Методическая копилка

Сулейманова Екатерина Михайловна

Предварительный просмотр:

                      Тема: "Космическое путешествие".

Цель: Автоматизация звука [ш] в словах.

Задачи:

Коррекционно- развивающие:

1. Закреплять правильное произношение звука [ш] в словах.

2. Уточнить акустико- артикуляционную характеристику звука [ш].

3. Совершенствовать фонематические процессы.

4.Формировать навыки звукового анализа и синтеза на материале слов со звуком [ш].

5.Развивать слуховую память, внимание, мышление, воображение.

6. Формировать навыки контроля в учебно- практической деятельности.

Коррекционно- образовательные:

1.Развитие словаря.

Воспитательные:

1. Формировать положительную учебную мотивацию.

2. Воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.

3. Формирование нравственных качеств: готовность придти на помощь, чувство коллективизма.

4. Развитие интереса к познанию окружающего мира, при использовании ИКТ.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, предметные картинки (шторм, кувшинка, карандаш, вишня, шишки, кукушка, шлюпка, лягушка, камыш), схемы, ракушки, домики, ракета, звезды, кубики, буква Ш.

Ход занятия.

1. Орг.момент.

- Ребята, у нас с вами сегодня не обычное, очень веселое и интересное занятие. Ой, а что это? (слайд 1)Почему наш телевизор не работает? (слайд 2)

- Сообщение- Ребята- я звук [ш], я в космосе и я заблудился в космическом пространстве. Помогите мне пожалуйста!!!

-А как вы думаете, звуки, которые теряются в нашей речи можно найти и спасти?

- Почему бы нам с вами не отправиться в космос и не узнать точный ответ.

- Какой звук мы с вами будем спасать? Мы сегодня будем говорить о звуке [ш].

2. Помогать передвигаться по вселенной нам будет волшебный экран. (слайд 3). А за каждое правильно выполненное задание мы будем получать звездочки. Сейчас мы с вами находимся в детском саду. На чем мы полетим в космос? (слайд 4)(на ракете).

А ракета наша называется- Шторм. Заведем ракету, для этого нам надо громко, четко и правильно произвести звук [ш].

Отрывисто и энергично [ш], [ш], [ш].(- - -)

Произносим протяжно, длительно- [шшш].(-----)

(слайд5 )Полетели в космическое пространство на помощь звуку [ш].

3.- Звук [ш], очень переживает, что мы о нем забыли. (слайд 6). Давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [ш].(схема)

Губы в улыбке.

Зубы отдалены, не касаются друг друга.

Язык за верхними зубками, на бугорке, форма языка напоминает "чашечку".

Все верно, за вашу правильную артикуляцию звука вам звездочка.

4. Характеристика звука [ш]- согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем синим квадратиком. (слайд 7 )

- Молодцы ребята, наш звук сразу улыбнулся, а вы получили звезду! Посмотрите (слайд 8 ), как много звезд вокруг. Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер, небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому, что находятся далеко! На самом деле звезды- это огромные, раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Мы как раз подлетаем к маленькой звездочке (слайд 9). Ее название- Шуршалка. Потому, что тут всегда, кто- то шуршит (слайд 10). Оказывается это звезда маленьких ежей. Они любят собирать листочки, поэтому, всегда шуршат, давайте поможем им, чтобы еж, смог поймать листочек повторите за мной слоги.

Ша, ше, шо, шу, ши.

Молодцы ребята! За правильно выполненное задание получаете звездочку.

5. Еще маленькие ежики любят играть с кубиками и строить из них башни (слайд 11). Но кубики не простые, на них написаны буквы. Посмотрите, у нас с вами тоже есть такие кубики. Встанем и построим башню. У нас с вами должны получиться слоги. Вместе с вами из прочитаем: аш, уш, ош, ыш, иш. Какая высокая у нас получилась башня. Такая же как у ежей? Посчитаем сколько у ежей кубиков? Сколько у нас? (10) Задание выполнено правильно, у вас еще одна звезда.

- Вспомните, пожалуйста, чем отличается звук от буквы? (буквы мы пишем, видим. Звуки- слышим, произносим).

6. Ребята, продолжаем наш полет (космическая музыка). Посмотрите в иллюминаторы (слайд 12), мы приближаемся к инопланетянам. Здесь нас ждет еще задание. Инопланетяне собрались в путешествие (слайд 13), но им с собой можно взять только те предметы, в названиях которых есть звук [Ш] помогите инопланетянам собрать предметы в дорогу(шапка, сапоги, машина, сапог, мышь, ручка, носки, шорты, клюшка, карандаш, сосиски). В вашей копилке прибивалась звезда.

7. Прежде, чем инопланетянам улететь, в их шкафах, нужно навести порядок (слайд 14). В шкаф можно убирать только ту одежду, в названии которой есть звук [Ш]. Кто как не мы поможем им в этом нелегком деле. За это задание получаете звезду.

8. Физ.минутка (слайд 15)..

Все на старт! (Руки вверх)

Готовы, дети? (Потянулись)

Полетим мы на ракете (Ладони соединить над головой)

Улыбнемся мы друг другу (Руки на поясе, повороты, улыбка)

И быстрей прогоним скуку (Круговые движения)

Пальцы надо нам размять, чтоб ракетой управлять (самомассаж пальцев, потирающие движения).

Впереди нас ждет встреча с другими планетами. Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к морской планете (слайд 16).

9. Перед вами домики. Он означает- слово, я буду называть слова со звуком [Ш], а вы помещать ракушку в нужное окошко (начало, середина, конец). Ракушка, шторм, лягушка, камыш, (сколько слогов), кувшинка, шлюпка. Какие еще вы знаете слова со звуком [Ш], Задание выполнено правильно, звездочка ваша.

10. Как вы думаете, что такое шторм? Звуковой анализ слова- шторм.

Какой первый звук в слове шторм. Ш- дайте ему характеристику. Каким квадратиком обозначим… С этим заданием вы тоже справились. Вам звезда.

Полетели дальше (слайд 18), посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к современной планете роботов. (слайд 19). Роботы плохо заканчивают предложения, давайте им поможем.

11. Закончи предложение (слайд 20).

Вылезла из норки …(мышка).

