Кружок "Волшебная мастерская"

ЛАТФУЛИНА ГУЗЕЛЬ ФАНИСОВНА

Программа дополнительного образования для детей 4-5 лет "Волшебная мастерская"

Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произвеРабота с разными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания, заставляют ребенка думать. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта - учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dr_zayki.docx18.72 КБ
Файл obem_applik_oduvanchik.docx195.45 КБ
Файл risovanie_solyu_podsnezhnik.docx196.55 КБ
Файл rybka_lepka.docx304.5 КБ
Файл serdechko_dlya_mamochki.docx12.79 КБ
Файл volshebnaya_masterskaya.docx121.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «День рождения у зайки» (нетрадиционная техника рисования)

Цель:

• совершенствовать творческие способности детей посредством художественно-изобразительной деятельности путем составления композиции из трех предметов, используя нетрадиционную технику рисования

Задачи:

• Дать начальные представления о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства.

• Познакомить с основами композиции при составлении натюрморта.

• Закреплять умения использовать нетрадиционные техники рисования.

• Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.

• Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания.

• Пробуждать эстетические чувства, воспитывать интерес к художественному творчеству.

• Воспитывать доброжелательность, культуру общения детей со сверстникам и взрослыми.

Предварительная подготовка: знакомство с различными видами искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, рассматривание натюрмортов известных художников, просмотр мультфильмов «Пластилиновая история»«Натюрморт», инсценировка русской народной сказки «Теремок».

Содержание организационной деятельности детей

1. Организационный момент.

Ну-ка дети, встаньте в круг! Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребятки, скажите, вы любите ходить в гости? Тогда отгадайте загадку и узнайте, кто нас пригласил в гости.

Трусливый, маленький зверёк

Хвостик беленький пушок,

Домик – кустик, да лужайка,

Ну конечно это (зайка).

- Правильно, сегодня нас в гости пригласил зайка. У него день рождения. Но на празднике мы будем не одни.

(Слайд) Посмотрите на домик, где живет наш зайчик. (Показывает на теремок). Давайте, вспомним сказку, где в домике живут различные животные? (ответы детей).

Правильно. Это русская народная сказка «Теремок» (Звучит музыка)

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок,

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в не высоком живет?

- Какие же животные живут в теремке (ответы детей).

2. Рассказ сказки «День рождения у зайки»

Воспитатель: Я вижу, вы помните сказку. Но сегодня я расскажу новую историю про наших сказочных героев. Устраивайтесь по удобнее и слушайте.

(показ презентации «День рождение у зайки»)

«Жили, были зверушки в теремочке теремке. Жили, не тужили. Жили очень дружно и весело. Помогали друг другу во всем.

(Слайд) В один из солнечных денечков, зверушки решили поздравить зайку с его днем рождения.

(Слайд) Каждый принес ему подарок.

Прибежала мышка-норушка:

(Слайд) – Пи - пи – пи! Я принесла тебе яблоко, грушу и вишенки.

- Дети, как одним словом можно назвать подарок мышки? (ответы детей)

Второй прискакала лягушка-квакушка:

(Слайд) - Ква, ква, ква! Зайка, я подарю тебе чашки, блюдца и ложки.

- Дети, как одним словом можно назвать эти предметы? Правильно посуда.

(Слайд) – Что принесла лисичка?

- Правильно! Хитрая лисичка подарила зайке вазу с цветами.

(Слайд) - А потом прибежал волчок серый бочок.

- Что он принес?

- У, у, у! Я принес тебе в подарок чайник и салфетку.

(Слайд) - А последний пожаловал медведь.

Зайка, я принес тебе конфеты. Давайте пить чай и веселиться.

(Слайд) - Один зайка пригорюнился и призадумался.

- Столько подарков! А как их расставить на столе, чтобы было красиво?

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем зайке расставить подарки на столе, чтобы всем его гостям понравилось.

