Главные вкладки

    Моим коллегам

    Я верю, что ничто не проходит бесследно,

    и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящего и будущего. А.П.Чехов

    Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         Министерство образования Московской области

    ГБОУ СПО

      «Московский областной колледж искусств и технологий»

    Практико-значимый проект

    Проблемный семинар на тему:

    «Использование артпедагогических технологий

    на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста»

    Автор- составитель:

    Преподаватель ГБОУ СПО МОКИТ

    Пономаренко Н.И.

    Егорьевск, 2012

    Цель: теоретически и практически выявить психолого-педагогические и методические условия эффективности использования артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста.

    Задачи:

    Актуализировать и расширить теоретические представления участников семинара о сущности артпедагогики как педагогической технологии;

    Выявить особую роль артпедагогической технологии в процессе музыкальной деятельности с детьми школьного возраста;

    Раскрыть прикладные аспекты и условия эффективной реализации артпедагогической технологии в различных сферах музыкальной деятельности (вокальной, коррекционно-профилактической).

    Оборудование: рояль, ноутбук, проектор, музыкальные инструменты детского оркестра, фото- и видеокамера.

    План работы семинара.

    Регистрация участников.

    Открытие семинара.

    Теоретический блок, состоящий из 3 докладов:

    «Артпедагогика как особое направление педагогики, её сущностные особенности и возможности».

    «Роль педагогически организованной музыкальной среды в гармонизующем воздействии обучения и воспитания».

    «Артпедагогические приёмы и техники в индивидуальной вокальной работе»

    Практический блок, включающий 3 открытых урока:

    2 урока по вокалу,

    урок по дисциплине «Практикум по коррекционно-профилактической деятельности педагога-музыканта

    Круглый стол по итогам семинара.

    Закрытие семинара.

    Ход семинара.

          Открытие семинара. Заместитель директора по УМР Подкопаева О.А поприветствовала гостей и участников семинара. В своем выступлении она отметила, что  на семинаре присутствуют учителя музыки общеобразовательных и коррекционных школ, преподаватели вокала дворцов культуры, центров внешкольной работы, заострила внимание на актуальности  выбранной темы, т.к. именно искусство способно творить чудеса в развитии как здоровых, так и детей с ограниченными возможностями. В ходе работы семинара будут рассмотрены вопросы использования артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми. Далее Подкопаева О.А познакомила участников семинара с регламентом работы, отметив, что семинар состоит из двух блоков: теоретические доклады и открытые уроки. Она пожелала всем плодотворной работы, выразила уверенность, что совместная деятельность в ходе семинара даст новый импульс творческой работе педагогов, повысит профессиональное мастерство участников, пополнив их методическую «копилку» новыми приемами и техниками артпедагогики, принесет радость общения.

           Выступление Подкопаевой О.А., кандидата педагогических наук, зам. директора по УМР: «Артпедагогика как особое направление педагогики, её сущностные особенности и возможности».

           В своем выступлении докладчик подробно остановилась на теоретических вопросах артпедагогики, раскрыв ее цель, задачи, преимущества перед другими формами работы с детьми. Она отметила, что артпедагогику можно назвать ответом решения гуманистических задач воспитания и образования, выделила несколько направлений использования искусства в работе педагога: психофизическое (коррекция психосоматических нарушений), психотерапевтическое (воздействие на эмоциональную сферу) и социально-педагогическое. Использование средств артпедагогики дает возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин, что снижает учебную перегрузку детей; способствует овладению учеником механизмами самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения.

          Выступление Игнатьевой И.Н., заслуженного учителя России, преподавателя психолого-педагогических дисциплин:

           В своем выступлении докладчик подчеркнул, что одним из базовых свойств музыки является ее способность создавать полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими  параметрами, оказывающими сильное формирующее и воспитательное воздействие на человека. Особенностью воздействия музыкальной среды является ее уникальная способность проникновения во внутренний мир слушателя. Музыка, минуя сознание человека, напрямую воздействует на его подсознание. Вот почему гармоничная музыкальная среда является важнейшим фактором воспитания души, формирования психического и физического здоровья народа, особенно детей. Далее докладчик остановился на ведущей роли педагога-музыканта в организации музыкальной среды, на ее составляющих компонентах.

