Материалы и полезные ссылки для любознательных школьников

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

Тем, кто хочет улучшить знания русского языка и литературы

http://www.rm.kirov.ru/tasks.htm задания знаменитого конкурса "Русский медвежонок" и ответы на них

http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/rus.php задания Всероссийской олимпиады школьников и международные олимпиады школьников по общеобразовательным предметам

https://foxford.ru/ он-лайн школа для ребят по всем предметам

http://future4you.ru/ Интеллектуально-творческий потенциал России (творческие конкурсы и НОУ)

http://znanika.ru/region/ всероссийские бесплатные конкурсы для школьников

https://mega-talant.com/ конкурсы для школьников и учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс.

1. Перечислите поэтов пушкинской поры. Укажите, кто из них учился вместе с А.С. Пушкиным в Царскосельском лицее. 

2. Назовите авторов строчек и произведения, из которых они взяты:

Счастливые часов не наблюдают.

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Не хочу учиться, хочу жениться.

Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный.

Металлов тверже он и выше пирамид…

Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!.. Эх вы!..

3. Узнайте литературных героев по описанию:

Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском.

У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно.

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод.

На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было предано сахару. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила…

4. Назовите 5-6 стихов из комедии Горе от ума, ставшие пословицами и поговорками.

5. На могиле Грибоедова есть строки: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» Кто их автор? 

6. Перечислите повести Н.В. Гоголя, входящие в цикл «Миргород».

7. Назовите стилистические фигуры и художественные приемы использованы в данных отрывках:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

                        (М.Ю. Лермонтов)  

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край.

(А.А. Фет)  

А язык?!

На метров тридцать

догонять

начальство вылез.

(В.В. Маяковский)

Схимник-ветер шагом осторожным…

(С.А. Есенин)

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

                    (А.С. Пушкин)  

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн…

                   (К. Бальмонт)

8. В каком произведении есть вставной рассказ о Кифе Мокиевиче? Какова его основная тема? (Мертвые души, тема крепостного права)

9. Определите размер стихотворений:

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись спят.

                      (Ф.И. Тютчев)     

                                                         

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

                      (И.С. Тургенев)           

                                                                                             

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

                               (А.С. Пушкин)   

10. Соотнесите литературные маски (или псевдонимы) с реальными фамилиями авторов.

  1. Козьма Прутков                                        а) Н.В. Гоголь
  2. В. Алов                                                б) А.П. Чехов
  3. Человек без селезенки                                в) А.К. Толстой, братья Жемчужниковы
  4. Борис Акунин                                        г) А.М. Пешков
  5. Максим Горький                                        д) Г. Чхартишвили

11. Какие реальные исторические лица действуют в повести «Капитанская дочка»?

12. Соотнесите названия произведений и их жанровую принадлежность.

1) В.А.Жуковский «Светлана»                                а) роман

2) А.С. Пушкин «К морю»                                        б) поэма

3) М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»                в) комедия

4) А.С. Грибоедов «Горе от ума»                                г) элегия

5) М.Ю. Лермонтов «герой нашего времени»                д) баллада

6) Н.В. Гоголь «Мертвые души»                                е) сказка

13. Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?

а) «К другу стихотворцу»

б) «Мечтатель»

в) «Воспоминания о Царском Селе»

Кто из известных русских писателей ХVIII века присутствовал на этом экзамене?

14. Объясните смысл следующих историко-культурных реалий:

«Современник», «Арзамас», «Зеленая лампа», «Отечественные записки», «Полярная звезда»

Творчество каких писателей связано с деятельностью этих литературных объединений, журналов, альманахов?

15. Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы.

Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы.

Например: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.

А)

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Б)

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне

В)

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая,  румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Г)

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

16. Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова:

1) «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» 

2) «Так: частенько там

Мы покровительство находим, где не метим» 

3) «Грех не беда, молва не хороша» 

4) «Вот то-то все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы на старших глядя» 

 5) «Зачем ума искать и ездить так далеко»

17. Кто и о ком сказал следующие строки?

«Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет»

18. Это произведение было переведено такими известными поэтами, как В.А. Жуковский, А.Н. Майков, К.Д. Бальмонт, Н.А. Заболоцкий. Назовите его.  

19. В чем проявилось новаторство Державина при создании произведения «Фелица»? Назовите жанр произведения.  

20. Сопоставьте два литературных течения по следующим трем критериям:

Основания

Классицизм

Романтизм

Герои

Конфликт

Жанры

Авторы

21. Назовите автора этих строк: «Баллада мой избранный род поэзии». Приведите названия не менее двух баллад этого поэта. 

22. Назовите произведения и их авторов, эпиграфы из которых приведены ниже:

1) Там, где дни облачены и кратки, родится племя, которому не больно умирать. Петрарка

2) Береги честь смолоду

3) Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. Князь Вяземский.

4) Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай. Байрон

                                                                                             



Предварительный просмотр:

Русский язык. 7 класс.

  1. Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков.

Образец записи: лён – ноль.

  1. Ты румян, как маков цвет,/ Я, как смерть, и тощ, и бледен. – Князь для белочки потом/ Выстроил хрустальный дом,/ Караул к нему приставил/ И притом дьяка заставил/ Строгий счет орехам весть. (А. С. Пушкин)
  2. Лещ лежал в сырой траве между плетей и ежевики. (К. Г. Паустовский) Неуклюжие постройки клетки <…> лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно. (Д. С. Мережковский)
  3. И тут краб, каким-то незаметно боковым, чисто крабьим движением вильнул в воде, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк. (Ю. О. Домбровский.

1.__________________________2._________________________3__________________

2. а) «Словарь русского языка XVIII века» фиксирует несколько неизвестных уже русскому языку устойчивых выражений, в которых употребляются древние названия букв русского алфавита. Определите значения иронических фразеологизмов XVIII- нач. XIX века, опираясь на приведенные контексты.

  1. Нам быть пиитами способно, коль аз да буки мы умеем прочитать. (А. П. Сумароков. Притчи)
  2. Начну говорить и толковать Ивану Федоровичу, но Иван Федорович не в ту сторону идет. Ты ему говори аз, а он твердит буки да веди. Поговорю, поговорю, да и брошу. (А. Т. Болотов. Записки.)

б) Назовите известные вам устойчивые выражения, в котрых употребляеются древние названия букв нашего алфавита.

  1. Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова:
  1. Кур (петух), 2) Зга (дорога), 3) Код (небольшой участок земли), 4) Зеница (зрачок), 5) Око (глаз), 6) рожон (заостренный кол).

4. Из данного перечня выпишите слова, которые являются однокоренными. От какого слова они произошли? Какое еще однокоренное слово вы можете добавить с исторической точки зрения?

      Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

5. Каким путем достигается художественная выразительность данных поговорок и поверий, связанных с народным календарем? Опираясь на эти примеры, объясните значение термина народная этимология.

На Корнея (26 сентября) корни в земле зябнут (до этого срока должны быть убраны все корнеплоды). Придет Наум – поставит на ум (с 1 декабря, дня Наума-грамотника, начинается обучение крестьянских детей). Прокоп (12 марта) дорогу в снегах прокопает. На Евтихия (19 апреля) вода в реках тихая. На Олену (3 июня) лен сеют. На Луку (12 августа) лук сушат. На Тихона (29 июня) птицы стихают – садятся высиживать птенцов. На Прокла (25 июля) шлют проклятие всякой нечестии.

6. Пαλινδρομως как феномен известен давно. Древнейший термин написан по-гречески и относится к IV в. Прочитайте внимательно, назовите термин, записанный по-гречески, дайте его определение, приведите свой пример.

7. Выпишите слова, образованные по одной и той же словообразовательной модели. Укажите эту модель. Назовите общее словообразовательное значение данной модели.

     Род графов Толстых отличался одаренностью, незаурядностью, талантливостью, сложностью, противоречивостью, необузданностью, энергичностью, масштабностью, долголетием и плодовитостью. Все достоинства и недостатки предков Л. Н. Толстого смешались в сложной и противоречивой личности писателя. В нем, как в призме, сошлись все лучи, чтобы рассеяться в потомках. (С. М. Толстой. Дети Толстого)

8. Укажите общее грамматическое значение, свойственное каждой группе слов, приведенных ниже:

а) нога, рука, писала, сотая, выдающаяся

б) бéрега, пустынного, его, пятерых, смотрящего

в) в море, на песке, в лесу, на ветке, на яблоне

г) моря, пески, леса, ветки, яблони

9. Объясните, почему Ж, Ш всегда, а после Ц почти всегда пишется буква И, хотя произносится звук [ы].

10. Укажите названия словарей, в которых могут быть размещены данные словарные статьи.

Образец записи: 1. Словарь синонимов.

  1. Текст, -а, мн.-ы,-ов.? о тексте [с’т’]! неправ. [тэ] ист.
  2. Кандидат, впервые у Петра I. Заимствовано из нем. Kandidat или из дат. candidates, потому что в Риме претендент на должность был обязан появляться в toga candidata – «белой тоге».



Предварительный просмотр:

  1. Укажите ряды слов, где есть слова с орфографической ошибкой.  Исправьте эти слова.
  1. гуттаперчивый, гостиница, жеваный, дышущий
  2. трущоба, вермишелевый, колющий, перемешанные вещи
  3. в продолжении дня, иссиня-черный,  железнодорожный, снежно-белый
  4. откаченный стол, аръергард, в продолжении романа, в течение дня
  5. вывалянный в грязи,  совсем незнакомые слова, отнюдь несмешной, супер-яхта.

  1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

1) На ночь глядя подумалось, как же обидно читать негативные отзывы в свой адрес!

2) Идеально выполненные античные колонны, как нельзя лучше, гармонируют с фасадами многих особняков 18-19 вв.

3) Ходил он всегда веселой и легкой походкой, и любил одеваться опрятно и по моде.

4) Его нрав, его манера разговора, его фонтанирующий талант – все это невероятно будоражило довольно-таки чинную бюргерскую научную среду почтеннейшего учреждения.

  1. Названия детенышей животных часто образуется с помощью суффикса – енок, например, тигренок, совенок. Среди приведенных слов выберите одно, образованное по общему правилу и объясните, почему остальные не подходят:

 

ягненок, теленок, поросенок, цыпленок, гусенок.

  1. В «Горестном романсе» М. Щербакова есть такие строки:

Поржавело наше […],

Наше семя не взошло.

Поредело наше племя,

Наше время истекло.

Как называются выделенные слова, чем они отличаются от других? Вставьте пропущенное слово, которое тоже относится к этому списку.

  1. Что такое архаизмы и историзмы? Распределите слова по 2 колонкам:

Ланиты, карета, РСФСР, чело, перс, СССР, смерд, холоп, десница, уста, холоп.

  1. Укажите случаи, где лексическое значение слова определено неверно:

Парировать – быстро представлять бесспорные возражения против чего-либо.

Раритет – предмет, защищающий от несчастья, который носят с собой суеверные люди.

Стереотип – повторяющийся без изменений, воспроизводящий общеизвестное.

Кавалькада – группа всадников.

Протекция – направление развития, склонность, стремление.

  1. Определите род существительных, укажите те, которые относятся  и к мужскому, и к женскому роду.

Кофе, банкноты, крупье, жюри, такси, мозоли, салями, ставни, клавиши, купе, иваси, меню, манжеты, шимпанзе.

  1. 1) К приведенным ниже словам подберите однокоренные слова, объясните образование обоих слов в паре.

езеро –

ладья –

шлем –

врата –

град –

есень –

время –

равный –

млеко –

глава –

древо –

2) Звук [о] в русском языке появился двумя путями: из гласного полного образования О и из редуцированного Ъ. Объясните, в каких словах звук произошел из Ъ?

Посол, Курск, комар, конь, новость, рожь, зову, кусок, восток, долина, мост, платок.

  1. В каких предложениях выделенные слова являются дополнениями?

  1. Она позвала его и предложила сесть.
  2. Ему послышался шум за окнами.
  3. Доброта была ему в тягость.
  4. Анна научила дочь читать.
  5. Затем пригласили ужинать.

  1. Определите, какие выразительные средства использованы в следующих предложениях:

А – метонимия, Б – синекдоха, В – гипербола, Г – сравнение, Д – перифраза

1) Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

2) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

                          (А.С. Пушкин)

 3) Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут (У. Шекспир)

 4) Пушкин - солнце русской поэзии.

5) - Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

                    (М. В. Лермонтов)