(Открывает салфетку, под ней фрукты, посуда, конфеты, ваза с цветами)

- Сейчас мы составим композицию из всех этих предметов. А вы мне поможете? С чего мы начнем? (ответ) Правильно, стелим салфетку. На нее ставим вазу с цветами, чайник, чашки с ложками, выкладываем конфеты в блюдце и разложим фрукты. Надо запомнить правило, что большие предметы находятся на заднем плане, а маленькие на переднем плане.

Посмотрите, какая композиция у меня получилась? Как вы думаете, зайчику она понравится? (ответы) А если мы нарисуем картину с нашими предметами, то она будет называться натюрморт. А вы знаете, что такое натюрморт?

-Посмотрите на экран!

ВИДЕО – отрывок из мультфильма про натюрморт.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт.

(А. Кушнер)

Воспитатель: - Ну вот, мы помогли зайке расставить предметы на столе, но ведь у зайки день рождения, а мы без подарков! Что же нам делать? (Ответы)

- Давайте составим натюрморты и подарим их зайке на день рождения. Слышите, звучит веселая мелодия, может, поиграем. Вставайте в кружок. Представьте, что мы с вами посуда, которая стоит на подносе.

(Воспитатель произносит стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.)

(Слайд) 3. Подвижная игра «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник. Надули животик, одну руку

Очень важный, как начальник. на пояс, другую согнули – «носик»

Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили ни пояс.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.

Только стукни — разобьются,

Вот серебряные ложки. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Нагнулись и вытянули руки вперед.

Он посуду нам принес.

4. Рисование.

Воспитатель обращает внимание детей,что на каждом столе лежат бумажные фигуры: чайник и чашки.

Воспитатель: - У вас на столе лежит рисунок. На нем изображен стол, на нем салфетка и красивый фон. У меня тоже есть такой рисунок. (Вывешивает на мольберт рисунок).

Надо взять посуду и выложить ее на листе так, чтобы у нас получился натюрморт из трех предметов. (Показ) На заднем плане мы располагаем чайник, а потом выкладываем чашки. (Показ) Попробуйте составить свой натюрморт, следуя всем правилам.

(Дети выкладывают готовые формы, воспитатель помогает им по мере возможности).

Молодцы! У всех получились красивые натюрморты. Но наша посуда совсем не праздничная. Как же быть?

- Внимательно посмотрите на стол и скажите, как мы можем украсить нашу посуду без кисточки? (ответы)

Воспитатель: Правильно, мы украсим ее цветочками. Мы сделаем это при помощи штампов и яркой гуаши. Окунаем штамп в краску (показ) и ставим отпечатки на нашей посуде, как это делаю я.

Дети самостоятельно украшают посуду оттисками различных штампов, воспитатель контролирует их, оказывая помощь.

Воспитатель: Посуда получилась у нас праздничная. Зайчику она бы очень понравилась. Осталось только закончить наш натюрморт. Приклеим чайник с чашками на рисунок, который вы уже придумали (двухсторонний скотч). Первым будет чайник, затем чашки.

Дети приступают к работе. Воспитатель оказывает помощь. Работы выставляются на стенд. Дети рассматривают рисунки.

Воспитатель: Какие красивые подарки мы сделали зайке. Теперь-то он точно сможет украсить свой стол на день рождения.

5. Рефлексия

- Кому мы с вами сегодня помогали?

- Кто помнит, как называются наш рисунок?

- Думаете, зайчику понравятся ваши картины? Почему?

- Как вы думаете, у нас все получилось на занятии?

(Слайд) Звучит музыка.

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок.

В нем зверушки проживают,

День рождения справляют,

Все вас в гости приглашают.

(Воспитатель угощает детей конфетами.)



Предварительный просмотр:

  • фетки желтого или белого цвета;
  • Цветной картон;
  • Зеленая цветная бумага;
  • Степлер;
  • Ножницы;
  • Клей;
  • Простой карандаш.