                Выступление Пономаренко Н.И., преподавателя вокала:

    «Артпедагогические приёмы и техники в индивидуальной вокальной работе»

           В своем выступлении докладчик остановился на прикладных аспектах эффективной реализации артпедагогической технологии на уроках, связанных с пением, и подчеркнул, что составными частями музыкальной артпедагогики являются вокальные и дыхательные тренинги, расшифровав их развивающие, обучающие  и коррекционно-оздоравливающие функции.      

         

     Практический блок.

    Открытый урок по вокалу Пономаренко Н.И. «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

           Преподаватель познакомила слушателей семинара с реализацией артпедагогических приёмов и техник в индивидуальной вокальной работе с детьми младшего школьного возраста. Процесс распевания представлял собой музыкальную историю, в которую органично вплетались вокальные упражнения. На уроке это можно использовать, как игру с детьми в «радио спектакль». Метод вокализации и дыхательные тренинги, вокальная «звукопись» и метод «эмоционального тренинга», элементы сценического искусства и поэзия. Вот перечень приемов и техник, продемонстрированных преподавателем на уроке.

           Открытый урок по вокалу Щедриной Л.А. «Использование методики   С. Риггса в вокальном развитии и эмоционально-речевом раскрепощении детей и подростков».

           Всемирно известная методика С. Риггса, используемая преподавателем, способствует не только вокальному развитию студентов, но и эмоционально-речевому раскрепощению детей. Школа С. Риггса поможет овладеть приемом "пения в речевой позиции", который позволит пользоваться при пении голосом так же легко и свободно, как и во время разговора. На уроке были продемонстрированы приемы и техники пения в речевой позиции, упражнения Сета Риггса, которые позволяют свободно и чисто петь на протяжении всего диапазона.

           Открытый урок по дисциплине «Практикум по коррекционно-профилактической деятельности педагога-музыканта»  Желтовой С.С. «Система музыкальных упражнений в коррекционно-профилактической работе с детьми». Преподаватель познакомила слушателей семинара с прикладными аспектами и условиями эффективной реализации артпедагогической музыкальной деятельности в коррекционно-профилактической работе с детьми.

         Студентам был предложен пример коррекционного музыкального занятия по профилактике депрессивного состояния  детей младшего школьного возраста. Вместе с преподавателем студенты обсудили очередность музыкальных упражнений и испытали на себе их действенность. На занятии они поочередно были то детьми, то руководителями. Студенты и слушатели семинара познакомились с основными моментами коррекционно-профилактического занятия: ритуалами приветствия и прощания, психогимнастической разминкой, рецептивной и активной музыкотерапией, включающей игру на детских музыкальных инструментах, танцевальными упражнениями. Все занятие было объединено темой «Полет в космос». Для облегчения восприятия информации узловые моменты урока дублировались на экране мультимедийной презентацией.

           Круглый стол по итогам семинара. Участники семинара  обменялись мнениями по обсуждаемой проблеме, разрешили все возникшие вопросы. В своих выступлениях они отметили  пользу таких семинаров с точки зрения получения актуальной информации по эффективному использованию современных образовательных технологий, в данном случае  артпедагогики, на музыкальных занятиях, высказали пожелание о проведении похожего семинара для преподавателей музыкальных инструментов. Слушатели выразили большую благодарность преподавателям колледжа за прекрасные полезные доклады и открытые уроки.