На неё упала … (шишка).

Теперь попробуйте сами.

На суку кукует … (кукушка)

На еле растут … (шишки)

В саду растет красная ягода-… (вишня).

На столе лежит.. (карандаш)

Продолжаем наш полет( слайд 21) . Мы подлетаем к самой чудесной, красивой и любимой планете- Земля. Наш корабль благополучно приземлился (слайд 22). А здесь нас уже ждет счастливый и довольный звук [Ш] (слайд 23).

12. Итог занятия. Давайте вспомним, за что мы с вами заработали звездочки, приклеим их на нашу ракету. Спасибо за занятие, не теряйте свои звуки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Принято на заседании                                                        УТВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета.                                                    Заведующий МАДОУ д/с №7

Протокол №____ от___________                                    ______________Н.Д. Зимина

                                                                                                  Приказ №120  от 31.08.18.

Программа кружка

дополнительного образования:

«Речецветик»

(логопедический)

(2-я младшая группа)

Срок реализации: 2018- 2019 учебный год

Составила: Сулейманова Е.М.,

учитель- логопед МАДОУ д/с №7

Оглавление

  1. Информационная часть программы                                       3 стр.
  2. Пояснительная записка                                                           4 стр.
  3. Календарно- тематическое планирование и                          6 стр.

содержание программы

  1. Информационно- методическое обеспечение                       8 стр.

программы

  1. Информационная часть программы

Вид программы- образовательная.

Период обучения- 2018- 2019 учебный год.

Возраст обучающихся воспитанников: 3-4 лет (вторая младшая группа), 1 раз в неделю, продолжительность 15 минут.

Состав обучающихся воспитанников- постоянный.

Используемые методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка:

- словесные;

- наглядные;

- кинетические.

Форма реализации программы: организованная совместная образовательная деятельность педагога и воспитанника в рамках логопедического кружка.

Развивающая среда:

- зеркала;

- предметные картинки;

- картинки артикуляционной, дыхательной гимнастики;

- вата, кораблики, бабочки, чашечки, домики, цветочки, мячи, рыбки, соломинки, стаканы и т.д.

Условия реализации программы- естественная среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

  1. Пояснительная записка.

Программа кружка дополнительного образования «Речецветик» рассчитана на 8 месяцев обучения, возраст детей 3-4 года.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной образовательной программы МАДОУ д/с №7.

Программа предназначена для организации коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими речевые расстройства на фоне нормального интеллекта и с детьми, имеющими речевые расстройства на фоне нарушенного интеллекта (ЗПР), но сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной).

Актуальность

Исследование современной педагогической науки подтверждают необходимость современной коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста, так как у детей с отклонениями в речевом развитии выявляются значительные трудности в овладении программным материалом при обучении в школе; речевые нарушения в той или иной степени препятствуют общению, создают трудности в социальной адаптации ребенка.

Своевременно не осуществленная коррекционно- логопедическая помощь приводит к школьной дезадаптации, расстройствам в эмоционально и личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор социальной депривации личности.

Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и дыхания, создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у воспитанников с нарушениями речи.

Основные задачи для реализации данной программы:

  1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
  2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
  3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов основных фонетических групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных звуков);
  4. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
  5. Способствовать развитию фонематического слуха;
  6. Уточнение правильной артикуляции звуков [А],[О],[У],[И],[Э],[Ы],[П],[П'],[Б],[Б‘],[М],[М’],[Г],[Г‘],[К],[К‘],[Т],[Т‘],[Д],[Д‘],[Н],[Н‘],[В],[В’],[Ф],[Ф’],[Х],[Х‘].

Содержание программы опирается на следующие принципы:

  1. Принцип гуманизма, согласно которому воспитанники, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
  2. Принцип научности, предусматривает  использование передовых современных технологий и методик коррекционной педагогики в процессе оказания детям логопедической помощи.
  3. Принцип доступности, предусматривает дифференциальный подход к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка и степени тяжести речевого нарушения.
  4. Культурологический принцип, согласно которому воспитанник развивается в определенном социокультурном пространстве с учетом общенациональных ценностей региона и отношения воспитанника к себе как целостной личности в условиях билингвизма (двуязычия).

Коррекционно- логопедическая работа по данной программе осуществляется на кружковых занятиях, с учетом возрастных нормативов развития речи, уровнем психологического развития воспитанника, с определением тяжести речевого нарушения.

Ожидаемые результаты.

  1. Сформированные произвольные, координированные движения органов артикуляции;
  2. Укрепленные мышцы артикуляционного аппарата;
  3. Подготовленный речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов основных фонетических групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных звуков);
  4. Правильное физиологического и речевого дыхания;
  5. Развитый фонематический слух.
  6. Правильное произношение звуков [А],[О],[У],[И],[Э],[Ы],[П],[П'],[Б],[Б‘],[М],[М’],[Г],[Г‘],[К],[К‘],[Т],[Т‘],[Д],[Д‘],[Н],[Н‘],[В],[В’],[Ф],[Ф’],[Х],[Х‘].

  1. Календарно- тематическое планирование и

содержание программы

Месяц

Неделя

Статические упражнения

Динамические упражнения

Дыхательные упражнения

Звукопроизно

шение

Октябрь

1

«Бегемотик»,

«Блинчик».

«Месим тесто».

«Футбол»

Звук [А]

2

«Бублик»,

«Окошечко».

«Качели»

«Чей ветерок сильнее?»

Звук [О]

3

«Трубочка»,

«Киска сердится».

«Качели»

«Маша и яблоко»

Звук [У]

4

«Заборчик»,

«Парус», «Киска сердится»

«Месим тесто»

«Нюша и солнышко»

Звук [Э]

Ноябрь

1

«Улыбка», «Заборчик», «Блинчик».

«Бегемотик-лягушка»

«Чья фигурка дальше улетит?»

Звук [И]

2

«Киска сердится», «Заборчик».

«Качели»

«Мыльные пузыри»

Звук [Ы]

3

«Рыбка»

«Месим тесто», «Бегемотик-лягушка»

«Теленок и серый волк»

Звук [П]

4

«Рыбка»

«Месим тесто», «Бегемотик-лягушка»

«Шторм в стакане»

Звук [П’]

Декабрь

1

«Улыбка», «Блинчик», «Трубочка».

