Главные вкладки

    Моим студентам и учащимся

    Дорогу осилит идущий

    1. Учебно- методическое пособие "Гигиена и охрана детского голоса"  для студентов 3 курса

     

    2. Учебное пособие "Классификация голосов"  для студентов 4 курса

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Гигиена и охрана детского голоса.

     Детский  голос  вследствие   малых  размеров   голосового   аппарата сильно отличается от голоса взрослого человека мягкостью, «серебристостью» звучания, ограниченностью силы звука. Работая с детскими голосами, учитель музыки несет большую ответственность за воспитание певчески-правильного здорового голоса детей.

             3.2.Основными правилами работы с детскими голосами являются:

    строгое выдерживание естественного для данного возраста диапазона;

    мягкое,   свободное   от   зажимов   и   форсировки   (чрезмерного напряжения голосового аппарата) пение;

    ограниченная динамика;

    подбор репертуара, доступного по образному содержанию и эмоциям;

    непродолжительность  занятий;

     систематичность занятий.

    Возрастные особенности.

    Способность петь проявляется у детей с двух лет. До семи лет пение сохраняет чисто фальцетный характер. Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Голосовые связки очень тонкие и короткие, поэтому звук детского голоса - высокий. У детей преобладает головной резонатор, грудной развит слабо, поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

    За школьный период голос проходит несколько стадий развития. Они связаны с половым созреванием, физическим и психическим ростом ребенка. Различают четыре основных периодов развития голоса детей:

    Первый период «детский голос». 7-8 лет – 10-11 лет. Голос имеет чисто детское звучание звук нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Перенапряжение в этот период особенно вредно, т.к. приводит к стойкой хрипоте.   При   нормальном   воспитании голос   развивается   хорошо   и   у мальчиков, и у девочек.

    Диапазон звучания – ре1 -до2.

         Внутри  детского периода развития голоса существует так называемый период «расцвета голоса» 9-11 лет. Голос детей начинает звучать особенно хорошо. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Рост ребенка, как и в первом периоде, идет плавно.

     Диапазон звучания – до1 -ми2 (фа2).

    Предмутационный период,   11-12лет, В этот период развитие
    организма идет неравномерно. Общий рост организма опережает рост гортани,
    диспропорция влияет на звучание голоса, который теряет яркость, немного
    сипит.   Уменьшается   диапазон:   верхние   звуки   дети   поют   крикливо,   с
    напряжением, либо избегают их.

     Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос - сим-до2.

    Мутационный период,  13-14 лет — 16-17 лет. 

    Мутация – это переход детского голоса в голос взрослого. У девочек мутация проходит плавно, а порой и вовсе незаметно, что связано с постепенным и равномерным развитием и ростом гортани. У мальчиков наблюдаются резкие скачкообразные изменения в голосе.    Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. В период полового созревания отмечается рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 1\2, а гортань мальчиков - в 2 раза. Наблюдается покраснение и набухание голосовых связок. Усиливается охриплость, сипота. Значительно уменьшается диапазон. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Появляется быстрая утомляемость. Интонация становится неустойчивой. Голоса мальчиков «ломаются». Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому (голос срывается, «петушит»). Занятия пением в этот период должны проводиться в определенном «щадящем режиме»:

    ограниченный диапазон;

    умеренная динамика, не требующая никакого напряжения голосового
    аппарата;

    ограничение по времени;

    дети должны часто отдыхать –  почти столько же, сколько пели (5-10
    минут).

    Если мутация проходит в острой форме, то занятия надо временно прекратить. Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос – сим-до2.

    Послемутационный период, 17-18 лет. Постепенно увеличивается
    диапазон, сила певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные
    ощущения при пении исчезают, идут на убыль сипота и хрипота. В это время у
    поющих еще нет взрослого голоса, он только начинает приближаться к нему по
    силе и тембру. Окончательное формирование голоса заканчивается к 20-ти
    годам, а иногда и позже.

    Диапазон голоса школьников.    Зона, наиболее пригодная для
    слухового восприятия и воспроизведения, называется
    рабочим диапазоном
    голоса.
    Знание особенностей рабочего диапазона поможет учителю правильно
    распределить ребят по голосам в хоре. В начальных классах поющие делятся на
    первые и вторые голоса условно и могут легко меняться партиями. В средних и
    старших классах этого  делать  уже  нельзя.   В   альтовую  партию  учитель
    помещает учащихся с естественными низкими голосами, легко берущих звуки
    до
    1-ре2. В сопрановую партию помещаются школьники с хорошо звучащими
    верхними нотами ми
    1-фа2.

    Диапазоны  голосов

    1-3 класс: ми1 - си1 (до2)

    4-5 класс: 1-ый голос - до-ми2, 2-ой голос - сим - до

     6-7 класс: 1-ый голос – до-ми2, 2-ой голос - сим-до2 (ре2)           мутанты: мим - сим (до1)

     Гигиена голоса. 

    Гигиена голоса - это соблюдение певцом определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.

    Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности.

    Недопустимо длительное пение без перерывов, в не свойственной данному голосу тесситуре, злоупотребление высокими нотами, форсированное звучание.

    Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустимо пение в больном состоянии, а также для женщин во время менструаций.

    Для голосового аппарата вредны резкие смены температуры, жара, холод, пыль, духота.

     Рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного.

    Не следует петь сразу после принятия пищи, т.к. это мешает естественному дыханию.

    Необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков.

    Гигиена голоса неразрывно связана с жизненным режимом и общегигиеническими правилами. Укреплению здоровья голосового аппарата способствует закаливание.

    Материал из учебно-методического пособия «Теоретические основы вокала»



    Предварительный просмотр:

     Классификация голосов.