Шаг 1

Возьмите три салфетки и разрежьте их на четыре части. Если у вас большие салфетки, то хватит и двух штук, но разрезать их надо на шесть частей.

oduvanchik-ap8

Шаг 2

Разделите получившиеся квадратики пополам и сложите их в стопочки. Если вы выполняете эту аппликацию с детьми 4 лет, то делайте стопочки тоньше, иначе им будет сложно их прорезать. В этом случае исходите из расчета одна салфетка – один цветок.

oduvanchik-ap9

Пробейте скрепите стопки степлером по середине.

Шаг 3

Обрезая и скругляя углы, сделаем из квадратной стопочки круглую. Для малышей можно предложить такой способ вырезания «круга». Сначала срежем по периметру со всех сторон тонкие полоски -  чтобы не осталось сгибов от салфетки. Затем срезаем четыре уголка. Получаем восьмиугольник. Для данной аппликации из салфеток вполне достаточно и такого «круга».

oduvanchik-ap10

Но если есть желание, то у восьмиугольника срезаем восемь углов. Получаем шестнадцатиугольник – почти круг.

oduvanchik-ap11

Шаг 4

Нарежем по кругу салфетки «лапшой».

oduvanchik-ap12

Шаг 5

Распушим лепесточки одуванчика.

oduvanchik-ap13

Шаг 6

Готовим основу-фон для объемной аппликации из салфеток. Сделаем листочки. Для этого возьмем зеленую бумагу, сложим ее пополам и вырежем симметричный листочек. Можно воспользоваться шаблоном или нарисовать половинку листочка от руки. Для маленьких детей форму листика лучше упростить. Так же вырезаем и второй листик.

oduvanchik-ap1oduvanchik-ap6

Шаг 7

Вырежем из той же бумаги полоски-стебельки. Вместе с листочками наклеим на цветной картон.

oduvanchik-ap5

Шаг 8

Для того, чтобы сделать бутон одуванчика, возьмем небольшую полоску из салфетки, нарежем «лапшой», свернем в трубочку и приклейте к аппликации.

oduvanchik-ap7

Наклеим на основу аппликации одуванчики из салфеток.

oduvanchik-ap4

Вырежем из зеленой бумаги чашелистик для бутона и наклеим его. Аппликация готова.

oduvanchik-ap3

Для того, чтобы придать работе более законченный и солидный вид, можно наклеить картонный лист или плотную бумагу контрастного цвета и несколько большего размера. Если вы планируете такую «рамочку», то лучше сделать эту операцию до того, как будут наклеены объемные одуванчики.




Предварительный просмотр:

Конспект кружковой деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования .

Цель: -Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование солью».

-Научить передавать образ цветка, его строение и форму используя клей пва.

-Научить передавать образ цветка, строение и форму используя кисточку, краски белая, зеленая, коричневая.

Задачи:

- Закреплять знания цвета (белый, зеленый, коричневый).

-Развивать мышление, память, моторику рук.

-Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность.

Оборудование: лист бумаги формат А4, синяя, зеленая, коричневая краска, иллюстрации цветов – подснежников, салфетки (влажные, бумажные, клей пва и соль.

Предварительная работа: Рассматривание травы и цветов на прогулке. Рассматривание иллюстраций цветов в группе.

Ход занятия.

Педагог:

- Ребята, за окном наступило прекрасное время года Весна.

- Вся природа просыпается после зимы, все деревья и кустарники начинают зеленеть, появляются первые зимние цветы!

Загадка про подснежники:

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький (Подснежник)

Показать детям иллюстрации с изображением подснежников.

Педагог: Ребята посмотрите на него, он такой красивый, яркий. Какого он цвета?

ДетиСиний

Педагог: А кто из вас знает, что это за цветы?

Педагог: Вот это стебелек - его ножка. Вот листики. Какого цвета они?

Дети: Зеленого.

Педагог: А теперь мы все с вами будем рисовать

Возьмем клей-пва и обведем наш будущий подснежник, затем возьмем соль и посыпаем рисунок солью и немного подождем. Затем стряхнем лишнюю соль на поднос с рисунка и вот сейчас начнется волшебство….

