Конкурс "Воспитатель года -2022"

ЛАТФУЛИНА ГУЗЕЛЬ ФАНИСОВНА

Конкурсное испытание «Я – учитель»  к конкурсу "Воспиталь года -2022"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_latfulinoy_g.f.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Воспитатель цифровой эпохи»

Латфулиной Гузель Фанисовны

«Надо успевать жить со скоростью ребенка»

П.Н. Виноградов

«Цифровому ребенку - цифрового воспитателя!» - я признаю лозунг сегодняшнего дня.

Цифровая эпоха  пришла в наш мир, чтобы остаться. Начав свою педагогическую деятельность в 2012 году,  я и представить себе не могла, что когда-нибудь цифровая среда  будет местом для проживания дошкольного детства.

«Цифровое поколение» - так называют теперь современных детей, которые родились и выросли в окружении компьютеров, гаджетов, игровых приставок, видеокамер и других цифровых игрушек. Сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и ноутбук, вместе с родными путешествует, приобретая опыт восприятия разных людей и разныхкультур.

Цифровая среда - желанный и необходимый компонент детства 21-го века. Уверена, что благополучие детей в цифровой среде имеет не меньшее значение, чем их благополучие в любой другой обстановке.

Я заметила, что дети благодаря цифровым технологиям раньше взрослеют, умеют рассуждать на "взрослые" темы, хорошо запоминают все происходящее с героями видеороликов. Иногда мои воспитанники делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что я всерьёз начинаю думать о преждевременном взрослении современных детей.Если раньше от моих дошколят я слышала вопросы «почему», то сейчас главным для них стал вопрос «зачем». «Почемучки» становятся «Зачемучками», которые нацелены на получение быстрого и готового результата, например, путем нажатия одной кнопки.

И я, как мама, педагог и наставник, понимаю, что должна реагировать на эти изменения, учитывать их, а не ностальгировать о прошлом и пытаться сохранить методы, которые уже не столь продуктивны. Если я хочу чему-то научить ребенка, я должна освоить это сама. Лишь многолетний педагогический опыт позволил мне понять мудрость такого подхода.

Воспитатель цифровой эпохи….  Я живу в двух параллелях: реальной и виртуальной. Недостаточно разработать и качественно провести какое-либо мероприятие с детьми, нужно его еще «отцифровать»: сделать фотографии или видео, создать презентации,  опубликовать в сети интернет. Я веду свой персональный сайт, страничку в Инстаграмм от своего детского сада, группу Viber, канал на YouTube, где публикую свои методические разработки, отчеты о проведенных мероприятиях, передаю  и перенимаю  опыт коллег. Стараюсь быть в курсе новинок и событий в компьютерном мире и сфере ИКТ, постоянно совершенствую свое мастерство и хочу быть современным «цифровым»  педагогом.

А для этого у меня есть главное  качество педагога – умение учиться самому. Сейчас нельзя научиться одному делу так, чтобы не переучиваться и не приобретать новые компетенции.И мне не стыдно признаться, что я учусь до сих пор, учусь у своих коллег и даже у своих детей. Учу и учусь работать в  цифровой среде. Безусловно, возможности для моего профессионального обучения, творчества  и самореализации существенно расширились. Цифровые технологии действительно питают, ускоряют и совершенствуют мою  деятельность.

Какой же я вижу себя в роли воспитателя цифровой эпохи?..

Я считаю важным в себе умение концентрироваться и управлять своим вниманием, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой и системами.

В эпоху избытка информации и возможности устанавливать онлайн-контакты с большим количеством людей я научилась отличать правдивую информацию от ложной, полезный контент - от мусора.

Моя педагогическая деятельность сегодня доступна широкому кругу обозревателей, любые ошибки и неточности, также как и достоинства моих публикаций  становятся достоянием общественности.

Современные воспитатели уже давно не работают  в привычном режиме по графику. Мы круглосуточно онлайн, постоянно на связи с руководством, родителями, коллегами. При этом решать рабочие задачи приходится не в конкретное время, а по мере возникновения. Чтобы быть продуктивным в таком режиме, я умею организовывать себя, распоряжаться временем, отделять важные и срочные задачи от дел, которые можно отложить. Умею совмещать должности  воспитателя,  дипломата, режиссера-постановщика, видеооператора и пиар-директора в одном лице.

Сейчас передо мной стоит задача: чувствовать и проживать жизнь дошкольного детства вместе сосвоими воспитанниками, прививая им «правильные» цифровые привычки, которые обеспечат им безопасность и здоровье в эпоху интернета.

…А я, будучи воспитателем цифровой эпохи, иду в ногу со временем, оставаясь при этом образцом духовности и патриотизма, воспитанности и доброты, порядочности и справедливости. На мой взгляд, эти главные качества воспитателя были и остаются актуальными по сей день.