Для вас родители!!!

Денисова Виктория Викторовна

Этот раздел предназначен для родителей. Здесь можно найти инетересные упражнения и игры, в которые можно поиграть дома, а также информацию по различным темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку вырасти успешным

Каждый родитель мечтает о том, что его ребенок вырастит счастливым и успешным человеком, но не все имеют достаточное представление о том, как ему помочь в этом.

Существует множество приемов, использование которых в повседневной жизни, способствует появлению у ребенка комфортного самоощущения, а, следовательно, появлению сил и желания проявлять себя, достигать целей.

Во-первых, необходимо создавать условия для того, чтобы ожидания ребенка и людей (входящих в его непосредственное окружение) совпадали с результатами его деятельности.

Данное условие раскрывает понятие «успех». Успех – это совпадение ожиданий и результата.

Постоянное расхождение этих двух составляющий приводит к ощущению ребенком своей неуспешности, что  мешает его общению со сверстниками, отношениям со взрослыми, нежеланию проявлять активность и самостоятельность в познавательной деятельности. В конечном итоге, ребенок  становится робким, застенчивым, необщительным или наоборот, агрессивным.

Для создания ситуации успеха целесообразно использовать следующие приемы:

1. Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить. Дать ребенку понять, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

2. Объяснение цели деятельности. Необходимо дать ребенку понять, ради чего или кого делается задание или работа – это раскрывает значимость его усилий для себя или других людей. Тогда ребенок будет настроен на получение положительного результата.

3. Предвидение успешного результата через обращение внимания на сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и т.д.), которые помогут ему справиться с делом.

4. Скрытая инструкция. Реализуется путем использования намека, указания, пожелания («Лучше начать с ..», «Обратите внимание на …»)

5. Оценка полученного результата, при которой ребенок почувствует радость успеха. Дать оценку можно как полученному результату в целом, так и отдельным деталям, в которых проявились индивидуальность ребенка, его старательность и интерес («Особенно у тебя хорошо получилось …»).

Правильное использование перечисленных приемов позволит создать в вашей семье атмосферу успешности для ребенка, что положительно повлияет на его поведение, психическое развитие и жизнь в целом.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

♥Игра «Найди букву»
Для игры понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка.
Дайте ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву надо подчеркнуть. Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку. Затем измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву С». 
Для трёхлеток подойдут 2 - 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку можно давать тексты из 2 - 3 абзацев.
Примечание: игры этой серии развивают устойчивость и концентрацию внимания и тренируют умение произвольно распределять и переключать внимание.

♥Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.

♥Игра «Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым. 
Если детей много, то разделите их на команды. Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки.
Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.

♥Игра «Волшебный мешочек»
Для игры понадобятся мешочек с завязками и разные небольшие предметы: игрушки, детали конструктора, кубики и так далее. Размер предметов для игры должен быть такой, чтобы ребёнку было удобно их ощупывать и доставать из мешочка. 
Положите в мешочек все выбранные для игры предметы, затяните мешочек завязками так, чтобы осталось небольшое отверстие, в которое ребёнок сможет просунуть руку. Попросите малыша вытаскивать из мешочка именно те предметы, которые вы называете. При этом подглядывать в мешочек ему нельзя, то есть надо найти игрушки на ощупь. 
Чем больше предметов в мешочке, тем сложнее игра. Для трёхлеток больше 5 - 6 предметов брать не стоит.