-Наберем на кисточку синюю краску, поставим на листе несколько точек на бутоне цветка.

Педагог: Посмотрите, что у нас получилось на листе бумаги?

Дети: Цветок

Педагог: Ребята, а чего не хватает у нашего цветка? На чем растет цветок?

Дети: Стебелька и листочков

Педагог: Давайте с вами нарисуем стебелёк и листики нашему цветочку.

-Обмакиваем кисточку в зеленой краске и рисуем от цветочка сверху вниз несколько зеленых точек, это и есть наш стебель - ножка цветка.

-А дальше мы опускаем кисточку на листочки 

Педагог: Вот и получились незабываемые цветочки – подснежники! Молодцы, ребята.

Педагог: Давайте сделаем выставку наших работ.

.hello_html_49a4b33.jpg

hello_html_58799ed1.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект кружковой деятельности  по лепке в средней группе «Рыбка золотая»

Тема:"Рыбка золотая"

Задачи:1. Закрепить умение лепить рыбку. Передавать в лепке особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения.

2. Развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности.

3. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, сообща трудиться, воспитывать заботу и уважение к окружающему миру.

Предварительная работа: беседа с детьми о рыбах, рассказ "Золотая Рыбка", рассматривание иллюстраций.

Материалы и инструменты: Дощечки для лепки; Пластилин; Картон овальной формы; Аквариумы.

Ход занятия:

Воспитатель:- В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Вспомните, каких вы знаете рыб (дети перечисляют)

Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат.

Давайте вспомним, какие части тела есть у рыб и для чего они им служат.

У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.

Физминутка:

Рыбки плавают в водице.

Воспитатель: А где рыбы обитают? (Ответ детей)

Правильно рыбы обитают в морях, океанах,озерах, реках. И в зависимости в какой среде они живут, бывает разный вид рыб.

Но они могут теперь обитать и у нас дома в аквариумах. Посмотрите какие у нас в группе красивые аквариумы.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Рыбка золотая»

Ребята, а у кого есть дома аквариум с рыбками? (ответы детей).

Очень хорошо, что у вас есть дома возможность наблюдать за рыбками.

Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам слепить своих красивых рыб.

Дети слепили рыб, водоросли, камушки.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-209341-1479642630.jpg

Воспитатель: Какие красивые у вас получились рыбки в аквариуме.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-209341-1479642681.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: «Сердечко для маочки»

Дата; 10 февраля 2021

Цель:  Познакомить детей с праздником «День Святого Валентина»

Вызвать желание создавать поздравительные открытки своими руками.

Задачи:

Учить детей собирать целое из частей и аккуратно наклеивать детали.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Воспитывать любовь к ближним.

Предварительная работа: чтение стихов о дружбе и друзьях; с/р. игра «Семья»

Ход

Воспитатель: Дети, вы любите праздники? Какие праздники вы знаете? (ответы детей)

Скоро у нас тоже праздник! Этот праздник - День Святого Валентина, его отмечают 14 февраля. Это самый романтичный праздник, его отмечают как день любви.

Что за праздник в феврале?

Ведь зима – то на дворе.

Знают дети – Саша, Дима,

Это праздник Валентина.

К нам пришел веселый праздник

Льется музыка кругом

Мы сегодня этот праздник

Днем влюбленных назовем.

В этот день принято дарить «валенинки» и романтические подарки (показать детям различные «валентинки»).

Воспитатель: А вы кого любите больше всего на свете?

Дети (отвечают): маму, папу.

Воспитатель:Я предлагаю вам сделать «Цветочек – валентинку» для своих родителей.

Хотите сделать сюрприз своим родителям?

Дети: Да!

Пальчиковая игра: «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь садимся за столы. У вас на столе у каждого лежат сердечки, какого они цвета? Мы составим из этих сердечек композицию.

Выполнение работы.