           Закрытие семинара. Заместитель директора по УМР Подкопаева О.А. поблагодарила всех участников семинара, отметив, что в нем приняли участие более 20 представителей разных районов и городов Подмосковья, предложила  продолжить сотрудничество педагогов разных учебных заведений на базе колледжа, преподаватели  которого  будут  организовывать и проводить всевозможные  семинары.

           По окончании все участники семинара получили сертификаты. 

    ЛИТЕРАТУРА

    Иванов В. Физвокализ: в гармонии с собой // Электронный ресурс: Код доступа / http://www.mosoblpress.ru/38/18935

    Карпова Т.А. Звукотерапия. / Т.А. Карпова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 269 с.

    Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники./  В. П. Морозов – М., 2002.– 496 с.

    Неретина Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями: http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/ispolzovanie_artpedagogicheskih_tehnolog/read_online.html?page=1   

    Сергеева Н. Ю. Артпедагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a198.php 

    Тарасова Е. Г. Целительные силы искусства. Артпедагогические техники и приемы. Метод. пособие /Е.Г. Тарасова – Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49 с.

    Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С. В Шушарджан. –  М., 1998. –  363 с.

    Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. –  М., 2008. –  376 с.:  http://strelnikova.ru



    Предварительный просмотр:

         Министерство образования Московской области

    ГБОУ СПО

      «Московский областной колледж искусств и технологий»

    Методический доклад

    Артпедагогические  приемы и техники

    в индивидуальной вокальной работе.

         

                                                                                              Автор:

     Пономаренко

     Надежда Ивановна,

    преподаватель

    МОКИТ

    Егорьевск, 2012г

     

            Составными частями музыкальной артпедагогики являются вокальные и дыхательные тренинги. 

             Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека, а точнее все его тело. Основной целью вокального развития является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма. Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного воздействия. Об этом знали еще наши предки. В античные времена участвовать в хоре считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком, ритмом, дыханием не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека. 

           Метод вокализации - универсальное средство развития и самовыражения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Причем действие музыки  рефлекторно, оно не контролируется нашим сознанием. Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие, которое    выражается  в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

           Наш голос всегда вибрирует, когда  звучит (при разговоре, пении, шепоте).     Только 15 - 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние  вибраций и вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Управляя собственным голосом при помощи различных тонов и гласных звуков, мы имеем возможность «настраивать» наш организм так же, как это делает настройщик с роялем при помощи камертона, входя в резонанс с самим собой, возвращая пением собственному телу здоровые вибрации.      Кроме прямого воздействия на организм, резонанс имеет еще одно удивительное свойство: способность к формообразованию. Под воздействием гармоничных звуков молекулы жидкости выстраиваются в симметричные узоры, круги, звезды, «снежинки». А какофония «рисует на воде» малопривлекательные, и даже отталкивающие картины. Человеческий организм состоит из воды на 80%, и потому, хотим мы этого или нет, окружающие нас звуки имеют колоссальное влияние не только на нашу психику, но и на наше физическое тело. Ученые установили, что дисгармоничные звуки агрессивной окружающей среды (особенно в крупных городах) разрушительно действуют и на мозг, и на организм в целом. И лучший способ вернуть себе утраченную гармонию – пение,  но не всякое пение. Сочетание определенных ритмов и большой громкости звучания рок – музыки воздействует на область нашего мозга, которая отвечает за восприятие внешней информации, и оказывает негативное действие, снижая порог действительности,  вызывает истощение, панику. Установлен «механизм передачи эмоций – изменение частотного расположения обертонов голоса: при выражении радости обертоны гармоничны, а при гневе – дисгармоничны. Поскольку гнев в рок-музыке выражен наиболее сильно, этим и объясняются  ее разрушительные для психики человека воздействия» [3] .