♥Игра «Найди дощечку»
Для игры понадобятся тактильные дощечки. Их можно изготовить самостоятельно. Взять несколько небольших деревянных брусочков и на каждом из них выдолбить разные простые узоры. Главное, чтобы на ощупь они отличались друг от друга. Если нет возможности купить или изготовить тактильные дощечки, то можно пойти более простым путём. Взять одинаковые детали детского конструктора (лучше деревянного, но можно и пластмассового) и обернуть их разными по структуре тканями. Ткани можно взять: шёлковую, махровую, хлопчатобумажную, атласную, шерстяную, вязанную.
Во время игры дайте ребёнку в руки одну тактильную дощечку и предложите внимательно ощупать её. Заберите у малыша дощечку, попросите его отвернуться и спрячьте дощечку под платком среди других тактильных дощечек. Ребёнок должен узнать и найти свою дощечку под платком на ощупь.
Для трёхлетних малышей рекомендуется использовать не более 3 - 5-ти дощечек, постепенно их количество можно увеличивать. Для пятилетних детей можно использовать до 10 - 12-ти дощечек.
Примечание: игры этой серии развивают не только внимательность, но и совершенствуют тактильное восприятие ребёнка. В эти игру лучше играть с одним ребёнком, если играет группа детей, то задания даются по очереди каждому ребёнку.

♥Игра «Найди игрушку»
Выберите любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам. Примеры подсказок, по которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым, на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет игрушку, а вы ищете её по подсказкам ребёнка. Если в игре участвует несколько детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.

♥Игра «Добытчики» 
В эту игру можно играть как в помещении, так и на улице. Можно давать задание одному ребёнку, а можно группе детей.
Попросите детей поискать и принести вам какие-то предметы или вещи. Если игра проходит дома, можно попросить ребёнка принести кубик, куклу, книжку и карандаш. На улице можно попросить детей принести палочку, листик, камешек. Трёхлеткам можно давать задание приносить только по три вещи, а когда они научаться хорошо справляться с заданиями, постепенно увеличивайте количество предметов в одном задании. Если ребёнок умеет считать, то ему можно усложнить задание: «Принеси мне 3 палочки, 1 камешек, 5 травинок и 2 жёлтых листика».
Если в игре участвует много детей, то чтобы им было интереснее искать, а вы были уверены, что дети ничего не забудут, им можно выдать каждому по инструкции, на которых будет нарисовано, что детям надо принести.
Примечание: игры из серии «Ищи и найди» развивают внимательность, наблюдательность и память ребёнка. В них можно играть на детских праздниках. Особенно интересно, когда Вы предлагаете найти детям «клад» и прячете для них сладости.

♥Игра «Собери бусы»
Для игры понадобятся крупные бусинки разного цвета и величины.
Дайте ребёнку задание нанизать бусы по определенной схеме: синюю бусинку чередовать с зелёной, квадратную с круглой, красную с жёлтой. Чем младше ребёнок, тем проще должна быть схема. с возрастом задания можно усложнять: 2 круглые красные бусинки, 3 жёлтые прямоугольные, 1 синюю квадратную. Задания можно давать устно, а можно нарисовать цветную схему бус и попросить ребёнка собрать бусы по рисунку.

♥Игра «Построй башню»
Для игры понадобится набор детских разноцветных кубиков.
Попросите ребёнка построить несколько башен: одну синюю, одну красную, а третью жёлто-зелёную. Если малыш умеет считать, можно просить его построить одну башню из одного красного кубика и двух синих и одну башню из двух жёлтых и трёх зелёных кубиков. Задания можно говорить устно, а можно рисовать схему и просить ребёнка строить башни по рисунку. Если играет несколько детей, можно каждому из них выдать по своей схеме, главное следить, чтобы кубиков на всех хватило. По мере освоения игры задания можно усложнять.

♥Игра «Сделай по порядку»
Предложите ребёнку замереть, внимательно вас послушать и сделать все задания в том порядке, в котором он их услышал. Дайте ему, например, такие задания: хлопнуть в ладоши, топнуть ногой и повернуться вокруг себя; или взять куклу, причесать её, положить на стол, а потом принести машинку. Играя с трёхлетними малышами можно начинать с двух заданий и постепенно увеличивать количество команд.

♥Игра «Всему своё время»

1-й вариант
В эту игру лучше играть, когда в комнате разбросано много разных игрушек. Договоритесь с ребёнком, что он по вашей команде будет собирать и приносить вам игрушки. «Время кубиков» - говорите вы. Ребёнок должен начать собирать кубики. «Время карандашей» - ребёнок выискивает и приносит карандаши. «Время медвежонка» - ребёнок несёт медвежонка и так далее. Меняйте команды через разные промежутки времени, с разной периодичностью.