Воспитатель: Какие же вы, молодцы! Вашим мамам и папам обязательно понравится ваш подарок.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

для детей 4-5 лет

срок реализации: 1 год

Образовательная деятельность:

художественно-эстетическое развитие

Программа по дополнительной образовательной платной услуги «ВОЛШЕБНАЯ  БУМАГА» |

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I

Целевой раздел Программы

1.1

Пояснительная записка

1.2

Цели и задачи реализации Программы

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

1.4

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

1.5

Планируемые результаты освоения Программы

1.6

Формы подведения итогов

II

Содержательный раздел Программы

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка в Программе

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

2.2

 Проектирование образовательной работы по программе

2.3

 Описание вариативных форм. Способов, методов и средств реализации Программы

III

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение

3.2

Материально-техническое обеспечение образовательной программы

3.3

Научно-методическое обеспечение образовательной программы

3.4

Время и сроки реализации образовательной программы

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

IV

Дополнительный раздел

V

Литература

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. В настоящее время развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев. Наши пальцы связаны с мозгом, речевым центром. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания

  • заставляют ребенка думать. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта - учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.

Образовательная        программа        «Волшебная мастерская»реализуется        на основании:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

  1. Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. №706;

  1. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

  1. Приказа Министерства образования и науки России от 13.01.2014г. №8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»;

  1. Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
  2. Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ;

  1. Федерального закона от 08.05.2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи

с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Образовательная программа «Волшебная мастерская» углубляет задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

1.2. Цели и задачи реализации       Программы

Цель Программы:

создать педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник и приемов рисования и работы в несложной технике с нетрадиционным материалом.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Способствовать развитию воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук;

  1. Создавать условия для познавательных психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; развития речи детей.

  1. Содействовать формированию произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

4. Создание благоприятных условий развития детей        для        практических

умений и навыков;

поисковой деятельности, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

5.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.3. Принципы построения программы:

  1. принцип сознательности, творческой активности самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

  1. принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения, улучшению зрительной памяти, как выражение комплексного подхода;

  1. принцип связи обучения с жизнью;

  1. постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии. Теоретико-методологическую основу Программы составили: гуманитарный и системно-деятельностный   подходы.   Гуманитарный   подход   в   качестве основной профессионально-педагогической ценности выдвигает конкретного человека, – как высшее достижение мира, – его внутреннее пространство, специфику    индивидуального    процесса    познания,    множественность

прочтений одной и той же личности. Гуманитарность в контексте ФГОС рассматривается нами как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включенности ребенка в активную деятельность. В связи с чем, в Программе системообразующим является системно-деятельностный подход.

Теоретико-методологическая основа Программы сходна с ФГОС начального образования, что позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка

  • школьному обучению, развития его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

1.4. Характеристики особенностей развития детей 3-5 лет

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать

лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

1.6.Планируемые результаты освоения детьми программы

  1. Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции;
  2. Выражает положительные эмоции, создавая сказочные образы;
  3. Аккуратно наклеивает изображение;
  4. Развивает мелкую моторику;

  1. Умеет высказывать суждения связанные с изобразительной деятельностью, стремится к содержательному общению;
  2. Значительно повышает уровень развития творческих способностей;
  3. Расширяет и обогащает художественный опыт;
  4. Формирует умения взаимодействовать друг с другом;

  1. Овладевает простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

1.6. Формы подведения итогов

  1. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
  2. Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке.

  1. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

  1. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.

  1. Содержательный раздел Программы 2.1.Описание образовательной деятельности
  • соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание воспитательно–образовательной работы с детьми от 3 до 5 лет охватывает следующие образовательные области:

– социально – коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно – эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Образовательная область «Социально  коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений; общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, становление

самостоятельности. Формирование семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу,

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное        развитие:        формирование        представлений        о        предмете        как

таковом        и        как        о        творении        человеческой        мысли        и        результате        трудовой

деятельности;

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- развивать продуктивную деятельность детей(рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • способствовать развитию детского творчества;  − приобщать к изобразительному искусству;
  • развивать конструктивные навыки;

  • развивать первичные представления о моделировании; Реализация задач данной образовательной области происходит в следующих

 видах образовательной деятельности:«Рисование»,«Аппликация»,«Лепка», «Конструирование», «Музыкальная деятельность».

Содержание психолого-педагогической работы

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Для детей от 3 до 5лет

Изобразительная

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на

деятельность

красоту   окружающих   предметов,

объектов природы

(растения, животные), вызывать чувство радости.

Формировать интерес к занятиям изобразительной

деятельностью. Развивать умения в рисование, лепке, аппликации

изображать простые предметы и

явления, передавая их

образную выразительность. Развивать умение  видеть красоту

основной формы предмета, его частей, цвета. Включать в процесс

обследования движения обеих рук по предмету, охватывание его

руками.

Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки), одежде детей.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).

Формировать умение создавать как индивидуальные, так и

коллективные композиции        в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т. п.).

Продолжать развивать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышцы пальцев; добиваться свободного движения рук и с карандашом и кистью во время рисования. Формировать умение набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.

Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый,

голубой, серый). Обращать вниманиедетей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.

Приобщать детей к декоративной деятельности: украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Закреплять навыки ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап,

кап...»,.изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик.). Подводить детей к

изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик

  • др.).

Формировать умение создавать не сложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых ит.п.(в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.), располагать изображения по всему листу.

Лепка

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах пластилина. Формировать умение раскатывать комочки

прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы,

используя палочку с заточенным концом (стек); учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку,

детей лепить несложные предметы из нескольких частей

(неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять

вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки

водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость

от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать

интерес к этому виду деятельности, предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.

Аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на

специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.

Вызывать у детей радость от созданного ими изображения.

Формировать навыки аккуратной работы.

Создавать в аппликации на бумаге разной формы не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.

Конструирование        Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Располагать кирпичики, пластины вертикально (вряд, по кругу, по периметру четырех угольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей

  • созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами—кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

-Продолжать развивать умение детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету:

дорожка и дома— улица; стол, стул, диван — мебель для кукол.

  • Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

2.2. Проектирование образовательной работы по программе

3-5 лет

Совместная со взрослым деятельность

Самостоятельная

Совместная

деятельность детей

деятельность

Образовательная

Режимные

с семьей

деятельность

моменты

Формы организации детей

Индивидуальные, подгрупповые, групповые

Индивидуальные, подгрупповые

Беседа

Проблемные

Игры

Беседа

Рассказ

ситуации

(дидактические)

Консультации

Объяснение

Развивающие игры

Интегрированная

Информационные

Игровые и творческие

Объяснение

детская

листы

задания

Выставка

деятельность

Родительский клуб

Выставочный зал,

произведений

Продуктивная

Выставки

краеведческий музей,

автора

деятельность

Экскурсии

детскую картинную

Рассматривание

Рассматривание

Детско-

галерею

произведений

иллюстраций

родительские

Мультимедийные

искусства

Рассматривание

проекты

материалы (слайд-

Выставка

картин

Совместное

презентации по

произведений

Игры с правилами

художественное

изобразительному

Посещение

Выставки

творчество

искусству)

выставочного зала,

творческих работ

детской картинной

галереи

Тематическое планирование по программе дополнительного образования

«Волшебная мастерская»

Совместная

Совместная

Режимные

деятельность

Самостоятельная

деятельность с

моменты

педагога с

деятельность детей

семьей

детьми

Февраль

ОД

Рассматривание

Аппликация из ватных

Конкурс для

альбома

дисков «Заяц»

родителей

«Животные

«Кормушка для птиц»

зимой»

ОД

Беседа о маме

Аппликация «Сердечко для

Вручение

Мамочки»

валентинок мамам

Беседа «Наша

Рассказ о защитниках

Аппликация

Спортивное

армия»

Отечества

«Открытка для папы»

развлечение

«Мы - будущие защитники»