«Часики»

«Фокус»

Звук [Б]

2

«Улыбка», «Блинчик», «Трубочка».

«Лошадка»

«Птички с снежинки»

Звук [Б’]

3

«Иголочка»

«Почистим зубки», «Месим тесто», «Бегемотик-лягушка».

«Бабочка летит»

Звук [М]

4

«Обезьянки»

«Почистим зубки», «Месим тесто», «Бегемотик-лягушка».

«Кошка и мышка»

Звук [М’]

Январь

3

«Киска сердится», «Иголочка».

«Бегемотик-лягушка»

«Сдуй снежинку»

Звук [Г]

4

«Киска сердится», «Иголочка».

«Бегемотик-лягушка».

«Надуем шар»

Звук [Г’]

«Киска сердится», «Бублик», «Блинчик»

«Маятник»

«Спускай воздух»

Звук [К]

Февраль

1

«Киска сердится», «Бублик», «Блинчик».

«Где конфетка?»

«Задуй свечку»

Звук [К’]

2

«Заборчик».

«Лошадка», «Дятел».

Звук [Т]

3

«Заборчик».

«Лошадка», «Дятел».

«Кораблики»

Звук [Т’]

4

«Чашечка»

«Дятел», «Почистим зубки», «вкусное варенье»

«Логопедическая распевка»

Звук [Д]

Март

1

«Парус»

«Дятел», «Почистим зубки», «вкусное варенье».

«Ладошки или кулачки»

(Стрельникова)

Звук [Д’]

2

«Окошечко», «Блинчик».

«Дятел».

Звук [Н]

3

«Окошечко», «Блинчик».

«Дятел», «Маляр»

«Погончики»

(Стрельникова)

Звук [Н’]

4

«Улыбка», «Блинчик».

«Почистим зубки»

«Логопедические распевки»

Звук [В]

Апрель

1

«Улыбка», «Блинчик».

«Почистим зубки»

«Насос или накачка»

(Стрельникова)

Звук [В’]

2

«Заборчик».

«Почистим зубки», «Вкусное варенье».

«Кошка»

(Стрельникова)

Звук [Ф]

3

«Заборчик».

«Почистим зубки», «Вкусное варенье».

«Обними свои плечи»

(Стрельникова)

Звук [Ф’]

4

«Блинчик», «Киска сердится».

«Бегемотик- лягушка».

«Большой маятник»

(Стрельникова)

Звук [Х]

Май

1

«Блинчик», «Киска сердится».

«Бегемотик- лягушка».

«Логопедические распевки»

Звук [Х’]

2

Итоговое: сказка «Наш послушный Язычок»

  1. Информационно- методическое

обеспечение программы

  1. А. Стрельникова «Дыхательная гимнастика»;
  2. З.А. Репина, А.В. Доросинская «Опосредованная артикуляционная гимнастика» Екатеринбург, 1999 г.
  3. Логико- смысловая модель по речевому развитию.


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Принято на заседании                                                        УТВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета.                                                    Заведующий МАДОУ д/с №7

Протокол №____ от___________                                    ______________Н.Д. Зимина

                                                                                                  Приказ №120 от 31.08.18.

Программа кружка

дополнительного образования:

«Болтушка»

(логопедический)

(средняя группа)

Срок реализации: 2018- 2019 учебный год

Составила: Сулейманова Е.М.,

учитель- логопед МАДОУ д/с №7

Оглавление

  1. Информационная часть программы                                       3 стр.
  2. Пояснительная записка                                                           4 стр.
  3. Календарно- тематическое планирование и                          6 стр.

содержание программы

  1. Информационно- методическое обеспечение                       7 стр.

программы

  1. Информационная часть программы

Вид программы- образовательная.

Период обучения- 2018- 2019 учебный год.

Возраст обучающихся воспитанников: 4-5 лет (средняя группа), 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут.

Состав обучающихся воспитанников- постоянный.

Используемые методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка:

- словесные;

- наглядные;

- кинетические.

Форма реализации программы: организованная совместная образовательная деятельность педагога и воспитанника в рамках логопедического кружка.

Развивающая среда:

- зеркала;

- предметные картинки;

- картинки артикуляционной, дыхательной гимнастики;

- вата, кораблики, бабочки, чашечки, домики, цветочки, мячи, рыбки, соломинки, стаканы и т.д.

Условия реализации программы- естественная среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

  1. Пояснительная записка.

Программа кружка дополнительного образования «Речецветик» рассчитана 2018-2019 учебный год, возраст детей 4-5 лет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной образовательной программы МАДОУ д/с №7.

Программа предназначена для организации коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими речевые расстройства на фоне нормального интеллекта и с детьми, имеющими речевые расстройства на фоне нарушенного интеллекта (ЗПР), но сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной).

Актуальность

Дошкольный возраст- важный период становления личности. Без сформированной чистой и правильной речи невозможно приобретать новые навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем воспитанников, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются, искажаются, или заменяются другими.

Нарушения произносительной стороны речи требуют специальной логопедической помощи. Чем раньше началась коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети подготовительной и старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность своевременно реагировать на любые изменения возможностей и потребностей ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо восполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости- артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными практиками в логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.)

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых фонем (звуков) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длинны фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и дыхания, создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у воспитанников с нарушениями речи.

Основные задачи для реализации данной программы:

  1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
  2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
  3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов основных фонетических групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных звуков);
  4. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
  5. Способствовать развитию фонематического слуха;

Содержание программы опирается на следующие принципы:

  1. Принцип гуманизма, согласно которому воспитанники, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
  2. Принцип научности, предусматривает  использование передовых современных технологий и методик коррекционной педагогики в процессе оказания детям логопедической помощи.
  3. Принцип доступности, предусматривает дифференциальный подход к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка и степени тяжести речевого нарушения.
  4. Культурологический принцип, согласно которому воспитанник развивается в определенном социокультурном пространстве с учетом общенациональных ценностей региона и отношения воспитанника к себе как целостной личности в условиях билингвизма (двуязычия).