2-й вариант
В эту игру лучше играть на улице. На прогулке договоритесь с малышом, что вы будете искать разные вещи по команде. «Время красных машин» - начинайте искать и показывать на красные машины. «Время камешков» - ищите камешки. «Время синих машин» - ищите синие машины. «Время деревьев» - смотрите и показываете на все деревья, которые есть вокруг. Команды можно повторять. Все найденные предметы можно считать. Дома попробуйте вспомнить с малышом, где и что вы искали.

3-й вариант
Договоритесь с ребёнком, что по вашей команде он будет рисовать разные фигуры. Дайте ему бумагу, карандаш и начинайте. «Время кружочков» - малыш рисует кружочки. «Время квадратиков» - малыш рисует квадратики. «Время треугольников» -начинает рисовать треугольники. Команды можно повторять и менять в произвольном порядке.

Примечание: игры из серии «Всему своё время» тренируют такой важный навык, как умение произвольно переключать внимание.

♥Игра «волшебные пары»
Предложите малышу игру со словами. Ему надо называть по очереди одно животное и одно растение. Пример: слон, ромашка, лиса, дерево, кошка, трава. Постепенно игру можно усложнять и предлагать ребёнку называть по очереди два животных и два растения. Пример: собака, петух, куст, роза, лиса, волк, берёза, сосна, заяц, медведь. Потом ребёнку предложите называть по очереди, например, один предмет мебели, два предметы посуды. Дальше игра ещё усложняется: называть надо одно растение, два предмета мебели, три животных. Или назвать два числа и три геометрических фигуры.
Варианты заданий подбираются в зависимости от возраста и индивидуальных способностей детей.
В эту игру можно играть с группой детей. В таком случае, каждый ребёнок по очереди должен называть одно слово и при этом следить, чтобы соблюдалась правильная последовательность слов. Например, если задание называть одно животное и один предмет мебели, то первый ребёнок говорит: «Жираф», второй ребёнок говорит: «Стул», третий ребёнок говорит: «Аист», четвёртый ребёнок говорит: «Шкаф», пятый: «Волк».

♥Игра «Чередуй движения»
Предложите ребёнку по очереди два раза топнуть ногой, два раза хлопнуть в ладоши и не сбиваться с ритма в течении нескольких минут. Постепенно игру можно усложнять: один раз хлопнуть в ладоши, два раза помахать руками, три раза подпрыгнуть.
Если играют несколько детей, то они становятся в круг и выполняют задания все вместе. Сложность 
последовательности движений надо подбирать в зависимости от возраста и особенностей детей.

♥Игра «Кукольный театр»
Для игры понадобятся куклы и разные игрушки (посудка, предметы мебели, машинки). Хорошо подойдут для данной игры маленькие игрушки из детских шоколадных яиц. Соорудите на полу или на столе игрушечную сцену, расставьте на ней игрушки так, чтобы получилась сценка из театрального представления. Кто-то сидит на стульчике, кто-то стоит, кто-то спит в кроватке. Сюжет игры может быть любой. 
Предложите ребёнку внимательно рассмотреть сценку, обсудите с ним, чем игрушки «занимаются». Трогать руками ничего нельзя. Затем попросите ребёнка отвернуться или выйти из комнаты на антракт в театре. Поменяйте местами игрушки или измените детали сценки. Пригласите малыша на следующий акт и попросите отгадать, что изменилось. Если ребёнку трудно, ему можно подсказывать. Например, если вы поменяли местами 2-х кукол-персонажей, то можно уточнить, что раньше куклы делали то-то или были там-то. 
Чем младше ребёнок, тем проще должна быть «театральная сценка». Для начала возьмите 2-3 куклы-персонажа и меняйте 1-2 детали на «сцене». По мере того, как ребёнок начнёт справляться с заданиями, можно постепенно увеличивать количество персонажей и деталей.