         А.И.Попов - создатель  системы совершенствования голоса  «Физвокализ» для восстановления своего голоса, утраченного после  тяжелейшего заболевания горла, вместо пения он стал читать вслух стихи своих любимых Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета! [1]. Но чтение было лишь первым шагом на пути создания системы. Оказалось, "воспитать" в себе голос можно, научившись управлять определенными мышцами, которые напрямую связаны с пением и речью. Например, для того чтобы ваш голос был упруг и звонок, нужно всегда сидеть, держа спину прямо, втянув низ живота и говорить "грудью". Правильное звучание создаёт особую звуковую волну, которая, пронзая человека от макушки до пят, массирует не только каждый внутренний орган, но каждую мышцу и даже клеточку его тела.  После многочисленных исследований был найден оптимальный комплекс физических упражнений, при которых голосу придается как бы новое звучание. По мнению Попова, осмысленный подход человека к своему организму как биооргану, применение физвокальной тренировки поможет осуществить давнюю мечту людей - достижение духовного и физического совершенства.

        О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых, а лучше пропетых собственным  голосом люди знали со времен самых древних цивилизаций. Самый простой пример: получив травму, человек стонет, не потому, что хочет позвать на помощь. Как теперь выяснялось, стоны имеют эффект анестезии, возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя активность других. Стоны стимулируют выброс в кровь эндорфинов, которые по болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз[2]!

         Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их пропевания), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

    звук "А"– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь, немедленно вызывает расслабление;

    звук "И" – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

    звук "О" – способствует устранению проблем с сердцем;

    звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки; улучшает дыхание; 

     звук "М" - снимает стресс, дает возможность полностью расслабиться;

    звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;

    Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:

    "ОМ" – снижает кровяное давление;

    "УХ", "ОХ", "АХ" – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии [2].

          Таких сочетаний очень много и перечислять их просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произнесении.

          Исследования в этой области доказали, что наиболее эффективным и безопасным, в качестве источника целительного звука, является голос.

       Одним из направлений звукотерапии можно считать  рифмотерапию, словесное искусство. Давно известно, что ритмическая речь оказывает мощное воздействие на психику. Стихотворные формы, песни способны возбуждать или успокаивать человека. Они помогают расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень. В Гетингемском университете (Германия) провели эксперимент: на группе добровольцев испытывали эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов – сон был крепким и глубоким. Рифмотерапия  активизирует артикуляционный аппарат, улучшает   дикцию. Ее можно использовать как своеобразную артикуляционную гимнастику, конечно при условии эмоциональной работы. Необходима активная естественность, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала». Артикулируя, проговаривая, мы развиваем деятельность мозга, больше половины размера которого занимают зоны, связанные с речью.

         Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.  Давно известно, что пение - это лучшее дыхательное упражнение: тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.  На уроках мы занимаемся так называемой парадоксальной дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой, известной далеко за пределами нашей страны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. Нам же она помогает научиться правильно дышать во время пения, развивает мышцы, участвующие в голосообразовании,  звонкость голоса, его выносливость. В гимнастике  есть упражнения для  тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой маятник»), играющей важную роль в пении. Эти же упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костной системы: грудной клетки (ее патологических изменений), в некоторых случаях — позвоночника (сколиозы, лордозы, кифозы), а также для увеличения подвижности  суставов [5].

         Итак, подведем итоги.  Пение как весьма эффективная коррекционно-развивающая методика,  содержащая  в себе   музыкотерапию,  звукотерапию, словотерапию, рифмотерапию, воздействует на весь организм  в   целом.   В процессе пения происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации, укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки[4]. По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться по другим предметам.

          Мы используем на занятиях определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и коррекционные задачи. Это могут быть, например:

    элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;

    упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика;

    интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова;

    упражнения физвокализа А.И.Попова

        Артпедагогические приёмы и техники, используемые на уроках вокала, очень разнообразны: вокальные и дыхательные тренинги, музыкальные сказки, «рисование» голосом («звукопись») и т.д. Мы обращаемся к разным видам искусства: живопись, поэзия, театр, кинематография, архитектура. Каждый из них обогащает урок  новыми неожиданными  красками, способствует более эмоциональному исполнению вокальных произведений.

    Петь может и должен каждый, так как проблема пения глубоко научна.

         Научными исследованиями доказано, что  «просто» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека.  Оно активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

    ЛИТЕРАТУРА

    Иванов В. Физвокализ: в гармонии с собой // Электронный ресурс: Код доступа / http://www.mosoblpress.ru/38/18935

    Карпова Т.А. Звукотерапия. / Т.А. Карпова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 269 с.

    Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники./  В. П. Морозов – М., 2002.– 496 с.

    Тарасова Е. Г. Целительные силы искусства. Артпедагогические      техники и приемы. Метод. пособие /Е.Г. Тарасова –  Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49 с.

    Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма/ С. В Шушарджан. –  М., 1998. –  363 с.

      Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е       изд. –   М., 2008. –  376 с.:       http://strelnikova.ru



    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области

    ГОУ СПО  «Московский областной колледж искусств и технологий»

    Открытый урок

    по дисциплине       «Вокальный класс»

     

    Тема: Использование элементов артпедагогических технологий

    в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста

    Преподаватель:

    Пономаренко Н. И.

    Студентка  41 гр.:

     Юлия В.

       24.10.2012г.

    .

    г. Егорьевск  

    Тема урок: Использование элементов артпедагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста.

    Цель урока:  Освоение приемов и методов артпедагогики в практической певческой деятельности студента.

    Задачи урока:

    Образовательные

    - обеспечить усвоение студентом  знаний методов и техник арттехнологий, используемых на уроках вокала;

    - обеспечить усвоение студентом знаний об особенностях использования арттехнологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста;

    -    обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;

    2. Развивающие –     создать условия  для развития у студента

    -   осознанных вибрационных ощущений певческого процесса

    -   активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

    - эмоционально - образной сферы  психологических процессов         (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

    -    нижнереберно-диафрагматического дыхания.

    3. Воспитательные  - создать условия для

    -   воспитания сознательного подхода к обучению;

    -   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

    Тип урока: комбинированный.

     Методы работы: 

     по источнику знаний:

         наглядные  –  наглядно - иллюстративный, показ;

         словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

        практические  –  упражнения, практические задания;

    по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

    Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа.

    Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, арттехнологии, здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности;

    исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

    Межпредметные связи: сольфеджио, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, методика музыкального воспитания, практика

    Оборудование: фортепиано,  зеркало

    Используемая нотная литература:        

    1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .

    2.  Теремок: русская народная песня [Ноты]: "Стоит в поле теремок...": для голоса в сопр. фп. // Ступеньки музыкального развития : пособие для музык. рук. и воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. А. Дубровская. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2004 . - ISBN 5-09-013236-4   http://www.rlib.yar.ru:8088/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe 

    Ход  урока.

    I.Объявление темы, цели и задач урока.

    II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

    1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).          

    2.Распевание. Использование упражнений:

    - интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

    - упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных       навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

        Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления на примере скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев и т.д. Все упражнения вплетаются в музыкальную историю-сказку.

          Урок сегодня необычный. Мы показываем принципы вокальной работы с детьми младшего школьного возраста. Дети не любят распеваться, профессиональные упражнения скучные. Поэтому с детьми поют попевки, но можно поступать и по-другому. Как, мы сейчас покажем. Наши студенты – это будущие учителя музыки, которые практически должны владеть различными технологиями: формирования певческой культуры школьника; приемами и техниками артпедагогики,  здоровьесбереженья арттерапевтической направленности процессов обучения.

           Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Делаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос». Вопрос студенту: Объясните, какую цель преследует этот вид работы? – Настройка дыхательного аппарата на правильное певческое дыхание, развитие мышц, участвующих в голосообразовании, развитие  звонкости голоса, его выносливости.

         Сегодня  «певческая установка» - это одно из упражнений физвокализа: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый « столб достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно напевать. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

          А теперь наш класс превращается в луг. Две веселые подружки, две подружки-хохотушки пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. Их внимание привлек странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («тр-р», в высокой тесситуре -  «машина едет в горку»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле).

           Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал  октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шеи - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли  («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ежик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает («и-а» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I)! Девочки решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой.

         Идти было скучно. Дорогой подружки придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).

    Обращение к студенту: Объясните, какова цель этих последних упражнений? –  Развитие   мимических мышц, активности артикуляционного аппарата.

      А потом девочки стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.

           Подвести студента к постепенному осмыслению  своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной  задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

           Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. К сочинению таких историй можно привлечь детей, давая им задания уже с определенными персонажами. Возможно, они придумывают их сами, а на уроке будут «рассказчиками – руководителями» процесса распевания. Остальные дети будут озвучивать эту историю.

    Обращение к студенту: Как Вы думаете, какие цели может преследовать такая работа? – Развивающие цели. Помимо развития определенных вокальных навыков, будут развиваться и воображение, мышление, память ребенка.

      3. Работа   над  исполнением вокализа (Ф. Абт. Вокализ №13).

          Эту методику можно использовать при работе над любым произведением, ставя определенные цели, в зависимости от тесситуры «рисуя» звуком разные картины, образы.   Поем вокализ, каждая фраза которого исполняется  различными звуками, развивающими разные виды резонирования, с разным эмоциональным подтекстом. Напоминание о певческой установке - « столб достоинства».

         Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

    4. Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (Русская народная песня «Теремок»). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).

          Студентка «превращается в учителя музыки» и показывает  русскую народную песню «Теремок», а затем выразительно читает текст первого куплета.

          Обращение к студенту: Мелодия развивается волнообразно, плавно. Докажите необходимость скачков, которые появляются в мелодии? - В первой части песни в конце каждого предложения интонация повышается, а в мелодии появляется небольшой интервал - мелодия «рисует» устремленный ввысь терем. Вторая начинается с вопроса и появляется восходящая кварта, подчеркивающая эту вопросительную интонацию.

         При работе с детьми на это нужно обратить внимание. К теремку приходят разные звери. Как мы можем показать это? – Меняя тембр, слегка изменяя звуковедение: изображая квакушку, петь чуть «холодноватым» звуком, почти нон легато (лягушка прыгает), лисичку -     «сладким», очень плавно (легато).  

          Работая над выразительным исполнением песни, музыкальной характеристикой каждого персонажа, может быть,  инсценируя песню, необходимо зрительно представить каждый образ. Например, лисичка рыжая, красивая, очень гибкая и т.д. Это еще больше сконцентрирует внимание детей на эмоциональности исполнения.

            При работе над текстом, над активной подачей слова, какие еще приемы и методы можно использовать? – Утрированное произнесение текста; как подготовительный этап  работы по активизации артикуляционного аппарата – артикуляционную гимнастику (Приложение №2), мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру. Показать один из данных приемов (по выбору студента), а затем исполнить песню с показом дыхания.

    III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

    Приложение №1.

               Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

      Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

          Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

    восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

    улучшают дренажную функцию бронхов,

    положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

    повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

    улучшают нервно - психическое состояние организма.

         Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.  Мы делаем по 32 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

         Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

     Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

         Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

    Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

    Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

    Приложение №2.

                         Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

             «Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

     «Щеточка»: Сделайте языком круговые движения  между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.

     «Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю  губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

            «Лошадка»: Пощелкайте         языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

           «Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.

            «Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

     «Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-назад-влево-вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

          Исполнение упражнений, связанных  с работой губ и открытием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

    ЛИТЕРАТУРА

    Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

    Иванов В.. Физвокализ: в гармонии с собой: http://www.mosoblpress.ru/38/18935

     Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е       изд. –   М., 2008:       http://strelnikova.ru