Коррекционно- логопедическая работа по данной программе осуществляется на кружковых занятиях, с учетом возрастных нормативов развития речи, уровнем психологического развития воспитанника, с определением тяжести речевого нарушения.

Ожидаемые результаты

  1. Сформированные произвольные, координированные движения органов артикуляции;
  2. Укрепленные мышцы артикуляционного аппарата;
  3. Подготовленный речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов основных фонетических групп звуков;
  4. Правильное физиологического и речевого дыхания;
  5. Развитый фонематический слух.
  6. Постановка и автоматизация звуков [ш], [л].
  1. Календарно- тематическое планирование и

содержание программы

Месяц

Неделя

Содержание

Октябрь

1

Подготовительный этап к постановке звука [Ш]

2

Постановка звука [Ш]

3

Автоматизация изолированного звука [Ш]

4

Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах

Ноябрь

1

Автоматизация звука [Ш] в обратных слогах

2

Автоматизация звука [Ш] в слогах со стечением согласных

3

Автоматизация звука [Ш] в словах

4

Автоматизация звука [Ш] во фразах

Декабрь

1

Автоматизация звука [Ш] в предложениях

2

Автоматизация звука [Ш] в стихах

3

Автоматизация звука [Ш] в рассказах, текстах

4

Автоматизация звука [Ш] в скороговорках

Январь

3

Подготовительный этап к постановке звука [Л]

4

Постановка звука [Л]

Февраль

1

Автоматизация изолированного звука [Л]

2

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах

3

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах

4

Автоматизация звука [Л] в слогах со стечением согласных

Март

1

Автоматизация звука [Л] в словах

2

Автоматизация звука [Л] во фразах

3

Автоматизация звука [Л] в предложениях

4

Автоматизация звука [Л] в стихах

Апрель

1

Автоматизация звука [Л] в рассказах, текстах

2

Автоматизация звука [Л] в скороговорках

3

Подготовительный этап к постановке звука [Р]

4

Постановка звука [Р]

Май

1

Автоматизация изолированного звука [Л

2

Итоговое занятие

  1. Информационно- методическое

обеспечение программы

  1. А. Стрельникова «Дыхательная гимнастика»;
  2. Логико- смысловая модель по речевому развитию.
  3. Е.М. Косинова «Домашний логопед».



Предварительный просмотр:

«Возможности нейродинамической гимнастики для коррекции речи и оздоровления детей старшего дошкольного возраста»

Забота о здоровье – это важный труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в

свои силы

                        В.А. Сухомлинский.

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу (слайд) представить вашему вниманию опыт моей педагогической деятельности.(слайд)

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в логопедической практике увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии речи (слайд), с трудностями в обучении, имеющими хронические заболевания, то есть находящиеся на границе здоровья и болезни. Эти особенности приводят к трудностям в общении и в обучении детей (слайд), существенно снижают продуктивность логопедической работы. Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в логопедическую работу обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками (слайд).

Проанализировав данную ситуацию, была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в детском саду для оздоровления детей, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи и всестороннего развития дошкольников.

Изучив здоровьесберегающие технологии, применяемые в логопедии, специальную литературу я нацелила свою работу на использование возможностей именно нейрогимнастики для коррекции речи, оздоровления детей и развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи (слайд):

-  Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

- Адаптировать комплексы нейрогимнастики к условиям детского сада.

- Разработать серию логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами нейрогимнастики.

- Создать предметно-развивающую среду (слайд)

-  Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

Теоретической базой является программа нейрогимнастики, разработанная американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон, возникла новая система – Образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. (слайд)

Работы В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г.Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи (слайд). 

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!(слайд)

- Адаптировать комплексы нейрогимнастики к условиям детского сада.

Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается (слайд). Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Упражнения для мозга собраны в четыре группы
(слайд).

Первая группа

объединяет движения, которые пересекают среднюю линию тела. Они оказывают стимулирующее действие на крупную и мелкую моторику. Механизм, объединяющий движение и мысль, заложенный в основу этих движений, способствует повышению эффективности связей между правым и левым полушариями мозга, качества восприятия материала.


Упражнение «Перекрестные шаги»

 Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга.

  1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
  2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.
  3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

В логопедических занятиях я использую эти упражнения в качестве физ.минуток, динамических пауз в середине занятия.

Вторая группа движений (слайд) –

 это упражнения, направленные на растягивание мышц тела. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий. В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе.

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону. Растягивающие упражнения применяю ближе к концу занятия для снятия напряжения.

Третья группа (слайд) –

это группа упражнений, направленных на энергетизацию тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга.

 «Энергетическая зевота». Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию. Данные упражнения я использую, когда вижу, что внимание детей снизилось и нужно их активизировать.

Четвертая группа (слайд) 

представляет собой позовые упражнения, которые оказывают влияние на эмоциональную систему мозга. Они оказывают ритмическое и стабилизирующее действие на нервные процессы, способствуя эффективному обучению.

Упражнение "ДУМАЮЩИЙ КОЛПАК

Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.  

Упражнение помогает детям избежать ситуации "Знаю ответ, но никак не могу вспомнить". Оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации. Эти упражнения я включаю в начало занятия. (слайд)

Итак, исследования выявили, что становление связей между полушариями головного мозга происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет, соответственно разработанные комплексы нейрогимнастики можно использовать в старшем дошкольном возрасте, я использую дополнительно прием персонолизации действия, когда в упражнения вводится сам ребенок, его персонаж.

Словно трубочка

У Алины, Кати, Маши, Пети дудочка,

Подудим мы в дудочку,

Тянем губы трубочкой.

Следующей задачей было (слайд):

- Разработать серию логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами нейрогимнастики.

Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы, принципы специальной педагогики и логопедии.

В логопедической работе можно использовать упражнения из любой группы. Их можно включать как в начало занятия, для лучшего включения детей в работу, так и в середине занятия в виде физкультминуток. Упражнения подобранны с учетом целей занятия, а также индивидуальных особенностей детей.

В своей работе я использую комплексы нейродинамической гимнастики для детей дошкольного возраста, построенные на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр, разработана серия логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами нейрогимнастики, которые в течение этого учебного года применяю в работе с воспитанниками (слайд).