♥Игра «Магазин»
С помощью игрушек создайте вместе с ребёнком модель супермаркета: разложите на полу или на столе всё, что будет продаваться в вашем магазине. Это могут быть и игрушки и любые другие вещи (книжки, карандаши, ложки, чашки, машинки).
Предложите малышу сходить куда-нибудь за новым товаром и пока он отвернётся, уберите что-нибудь из «магазина». Когда ребёнок вернётся к «магазину», скажите: «В магазин приходили покупатели. Угадай, что они купили?».
Чем младше ребёнок, тем меньше должно быть товаров. Начинать можно с 3 - 4-х и постепенно увеличивать до 7 - 8-ми. Чтобы усложнить игру, когда ребёнок уходит, можно давать список «товаров», которые он должен принести в ваш «магазин».

♥Игра «На рыбалке»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Предложите детям стать рыбаками. Чтобы «поймать рыбу», детям надо точно повторять движения ведущего. Вы начинаете игру: имитируете движения рыбаков: закидываете удочку, подсекаете рыбу, тянете сети, достаёте рыбу, проверяете, сколько рыбы в ведре. Малыши должны точно повторять за вами все движения. Движения можно озвучивать. Потом ведущим становится ребёнок, и все повторяют движения за ним. Все дети, участвующие в игре, должны побывать в роли ведущего и показывать движения рыбаков.
Чтобы усложнить игру, можно договориться, что ведущий может путать детей словами. То есть произносить одно действие, а выполнять другое. Дети должны повторять действия ведущего и не сбиваться на слова.

♥Игра «Кто пришёл?»
Предложите малышу поиграть в гостеприимного хозяина. К нему в дом будут приходить разные гости и каждого гостя он должен встретить по-разному. Например, если придёт лисичка, ей надо сказать: «Здравствуй, кумушка». Если придёт медведь, его надо приветствовать так: «Проходи, Михалыч». Если придёт зайчик, ему надо сказать: «Привет, попрыгайчик» и так далее.
Объясните малышу, что каждый гость, когда приходит, стучится по-разному. Ребёнку надо будет по характеру стука понять, кто пришёл и встретить гостя соответствующей фразой. Продемонстрируйте, как будет стучаться каждый гость. Например, лисичка легко постукивает пальчиками, медведь бьёт кулаком, зайчик топает лапкой. Убедитесь, что ребёнок всё запомнил. 
Соорудите ребёнку «дом», например, огородите его стульями, или просто обозначьте границу кубиками и начинайте игру. Ребёнок «сидит в домике», взрослый снаружи изображает разных гостей: то стучит как лиса, малыш должен приветствовать лису правильно; то топает как зайчик, малыш встречает его соответствующей фразой и так далее. Взрослый может повторяться: в гости могут прийти несколько медведей, лис и зайчиков. 
Чем старше ребёнок, тем больше разных гостей к нему могут приходить (в пятилетнем возрасте до семи). Прежде чем переходить на большее количество гостей, убедитесь, что ребёнок легко запоминает меньшее количество, и прибавляйте только по одному гостю.



Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок. Причины, критерии, рекомендации.

1.Внешние причины агрессивности:

- Семья, в которой растет ребенок. Многие родители отрицательно относятся к проявлениям агрессии у детей, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.

- Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой. Если ребенок попадает в класс или группу, где присутствуют разные виды агрессии, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками.

- Подражание персонажам фильмов, придуманным героям. Ребенок смотрит передачи, фильмы, книги, играет в компьютерные игры, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм.

2.Внутренние причины агрессивности

- Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.

- Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.

- Высокая тревожность, ощущение отверженности.

- Неадекватная самооценка (чаще заниженная).

- Стремление привлечь внимание взрослых.

Существует два вида агрессии: агрессивность как свойство личности и ситуативная агрессия (возникающая при опасности и проходящая, когда человеку ничего не угрожает). Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. Но бывает, что агрессивность становится свойством личности.