    Классификация голосов - это разделение голосов на определенные типы. Основная классификация - сопрано, альты, тенора, басы - сложилась в хоровом искусстве в 16 веке в процессе развития многоголосного пения. Эта классификация существует и поныне в хорах. По мере   усложнения   вокального   материала   в   мужских   голосах   выделился промежуточный голос — баритон, и произошло разделение на отдельные виды в каждом типе голоса.

    В настоящее время принято различать:

    сопрано - колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое;

    меццо-сопрано - высокое, низкое;

    контральто;

    тенор - альтино, лирический, лирико-драматический, драматический, характерный;

    баритон - лирический, лирико-драматический, драматический;

    бас - высокий, низкий.

     Колоратурное сопрано - самый легкий и подвижный голос, партия которого содержит обычно много виртуозных пассажей и фиоритур. Диапазон: до1-фа3.

     Оперные партии: Джильда («Риголетто», Дж. Верди),

    Царица ночи («Волшебная флейта», В.Моцарт),

    Розина («Севильский цирюльник», Дж. Россини).

    Певицы: Б.Руденко, В.Фирсова.

    Лирико-колоратурное сопрано - обладает мягкостью, технической подвижностью, напевностью. Диапазон: до1-ми3.

     Оперные партии: Антонина («Иван Сусанин», М.Глинка),

    Людмила («Руслан и Людмила», М.Глинка),

    Снегурочка («Снегурочка», Н.Римский-Корсаков).

    Певицы: А.Нежданова, М.Френи.

     Лирическое   сопрано   -   обладает   мягким,   теплым   звуком, отличается большой ровностью и нежностью звучания.  Диапазон: до1-до3.
    Оперные   партии:   Татьяна   («Евгений   Онегин»,   П.Чайковский),  

     Иоланта («Иоланта»,     П.Чайковский),    

     Микаэла     («Кармен»,     Ж.Бизе).    

     Певицы: Г.Вишневская, М.Каллас, М.Кабалье.

    Драматическое  сопрано  - обладает большой силой звучания. Нижний и средний регистры звучат насыщенно и ярко. Технически тяжелее лирического. Диапазон: до1-до3.

     Оперные партии: Аида («Аида», Дж.Верди),
    Лиза («Пиковая дама», П.Чайковский),

    Земфира («Алеко», С.Рахманинов).
    Певицы: Т.Милашкина, Р.Тебальди, Л. Казарновская.

    Меццо-сопрано   -   отличается   грудным   звучанием   в   нижнем регистре, бархатистостью тембра в среднем, плотным и сильным звуком   в верхнем. Диапазон: лям-ля2.

       Оперные партии: Кармен («Кармен», Ж.Бизе),

    Ольга («Евгений Онегин», П.Чайковский),

    Марина Мнишек («Борис Годунов»,М.Мусоргский).

    Певицы: Е.Образцова, И.Архипова, Т.Синявская, Г.Борисова.

    Контральто - самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем  диапазоне,  звук густой и плотный.   Диапазон:   фам-фа2.      

    Оперные  партии: Ваня  («Иван   Сусанин»,М.Глинка),

                     Ратмир («Руслан и Людмила», М.Глинка),

                     няня («Евгений Онегин», П. Чайковский).

    Певицы: В.Левко, М.Андерсон.

    Лирический   тенор   -   голос   мягкого   серебристого   тембра, обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука.

    Диапазон: дом-до2.

    Оперные партии: Ленский («Евгений Онегин», П.Чайковский),

      Герцог («Риголетто»,  Дж. Верди),  

                                   Индийский гость («Садко», Н.Римский-Корсаков).
    Певцы: С.Лемешев, И.Козловский, Л.Собинов, Х.Каррерос.

    Драматический тенор - отличается большой силой звучания в
    верхнем регистре и полнотой, насыщенностью в нижнем.

    Диапазон: дом-до1.
    Оперные партии: Хозе («Кармен», Ж.Бизе),  

                    Садко  («Садко»,  Н.Римский-Корсаков),

                    Герман («Пиковая дама», П.Чайковский).

    Певцы: М. Ланца, В. Атлантов, Э. Карузо, П. Доминго, Л. Паваротти.

    Баритон - средний голос между басом и тенором. На протяжении всего диапазона звучит насыщенно, ярко, легко.

    Диапазон: ляб – ля1 .

    Оперные партии: Онегин («Евгений Онегин», П.Чайковский),

    Риголетто («Риголетто»,Дж.Верди),    

    Руслан      («Руслан      и      Людмила»,      М.Глинка).    

     Певцы: Д.Хворостовский, Ю.Гуляев, П.Лисициан.

    Высокий бас - бас певучий, иногда его называют баритональным за его светлое звучание. У него звучные верхние ноты и яркий центральный участок  диапазона.

    Диапазон:   миб-ми1.

    Оперные   партии: Борис   («Борис   Годунов»,М.Мусоргский),

    Иван Сусанин («Иван Сусанин», М.Глинка),

    Галицкий («КнязьИгорь», А.Бородин).

    Певцы: Ф.Шаляпин, Е.Нестеренко, А.Огнивцев.

    Низкий бас - обладает мощным звучанием нижних нот и всего
    центра диапазона. Верхний участок диапазона звучит напряженно.

    Диапазон: миб-ми1.

    Оперные партии: Кончак («Князь Игорь», А.Бородин),

                                  Варяжский гость  («Садко»,    Н.Римский-Корсаков),  

                                    Гремин   («Евгений    Онегин», П.Чайковский).

     Певцы: М.Рейзен, А.Ведерников, М.Михайлов).

     Материал из учебно-методического пособия «Теоретические основы вокала»