Технология логико-смыслового моделирования по развитию речи

Сулейманова Екатерина Михайловна
Технология логико-смыслового моделирования по развитию речи

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сулейманова Екатерина Михайловна, учитель- логопед МАДОУ д/с №7.

«Использование технологии логико-смыслового моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста»

На современном этапе в дошкольном образовании происходят большие перемены. В классические дошкольные педагогические технологии вливаются современные инновационные технологии.

В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Для дошкольников применяются разные виды моделей:

1. Предметная модель.

2. Предметно-схематические модели.

3. Графические модели

Также широкое применение в дошкольном образовании нашли модели мнемотаблиц, системный оператор ТРИЗ.

Мы предлагаем  использование технологии ЛСМ для развития речи детей дошкольного возраста.

Логико-смысловая модель (ЛСМ) – это конкретное представление знаний на естественном языке в виде образа – модели.

Понятие «логико-смысловая модель» было введено Валерием Эмануиловичом  Штейнбергом, д.п.н., к.т.н., профессором БГПУ им. Акмуллы для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов).

Технология логико – смыслового моделирования востребована больше в средней школе, но она работает и в детском саду. Так в ряде уфимских детских садов (№ 162, 227,279, 280) с 2007 года организованы экспериментальные площадки по применению технологии логико – смыслового моделирования, а заведующая одного из детских садов Танюкевич  Алена Вячеславовна издала методическое пособие «Логико-смысловые игры для дошкольников «Развиваем творческие способности».

Логико – смысловые модели мы представляем в виде коврика, планшета, настольной игры для индивидуальной и групповой работы. Педагог готовит модель - коврик, рассчитанный на 4,5 или 8 координат - «лучиков» и карточки по заданной тематике. Количество карточек на каждой координате, педагог продумывает сам.

Логико-смысловые модели обладают универсальностью, т.е. могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин в работе с учащимися различных возрастных групп.

Преимущества ЛСМ:

  1. Системное видение темы или раздела;
  2. Содержательность;
  3. Наглядность;
  4. Универсальность.

Нами разработаны и применяются логико – смысловые модели по всем образовательным областям (познавательному, художественно-эстетическому, речевому, социально-коммуникативному развитию (региональный компонент).

 При разработке логико – смысловых моделей необходимо действовать по следующему плану:

1. Выбрать «каркас», который состоит, как правило, из 8 лучей. Для младшего дошкольного возраста - 4 луча.

2. Определить круг изучаемых вопросов (тему, раздел знаний). Например, при составлении логико – смысловой модели по теме «Зима» использовали следующие вопросы: «Признаки зимы», «Зима в живой и неживой природе», «Зимние виды спорта», и т.д.

3. Разбить тему на подтемы, т.е. сформировать смысловые группы. Например, в раскрытие вопроса «Признаки зимы» включены понятия: снег, гололед, изморозь, и т.д.

4. Провести смысловую грануляцию знаний в каждой группе по теме, составить всю логико – смысловую модель, например, по теме «Зима».

Логико – смысловая модель может использоваться как игра для закрепления материала, как часть образовательной деятельности и как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы при изучении темы в течении недели. Педагог является направляющим при составлении модели.

Когда дети поняли суть технологии, они начали сами составлять в играх свои модели по темам, педагог только осуществляет контроль и помощь.

Воспитатель может использовать модель в ходе предварительной работы, как конспект – подсказку к образовательной деятельности.

При анализе работы с технологией логико – смыслового моделированияи без нее в подготовительных группах нашего детского сада при работе со звуками, можно сделать выводы,  что при ознакомлении со звуком «традиционным»  способом, ребенок затрудняется при характеристике звука, так как отсутствует зрительно-логическое восприятие.

При ознакомлении по логико - смысловой модели дети знают понятия буква и звук, находят абстрактные аналогии, ориентируются в схеме анализа звука, опираясь на модель-схемы анализируют местоположения звука в словах и т.д.

Итак, используя в своей работе технологию логико - смыслового моделирования, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Однако важно помнить, что работа с любыми моделями и символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребенком. Всегда главным есть и остается живое общение, мимика, жесты, эмоции.