы руководства сюжетно-ролевой творческой игрой

  • знание закономерностей развития игры;
  • преемственное ,поэтапное развитие игры
  • принцип использования комплексного метода –
  • ознакомление детей с окружающим в активной деятельности;
  • обучение способам игрового воспроизведения действительности;
  • организация предметно-игровой среды;
  • активизирующее общение взрослого с ребенком в ходе игры.

Принципы организации игр с правилами (дидактические…)

  • принцип разнообразия игр (подвижных, словесных);
  • принцип вариативности игр;
  • принцип преемственности;
  • принцип ориентировки на интересы и желания детей.

Приемы руководства игровой деятельности

  1. показ и объяснение простейших действий.
  2. Создание ситуации для переноса условного действия на другие игрушки (с куклы на мишку), можно переносить цепочку действий
  3. Повторить показ действия ребенком, вызвать подражание.
  4. Закрепить закрепившиеся действия словом.
  5. Прием совместной игры.
  6. Придумывание воспитателем простейших сюжетов.
  7. Показ сюжета-образа(предложить поиграть, перенести на другой объект).
  8. Использование литературных произведений. Использование игр- инсценировок.

10. Использование игр-занятий.

11. Создание игровых ситуаций

12. Внесение новых игрушек

13. Имитация действий (мишки, собачки)

14. Детализировать траекторию движения (как взять лопатку, высыпать песок)

15. После цепочки действий предложить роль

16. Постепенно переводить от игр с игрушкой, действий с игрушками к игре с ребенком.

17. Разыгрывать 4-5 сюжетов



Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ.

ИГРА И РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

          Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.

Вопросы:

1.        Как должен поступить воспитатель?

  • Сделать замечание детям.
  • Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.

2.        Как бы вы поступили?

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

          Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.

Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Вопросы:

  1. Объясните, почему не получилась игра?
  2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ИГРЕ

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

  • Я буду врачом, — кричала Наташа.
  • А я- бортмехаником! — сказала Саша.
  • Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
  • Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
  • А я первый сказал!
  • Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

—        Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

ИГРА В МАГАЗИН

     Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.

Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?

Педагогические ситуации

  1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие". "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл

             Вопросы:

             Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

            Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие  

            участники игры?

  1. Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.

             Как поступить воспитателю в данной ситуации?

             Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные

             ситуации?

  1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

            Какова должна быть реакция педагога?

  1. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

            Как поступить воспитателю?

  1. Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".

            Как должен поступить педагог?

  1. Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.

           Как должен отреагировать на это воспитатель?

  1. Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

- Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.

- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

               Прав ли отец? Может ребенок уставать от того, что долго находится в однообразном

               положении? Почему?

  1. Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:

             - Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала.  

                Папа шумел всю ночь.

               Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка.

               Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании  

              здорового быта?

Сказка как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

                 В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования, реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».

                Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

              Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

             Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

            Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

            Существуют разные формы занятий по чтению, но их объединяет одно — они дают дошкольнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их интересует и волнует. Общение детей, их интересная совместная деятельность на занятиях коллективного чтения помогают сплочению детского коллектива.

            При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

           Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

         Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств педагог использует сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец, сказка), «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «Белый медвежонок» У.Турманжанова, «Девочка и верблюжонок» Ш.Муртаза и др.

         От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения.