Мои выступления.

Черниченко Валентина Михайловна

Выступления, доклады, опыт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Доклад на тему:

Готовность педагога к реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Выполнила:

учитель начальных классов

В.М.Черниченко

г.Алексеевка, 2018 г.

С 1 сентября 2016 года началась реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ОВЗ  и федеральных государственных стандартов общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

Ключевой фигурой реформирования образования во все времена был и остается педагог.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - писал К.Д. Ушинский.

Основу любой школы составляют педагогические кадры.

От того, насколько учитель будет готов к реализации той или ной задачи,  зависит успех всех реформ.

С чего же начать, как можно представить процесс  подготовки педагога к внедрению новых программ?

Можно выделить несколько основных этапов подготовки педагога к реализации и внедрению новых образовательных программ.

    1 – изучение нормативно-правовой базы внедрения ФГОС, методических материалов по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

    2 - разработка необходимой документации, в частности составление  адаптированных рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями нового стандарта.

    3 -прохождение курсов повышения квалификации; личностный, профессиональный  рост педагога.

    4 - создание, обновление, пополнение УМК.

    5  -  использование современных образовательных технологий, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС.

    6  -  знание и соблюдение структуры урока по ФГОС.

    7  - четкая ориентация на результат.

Рассмотрим основное содержание отдельных этапов.

  1. Какие нормативные документы должны стать настольной книгой учителя обучающего детей с ОВЗ ?

ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»

От 29.12.2012г

№ 273 –ФЗ

Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

От 19.12.2014г

№ 1598

Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

От 19.12.2014г

№ 1599

Методические материалы по ФГОС обучающихся с ОВЗ:

1. федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.

2. Какую документацию необходимо разработать педагогу?

1. рабочую программу по учебным предметам; 
2. коррекционно-развивающую программу;
3. программу внеурочной деятельности;
4. карту оценивания предметных достижений, позволяющие осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ОВЗ.

Основной упор в стандартах нового поколения сделан на внеурочную деятельность.

При разработке адаптивных рабочих программ по учебным предметам необходимо иметь ввиду, что ФГОС - это совокупность трех систем требований:

  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
  • Требования к организации образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ.

3. В условиях введения Стандарта учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагога.

Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде: 
Профессиональная компетентность
 позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он не транслятор знаний,  а человек, который способен  проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения.

Способности. Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении. Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности. Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

 Личностные качества современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени.  Учителя понимают, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Учитель сам являться носителем образа человека, народа, страны и передает этот образ молодому поколению. Отсюда приоритетными следует признать воспитание духовно-ценностных качеств, творческого отношения к миру, умение взаимодействовать с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры.

Профессиональное самосознание -это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности. Профессиональный учитель любит свой предмет и своих учеников, обладает простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учит не только наукам, но и жизни.

5.Учителю необходимо владение современными образовательными технологиями, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:

  • ИКТ;
  • личностноориентированные технологии;
  • здоровьесберегающие и игровые технологии;
  • коррекционно-развивающие;
  • дифференцированное, «пошаговое» обучение;
  • проектные технологии;
  • исследовательские технологии;
  • обязательная индивидуализация обучения;

6.Знание и соблюдение структуры урока по ФГОС

Урок по ФГОС – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
- на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;
- на уроке реализуется деятельностный подход;
- организация урока динамична и вариативна;
- на уроке используются современные педагогические технологии.

«Требования к уроку по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 -     признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 -    признание того, что развитие личности зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;

 - развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества;

 -     разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

 -  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта;

 - реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося;

 - разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Опорный конструктор урока может быть следующим:

  • Организационный этап
  • Контроль  за усвоением пройденного материала
  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе
  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Первичная проверка понимания изученного
  • Этап закрепления новых знаний и способов действий
  • Применение знаний и способов действий
  • Обобщение и систематизация
  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
  • Коррекция знаний и способов действий
  • Подведение итогов занятия
  • Рефлексия.

Главным же при работе по ФГОС являются принципы, подходы педагога к самой организации урока.

Принципы деятельности  педагога:

  • пересмотр схемы и требований к  уроку;
  •  изменение психологических условий обучения;
  •  создание между детьми атмосферы добра,     взаимовыручки;
  •   создание психологической комфортности;
  •   равенство всех участников учебного процесса;
  •   привлечение детей к    деятельности на добровольной   основе;
  • возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
  •   вера в каждого ребенка;
  •  способствовать речевому развитию;
  •  максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

7. Четкая ориентация на результат.

  В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.

Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное время.

.     И в итоге хотелось бы отметить ещё раз: ответственность учителя  всегда была  исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        

Пожелаю же всем коллегам здоровых идей и здоровых детских душ!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Сообщение на тему:

«Личностная компетентность школьника

и методы её оценивания».

Подготовила: Черниченко В.М.

2018 г.

Главная задача современной системы образования — создание условий для качественного обучения. В «Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуации.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура состветствутоших компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

1.        Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).

2.        Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции).                                            

3.        Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;

– интеллектуальные задания;

– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;

– знание своих сильных и слабых сторон;

– способность к рефлексии;

– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;

– клиническое здоровье;

– физическое здоровье;

– уровень валеологических знаний.

Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников является информационная компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и наша задача формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.

     Показатели сформированности информационной компетентности

      Средства оценивания

1.

Компьютерная грамотность учащихся

Практическая  работа

2.

Умение пользоваться различными источниками информации

Интегрированные самостоятельные работы

3.

Умение переводить информацию из одного вида  в  другую

Творческие задания

        Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и  навыков, создания условий для индивидуализации обучения.

В реальной жизни наши ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему необходимо учить воспитанников, формируя коммуникативную компетентность

.

      Показатели сформированности коммуникативной компетентности

    Средства оценивания

1.

Умение  общаться и работать в группе

Результативность при работе в команде

2.

Умение  доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности

Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)

      Воспитанники живут в социуме и  необходимо создать условия для их  социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи,  ведь каждому ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.

Показатели сформированности социальной компетентности

Средства оценивания

1

Позитивная внеурочная деятельность

Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях

2

Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат

Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников

3

Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума

Результативность участия в социально направленных мероприятиях

4

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта

Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников

5

Культура здоровья учеников

Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача школы

6

Самоуправление класса

Действующая система самоуправления класса

          Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную  компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие личностной компетентности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.