Беседа « Берегите

Просмотр

 Пластинография

Папка-передвижка

птиц»

презентации

«Синицы на рябине»

«Птицы зимой»

Птицы зимой»

Март

Беседа « Моя

Пение песен о

Сюжетная аппликация

Праздник «Мамин

мама самая…»

маме, чтение

«Мимоза»

день»

стихов

ОД

Игра «Рыбки

Лепка «Золотая рыбка»

Выставка работ

плавают в

«Золотая рыбка

   водице»

Чтение

Рассматривание

Аппликация из ватных

Конкурс «Цветы из

стихотворения

весенних цветов

дисков  «Подснежник»

бросового

«Подснежник»

материала»

ОД

Работа в

Рисование «День рождение

Консультация

природном

Зайки»

«Этикет для

уголке

детей»

Апрель

Чтение рассказа

Просмотр

Пальчиковое рисование

Выставка работ

«Весна-Красна»

презентации

«Капель»

«Капель»

«Весна в

природе»

ОД

Рассматривание

Аппликация из пластилина

Оформление уголка

альбома «Космос»

 «Удивительный космос»

по теме «Космос 

глазами детей»

Беседа о

Игра – эстафета

Аппликация из бумаги

Консультация на

насекомых

«Летают-

«Божья коровка»

тему: «Фокусы из

ползают»

бумаги»

Рассказ

Просмотр видео

Объемная композиция

Выставка работ

о Пасхе

«Что мы  

«Пасхальная курочка»

празднуем?»

Май

Рассказ о Дне

Слушание песен

Изготовление подарков

Совместная поездка

Победы

о ВОВ

ветеранам «Салют»

с родителями к

вечному огню

ОД

Просмотр

Объемная аппликация из

Выставка работ

презентации

салфеток «Одуванчик»

«Одуванчик»

«Весенние

цветы»

Беседа о насеко

Рассматривание

Монотипия «Бабаочка»

Выставка работ

мых

иллюстраций

ОД

Игра «Чудесный

Рисование свечой «Мы –

Выставка работ «Мы

мешочек»

волшебники!»

– волшебники!»

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

При реализации программы используются следующие методы и приемы:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);

  • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

  • практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  • частично-поисковый;

  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;
  • мотивационный (поощрение);

  • жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу)

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Кадровое обеспечение парциальной программыдополнительного образования

Воспитатель        должен        обладать        основными        компетенциями        в        организации

различных        видов        деятельности        и        общения        воспитанников;        организации

образовательной деятельности по реализации программы; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

  • работниками образовательного учреждения; владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их.

3.2. Материально-техническое обеспечение

образовательной программы:

  1. Программа кружковой работы, календарно-тематический план.

  1. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
  2. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4.Учебно-наглядные        пособия:        образцы        готовых        изделий        и        работ,

технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,компьютерные презентации.

  1. Материалы и инструменты: краски, гуашь, кисти, клей ПВА, салфетки, цветные карандаши, цветная бумага, альбомные листы, цветной картон, пластилин, заготовки из природного материала, вата, нитки, ватные палочки, мука, яичная скорлупа, пшено, рис, манка.

3.3. Научно-методическое обеспечение образовательной программы

  1. Алябьева Е.А. – Читаем детям 3-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2009

  1. Волчкова В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.

3.        Венгер        Л.А.        Воспитание        сенсорной        культуры        ребенка                М.:

«Просвещение», 2005.

  1. Грибовская А.А  Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях). М.: Развитие,

2005.

  1. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.: МИПКРО, 2001.
  2. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2003.

  1. Давыдова Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.

  1. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,2005
  2. Казакова Т.Г. Рисуем натюрморт (5-8 лет). – М.: Карапуз,2003.

3.4. Время и сроки реализации образовательной

программы

Программа рассчитана на один год работы с детьмисредней группы (27 недель в год).

Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий: с детьми 4-5 лет (15-20 мин.). Общее количество занятий в год составляет: 36 занятий с детьми.