Структура занятий при использовании нейродинамической гимнастики не нарушается и отвечает принятым стандартам. Во время занятий ребенок максимально активен, он выбирает те движения, которые ему необходимы сейчас. Взрослый в этот момент рядом и осуществляет активное взаимодействие с ребенком в его игре. Таким образом в коррекционном процессе реализуется деятельностный принцип, заложенный в стандарте образования (слайд). 

Нужно отметить, что каждое  логопедическое занятие сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект.

Следующая задача (слайд):

- Создать предметно-развивающую среду

Комплексы нейрогимнастики хороши тем, что для них не требуется какого – то затратного оборудования или приспособлений, все пособия и так имеются в материальной базе логопункта: зеркала, стол, стул, письменные принадлежности, мелкие атрибуты (платочки, мячики, и т.д.)(слайд)

Технология использования нейродинамических упражнений в работе с дошкольниками была предложена для использования педагогам нашего детского сада (слайд).

Новизна представленного опыта состоит в том, что создается методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий в логопедической работе, в частности, нейродинамической гимнастики, с учетом календарно - тематического планирования нашего детского сада.

Применять содержащиеся в нем материалы можно как в ходе логопедических занятий (слайд) так и вводить в режимные моменты в группах. Систематизируется материал, который способствует не только укреплению  здоровья воспитанников, но и благодаря тематической подборке, позволяет закреплять изучаемый материал, следовательно,  способствует повышению эффективности образовательного процесса (слайд).

Результаты диагностики речевого развития детей показывают, что целенаправленная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нейрогимнастики во всех формах работы позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, снижает утомляемость. (слайд). 



Предварительный просмотр:

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методики на логопедических занятиях».

Здравствуйте уважаемые родители! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”?

Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

С момента зачатия начинается активное развитие ребенка. Для правильного развития необходимы соответствующие условия(Слайд)..

Существуют благоприятные факторы влияющие на ребенка (Слайд). 

Иногда на развитие ребенка влияют и не благоприятные факторы(Слайд)..

Важно отметить, что в работе с детьми по устранению речевых нарушений, учителя - логопеды, пользуются не какой - то одной универсальной и чудодейственной технологией, а их системой, направленной в первую очередь на коррекцию речевого нарушения и на сохранение здоровья ребенка, и на личностное развитие(Слайд)..

- Что же оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время логопедического занятия?

Приглашаю вас  поприсутствовать на импровизированном логопедическом занятии.

- Предлагаю вам (Слайд).  отправится в «Путешествие по телу», я буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой! (Слайд).

 В ходе самомассажа под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга более благотворно развивается речевая функция, пополняется лексический словарь.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса.

Элементы самомассажа актуальны и при артикуляционной гимнастике. Я провожу ее с использованием зеркал. Попрошу вас тоже достать зеркала. Если они далеко, тогда ваш телефон. Включите фронтальную камеру(Слайд)..

Толстячок – худышка(Слайд).,

Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом(Слайд)..

Данные упражнения помогут разработать и укрепить мышцы щек при «щечном» произношении шипящих.

Кроме того они помогают для повышения общего тонуса

- Согласитесь, современные дети часто болеют простудными заболеваниями(Слайд)..

В своей работе использую элементы точечного массажа например, с чистоговоркой. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от точек на руках «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Так в результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний(Слайд)..

« Вот какая борода »

Да – да – да – есть у деда борода. (Потереть ладони друг о друга)

Де – де – де – есть сединки в бороде. (Руками провести по шее от затылка до

яремной ямки).

Ду – ду – ду – расчеши бороду. (Большими пальцами мягко провести по

шее от подбородка вниз)

Да – да – да – надоела борода.( Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа)

Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. (Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб).

Ды – ды – ды – больше нет бороды. (Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу).

- А еще у нас есть «волшебная» речевая точка, которую можно массировать в любой момент (Слайд)..

        Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Самый главный инструмент для развития мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. (Слайд)..

        

Прежде чем перейти к упражнениям хотелось бы рассмотреть, как работает наш мозг. Когда мы анализируем, считаем, говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим- активно работает правое полушарие. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в момент одновременной активности обоих полушарий(Слайд)..

В своей работе я использую комплексы  кинезиологических упражнений.

 Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".(Слайд).

Упражнение «Лезгинка».

Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений.

Итак, мозг мы активизировали.

- Кто может подняться на девятый этаж пешком, с двумя пакетами в руках и не запыхаться? (Слайд).

 Дыхание- важнейшая функция организма. Ребенок рождается и делает первый вдох, затем раздается первый крик. Развитие дыхания важнейшее направление логопедической работы. Для того, чтобы появился звук, нужен воздух.

На что же способны обычные казалось бы логопедические упражнения?

Правильное дыхание - это профилактика болезней бронхов, массаж внутренних органов,  концентрация внимания и повышение интеллектуальной деятельности, прилив энергии, бодрость и отличное самочувствие и даже сброс лишних килограммов(Слайд)..

Упражнение «Ах, как пахнет!»:

Педагог дает детям понюхать овощи и предлагает повторить фразы на выдохе после короткого вдоха через нос:

Ах! / Ах, пахнет! / Ах, как пахнет! / Ах, как приятно пахнет! / Ах, как овощ приятно пахнет! (Слайд).

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Я соединила её с биоэнергопластикой. Под этим красивым словом понимается гимнастика для языка и кистей рук. Вместе с выполнением артикуляционных упражнений, используется рука, рука как бы «дублирует» положение языка.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики  нормализует мышечный тонус органов артикуляции, стимуляция двигательных функций артикуляционного аппарата. У ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь(Слайд)..

 

Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

(рука делает улыбку.) (Слайд).

На этапе логопедического занятия при отработке изолированного звука я использую прием тонирование- это произнесение или напевание звуков. Давайте все вместе сейчас потонируем: (Слайд).

«Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.

 Следующее упражнение для тех, кто хочет спать: (Слайд).

«И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.

 

Релаксационная гимнастика

Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным(Слайд)..

Упражнение «Штангист-тряпичная кукла»

Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем!

Упражнение «Орешек».

Представьте, что вы разгрызаете твердый орех. Крепко сожмите зубы.

Зубы крепко мы сожмем, а потом их разожмем.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется. (Слайд). 

- Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования здоровосберегающих технологий в работе по развитию речи детей в рамках стандартного логопедического занятия для всестороннего оздоровления детей.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

- Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!



Предварительный просмотр:

Речевая карта ___________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики.

Губы (толстые, тонкие)_______________, зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон)___________________, прикус (открытый, боковой, перекрестный, прямой, проген., прогнат.)_______________, небо (уплощенное, готическое, расщелина)____________, язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки)__________________, голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный)_____________________

Просодика. Темп____________________, ритм_________________________, паузация____________________, интонация___________________________.

Звукопроизношение.

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

щ

ч

т

ть

л

ль

р

рь

й

д

дь

б

бь

в

вь

г

гь

к

кь

х

хь

п

пь

м

мь

н

нь

ф

фь

Слоговая структура.

(N- верно, в остальных случаях вписывается речь ребенка).

4 года

пуговица

5 лет

лекарство

мостик

скворечник

капуста

сковорода

дружба

велосипед

свисток

сквозняк

6 лет

сыворотка

6 лет

парикмахер

сухофрукты

комбинезон

простокваша

инструменты

4 года. Ребята слепили снеговика.________________________________________________

Мотоциклист ездит на мотоцикле________________________________________________

5 лет. Водопроводчик чинит водопровод._________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской__________________________________________

6 лет. Регулировщик стоит на перекрестке________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию_______________________________________________

Фонематические представления.

4 года. Есть ли звук Р в слове? Бобы___, горох___, капуста___, помидор___.

5 лет. Назови первый звук в слове: Аня___, Оля___, ухо___, Ира___.

6 лет. Назови все звуки в слове МАК____________________________________

Сколько звуков в слове? __________

СУП?____________________________________________________________

Сколько звуков в слове?__________

Составь слово из звуков: Д, О, М._______________________________

Покажи на картинках:

Рак- мак______,   мишка- миска_____,   Марина- малина_____,   коза- коса_____,   жевать- зевать_____,   телка- челка_____,   вечер- ветер_____,   мажет- машет_____.

Грамматический строй.

Словоизменение.

  1. Преобразование единственного числа во множественное.

4 года. Стол-_______________________, шапка-___________________________,

кольцо_______________________, жук- _____________________________.

5 лет. Дом-____________________, крот-______________________________,

окно- _________________, лист-__________________, дятел-__________________.

6 лет. Лампа- _____________, олень-__________________,пень-________________,

воробей-__________________, колесо-_____________________.

  1. Согласование с числительными.

4 года. 1 дом, 2______________________, 5______________________.

1 утка, 2______________________, 5______________________.

5 лет. 1 конь, 2______________________, 5______________________.

1 коза, 2______________________, 5______________________.

6 лет. 1 змея, 2______________________, 5______________________.

1 воробей, 2______________________, 5______________________.

3. Согласование падежных окончаний.

             4 года

             5 лет

             6 лет

лиса

ежик

рысь

лиса

ежик

рысь

лиса

ежик

рысь

И.

У тебя есть (кто?)

Р.

У них нет (кого?)

Д.

Корм даю (кому?)

В.

Любишь (кого?)

Т.

Доволен (кем?)

П.

Рассказ (о ком?)

Словообразование.

  1. Образование уменьшительно- ласкательных форм.

4 года. Стол- столик, дом-________________, книга-__________________,

кукла-_____________________, мяч-________________________.

5 лет. Шкаф- шкафчик, кольцо-______________________, одеяло-_________________,

ковер-______________________, сапог-__________________________.

6 лет. Стул- стульчик, кружка-_________________, гнездо-______________________,

платье-_____________________, дерево-_________________________.

  1. Согласование с предлогами.

4 года. В_____, на_____, над_____, под_______.

5 лет. За______, с______, к______, из________.

6 лет. Перед__________, около____________, из- за___________, из- под___________.

3. Образование прилагательных (с 6 лет).

Из стекла- стеклянная, из снега-_________________________,

из бумаги-____________________, из дерева-___________________________,

хвост волка- волчий, ухо волка-____________________, лапа волка-________________

Лексический запас.

Назови одним словом.

4 года. Голубь, ворона, воробей- это __________________________________________.

5 лет. Свитер, юбка, брюки- это______________________________________________.

Груша, яблоко, лимон- это__________________________________________________.

6 лет. Сапоги, туфли, кеды- это______________________________________________.

Молоко, хлеб, колбаса- это__________________________________________________.

Назови.

4 года. Назови животных:____________________________________________________

Назови игрушки:___________________________________________________________

5 лет. Назови птиц:_________________________________________________________

Назови посуду:_____________________________________________________________

6 лет. Назови фрукты:_______________________________________________________

Назови мебель:_____________________________________________________________

2. Номинативный словарь (назови детенышей).

4 года. У кошки________________, у утки_______________, у лисы________________

5 лет. У козы_________________, у волка__________________, у собаки____________

6 лет.  У курицы_______________, у коровы_______________, у свиньи____________, у овцы_________________, у лошади_________________.

3. Антонимы (скажи наоборот).

4 года. Хороший-_________________, большой-_____________, худой-____________

5 лет. Широкий-_________________, свет-_________________, подниматься-_______________, далеко-_______________, высоко-________________, умный-_______________

6 лет. Веселый-______________, доброта-_____________, здороваться-______________, чисто-______________, сухо-_______________, терять-____________

4. Глагольный словарь (кто что делает?)

4 года. Птица-________________________, рыба-_________________________

5 лет. Змея-_________________, заяц-________________, лошадь-_________________

6 лет. Врач-_____________________, учитель-______________________,

повар-_____________________, художник-_______________________

Обследование понимания речи.

4 года. Где заяц идет за кошкой, а где- кошка за зайцем?__________________________

5 лет. Покажи мамину дочку; дочкину маму.____________________________________

6 лет. Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?______________

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?_________________________________

Связная речь.

4 года. Составление простых предложений по картинке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет. Составление рассказа по сюжетной картинке.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что неправильно нарисовал художик?

4 года.____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5 лет._____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6 лет._____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Мониторинг динамики речевого развития ребенка старшей (подготовительной) коррекционной группы №____ учителя- логопеда Сулеймановой Е.М.