Примерные критерии агрессивности как свойства личности:

  • частая потеря контроля над собой;
  • частые споры и ссоры с окружающими, где ребенок выступает инициатором драк;
  • отказ выполнять просьбы взрослых;
  • намеренные попытки вызывать у других чувство раздражения;
  • обвинение других в своих ошибках;
  • вымещение своего гнева на неодушевленных вещах;
  • частое проявление злости, гнева, зависти;
  • злопамятность (долго помнит обиду, стремясь отомстить);
  • мнительность и раздражительность.
  • угрозы другим людям словами, жестами, взглядом;
  • нечувствительность (ребенок не испытывает сострадания, может намеренно делать больно животным и людям).

Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему и семье необходима помощь.

Что делать, если вы заметили, что ребенок агрессивен?

  • Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, телефильмы, компьютерные игры, грубые фразы в разговоре и т.д.)
  • Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих и себя.
  • Повышайте самооценку ребенка.
  • Старайтесь чаще общаться “на равных”, установить доверительные отношения, чтобы ребенок мог рассказать вам, что он чувствует, объяснить причины своего поведения.
  • Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение и не запрещайте его – это загонит проблему в глубь. Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка  Необходимо искать причину ее возникновения.
  •  Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
  • Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами! 
    (“Надо любить животных и помогать им”, - говорит мама, а позже жалеет денег ребенку, который хочет отдать их на благотворительность: “У нас итак нет денег, а ты животным их хочешь отдать”. “Нельзя грубить взрослым”, - говорит папа, но в магазине, накричал на пожилую женщину, которая долго не могла выбрать товар).
  • Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (проиграйте с ним эту ситуацию, обратитесь к психологу, развивайте коммуникативные навыки).

Педагог-психолог: Денисова В.В.



Предварительный просмотр:

         ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙE:\скачанные файлы.png

D:\НАТАША\картинки\новые картинки\1281636833_1-54.jpg



Предварительный просмотр:

Значение слов-установок  в общении с детьми

Родители -  самые авторитетные и любимые для ребёнка люди, особенно на самых ранних этапах развития. В подтверждение этому, мы часто слышим от детей: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, так как именно они формируют у детей установки.

Установка – это сформированное направление поведения.

Установки  возникают в обычной, повседневной жизни. Они формируются с раннего детства благодаря окружающим человека людям. Они настолько крепки, что оставляют отпечатки в характере человека, а следовательно в его поведении. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка (положительная установка со стороны родителей и окружающих). Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Ниже будут описаны часто встречающиеся негативные родительские установки и их последствия, которые они могут иметь для личности ребенка. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ  (Н) -  ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ (П)

Н.:"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".    Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.       -    П.: "Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

Н.:"Горе ты моё!"          Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.   – П.:"Счастье ты моё, радость моя!"

Н.:"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"    Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.     -     П.:  "Поплачь, будет легче…".

Н.:"Вот дурашка, всё готов раздать…".         Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.         – П:  "Молодец, что делишься с другими!".

Н.:"Не твоего ума дело!".         Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. – П.:  "А ты как думаешь?".

Н.:"Ты совсем, как твой папа (мама)…".       Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя        - П.: "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

Н.:"Ничего не умеешь делать, неумейка!".    Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.       – П.:     "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

Н.:"Неряха, грязнуля!". Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.         – П.:   "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

Н.:"Ты плохой, я уйду от тебя к другому ребёнку!".      Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.     – П.:       "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

Н.:"Уйди с глаз моих, встань в угол!"            Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.         – П.:   "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

Н.:"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".  Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.      – П.:    "Смелее, ты всё можешь сам!".

Н.:"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".      Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.   – П.:"Держи себя в руках, уважай людей!".

Чтобы ваш ребенок вырос уверенным, самостоятельным, добрым и уравновешенным человек старайтесь говорить ему как можно чаще следующие фразы: «Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали?!Иди ко мне! Садись с нами…! Я помогу тебе…Я радуюсь твоим успехам! Что бы не случилось, наш дом – наша крепость. Расскажи мне, что с тобой…»