Данные формы ОД реализуются также в режимных моментах: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей.

Формами организации жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы являются беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, развлечения и т.д.Данная деятельность соответствует требованиям СаНпин.

Формы образовательной деятельности

Формы

Примерный объем

Формы работы

организации

(в неделю)

детей

ОД, осуществляемая в ходе режимных моментов

Беседа

Групп.

15 мин.

Ситуативный разговор

Подгр.

Дид/игра

Инд.

Сюжетно – ролевая игра

Продуктивная деятельность

Прогулка

Чтение художественной литературы

Самостоятельная деятельность детей

Во всех видах самостоятельной детской

Подгр.

10 мин.

деятельности

Инд.

Совместная деятельность с родителями

Праздники

Групп.

Досуги

Подгр.

Развлечения

Инд.

Проекты

Совместная деятельность с детьми

Беседа

Инд.

Ситуативный разговор

Подгр.

Дид/игра

Групп.

Сюжетно – ролевая игра

Продуктивная деятельность

Прогулка

Чтение художественной литературы

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной

  • группе детского сада создан центр изобразительной деятельности. Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр

объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой).

Материалы центра, связанные с развитием изобразительной деятельности, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми.

В центре достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом.

Для демонстрации детских работ имеется «Стена творчества». Она расположена непосредственно в раздевальной комнате. Данная стена оформляется работами детей.

Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.

Важным для детей младшего дошкольного возраста является фонд различных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры «Чудесный мешочек». Есть игры, способствующие развитию точности и восприятия; игры по типу пространственного моделирования.

Группа оформляется материалами, отражающими осваиваемое содержание какой-либо темы.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа дополнительного образования«Волшебная мастерская», обеспечивает развитие творческих способностей детей 4-5лет.

Реализация        Программы        способствует        развитию        у        детей        творческого        и

исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Характерные особенности данной Программы: направленность не на занятие, а на развитие ребенка, приобретение практических умений; присутствие

доброжелательной, творческой атмосферы; работа по развитию творческих способностей проводиться в игровой форме.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел состоит из пояснительной записки,описания планируемыхрезультатов освоения Программы, форм подведения итогов. В пояснительной записке отражена актуальность, характерные особенности и задачи Программы.

Содержательный раздел определяет общее содержание Программы,описание форм работы с детьми.

Организационный разделкадровое обеспечение,время и сроки реализацииПрограммы, организацию предметно-развивающей среды, форм отчетности, список литературы.

V. ЛИТЕРАТУРА

Чтение художественной литературы:

  1. Виноградова Н.Ф. Придумай и расскажи. Дидактические материалы. М.: Вентана – Граф, 2007
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи.- М.: Линка – Пресс, 2003

Художественное творчество:

  1. Алябьева Е.А. – Читаем детям 3-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2009

  1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;

  1. Волчкова В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.

  1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: «Просвещение», 2005.
  2. Грибовская А.А  Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях). М.: Развитие,

2005.

  1. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;
  2. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 2017.

  1. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

  1. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2003.

  1. Давыдова Н.А.Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.

13.Комарова        Т.С.        Детское        художественное        творчество                М.:        Мозаика-

Синтез, 2005.

14.Комарова        Т.С.,        Размыслова        А.В.        Цвет        в        детском        изобразительном

творчестве. – Изд.: Педагогическое общество России, 2005.

15.  Кошелев  В.М.  «Художественный  и  ручной  труд  в  детском  саду»,  М:

«Просвещение»,2002 г.;

16. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002.;

17.  Куцакова  Л.В.  «Конструирование  и ручной труд  в детском  саду»,  М:

«Просвещение»;

  1. Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-

Пресс, 2000.

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

  1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – Изд.: Карапуз, 2008.

  1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-дидактика, 2007.

  1. Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевром мировой живописи. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.

  1. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2001.ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).
  2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. –

Каро, 2007.

  1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 2006г.

  1. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» /Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. – М.: Педагогическое общество России, 2000.