  1. Фамилия, имя ребенка________________________________________________
  2. Возраст_____________________________________________________________
  3. Домашний адрес_____________________________________________________

Беседы с ребенком.

  1. Как тебя зовут?____________________________________________________
  2. Знаешь ли свой адрес?______________________________________________
  3. С кем сегодня пришел в детский сад?_________________________________
  4. Какая твоя любимая игрушка?________________________________________

  1. Исследование мимической и артикуляционной мускулатуры.

Задание

Оценка в баллах

1

Поднять брови

2

Нахмуриться

3

Закрыть правый глаз

4

Закрыть левый глаз

5

«Толстячки»

6

«Худышки»

7

«Улыбочка»

8

«Трубочка»

9

«Лопаточка»

10

«Иголочка»

11

«Чашечка»

12

«Мостик»

13

«Улыбочка»/ «Трубочка»

14

«Парус»/ «Мостик»

Мимическая и артикуляционная мускулатура:

  1. Не может найти нужную позу, страдает мышечный тонус, присутствует тремор, синкинезии, тремор.
  2. Страдает объем точность движений, заторможенность.
  3. Правильное, точное воспроизведение позы, может ее удержать.

  1. Исследование звукопроизношение.

Задание: повтори (назови) слова

Отмечаются только те звуки, при произношении которых есть нарушения.

1

[С]: санки, оса, ананас.

2

[С`]: сирень, осел, гусь.

3

[З]: зонт, коза.

4

[З`]: зебра, корзина.

5

[Ц]: цветок, мельница, огурец.

6

[Ш]: шар, машина, душ.

7

[Ж]: жук, ножи.

8

[Щ]: щенок, ящик, плащ.

9

[Ч]: чайник, ключи, мяч.

10

[Т]: тыква, стрекоза, крот.

11

[Т`]: тигр, котенок, кость.

12

[Л]: лодка, клубок, стул.

13

[Л`]: лев, коляска, медаль.

14

[Р]: рак, гора, топор.

15

[Р`]: рябина, турист, якорь.

16

[Й]: еж, змея, змей.

17

[Д]: дом, звезда.

18

[Д`]: дятел, индюк.

19

[Б]: бусы, собака.

20

[Б`]: белка, лебедь.

21

[В]: волк, сова.

22

[В`]: вишня, свинья.

23

[Г]: гусь, лягушка.

24

[Г`]: гиря, сапоги.

25

[К]: кот, стакан, жук.

26

[К`]: кит, санки.

27

[Х]: хор, черепаха, петух.

28

[Х`]: химики, петухи.

29

[П]: пальма, сапог, сноп.

30

[П`]: пират, копилка, цепь.

31

[М]: мышь, сумка, сом.

32

[М`]: мяч, хомяк, семь.

33

[Н]: нож, бант, слон.

34

[Н`]: нитки, книга, конь.

35

[Ф]: факел, телефон, шкаф.

36

[Ф`]: фен, дельфин.

          Звукопроизношение:

  1. нарушены все основные группы звуков.
  2. Нарушено произношение одной группы звуков.
  3. Звукопроизношение в норме.

  1. Исследование слоговой структуры.

Задание

Оценка в баллах

1

Пуговица

Лекарство

Инструменты

2

Ребята слепили снеговика

Экскурсовод проводит экскурсию

Мотоциклист ездит на мотоцикле

Слоговая структура:

  1. Слоговая структура не сформирована.
  2. Допускает ошибки при произношении слов различной структурной сложности.
  3. Правильное воспроизведение слов различного слогового состава.

  1. Исследования фонематических представлений.

Задание

Оценка в баллах

1

Есть ли звук [Р] в слове: бобы, горох, помидор.

2

Назови первый звук в слове: Аня, Оля.

3

Назови все звуки в слове МАК

4

Покажи на картинках:

Рак- лак

Мишка- миска

Коза- коса

Вечер- ветер

     Фонематические процессы:

  1. Не дифференцирует звук в любой позиции.
  2. Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы.
  3. Фонематические процессы в норме.
  1. Исследование грамматического строя.

Задание

Оценка в баллах

1

Словоизменение:

Преобразование единственного числа во множественное.

Стол- столы

Дом- дома

Лампа- лампы

Согласование с числительными.

1 дом, 2 дома, 5 домов

1 коза, 2 козы, 5 коз

1 змея, 2 змеи, 5 змей.

2

Словообразование:

Образование уменьшительно- ласкательных форм.

Дом- домик

Кольцо- колечко

Кружка- кружечка

Согласование  с предлогами.

В, на, над, под

За, с, к, из

Перед, около, из- за, из-под

Образование прилагательных.

Из стекла- стеклянная

Из дерева- деревянная

Из снега- снежная

                 Грамматический строй:

  1. Речь аграмматична.
  2. Допускает ошибки при словообразовании и словоизменении.
  3. Грамматический строй близок к возрастной норме.

  1. Исследование лексического запаса.

Задание

Оценка в баллах

1

Уровень классификаций.

Назови одним словом:

Голубь, ворона, воробей

Груша, яблоко, лимон

Назови животных

Назови фрукты

2

Номинативный словарь.

Назови детенышей у

Кошки- котенок

Коровы- теленок

Лошади- жеребенок

3

Антонимы.

Скажи наоборот:

Хороший- плохой

Веселый- грустный

Далеко- близко

4

Глагольный словарь.

Кто что делает:

Птица- летает

Врач- лечит

Повар- готовит

Словарный запас:

  1. Словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой.
  2. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
  3. Словарь близок к возрастной норме.

  1. Исследование понимания речи.

Задание

Оценка в баллах

1

Где заяц идет за кошкой?

2

Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка

3

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?

Понимание речи:

  1. Отсутствует понимание речи.
  2. Понимает вопрос при повторении несколько раз и с помощью педагога.
  3. Понимание речи в норме.

  1. Исследование связной речи.

Задание

Оценка в баллах

1

Составление простых предложений по картинке

2

Составление рассказа по сюжетной картинке

3

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

4

Что неправильно нарисовал художник

 

Связная речь:

  1. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа.
  2. При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений.
  3. Умеет построить рассказ. Пользуется распространенными предложениями простой и сложной конструкции.

График результатов обследования

Баллы

             1          2           3          4         5           6          7        8      

                     Параметры обследования:

  1. Мимической и артикуляционная мускулатура.
  2. Звукопроизношение.
  3. Слоговая структура.
  4. Фонематические представления.
  5. Грамматический строй.
  6. Словарный запас.
  7. Понимание речи.
  8. Связная речь.

С результатами ознакомлены (число, подпись родителей):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней группе.

Тема: « Перелетные и зимующие птицы».

Цель: Знакомство детей с перелетными и зимующими птицами,  выяснить, почему их так называют.

Задачи:

Образовательные: 

-обобщить и расширить представления о  перелетных и зимующих  птицах, их образе жизни;

- формирование грамматического строя речи: умение правильно образовывать форму множественного числа существительных и употреблять их в винительном падеже;

- совершенствовать навыки ведения беседы и умение  отвечать на вопросы; 

- углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли);

- сформировать представление и закрепить классификацию птиц на примере зимующих и перелётных;

- уточнить характерные признаки перелетных и зимующих птиц.

Развивающие:  

- расширять активный и пассивный словарь;

- развивать диалогическую речь;

- развивать высшие психические функции – память, внимание, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям;

воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, перья, 2 магнитных доски, Совушка, сундучок.

Ход занятия.

Вводная часть.

Вместе с солнышком встаем

Вместе с птицами поем,

С добрым утром, с новым днем!

Вот как весело живем.

Придумано кем то просто и мудро –

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

1. К: -Кар! Кар! Безобразие!

В: Здравствуй, Каркуша что случилось? Ты так шумишь, даже не поздоровалась с ребятами

К: Здравствуйте, здравствуйте! Я сегодня хотела навестить своих друзей! Летала-летала по лесу! А они-куда-то делись! Ничего не понимаю! Помогите пожалуйста, объясните!

В: Успокойся Каркуша! Сейчас мы с ребятами постараемся во всем разобраться!

В: Ну что ребята, поможем Каркуше разобраться?

-Я хочу у вас спросить какое сейчас время года?

-Ребята а вы знаете какие изменения происходят в природе, в жизни животных и птиц с наступлением холодов?

В: Правильно, ребята с наступлением холодов мы начинаем замечать, что наших пернатых друзей становится меньше, все они отправляются в долгое путешествие на юг. На самом деле птицы не боятся холода! Под перьями у них чудесный и необыкновенный теплый пух, который как шубка их защищает. Поэтому улетают птицы не из-за холода! Ребята, птицам, как и всем нужно хорошо питаться, а вот жучки и насекомые, которыми питаются перелетные птицы, зимой зарываются в землю или кору деревьев и впадают в спячку. Поэтому из-за недостатка пищи птицы вынуждены улететь туда где можно добыть себе пропитание!

-А как называются птицы которые улетают в теплые края?

-Молодцы! Этих птиц называют перелетными!

-Слово-то какое интересное, да, ребята? Перелетные! Они та названы, из-за того что перелетают! Запомнили?

В: Таких птиц очень много! Сегодня мы с Каркушей познакомим вас с некоторыми из них!

Посмотрите на картинки!

(Показ поочередный картинок с проговариванием названия перелетных птиц! Воспитатель называет…)

(отметить небольшие особенности по каждой картинке) (утка, лебедь, ласточка, кукушка, скворец)

-Давайте повторим!

-Сейчас я хочу проверить как вы запомнили названия перелетных птиц!

Основная часть.

1. Игра «Один- много».

«Один-много» я буду называть птицу, а вы когда их много, один грач - много грачей

один Скворец -много скворцов

одна Утка -много уток

один Лебедь -много лебедей

одна Ласточка -много ласточек

одна Кукушка -много кукушек

В: Как вы думаете, поняла теперь Каркуша, куда подевались ее друзья? (ответы детей)

2.Физминутка

-Давайте превратимся в птичек (сначала крылья возьмут девочки, а потом возьмут мальчики)

4. В: Знаете, что я вам скажу?! Куркуше не придется скучать! Не все ее друзья улетают в теплые края! Есть такие, которые чувствуют себя вполне комфортно. Давайте с ними познакомимся.

-Ребята, птицы, которые остаются зимовать называются они зимующими! Посмотрите на картинки. (Перечислить и повторить!) (отметить небольшие особенности по каждой картинке) (синица, снегири, вороны, воробьи, голуби, сороки)

-Ребята, как вы думаете, чем могут питаться зимующие птицы?

-Правильно эти птицы питаются зернышками, хлебными крошками, рябиной и пищевыми отходами. Когда снег покрывает землю эти птицы перемещаются поближе к человеку!

-Как вы думаете почему?

-Правильно в наших силах помочь птицам выживать зимой. Мы можем мастерить кормушки, развешивать их регулярно подсыпая туда семечки, пшено и даже кусочки сала! Птицы с удовольствием отблагодарят нас своим веселым щебетанием и чириканьем.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру. На столе лежат картинки птиц, подойдите возьмите по одной птице.

-Я сейчас буду читать стихотворение, а вы услышав название зимующих птицы должны помочь ей подлететь кормушке

-Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели

А во вторник посмотрели

Прилетели снегири

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев

В пятницу в столовой нашей

Голубь накормился кашей

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок

В воскресенье в воскресенье

Было общее веселье

-Молодцы все к кормушке прилетели

Заключительная часть.

-А знаете, ведь мы с Каркушей пришли не пустыми руками! У нас для вас есть небольшой подарок! Это «Сундучок добра!» и в него мы положили то самое важное и ценное, что необходимо птицам в суровые холода!

-Вы обязательно поставьте этот сундучок на видное место, а когда пойдете на прогулку, берите его собой и угощайте наших пернатых друзей! Ну а украсить этот сундучок я предлагаю вам самим, нашим башкирским орнаментом! Ведь мы живем в прекрасной республике Башкортостан, в лесах которой обитает невероятное множество разных видов птиц!

-Какие друзья Каркуши улетели? (утка, лебедь, ласточка, кукушка, скворец)

- А как называются птицы которые улетают в теплые края?

-Правильно перелетные

-Какие птицы остались зимовать?

(синица, снегири, вороны, воробьи, голуби, сороки)

-Как их назвать одним словом? (Перелетные)